Урок Основные оксиды Цели урока Воспитания: воспитывать познавательный интерес



Скачать 71.29 Kb.
Дата07.03.2016
Размер71.29 Kb.
Тема 3. Урок 6.

Основные оксиды
Цели урока

Воспитания:

  • воспитывать познавательный интерес;

Развития:

  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

  • развивать умения использовать эксперимент как метод познания;

Образования:

  • сформировать понятие «основные оксиды»;

  • сформировать знания о свойствах основных оксидов;

  • сформировать умения определять принадлежность некоторых оксидов к классу основных оксидов;

  • сформировать умения объяснять различие свойств оксидов различием их состава.


Структура урока:


Этапы занятия

Основные дидактические задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения

Средства обучения

Пример-ное время

1 этап.

Актуализация опорных знаний.



  • повторить определение понятия «кислотные оксиды»;

  • повторить одно из общих свойств кислот – взаимодействие с оксидами металлов.

фронтальная, индивидуальная

Ответы на вопросы, выполнение заданий

Задания на доске

5 минут

2 этап. Целеполагание

  • определить результат урока

фронтальная

Беседа




2 минуты

3 этап.

Изучение нового материала.



  • развивать умения использовать в познании веществ эксперимент;

  • развивать умения наблюдать, анализировать и делать выводы;

  • сформировать понятие «основные оксиды»;

  • сформировать знания о свойствах основных оксидов: взаимодействие с кислотами, водой и кислотными оксидами.

фронтальная, групповая

Лаборатор-ная работа, демонстра-ционный опыт, беседа

1. Оборудование для учащихся

2. Инструктивная карточка для работы в группе «Исследование химических свойств основных оксидов» (на парту)

3. Таблица 1 «Взаимодействие основных оксидов с водой» (для каждого учащегося)

4. Оборудование для учителя



28 минут

4 этап. Закрепление, контроль и коррекция полученных знаний.

  • закрепить знания о свойствах основных оксидов;

  • закрепить умения определять принадлежность оксидов к классу кислотных или основных оксидов.

индивидуальная с последующей взаимопроверкой

Выполнение заданий

Дидактические карточки с заданиями

10 минут


Этапы урока
1 этап. Актуализация опорных знаний

Вопросы для актуализации знаний:



  1. Какие вещества называют оксидами?

  2. Какая группа оксидов вам уже известна?

  3. Выберите из перечня веществ только кислотные оксиды: CaO, N2O3, CO2, CuO, BaO, H2O, P2O5.

  4. Могут ли кислотные оксиды взаимодействовать с кислотами?

  5. Какие оксиды могут взаимодействовать с кислотами?

В результате беседы учащиеся должны вспомнить, что некоторые оксиды металлов способны реагировать с кислотами. В результате таких превращений образуются соль и вода.

Учитель просит школьников дописать уравнения реакций:

а) CuO + H2SO4 → ; б) K2O + HCl → .

Учитель сообщает учащимся, что оксиды, способные реагировать с кислотами, выделяют в отдельный класс веществ – основные оксиды.



2 этап. Целеполагание

Изучить свойства основных оксидов (фиксируется на доске).


3 этап. Изучение нового материала

В качестве еще одной характеристики основных оксидов (по составу молекулы) можно сообщить учащимся о том, что основные оксиды, как правило, образованы атомами металлов с валентностью не более III.

Изучение свойств основных оксидов можно провести с использованием групповой формы работы.

Средства обучения:


  1. Оборудование для учащихся: 3 химических стакана с водой, 3 пробирки в штативе, 3 ложечки, 3 стеклянные палочки, метилоранж, лакмус, порошки оксидов: кальция, меди (II), железа (III).

  2. Инструктивная карточка для работы в группе «Исследование химических свойств основных оксидов»

Задание 1. Добавьте в каждый стакан с водой по 1 ложечке оксидов: в первый – оксида кальция, во второй – оксида меди (II), в третий – оксида железа (III). Хорошо размешайте смеси стеклянными палочками. (Внимание! Для каждого реактива должна использоваться чистая ложечка, а для перемешивания пользуйтесь разными стеклянными палочками.) Что вы наблюдаете? Результаты наблюдений занесите в Таблицу 1.

Задание 2. Налейте по 1-2 мл раствора из каждого стакана в пробирки и добавьте в каждую пробирку по 3-4 капли лакмуса. Результаты наблюдений занесите в Таблицу 1.

Задание 3. Добавьте к оставшимся в стаканах растворам по 5-6 капель метилоранжа. Результаты наблюдений занесите в Таблицу 1.

  1. Таблица 1. «Взаимодействие основных оксидов с водой»




№ п/п

Название опыта

BaO

CaO

CuO

Fe2O3

1

Растворение в воде













2

Испытание раствора индикатором метилоранжем













3

Испытание раствора индикатором лакмусом













  1. Оборудование для учителя: химический стакан с водой, пробирка, ложечка, стеклянная палочка, прибор для взаимодействия оксида кальция с оксидом углерода (IV) (штатив, круглодонная колба, наполненная углекислым газом, пробка с газоотводной трубкой с краником, кристаллизатор с водой), оксид кальция, оксид бария, метилоранж, лакмус.

Учитель просит учащихся вспомнить, что образуется при взаимодействии многих кислотных оксидов с водой (гидроксиды – кислородсодержащие кислоты). А могут ли основные оксиды взаимодействовать с водой, если да, то что при этом получается?

Учитель демонстрирует учащимся опыт «Взаимодействие оксида бария с водой. Испытание полученного раствора химическими индикаторами». Результаты наблюдений учащиеся заносят в Таблицу 1. Далее, ученики в группах выполняют лабораторную работу по инструктивным карточкам, заполняя Таблицу 1. Результаты проведенных опытов обсуждаются фронтально. Учитель предлагает учащимся записать уравнения двух осуществленных реакций:

СаО + Н2О = Са(ОН)2 (гидроксид кальция)

ВаО + Н2О = Ва(ОН)2 (гидроксид бария)

Вопросы для обсуждения в группах (записаны на доске или высвечиваются на экране):



  1. Все ли основные оксиды взаимодействуют с водой?

  2. Что образуется в результате реакции основного оксида с водой?

Учащиеся сначала обсуждают ответы на вопросы в группе, затем ответы групп проверяются и корректируются фронтально.

Для изучения третьего свойства основных оксидов учитель демонстрирует опыт «Взаимодействие оксида кальция с оксидом углерода (IV) (учебник, с.163). На основании проведенного опыта учащиеся записывают уравнение реакции и делают вывод, что основные оксиды могут взаимодействовать с кислотными оксидами. Необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что такая реакция не всегда возможна. Например, оксид железа (III) не взаимодействует с оксидом углерода (IV).


Учащиеся записывают в тетрадь изученные химические свойства основных оксидов:

  1. реагируют с кислотами;

  2. некоторые реагируют с водой;

  3. многие реагируют с кислотными оксидами.


Этап 4. Закрепление, контроль и коррекция полученных знаний

Дидактические карточки для самостоятельной работы с последующей взаимопроверкой:



ВАРИАНТ 1.

  1. Распределите вещества K2O, CaO, SO2, Na2O, SO3, Mn2O7, FeO по столбцам: а) кислотные оксиды; б) основные оксиды.

  2. Допишите уравнения реакций:

а) СaO + HCl → ;

б) Na2O + H2O → ;

в) BaO + SO2 →.

ВАРИАНТ 2.


  1. Распределите вещества SiO2, P2O5, CO2, BaO, CuO, CrO3, Fe2O3 по столбцам: а) кислотные оксиды; б) основные оксиды.

  2. Допишите уравнения реакций:

а) BaO + H2SO4 → ;

б) K2O + H2O → ;



в) CaO + SO3 →.
Домашнее задание: §37, упр. 2,3 (устно), 1,5,6,Т (письменно)
Каталог: Metod kopilka
Metod kopilka -> Тема: «Жизнь – это…» (занятие для детей – сирот разновозрастной группы 15- 18 лет) Цель
Metod kopilka -> «Лицейское братство». (Жанр дружеского послания в ранней лирике А. С. Пушкина)
Metod kopilka -> Доклад по литературе
Metod kopilka -> «Карамзин и Пушкин»
Metod kopilka -> Сценарий игры «Остров Сокровищ»
Metod kopilka -> Сценарий праздник «Учиться надо весело»
Metod kopilka -> Управление образованием администрации прохладненского района кбр
Metod kopilka -> Огневая подготовка


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница