Внеклассное мероприятие «Казачий костюм целый мир»



Скачать 222.33 Kb.
Дата14.08.2016
Размер222.33 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
Открытое внеклассное мероприятие
«Казачий костюм – целый мир»

Цель мероприятия:

знакомство с историей казачьей жизни и быта через традиции шитья и ношения одежды в казачьей среде.


Место проведения: Черноярский историко-краеведческий музей
План проведения:
1. Из истории черноярского казачества (учитель истории МБОУ «СОШ с. Черный Яр» Т.М. Ананьева).
2. Костюм казачки (библиотекарьТ.А. Сидикова).
3. Экскурс по предметам быта казаков (сотрудник музея В.С. Касьянова).
4. Мужская казачья одежда (казак Черноярского казачьего общества А.А. Романович).
5. Занимательные вопросы «Знаешь ли ты?» (учитель истории МБОУ «СОШ с. Черный Яр» Т.М.Ананьева).
6. Музыкальная страница (коллектив художественной самодеятельности «Рябинушка», руководитель Т.А.Чаплыгина, учителя – участники художественной самодеятельности Ананьева Т.М. и Н.Н. Верблюдова).
Используемые экспонаты, оборудование : костюм казачки (новодел), форма казака (новодел), платки, шали, обувь, плётка казака, вышивка.


Аудитория: члены кружкового объединения «История Черноярского казачества»,

учащиеся 7-9 классов МБОУ «СОШ с. Черный Яр»




Организатор и ведущая мероприятия : Ананьева Т.М.


Черный Яр

2013г.
«Казачий костюм – целый мир»
1. Из истории черноярского казачества.

Сообщение учителя истории Т.М. Ананьевой.


В дореволюционной России казаки были особым военным сословием. Черноярская команда казаков основана в 1698 году в царствовании императора Петра I по имени города Черного Яра. Черноярские казаки возникли на месте бывших черноярских стрельцов и казаков времени Ивана Грозного, прекративших свое существование в 1705-06 годах. Казаки нового устройства хотя и приняли в себя всех потомков прежних ратных людей, но в своей организации существенно отличались от них тем, что уже небыли «городовыми» казаками былого значения, а являлись казаками всего Астраханского края, который обслуживали по части охранения безопасности и тишины.

В 1721 году все служивые люди в городах: стрельцы, ружники и другие были переименованы в казаков. Черный Яр начинает именоваться станицей. Долговременная служба (20 лет) в пределах Астраханской и Саратовской губернии проходила сначала в содержании форпостов по берегам Волги от Астрахани до Черного Яра, в перевозке почты и эстафет по трактам и Астрахань - Царицын, в конвоировании почт, в содержании воинских команд по калмыцким улусам, в содержании казенного провианта из Астрахани по Каспийскому морю, в содержании конно-полицейских команд в уездных городах.

В 1737-50 годах организуется регулярное Астраханское казачье войско, куда вошли команды городов Черного Яра, Енотаевки, Красного Яра. Сохранился в архиве список и фотография первой сотни казаков Черноярской станицы.

К началу присоединения городовых казаков к Астраханскому полку, среди них стало проявляться стремление оставить своё исконное звание и связанную с ними вечную службу и приписаться к мещанскому сословию, или кулачеству, пользовавшимся значительными выгодами от занятий ремеслами, торговлей. Стремление это было настолько велико, что для поддержания положенного комплекта в городской команде 1 сентября 1798 года был объявлен Высочайший Указ, которым предписывалось всем гражданским губернаторам, чтоб они казаков в мещанское сословие не определяли. С момента организации Астраханского казачьего войска всё казачье население мужского пола от младенцев и старше было записано в службу и должны служить только в казачьем войске. Постепенно осуществлялась строгая регистрация и учет казачьего мужского населения в городах и станицах.

Для 100 человек команды службы было более, чем достаточно. В феврале 1751 года Черноярский комендант крепости доносил начальству, что недостающее число казаков (было в это время 86 человек) необходимо заместить определением на службу малолеток, но в данное время старше 14 лет никого не было. Губернская власть распорядилась зачислить в казаки малолеток из числа 14-летних, кто окажется «по-плотнее» и «возрастнее» и «более способен к службе», но пока они не достигнут совершеннолетия (16 лет), употреблять их в службу «с усмотрением».

Служба казаков начиналась с 16 лет до 35 лет, но в действительности казаки служили всю жизнь, пока болезни и дряхлость по свидетельству врача давали отставку от службы. В старину казаки пользовались водою и землею (пять верст выше и ниже Черного Яра), наравне с другими жителями до 1789 года. В этом году было приказано отвести им особый надел из общего городского по 300 десятин на каждую мужскую душу простых казаков и 1200 десятин старшинам. Жалование годовое у сотника было 200 рублей, у рядового казака - 8 рублей. Был положен пай - покос, дрова.

Занимались в свободное от службы время тем же трудом, что и остальные жители: рыболовством и скотоводством, потом торговлей и хлебопашеством. Промыслами в cтарину казаки нрава не имели заниматься: не могли они содержать даже кузницу. Право это принадлежало исключительно купечеству. Однако это право настолько нарушалось, что в 1740-х годах черноярские купцы жаловались на эти нарушения начальству, которое признало претензию справедливой и издало соответствующее распоряжение по этому поводу.

В 1792 году было открыто в Чёрном Яру малое народное училище для обучения казачат. Впрочем, черноярские казаки имели возможность обучать своих сыновей в открывшемся в 1823 году приходском училище. Учить детей казаков было крайне необходимо, потому что из 540 человек Астраханского полка всего 59 было грамотных. В 1830 году в Астрахани открывается Войсковой благородный Пансионат для воспитания мальчиков - офицерских сыновей.

Черноярская станица имела свой хлебный и продовольственный магазин, построенный в 1828 году. Выдавали пшеничной муки - 40 четвертей, ржаной - 75четвертей на год (1пуд=16 кг. 1 четверть=4кг. 40*4кг= 160кг. пшеничной муки, 75*4 кг.=300кг. ржаной муки на год).

Казачьи дома помещались, главным образом, в «городе», т.е. в той части, которая когда-то была обнесена крепостным валом. Меньшая часть казаков жили в другой части «форштадте». После посещения Чёрного Яра Петром I, 6 июля 1722 года Сенат подписывает Губернатору Волынскому, чтобы он отыскал более удобное место, куда бы можно было перенести Чёрный Яр. В 1751 году крепость была капитально отремонтирована через особого подрядчика, а число пушек увеличилось с 11 до 16, присланных из артиллерийских запасов. Подрядчик по ремонту крепости, купец Шепетильников на исправление крепости употреблял особые брёвна -фашины, за которые выговорил себе 15 рублей за каждую, а их было 1000 с кольями. Перед этим из Астрахани был командирован прапорщик Андрей Панин для исследования местности, нельзя ли набрать кирпичей от бывших азиатских жилищ. Панин донес, что проехал до Чёрного Яра и никаких кирпичей не нашёл. Академик С. Гмелин, посетивший Чёрный Яр в 1769 году, писал в своей книге «Путешествие по России» - «...построенная крепость была сплошь деревянная, кроме каменного собора, на котором установлены хоропше часы с боем. Население занимается торговлей, рыболовством. В торговле главное место занимает соль, которую привозят с Баскунчака на соляную пристань в городе. Некоторые жители занимаются перевозным ремеслом через Волгу, на оеобых еудах. Занимаются также скотоводством, выменивают на муку, пшено у калмыков скотину и продают в верховные губернии. В городе и окрестностях много ватаг, где работают жители Чёрного Яра и окрестных сёл».

За неимением пахотной земли, черноярцы хлебопашеством занимаются мало, но в большом количестве выращивают знаменитые чёрные арбузы, отличающиеся от других вкусом, весом и цветом. Академик Паласе, бывший в те годы в Чёрном Яру, записал в книге «Путешествие по разным провинциям» «…крепость построена правильно, с крепким валом, довольно высоким, с бастионами. Внизу у новой крепости на берегу остался четырёхугольный окоп, от бывшей старой крепости».

С появлением периодической печати, появляются заметки о населении губернии. В газете «Астраханский маяк» за 1870 год заметка об истории края, с сообщением, что в 1849 году в Чёрном Яру произошел оползень берега на большом протяжении, в воду рухнули постройки и церковь. Через 29 лет, в 1869 году, вновь оползень. Разрушена лестница к берегу, построенная в 1864 году.

В городе существовало две власти - гражданская - городничий, и казачья - Правление. О выселении из города и обоснование своей станицы разговоры велись давно, но окончательно созрело решение к 1870 году. Такое решение было поддержано войсковым начальством, но для осуществления его потребовалось вернуть казакам часть земли, отошедшей к Черноярскому городскому обществу по неправильному размежеванию в 1840 году. Эта земля представляла из себя отличный спуск к Волге, который был необходим и казакам до крайности, так как их надельный участок, подходя к реке, оканчивался здесь крутым обрывом - вечно подмываемым водою. По поводу возвращения казакам спорной земли была возбуждена переписка, окончившаяся ничем.

В 1878 году станица вновь заявила о желании выселиться из города, что и было ей разрешено в 1881 году с выдачей переселенцам из войсковых сумм ссуды в размере 50 рублей на двор (общая сумма ссуды - 8900рублей) и с предоставлением двухлетней льготы от наряда на службу. Но данным правом казаки не воспользовались и все остались на жительство в Чёрном Яру по-прежнему. Причиной послужило то, что для предъявления иска в суде о вышеупомянутой спорной земле у станицы не нашлось достаточных данных и иск предъявлен не был.

В 1910 году в станице числилось 190 дворов, из которых 43 в двух хуторах за Волгой (хутора эти - Черемин - 31 двор, 149 жителей, Бирюков -13 дворов, 79 душ казаков). Общее население - 643 мужчины и 923 женщины. Черноярcкая команда имела свою хоругв (знамя) из белой материи, украшенной синими звёздочками. На обеих сторонах полотна изображение Российского герба. Древко окрашено красками 3-х цветов: белого, чёрного, красного. Верхний конец увенчан копьём.

У Астраханского казачьего войска был свой отличительный элемент в одежде - жёлтые лампасы и жёлтые полосы на головных уборах («жёлтые казаки»). Казаки имели свой годовой праздник -19 августа в честь иконы Донской Божьей Матери. Российское казачье войско просуществовало до 1918 года, когда Совет Народных Комиссаров издал приказ о роспуске этих войск. Сохранились в архивных документах, что в 1866 году за участие в военных действиях на Кавказе черноярский казак Андрей Разгонов награждён отличием и серебряным крестом. За подавление чумы в станице Ветлянка в 1879 году награждён ещё один черноярец - В.М. Разгонов орденом Станислава 3 степени.



2. Костюм казачки.

Рассказ библиотекаря Т.А. Сидиковой.


На протяжении многих веков одежда казачества менялась, традиции шитья и ношения во многих казачьих станицах, казачьих родов где-то сохранились, где-то частично утрачены.

Каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд. В этом наряде отражалось все, и знатность рода, и семейное положение, и даже количество детей. Самые первые наряды казачек появились на Дону, они напоминали мужской костюм. Казачки носили шаровары, где широкие, а где узкие брюки - дудочки, сверху юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан - казакин.

Голову покрывали платками или мастерили головной убор - рогатые кички (кораблики). Почему головной убор «кичка» с рожками? Рога - это прежде всегозащита молодухи, матери, ребенка от злых сил, уподобляют женщину корове, символу плодородия и женского начала.

Поверх надевалась казачья соболья шапка. Что интересно, казачки носили платки – «знуздалки», они были обычно бело-красного цвета. « Не ох я разнуздавши пошла, ни взнуздалась...», - говорили они, если забывали одеть платок, который завязывался так, что закрывал часть лица, обвертывалась шея и повязывались спереди узлом. «Ушам тяпло»,- объясняли эти старинные способы подвязывания платков.

Со временем костюм казачки стал меняться, Появилась домотканая одежда с большим количеством вышивки. Замужние женщины надевали белую холщовую рубаху - поневу и передник - завеску. Распашной балахон с короткими, рукавами считался верхней одеждой, костюм нередко дополняли широкие штаны. Нa голове шили из синегохолста кички. С кички до самых плеч свисали чикилики – длинные нити с жемчугом. Шили кички затейно. Складывали четырёхугольником, прошивали густыми рядами суровыми нитками. Потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела, затем украшали, у кого какие украшения были.

Вспоминая сказку Пушкина, можно предположить, судя о внешнем виде, что старуха была казачкой.

«Воротился старик к старухе.

Что ж он видит? Высокий терем,

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке

Парчовая на маковке кичка…»

У богатых кички украшали жемчугом или шелком, бисером. В 18 веке на смену кичкам пришли колпаки длиной 50 см. с шелковой кисточкой на конце. Колпаки одевали на уложенные на затылке волосы.

Зимой казачки носили знаменитые донские шубы до пят в виде «колокола». Шуба была дорогая и считалась предметом роскоши. Невеста считалась богатой, у которой в приданном была такая шуба.

Конечно, главной гордостью для девушки было умение плести кружева. В те далекие времена вязаные предметы считались вещами магическими. В древности это были знаки, которые оберегали от злых духов. Поэтому, когда одежда снашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность. Их нашивали на новую одежду. У казаков и сейчас «заплетают на судьбу», по кружевам гадают. В наше время смысл кружев большей частью утрачен. Сейчас вряд ли верят в их охранительную силу.

Время шло, менялась одежда. У казачек появилась новая деталь одежды за спиной – башлык. Башлык - это сшитая треугольником, ткань, в виде современного капюшона. Он был приспособлен для повседневной жизни; казачки носили в нем детей. После Наполеоновских войн, казаки принесли на Дон европейский женский костюм, который стал модным. Исчезли шаровары, «запаска» юбка из двух полотнищ.

К началу 20 века в моду стал входить костюм-парочка, состаявший из кофты и юбки. Кофты шились с воротником стойкой, с густо набранной головкой рукава.

Костюм, сшитый из светлой ткани, стал свадебным нарядом казачки. Необыкновенной красоты надевались рубахи из шелковой, атласной, полупарчевой ткани. Особенностью костюма казачки были головные накидки. Замужние женщины посили «повойник» - головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставлять напоказ одно из ее основных украшений – волосы. Увидеть её с распущенными волосами мог только супруг. Девушка же покрывала голову платком и заплетала одну косу с лентой. Казачки также носили кружевные платки. Они назывались «файшонки» , от слова «файн» - прекрасный. Носили платки в основном замужние женщины.

Что касается украшений, главнейшие из них назывались чикилики и перлы. Кроме того, носили ещё и бизилики - плоские серебряные, золотые браслеты, перстни и кольца. Серебряное кольцо – хвалёнка была у девушки на выданье. Золотое кольцо на правой руке было у замужней женщины. Если женщина была вдовой, то на руке было два кольца. С золотом в гроб не клали. Жемчужные украшения любили донские казачки.
3. Экскурсия по казачьей горнице.

Показ экспонатов из тематической экспозиции сотрудником музея В.С.Касьяновой.


4. Мужская казачья одежда.

Демонстрация формы и рассказ о мужском костюме казака Черноярского казачьего общества А.А. Романовича.


Казачья «Справа»

Мужской казачий костюм один из древнейших видов народного прикладного искусства.

Казачья «справа» слово старинное, но многим из нас знакомое . «Справа» - одежда. Во все времена казак более всего ценил одежду не за её стоимость и даже не за её удобство, которым славилась казачья "справа", а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. Особо стоит сказать о форменной одежде казаков. Старинная мужская казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. В первую очередь, это относится к изобретению скифов-штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника. За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары - в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX вв. Рубаха - основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи - "голошейки" с разного типа горловинами. Затем стали носить рубахи двух видов - русскую и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям - на шелке вошь не живет. Сверху - сукно, а на теле - шелк! Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело — так народы Севера носят кухлянку.

От трения шерсти о тело возникает электрическое поле - так теплее, а если человек вспотеет - шерсть пот оботрет, он не впитается в одежду и не превратится в лед.

Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук - «спиногрей» - нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном. В качестве дополнительной верхней одежды казаки носили кожухи нагольные, шинели, шубы, серяки, бурки. Серяк - одежда для походов, непогоды - шился из грубого толстого сукна, обычно серого или коричневого цвета. Они были дешевле бурок. Бурки шились из диких козьих кож. Кожухи нагольные - это непокрытые материей овчинные шубы. Были кожухи волчьи, лисьи, и даже собачьи. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон - валеный из овечьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи.

Бурка - на Кавказе балахон заменила бурка.

В известной казачьей песне о бурке говорится так: " Только бурка казаку во степи станица, только бурка казаку во степи постель ". Действительно, теплая, широкая бурка в непогоду для казака была и одеждой, и одеялом и чем-то вроде небольшой палатки, не продуваемой никаким ветром. Капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор - башлык

Башлык был неотъемлемой частью казачьего костюма. Это слово произошло от тюркского "баш" голова, и на самом деле башлык был головным убором казаков, который носился поверх папахи. Видимо, к башлыку относится выражение "менять баш на баш " "голову на голову", которое первоначально применялось при обмене пленными. Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. Он давал некоторые сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди - следует по делу, концы заброшены за спину - свободен, отдыхает. Нередко башлык использовали как сумку, завязав его концы и перебросив через плечо. Башлык был настолько универсален и удобен, что специальным указом военного министерства был введен во второй половине XIX века как часть обмундирования во всех пехотных подразделениях царской армии. Надо сказать, что и в годы Великой Отечественной войны этот головной убор входил в обмундирование казачьих кубанских частей. Если в период подготовки к сабельной атаке казаки снимали с себя черкеску, складывали в обоз бурку и даже подсумки для патронов, чтобы облегчить ход коня, то башлык всегда оставляли, как символ казачьей лавы (атаки). На полном скаку коня он развевался за плечами казака, как крылья. Праздничный башлык шился из красного сукна, а повседневный был черным. Головным убором казаку служила папаха - барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Казаки ещё в Запорожской Сечи носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок в виде клина. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов. На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находиться в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога.У казака папаха или кубанка играла огромную роль в обычаях и символике. Обычай нашивать на папахи и фуражки награды - бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора.

Сапог было великое множество - без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков - ичиги и чирики - туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков, в которые заправлялись шаровары. Носили и башмаки - кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк, башмак - теленок).

Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде половцев, и еще раньше - скифов. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», Т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить.

Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я боле перед богом за тебя не ответчик».

Кровопролитные войны начала XX в. показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились, пока казак нёс сторожевую службу. Уже в 1915 г. в ходе Первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Основным отличием обмундирования терских и кубанских казаков от других казачьих войск России было то, что только два этих войска носили форму кавказского образца без лампасов: черкеску с бешметом присвоенного войску цвета, папаху бурку. Черкеска - по Пр.ВВ № 330 от 1905г. и № 788 от 1904г. была у офицеров и казаков черного цвета. В ходе первой мировой войны цвет черкески менялся в сторону защитных оттенков: она могла быть коричневой, коричнево - серой /табачного цвета/, сине-серой и даже цвета хаки. На черкеске полагалось иметь газыри.

Газыри из серебра /белого металла/, хотя допускалось ношение газырей идгз других металлов, из белой кости, с разнообразной гравировкой или без нее. Количество газырей на одной стороне груди доходило до 9, но только в нечетном исчислении.

Газыри никакими галунами и т.п. не обшивались. Галунные украшения были в форме одежды Конвоя императора. Разреза сзади черкеска не имела. Как и не имела цветных окантовок и обшлагов. Белые черкески носились только вне строя офицерами или стариками, газыри при этом могли быть черные.

Бешмет был светло-голубой. Стоячий воротник бешмета высотой 44мм/1 вершок/ у офицеров и урядников обшивался соответственно чину серебряным галуном /белой тесьмой/. Застегивался на крючки или обшитые голубым пуговицы до пояса, но был длиной до половины бедра и расстегнутым ниже пояса. Материал был блестящим /шелк саржа и т.п./ Галун от воротника шел до половицы груди. Бешмет мог иметь нагрудные карманы.

Шаровары - офицеров и нижних чинов представляли собой прямые брюки, заправляемые в сапоги. Брюки никогда не носились на выпуск, как не носилось и галифе.

Папаха - согласно приказу ВВ № 380 от 1871г. была черной из смушки или мерлушки /шкура ягненка/ высотой от 15 до 25 см. Носились и так называемые «трухменки»- мохнатые папахи туркменского образца, принятые в Сибирском и Оренбургском войсках. Выпуклое, выступающее несколько выше меха верха папахи донце, было из светло-голубого сукна с крестообразно пришитой серебряной или белой лентой, которая проходила и по окружности папахи. Кокарда носилась по центру передней части папахи, или не носилась вовсе, если казак находился на льготе. Вне строя на молебне папаху следовало держать в левой руке донышком от себя и кокардой'вверх, положив большой палец в сторону кокарды, а остальные внутрь папахи /Пр.ВВ №191 от 1910 г./. Вне строя могли носиться белые и серые папахи.

Кокарда - была металлической или фарфоровой георгиевских цветов, т.е. с черным центром и черным овалом через оранжевый овал. Наружный овал был у урядников серебристым, у рядовых казаков-белым. Офицерская кокарда имела наружный гофрированный овал. Цвета кокарды были общевойсковыми для всех родов войск. Во время первой мировой войны кокарды могли закрашиваться в защитный цвет.

Фуражка - первоначально относилась только к офицерскому обмундированию и имела общевойсковой покрой, но с голубым околышем и голубым кантом /выпушкой/ на тулье. Тулья была не широкой, в отличие от современных армейских фуражек. Носилась первоначально без подбородочного ремешка, который появился лишь перед мировой войной. Плетеных ремешков казаки никогда не носили, так как парадным головным убором являлась папаха. На молебне фуражку держали в свободно опущенной левой руке кокардой вперед, тульей от себя за верхний край тульи.

В годы первой мировой и гражданской войны офицеры имели право носить обмундирование общеармейского образца, полевого фасона. Однако нижние чины носили и дальше шаровары, а не галифе или бриджи, а офицеры - брюки суженки, т.е. зауженные бриджи полевого покроя.

Казаки-терцы гимнастёрку черного или защитного цвета никогда галунами и выпушками не украшали.

Гимнастерка имела стоячий воротник высотой 44мм с двумя пуговицами на нем и двумя или тремя на планке. Застегивалась или справа налево, или слева направо. Нагрудные карманы были прорезные или накладные с одной пуговицей на клапане. Две пуговицы на клапане имели грузинские рубашки.

В годы мировой и гражданской войны офицеры часто носили френчи или кители со стоячим или отложным воротником. На отложном воротнике носились петлицы с серебряной окантовкой и погонной пуговицей в верхней части петлицы

Погоны офицерские были серебряные, как и во всех казачьих войсках, но терцы имели голубые просветы и голубой подбой. Звездочки на погонах были золотые одинакового размера для всех офицеров от хорунжего до генерала, но больше размером, чем в современной армии у младшего офицерского состава. Погонная пуговица была около 1,8 см в диаметре.

На полевой форме носились погоны защитного цвета с голубыми просветами, но можно было носить и с просветами из желтой шелковой тесьмы. Последней оформлялись и «зигзаги» на погонах генералов. Полевые звездочки могли быть защитного цвета. Казачьи войска никаких эмблем /кроме артиллерийских/ не носили, как и не носили никаких орлов и т.п. В 1914 г. были отменены носившиеся ранее на погонах номера и шифры полков, сотен, батарей и т.п. Шифрами Волгских полков были Вг 1, Вг 2, Вг 3. Погоны на шинелях были пришивными, на черкесках и гимнастёрках пристяжными.

Ни до первой мировой войны, ни во время гражданской, казаки-терцы трехцветных треугольников на рукавах не носили, т.к. последние были отличительным знаком Доброволънической армии генерала Деникина, в которую терцы ни когда не входили.

Черкески и гимнастерки перепоясывались узким кавказским наборным поясом черного или белого цвета. Офицеры носили на форменной одежде или кавказский пояс или офицерский полевой ремень шириной до 60 мм. образца 1912 года, имевший два плечевых ремня, перекрещивающихся на спине. Пояс имел сзади кожаную муфту с двумя кольцами, за которые крепились плечевые ремни, что предотвращало их сползание и соединение вместе. На поясе слева имелась муфта длиной 10 см, для ношения на двух пассовых ремешках шашки. Нижние чины плечевых ремней не носили. Шашка носилась в этом случае на узком плечевом ремне, утвержденном приказом по ВВ. Офицеры и нижние чины могли носить шашку и на кавказском поясе, имевшем узкие пассовые ремешки с креплениями для шашки.

При ношении офицером шашки на плечевом ремне вне строя, поясной ремень мог и не одеваться. Только к походно караульной форме одежды относился башлык из голубого сукна, обшитый накрест от лобовой части белой тесьмой, При отсутствии зимней формы одежды башлык не надевался. Существовали определённые /неписаные/ правила ношения и заправки концов башлыка старослужащими и молодыми казаками. Бурки - черного цвета носились казаками, как во время службы, так и при нахождении на льготе, но преимущественно в соответствующее времени года состояние погоды.

Деталью формы одежды терского казака являлся утвержденный в 1912 году нагрудный знак Терского войска. Все без исключения |ь казачьи войска получили в этом году нагрудные знаки, которые носились на всех видах формы на левой стороне груди ниже государственных и других наград. Под карманом гимнастерки или же под газырями, Учрежденный 18.2.1912 г. этот знак приурочивался к трехсотлетнему юбилею войска, состоял из изображения орла, герба Терской области, Кавказского креста и казачьей атрибутики в виде булавы и шашки. Указан год основания войска 1557.

Принадлежностью казачьей формы были и темляки на шашках. Офицерский темляк состоял из черной ленты с прошитыми серебром краями и серебряной кистью с жолудем. Были еще и аннинский и георгиевский темляки на лентах соответствующих орденов, носившихся на эфесе холодного оружия. Темляки нижних чинов были из кожи и имели кожаную кисть определенной формы на конце.

Все казаки имели как принадлежность формы плетку /нагайку/ из сыромятной кожи и сплетенную определенным способом. Плетка имела деревянную рукоять с петлей для ношения на кисти руки или на эфесе шашки.

За голенищем сапога казак плетку не носил. Холодное оружие терского казака состояло из шашки и кинжала. До 1904 г. вооружение шашки и кинжалы ККВ - Кавказского казачьего войска - изготовлялись в Златоусте, имели клеймо ККВ и год выпуска. С 1913 г. разрешено было императором пользоваться любым, даже «дедовским» холодным оружием.

5. Занимательные вопросы «Знаешь ли ты?»

Викторина о казачестве составленная Ананьевой Т.М.



  • Что обозначает слово «казак»?

  • Как называется у казаков высшее мастерство наездника?

  • Какой предмет из обихода казака является символом счастья?

  • Как называлось небольшое казачье военное поселение?

  • Какой обряд проводился в Черном Яру при проводах новобранцев?

  • Кому принадлежат слова «Казачество создало Россию»?

  • Какую веру должен исповедовать казак?

  • Назовите осенний праздник, когда устраивали скачки, состязания, обязательно общий поминальный обед в память обо всех погибших казаках.

  • Летний праздник, приходящий на 50-й день после Пасхи. На этот праздник косили траву, в основном чабрец, и расстилали в курене

  • Вечером этого зимнего праздника девушки – казачки, собравшись группами, ходили под окнами и распевали колядки – специальные песни.

  • Кто в дореволюционной России был Верховным Атаманом всех казачьих войск?

  • Как называется традиционное холодное оружие казаков?

  • Как называется традиционная верхняя зимняя одежда казаков?

  • Как называется традиционный казачий головной убор?

  • Высокий фундамент (каменный) казачьего дома.

  • Вид крытой веранды, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом, с навесом.

  • Как называется высший орган управления казаков?

  • Кто является предводителем казаков?

  • Казачье воинское звание?

  • Назовите самых знаменитых казаков.



6. Музыкальная страница.

Казачьи и народные песни в исполнении коллектива художественной самодеятельности «Рябинушка» (руководитель Т.А.Чаплыгина), учителей Ананьевой Т.М. и Верблюдовой Н.Н.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница