«Знакомство с составными задачами»



Скачать 123.4 Kb.
Дата03.06.2016
Размер123.4 Kb.
ТипУрок
Технологическая карта урока

1. Предмет: математика 2 класс, программа «Гармония», автор учебника Истомина Н.Б.

2. Тема урока: «Знакомство с составными задачами».

3. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации.

4. Тип урока: «открытие» нового знания.

5. Задачи урока:



предметные – овладение понятием «составная задача»; формирование умения отличать составные задачи от простых, записывать условие составной задачи в форме краткой записи;

метапредметные - развитие умения моделировать условие задачи с помощью схемы-модели, выявлять отношения между величинами, вести поиск решения задачи; развитие вычислительных навыков, внимания, наблюдательности, сообразительности, абстрактного мышления;

личностные – развитие положительной мотивации к обучению, интереса к урокам математики.

6. Методы обучения: информационно-развивающий, деятельностный, наглядный, проблемный.

7. Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.

8. Средства обучения: таблицы-опоры краткой записи задач, схемы-модели, карточки с выражениями на сложение/вычитание, основанное на знании десятичного состава чисел.

9. Ход урока.




Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент



Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

К какому уроку вы приготовились? Подумайте, что вам пригодится для успешной работы на уроке математики?

Что мы делаем на этом уроке?

Прежде, чем узнавать новое, что необходимо сделать?




Проявление интереса к материалу изучения, представление собственного опыта.

Математике.

Варианты ответов детей.

Дети высказываются по этому поводу.


Учимся считать, решать задачи, узнаем новое.

Повторить изученное.



Коммуникативные

Умение поддержать разговор, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



Личностные

Самоопределение



Регулятивные

Целепологание, включение в учебный процесс.



2

Актуализация опорных знаний, мотивация, фиксация затруднений.

Решите примеры

На доске карточки:

45 + 20 = а 30 + 47 = з
83 – 60 = и 34 – 3 = ч
50 – 8 = а 43 + 7 = д

Проверьте друг у друга правильность вычисления.

Теперь сравните с ответами на доске (на доске переворачиваются листочки с ответами).

Назовите числа, которые вы получили. Поднимите руки, у кого нет ошибок. Оцените своё знание вычислительных приёмов "смайликом" на полях.

Что вы заметили на карточках помимо цифр?

(с обратной стороны карточек написаны буквы)

А теперь расположите полученные при решении числовых выражений числа в порядке убывания. Что получилось у вас?

А у меня?


Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

На доске открывается часть темы.

Знакомо ли это слово вам?

Что нового о нем можно узнать?

Проверим ваши предположения.

б) Повторение изученного.

На доске вывешивается схема краткой записи задачи на нахождение суммы.

c:\documents and settings\user\рабочий стол\img1.gif

Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи.

Сколько вопросов в этой задаче? Какой?

Начертите на доске схему-модель к этой задаче.

Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.

Составьте подобную задачу.


На доске вывешивается схема краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

c:\documents and settings\user\рабочий стол\img3.gif

Что можете сказать об этой задаче?

Сколько вопросов в этой задаче? Какой?

Начертите схему-модель к этой задаче.

Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
А теперь прочитайте выделенные задачи в учебнике на стр.54. Какая схема условия и схема-модель подходит к первой задаче? Почему?

Какая схема условия и схема-модель подходит ко второй задаче? Почему?





Дети записывают числовые выражения в тетрадях и находят их значения.

Взаимопроверка выполнения данного задания. Работа в парах.

Дети зачитывают и проверяют.

Дети выполняют самооценивание. Ставят смайлики на полях.


Буквы.

Записывают.


Ряд чисел.
Слово «ЗАДАЧА»

О задачах.


Да.


Предположения детей.

Это задача на нахождение суммы.

Один. Сколько всего? или Сколько вместе?
Один чертит на доске схему к задаче, остальные в тетрадях.

Дети говорят «а+в»

Дети предлагают варианты подобных задач.

Это задача на уменьшение числа на несколько единиц

Один. Сколько единиц во второй части.

Один чертит на доске схему к задаче. Остальные в тетради.

«а-в»

На увеличение числа на несколько единиц. Потому, что там сказано "на 5 флажков больше".



Коммуникативные

Развитие способов взаимодействия с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с точностью выражать свои мысли.



Личностные

Развитие учебно-познавательной мотивации



Регулятивные

Самооценивание, сравнение с заданным эталоном, коррекция.



Познавательные

Развитие общеучебных универсальных действий (моделирование, смысловое чтение), логические универсальные действия ( составление целого из частей, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей)



3

Постановка учебной задачи.

На доске вывешивается схема краткой записи составной задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.

c:\documents and settings\user\рабочий стол\img7.gif

Подходит ли эта схема к тем задачам, что мы решали?

Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи.

Что вас смутило?

Чем они отличаются? Что обозначает каждый вопрос?

Из каких двух задач составили эту задачу?


Эту задачу составили из двух простых задач. Догадайтесь, как называются такие задачи? Какова тема урока? Проверим себя по учебнику.

Попробуйте сформулировать теперь цели урока: что нового узнаем, чему мы сегодня будем учиться?
(На доске появляются вспомогательные слова:

Научимся отличать ...


Будем учиться записывать .....
Будем учиться решать ..)

Нет.
Дети в замешательстве.

В этой задаче два вопроса. Первый – сколько единиц во второй части, второй – сколько всего.

Дети показывают схемы краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.

Дети догадываются: составные задачи.

Составные задачи.

Смотрят тему в учебнике.
Научимся отличать составные задачи от задач в одно действие. Будем учиться записывать схемы составных задач. Будем учиться решать составные задачи.


Коммуникативные

Развитие способов взаимодействия с учителем и сверстниками, умение вступать в дискуссию, умение с точностью выражать свои мысли.



Личностные

Развитие учебно-познавательной мотивации



Регулятивные

Целеполагание, планирование, определение последовательности действий, прогнозирование.



Познавательные

Развитие общеучебных универсальных действий (самостоятельное выделение познавательной цели), логические универсальные действия (анализ объектов с целью выделения признаков, аналогия, построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей), умение формулировать и решать проблему.



4

"Открытие" нового знания

а) анализ и краткая запись условия задачи

Уч.стр.55 №140

Прочитаем текст первого абзаца. Нужно ли выполнять арифметическое действие, чтобы ответить на поставленный вопрос? Почему?

Поставьте к данному условию вопросы, на которые вы сможете ответить, выполнив арифметические действия.


Посмотрите как записала решение Маша и скажите, какой вопрос она поставила к условию?
Почему вы так считаете?
А какой вопрос задал Миша?

Очевидно, Миша поставил такой вопрос, на который не ответишь, выполнив только одно действие. Поэтому в его записи показано, что он выполнил сначала одно действие – 1), а потом второе – 2).


На доске записано:

1) 38 – 8 = 30(м.)


2) 38 + 30 = 68 (м.)

Ответ:


Что Миша узнал, выполнив первое действие?

Какой это вид задач?


(На доске вывешивается схема-модель задачи на уменьшение числа на несколько единиц.)
Что Миша находит вторым действием?
Какой это вид задач?
Какой же главный вопрос задавал Миша к условию задачи?
Какой ответ в этой задаче?
Какую задачу получил Миша?


Нет. Мы можем ответить без выполнения арифметических действий: если у Миши на 8 марок меньше, то у Коли на 8 марок больше.

Сколько марок у Миши? Сколько марок у обоих мальчиков?
Сколько марок у Миши.

У Миши на 8 меньше, значит могло быть столько же, но без 8.

Дети находятся в замешательстве

Сколько марок у Миши.

На уменьшение числа на несколько единиц.

Сколько марок всего у Коли и у Миши.


На нахождение суммы.

Сколько всего марок у мальчиков.


Всего 68 марок.
Миша получил составную задачу.

Коммуникативные

Развитие способов взаимодействия с учителем и сверстниками, умение вступать в дискуссию, умение с точностью выражать свои мысли.



Личностные

Развитие учебно-познавательной мотивации



Регулятивные

Развитие навыков соотнесения того, что уже известно с усвоенным материалом, умение построения алгоритма решения задачи, определение последовательности действий, прогнозирование, осознание качества и уровня усвоения нового знания.



Познавательные

Развитие общеучебных универсальных действий (самостоятельное выделение познавательной цели, знаково-символические действия, смысловое чтение), логические универсальные действия (анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, синтез), умение формулировать и решать проблему.



5

Первичное закрепление во внешней речи

Запишем условие и решение следующей задачи. Прочитайте текст задачи.
Чем эта задача отличается от предыдущей?

а) краткая запись условия задачи

О чём задача?
Какие главные слова выделим для записи условия?
Знаем ли сколько марок у Коли?
Запишем. Знаем ли сколько марок у Миши? Как это покажем?
Что нам известно о количестве Мишиных марок? Как это покажем?
Прочитайте вопрос задачи.
Как покажем это в условии
б) составление схемы-модели

Построим схему-модель. Как покажем Колины и Мишины марки?


Какой отрезок будет больше? Почему?
Обозначьте отрезки данными.
Как покажем главный вопрос задачи?

в) решение

Сколько вопросов в задаче?
Какой вопрос главный?

Как найти сколько всего?

Можем ли сразу выполнить это действие? Почему?
Как найти сколько марок у Миши? Почему?

Сколько действий в решении задачи?


Что найдём первым действием?
Запишем первое действие. Что найдём вторым действием?
Запишем второе действие.

1) 3 + 2 = 5 (м.) – у Миши.


2) 3 + 5 = 8 (м.)

г) запись ответа

Как запишем ответ задачи?
Запишем ответ.


Количеством марок у мальчиков. У Миши теперь марок больше.

Записывает на доске один из обучающихся.

О марках

«У Коли» и «У Миши».


Да, 3 марки.

Нет. Поставим знак вопроса.

Их на 2 больше. Запишем после вопроса эту подсказку.
Сколько марок у Коли и у Миши вместе?

Фигурной скобкой со знаком вопроса.


Двумя отрезками.

Второй, потому что у Миши марок больше на 2.

Дети обозначают.

Фигурной скобкой.

Два.


Сколько всего марок у мальчиков.

Надо к Колиным маркам прибавить Мишины марки?


Нет. Мы не знаем сколько марок у Миши.

К 3 прибавить 2. Потому, что у Миши на 2 марки больше, а у Коли 3 марки.

Два.
Сколько марок у Миши.

Сколько марок всего у мальчиков.

Записывают.

Ответ: всего 8 марок.

Записывают.


Коммуникативные

Развитие способов взаимодействия с учителем и сверстниками, умение вступать в дискуссию, умение с точностью выражать свои мысли.



Личностные

Формирование самостоятельности, ответственности,уверенности в своих силах, положительного отношения к себе.

Развитие учебно-познавательной мотивации

Регулятивные

Развитие навыков соотнесения того, что уже известно с усвоенным материалом, умение построения алгоритма решения задачи, определение последовательности действий, прогнозирование, осознание качества и уровня усвоения нового знания. Умение анализировать выполненную работу.



Познавательные

Развитие общеучебных универсальных действий (самостоятельное выделение познавательной цели, знаково-символические действия, смысловое чтение), логические универсальные действия (анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, синтез), умение формулировать и решать проблему.



6

Самостоятельная работа

Вывешивается схема-модель составной задачи на увеличения числа на несколько единиц и нахождение суммы.

c:\documents and settings\user\рабочий стол\img8.gif

Давайте попробуем самостоятельно составить буквенное выражение к этой задаче по схеме-модели.

Самопроверка, сравнение с эталоном.

Каков главный вопрос задачи?


Как ответить на главный вопрос задачи?
Первая часть известна?
а
Вторая часть известна?
Что сказано о второй части?
Каким буквенным выражением можем это показать?
а + в.

Какое выражение мы получили?



Дети работают самостоятельно.
Сколько всего.

К первой части прибавить вторую.

Да – «а».
Нет.

Она на «в» больше.

а+б

а + (а + в).


Коммуникативные

Развитие способов взаимодействия с учителем и сверстниками, умение вступать в дискуссию, умение с точностью выражать свои мысли.



Личностные

Формирование самостоятельности, ответственности,уверенности в своих силах, положительного отношения к себе.

Развитие учебно-познавательной мотивации

Регулятивные

Умение систематизировать, обобщать изученное.Соединять части в целое.

Высказывать суждения по результатам сравнения.

Формирование собственных представлений о предмете изучения. Развитие навыков соотнесения того, что уже известно с усвоенным материалом, умение построения алгоритма решения задачи, определение последовательности действий.



Познавательные

Развитие общеучебных универсальных действий (самостоятельное выделение познавательной цели, знаково-символические действия), логические универсальные действия (выбор оснований и критериев для сравнения, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей), умение формулировать и решать проблему.



7

Итог урока, рефлексия.

С каким понятием мы сегодня познакомились?
Посмотрите на задачи, которые мы сегодня ставили перед собой на уроке. Достигли ли мы этих целей?

Какую работу мы выполняли?

Чему учились?
Где пригодятся вам эти знания?

Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её на шкале «волшебной линеечки».
На следующем уроке мы продолжим знакомство с составными задачами и узнаем об особой записи хода рассуждений при решении задач, которая называется «дерево-рассуждений».

Дом.задание:



Составные задачи.
Да.

Ответы детей.

Дети оценивают свою работу и проставляют крестики на заготовленных волшебных линеечках.


Коммуникативные

Развитие способов взаимодействия с учителем и сверстниками, умение вступать в дискуссию, умение с точностью выражать свои мысли.



Личностные

Формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе. Развитие учебно-познавательной мотивации.



Регулятивные

Развитие навыков соотнесения того, что уже известно с усвоенным материалом, осознание качества и уровня усвоения нового знания. Умение анализировать выполненную работу.




Каталог: download -> version
version -> Задачи для тренировки А10. Кирьянову
version -> «Натуральные числа»
version -> Задачи по дисциплине «монолитный бетон»
version -> Комплексные задания к текстам (4 класс) Прочитай текст и выполни задания. Кто из пернатых пилотов летает быстрее всех?
version -> Рекомендации по выполнению задания а1 – А7
version -> Вариант №1 – гиа 2012 Прочтите текст и выполните задания А1—А7, В1—В9
version -> 1. в viа группу не входит элемент: а О; б S; в Se; г C
version -> -
version -> Контрольная работа №4 «Вещества и их свойства». Вариант 1 Часть А


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница