Урок по экономике на тему: "Конкуренция" (6-й класс) Полонская Татьяна Ивановна



Скачать 70.95 Kb.
Дата19.07.2016
Размер70.95 Kb.
ТипУрок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Воскресенская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Дубенский район Тульской области
Всероссийская акция

«Свобода конкуренции для будущего России»
Урок по экономике на тему: "Конкуренция" (6-й класс)

Полонская Татьяна Ивановна,

учитель экономики,

первая квалификационная категория,

E-mail:polonskatv@mail.ru

11 марта 2015 года

Пояснительная записка

к тематическому занятию по проблеме «Конкуренция глазами детей» предложенная, Федеральной антимонопольной службой России совместно с Ресурсным центром «Инфраструктура Благотворительности».

Целевая аудитория: ученики шестых классов МБОУ Воскресенской школы.

Село Воскресенское, Тульской области



Тема: Конкуренция

Цель урока: раскрыть понятие«конкуренция»

Задачи урока:

Изложить школьникам значение содержания понятия «конкуренция».

Раскрыть важность благоприятной конкурентной среды как неотъемлемого условия эффективного функционирования рынков, развития предпринимательства в России и благосостояния граждан страны.

Сформировать у школьников систему знаний основных составляющих конкуренции, её субъектов.


Результат урока:

Школьники должны приобрести теоретические знания и практические понятия сущности конкуренции, ее составляющих.



Основные понятия и категории: конкуренция, производитель, продукция, потребитель.

Содержание урока:

На данном уроке раскрывается понятие «конкуренция» с помощью творческих заданий, ситуаций и игр.



  • Творческое задание «Презентация продукции»

  • Игра-конкурс «Покупатель»

  • Обсуждение ситуаций «Производитель»

  • Творческое задание (рисунок) «Конкуренция глазами школьника»

1. Организационный момент.

– Приветствие школьников.



Рапорт дежурного: сегодня 4 марта 2015 года, среда, урок по счёту 7-ой – экономика.

В классе все. Класс к уроку готов.



2. Психологически интригующая минутка.

Тему урока не объявляю, а предлагаю вам самим определить её, собрав мозаику из представленных букв:



у ц и р е н я к о н к(конкуренция)

Попробуйте сложить слово.



3. Ознакомление с целью проведения специального тематического занятия.

Интерес к теме урока вызван тем, что Федеральная антимонопольная служба совместно с Ресурсным центром «Инфраструктура Благотворительности» предложили образовательным организациям принять участие во Всероссийской акции «Свобода конкуренции для будущего России» и провести классные часы или лекции о важности благоприятной конкурентной среды, которая является неотъемлемым условием эффективного функционирования рынков, развития предпринимательства в России, и благосостояния граждан России.



4. Постановка цели и темы урока.

Словарная трактовка понятия  «конкуренция».

Слово  конкуренция–(латинского происхожденияconcurrentia) означает «столкновение», «состязание», «соперничество» и трактуется как - борьба, соперничество в какой-либо области.

Однако понятие «конкуренция» настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо одним универсальным определением, также можно сказать, что конкуренция - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Также это слово мы можем трактовать как состязание или столкновение интересов. Оно всегда возникает там, где количество благ ограничено.

Например:

Если много людей пьют из полноводного источника, конкуренция между ними не возникает. Но если источник находится в пустыне и не может вдоволь напоить все обитающие здесь племена с их верблюдами и овцами — конкуренция неизбежна. В прежние времена столкновения интересов обычно разрешались с помощью войн — побеждал тот, кто сильнее. В рыночной экономике конкуренция цивилизованное, но более сложное и разнообразное явление.

Рыночной системе хозяйствования обязательно сопутствует конкуренция. Она существует не только на рынке товаров и услуг, она охватывает практически все сферы деятельности человека. Конкуренция имеет место не между предпринимателями, продавцами, магазинами, между фирмами, заводами, а также между территориями и государствами. Она служит одним из важнейших способов повышения экономической эффективности системы, однако может иметь и негативные стороны в жизни (банкротство, безработица).



5. Уточнение восприятия изложенного материала.

– С каким новым экономическимпонятием вы познакомились?

Предлагается детям  прочитать определение конкуренции (на слайде).

6. Практическая творческая работа.

Подготовка командами презентации кондитерской продукции.

Обсуждение

Второй этап практического занятия.

Ученики в роле потребителей.

Каждый ученик должен проголосовать за один из предложенных тортов.

Заполняется лист голосования:

Подсчет количества голосов.



Подведение итогов:

Практическое задание показало:

Конкуренция существует между производителями (фирмами): каждый из них хочет продать свой товар, но спрос потребителей не бесконечен, поэтому чтобы привлечь покупателя, фирма может, например, предложить более низкую цену, чем ее соперники.

А потребители, то есть нуждающиеся в этой продукции (благах) могут выиграть в своей борьбе за эти блага, если заплатят большую цену. Как на аукционе, покупает тот, кто заплатил больше.

И так мы с вами рассмотрели конкуренцию между производителями и потребителями и можем сделать вывод, что конкуренция– это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя.

Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство.

Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев.

Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.

Тем не менее, как всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.


Положительные стороны конкуренции:

1. Конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2. Конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3.Конкуренция стимулирует повышение качества товара; 4.Конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5.Конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6.Конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7.Конкуренция повышает качество обслуживания (клиент всегда прав);

8. Конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

1.При конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачникам;

2. Многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

7.Закрепление материала.

Для закрепления материала давайте сформулируем, что же такое КОНКУРЕНЦИЯ.

Конкуренция – это экономическое соревнование. Конкуренция может быть между производителями за получение большего дохода, между потребителями за товар.

Для лучшего понимания значимости конкуренции как экономического двигателя развития цивилизации, прокомментируйте тексты:

Триста лет тому назад зеркала умели делать только в одном городе – Венеции. Способ изготовления зеркал венецианцы держали в глубокой тайне. Смертная казнь грозила всякому, кто посмел бы открыть иностранцам секрет зеркального производства. Однажды несколько стекольщиков с большим трудом сбежали вместе с семьями в Париж. А через полтора года после приезда во Францию внезапно умер лучший из мастеров, потом другой. Врачи установили, что смерть произошла от отравления ядом. Так отомстили венецианцы.

Почему способ изготовления зеркал в Венеции держали в глубокой тайне?

Каким способом пытались сохранить тайну?

Вторая ситуация.

Китайский фарфор ценился в Европе навес золота. Никто не знал, как его делают. Однажды август Сильный. Саксонский король, отдал прусскому королю целый полк солдат за китайский сервиз в 48 предметов. Придворный алхимик Саксонского короля Бётгер нашел разгадку – он изготовил из мейссенской глины прекрасный фарфор, только не белый, как у китайцев, а коричневый. Эта посуда, которую легко узнать по заводскому знаку – двум скрещенным мечам – прославилась во всем мире. А судьба ученого Бётгера была страшна – его вместе с помощниками заточили, как преступников, в мрачный Мейссенский замок и долго держали под стражей.

Почему король так поступил с Бётгером?

А теперь каждый из вас попробует предложить свои способы сохранения тайны.

8. Домашнее задание.

Придумать и нарисовать «Конкуренция глазами детей»

9. Подведение итогов урока.

Конкуренция – это экономическое соревнование.

Конкуренция может быть между производителями за получение большего дохода, между потребителями за товар.

Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелёк» потребителя.



Благодарю детей за хорошую работу, ставлю оценки наиболее активным учащимся.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница