Urban planning Layout and development of urban and rural communities Предисловие разработаны тоо «Проектная академия



страница1/14
Дата31.07.2016
Размер2.32 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Источник: ИС ПАРАГРАФ, 17.11.2009 11:33:30
СНиП РК 3.01-01-2008

 

Градостроительство



Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов

 

 



Urban planning

Layout and development of urban and rural communities

 

Предисловие

 

1. РАЗРАБОТАНЫ ТОО «Проектная академия «KAZGOR»

2. ПРЕДСТАВЛЕНЫ Управлением технического нормирования и развития стройиндустрии Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан (МИТ РК)

3. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Приказом Комитета по делам строительства и ЖКХ МИТ РК от 13.01.2009 г. № 31 с 1 июня 2009 года

4. ВЗАМЕН СНиП РК 3.01-01-2002*

Дата введения - 2009.06.01

 

Настоящий Государственный норматив подготовлен к изданию в соответствии с 6.7 РДС РК 1.01-02-2001 согласно письма Комитета по делам строительства и ЖКХ МИТ РК от 17.02.2009 г. № 17-01-3-05-329 в редакции ответственного разработчика - ТОО «Проектная академия «KAZGOR».



Реализация вопросов, касающихся содержания требований строительных норм, осуществляется согласно 6.1 РДС РК 1.01-01-2001.

Срок действия данного норматива устанавливается до переиздания на государственном языке.

Настоящий государственный норматив не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Уполномоченного государственного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства РК.

 

Содержание

 

Введение


1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Термины и определения

4. Концепция развития и общая организация территории городских и сельских населенных пунктов

5. Жилые зоны

6. Общественно-деловая зона

7. Параметры застройки жилых и общественно-деловых зон

8. Производственные зоны, зоны транспортной и инженерной инфраструктур

9. Зоны рекреационного назначения и особо охраняемых территорий

10. Учреждения и предприятия обслуживания

11. Транспорт и улично-дорожная сеть

12. Инженерное оборудование

13. Инженерная подготовка и защита территории

14. Охрана окружающей среды

15. Охрана памятников истории и культуры

16. Противопожарные требования

Приложение 1 (обязательное). Перечень ссылочных нормативных документов

Приложение 2 (обязательное). Термины и определения

Приложение 3 (рекомендуемое). Нормативные показатели плотности застройки градостроительных функциональных зон

Приложение 4 (рекомендуемое). Размеры приусадебных и приквартирных земельных участков

Приложение 5 (рекомендуемое). Площади и размеры земельных участков складов

Приложение 6 (рекомендуемое). Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков

Приложение 7 (рекомендуемое). Категории и параметры автомобильных дорог пригородных зон городов и систем расселения

Приложение 8 (рекомендуемое). Норма обеспеченности парковочными местами

Приложение 9 (рекомендуемое). Нормы земельных участков гаражей и парков транспортных средств

Приложение 10 (рекомендуемое). Нормы накопления бытовых отходов

Приложение 11 (рекомендуемое). Укрупненные показатели электропотребления

Приложение 12 (рекомендуемое). Комплексные укрупненные показатели теплопотребления

Библиография

 

Введение

 

Настоящий государственный нормативный документ переработан в рамках республиканской бюджетной программы 014 «Совершенствование нормативно-технических документов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» на 2008 год, включен в государственную систему нормативных документов в области архитектуры, градостроительства и строительства, как основополагающий градостроительный регламент для развития и обустройства (застройки) территорий и населенных пунктов Республики Казахстан.



В настоящем нормативном документе установлены нормативные требования, предъявление которых обосновано следующими целями и задачами в области архитектуры, градостроительства и строительства:

- формирование полноценной комфортной среды обитания и жизнедеятельности в городских и сельских населенных пунктах;

- обеспечение устойчивого развития населенных пунктов и межселенных территорий;

- регулирование отношений между государственными органами, физическими и юридическими лицами, участвующими в процессах градостроительной деятельности;

- установление технических требований государственной системы технического регулирования, направленных на обеспечение безопасности градостроительной среды, ее объектов, а также процессов их создания;

- установление обязательных градостроительных требований, связанных с вопросами природоохранных мер, защиты объектов историко-культурного наследия, а также иных объектов особого регулирования и градостроительной регламентации.

Отдельные положения настоящего нормативного документа обеспечивают учет конкретных природно-климатических, социально-демографических и иных местных особенностей градостроительства, которые следует использовать при детальной разработке государственных градостроительных нормативов и регламентов для конкретных населенных пунктов Республики Казахстан.

 

1. Область применения

 

1.1 Настоящие государственные строительные нормы и правила (далее - нормативный документ) разработаны в целях реализации требований Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» [1] в части регулирования планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов на территории республики.



1.2 Настоящий нормативный документ является обязательным для применения всеми субъектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Казахстан, в том числе заинтересованными уполномоченными государственными и местными исполнительными органами, юридическими и физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей, участвующих при планировке и застройке городских и сельских населенных пунктов.

1.3 Требования настоящего нормативного документа с момента их ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания.

1.4 Поселки при экономически важных объектах*, а также расположенные в местностях с лечебным значением**, следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения.

Населенные пункты при предприятиях и объектах, расположенные вне городов, не имеющих статуса поселков***, следует проектировать по нормам, установленным для сельских населенных пунктов с такой же расчетной численностью населения, а также с учетом соответствующих ведомственных норм.

1.5 При проектировании городских и сельских населенных пунктов следует предусматривать мероприятия по гражданской обороне в соответствии с требованиями Инструкции по содержанию и объемам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в зависимости от степени категорирования городов и объектов хозяйствования.

________________

* - населенные пункты (в том числе, вахтовые и экспедиционные поселки), обслуживающие производственные комплексы по добыче и переработке минерально-сырьевых ресурсов, гидро- и теплоэлектростанции, транспортно-коммуникационные и логистические узлы и другие аналогичные функциональные объекты.

** - населенные пункты санаторных и курортных комплексов, заповедных и рекреационных зон, используемые для оздоровительных целей и других аналогичных функциональных зон.

*** - населенные пункты сельскохозяйственно-сырьевых зон (животноводства, птицеводства, рыбоводства, пчеловодства, растениеводства, лесоводства и т.п.), по обслуживанию транспортных коммуникаций (ж/д полустанки, авто-технические узлы и т.д.), объектов мониторинга (обсерватории, гидрологические, гидрометеорологические научные и исследовательские станции) и других аналогичных функциональных объектов жизнеобеспечения.

 

2. Нормативные ссылки

 

Для применения настоящего государственного норматива необходимы ссылочные нормативные документы в соответствии с приложением 1.



Примечание. При пользовании настоящим государственным нормативом целесообразно проверить действие ссылочных документов по ежегодно издаваемым информационным «Перечню нормативных правовых и нормативно-технических актов в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, действующих на территории Республики Казахстан» и «Указателю нормативных документов по стандартизации» по состоянию на текущий год, и соответствующим ежемесячно издаваемым информационным журналам и указателям. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим нормативом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3. Термины и определения

 

В настоящем нормативном документе использованы термины и определения из нормативных правовых актов РК [1, 2] и нормативно-технических документов, включенных в раздел 2 «Нормативные ссылки», а также приняты дополнительные термины с их определениями в соответствии с приложением 2.



 

4. Концепция развития и общая организация территории городских

и сельских населенных пунктов

 

4.1 Городские и сельские населенные пункты необходимо проектировать на основе градостроительных проектов, предусмотренных законодательством в области архитектуры, градостроительства и строительства Республики Казахстан [1].



При планировке и застройке городских и сельских населенных пунктов следует руководствоваться нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, действующими на территории Республики Казахстан.

4.2 В проектах планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов, являющихся элементами систем расселения, следует предусматривать использование конкретной территории с учетом совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях создания благоприятной среды обитания и жизнедеятельности человека.

4.3 В проектах планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов следует предусматривать требования рационального и перспективного градостроительного развития на установленный срок (первоочередной период 5-7 лет, промежуточный на 10-15 лет, расчетный срок до 20 лет, градостроительный прогноз на 25-30 лет), включающие следующие принципиальные решения по:

- территориальному развитию;

- градостроительному зонированию;

- планировочной структуре;

- инженерно-транспортной инфраструктуре;

- рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

4.4 Городские и сельские населенные пункты в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с таблицей 4.1.

4.5 Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития городских и сельских населенных пунктов в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций.

Перспективы развития сельского населенного пункта должны быть определены на основе комплексных схем градостроительного планирования территорий районов в увязке с формированием агропромышленного комплекса, а также с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений. При отсутствии комплексных схем градостроительного планирования - по заданию на проектирование.

 

Таблица 4.1



 

Группы населенных пунктов

Население, тыс. чел.

Города

Крупнейшие, в т. ч. города республиканского значения

Свыше 1000

Крупные, в т. ч. города областного значения

-»- 500 до 1000

-»- 250 -»- 500

Большие, в т. ч. города областного значения

-»- 100 -»- 250

Средние, в т. ч. города областного значения

-»- 50 -»- 100

Малые*, в т. ч. города районного значения

-»- 20 -»- 50

-»- 10 -»- 20

-»- 10

Сельские населенные пункты

Крупные (поселки)

Свыше 3

Большие (расположены в местности, имеющей лечебное значение)

-»- 1 до 3

Средние

-»- 0,2 -»- 1

Малые (аул, село, крестьянские и иные поселения)

-»- 0,2

* В группу малых городов включаются поселки, находящиеся на территории их административной подчиненности.

 

4.6 Территорию для развития городских и сельских населенных пунктов необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального градостроительного использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-эпидемиологических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий. Также необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

4.7 При разработке генеральных планов городских и сельских населенных пунктов необходимо исходить из оценки их экономико-географического, социального, производственного, историко-архитектурного и природного потенциала. При этом следует:

- учитывать административный статус населенных пунктов, прогнозируемую численность населения, экономическую базу, местоположение и социальную значимость в системе расселения (агломерации), а также природно-климатические, социально-демографические, национально-бытовые и другие местные особенности;

- исходить из комплексной оценки и зонирования территории города и пригородной зоны, их рационального использования, имеющихся ресурсов (природных, водных энергетических, трудовых, рекреационных), прогнозов изменения экономической базы, состояния окружающей среды и ее влияния на условия жизни и здоровья населения, социально-демографической ситуации, включая межгосударственную и межрегиональную миграцию населения;

- предусматривать улучшение экологического и санитарно-эпидемиологического состояния окружающей среды населенных пунктов и прилегающих к ним территорий, сохранение историко-культурного наследия, требования пожарной безопасности и других специальных требований;

- определять рациональные пути развития населенных пунктов с выделением первоочередных (приоритетных) и перспективных социальных, экономических и экологических проблем;

- учитывать перспективы развития рынка недвижимости, возможность освоения территорий через привлечение негосударственных инвестиций и продажу гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских населенных пунктов или права их аренды.

4.8 При планировке и застройке городов и других населенных пунктов необходимо осуществлять зонирование территорий с установлением видов преимущественного функционального назначения, планируемых параметров и границ развития градостроительных функциональных зон, а также других планировочных ограничений на использование территории для осуществления градостроительной деятельности. В соответствии с Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» [1] могут устанавливаться следующие виды градостроительных функциональных зон:

1) жилые зоны;

2) общественные (общественно-деловые) зоны;

3) рекреационные зоны;

4) зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

5) промышленные (производственные) зоны;

6) зоны сельскохозяйственного использования;

7) зоны специального назначения;

8) зоны режимных территорий;

9) пригородные зоны;

10) санитарно-защитные зоны;

11) резервные территории (градостроительные ресурсы);

12) зоны особого градостроительного регулирования.

4.9 Границы градостроительных функциональных зон устанавливаются при разработке проектов планировки и застройки населенных пунктов с учетом:

1) сложившейся планировки территории и существующего функционального использования территории;

2) градостроительных функциональных зон и параметров их планировочного развития, определенных генеральным планом населенного пункта;

3) возможности сочетания в пределах одной зоны различных видов существующего и планируемого использования территории;

4) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального развития и документацией по планировке территории по СНиП РК 3.01-07-2007*,

4.10 Границы градостроительных функциональных зон могут устанавливаться по:

1) магистральным линиям инженерных коммуникаций, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

2) красным линиям;

3) границам земельных участков;

4) границам населенных пунктов в пределах административно-территориальных единиц;

5) границам административно-территориальных единиц;

6) естественным границам природных объектов;

7) иным границам.

4.11 Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан [3, 4], могут не совпадать с границами функциональных зон.

В населенных пунктах, имеющих историческую, культурную ценность, либо охраняемые ландшафтные объекты, следует выделять зоны (районы) исторической застройки.

4.12 Состав градостроительных функциональных зон, а также особенности использования их земельных участков в их пределах определяются градостроительным регламентом, нормами и правилами застройки с учетом ограничений, установленных градостроительными, земельными, природоохранными, санитарными [1, 4, 5, 6] и иными специальными нормативными актами.

В составе градостроительных функциональных зон могут выделяться земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами, предназначенными для удовлетворения общественных интересов населения.

Порядок использования земель общего пользования определяется в соответствии с градостроительным и земельным законодательствами [1, 5] местными исполнительными органами.

4.13 При выделении градостроительных функциональных зон и установлении градостроительных регламентов использования земельных участков в их пределах должны учитываться ограничения на градостроительную деятельность, обусловленные установленными зонами особого регулирования. В их числе: зоны исторической застройки, историко-культурных заповедников; зоны охраны памятников истории и культуры; зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округа санитарной и горно-санитарной охраны; санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и полосы; зоны залегания полезных ископаемых; зоны, имеющие ограничения для размещения застройки в связи с неблагоприятным воздействием природного и техногенного характера (землетрясения, сход лавин, затопление и подтопление, просадочные грунты, подрабатываемые территории и др.).

4.14 Санитарно-защитные зоны производственных и других объектов, выполняющие средозащитные функции, включаются в состав тех градостроительных функциональных зон, в которых размещаются эти объекты. Допустимый режим использования и застройки санитарно-защитных зон необходимо принимать в соответствии с действующим законодательством [7, 8, 9], требованиями настоящего нормативного документа, санитарно-эпидемиологическими правилами к проектированию производственных объектов [10, 11], а также по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологического надзора.

4.15 В районах, подверженных действию опасных и катастрофических природных явлений (землетрясения, сели, наводнения, оползни и обвалы), зонирование территории населенных пунктов следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. В зонах с наибольшей степенью риска, как правило, следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки планировочные элементы кратковременного пребывания людей с возможностью быстрой их эвакуации.

В районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов зонирование территории населенных пунктов следует предусматривать с учетом сейсмического микрорайонирования. При этом под зоны жилой застройки следует использовать земельные участки с меньшей сейсмичностью.

В районах со сложными инженерно-геологическими условиями под застройку необходимо в первую очередь использовать участки, требующие меньших затрат на инженерную подготовку, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений.

4.16 При составлении баланса существующего и проектного использования территории населенного пункта за основу необходимо принимать зонирование территории, определяемое 4.8 настоящего нормативного документа, с указанием в составе выделяемых градостроительных функциональных зон соответствующих категорий земель, установленных Земельным кодексом Республики Казахстан [5].

В составе баланса существующего и проектного использования земель населенных пунктов необходимо выделять земли, занятые под объекты государственной собственности республиканского, регионального и других административно-территориальных значений, а также частной собственности в увязке с данными градостроительного и земельного кадастров [12, 13].

4.17 Планировочную структуру городских и сельских населенных пунктов следует формировать, предусматривая:

- компактное размещение и взаимосвязь градостроительных функциональных зон с учетом их допустимой совместимости;

- зонирование и структурное членение (рациональное районирование) территории в увязке с системой общественных центров, транспортной и инженерной инфраструктурой;

- эффективное использование территорий в зависимости от их градостроительной ценности, допустимой плотности застройки, размеров земельных участков;

- комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых, историко-культурных, этнографических и других местных особенностей;

- эффективное функционирование и развитие систем жизнеобеспечения, экономию топливно-энергетических и водных ресурсов;

- охрану окружающей среды, памятников истории и культуры;

- охрану недр и рациональное использование природных ресурсов.

В районах с высокой сейсмической активностью необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов, а также как правило, рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения, и имеющих повышенную пожарную и взрывопожарную опасность.

В населенных пунктах, имеющих историческую, культурную ценность, либо охраняемые ландшафтные объекты, следует обеспечивать сохранение их исторической планировочной структуры, масштабности и своеобразия архитектурного облика, предусматривая разработку и осуществление программ и проектов комплексной реконструкции и регенерации исторических зон с учетом требований раздела 15.

Организацию территории сельского населенного пункта необходимо предусматривать в увязке с функциональной и планировочной организацией территории сельских административно-территориальных единиц.

При планировке и застройке городских и сельских населенных пунктов необходимо создавать условия по обеспечению инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии с требованиями МСН 3.02-05-2003.

4.18 В крупнейших и крупных городах следует обеспечивать комплексное использование подземного пространства для взаимоувязанного размещения в нем сооружений городского транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, отдельных зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений, административных, общественных и жилых зданий, объектов систем инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.

Размещение объектов в подземном пространстве допускается во всех градостроительных функциональных зонах при выполнении санитарно-эпидемиологических, экологических и противопожарных требований [6, 14, 15, 16, 17], предъявляемых к данным объектам.

Суммарная поэтажная площадь застройки в подземном пространстве должна составлять для крупнейших и крупных городов до 30% суммарной поэтажной площади наземной части застройки в центральном районе города и градостроительных узлах, в периферийных районах до 10%, и в промежуточных районах до 20%. Объем освоения подземного пространства может уточняться проектным решением в зависимости от градостроительной потребности при соответствующем обосновании.

4.19 Территории садоводческих и дачных товариществ следует размещать с учетом перспективного развития городских и сельских населенных пунктов за пределами резервных территорий, предусматриваемых на расстоянии доступности на общественном транспорте, как правило, не более 1,5 ч., а для крупнейших и крупных городов - не более 2 ч., а также в соответствии с проектом пригородной зоны или проектом районной планировки.

4.20 Размещение наружной (визуальной) рекламы в населенных пунктах осуществляется в соответствии с Правилами размещения объектов наружной (визуальной) рекламы [18].

 




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница