Законы молитвы в этих законах обсуждаются две позитивные заповеди: Первая служить Творцу молитвой 1



страница1/8
Дата07.03.2016
Размер1.11 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8
בס"ד
Законы молитвы

В этих законах обсуждаются две позитивные заповеди:

Первая – служить Творцу молитвой1 каждый день2.

Вторая – мицва коэнам благословлять еврейский народ каждый день.




Первая глава
1. Позитивная заповедь – молиться каждый день, как сказано: "И служите Всевышнему Вашему Б-гу". Мудрецы получили традицию, что "служба" упомянутая здесь – это молитва, как сказано: "Чтобы служить Ему всем сердцем вашим ..." Сказали мудрецы: «Что за служба может быть в сердце3? Это молитва». Тора не упоминает количество [обязательных] молитв в день, а также порядок и время молитвы.
2. Поэтому женщины и слуги обязаны молиться – это мицва, не зависящая от времени1. Эта мицва из Торы требует, чтобы человек упрашивал и молил [Творца] каждый день. Восхвалял Всевышнего, благословен Он, потом просил и молил Его о том, что требуется, а потом возвеличивал и благодарил Творца, за все хорошее, что Он дает каждому. [Таким образом, по закону Торы] каждый молится, как умеет.
3. Кто привык [молиться с концентрацией], молился долго, прося Творца о многом, а кто косноязычен, молился, сколько мог, в любое время, когда хотел. Также и количество молитв каждый произносил, как мог. Некоторые молились раз в день, а другие – помногу раз. И все должны молиться, повернувшись в сторону Святого Храма, где бы ни были. Так продолжалось от Моше нашего учителя и до Эзры.
4. С тех пор как народ Израиля был изгнан со своей земли во время злодея Невухаднецара, евреи [стали жить] вперемешку с персами, греками и другими народами, и у них теперь рождались дети в чужих странах. Тогда язык этих детей смешивался с языками других стран и [новое поколение евреев] не могло, как следует разговаривать на одном языке. Скорее они говорили на смеси нескольких языков, как сказано (Нехемия 13:24) "... а дети их наполовину говорят по-ашдодски и не могут говорить по-еврейски ..." и на других языках. Поэтому, если один из них молился, он не знал достаточно святой язык, чтобы попросить у Творца то, что требуется, или восхвалить Всевышнего, благословен Он, а примешивали и другие языки.

Когда Эзра и его суд увидели это, они установили 18 благословений по порядку. Первые три, где мы славим Творца, последние три – благодарим Творца, а посередине просим общими словами обо всем, что требуется каждому человеку и всему нашему народу. Таким образом, эти 18 благословений будут привычны каждому, и все их выучат, и даже те, кто плохо говорят на святом языке, смогут молиться, как и те, кто говорят лаконично.

Получается, что все молитвы и благословения были установлены [в основном] для того, чтобы даже не умеющие хорошо говорить смогли их произносить.
5. Также [мудрецы] установили, чтобы количество молитв соответствовало количеству ежедневных приношений в храме – двух ежедневных приношений (тамид). А в те дни, когда в храме приносилось дополнительное приношение (мусаф) установили также и добавочную молитву. Итак, молитва, соответствующая утреннему приношению называется шахарит, послеполуденному приношению – минха. А дополнительному приношению – мусаф.
6. Также [мудрецы] установили, чтобы человек молился еще одну молитву вечером [аравит], потому что остатки мяса от послеполуденного приношения продолжали гореть в течение ночи, как сказано "это [приношение] всесожжения ... [продолжает сгорать всю ночь до утра]". [И также три молитвы подсказаны в стихе псалмов 55:18] как сказано: "вечером, утром и днем буду молить взывать [Творца], и Он услышит мой голос». Но вечерняя молитва не так обязательна, как шахарит и минха. Тем не менее, все евреи везде привыкли молиться и вечернюю молитву и приняли ее на себя, как обязательную молитву1.
7. Также [мудрецы] установили еще одну молитву близко к заходу солнца в дни поста, чтобы добавить еще одну мольбу и просьбу из-за поста. Эта молитва называется "неила" (закрывание) – "закрывание небесных врат с заходом солнца", потому что ее говорят перед самым заходом [и концом дня].
8. Получается, что есть три молитвы каждый день: аравит, шахарит и минха. В субботы, праздники и дни новолуния – четыре молитвы: три как в будний день и мусаф. А в Йом Кипур [установлены] пять молитв: эти четыре и неила.
9. Эти молитвы нельзя сокращать, но можно к ним добавлять. Если человек хочет молиться целый день, может это делать. Все добавочные молитвы расцениваются, как если бы он принес добровольные приношения в Храме. Поэтому ему нужно добавить [какие то дополнительные просьбы] в каждом из средних [тринадцати] благословений, по теме этого благословения2. Но если добавил [дополнительные просьбы] хоть в одном из благословений, этого достаточно. [Эти добавления] указывают, что данная молитва добровольная, и не обязательная. Но в первых и последних трех благословениях нельзя ничего ни добавлять, ни сокращать.
10. Община не может молиться добровольную молитву, потому что не может приносить добровольные приношения [в храм]. Также и один человек не может молиться дважды мусаф: один раз, чтобы выполнить обязательство, а второй, как добровольную молитву, так как приношение мусаф было только обязательным. А есть Геоним1, которые постановили, что в субботу и праздники нельзя произносить добровольную молитву, потому что нельзя в эти дни [приносить добровольные приношения в Храм], а приносят только обязательные приношения.
Вторая глава

1. В поколении Рабана Гамлиэля в еврейском народе появилось множество еретиков, которые мучили евреев и подстрекали их, чтобы они отвернулись от Б-га. И когда Рабан увидел, что [пресечь] это важнее, чем все остальное, что требуется людям, он и его суд встали и установили дополнительное благословение, чтобы просить Творца уничтожить еретиков. И установили они [эту просьбу] в молитве, чтобы она была привычна всем. Таким образом, всего получилось девятнадцать благословений.


2. В каждой молитве ежедневно человек произносит эти девятнадцать благословений по порядку. Все это при условии, что он может концентрироваться. Но если сконфужен, очень занят или чересчур косноязычен, тогда пусть молится первые три благословения, потом одну браху, включающую все средние, и последние три благословения. Таким образом, он [тоже] выполняет свое обязательство [молиться].
3. Вот слова благословения, включающего [тринадцать] средних брахот:
«Дай нам понимание, А-ДОНАЙ, Б-г наш, чтобы знали мы Твои пути, и обрежь сердце наше, чтобы мы боялись Тебя, и чтобы мы были прощены и спасены. Отдали от нас все болезни и дай нам насладится великолепием Твоей земли. И собери разбросанных [евреев] с четырех концов света, и [даже] ошибающиеся пусть научатся судить правильно, а злодеев накажи Своей десницею. И возрадуются праведники при постройке Твоего Храма и установлении Твоего святилища, и расцвете рога [царства] Давида раба Твоего, и установлении света сына Ишая1, помазанника Твоего. Пока не воззвали мы к Тебе, ответь нам, как сказано: "И будет, прежде чем они воззовут, Я отвечу, и пока они молятся, Я уже услышу". Потому, что Ты отвечаешь молящимся всегда, спасаешь в любое тяжелое время. Благословен Ты А-ДОНАЙ слушающий молитву».

4. Когда приложим этот закон [и разрешается молиться короткую молитву]? В летнее время. Во время дождей2 так нельзя молиться, потому что нужно попросить дождя в [девятом] благословении года3. Также и [в вечерней молитве] после субботы или праздников невозможно молиться короткую молитву, потому что нужно упомянуть авдалу4 в [четвертом благословении] "хонэн адаат" (наделяющий разумом)5.


5. В субботы и праздники произносят семь благословений в каждой из четырех молитв. Первые три брахи и последние три [как в будни] и среднее благословение, где упоминается святость этого дня. В субботы, среднее благословение заканчивается словами "мекадеш ашабат" (освящающий субботу). А в праздники заканчивают словами "мекадеш исраэль веазманим" (освящающий Израиль1 и праздники). Если праздник попадает на субботу, говорят "мекадеш ашабат вейисраэль веазманим" (освящающий субботу, Израиль и праздники). В Рош Ашана заканчиваем [среднее благословение] словами: "Владыка всей земли, освящающий Израиль и день памяти2". А если Рош Ашана попал на субботу, тогда: "Владыка всей земли, освящающий субботу, Израиль и день памяти".
6. Принцип [что молитвы суббот и праздников имеют семь благословений] относится в Рош Ашана только к Шахарит, Минха и Аравит. Но в молитве Мусаф в Рош Ашана произносят девять благословений. Первые три и последние три, как в любой день, и три особых средних брахот. Первая упоминает [что Творец] – Царь Вселенной. Следующая упоминает [что Творец] обращает Свой взор1 [и судит] все творения. Третья из этих брахот упоминает трубный звук Шофара. Каждое из этих благословений заканчивается по контексту.
7. В Йом Кипур произносят в каждой из пяти молитв семь благословений. Первые три и последние три [как обычно], а в среднем [благословении он упоминает] о святости этого дня. И заканчивается [среднее благословение] в каждой молитве словами: "Царь всей вселенной, освящающий Израиль и Йом Кипур". Если [Йом Кипур] попадает на субботу, то в каждой из молитв заканчивают [среднее благословение словами]: "Царь всей вселенной, освящающий субботу, Израиль и Йом Кипур".
8. Когда исполняют этот закон? В любой год [кроме юбилейного], но в Йовель в молитве мусаф девять благословений, как в мусафе Рош Ашана – те же девять благословений, не меньше и не больше. Этот закон исполняют, только когда соблюдаются законы юбилейного года2.
9. Перед началом любой из молитв, мы говорим [стих из Теилим 51:17]: "Б-г, дай мне силы для молитвы3, и тогда мои уста восхвалят Тебя". А после молитвы нужно произнести [другой стих из Теилим 19:15]: "Да будут угодны Тебе слова моих уст и помыслы моего сердца, о Б-г, мой Оплот и Спаситель". После этого нужно отойти назад [на три шага1].
10. В Рош Ходеш (дни новолуния) и в Холь Амоэд (полу праздничные дни между праздничными днями начала и конца Песах и Суккот) в молитвах аравит, шахарит и минха произносят девятнадцать благословений, как в будние дни. Но в [семнадцатое] благословение [где мы просим о восстановлении] службы в Храме, нужно добавить: "Б-г наш и Б-г отцов наших! Да поднимется и придет ... [наша молитва в этот день Рош Ходеш или праздника2]". Мы также произносим мусаф в эти дни [почти] так же, как в праздник. А в Рош Ходеш, говорим в [молитве мусаф] первые три и последние три благословения, как в любой молитве, а в среднем благословении упоминаем приношение Рош Ходеш и заканчиваем словами: "Освящающий Израиль и дни новолуния".
11. В субботу, которая попала на Холь Амоэд, а также в Рош Ходеш, попавший на субботу, молятся в аравит, шахарит и минху семь благословений, как в другие субботы, и добавляют яале веяво: "Да поднимется и придет ..." в [браху о восстановлении] службы в Храме. А в мусаф начинает в среднем благословении с субботы и заканчивает о субботе, а в середине говорит о святости этого дня [Рош Ходеш или Холь Амоэд]. Заканчивает он среднюю браху в Рош Ходеш словами: "Освящающий субботу, народ Израиля и дни новолуния". А в Холь Амоэд заканчивают как в субботу, попавшую на праздник.
12. Если праздник попадает на воскресение, ночью в четвертом благословении [добавляют]: "И сообщил Ты нам Свои праведные законы, и научил нас выполнять Твою волю, и даровал нам Всесильный Б-г наш святость субботы и величие праздника и приношения его. Между святостью субботы и святостью праздника Ты разделил1, и седьмой день от шести дней работы Ты освятил. И отделил и освятил Ты Свой народ Израиль Своей святостью. И даровал Ты нам Б-г Всесильный наш праздники для веселья и дни для радости и т.д.". А после [обычной] субботы или праздника в течение года, нужно отделить [эти дни от будней] в [четвертом благословении] "Ата хонен" (Ты даешь человеку разум ...). Эта добавка произносится [в молитве] несмотря на то, что еще мы делаем "Авдалу" (отделение будних от Субботы) потом на стакан вина.
13. В Хануку и Пурим добавляют в [восемнадцатой брахе] благодарения: "И за чудеса ... [которые сделал Ты в эти дни ...]". В субботу, попадающую на Хануку, [даже в] мусафе нужно упомянуть эту [дополнительную молитву] о чудесах, как и в других молитвах.
14. В дни поста, даже когда один человек [молится, и даже если он постится добровольно], он добавляет в [шестнадцатое благословение, где мы просим, чтобы Творец] услышал нашу молитву: "Ответь нам ... [в этот день поста] ...". А [если это общинный пост], то посланник общины добавляет [эти слова], как отдельное благословение между [седьмым благословением, где мы просим о] спасении, и [восьмым, где просим об] излечении. Всего получается [в пост посланник общины молится] двадцать благословений. Девятого Ава1 добавляют в [четырнадцатое благословение, где мы просим о] восстановлении Иерусалима: "Смилуйся Б-г Всесильный наш над нами, и над народом Твоим Израилем, и над Иерусалимом, скорбящим городом Твоим и т.д."
15. Во время дождей во втором благословении говорят: "Посылающий дождь", а в летнее время [он говорит]: "Посылающий росу". С какого времени начинают говорить: "Посылающий дождь"? Начиная с мусафа праздника [Шмини Ацерет, который мы празднуем] в конце Суккот. [И так мы упоминаем дождь до] шахарит первого дня праздника Песах. А в мусафе первого дня Песах [начинаем] говорить: "Посылающий росу".
16. Начиная с седьмого [числа месяца] Хешван нужно просить о дожде в [девятом благословении, где мы просим за хороший] год. [И продолжаем просить о дожде] все время, пока упоминаем дождь [во втором благословении – до праздника Песах]. Этот закон [о начале просьбы о дожде с седьмого Хешвана] относится только к земле Израиля [находящейся высоко над уровнем моря и требующей много дождя]. Но в Вавилоне, Сирии и в Египте, а также в местах близких к ним, и похожим на них, мы начинаем просить дождь через шестьдесят дней после дня осеннего равноденствия1.
17. В местах, где требуется дождь в летнее время, например на далеких островах, просят о дожде в [шестнадцатом благословении] "Шомеа Тефила" (Слушающий молитву2). В местах, где соблюдают по два дня в каждый из праздников3, начинают упоминать дождь в первый из дней Шмини Ацерет, и потом продолжают все зимнее время.
18. Весь год третье благословение заканчивают словами "Б-г Святой". А одиннадцатое благословение [заканчивают словами] "Царь, любящий милосердие и правосудие". Но в десять дней [раскаяния], между Рош Ашана и до конца Йом Кипура, третье благословение заканчивается словами "Царь Святой", а одиннадцатое: "Царь правосудия".
19. В некоторых местах принято добавлять в эти десять дней раскаяния в первом благословении: "Вспомни нас для жизни ..." и во втором: "Кто подобен Тебе, милосердный Отец и т.д.". В [восемнадцатом благословении] благодарения, [добавляют]: "вспомни Свою милость", а в последнем благословении [добавляют]: "И в книгу жизни и т.д." Также есть места, где обычай добавлять в третьем благословении: "И поэтому дай страх [перед Тобою] ..." А в [сами дни] Рош Ашана и Йом Кипура у всех обычай добавлять [слова]: "И поэтому дай страх [перед Тобою] ..."
Третья глава

1. Мицва – начать утреннюю молитву с восходом солнца, и время ее продолжается до конца четвертого часа, до трети дня1. А, если человек помолился специально или случайно после четвертого часа до полудня, он выполнил обязательство молиться, но не заповедь молиться вовремя. Потому что мицва из Торы молиться, а мицва от раввинов – молиться в установленное мудрецами и пророкам время.


2. Мы уже упомянули, что молитва минха соответствует минхе храмового приношения после полудня, которое приносили каждый день в девять с половиной часов, поэтому и молитву эту установили в девять с половиной часов. Это время называется "малая минха".

А в вечер перед праздником Песах, который попадал на пятницу2, приносили [послеполуденное] приношение в шесть с половиной часов, поэтому сказали [мудрецы], что молящийся минху после шести с половиной часов выполнил заповедь. После этого времени считается, что уже наступило время минхи. Это время называется "большая минха".


3. У многих людей обычай молиться минху [дважды], малую и большую. Одну из молитв они молятся добровольно, а другую, чтобы выполнить заповедь. Некоторые Геоним считают, что следует молиться большую минху, как добровольную молитву. И так имеет смысл [поступать], ибо [время] большой минхи соответствует редкому приношению не каждый день, [а раз в несколько лет, когда Песах попадает на Субботу]. Но если человек помолился большую минху, как обязательную молитву, тогда пусть не молится малую минху [как обязательную молитву], а только как добровольную.
4. Итак, мы выучили, что время большой минхи – с шести с половиной часов до девяти с половиной часов. А время малой минхи – с девяти с половиной часов до часа с четвертью до конца дня1. Но можно молиться минху и после этого, до захода солнца2.
5. Время молитвы Мусаф, начиная с утренней молитвы до семи часов дня3. Тот, кто молится после седьмого часа, хотя называется грешником, но выполняет заповедь молитвы – ее время [после факта] – весь день.
6. Вечерняя молитва, хотя не обязательна, но для тех, кто ее молится, ее время начинается с начала ночи [выхода звезд] и до рассвета. Время молитвы "неила" такое, чтобы закончить близко к заходу солнца.
7. Тот, кто помолился одну из молитв раньше времени, не выполнил заповедь. Ему нужно молиться заново вовремя. Но если ему пришлось помолиться утреннюю молитву [сразу] после рассвета, он выполнил заповедь [после факта]. Также можно [если очень требуется] молиться вечернюю субботнюю молитву в пятницу вечером до захода солнца [и начала субботы1]. Также [если очень нужно] разрешается молиться вечернюю [будничную] молитву [в моцей шабат, когда суббота еще не кончилась] до захода солнца2. Так как вечерняя молитва является добровольной, мы не очень строго относимся к ее времени, но все это при условии, что он прочтет Шма вовремя – после выхода звезд3.
8. Любой, кто специально не помолился, и время молитвы прошло, уже не может исправить упущенное. Но если случайно, у него не было выхода или он был чрезвычайно занят, может исправить положение во время следующей молитвы. Сначала молится следующую молитву, а потом еще раз, как компенсацию упущенной молитвы.
9. Как? Если не помолился случайно шахарит, и уже прошло пол дня, пусть дважды прочтет молитву [Шмоне эсре в] минху. Первая молитва – минху, а вторая – компенсация пропущенной в шахарит. Если ошибся и не прочитал минху до захода солнца, пусть молится дважды в аравит. Первая молитва – аравит, а вторая – чтобы компенсировать минху. Если ошибся и не помолился аравит до рассвета, пусть молится дважды в шахарит. Первая молитва – шахарит, а вторая – компенсация аравит.
10. Если человек ошибся и не молился две молитвы подряд, может скомпенсировать только последнюю. Как? Например, случайно не помолился шахарит и минху, – молится дважды аравит. Первая молитва – аравит, а вторая – компенсация минхи. А пропущенную молитву в шахарит невозможно скомпенсировать – время уже прошло. То же относится к другим молитвам.
Четвертая глава

1. Пять вещей мешают [исполнению заповеди] молиться, даже когда время молитвы подошло: чистота рук, прикрытие наготы, чистота места молитвы, предметы, которые путают человека, и концентрация в мыслях.


2. Чистота рук… Нужно помыть руки до запястья и потом только молиться. Человек, идущий в пути, если пришло время молиться, а у него нет воды, а до источника воды еще четыре мил1 пути – 8000 амот, пусть дойдет до воды, помоет руки и потом молится. А, если до воды дальше, пусть просто вытрет руки о камень, пыль или доску, и тогда молится.
3. Это закон – если вода у него по пути. А если нужно возвращаться за водой, он обязан это делать только, если вода на расстоянии [не больше] мил. Но если уже отошел от воды дальше, чем на мил, пусть просто протрет руки и молится. Когда он обязан мыть руки перед молитвой? Перед всеми молитвами, кроме шахарит. Для утренней молитвы нужно помыть руки, ноги и лицо [после сна], а потом только молиться. А если вода далеко, тогда вытирает только руки и молится [шахарит].
4. Все [ритуально] нечистые люди моют руки, как и чистые, и могут молиться. Мы не заставляем их окунуться в микве, даже если они могли бы это сделать. Мы уже описали2, что Эзра и его суд постановили, чтобы тот, у кого вышло семя, не занимался Торой, пока не окунется. Более поздний суд установил, чтобы тот, у кого вышло семя, также не молился, пока не окунется. Этот закон был установлен не из-за [ритуальной] нечистоты, а чтобы мудрецы Торы не имели отношения с женами часто, как петухи. Поэтому установили окунания из всех нечистых людей только для бааль кери1.
5. Поэтому, когда действовал этот закон, даже зав2, у которого вышло семя, и нида3, у которой вылилось семя [ее мужа4] или женщина, ставшая нидой после отношений, должны были окунуться, чтобы читать Шма и молиться. Окунание нужно было только из-за семени, хотя эти люди и так [остаются ритуально] нечистыми. Это окунание не из-за чистоты, а ради того, чтобы люди не слишком много занимались [интимными отношениями] со своими женами. И это установление уже перестало действовать – оно не было принято [большинством] евреев, община не могла выдержать [строгость] этого закона.
6. Обычай в Вавилоне и Испании, что бааль кери молится только после мытья, чтобы приготовится к [молитве, как сказано (Амос 4:12)]: "приготовься к встрече с твоим Б-гом, о Израиль". К кому этот закон относится? К здоровому человеку, или [даже] к больному, который имел отношения с женой. Но если у больного вышло семя против воли, он освобожден от этого омовения, и не принято в такой ситуации мыться. Также у зава, у которого вышло семя, или у ниды, у которой вытекло семя [ее мужа], нет обычая мыться. Они только вытирают себя, моют руки и молятся.
7. Как покрывают наготу. Хотя человек покрыл наготу, как требуется для чтения Шма, пусть не молится, пока не покроет свое сердце1. А если не покрыл сердце, или нечем было покрыть, но [надел трусы и] покрыл наготу, его молитва засчитывается после факта. А изначально не разрешается так молиться.

8. Каков закон о чистоте места молитвы? Нельзя молиться в грязном месте2, в бане, в туалете, на помойке, и ни в каком другом месте, где могут быть грязные [и вонючие] предметы, пока не проверит это место. Общий принцип: везде, где нельзя читать Шма, нельзя молиться. Как при чтении Шма нужно отдаляться от кала, мочи, дурных запахов, мертвого тела и вида наготы, так и для молитвы.


9. Кто помолился и нашел кал на этом месте, должен молиться снова в чистом месте, потому что согрешил, не проверив перед молитвой3. Если он во время молитвы нашел перед собой кал и может отойти, чтобы кал оказался сзади на расстоянии четырех амот, пусть отойдет. А если это невозможно, пусть отойдет так, чтобы кал был сбоку [на расстоянии в четыре амот]. Если и это невозможно, пусть прервет молитву. Великие мудрецы не молились в доме, где стоит [бочка] с пивом, и в доме, где находится испорченный уксус, так как неприятный запах [мешает концентрации], хотя само место чистое.

10. Какие вещи мешают сконцентрироваться? Если человек хочет в туалет, пусть не молится. А кому нужно было в туалет, а он помолился, его молитва противна [Творцу], и он должен снова молиться, когда сходит в туалет. Но если мог потерпеть без туалета [столько времени, сколько занимает пройти] парсу1, тогда молитва засчитывается [после факта]. А вообще молиться нельзя, пока не проверят себя, как следует [что ему не нужно в туалет], не очистятся от соплей и всего, что может помешать, а потом пусть молятся.


11. Тот, кто рыгает, зевает и чихает во время молитвы, если он это делает специально, его поведение противно. Но, если перед молитвой он себя проверил, и потом у него это произошло против воли, ничего страшного в этом нет. Если у него во время молитвы скопилась слюна [и требуется выплюнуть], пусть выпустит ее в свой талит, или вытрет одеждой. Но, если ему это очень неприятно, может рукой выбросить слюну назад, чтобы не мучиться во время молитвы и не мешать концентрации. Если случайно пукнул во время молитвы, пусть подождет, пока развеется запах, потом продолжает молитву.
12. Если [молящемуся] захотелось пукнуть, он сильно мучается и не может удержаться, пусть отойдет назад на четыре амот, и [выпустив газ] ждет, пока вонь рассеется. Потом он должен сказать: "Владыка всех миров! Ты сделал нас со всевозможными полостями и отверстиями. Открыт и известен Тебе наш позор и стыд. Стыдимся и позоримся мы при жизни, и [снедаемы] червяками после смерти". После этого возвращается к молитве1.
13. Если у молящегося вдруг начала стекать моча по коленям2, пусть подождет, пока это не закончится, и продолжает молиться там, где остановился. Но если ему пришлось ждать так долго, как занимает сказать всю молитву, тогда должен начать [молиться] сначала.

14. Также тот, кто помочился, пусть подождет столько, сколько занимает пройти четыре амот, потом молится3.


15. Каков закон о концентрации в молитве? Любая молитва без концентрации – не молитва1. Поэтому тот, кто помолился без концентрации, должен молиться заново с концентрацией. Человек, который не может сейчас сконцентрироваться, и его путают какие-то мысли, ему нельзя молиться в таком состоянии, пока не успокоится. Поэтому тому, кто пришел с дороги, устал или расстроен, нельзя молиться, пока не успокоится. Сказали мудрецы: «Пришедший с дороги пусть не молится три дня, пока не придет в себя, и тогда пусть молится2».
16. Как концентрироваться при молитве? Требуется убрать все мысли и видеть себя стоящим пред Всевышним. Поэтому нужно немного посидеть перед началом молитвы, чтобы сконцентрироваться. После этого пусть молится, не торопясь, умоляя [Творца, чтобы ответил на просьбы]. Пусть человек не относится к молитве, как к ноше, которую хочет поскорее сбросить и уйти. Поэтому и после молитвы надо немного посидеть, а потом уж уходить. Древние праведники обычно ждали час перед молитвой и еще час после молитвы3. Сама молитва у них тоже занимала час.
17. Пусть пьяный не молится – он не может концентрироваться. Если же помолился, его молитва противна [Творцу]. Поэтому ему нужно молиться заново, когда пройдет хмель. [Даже] немножко выпивший пусть не молится, но если помолился, его молитва засчитывается. Кто считается немного выпившим, а кто пьяным? Тот, кто не мог бы разговаривать с царем, считается пьяным. Кто может говорить с царем, не путаясь, считается немного выпившим. И все равно, если выпил "ревиит1", не может молиться, пока не отрезвеет полностью2.
18. Нельзя начинать молитву после шуток и смеха, болтовни или спора, озлобления, и [даже] после занятий Торой, суда и изучения [сложных] законов. Если [он начнет молиться] после изучения Торы, это его отвлекает [поэтому нельзя так делать]. А следует [начинать молиться] после изучения простого закона [Торы], который [не требует долгих раздумий и] не будет его отвлекать.
19. Редкие молитвы, как например мусаф Рош Ходеша и праздничные молитвы, требуют особого приготовления. [Так как их произносят редко] требуется сначала повторить их [про себя], перед тем как молиться, чтобы потом не ошибиться3.
20. Тот, кто идет в опасном месте, например, где дикие животные или бандиты, когда пришло время молиться, пусть скажет [лишь] одно благословение. Вот оно: "У Твоего народа есть много нужд, а понимание их ограничено. Да будет угодно Тебе Всесильный Б-г наш дать каждому достаточно пропитания, каждому существу, все, что требуется. Сделай же хорошее в Твоих глазах. Благословен Ты Б-г слушающий молитву". Эту молитву можно читать прямо на ходу. Но если есть возможность остановиться, тогда так следует сделать. А когда пришел к заселенному месту и успокоился, пусть молится обычную молитву из девятнадцати благословений.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница