Занятие по профориентации для учащихся старших классов «От мечты к цели». педагоги-психологи



Скачать 120.39 Kb.
Дата21.07.2016
Размер120.39 Kb.
ТипЗанятие
Тренинговое занятие

по профориентации для учащихся старших классов

«От мечты к цели».

педагоги-психологи:

Шеленкова Е.А., Лохматова И.А.

Цель:Мотивация учащихся на достижение цели – получение профессии.

Задачи:


  • сформировать у учащихся представления о своих возможностях,

  • дать представления о возможностях выбора будущей профессии.

  • дать учащимся алгоритм постановки цели

  • научить разрабатывать поэтапные шаги для более эффективного достижения результата.

Оборудование:

1. Аудитория, оборудованная мультимедийными техническими средствами (компьютер, проектор, экран).

2. Место для проведения подвижной разминки.

3. Место для самостоятельной работы и записи во время практической работы.

4. Листы цветной бумаги, по 2 на каждого участника.

5. Таблицы для заполнения, чистые листы, ручки.



Ход работы:

1. Разминка-юморинка

Цель: введение в атмосферу тренинга, положительный настрой.

Инструкция: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий (слова на слайде).

Рвач- медицинский работник (врач).

Сопло - дипломатический представитель (посол).

Терка - театральная и кинематографическая профессия (актер).

Марля - «разноцветный» рабочий (маляр).

Фиакр - волшебная цирковая профессия (факир).

Кредитор - руководитель предприятия (директор).
Старина - младший медицинский рабочий (санитар).
Водосток -животноводческая профессия (скотовод).
Авдотка - юридическая профессия (адвокат).
Травинка -продавец старины (антиквар).
Альков - мастер ручной ковки (коваль).
2.Активизирующая беседа «От мечты к цели».

Цель: раскрыть смысл названия тренинга и активизировать учащихся на работу.

На слайде толкование слов «Мечта» и «Цель»


Мечта –а) Мысленный образ чего-либо сильно желаемого, манящего.
б) Предмет желаний и стремлений. (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.)

Цель – представляемый, или мыслимый, результат деятельности.

( Энциклопедический словарь.)


Учащимся предлагается обсудить, чем похожи и чем отличаются эти понятия. Результатом беседы должно быть то, что оба понятия означают какое-либо сильное желание получить что-то. Но в понятии цель есть побуждение к деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что вполне реально, чтобы мечта стала целью, необходимо только правильно распланировать действия для достижения этой «цели-мечты».
3.Ошибки при выборе профессии.
Принимая решение, с какой профессией связывать мечту, надежды, очень важно учитывать свои способности. Вы можете возразить: «Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я еще не попробовал себя в ней?» Можно пробовать себя в разных сферах деятельности и спустя годы, когда на поиски потрачено немало сил, найти любимое дело. Есть и другой путь: проанализировать свои способности и склонности, когда вы еще учитесь в школе. Вероятность ошибки в этом случае будет меньше.
Перед тем как выяснить, каковы ваши способности и склонности и определить, как они связаны с различными видами деятельности.

Предлагаем вам познакомится с распространенными Ошибками при выборе профессии. (Слайд)


  1. выбор «за компанию с друзьями»;

  2. не знание путей получения профессии или не знание новых актуальных профессий;

  3. увлечение внешней или частной стороной профессии;

  4. не умение разбираться в своих личных качествах: склонностях, способностях, подготовленности;

  5. перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;

  6. предрассудки относительно некоторых важных для общества занятий, которые могут считаться не престижными.

4. Диагностическая методика «Мои способности и будущая профессия».

Цель: сформировать у учащихся представления о своих возможностях, дать представления о возможностях выбора будущей профессии.

Правила выбора профессии (слайд «Хочу-Могу-Надо»):



Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ)

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ)

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)
Начнем мы нашу работу с методики «Мои способности и будущая профессия».

Инструкция:

Перед вами 2 таблицы.



Сначала заполним 1 таблицу:

  • В первом столбце запишите 5 своих способностей, которые у вас развиты больше всего.

  • Во втором столбце запишите 5 своих способностей, которые наименее у вас развиты.

  • В третьем – те способности, которые вы можете и хотите у себя развить.

Теперь заполним 2 таблицу:

  • В первом столбце запишите профессии, которые вы можете себе выбрать (от одной до пяти).

  • Во втором столбце запишите профессии, которые вы не можете себе выбрать по разным причинам (от одной до пяти).

  • В третьем – те 5 профессий, которые вам нравятся.


Таблица №1 «Оценка способностей».

№ п/п

Способности, развитые лучше всего

Способности, наименее развитые

Способности, которые я могу и хочу развить у себя

1










2










3










4










5











Таблица №2 «Оценка профессий».

№ п/п

Профессии, которые я могу выбрать

Профессии, которые я не могу выбрать

Профессии, которые мне нравятся

1










2










3










4










5










Обработка результатов.

Посмотрим на 1 таблицу. Первый и второй столбцы – это ваша оценка своих способностей. Третий столбец - это цели, которые вы ставите пред собой. Посмотрите, как соотносится у вас оценка способностей и цели, подумайте, что надо сделать, чтобы достичь своей цели.

Проанализируйте вторую таблицу. Первые два столбца говорят о вашей самооценке в сфере выбора профессии. Третий столбец содержит перечень привлекательных для вас профессий. Посмотрите, как соотносятся выбираемые вами профессии нравящиеся вам профессии. Есть ли совпадения? Если да, это говорит о том, что вы уже определились в выборе профессии. Теперь надо подумать, как лучше к ней подготовиться.

Теперь сравните содержание первой и второй таблиц. Это поможет вам понять, соответствует ли твой выбор самооценке способностей и притязаниям.

Если то, что написано в первом и третьем столбцах первой таблицы, может быть реализовано в профессиях, записанных в первом столбце второй таблицы, это говорит об адекватности вашей самооценки и выбора будущей профессии.

Если те способности, которые развиты у вас плохо, необходимы для профессий которые вам нравятся, подумайте, как развить эти способности. Этот пункт обязательно должен быть в вашем «плане достижения цели»,но об этом немного позже, после разминки, которая даст нам положительный настрой.



5. Игра «Что это за профессия?»

Цель:Переход к следующему упражнению, снятие напряжение, информация о профессиях)

Инструция: За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Логист - ...

а) занимается логикой;

б) специалист по управлению транспортировкой продукции;

в) организует конференции и научные саммиты.



Комментарий. Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб-мастер - ...

а) работает на компьютере;

б) разрабатывает программы;

в) разрабатывает проекты сайтов.

Комментарий. Веб-мастер - разрабатывает проекты сайтов.

В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

3. Маркетолог - ...

а) работает на рынке ценных бумаг;

б) тот, кто изучает рынок;

в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Комментарий. Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрайзер - ...

а) ищет деньги и возможности для организации;

б) фанат, которого занимает звезда;

в) изучает пути развития предприятий.

Комментарий. Фандрайзер - ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

5. PR-агент - ...

а) связан с политикой;

б) специалист по связям с общественностью;

в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

Комментарий. PR-агент - специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

6. Имиджмейкер - ...

а) философ;

б) парикмахер;

в) имидж-консультант.

Комментарий. Имиджмейкер - специалист по созданию лмиджа образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имидж - вся совокупность данных, по которым фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики человека. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.

5. Разминка «Салат профессий»

Цель: встряхнуть группу после перерыва или во время изучения теоретического материала. (Время: 5-7 минут).

Описание. Вся группа сидит в кругу. Тренер просит всех рассчитаться на профессии «Логист», «Маркетолог»,«Фандрайзер», «PR-агент»

После того как это будет сделано, тренер говорит «поменяться местами всем «Логистам» — и все «Логисты» должны встать и найти себе новое место.

Пока все меняются местами, тренер может занять чье-то место, и этот человек становится новым водящим, который просит поменяться местами все «Маркетологи», «Франдрайзеры» и т.д.

Если ведущий говорит «Салат», то местами меняются все.

7. Учимся планировать

Цель: мотивация учащихся на выполнение действий для получения результата.

План - это заранее намеченный порядок, цепочка, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы выполнить определенное задание или достичь поставленную цель деятельности.(Слайд)

Давайте попробуем составить план достижения цели. В рамках нашего тренинга это будут пошаговые действия для получения выбранной профессии.

Для этого, пожалуйста, возьмите маленькие листочки и запишите на них ответы на следующие вопросы.

1. Цель (Какую профессию я хочу получить, какая профессия мне интересна)

2. Какими способностями я уже обладаю для получения профессии?

3. Какие способности мне необходимо развить?

4. Когда я готов начать этот процесс?

5. Что я должен конкретно для этого сделать?

- ежедневно

- еженедельно

- в течении нескольких лет

6. Кто и что мне может помочь?

7. Как (где) я буду фиксировать положительные результаты?

8. Как я узнаю о том, что достиг желаемого?



8. Творческая работа «Пирамида» (оригами)

Цель: подведение итогов работы, снятие эмоционального напряжения, мотивация к дальнейшему развитию.

В завершении нашего тренинга предлагаем вам сделать своими руками пирамиду. Пирамида – это символ стремления вверх, достижения цели. Пирамиду мы будем делать в технике оригами. Такой выбор был не случайным. Главное в технике оригами аккуратное, точное и последовательное выполнение определенных действий, точно также как и в действиях для достижения вашей «мечты-цели».

Учащиеся вместе с ведущими последовательно выполняют работу в технике оригами.

9. Итог

Теперь у каждого из вас есть символ достижения цели, есть план ее достижения. В пирамиде есть карман, в который вы можете положить ваш план, поставить на свой письменный стол или любое другое важное для вас место. Главное чтобы этот план достижения цели был всегда у вас перед глазами. Вы сможете следовать ему, возможно, корректировать в процессе работы над достижением цели.

И у вас все обязательно получится! Успехов!

Приложение 1



Таблица №1 «Оценка способностей».

№ п/п

Способности, развитые лучше всего

Способности, наименее развитые

Способности, которые я могу и хочу развить у себя

1









2









3









4









5










Таблица №2 «Оценка профессий».

№ п/п

Профессии, которые я могу выбрать

Профессии, которые я не могу выбрать

Профессии, которые мне нравятся

1









2









3









4









5











Каталог: files
files -> Чисть I. История. Введение: Предмет философии науки Глава I. Философия науки как прикладная логика: Логический позитивизм
files -> Занятие № Философская проза Ж.=П. Сартра и А. Камю. Философские истоки литературы экзистенциализма
files -> -
files -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
files -> Эрнст Гомбрих История искусства москва 1998
files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
files -> Антиискусство как социальное явлеНИе
files -> Издательство
files -> Список иностранных песен
files -> Репертуар группы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница