Заместитель Генерального директора по работе с персоналом ОАО «Российская самолетостроительная корпорация



Скачать 72.07 Kb.
Дата01.08.2016
Размер72.07 Kb.
ТипТезисы
Заместитель Генерального директора по работе с персоналом

ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»


М.К.Касьянова

Тезисы доклада

Развитие системы профессионального образования – как основа развития наукоемких производств.
Развитие таких наукоемких производств, как авиационное, с точки зрения технологий проектирования и технологий производства невозможно без развития системы профессиональной подготовки специалистов. Учреждения профессионального образования должны иметь права и возможности быстро адаптировать программы обучения к потребностям производства.

Система профессионального образования любого уровня должна быть способной гибко реагировать на все запросы промышленных предприятий в части количества и качества подготовки специалистов. Работодатель в первую очередь заинтересован, чтобы выпускники учреждений профессионального образования в минимально короткие сроки смогли адаптироваться на рабочем месте. При принятии решений о реформировании системы профессионального образования соответствующие Министерства и ведомства должны быть заинтересованы узнать мнение непосредственно самих Работодателей. Введение двухуровневой системы подготовки (бакалавр - магистр) – это шаг назад при подготовке инженерных кадров для промышленности. Российская инженерная школа всегда была одной из лучших в мире, и терять свои позиции – это не до конца взвешенный шаг. Необходимо восстановить систему непрерывного обучения техникум - ВУЗ, когда выпускники профильного техникума могли поступать без конкурса на второй курс профильного ВУЗа. Степень бакалавра надо вводить для выпускников учебных заведений системы СПО. Уровень их подготовки может быть гораздо выше, чем ВУЗовского бакалавра. Рассмотреть целесообразность расширения перечня технических ВУЗов, обучение в которых осуществляется по схеме завод-ВТУЗ, например, как Московский государственный индустриальный университет (бывший ВТУЗ при Автозаводе им. Лихачева). По этой схеме обучения студенты обязаны работать на предприятии по специальности, начиная с 3-4го курса полный рабочий день, а вечером учиться, являясь при этом студентами дневной формы обучения.

Получение профессионального образования на бюджетной основе по техническим специальностям должно быть увязано с обязательностью дальнейшего трудоустройства выпускника на профильное промышленное предприятие. Тратить бюджетные деньги на подготовку инженера без четкого понимания, где он будет в дальнейшем работать – это пускать деньги на ветер.
Проблемы профессионального образования (НПО, СПО, ВУЗ) с точки зрения обеспечения требуемого качества подготовки кадров для промышленного производства. Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов.
Обеспечение требуемого качества подготовки специалистов в системе профессионального обучения зависит от многих составляющих, в том числе от:

-параметров определяющих объемы финансирования учебного заведения;

-использование инновационных технологий при построении учебного процесса;

-соответствие квалификационного уровня преподавателей требованиям учебного процесса;

- соответствие состояния учебного и производственного оборудования требованиям учебного процесса и т.д.

Использование так называемого «подушевого» финансирования учебного заведения заставляет его руководителя думать не только о том, как улучшить процесс обучения, а скорее о том, где найти те самые «души», которые будут определять благосостояние данного учебного заведения. Поэтому часто учебные заведения, имея, например, авиационный профиль, вводят обучение по таким специальностям как бухгалтер, секретарь-референт и прочие, чтобы выжить, не остановив основное профильное обучение. Низкая заработная плата преподавателей в учебных заведениях заставляет их искать «приработки» на стороне опять в ущерб основной работе. Разрыв между федеральными и региональными учебными заведениями в объемах финансирования при наличии единых образовательных программ приводит к тому, что, федеральные учебные заведения либо находятся на грани выживания, либо закрываются, если они не нужны данному конкретному региону. Объемы финансирования в том числе должны быть увязаны с потребностями предприятий в специалистах данного профиля, гарантиями и ответственностью предприятий за предоставление специалистам рабочих мест.

Многие учебные заведения стараются перестроить учебные процессы, используя новые, инновационные технологии. Но в большинстве случаев это напрямую связано с наличием дополнительных источников финансирования, как для обеспечения внесения изменений в методику преподавания, так и для обеспечения замены производственного и учебного оборудования. Участие учебных заведений в конкурсах на предоставление дополнительного финансирования под те или иные программы только в малой степени поможет решить задачу улучшения качества обучения, и не позволит кардинально изменить ситуацию в целом.

В настоящее время в рамках Объединенной авиастроительной корпорации сделана попытка разработать профессиональные стандарты, которые должны стать «базовыми» для разработки образовательных стандартов. Цель данной работы получить целостное представление о том, специалисты с какими навыками и компетенциями нужны предприятиям и по каким учебным программам ВУЗы их должны готовить. Задача трудоемкая, но необходимая для обеспечения перехода такой наукоемкой отрасли как авиационная на новый качественный уровень.


Основные направления взаимодействия учреждений профессионального образования и ОАО «РСК «МиГ».
1.Заключение договоров о сотрудничестве с учебными заведениями НПО, СПО, ВУЗами.

2. Организация целевой подготовки студентов в профильных ВУЗах г. Москвы за счет средств предприятия.

Заключение трехсторонних договоров между ВУЗом, предприятием и студентом. ВУЗ берет на себя обязательства сверх образовательной программы дать студенту дополнительный, согласованный с предприятием объем часов по определенному списку предметов (индивидуальный план). Студент обязуется, получая дополнительную стипендию от предприятия после окончания ВУЗа отработать определенное время на предприятии по полученной специальности или вернуть затраченные на него средства в случае невыполнения им данных обязательств.

3. Отбор и направление выпускников учебных заведений системы НПО или СПО на обучение в МГТУ «Станкин» за счет средств предприятия с обязательством работы на предприятии по рабочей профессии в свободное от учебы время (по согласованию с ВУЗом).

4. Создание совместно с Московским авиационным институтом системы обучения на филиале ОАО «РСК «МиГ», расположенном в г.Луховицы Московской области по подготовке специалистов с высшим образованием по профильной для нас специальности из числа выпускников базового Луховицкого авиационного техникума(по ускоренной программе).

5. Направление на обучение в Московский авиационный институт на дневное отделение за счет средств предприятия работников филиала ОАО «РСК «МиГ», расположенного в г.Луховицы с обязательством в дальнейшем отработать на предприятии не менее 3-х лет.

6. Создание филиала Политехнического колледжа №8 г. Москвы в г. Луховицы по подготовке рабочих по профильным для предприятия профессиям (слесарь-сборщик ЛА, электромонтажник, оператор станков с ЧПУ и др.) для филиала ОАО «РСК «МиГ». Здание для размещения колледжа передано предприятию администрацией г.Луховицы, реконструировано за счет средств предприятия, оснащается за счет бюджета Политехнического колледжа.
Необходимость изменения существующего законодательства в области профессионального обучения.
Основным недостатком существующего законодательства в области профессионального обучения является отсутствие четких процедур, определяющих права и ответственность сторон, участвующих, как в процессе обучения, так и в процессе обеспечения рабочими местами выпускников учебных заведений. В основном это касается подготовки и трудоустройства выпускников бюджетных отделений учебных заведений. Можно говорить о конституционном праве гражданина РФ выбирать, где учиться и куда пойти работать. Но если мы считаем, что гражданин идет получать бесплатное профессиональное образование для самого себя, а не с обязательством использовать полученные навыки и знания на производстве, тогда надо говорить только о платном образовании. Если говорить о получении инженерно-технической специальности, то затраты на подготовку такого специалиста гораздо выше, чем «гуманитария», да и требования к уровню знаний тоже выше. Престижность далеко не всех технических специальностей высока, конкурс при поступлении ниже, чем на гуманитарные специальности. Знание математики или физики на удовлетворительно не может соответствовать требованиям, необходимым будущему специалисту, чтобы стать хорошим конструктором или технологом.

Отсутствие обязательного распределения, отмена права на получение отсрочки от службы в РА и др. для молодых специалистов таких предприятий как наше, на мой взгляд, не отвечает требованиям наращивания потенциала оборонно-промышленного комплекса. При принятии любого законодательного акта, затрагивающего изменение любой существующей системы, в том числе образовательной или производственной, необходимо четко понимать последствия принимаемых решений. К сожалению далеко не все предприятия в настоящее время могут обеспечить привлекательные условия, в том числе и по оплате труда, способные привлечь выпускников учебных заведений на работу. В этом есть и вина государства, поскольку отсутствие стабильного госзаказа не позволяет в полной мере обеспечить стабильное развитие предприятия. Предприятие готово оформлять заказ на подготовку специалистов, но специалисты не обязаны приходить на данное предприятие.



Существует значительный разрыв между плановыми цифрами по подготовке специалистов и фактическими цифрами прихода их на производство. Юридически учебное заведение не отвечает за то, что его выпускники не будут работать по специальности, хотя многие из учебных заведений занимаются вопросами трудоустройства выпускников, заключая договора социального партнерства. Но при этом важнее, чтобы выпускник не только пришел на предприятие, а остался там работать, а, следовательно, и предприятие тоже должно обеспечить выпускнику хорошие условия для работы. Министерство образования, собирая заявки от предприятий на подготовку специалистов и говоря о том, что оно знает о потребностях в обучении должно понимать, что предприятие порой формально относится к составлению таких заявок, идя навстречу учебному заведению, поскольку понимает, что реального механизма формирования потребности в обучении просто нет.

В работе с учебными заведениями каждое предприятие порой вынуждено идти своим путем, при этом Министерство образования должно изучить эти пути и если они повторяются, то может быть их надо встраивать в систему образования. Получение образования ради образования – это движение в никуда. Предприятия и Министерство образования должны стать социальными партнерами в построении инновационной образовательной системы, отвечающей современным требованиям промышленного производства.
Каталог: tezis
tezis -> Пцр в реальном времени как новый метод детекции остаточной ДНК клеток vero в препаратах вирусов вакцинного назначения
tezis -> Заболеваемость родильниц и новорожденных при вспышке внутрибольничных инфекций в перинатальном центре
tezis -> А. А. Реформатский писал, что в зависимости от соотношения фонологических систем своего и чужого языка могут проявляться две неправильные тенденции в усвоении фонетики второго. Первая подгонка разного чужого под одно
tezis -> Панасюк А. Н. Физическая реабилитация при ожирении у женщин
tezis -> Тезисы выступления
tezis -> Тезисы вводного доклада на круглом столе «Лизинговая операция: как распутать клубок противоречий»
tezis -> Фантастические элементы в поэме М. М. Хераскова «Россияда» Семенова А. В
tezis -> Мыследеятельностное содержание управления процессами взаимодействия в образовании
tezis -> Ментальная география и элементы травелога в романе в. Аксенова «остров крым»
tezis -> Этические реминисценции античности в современном научном знании: постановка проблемы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница