Закон республики молдова о фонде природных территорий, охраняемых государством



страница1/7
Дата29.07.2016
Размер1.28 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
о фонде природных территорий, охраняемых государством

Nr.1538-XIII от 25.02.98


Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 66-68 от 16.07.1998
----------

Парламент принимает настоящий закон.

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Ст.1. - Настоящий закон устанавливает правовые основы создания и

функционирования фонда природных территорий, охраняемых государством,

принципы, механизм и порядок его сохранения, а также полномочия

центральных и местных органов публичной власти, неправительственных

организаций и граждан в данной области.

Ст.2. - В настоящем законе используются следующие основные понятия:

охраняемая природная территория - географически обособленная

природная территория, включающая типичные и редкие природные элементы,

выделяемая и регулируемая в целях сохранения и охраны всех факторов

среды в ее пределах;

территория многофункционального использования - территория и/или

акватория с хозяйственными ресурсами, в которой наряду с обеспечением

сохранения природы осуществляется регулируемое хозяйственное

использование флоры, фауны, водных ресурсов, пастбищ и занятие туризмом;

центральный орган охраны окружающей среды - высший и единственный

государственный орган в области охраны окружающей среды,

разрабатывающий, проводящий и осуществляющий экологическую политику на

национальном уровне;

биоценоз - совокупность микроорганизмов, грибов, растений и

животных, населяющих более или менее однородный участок суши или водоема

и характеризующихся определенными отношениями между собой и

приспособленностью к условиям окружающей их среды;

биоразнообразие - разнообразие живых организмов в рамках наземных и

морских экосистем, других водных экосистем и экологических комплексов,

частью которых они являются. Понятие охватывает внутривидовое,

межвидовое разнообразие и разнообразие экосистем;

экосистема - динамичный комплекс сообществ растений, животных,

грибов и микроорганизмов, а также совокупность абиотических факторов

среды, взаимодействие которых составляет единое функциональное целое;

экологическое равновесие - комплекс функциональных состояний

экосистемы, динамика которых обеспечивает ее структуру и функции;

фонд охраняемых территорий - совокупность природных территорий,

природных объектов и комплексов, охраняемых государством;

генофонд - совокупность растительных, животных видов, а также видов

грибов, микроорганизмов, являющихся носителями наследственной информации;

местообитание, биотоп - естественное место обитания организмов и

популяций флоры, фауны, грибов и микроорганизмов;

памятник природы - уникальный природный объект, имеющий особое

экологическое, научное, культурное, историческое и эстетическое значение;

национальный парк - типичная природная территория, включающая

различные ландшафты, природные объекты и комплексы, местные виды

растений и животных, предназначенная для использования в научных,

рекреационных, экономических, культурных, учебных, воспитательных и

других целях;

ландшафтный заповедник - однородная природная система (лесная,

степная, луговая, плавневая и болотная), имеющая научное, экологическое,

рекреационное, эстетическое, дидактическое, воспитательное значение,

предназначенная для сохранения ее природных качеств и осуществления

регулируемой хозяйственной деятельности;

научный заповедник - биогеографическая территория и/или акватория

национального значения, имеющая статус научно-исследовательского

учреждения, предназначенная для сохранения в естественном состоянии

природных объектов и комплексов, сохранения биоразнообразия, разработки

научных основ охраны окружающей среды;

природный заповедник - природная территория, имеющая научное

значение и предназначенная для сохранения и восстановления отдельных или

нескольких природных компонентов с целью поддержания экологического

равновесия;

ресурсный заповедник - природная территория, включающая особо ценные

ресурсы национального значения, сохраняемые для будущих поколений;

биосферный заповедник - географическая территория и/или акватория с

физико-географическими элементами и образованиями, видами растений и

животных национального и международного значения, имеющая статус

научно-исследовательского учреждения, признанная ЮНЕСКО частью мирового

природного достояния.

Ст.3. - В состав фонда природных территорий, охраняемых государством

(далее - фонд охраняемых территорий), входят природные объекты и

комплексы, имеющие неоспоримую первостепенную ценность для сохранения

биоразнообразия и природных местообитаний, для изучения природных

процессов, восстановления экологического равновесия, а также для

экологического воспитания населения. Первичные данные о фонде

используются при разработке планов обустройства территории.

Ст.4. - Фонд охраняемых территорий состоит из следующих категорий

природных объектов и комплексов:

1) выделяемых в соответствии с классификацией Международного союза

охраны природы:

а) научные заповедники;

b) национальные парки;

с) памятники природы;

d) природные заповедники;

е) ландшафтные заповедники;

f) ресурсные заповедники;

g) территории многофункционального использования;

h) биосферные заповедники;

2) не входящих в классификацию Международного союза охраны природы:

а) ботанические сады;

b) дендрологические сады;

c) памятники садово-паркового искусства;

d) зоологические сады.

Ст.5. - Объекты и комплексы фонда охраняемых территорий

подразделяются на объекты и комплексы международного, национального и

местного значения. Порядок отнесения к этим категориям значимости

определяется настоящим законом и другими нормативными актами о фонде

охраняемых территорий, а также международными конвенциями в данной

области (Конвенция о биологическом разнообразии, Рио-де-Жанейро, 1992

г.; Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в

Европе, Берн, 1979 г.; Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких

животных, Бонн, 1979 г.; Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих

международное значение, главным образом в качестве мест обитаний

водоплавающих птиц, Рамсар, 1971 г. и др.).

Ст.6. - Основными задачами фонда охраняемых территорий являются:

а) регулирование отношений в области охраны окружающей среды,

сохранение природных объектов и комплексов для нынешнего и будущих

поколений;

b) глубокое изучение природных процессов в биоценозах и

восстановление экологического равновесия в пределах охраняемых природных

территорий;

с) сохранение генофонда в рамках биологического потенциала природных

объектов и комплексов;

d) привлечение к ответственности физических и юридических лиц,

виновных в причинении ущерба охраняемым природным территориям;

e) соблюдение международных конвенций и соглашений по охраняемым

природным территориям.

Ст.7. - (1) Объекты и комплексы фонда охраняемых территорий являются

публичной собственностью, за исключением земель, указанных в части (3).

(2) Земли объектов и комплексов фонда охраняемых территорий

предназначены для охраны природы, являются частью публичной

собственности, не могут быть приватизированы, сданы в аренду и имеют

режим охраны и хозяйствования, установленный действующим

законодательством.

(3) В состав фонда охраняемых территорий могут быть включены и

земли, находящиеся в частной собственности, взятые под государственную

охрану по инициативе владельцев и остающиеся в дальнейшем их

собственностью. Определение прав и обязанностей сторон осуществляется на

основе специального положения.

(4) Обладатели земель, являющихся публичной собственностью,

обеспечивают ежегодное финансирование объектов и комплексов фонда

охраняемых территорий, находящихся на используемых ими землях, и

разметку их ограничительными знаками.

(5) Обладатели земель, на которых расположены объекты и комплексы

фонда охраняемых территорий, указанные в подпунктах с) - g) пункта 1), а

также подпункте с) пункта 2) статьи 4, обязаны обеспечить соблюдение

охранного режима согласно действующему законодательству.

(6) Обладатели земель, являющихся публичной собственностью, а также

органы местного публичного управления обязаны каждые 3 - 5 лет, начиная

с 2000 года, вносить предложения о взятии под охрану государства

наиболее ценных и типичных экосистем, биотопов и памятников природы

национального и местного значения.

(7) При разработке документации по градостроительству и обустройству

территории, проектов организации и развития отраслей национальной

экономики учитывается расположение объектов и комплексов фонда

охраняемых территорий.

(8) Научным, природным, ландшафтным, биосферным заповедникам и

гидрологическим памятникам природы может присваиваться статус

водно-болотных угодий.

Ст.8. - Объекты и комплексы фонда охраняемых территорий используются

в следующих целях:

а) охрана наиболее типичных природных территорий;

b) сохранение генофонда;

с) сохранение биоразнообразия;

d) сохранение ландшафта в естественном состоянии;

е) проведение научных исследований;

f) осуществление мониторинга охраняемых природных территорий;

g) экологическое, культурное, эстетическое воспитание и отдых

граждан.

Ст.9. - Все проекты и программы экологического восстановления и

благоустройства, административного и социального строительства,

строительства коммуникационных сетей и других хозяйственных объектов в

охраняемых природных территориях подлежат государственной экологической

экспертизе, осуществляемой центральным органом охраны окружающей среды.

Ст.10. - Центральные и местные органы публичного управления,

обладатели земель, в ведении которых находятся объекты и комплексы фонда

охраняемых территорий, бесплатно и в обязательном порядке предоставляют

центральному органу охраны окружающей среды данные, необходимые для

осуществления экологического мониторинга.

Ст.11. - (1) Изъятие земель из фонда охраняемых территорий строго

запрещается, за исключением случаев, когда они утратили ценность в

результате стихийных бедствий или катастроф и не могут быть

восстановлены. Во всех случаях изъятие земель из фонда охраняемых

территорий производится по предложению центрального органа охраны

окружающей среды и Академии наук Молдовы на основании решения Парламента.

(2) Вековые деревья в случае высыхания исключаются из перечня

памятников природы с согласия центрального органа охраны окружающей

среды.


(3) Механизм взятия под охрану государства типичных природных

территорий, находящихся в ведении центральных органов публичного

управления, предусматривает, в случае расхождения позиций, приоритет

позиции центрального органа охраны окружающей среды, Академии наук

Молдовы и Национального института экологии. Позиция центральных органов

публичного управления и/или других органов, в ведении которых находится

публичная собственность, является консультативной.
РАЗДЕЛ II

ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ,

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОТНОШЕНИИ ФОНДА

ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ


Ст.12. - Парламент:

а) определяет политику сохранения биоразнообразия и утверждает

стратегическую программу развития фонда охраняемых территорий;

b) принимает законодательные акты о фонде охраняемых территорий;


[Пкт.b) в редакции Закона N 631-XIV от 15.10.99]
с) ратифицирует международные конвенции и соглашения по охраняемым

природным территориям;

d) принимает решения о создании научных заповедников, национальных

парков, биосферных заповедников, ботанических, дендрологических и

зоологических садов, а также о взятии под охрану государства других

природных территорий, предусмотренных статьей 4, по предложению

Правительства на основании заключений центрального органа охраны

окружающей среды и Академии наук Молдовы.

Ст.13. - Правительство:

а) проводит политику сохранения биоразнообразия и претворяет в жизнь

стратегическую программу развития фонда охраняемых территорий;

b) обеспечивает представление обладателями земель, являющихся

публичной собственностью, предложений о взятии под охрану государства

типичных природных территорий;

с) финансирует научные программы и обеспечивает материально-

техническую базу развития фонда охраняемых территорий;

d) способствует международному сотрудничеству в области заповедного

дела;


е) регулирует другие аспекты деятельности, касающиеся фонда

охраняемых территорий;

f) утверждает, при наличии заключения ответственной постоянной

комиссии Парламента, типовые положения по категориям природных объектов

и комплексов, указанным в статье 4.
[Пкт.f) введен Законом N 631-XIV от 15.10.99]
Ст.14. - Центральный орган охраны окружающей среды:

а) осуществляет государственный контроль за соблюдением охранного

режима объектов и комплексов фонда охраняемых территорий независимо от

их ведомственной подчиненности и вида собственности;

b) управляет природными территориями со специальным охранным

режимом, предусмотренными подпунктами а) и h) пункта 1) статьи 4;

с) разрабатывает и координирует стратегическую программу развития

фонда охраняемых территорий;

d) организует мониторинг фонда охраняемых территорий;

е) проводит политику в области заповедного дела и совместно с

Академией наук Молдовы подготавливает и представляет Правительству и

Парламенту предложения о создании научных заповедников, национальных

парков, биосферных заповедников, ботанических, дендрологических и

зоологических садов, а также о взятии под охрану государства одной или

целого ряда типичных природных территорий;

f) контролирует соблюдение охранного режима на охраняемых природных

территориях, подведомственных центральным и местным органам публичного

управления;

g) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства о

фонде охраняемых территорий;

h) обеспечивает учет объектов и комплексов фонда охраняемых

территорий;

i) разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами,

департаментами и другими центральными органами публичного управления

раздел охраняемых природных территорий в составе планов обустройства

территории;

j) поддерживает международные связи по вопросам фонда охраняемых

территорий и сохранения биоразнообразия;

k) разрабатывает и координирует программы научных исследований,

проводимых в пределах фонда охраняемых территорий;

l) координирует и согласовывает с органами местного публичного

управления схемы рационального размещения объектов и комплексов фонда

охраняемых территорий;

m) разрабатывает и представляет Правительству на утверждение

согласованные с ответственной постоянной комиссией Парламента типовые

положения по категориям природных объектов и комплексов, указанным в

статье 4.
[Пкт.m) введен Законом N 631-XIV от 15.10.99]
Ст.15. - Органы местного публичного управления:

а) несут ответственность за соблюдение на подведомственной

территории экологического законодательства, в том числе настоящего

закона;


b) осуществляют мероприятия по охране, экологическому восстановлению

и реконструкции в пределах объектов и комплексов фонда охраняемых

территорий, указанных в подпунктах с) - g) пункта 1), а также подпункте

с) пункта 2) статьи 4;

с) в пределах подведомственной им территории переводят отдельные

природные территории в категорию охраняемых природных территорий,

которые подлежат включению в документацию по градостроительству и

обустройству территории.

Ст.16. - Неправительственные организации имеют право:

а) разрабатывать экологические программы, имеющие отношение к

охраняемым природным территориям, пропагандировать их и участвовать в их

реализации;

b) формировать экологические фонды;

с) участвовать в проверках соблюдения охранного режима в объектах и

комплексах фонда охраняемых территорий;

d) максимально содействовать экологическому воспитанию населения;

е) издавать и распространять материалы по охраняемым природным

территориям;

f) получать информацию об окружающей среде и проводить научные

исследования, координируемые с центральным органом охраны окружающей

среды;

g) выдвигать предложения и представлять соответствующие материалы о



взятии под охрану государства отдельных типичных природных территорий.

Ст.17. - Граждане имеют право:

а) организовывать публичное обсуждение проектов законодательных и

других нормативных актов, касающихся фонда охраняемых территорий;

b) вносить предложения о взятии под охрану государства природных

объектов и комплексов и включении их в фонд охраняемых территорий;

с) осуществлять общественный контроль за соблюдением

законодательства о фонде охраняемых территорий;

d) осуществлять в рамках неправительственных организаций

природоохранную деятельность;

е) подавать в любую компетентную инстанцию ходатайства о

перепрофилировании и модернизации хозяйственных объектов, загрязняющих

охраняемые природные территории.
РАЗДЕЛ III

РЕЖИМ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДОМ ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Глава 1

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ


Ст.18. - Режим управления фондом охраняемых территорий представляет

собой единый комплекс охранных, экологических, технико-организационных

мер, регулирующих деятельность, проводимую в пределах фонда в целях

сохранения, оптимизации и рационального долговременного развития сети

охраняемых природных территорий.

Ст.19. - Научные заповедники, национальные парки, биосферные

заповедники, ботанические, дендрологические и зоологические сады имеют

статус юридического лица.

Ст.20.

(1) Земли и водоемы, входящие в состав научных заповедников,



охранные зоны национальных парков и биосферных заповедников,

ботанических и дендрологических садов исключаются из хозяйственного

пользования и передаются соответствующим учреждениям в бессрочное

пользование. В границах национальных парков и биосферных заповедников

могут находиться земли и водоемы других пользователей или

собственников. В этом случае пользователи и собственники обязаны

соблюдать ограничения, связанные с требованиями охраны окружающей

среды, и запреты на виды деятельности, предусмотренные настоящим

законом.
[ Часть 1 в ред. Зак. N 454-XV от 30.07. 2001 ]
(2) В случае, если в состав научных заповедников, национальных

парков и биосферных заповедников включаются земли, являющиеся частной

собственностью, их владельцам предлагается равнозначная замена или

денежная компенсация. Затраты, связанные с изменением способа

хозяйствования на землях, являющихся частной собственностью, а также

упущенная в этот период выгода возмещаются государством.

(3) Охраняемые природные территории функционируют на основании

типовых положений. В случае необходимости центральным органом охраны

окружающей среды по согласованию с Академией наук Молдовы на основе

типового положения утверждаются положения для конкретных объектов и

комплексов фонда охраняемых территорий.
[Часть 3 ст.20 изменена Законом N 631-XIV от 15.10.99]
(4) Находящиеся в охраняемых природных территориях природные объекты

(вековые деревья, источники и пр.), имеющие иной, специфический режим

охраны, подчиняются также охранному режиму соответствующих природных

территорий.

Ст.21. - В случаях, когда научные заповедники, национальные парки и

биосферные заповедники находятся в ведении иных центральных органов

публичного управления, чем центральный орган охраны окружающей среды,

они представляют указанному органу информативные полугодовые и подробные

годовые отчеты, а также издаваемые ими летописи природы. Обладатели

других объектов и комплексов фонда охраняемых территорий представляют

ежегодно информацию о состоянии соответствующих охраняемых природных

территорий и об осуществляемой в них деятельности.


Глава 2

НАУЧНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ


Ст.22. - Научные заповедники создаются с приоритетной целью охраны

окружающей среды, проведения научных исследований, экологического

воспитания и просвещения населения.

Ст.23. - (1) Научные заповедники имеют статус научно-

исследовательских учреждений и находятся в ведении центрального органа о

храны окружающей среды.

(2) Разграничение полномочий по хозяйствованию на занятых лесом

площадях в пределах заповедников между центральным органом охраны

окружающей среды и центральным органом управления лесным хозяйством

осуществляется на основе специального положения.

Ст.24. - На научные заповедники возлагаются следующие задачи:

а) сохранение биоразнообразия и защита природного комплекса

заповедника от антропогенного воздействия;

b) сохранение наземных и водных местообитаний (наземных и водных

биотопов);

с) проведение научных исследований;

d) внедрение научных достижений в области заповедного дела и

выполнение экологических программ;

е) ведение летописей природы;

f) осуществление экологического мониторинга;

g) сотрудничество в области заповедного дела со специализированными

организациями и учреждениями в стране и за рубежом;

h) пропаганда природоохранных знаний;

i) подготовка научных кадров и специалистов в области охраны

природы, в особенности заповедного дела.

Ст.25. - В пределах научных заповедников, за исключением абсолютно

заповедных зон, допускаются следующие виды деятельности:

а) работы по воспроизводству и экологическому восстановлению;

b) проведение противопожарных мероприятий;

с) выполнение необходимых ветеринарных и санитарных мероприятий;

d) селекционное регулирование численности животных с целью

поддержания экологического равновесия;

е) пастьба и сенокошение работниками заповедника, осуществляемые

согласно положению о научном заповеднике;

f) санитарные рубки, рубки ухода за насаждениями и лесовос-

nстановительные рубки;

g) строительство служебного жилья для научных работников заповедника;

h) другие виды деятельности, не противоречащие возложенным на

заповедники задачам, утвержденные ученым советом заповедника и

согласованные с центральным органом охраны окружающей среды.

Ст.26. - В научных заповедниках запрещается любая деятельность,

которая может привести к нарушению естественного хода природных

процессов, а именно:

а) работы по прокладке теплопроводов, линий электропередачи,

гидромелиоративные и другие работы, нарушающие экологическое равновесие;

b) разведка недр и добыча природных ресурсов, за исключением ресурсов

национального значения (нефть, природный газ) при условии соблюдения

специальных требований по защите окружающей среды, установленных

центральным органом государства по управлению природными ресурсами и

охране окружающей среды;


[Пкт. b) в ред. Зак. N 1303-XV от 25.07.2002]
c) внесение минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов и других

вредных химических веществ;

d) проезд транспортных средств вне дорог и водных путей общего

пользования и стоянка их в не оборудованных для этой цели местах;

e) пастьба, охота, рыбная ловля, самовольное сенокошение, а также

разорение гнезд, нор, муравейников и других обиталищ животных;

f) сбор видов растений и животных в живом и обработанном виде, а

также их частей, за исключением необходимых для проведения научных

исследований и удовлетворения, по мере возможности, музейных нужд;

g) сбор лекарственных растений, цветов, плодов, ягод, грибов, камыша

и тростника, повреждение деревьев;

h) сплошные рубки;

i) интродукция новых видов растений и животных;

j) сжигание луговых трав, камыша и тростника, разведение костров,

любой вид отдыха населения;

k) пребывание посторонних лиц, за исключением научных работников

других учреждений и представителей неправительственных организаций,

имеющих специальные пропуска.

Ст.27. - В пределах научных заповедников выделяется абсолютно

заповедная зона, в которой допускается только проведение научных

исследований. Данная зона занимает не менее 20 процентов территории

заповедника и может быть расположена на одном или на нескольких участках

территории заповедника, в зависимости от его площади и типов экосистем.

Размещение и площадь абсолютно заповедной зоны определяются ученым

советом заповедника и утверждаются центральным органом охраны окружающей

среды и Академией наук Молдовы.

Ст.28. - (1) В научных заповедниках создаются ученые советы, которые

анализируют и регулируют всю деятельность в заповеднике.

(2) Состав ученых советов и положения о них утверждаются центральным

органом охраны окружающей среды.

(3) Научные исследования в заповедниках организуются и проводятся

научным отделом заповедника и другими научно-исследовательскими

учреждениями, а также неправительственными организациями.

Ст.29. - Штатное расписание научных заповедников утверждается

центральным органом охраны окружающей среды и Академией наук Молдовы.
Глава 3

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ


Ст.30. - Национальные парки создаются для сохранения природных

комплексов, имеющих особую экологическую, эстетическую, историческую

ценность, оптимального сочетания природных ландшафтов и использования их

в научных, культурных, учебных и воспитательных целях.

Ст.31. - Национальные парки имеют статус научно-исследовательских

учреждений. Подчиненность национальных парков определяется при их

создании.

Ст.32. - На национальные парки возлагаются следующие задачи:

а) сохранение и охрана природных ландшафтов, геоморфологических

объектов, растительного и животного мира, памятников истории и культуры

в научных, просветительских, рекреационных и экономических целях;

b) создание условий для туризма и отдыха;

с) разработка и внедрение научных методов сохранения природных

объектов и комплексов в условиях использования их в рекреационных целях;

d) пропаганда природоохранных знаний, экологическое воспитание и

просвещение населения.

Ст.33. - Пользование природными ресурсами, хозяйственная и

рекреационная деятельность в национальных парках осуществляются в

строгом соответствии с требованиями положения о национальном парке.

Ст.34. - (1) Территория национального парка подразделяется на

следующие функциональные зоны:

А - абсолютно заповедная зона, которая включает территории,

предназначенные для восстановления природных комплексов парка, и в

которой запрещена любая рекреационная и хозяйственная деятельность. В

данной зоне допускается только проведение научных исследований в

соответствии с программой, утвержденной ученым советом национального

парка и согласованной с центральным органом охраны окружающей среды;

В - зона рекреационного использования, в которой обеспечиваются

условия для осмотра живописных уголков парка и для кратковременного

отдыха. Данная зона может иметь туристические тропы, укрытия на случай

непогоды, места для костров, запасы топлива, пункты наблюдения,

санитарно-бытовые объекты, указатели, предупредительные табло, схемы

размещения природных, культурно-исторических и бытовых объектов. В

случае необходимости в зоне проводятся лесовосстановительные работы для

сохранения и восстановления природных ландшафтов;

С - рекреационная зона, предназначенная для обеспечения длительного

отдыха. В данной зоне допускается размещение кемпингов, гостиниц,

мотелей, бивачных полян, туристических баз, экскурсионных бюро,

информационных центров, предприятий общественного питания, торговли и

культурно-бытовых объектов;

D - хозяйственная зона, в которой осуществляется хозяйственная

деятельность, не противоречащая режиму национального парка, в том числе

выращивание традиционных для данной зоны сельскохозяйственных культур с

применением биологических методов борьбы с вредителями, внесением

удобрений и химических веществ в строгом соответствии с технологическими

нормами и с соблюдением правил санитарной безопасности, функционирование

различных предприятий, учреждений и организаций только при условии

использования незагрязняющих технологий и соблюдения требований по

охране окружающей cреды.

(2) Рекреационное обслуживание посетителей национального парка

организуется администрацией парка и заинтересованными министерствами и

ведомствами по согласованию с центральным органом охраны окружающей

среды. За посещение зон B и C взимается плата, предусмотренная

положением о национальном парке.

Ст.35. - (1) В национальных парках создаются ученые советы, которые

анализируют и регулируют всю деятельность в парке.

(2) Состав ученых советов и положения о них утверждаются вышестоящим

органом.


Ст.36. - Штатное расписание национальных парков утверждается

вышестоящим органом совместно с центральным органом охраны окружающей

среды.
Глава 4

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ


Ст.37. - Памятники природы подразделяются на:

а) геологические и палеонтологические - пещеры, гроты, обнажения,

скалы, овраги, рифы, разломы, карьеры, карстовые объекты, другие

уникальные или типичные с геологической точки зрения объекты,

палеонтологические находки;

b) гидрологические - озера и другие водоемы, родники, реки, старицы

и другие уникальные или типичные с гидрологической точки зрения объекты;

с) зоологические - территории, взятые под охрану с целью сохранения

уникальных или типичных мест обитаний редких животных, а также отдельных

редких или находящихся под угрозой исчезновения видов животных;

d) ботанические - территории, взятые под охрану с целью сохранения

уникальных или типичных мест произрастания эндемичных, реликтовых

растений, их сообществ, а также отдельных редких или находящихся под

угрозой исчезновения видов растений, вековых деревьев;

е) комплексные - территории, на которых встречается несколько

природных компонентов, указанных в пунктах а) - d);

f) редкие виды растений и животных.

Ст.38. - (1) Памятники природы находятся в ведении центральных или

местных органов публичного управления.

(2) Обладатели земель, объявленных памятником природы, обязаны:

а) обеспечивать соблюдение охранного режима памятников природы;

b) устанавливать на границах памятников природы ограничительные

знаки, предупредительные табло, указатели, схемы пеших туристических

маршрутов и обеспечивать их сохранность;

с) обеспечивать ограждение охранных зон вековых деревьев и

гидрологических памятников;

d) улучшать условия обитания животных путем проведения необходимых

биотехнических мероприятий.

Ст.39. - В пределах памятников природы проводятся научные

исследования.


Глава 5

ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ


Ст.40. - Природные заповедники создаются с целью обеспечения

оптимальных условий сохранения и восстановления видов растений и

животных, их сообществ, имеющих национальное значение.

Ст.41. - Природные заповедники находятся в ведении центральных или

местных органов публичного управления.

Ст.42. - В пределах природных заповедников проводятся научные

исследования.
Глава 6

ЛАНДШАФТНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ


Ст.43. - Ландшафтные заповедники создаются для сохранения природных

ландшафтов, имеющих национальное значение, и регулируемого использования

их в хозяйственных, эстетических, культурных и рекреационных целях.

Ст.44. - Ландшафтные заповедники находятся в ведении центральных или

местных органов публичного управления.

Ст.45. - В пределах ландшафтных заповедников проводятся научные

исследования.
Глава 7

РЕСУРСНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ


Ст.46. - Ресурсные заповедники создаются с целью сохранения

природных ресурсов в естественном состоянии для дальнейшего их

использования.

Ст.47. - Ресурсные заповедники находятся в ведении центральных или

местных органов публичного управления, а земли, входящие в их состав,

остаются в распоряжении обладателей земель.

Ст.48. - Статус ресурсных заповедников имеет временный характер в

зависимости от их экологического и хозяйственного значения,

определяемого профильными научными организациями и учреждениями по

согласованию с центральным органом охраны окружающей среды.

Ст.49. - В пределах ресурсных заповедников проводятся научные

исследования.


Глава 8

ТЕРРИТОРИИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ


Ст.50. - Территории многофункционального использования создаются с

целью сохранения природы и регулируемого хозяйственного использования

природных ресурсов.

Ст.51. - Территории многофункционального использования находятся в

ведении центральных или местных органов публичного управления.

Ст.52. - В пределах территорий многофункционального использования

выделяются природные участки с особым охранным режимом.

Ст.53. - В пределах территорий многофункционального использования

проводятся научные исследования.
Глава 9

БИОСФЕРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ


Ст.54. - Биосферные заповедники выделяются в соответствии с

программой ЮНЕСКО "Человек и биосфера" и создаются с целью сохранения

физико-географических элементов и образований, видов растений и

животных, имеющих национальное и международное значение, а также

проведения исследований в системе глобального мониторинга.

Ст.55. - Биосферные заповедники имеют статус

научно-исследовательских учреждений и находятся в ведении центрального

органа охраны окружающей среды.

Ст.56. - Территория биосферного заповедника подразделяется на

следующие функциональные зоны:

ядро - абсолютно заповедная зона, предназначенная исключительно для

сохранения биоразнообразия и создания естественных условий для развития

биоценозов. На территории ядра запрещается любая хозяйственная

деятельность. В ней допускается только проведение научных исследований;

буферная зона - зона естественного управления, являющаяся объектом

изучения и внедрения результатов научных исследований, проводимых с

целью сохранения и развития генофонда, восстановления основных типов

лесов, озер, лугов, степей и т.д. В буферной зоне устанавливаются

допущения и запреты, предусмотренные статьями 25 и 26;

переходная зона - зона, устанавливаемая для уменьшения

антропогенного воздействия с прилегающих территорий. Земли переходной

зоны могут оставаться в распоряжении обладателей земель, которые обязаны

соблюдать режим, установленный в заповеднике. В данной зоне допускаются

некоторые виды традиционной деятельности по использованию земель,

связанные с сельским хозяйством, лесным хозяйством, пастьбой и рыбной

ловлей.


Ст.57. - (1) В биосферных заповедниках создаются ученые советы,

которые анализируют и регулируют всю деятельность в заповеднике.

(2) Состав ученых советов и положения о них утверждаются центральным

органом охраны окружающей среды.

Ст.58. - Штатное расписание биосферных заповедников утверждается

центральным органом охраны окружающей среды.


Глава 10

БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ


Ст.59. - Ботанические сады создаются с целью сохранения генофонда

растений геоботанических зон страны и растений, представляющих другие

геоботанические зоны.

Ст.60. - Ботанические сады имеют статус научно-исследовательских

учреждений, находятся в ведении Академии наук Молдовы либо Академии наук

Молдовы и/или органов местного публичного управления.

Ст.61. - На ботанические сады возлагаются следующие задачи:

а) сохранение в искусственных условиях коллекций растений (особенно

редких или находящихся под угрозой исчезновения видов) и других

ботанических объектов, имеющих научное, дидактическое, экономическое и

культурное значение;

b) проведение научных исследований;

с) организация экспедиций и участие в экспедициях, проводимых

другими учреждениями, с целью изучения растительных ресурсов и

пополнения генофонда;

d) создание семенных фондов, обмен семенами и живыми растениями с

другими учреждениями;

е) выращивание и селекция ценных видов растений дикой флоры и

использование их в хозяйственных целях;

f) разработка научных основ садово-паркового искусства;

g) разработка научных основ и методологии защиты от болезней и

вредителей, занесенных растениями-интродуцентами;

h) организация научных конференций и симпозиумов;

i) публикация научных трудов, научно-популярной литературы,

каталогов семян растений и других изданий, связанных с

научно-исследовательской работой ботанического сада.

Ст.62. - Территория ботанического сада подразделяется на следующие

функциональные зоны:

экспозиционная, посещение которой разрешается в порядке,

установленном администрацией ботанического сада;

научная (коллекции, экспериментальные участки, питомники), доступ в

которую имеют только работники ботанического сада и специалисты других

учреждений с разрешения администрации ботанического сада;

заповедная (эталонные участки естественной растительности), в

которую запрещен доступ посетителей, кроме научных работников;

административная.

Ст.63. - В ботанических садах создаются ученые советы, состав

которых и положения о которых утверждаются Академией наук Молдовы.

Ст.64. - Штатное расписание ботанических садов утверждается

вышестоящими органами.

Ст.65. - Охрана ботанических садов осуществляется специальными

штатными сотрудниками.


Глава 11

ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЕ САДЫ


Ст.66. - Дендрологические сады создаются с целью сохранения

определенного генофонда видов деревьев, кустарников и цветковых

растений, представляющих научно-прикладной интерес.

Ст.67. - Дендрологические сады имеют статус научно-производственных

учреждений и находятся в ведении органов местного публичного управления.

Ст.68. - Основные задачи дендрологическиx садов аналогичны задачам,

определенным в статье 61.

Ст.69. - В дендрологических садах создаются ученые советы, состав

которых и положения о которых утверждаются центральным органом охраны

окружающей среды и Академией наук Молдовы.

Ст.70. - Штатное расписание дендрологического сада утверждается

вышестоящим органом совместно с центральным органом оxраны окружающей

среды и Академией наук Молдовы.

Ст.71. - Охрана дендрологических садов осуществляется специальными

штатными сотрудниками.
Глава 12

ПАМЯТНИКИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

Ст.72. - Памятники садово-паркового искусства предназначены для

соxранения и развития ландшафтно-арxитектурныx композиций и служат

xранилищами генофонда растений.

Ст.73. - Памятниками садово-паркового искусства объявляются

старинные парки, лесопарки, аллеи, имеющие историческое, культурное,

научное, эстетическое, xозяйственное и рекреационное значение.

Ст.74. - Земли памятников садово-паркового искусства изымаются из

xозяйственного оборота, но остаются в распоряжении обладателей земель и

наxодятся в ведении органов местного публичного управления.

Ст.75. - (1) На территории памятников садово-паркового искусства

запрещается любая не связанная с иx назначением деятельность, которая

может привести к нарушению или уничтожению ландшафтно-арxитектурной

композиции.

(2) Все работы по реконструкции и восстановлению памятников

садово-паркового искусства производятся по проектам, утвержденным

центральным органом оxраны окружающей среды.


Глава 13

ЗООЛОГИЧЕСКИЕ САДЫ


Ст.76. - Зоологические сады создаются для соxранения и изучения

объектов дикой фауны в искусственныx условияx в познавательных,

воспитательных и научно-исследовательскиx целях.

Ст.77. - Зоологические сады находятся в ведении органов местного

публичного управления.

Ст.78. - На зоологические сады возлагаются следующие задачи:

а) соxранение в искусственныx условияx дикиx животныx, в том числе

редкиx или находящихся под угрозой исчезновения видов, экзотическиx и

местныx, имеющиx особое научное, познавательное и культурное значение;

b) проведение научных исследований;

с) экологическое воспитание и информирование населения в области

фауны и зоотеxнии, представительство фаунистического разнообразия,

выращивание дикиx животныx и др.

Ст.79. - Для обеспечения своей деятельности зоологические сады могут

иметь подсобные мастерские, питомники, зоомагазины. Допускаются и другие

виды деятельности в пределаx, предусмотренныx положением о зоологическом

саде.

Ст.80. - Территория зоологического сада подразделяется на следующие



функциональные зоны:

экспозиционная, посещение которой разрешается в порядке,

установленном администрацией зоологического сада;

общего пользования;

xозяйственная;

научная;


административная.

Ст.81. - Штатное расписание зоологических садов утверждается

вышестоящим органом по согласованию с центральным органом охраны

окружающей среды и Академией наук Молдовы.

Ст.82. - Оxрана зоологическиx садов осуществляется формированиями

Министерства внутренниx дел на основе договора и/или специальной службой

оxраны зоологического сада.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница