Украинский «невидимка» новации и компромиссы



Скачать 108.35 Kb.
Дата06.06.2016
Размер108.35 Kb.
Сергей Кривко, главный конструктор проектов КИПЦК

КОРВЕТ «ГАЙДУК-21»

УКРАИНСКИЙ «НЕВИДИМКА» НОВАЦИИ И КОМПРОМИССЫ

Какам должен быть приоритетный корабль для ВМС Украины? Практических во всех документах разного уровня выбор сделан в пользу корвета.

С 1992 года по заданию национального Минобороны в проектных организациях Украины прорабатывалось несколько вариантов таких кораблей. Были и футуристические версии «Пахаря» от ЦКБ «Шхуна» (г:Киев), многие годы занимавшего верхние строчки в бюджетных документах Управления кораблестроения, и более прагматичные варианты усовершенствования «Альбатроса» (проект J124M), разрабатываемые в Казенном исследовательско-проектном центре кораблестроения (КИПЦК), г.Николаев. Но ни «Пахарь», ни «перелицованный» «Альбатрос» не смогли стать тем кораблем, на котором бы остановили свой выбор ВМС Украины. К концу 90-х годов стало очевидно — в области проектирования корветов (по крайней мере, для собственных нужд) в отечественной оборонной промышленности и в ВМС наступил «кризис жанра». «Оборонка» исчерпала старый (советский) научно-технический задел, а ВМС оказались без средств на проведение перспективных НИОКР. Да и украинские политики не способствовали принятию ясных и однозначных технических решений в области создания национальных вооружений.

Первым с дистанции сошло ЦКБ «Шхуна» вместе с «Пахарем-С». Вторым - ВМС Украины. Не имея средств для новых разработок, флот оказался в «информационном вакууме». Кроме того, произошла смена поколений - ушли офицеры, имев­шие большой опыт работы в воен­но-морских НИИ, в военных при­емках, принимавшие участие в про­ектировании, постройке, сдаче и эк­сплуатации головных кораблей и об­разцов военно-морской техники. Не меньшие потери понесла и оборон­ная промышленность. Единственной отдушиной для отечественной «обо­ронки» во второй половине 90-х го­дов оказался военный экспорт.

Работа с иностранными партне­рами, привлечение к тендерам и уча­стие в международных выставках за­ставили проектантов кораблей вплотную ознакомиться с требовани­ями иностранных ВМС, предъявля­емыми к кораблям класса «корвет».

Полученный опыт специалисты КИПЦК использовали при разработ­ке проектов двух типов корветов («Мираж» и «Мистраль- 1500Т»), которые на период 1999-2001гг. мож­но было отнести к наиболее перспек­тивным в мировой практике. Эти ко­рабли (водоизмещением 1100 и 1500 т соответственно) были ориентирова­ны на иностранного покупателя.

Технический уровень проектов получил высокую оценку у зарубеж­ных специалистов, они достойно представляли отечественную научно-техническую мысль на международ­ных тендерах, занимая призовые места. «Мистраль- 1500Т» был дорабо­тан под требования ВМС Турции по теме MILGEM до настоящего вре­мени рассматривается в качестве ба­зовой версии для создания нового ту­рецкого корвета.

Работа на иностранного заказчи­ка, детальное знакомство с последни­ми разработками в области военно-морских* вооружений, позволили специалистам КИПЦК более конкретно сформулировать задачи, которые должны решаться отечественным кораблем класса «корвет», опреде­лить его облик и ТТХ. Эти идеи на­шли свое отражение в разработанном КИПЦК перспективном корабле, получившем условное наименование «Гайдук-21». Данный проект следует рассматривать как вариант комп­ромиссный, учитывающий существу­ющий научно-технический задел в области военно-морских вооружений и военно-политические приоритеты Украины на ближайшие годы.

Специалисты отечественных ВМС были ознакомлены с материа­лами, по корвету «Гайдук-21» осенью 2003 года на традиционной конфе­ренции, проходившей в Севастопо­ле. Вторая волна интереса к проекту была вызвана интервью, которое дал 11 июня 2004 года командующий ВМС Украины Игорь Князь, заявив­ший о разработке в Украине кораб­ля с элементами «стелс-технологии».

Учитывая, что «Гайдук-21» созда­ется в условиях жестких финансовых ограничений, специалисты КИПЦК в первую очередь руководствовались следующим принципом - как мож-но меньше рискованных «новаций»,

требующих больших затрат на НИОКР с непрогнозируемым результа­том. Корвет изначально разрабаты­вался для ВМС Украины, поэтому вопросу снижения стоимости созда­ния и эксплуатации корабля уделя­лось особое внимание.

В качестве близкого прототипа было решено выбрать проект корве­та «Мираж». В нем специалисты КИПЦК уже «провесили» основные технические решения для создания мореходной «платформы» с низким

уровнем заметности, достигнутом за счет использования так называемых «стелс-технологий». Кроме того, в проекте «Мираж» была учтена спе­цифическая технология постройки боевых кораблей на ОАО «Завод «Ленинская Кузница» - единственного в Украине предприятия, сохранивше­го опыт и производственные мощ­ности для постройки малых боевых кораблей.

Вторым по важности фактором проектанты корабля считали пра­вильный подбор боевых систем. К сожалению, в Украине нет произво­дителей военно-морского оружия, поэтому при выборе состава воору­жения корабля (в качестве основных разработчиков и поставщиков рас­сматривались, как правило, только российские и украинские предприятия) учитывались:

перспективность применяемо­го вооружения и его ТТХ;

- политические приоритеты в об­ласти военно-технического сотруд­ничества;

- возможная взаимная коопера­ция предприятий России и Украины в создании образцов вооружения, примененных в проекте;

- наличие в Украине учебной и ремонтной базы;

- унификация применяемого во­оружения с вооружением экспортных версий перспективных российских кораблей, с целью снижения режим­ных барьеров.

Корвет «Гайдук-21» предполагается использовать в закрытых морях и прибрежных районах открытых мо­рей. Он предназначен для:

— борьбы с надводными кораб­лями и подводными лодками;

— боевого охранения (противовоз­душной, противолодочной, противо-катерной и противодесантной обо­роны) районов базирования сил фло­та, формирования десантных отря­дов и конвоев, районов действия минно-тральных сил;

— боевого охранения конвоев гражданских судов или десантных отрядов на переходе морем

— ведения технической разведкик

— участия в миротворческих рациях ООН и операциях по обеспечению безопасности судоходства(борьба с пиратством).

В мирное время корабль может привлекаться к патрулированию морской исключительной экономической зоне, а также к участию в охране госграницы, предупреждению незаконной миграции и перевозки наркотиков.

Корпус корвета - традиционно «монохал» с удлиненным полубаком, интегральной надстройкой и развитыми фальшбортами, прикрывающими оружие и палубные механизмы. Непотопляемость корабля и аварийная остойчивость обеспечивается при затоплении любых двух смежных отсеков. Для действий в условиях применения оружия массового поражения оборудуется зона коллективной зашиты цитадельного типа. Материал корпуса — высоколегированная кораблестроительная сталь, материал надстройки — морской кош розионно-стойкий легкий сплав, тумбоподобную мачту и фальшборты планируется изготовить из композитного материала.

Мореходность корвета, в принципе, неограниченная. С целью снижения явления слемминга обтекатель антенны гидроакустической станции размещен в носу на специальном пилоне (как двигатель «Боинга»). Такое конструктивное решение обеспечивает демпфирование килевой вертикальной качки, а также «отключает» обтекатель от корпуса корабля, что снижает уровень как гидродинамических, так и акустических помех, мешающих работе ГАС.

Применение оружия (кроме подъемно-опускного устройства буксируемой антенны гидроакустической станции) на всех достижим] скоростях хода возможно при волнении моря до 5 баллов включительно. Для этого «Гайдук-21» оснащается активным успокоителем ка| и системой принудительной посадки вертолета в сложных погодных условиях.

На корабле применена комбинрованная двухвальная дизель-газотурбинная установка схемы CODAG (усовершенствованная версия известной установки М15), в составе которой используются современные дизели фирмы MTU серии 400 также перспективные газовые турбины и многоскоростные разработки ГНТЦ газотурбостроения «Зоря-Машпроект». Скорость хода под дизелями - до 20 узлов.

В состав ЭЭУ входят две элект­ростанции (каждая в составе ГРЩ и двух дизель-генераторов), обеспечи­вающих высокую энерговооружен­ность (свыше одного 1.2 квт,на тон­ну водоизмещения) и более чем 100% вращающийся резерв.

С целью снижения уровня под­водного шума главные и вспомога­тельные механизмы будут установле­ны с применением двухкаскадной амортизации. ГД и дизель-генерато­ры размешаются в звукоизолирую­щих укрытиях. На корвете отсутству­ет дымовая труба традиционной кон­струкции, что позволило значитель­но снизить тепловую заметность.

С целью повышения живучести и пожаро- взрывобезопасности в проекте корабля применен рацио­нальный принцип размещения взры­воопасных помещений и резервиро­вание ответственных механизмов.

Предусмотрена организация двух главных противопожарных зон (ГПЗ). Зоны автономны в части средств борьбы с водой, задымлени­ем, пожаром. Все пожаро- взрывоо­пасные помещения по контуру — из стальных конструкций. На границах ГПЗ переборки, а также закрытия -из специальных огнестойких конст­рукций, из таких же огнестойких материалов будет выполнена палуба над отсеками энергетической уста­новки. В каждой зоне будет обору­дован специальный автономный пост управления средствами борьбы за живучесть.

Энергетическая установка кораб­ля размещается в трех водонепрони­цаемых отсеках (носовом машинном и кормовом машинном отделениях и носовом отделении дизель-генера­торов), что обеспечит ее повышен­ную живучесть при боевых и нави­гационных повреждениях и при за­топлении расчетного числа отсеков. Основные вспомогательные меха­низмы (дизель-генераторы, главные распределительные щиты, холодиль­ные машины, агрегаты питания 400 Гц, водоотливные и противопожар­ные насосы и др.) разнесены по дли­не корпуса и расположены в несмеж­ных помещениях и в разных проти­вопожарных зонах. Корабль оснащается всеми необ­ходимыми видами палубных уст­ройств (в том числе и для приема гру­зов на ходу), всеми типами общесу­довых систем- Уровень обитаемости корабля соответствует действующим стандартам для ВМС НАТО, а прин-

цип размещения жилых и санитар­но-гигиенических помещений позво­лит принять в состав экипажа до 20% лиц женского пола.

Предусмотрена реализация ком­плекса мероприятий по предотвра­щению загрязнения окружающей среды.

Для борьбы с надводными целя|ми на дистанции до 130 км на корве­те планируется использовать россий­ский противокорабельный ракетный комплекс «УРАН-Э» в составе двух пусковых установок, системы управ­ления и 8-ми ПКР типа Х-35Э в транспортно-пусковых, контейнерах. Борьба с воздушными целями в ближней зоне (до 10 км) и самообо­рона, в том числе от низколетящих противокорабельных ракет, будет осуществляться при использовании российского зенитного комплекса ближнего рубежа "КАШТАН-М" в составе одной ракетно-артиллерий-ской установки (два шестиствольных 30-мм автомата, две пусковые уста­новки на 8 ЗУР и 32 ЗУР в погребе). В носовых секторах (недосягаемых для «КАШТАНа») «Гайдук-21» при-кроет 30-мм 6-ствольная артустанов-ка АК-630М.

Для поражения надводных, на­земных и воздушных целей на дис­танции до 20 км на корабле будет ус­тановлен артиллерийский комплекс в составе 100-мм одноствольной об­легченной автоматической артуста-новки А190Э (Россия) и оптронно-радиолокационной системы управле­ния стрельбой «ЛЕОПАРД-К» (Ук­раина). В номенклатуру боеприпасов артустановки А190Э входит управля­емый снаряд, что существенно по­вышает возможности пушки в борь­бе с воздушными целями.

Подводные лодки, на дистанции до 10 км, могут уничтожаться при помощи спаренных торпедных аппа­ратов калибра 324 мм, обеспечиваю­щих стрельбу самонаводящимися торпедами. Предусматривается уста­новка устройства перезарядки тор­педных аппаратов в море и хранение запасных торпед.

Для обнаружения воздушных (в зоне до 10 км) и надводных целей (в зоне до 300 км), управления ог­нем малокалиберной артиллерии предназначен многофункциональ­ный активно-пассивный радио-опти­коэлектронный комплекс "МУШКЕТ-МЭК" (Украина), состоящий из активного (РЛС с фазированной ан­тенной решеткой), пассивного (пас­сивная РЛС) и оптико-электронно­го каналов обнаружения и сопровож­дения целей, канала взаимного об­мена информацией и взаимного ори­ентирования (ВЗОИ-ВЗОР) кораблей тактической группы с реализацией задач управления совместными бое­выми действиями (ОСБД).

В состав гидроакустического ком­плекса входит станция «БОСФОР» (Украина) с подкильной и опускае­мой антеннами. ГАС будет обеспе­чивать обнаружение и одновремен­ное сопровождение до восьми под­водных целей на дистанции до 15 км и более, в том числе под слоем тем­пературного скачка.

Для целей радиоэлектронной борьбы будет предназначена интег­рированная система радиотехничес­кой обстановки и радиоэлектронно­го противодействия ТК-25-1Э (Рос­сия). Постановка пассивных уводя­щих помех и ложных целей радио­локационным станциям наведения, а также радиолокационным и телевизионным головкам самонаведения противокорабельных ракет обеспечи­вается применением комплекса по­становки пассивных помех ПК-10.

Противодействовать боеприпасам с лазерными головками наведения будет комплекс оптико-электронного проти­водействия "КАШТАН-3" (Украина).

Для обеспечения радиосвязи с кораблями, береговыми командны­ми пунктами и приданной авиаци­ей, а также внутрикорабельной свя­зи предназначен автоматизирован­ный комплекс связи (Украина).

Навигационные задачи на корве­те будет решать система навигаци­онного оборудования, включающая две навигационные РЛС (Украина).

Автоматизацию боевой деятель­ности командного состава на кораб­ле обеспечит боевая информацион­но-управляющая система.

Предусматривается временное ба­зирование корабельного многоцеле­вого вертолета среднего класса мас­сой до 6 т (типа Lynx или Dauphine). Работу вертолета в сложных метео­условиях гарантирует специальная оптическая система обеспечения по­садки, а также система фиксации и принудительной посадки вертолета, а корабле размещается противоло-

дочный авиационный боезапас (авиационные торпеды и гидроакус­тические буи, возможен прием про­тивокорабельных ракет). Имеется запас авиатоплива на 8 полетов. За­резервировано место для размещения устройства для заправки вертолета в воздухе (без посадки на палубу).

Оценка боевой эффективности корвета «Гайдук-21» показала, что его ТТХ (для своего диапазона водоиз­мещения) находятся на уровне луч­ших мировых образцов. Применен­ный в проекте комплекс мероприя­тий по снижению физических полей и повышению скрытности не имеет аналогов в отечественном корабле­строении по объему внедрения «стелс-технологий». Перспектив­ность заложенных в проект техничес­ких решений, позволит безболезнен­но провести внутрипроектную мо­дернизацию корабля в процессе стро­ительства серии и достаточно дли­тельное время удерживать его ТТХ на уровне требований времени.

Согласно расчетам, исходя из тех­нико-экономических показателей ОАО «Завод «Ленинская Кузница», трудоемкость постройки головного корвета «Гайдук» составит порядка 1,4 млн. нормо-часов. При этом расчет-

ная продолжительности постройки головного корабля - 36 месяцев, a темп постройки - один корабль в два года. Такой темп строительства предложен исходя из прогноза экономического положения в Украине. При нормаль­ном финансировании возможна сдача одного корабля ежегодно.

Ориентировочная стоимость по­стройки головного корвета «Гайдук» составляет порядка 125 млн. долла­ров США. Стоимость серийного корабля (5-го в серии) составит порядка 110 млн. долларов США. Конечно, это не малые затраты для страны, чья экономика только-только стала подниматься. Но нельзя сбра­сывать со счетов экспортный потен­циал такого корабля. Ведь не сек­рет, что прежде, чем с этим проек­том познакомились украинские во­енные моряки, интерес к нему про­явил лично премьер-министр Ма­лайзии, затем руководство ВМС Индонезии, а недавно и сам султан Брунея. Очевидно - при нормаль­ном лоббировании продукции оте­чественного кораблестроения на нее найдется спрос. И тогда усилия ни­колаевских проектантов окупятся сторицей.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРВЕТА «ГАЙДУК-21»



(для сравнения приведены характеристики корвета типа «АЛЬБАТРОС» проекта 1124М)

ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ




Длина:




наибольшая

85,47(71.6)

по КВЛ

70,80 (66.0)

Ширина:




наибольшая

10,15 (10.15)

по КВЛ

9,5(9,5)

Высота борта(на миделе)

8,00(5,85)

Осадка:




по КВЛ

3,10 (3,10)

максимальная

5,84(5,85)

(с учетом заглубления бульбового обтекателя)




ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ

т

Стандартное

1040 (920)

Полное

1200 (1065)

СКОРОСТЬ ХОДА

уз

Полного

не менее 32

Технико -экономического (ТЭХ)

14

Дальность плавания, миль (на ТЭХ)

3500(2500)

Автономность, суток (по запасам провизии)

10* (9)

Экипаж, чел.

52**(86)

*полная вместимость провизионных кладовых

обеспечит увеличение автономности до 15 суток.



** - в том числе офицеров 10 чел,

мичманов - 22 чел.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница