Урок литературы в 9 классе с применением технологии проблемно-диалогического обучения Комягина Г. П., учитель русского языка и литературы



Скачать 46.36 Kb.
Дата03.06.2016
Размер46.36 Kb.
ТипУрок
Урок литературы в 9 классе

с применением технологии проблемно-диалогического обучения

Комягина Г.П. , учитель русского языка и литературы

МОУ «Пороховская ООШ» г. Волоколамска
Тема. М.Ю.Лермонтов. Личность поэта и его романтические устремления.

Цели:

- изучение биографии поэта (кратко);

- пояснить обусловленность характера лирики поэта особенностями времени и таланта;

- продолжить обучение анализу поэтического текста;


- развивать воображение и аналитическое мышление учащихся.

Оборудование: портреты М.Ю.Лермонтова художников К.А.Горбунова, Ф.О.Будкина, учебник-хрестоматия (под ред. В.Я.Коровиной).
ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.
II. Слово учителя.

М.Ю.Лермонтов – крупнейший поэт России, основоположник наряду с А.С.Пушкиным и Н.В.Гоголем русской классической литературы. Это имя для вас не ново, в 5 - 8 классах вы уже знакомились с отдельными его произведениями, говорили о непростой судьбе поэта. Сегодня мы не только вспомним основные этапы жизни и творчества поэта, но и постараемся увидеть, понять и оценить особенности лирики Лермонтова, новаторство его романтизма.


III. Доклады учащихся (краткий рассказ о поэте и его творчестве).

1. Детские годы М.Ю.Лермонтова.

2. Годы учёбы в Москве и Петербурге.

3. Первая ссылка на Кавказ, служба в гусарском полку под Новгородом.

4. Жизнь в Петербурге и Москве (1838-1840 г.).

5. Вторая ссылка на Кавказ, последний год жизни.



IV. Работа со статьёй учебника-хрестоматии «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» (с элементами конспектирования).

В тетради должны быть записаны ответы на вопросы:

- Чем отличается ранняя лирика Лермонтова?

- Что повлияло на формирование романтических взглядов юного Лермонтова?

- Как Белинский охарактеризовал особенности лирики Лермонтова?

- В чём новаторство романтизма Лермонтова?

(После завершения работы ответы следует коротко озвучить, чтобы убедиться в правильности восприятия статьи детьми.)
V. Чтение и анализ стихотворения «Парус».

Юный Лермонтов был воспитан на литературе романтизма. Он мечтал о гражданском деянии, о «славе» («За дело общее, быть может, я паду…», «Я грудью шёл вперёд, я жертвовал собой…»). Желание испытать судьбу, соединить слово с доблестным поведением роднят его с мятежными и гордыми персонажами романтизма. Таков и лирический герой в его ранних произведениях.

- Прочитаем знакомое вам с шестого класса стихотворение «Парус» (1832г.) и постараемся понять, как отразились в нём романтические устремления Лермонтова.

(Выразительно чтение стихотворения подготовленным учеником.)


Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..
Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

- О чём это стихотворение? (О нелёгкой жизни гордого, одинокого, мятежного человека).



- Почему пейзаж, нарисованный здесь, не реален, а является лишь предметом или ключом для размышлений? (Внешне стихотворение напоминает простую пейзажную зарисовку. Но на фоне природных образов проступает философский смысл. Сами природные образы предельно обобщены и даны в контрастном их проявлении. Поэт свободно сталкивает разные по времени состояния природы – бурю и покой. Морская стихия не может одновременно и в одном месте быть покойной и бушующей. Вместо реальной картины перед читателем возникает воображённый пейзаж, предмет для размышлений.)
- Какие контрасты обнажены в стихотворении «Парус».

(Уже в начале стихотворения образ моря – пространственной безбрежности – контрастен одинокому парусу, затерянному в нём. Далее возникают тревожные вопросы, углубляющие контраст:

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Здесь внутренне контрастны обе части: «ищет он» противостоит «кинул он», а «стране далёкой» - «край родной». На этом фоне отчётливо проступает одиночество паруса, который помещён между «страной далёкой» и «краем родным», но не принадлежит ни тому, ни другому. Далее пространственный контраст распространяется не вширь, а вглубь.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

Парус помещён теперь между небом и морем, и этот контраст закреплён антитезой («под ним» - «над ним»). Также контрастируют между собой седьмая и восьмая строки:

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Менее очевидный контраст заключён внутри второй и третьей строф. Буря не приносит «парусу» счастья, а умиротворённое состояние моря побуждает его «просить» бурю.)
- Подчеркните присутствующий в стихотворении параллелизм природы и человеческой жизни.

(Противоречие между «морем» и «парусом» символизирует противоречие между жизнью и человеческой личностью, брошенной в её океан.

Начав с внешней картины, Лермонтов заканчивает картиной внутренних противоречий, характеризующих переживания человека.)
- Какие романтические идеи отразились в стихотворении? (Романтик мечтал о гармонии между природой и человеком, между человеком и обществом и в душе человека. Воплощением высоких идеалов было для романтика Царствие Небесное. Но на земле подобный идеал не достижим, поэтому романтик обречён на вечные метания в поисках идеала.)

VI. Подведение итогов урока (рефлексия).

- В чём особенность романтических устремлений Лермонтова?

(Лермонтов был воспитан на литературе романтизма. Он стремился романтические книжные мечтания претворить в жизнь. Задача эта была невыполнимой, поэтому в его творчестве отразился трагический опыт героической личности, которая не смогла осуществить своё человеческое предназначение.)
Домашнее задание.

Написать развёрнутые ответы на вопросы.

Исследователь В.М.Маркович пишет: «Мы не ошибёмся, если скажем, что «Парус» у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, её одиночество и трудность её пути, её неустанные поиски цели и смысла жизни. (…) Легко усмотреть в «Парусе» и оппозиционно-гражданский подтекст».



  1. Что, на ваш взгляд, в стихотворении «Парус» свидетельствует о том, что речь идёт именно о личности? Верно ли, по вашему мнению, даёт исследователь характеристику этой личности? Аргументируйте свой ответ.

  2. Вы тоже «легко» усмотрели «оппозиционно-гражданский подтекст» этого стихотворения? Если да, то в чём?

Литература

  1. 1. Литература. 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательн. учрежд. / Под ред. В.Я.Коровиной - М.: Просвещение, 2010.

  2. Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 9 класс - М.:Вако,2008.

  3. А.Н.Семёнова. Русская литература в вопросах и заданиях. XII – XIX век. 9-10 классы. М.:Владос,2000.

Каталог: uploads -> 1000 -> 999 -> section -> 49739
1000 -> Программа обеспечена следующим методическим комплектом
1000 -> Ершова Юлия Сергеевна 2015-2016 уч год пояснительная записка Данная рабочая программа
1000 -> Рабочая программа учебного курса по химии 9 класс (базовый уровень) Составитель
1000 -> Рабочая программа по астрономии Классы 5-7
1000 -> П/п Мероприятия Страница
1000 -> Муниципальное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской области
1000 -> Виноградовой Оксаны Владимировны первая категория по мировой художественной культуре 11класс (базовый уровень) 2015-2016 учебный год


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница