Урок конференция в 6 классе Из истории русского языка. Программа конференции : Славянские языки



Скачать 139.72 Kb.
Дата03.06.2016
Размер139.72 Kb.
ТипУрок
Учитель русского языка

и литературы Петенко В.Г.

Урок – конференция в 6 классе

Из истории русского языка.

Программа конференции:

1.Славянские языки

2.Возникновение письменности у славян. Первая азбука.

3.История Ъ.

Перерыв (показ мультфильма «Ер Твёрдович Приставкин, собачка Ерька и внучки-буквята»).

4.Франциск Скорина – великий гуманист и просветитель.

.5.Из истории слов.

.7.Угощение гостей конференции блинами.



1.Всупительное слово учителя.

Ребята! Сегодня мы с вами совершим экскурс в историю нашего языка. Через книги историков мы, ныне живущие на земле, связаны со всем человечеством. (обращение к эпиграфу, слайд № 1: «Письменная история – это память человечества, его законное зерцало».

Если сам Бог, знающий настоящее, прошедшее и будущее, решил оставить людям знаки своего могущества «в воспоминание», то (слайд 2: «Кольми паче подобает нам, содеявшие в наше времена кия-либо дела не предавати забвению!» (нам уж тем более надо сделанные в наши времена дела не предавать забвению).

Итак, начинаем нашу конференцию. О возникновении славянского языка нам расскажет ___________.


П. Подобно тому, как дерево вырастает из корня, ствол его постепенно крепнет, поднимается к небу и ветвится, славянские азбуки выросли из праславянского, корни которого уходят глубоко к языку индоевропейскому (слайд №3;»Родословное дерево славянских языков»).


Эта аллегорическая картинка послужила основой для теории «родословного дерева», которая в общих чертах и даже исторически обосн6ована..Славянские языки являются одним из стволов дерева семьи индоевропейских языков. Праславянский язык существовал до середины первого тысячелетия нашей эры, когда говорившие на нём племена, расселившись на обширных территориях Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, начинают утрачивать связи друг с другом. Язык каждой из обособившейся групп племён продолжал развиваться изолированно от других, приобретая новые звуковые, грамматические и лексические особенности. Это обычный путь образования родственных языков из одного языка-источника. Фридрих Энгельс писал:

(слайд № 4: «Племена, расселяясь, превращаются в народы, целые группы племён…Изменяются языки, становясь не только взаимно непонятными, но и утрачивая всякий след первоначального единства».

Славянское языковое дерево ( слайд № 5) имеет три основные ветви:

1.восточнославянские языки;

2.западнолавянские языки;

3.южнославянские языки.

Эти основные ветви-группы разветвляются, в свою очередь, на более мелкие: так, восточнославянская ветвь имеет три основных ответвления: русский язык, украинский и белорусский. На большой ветви есть ещё веточки и отростки с многочисленными листочками, указывающие, что в каждом из названных языков есть ещё и различные наречия, говоры, диалекты.

Естественно. Что такое дерево выросло не сразу, не сразу так разветвилось , что ствол и основные его ветви старше более мелких ветвей и веточек, да и росло оно не всегда безбедно и ровно, какие-то ветки отсыхали, какие-то были обрублены в силу исторически сложившихся обстоятельств.


Ш Учитель. Итак, мы узнали о нашем родословном дереве. Теперь давайте послушаем, как же возникла письменность у славянских народов.

В конце 862 года к византийскому императору Михаилу Ш прибыло посольство от князя Ростислава, могущественного правителя Великой Моравии – христианского славянского государства с великой просьбой (слайд № 6. «Земля наша крещена, но нет у нс учителя, который бы наставлял и поучал нас, и растолковывал святые книги, так как мы не разумеем ни по-гречески, ни по латыни. Также не понимаем ничего в книгах. Пошлите нам учителя, которые могут говорить по-книжному и наставлять



нас».

Император Михаил благосклонно выслушал просьбу, которая открывала перспективы расширения византийского влияния, вспомнил о замечательном соотечественнике – крупном ученом Константине, в юности прозванном философом , которого за любовь к языкам следовало бы называть и филологом. Лучшего исполнителя новой задачи нельзя было отыскать. В спутники ему и помощником был назначен его брат Мефодий, безупречно говоривший по-славянски.

Так в конце 1862 года было принято решение, повлиявшее 6на судьбу всех славянских народов, особенно южных и восточных – предков русских, украинцев и белорусов, литературный язык которых сложился под мощным воздействием старославянского языка, к созданию которого и приступили византийские ученые мужи.

На исходе зимы 1863 года из Константинополя выехали просветители славян Константин – философ, церковное имя котороо было Кирилл, и его брат Мефодий. (слайд №7. Портрет Кирилла и Мефодия). Они взяли с собой систематизированную славянскую азбуку и первые славянские книги. Первоучители несли с собой книжное просвещение.

Изобретённая Кириллом и Мефодием азбука хорошо согласовывалась с фонетическими особенностями славянского языка. Азбука была построена на основе глаголицы и названа кириллицей. Мы, русские, пользуемся кириллицей и дот наших дней, частично преобразовав её. Мы же передали её и другим народам.

Не все народы, как славяне, могут с такой отчетливостью увидеть истоки своей книжности. (Слайд № 8 . «Если спросят славянских книжников, кто вам принёс письменность и создал книги, то все знают и говорят: святой Константин-философ, прозванный Кириллом, и Мефодий , брат его».)


. Учитель. С первой азбукой нас познакомит _____________.

(Слайд №9. Первая азбука:



Древнерусская азбука

Буква

Начертание-



Числовое
значение


Чтение

Название

А



1

[а]

аз

Б






[б]

бу́ки

В



2

[в]

ве́ди

Г



3

[г]

глаго́ль

Д



4

[д]

добро́

Е, Є



5

[е]

есть

Ж






[ж']

живе́те

Ѕ



6

[дз']

зело́

ʐ, З



7

[з]

земля́

И



8

[и]

и́же

І, Ї



10

[и]

и "вторичное)

К



20

[к]

ка́ко

Л



30

[л]

лю́ди

М



40

[м]

мысле́те

Н



50

[н]

наш

О



70

[о]

он

П



80

[п]

поко́й

Р



100

[р]

рцы

С



200

[с]

сло́во

Т



300

[т]

тве́рдо

ОУ, Ү



(400)

[у]

ук

Ф



500

[ф]

ферт

Х



600

[х]

хер

Ѡ



800

[о]

оме́га

Ц



900

[ц’]

цы

Ч



90

[ч’]

червь

Ш






[ш’]

ша

Щ






[ш’т’] ([ш’ч’])

ща

Ъ






[ъ]

ер

Ы






[ы]

еры́

Ь






[ь]

ерь

Ѣ






[æ], [ие]

ять

Ю






[йу]

ю

ΙΑ






[йа]

А йотированное

Ѥ






[йэ]

Е йотированное

Ѧ



(900)

н]

юс малый

Ѫ






н]

юс большой

Ѩ






[йэн]

юс малый йотированный

Ѭ






[йон]

юс большой йотированный

Ѯ



60

[кс]

кси

Ѱ



700

[пс]

пси

Ѳ



9

[θ], [ф]

фита́

Ѵ



400

[и], [в]

и́жица

. В кириллице насчитывалось 43 буквы (перечислить названия), в нашей современной азбуке – 33 буквы. Конечно же, детям наших предков было гораздо сложнее учить азбуку, наверное, поэтому в нашем языке сохранимлись фразеологизмы (слайд № 10:



Прописать ижицу – сделать строгое внушение, высечь.

Ни аза в глаза не знать – ничего не знать и не понимать.

От аза до ижицы – с начала до конца.)
У.Итак, мы познакомились с создателями первой славянской азбуки Кириллом и Мефодием, с самой кириллицей. А сейчас подробнее познакомимся с буквами Ъ(ер) и Ь (ерь). Слово предоставляется _______________

Жизнь Ъ(ера) началась с возникновения славянского кириллического алфавита в Х1 веке. Первоначально она обозначала особый гласный звук, произносившийся, к примеру, в таких словах как (слова появляются на экране) мъного- много,сънъ – сон. Наряду со звуком ер в славянском языке имелся ерь !Ь!, составляющий с ним пару. Он произнеосился , например, в таких словах , как (слова появляются на экране) дьнь – день,

льнь – лень. Эти буквы указывали на качество предшествующего согласного: в слове (слова появляются на экране) дъно Ъ (ер) показывала твердость предшествующего согласного и этим отличалось от буквы Ь (ерь), которая указывала на мягкость предшествующего согласного: например, дьнь.

В древнерусском языке второй половины ХП века звуки, выраженные буквами Ъ и Ь начали исчезать, в некоторых случаях они пропали совсем, а в других совпали со звуками !о! и !э!. Как результат исчезновения этих букв мы имеем в русском языке беглые гласные , например(слова появляются на экране): сънъ – съна - сон-сна; пьнь-пьня – пень-пня и изменение правописания многих слов.

Утратив свою главную функцию – обозначать особый гласный звук, буква Ъ сохранила за собой две обязанности:

1.указывать на твердость предшествующих согласных, например сонъ;

2.показывать, как следует читать буквы е,ё,ю,я после приставок на согласную – объявлять.

Во втором значении она употребляется и в настоящее время. Твердость предшествующего согласного Ъ перестал обозначать с 1918 года, когда произошла реформа орфографии русского языка.


У1.Учитель. Объявляется перерыв. Во время перерыва вы можете посмотреть мультфильм «Ер Твёрдович Приставкин, собачка Ерька и внучки-буквята».

Ведущий: Не далеко, не близко,

Не высоко, не низко,

За бумажными горами

И дремучими лесами

Жили – были приставки (выходят приставки)

Без, Раз. Из, Под, С, Об

И буквы Е, Ю, Я, Ё, Й (выходят буквы)

Затем выходит Ъ и представляется:

-Ер Твёрдович Приставкин. Вы, люди, называете меня твёрдый знак, совсем забыв, что я старейшая буква русского алфавита, и у меня тоже есть свой голос. Просто из-за своих твёрдых убеждений я со всеми спорил и окончательно потерял его, и теперь меня совсем не слышно. Но именно твёрдость характера послужила причиной того, что меня избрали главным пограничником страны Словографии.

Ведущий:

-Очень рад с Вами познакомиться. Ваши сограждане сделали совершенно правильно, доверив вам службу на границе. Только вам , наверно, трудно передвигаться, Ваш почтительный возраст...

-Нет-нет, ничего. Что за жизнь без настоящего дела!? Я приспособился. Смотрите: вон стоят мои приставки, и меня всегда ставят после них.

Всегда после приставки

Меня вы твёрдо ставьте,

А после меня Е,Я,Ю,Ё –

Такое правило моё. ( в это время падает буква Й)

Осторожно! Не наступите на Йотика.Уф! Меня пишут после приставок. Из-за этого меня и прозвали - Приставкин. А знаете, сколько мне лет? Более тысячи. А мои внучки всё время бегают, могут споткнуться и упасть. Вот как сейчас Йотик. А если Йотика потерять, то ребята не напишут правильно слова, и вместо съел напишут сел. (вбегает собачка Ерька)

-Гав! И я тоже защищаю Йотика. И меня тоже не все слышат. Гав! Гав!

-Это Ерька! Мой верный друг и помощник. Его тоже называют знаком, только мягким. Он тоже защищает Йотика, только к своим приставкам я его не подпускаю.

-Но в отличие от тебя, старый упрямец, я ни с кем не спорю и не ссорюсь. Наоборот, если я рядом, значит, кому-то становится мягко. Если бы не я. Сколько бы лишних букв пришлось придумывать, а поставьте меня после согласной буквы – и сразу звук становится мягким. Например, в слове «цел» - !л! твердый, как камень, а вслове «цель» - мягкий, как наш Йотик. И всё благодаря мне.

-А ещё, кроме тебя, мягкость согласного звука обозначают мои внучки, йотированные буквята Е,Ё,Ю,Я. (буквы произнося: мел, нёс, любовь. няня).

-Но я не только обозначаю мягкость, ещё показывыаю морфологические признаки частей речи. Например: Ш склонение у существительного ночь. А если меня нет, то это существительное не может относится к Ш склонению.

-Конечно, ты тоже хороший помощник Ерька, но только поменьше хвастай. Ведь саое главное не в том, кто и какую роль играет в нашей жизни, а в том,что мы дружно живём и трудимся и бесконечно любим нашу страну Словографию. Её чернильные реки, бумажные горы, наши великие справедливые правила написания.


Й: Девчонки и мальчишки,

Вы правила учите,


Е: Если на «отлично»

Учиться вы хотите.


Ю: Запомните, ребята,

Что только перед нами

Ё: После приставки твёрдый знак

Вы пишите в словах.


Я: Дружить мы будем с теми,

Кто будет делать так!


Ерька: Не взумайте когда-нибудь

Меня вы не поставить.


И: Нельзя уродовать слова!

Пишите правильно всегда!


УП. Конференция продолжается. Вашему вниманию предлагается выступление о великом гуманисте и просветителе – Франциске Скорине. Слово предоставляется___________

Большое значение в развитии европейской, в том числе, и славянской культуры имеет деятельность Франциска Скорины(слайд № 11.Портрет Франциска Скорины), который первым приступил к систематическому печатанию ветхозаветных книг на церковно-славянском языке. 1990 год был объявлен годом этого великого просветителя. Его 500-летие со дня рождения ( а родился он в 1490 году) праздновалось как в нашей стране, так и во всех европейских странах.

По своему происхождению и языку Франциска Скорина прежде всего принадлежал белорусской культуре, но его наследие имеет огромное значение и для других восточнославянских народов – украинцев и русских. Да и сам первопечатник для обозначения круга читателей всегда употреблял собирательное имя Русь: «братия моя Русь», «русский язык».

Он полностью составил Ветхий завет Библии и отпечатал его, сделав Библию доступной для славян.

Из Библии видно, что человека, как и три тысячи лет назад, занимали те же проблемы, что и сегодня, без различия возраста, профессии и национальности.

Например, совет – это, как и сейчас, собрание людей, но шире – круг общения людей. Путь человека – это его образ мыслей и жизни. Закон – это совесть ( по религиозным представлениям, совесть вложена в душу человека). Наконец, грех – это сознательное преступление закона, бунт

против совести, беззаконие.

Противостояние закона и беззакония волновало людей во все времена, в любой стране, при любом общественном устройстве. Загадка и исход борьбы совести с грехом будут актуальными до тех пор, пока существует род человеческий.

Есть два пути: праведники хранят закон, нечестивцы нарушают закон Само слово «нечестивец» происходит от глагола «честити» - почитать, уважать.

Хочется обратить ваше внимание на то, что ещё три тысячи лет назад

Понимали то, что с кем поведёшься – от того и наберёшь

Франциска Скорина хотел, чтобы каждое слово Библии дошло до читателя, он считал Библию мощным орудием овладения церковнославянским языком – языком книжности и просвещения. (Слайд № 12. Слова Франциска Скорины: «Хочешь быть грамотным и говорить по-русски, ещё быть честным и умным, всё найдёшь в полной Библии, в её Псалтырях, учи их»).



УШ. Познакомимся с историей всеми нами любимого слова «блины».

Слово предоставляется_________________________

Блины – это первые изделия, которые начали готовить из муки ещё в доисторические времена. Разновидности похожих изделий из муки есть практически у всех народов. Это доса, драники, лаваш, буррито, маца, инджера и др. Но для нас, конечно же, ближе румяные русские блины.

Этимология слова «блин» также интересна. Оно произошло от искаженного «млин» от глагола «молоть». Таким образом блин – это изделие , намеленное из муки, то есть мучное изделие. Блины были обязательным атрибутом масленицы: «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Без блина не масляна», «На горках покататься, в блинах поваляться». Почему блин — символ масленицы? Не оттого ли, что он такой же круглый, горячий, как солнышко, которое все так ждали зимой? Историки подтверждают, что в понимании наших предков блины символизировали дневное светило. Славяне верили, что вместе с масленичными блинами им передается могущество и тепло солнца. Почему же блин круглый? Люди испокон веков почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий.



Позвольте всех гостей нашей конференции угостить блинами, которые напекли наши любимые мамы.
Каталог: sites -> default -> files -> u12
u12 -> Методика обучения письму младших школьников. Каллиграфия на уроках русского языка
u12 -> Директор мбоу сош №16 Т. В. Ищенко 2013 г
u12 -> Должностные обязанности
u12 -> Р. Каугабаева «21» января 2011 года План проведение проверок Управления предпринимательства и промышленности города Астаны на 2011 год
u12 -> Анализ учебно-воспитательной работы
u12 -> Кочкин Антон Андреевич, Краснодарский край, г. Краснодар, мбоу сош №66, 10 класс, «РОЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА мбоу сош №66 и в/Ч 3703 в деле патриотического воспитания учащихся и поднятия престижа воинской службы»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница