Учебное пособие для студентов Литературного института им. А. М. Горького Москва 1998



страница1/9
Дата12.06.2016
Размер2.05 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
И. А. Гвоздева

История Древних Цивилизаций

Учебное пособие для студентов

Литературного института им. А. М. Горького

Москва 1998

Рекомендовано к печати Ученым Советом Литературного института им. А. М. Горького

Рецензент: к.и.н., доцент Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова С. В. Новиков

Авторы приложений:

И. А. Гвоздева — № 3, 5, 9-12, 16, 17, 20, 22 Т. Б. Гвоздева — № 2, 6-8, 13-15, 18,19, 21 А. А. Немировский — № 1,4

Династические таблицы составлены:

I-XVIII — Т. Б. Гвоздевой № XIX-XXVIII — И. А. Гвоздевой

Альбом карт составлен А. А. Немировским

Серия изданий

Литературного института им. А.М.Горького

Ректор С.Н.Есин

Гвоздева И. А.

История Древних цивилизаций. — М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького. 1998. — 172 с. с прил.

ISBN 5-7060-0024-7

Учебное пособие рекомендовано для студентов дневного и заочного отделений Литературного института и слушателей BJIK, а также всем, интересующимся историей и культурой Древнего Востока, Греции и Рима.

УДК 882

ББК 84(2Рос—Рус)6-5



© И. А. Гвоздева, 1998

ИСТОРИЯ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Древневосточные цивилизации

Главным субъектом исторического процесса является общество (социум):— коллектив людей, связанных наследственными обязательствами ненападения и некомпенсируемой взаимопомощи, гарантированными и организованными единой властью. Архаические общества строились на кровнородственной или территориальной основе.

Общность членов социума (ее еще называют политической или потестарно-политической общностью) является основной, но не единственной разновидностью общности людей как субъектов исторического процесса. Важную роль играют также этническая и циви-лизационная общность.

Об этнической общности можно говорить в том случае, если люди, независимо от своего места в социальной иерархии, социальных обязательств и вообще от принадлежности к определенному социуму, ощущают себя "своими" друг другу по происхождению и культуре.

Кроме того, ряд социумов может пользоваться одними и теми же элементами материальной, поведенческой и духовной культуры, специфическими для них и не повторяющимися в других обществах. Это естественно сближает их и приводит к более тесным взаимоотношениям между ними, чем в среднем между обществами мира; в результате они начинают представлять собой некое объективное (хотя и очень аморфное) социокультурное единство. Совокупность таких обществ или совокупность культурных институтов, обеспечивающих их единство, называют цивилизацией. Таким образом, цивилизация — это единство людей, продуцируемое развитой культурой как самостоятельным фактором в пределах или вне пределов общества. Цивилизации образуются в результате культурной и политико-экономической экспансии развитого общества во внешний мир.

Человеческие общества находятся в непрерывном развитии: усложняется их хозяйственная жизнь, общественные структуры, создаются новые культурные ценности, совершенствуется сам тип человека, прошедшего длинный путь от "человека умелого" к "человеку разумному". В процессе этого развития выделяются отдельные этапы, ступени или стадии, в пределах которых те или иные человеческие общества приобретают определенное качество, особую структуру исторической жизни, свой тип экономики, социального устройства, политических институтов, духовных ценностей.

Древнейшей стадией в развитии человеческих обществ была длившаяся сотни тысяч лет эпоха господства родовых отношений (при которых социумы очень невелики по размеру и объединяют лишь кровных родичей), примитивного, так называемого "присваивающего" хозяйства, полной зависимости человека от природной среды. Эту эпоху часто определяют как период дикости и варварства в человеческой истории.

Следующей стадией была эпоха поздней первобытности — время перехода к производящему хозяйству и соседской (территориальной) общине, повлекшего за собой резкое увеличение богатств и численности членов общества, а отсюда — усложнение его структуры и выделение властной верхушки.

Наконец, третьей стадией была эпоха становления первых или древнейших цивилизаций, отличающаяся более" высоким уровнем жизни, сложным сочетанием политической интеграции и социальной дифференциации, переходом к классовому общественному строю, созданием государственных институтов, сложных религиозных систем и богатой культуры.

Эпоха древних цивилизаций от своих первых проявлений до довольно рафинированной античной культуры характеризуется некоторым историко-культурным единством и составляет предмет изучения специальной исторической дисциплины, которая получила название "история древнего мира". История древнего мира, в свою очередь, подразделяется на два больших раздела: историю стран Древнего Востока и историю античных обществ (древнегреческих полисов и римского государства). Такое подразделение не случайно: оно отражает большие различия (при сохранении некоторых общих основ) в исторических путях, общественно-политических и культурных структурах между древневосточными и античными обществами.

История Древнего Востока начинается с IV тыс. до н. э., когда развитие и усложнение общества и закономерная инерция развивавшихся в нем процессов приводит к превращению властной верхушки в господствующий класс, живущий за счет эксплуатации, и, одновременно, к небывалому сосредоточению власти в его руках. Тем самым древние общества приобретают классовый характер и вырабатывают развитый государственный строй. Завершается история древнего Ближнего Востока в IV в. до н. э., походами Александра, в то время как древность Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии имеет большую протяженность — до третьей четверти — середины I тыс. н. э.

Географически понятие "древний Восток" охватывает огромные территории, протянувшиеся от современного Марокко на западе до Китая, Японии и Индонезии на востоке, и от Кавказа, Аральского моря и Великой степи на севере до океана, современной Эфиопии и Сахары на юге. В этой обширной географической зоне, характеризующейся определенным сходством экологических условий и вытянутой в широтном направлении, существовало множество политических образований, игравших важную роль в мировой истории: таковы великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Восточного Средиземноморья, Фригия и Лидия, государства Иранского нагорья, в том числе мировое "царство стран" — держава Ахеменидов, в состав которой вошел весь Ближний и Средний Восток; наконец, государственные образования Средней Азии, Восточного Туркестана, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

По природным условиям территории древнего Востока отличались друг от друга при наличии некоторых общих черт: это район в основном субтропического климата с очень жарким, сухим летом и мягкой зимой; бассейны рек с плодородными аллювиальными долинами перемежаются здесь с каменистыми пустынями, обширными Плоскогорьями и горными хребтами. Особую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. В бассейнах этих рек благодаря плодородию почв можно было эффективно развивать хозяйство при налаживании системы искусственного орошения и отвода воды (ирригации и мелиорации). В свою очередь, экономический рост, создавая возможности накопления и изъятия продуктов потребления, двигал вперед социальную дифференциацию, а необходимость централизованного труда при проведения ирригационных работ вела к сосредоточению власти на "верхах" общества и стимулировала дальнейшее развитие производительных сил.

С IV тыс. до н. э. устанавливаются прочные контакты жителей аллювиальных речных долин с населением горных районов и пустынь, на огромных по тому времени расстояниях налаживается обмен продуктами, сырьевыми запасами и, в меньшей степени, предметами производства. При невысоком уровне производства и торговли контакты между социумами часто принимали форму грабительских войн, результатом которых было насильственное изъятие сырьевых ресурсов и продуктов завоевателями у завоеванных народов или включение их территорий вместе с источниками сырья в состав государства-победителя и создание крупных военных держав, охватывающих кроме бассейнов великих рек прилегающие территории степей и нагорий.

Особые процессы видоизменяют сам характер расселения людей. Бурное развитие производительных сил приводит к увеличению количества и размера поселений, к разнообразным процессам их интеграции. В итоге многие поселения приобретают довольно крупные размеры, и уже к рубежу IV-III тыс. в них создаются внушительные общественные сооружения и появляются оборонительные стены для защиты от врагов. Иными словами, возникают города.

Город — принципиально новое явление в истории того времени. Это большое укрепленное поселение, где сосредоточено управление и религиозный культ, концентрируется развитое ремесленное производство, обслуживающее городское население, правителя и его администрацию, потребности культа, а также (в гораздо меньшей степени) соседнюю сельскохозяйственную округу. Развитие производящей экономики (земледелия и скотоводства), освоение металлов (меди, бронзы) для изготовление орудий труда, оружия и предметов быта, появление первых городов было настоящей революцией в развитии человеческого общества на древнем Востоке. Результатом этой революции явилось разложение примитивных первобытнообщинных отношений, усложнение социальной структуры и развитие социальной дифференциации (выделение в обществе оси "верх" — "низ", т. е. распадение более или менее однородного первобытного общества на прослойки, различающиеся по богатству и влиянию среди соплеменников).

Первобытный социум, малочисленный и не сталкивающийся со сложными задачами, однороден. Развитие и усложнение социума приводит к функциональному выделению властной верхушки, доступ в которую находят прежде всего отличившиеся или влиятельные благодаря своему имущественному положению члены общества. В свою очередь, властная верхушка начинает использовать свои возрастающие с усложнением жизни социума полномочия сначала для их же кумулятивного наращения, а потом и для отчуждения рабочего времени и продуктов труда других членов общества. Такое отчуждение называется эксплуатацией. Когда отношения эксплуатации пронизывают значительную часть общества, и какая-то группа его членов (в данном случае это прежде всего властная верхушка) начинает существовать за счет эксплуатации, последняя становится классообразующим фактором, а само общество — классовым.

Классы — это группы людей внутри общества, различающиеся по отношению к организации социального (прежде всего материального) воспроизводства: господствующий класс организует его, а класс непосредственных производителей осуществляет.

В физическом смысле слова господствующий класс живет "за счет" класса непосредственных производителей, значительное большинство которых подвергается эксплуатации. Аппарат власти классового общества называется государством (в других случаях тем же словом называется просто функционально развитый аппарат власти. Следует чётко различать эти значения). О его существовании можно говорить с тех пор, как властная верхушка освобождается, фактически и формально, от контроля общинного самоуправления, и становится наследственной (хотя бы в лице своего главы).

Класс непосредственных производителей сам делится на классы, различающиеся по двум параметрам: наличию у непосредственного производителя полной или частичной собственности на средства производства (например, своего участка земли в пользовании) и произведенный им продукт (при отсутствии такой собственности производитель работает в чужом хозяйстве, как правило в составе централизованной бригады, за натуральный или денежный паек) и свободе покинуть свое производство. Соответственно выделяются: производители, пользующиеся полностью "своими" средствами производства и практически всем произведенным на нем продуктом, свободные бросить производство ("неэксплуатируемые (первобытные свободные) производители");

производители, пользующиеся долей в средствах и продуктах своего производства и свободные бросить его ("свободные арендаторы");

производители, пользующиеся долей в средствах и продуктах своего производства и в той или иной степени прикрепленные к нему ("крепостные", "зависимые", "илотъг");

производители, не имеющие доли ни в средствах, ни в продуктах производства, но свободные его покинуть ("наемные рабочие");

производители, не имеющие доли ни в средствах, ни в продуктах производства, но прикрепленные к нему ("подневольные рабского типа").

В древних обществах основными типами эксплуатации были эксплуатация илотов и эксплуатация подневольных рабского типа. Последние, как правило, принадлежали к особому сословию рабов. Раб — это человек, имеющий господина, полностью и произвольно распоряжающегося его рабочей силой и временем; такой человек, разумеется, целиком или почти целиком бесправен в рамках любого коллектива, так как не располагает самостоятельной дееспособностью, необходимой для получения правового статуса. Господин часто имеет право убить своего раба, всегда — подарить или продать его, и обычно (но не всегда!) считается прямым или верховным собственником рабского имущества. Отношения рабской зависимости известны с древнейших времен. Рабство стало возможным и даже необходимым, когда отдельный человек смог в процессе труда дать не только необходимый, но и прибавочный продукт. Тем самым содержать раба стало выгодным. Вот почему захваченных во время военных действий пленников не убивали как лишних едоков, а превращали в рабов, т. е. лишали их всех прав и принуждали к труду. В эпоху перехода к классовому строю формирующийся господствующий класс видит в захвате рабов главный способ обеспечения себя эксплуатируемой рабочей силой. Число рабов многократно возрастает: кроме военнопленных, рабами (иногда принудительно, иногда по нёобходимости) становятся кабальные должники, преступники, изгои, вообще люди, утратившие возможность прокормить себя сами. Таким образом, если рабы были известны уже в поздней первобытности, то рабство как особый социальный феномен формируется только в эпоху сложения классового общества.

Наряду с рабами существует прослойка подневольников рабского типа, но не рабов в узком смысле слова. Это люди, в силу различных причин превратившиеся в работников чужого хозяйства, как правило, первоначально царского или храмового. Они не утрачивают юридической свободы и не приравниваются к "рабам", но эксплуатируются тем же способом, что и последние, т. е. не имеют своих средств производства и работают в принудительном порядке за паек.

Класс "зависимых" формировался несколькими способами (из членов общин, подвергнутых налоговой эксплуатации, из людей, потерявших свою землю и посаженных на чужую, и др.). Именно они были главным эксплуатируемым классом на древнем Востоке с начала II тыс. до н. э.

Так в странах Древнего Востока сложились три основных класса: подневольники рабского типа (в том числе сами рабы), класс мелких зависимых производителей (прежде всего эксплуатируемые общинники и "илоты") и господствующий класс, куда входили землевладельческая и служилая знать, жречество, состоятельная верхушка сельских и городских общин. Особенностью господствующего класса на Древнем Востоке была его тесная связь с государственным аппаратом. Как правило, исключая периоды упадка древневосточных обществ, именно участие в управлении страной обеспечивало возможность экплуатации.

Наличие трех основных классов определило своеобразный характер социальных взаимоотношений в древневосточных обществах. Сохранились сведения о социальной борьбе (особенно на Дальнем Востоке), о восстаниях, в которых принимали участие, как правило, либо "илоты" или подневольные рабского типа, недовольные своим положением, с одной стороны, либо неэксплуатируемые общинники (особенно жители автономных городов), опасающиеся распространения на них эксплуатации. В самом господствующем классе сохранялась перманентная напряженность между царем и военно-служилой знатью, с одной стороны, и крупной землевладельческой и жреческой знатью (в том числе иногда общинной верхушкой), с другой. В итоге время господства государства как крупнейшего эксплуататора сменялось эпохой раздробленности и распада государственности доминированием имущих и влиятельных частных лиц и корпораций. Такое противоречие между частным и государственным присвоением являлось основным фактором смены периодов социально-политического процветания и упадка на Древнем Востоке.

Формационная принадлежность древневосточных обществ во многих случаях оказывается спорной. Дело в том, что формация, т. е., тип социально-экономического строя общества, определяется его классовым составом и тем способом эксплуатации, за счет которого в первую очередь существует господствующий класс. Если последний эксплуатирует в основном "подневольных рабского типа", общество определяется как "рабовладельческое", если "крепостных" — как "феодальное" (термины условны). При этом если большая часть членов общества вообще не подвергается еще эксплуатации, или подвергается слабой и нерегулярной эксплуатации, общество считается раннеклассовым (соответственно, раннерабов-ладельческим или раннефеодальным). Наконец, соотношение государственных служащих и частных лиц в пределах господствующего класса задает государственный или частный характер формации данного общества. Например, шумерское общество III тыс. до н. э. по этой схеме может быть определено как раннерабовладельчес-кое общество с преобладанием частной эксплуатации.

Каждый из трех основных классов древневосточного общества не был монолитен и однороден, а состоял из различных слоев разного юридического и бытового положения, имущественной состоятельности. В частности, кроме классов, люди делились на сословия — группы людей, различающиеся по своему правовому и престижному положению. Древность знает всего три сословия, отличающиеся по степени свободы, с которой люди могут распоряжаться собой, т. е., по степени их формальной независимости от других людей:

1) полноправные граждане, принадлежащие к самоуправляющейся структуре общинного типа; их жизнь в широких пределах направляется ими самими;

2) неполноправные граждане, жизнь которых в широких пределах регламентируется другими лицами, от которых они считаются формально зависимыми — частными людьми или государством как особым учреждением (а не воплощением социума) — клиенты, илоты, "царские люди" и др.;

3) рабы — люди, считающиеся движимым имуществом другого человека, который может произвольно распоряжаться их временем и силами, а также волен продать их, подарить, убить или освободить. Сословное деление весьма сложным образом соотносится с классовым. Так, господствующий класс состоит преимущественно из людей первого сословия, но включает и лиц второго сословия; с другой стороны, люди первого сословия, как и люди второго, могут быть "зависимыми" и даже "подневольниками"; общинники могут вовсе не эксплуатироваться, а могут принадлежать к классу "зависимых"; наконец, рабы могут эксплуатироваться и как "подневольники" и как "зависимые".

Политическая организация древневосточных обществ первоначально имеет два основных уровня. Первый, унаследованный от первобытности, связан с общинным (общинно-племенным) самоуправлением. Существование общин является важнейшей особенностью истории Древнего Востока. Устойчивое сохранение общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями архаической экономики, крайне затруднявшего применение неколлективных форм сосуществования на земле, и интересами самого государства, считавшего порой более удобным контролировать население именно через общины. В некоторых случаях, однако, общины переставали существовать именно под натиском государства и частных эксплуататоров, разрушавших общинное самоуправление и превращавших общинников в неполноправных частно- или государственно-зависимых одиночек. Внутри общин постоянно происходит имущественная и социальная дифференциация; именно здесь отношения частной эксплуатации развиваются наиболее свободно, особенно в случае освобождения от нивелирующего налогового пресса.

На втором, высшем уровне политической организации древневосточных обществ располагается государство, т. е. верховная власть и ее аппарат управления. Сущность деятельности государства на Древнем Востоке (как и в любом другом обществе) — это противостояние внещним врагам социума и обеспечение функционирования социальной вертикали (в частности, сложившихся отношений эксплуатации) и системы взаимных обязательств внутри его. Специфика древневосточного государства заключается в осуществлении прямого хозяйственного руководства в пределах обширного сектора экономики, в том числе в виде создания системы искусственного орошения и регулирования режима рек, а также в государственном обеспечении культурных институтов. В лице древневосточного правителя государство считалось верховным собственником и распорядителем всей земли, взимая налоги и налагая повинности на все население, кроме привилегированных слоев, земельных владений и городов. Другая часть земли непосредственно принадлежала правителю, государству и его учреждениям (в том числе храмам, часто пытающимся превратиться в самостоятельные субъекты власти и хозяйства). Пользование налогами и повинностями, как и государственная земля, широко раздавались в собственность или условное держание членам государственного аппарата, воинам, жрецам и т. д.

Активное вмешательство государственной власти в хозяйственную жизнь страны и экспансионистская внешняя политика приводили к появлению многочисленной администрации и служилой массы, организованной по бюрократическому принципу (деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице). Эта служилая масса тяготела к "приватизации" своих должностей и особенно выдаваемой в их обеспечение земли (от огромных землевладений до крошечных наделов) в периоды ослабления государства.

Логическим завершением развития, древневосточного государства становится т. н. восточная деспотия — режим абсолютной власти царя, как правило, обожествленного или считающегося главной фигурой культа, предстателем перед богами за всех своих подданных. Эта власть становится над общинами, а иногда вообще разрушает их.

Кроме позднепервобытного общинно-племенного строя и восточной деспотии, словно знаменующих начало и конец древневосточного политогенеза, на Древнем Востоке существовали всевозможные промежуточные формы политического строя: ограниченная коллективными общинными институтами номовая монархия, близкая ей олигархическая ("аристократическая") республика. Даже в крупных царствах власть царя иногда должна была терпеть влияние коллективных военно-аристократических и военно-демократических органов.

На обширных пространствах Древнего Востока обитали народности и племена многих языковых групп. Прежде всего следует назвать афроазийскую (устарелое название: семито-хамитскую) языковую семью, включавшую обширную семитскую ветвь с многочисленными подгруппами, египетскую, берберо-ливийскую, кушитскую и др. К семитским этносам относились восточные семиты (аккадцы — вавилоняне и ассирийцы), эблаиты, сутии-амореи и их ответвление — древнееврейские племена, ханаанеи, арамеи, арабы и др. Семитоязычные племена, расселяясь из своей аравийской прародины, заняли территорию Плодородного Полумесяца и часть Северной Африки, а арамейский ("сирийский") язык стал в I тыс. до н. э. настоящим койнэ для всего Ближнего и Среднего Востока.

Племена и народы индоевропейской языковой семьи в древневосточной истории представлены анатолийской (хетто-лувийской), фрако-фригийской и индоиранской ветвями, в разное время расселившимися в Малой Азии, Иране и Индии. На языках первой ветви говорили хеттские племена, лувийцы и их потомки — лидийцы, ликийцы и др. К индоиранцам относились индоарии (в том числе основатели государства Митанни в Передней Азии), западные иранцы, также называвшие себя ариями (персы, мидяне и т. н. "арии Авесты" и их потомки — бактрийцы, согдийцы и др.), а также кочевые восточные иранцы (киммерийцы, скифы — саки, массаге-ты, дахи — парфяне и др.). К фрако-фригийцам относились фригийцы и армяне.

Особняком стояла т. н. северокавказская языковая семья, народы которой занимали когда-то всё Армянское нагорье и сопредельные территории. К ней относятся хатты на западе (родственны современным абхазам), хуррито-урарты (родственны современным вайнахам) в центре и кутии (родственны современным дагестанцам) на востоке. Ареал этой группы понемногу сузился до района самого Кавказского хребта, а прочие районы ее обитания оказались индоевропеизованы.

Население древнейшего Ирана и северо-запада Индии относилось к дравидской семье языков (собственно дравиды — носители индской цивилизации, эламиты, возможно, луллубеи и касситы — каспии). Впоследствии дравиды отступили на юг Индии, оттеснив местных автохтонов — австралоидов.

Наконец, Восточная и Юго-Восточная Азия была с древнейших времен заселена народами сино-тибетской, австронезийской и ав-строазиатской языковых групп.

Вместе с тем многое в древнейшей этнической истории Востока остается неясным. Так, остались неизвестными родственные связи народов, заселявших Плодородный Полумесяц в эпохи неолита — знеолита (субареев, шумеров и др.).

Длительное развитие древневосточных стран совершалось неравномерно. Наивысшего уровня развития самостоятельно достигли цивилизации Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Прочие общества Ближнего, Среднего и Дальнего Востока развивались во многом под влиянием этих четырех цивилизаций. Сами они долгое время существовали изолированно или почти изолированно друг от друга (за единственным и недолгим исключением трансиранской системы связей, соединявшей в кон. III тыс. до н. э. регионы от Индии до Восточного Средиземноморья). Однако к сер. II тыс. до н. э. сеть интенсивных взаимных контактов охватила весь Ближний Восток, а в I тыс. до н. э. сложилась система тесно связанных друг с другом разнообразными отношениями стран, занимающих в целом огромную территорию от Ганга до Атлантического океана. Общение между различными обществами обогащало каждую местную культуру, вырабатывало надрегиональные культурные ценности. Сложилось, таким образом, известное единство почти всего древневосточного мира, сыгравшее заметную роль в развитии всемирно-исторического процесса. Для обширных пространств Восточной Азии от Приморья и Японии до Индокитая и Тянь-Шаня ту же интегрирующую роль к началу нашей эры играла конфуцианская цивилизация Китая.

В истории древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.

В первую эпоху (кон. IV — III тыс. до н. э.) здесь существуют три цивилизационных центра, сложившихся в долинах великих рек — египетский, шумеро-аккадский (с возникшим в тесной связи с ним, но глубоко чуждым ему эламским) и древнеиндийский. Это первые в мире цивилизации, основные достижения которых во многом предопределили дальнейший ход древневосточной истории. В Шумере, Египте и долине Инда были созданы древнейшие системы письменности, получили развитие монументальная архитектура и искусство. Египетские пирамиды, ступенчатые храмы-зиккураты древнего Шумера, городские комплексы Хараппы принадлежат к числу выдающихся достижений человеческой культуры.

В результате процессов государствообразования во всех трех регионах складываются ранние номовые государства, а в Месопотамии и Египте за счет их объединения формируются обширные деспотические монархии с неограниченной властью царя, занимающего ключевое положение в культе, и сложным управленческим аппаратом. Основой экономики здесь становятся крупные хозяйства государственного сектора, а наиболее интенсивной эксплуатации подвергаются подневольные работники, трудящиеся целыми бригадами и получающие резко ограниченные пайки. В конце III тыс. до. н. э. складывается единая система экономических и политических взаимоотношений от долины Инда до Месопотамии и Средиземного моря.

Одновременно в течение III тыс. до н. э. происходит интенсивное разложение первобытного строя и формирование классового общества в областях, образующих периферию вёликих цивилизаций Древнего Востока — в Северной Месопотамии, Анатолии, Восточном Средиземноморье, Иране, Средней Азии. Здесь повсюду отмечается далеко зашедшая социальная и имущественная дифференциация, формируются протогородские центры и номовые государства. Этому в немалой степени способствуют прямые контакты с первыми цивилизациями.

Переселения народов (амореев и индоиранцев), опустошившие обширные районы Ближнего и Среднего Востока, и глубокий внутренний кризис крупных централизованных хозяйств положили в кон. III — нач. II тыс. до н. э. начало новому этапу исторического процесса на Ближнем Востоке. Отныне громоздкая система контроля и надзора в хозяйствах, использующих труд подневольных работников, уступает место более гибким и менее обременительным как для верхов, так и для низов общества формам эксплуатации. Пройдя через полосу социального кризиса и политической раздробленности, древневосточные общества, основанные отныне на присвоении лишь части продукта общинников и "царских людей" — мелких землепользователей, достигают нового расцвета.

В эту эпоху (II тыс. до. н. э. — нач. I тыс. до н. э) картина исторического развития намного усложняется, уже целая группа высокоразвитых государств образует политическую карту Древнего Востока. В II тыс. до н. э. в долине реки Хуанхэ формируется раннеклассовое общество, создается первичный очаг древнекитайской цивилизации, пока еще оторванной от других древневосточных цивилизаций. В Индостане экологические изменения и перемещения племен привели к полному упадку древнейшей цивилизации, и классовое общество в начале I тыс. до н. э. складывается заново и на новой территории, в долине Ганга. С другой стороны, сплошная сеть номовых государств покрывает Восточное Средиземноморье, в Малой Азии и Северной Месопотамии формируются новые великие державы — Хеттское, Митаннийское, затем Фригийское и Урартское, и, наконец, Ассирийское царства; на рубежах Восточного Средиземноморья складываются могучие союзы племен, перерастающие в ранние государства (гиксосское объединение, позднее древнееврейские и арамейские племенные союзы и государства).

Важной внутренней гранью этого этапа был конец II — нач. I тыс. до н. э., когда новые переселения народов (эгейцев, фрако-фригийцев, иранцев, арамеев) вновь потрясли древний Восток изменили его этнополитическую карту. Существенные перемены произошли и в области социально-экономических отношений: нач. I тыс. почти во всех регионах древнего Востока характеризуется резким ростом частной эксплуатации, разложением общинной, а частично и государственной собственности. Чиновники и имущие частные лица расхищают государственные и общинные фонды, используя свое должностное положение, кабальные долги и промежуточные отношения аренды и субаренды.

Определенный прогресс наблюдается в это время в экономике, в том числе в сельском хозяйстве (за счет усовершенствования орудий труда и агротехники). Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштаьы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных металлических сплавов, в первую очередь бронзы, вело к развитию обмена и торговли, борьбы за источники меди и олова. Подлинный технологический переворот переживают древние общества с освоением железа в кон. II тыс. до н. э. В нач. II тыс. заново складываются международные торговые пути, увеличивается количество торговых факторий, создаются своего рода внегосударственные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях — начинается борьба за преобладание на торговых путях, особенно в Восточном Средиземноморье. На арене истории одни за другими появляются новые народы и политические образования, достигающие часто военного превосходства над традиционными великими державами. Бурная международная жизнь, качествен ные перемены в ремесле резко увеличивают важность и сложность военного дела; теперь государства прикладывают огромные усилия к созданию и обеспечению полурегулярных и регулярных армий, создают специализированные воинские подразделения. В борьбе всех против всех складываются недолговечные надрегиональные империи, которые путем взимания с побежденных дани, а также прямого ограбления покоренных стран производят своего рода насильственное перераспределение прибавочного продукта в огромном масштабе. То одна, то другая страна претендует на политическую гегемонию в рамках всего ближневосточного ареала. В этом отношении весьма характерно формирование великой Ассирийской военной державы, четырежды (в кон. XIII, нач. XI, сер. IX и кон. VIII вв. до н. э.) добивавшаяся неоспоримогр первенства на всем Ближнем Востоке.

Создаваемые таким образом военно-политические объединения (во II тыс., в полуконфедеративной, в I тыс. — в основном в унитарной форме) оставались, однако, довольно непрочными.

Грабительская политика ассирийских царей, в VIII-VII вв. подчинивших почти весь Ближний Восток, противоречила иным тенденциям развития, связанным с крупными автономными городами, особенно с городами Плодородного Полумесяца (Месопотамия и Восточное Средиземноморье). Здесь развиваются частная собственность, частное рабство, Товарные отношения Финикийская торговля в нач. I тыс. охватывает все Средиземноморье.

Наконец, третья эпоха существования древневосточных обществ (сер. I тыс. до н. э. — сер. I тыс. н. э.) характеризует уже заключительные этапы их истории. В Передней Азии Ассирийская держава гибнет, ввергая обширные пространства Ближнего и Среднего Востока в новый передел мира, завершившийся к рубежу VI-V вв. созданием "царства стран" — мировой по тому времени державы Ахеменидов, простершейся от Инда до Балкан. Подчеркнем, что политическая интеграция в столь широких масштабах была подготовлена предшествующими бурными столетиями взаимодействия древневосточных государств и племенных образований.

Новые масштабы приобретают и межцивилизационные отношения. Войны Ахеменидов, а затем завоевания Александра Македонского привели к интенсивному взаимодействию ближневосточной, средневосточной, индийской и эллинской цивилизаций; со II в. до н. э. устанавливаются связи тогдашней западноевразийской ойкумены с китайской цивилизацией, до того времени разбивавшейся относительно изолированно от прочих. На стыке цивилизаций образуются своеобразные общества восточного Ирана и северо-западной Индии, объединенные в I в. н. э. Кушанской державой. В итоге происходит формирование обширного пояса классовых, высоко организованных с политической точки зрения, активно взаимодействующих обществ, непрерывной полосой протянувшихся от Атлантики до Тихого Океана и ко II в. н. э. вошедших в состав четырех великих держав — Римской Империи, Парфянского царства, Ку-шанской державы и Ханьского Китая.

Для социально-экономического облика эпохи показательно дальнейшее развитие торговли и ремесленных производств, рост городов и своего рода разделение труда между торгово-ремесленными центрами и аграрной периферией. Повышается товарность хозяйств, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений. Деньги в монетной форме получают широкое распространение в Державе Ахеменидов, циньском Китае, маурийской Индии. Другой характерной чертой периода является ослабление государственной власти, выход на первый план крупной военно-землевладельческой знати и различных корпораций. Это приводит к утвержлению на обширных пространствах той или иной степени политической раздробленности.

После поражения Ахеменидов в борьбе с Александром древневосточные общества к западу от Инда развивались по пути своеобразного синтеза традиций двух цивилизаций в форме эллинистических государственных образований. Эллинистические государства в ряде случаев довольно скоро воспроизводят черты деспотической монархии. С другой стороны, под влиянием полисных традиций умножается количество автономных городов.

На Дальнем Востоке в это время происходит создание крупного централизовааного государства в Китае, наделенном всеми признаками деспотической монархии (однако в духе времени в этой монархии отношения государственной эксплуатации переплетались с далеко зашедшей частной, и здесь также крупные землевладельцы стали в конце концов сильнее государства). В Индии специфической чертой является развитие варновой, а затем и общинно-кастовой системы, однако и здесь при всей специфике поздняя древность характеризуется усилением землевладельческой знати, парцелляризацией и корпоративизацией общества (как раз и выражавшейся в торжестве кастовой системы).

Грань древности и средневековья на Востоке пролегает по эпохе великого переселения народов III — VI вв., затронувшего Вое-ток в ненамного меньшей степени, чем Запад. Сложные, противоречивые процессы, идущие в это время в социально-экономической сфере, не вполне ясны до сих пор. Не исключено, что они сводились к развитию новых могущественных государств, на этот раз не противопоставляющих себя знати, а сросшихся с ней. Обеспечивая социальный компромисс наверху, этот процесс оборачивался резким усилением гнета (в т. ч. податного) по отношению к основной массе населения.

Народы Древнего Востока создали богатую культуру, оказавшую большое влияние на развитие мировой культуры. Здесь были разработаны почти все известные виды письменности, в том числе и алфавитная система письма (у финикийцев, арабов, арамеев и др.), затем заимствованная греками, римлянами и многими другими народами мира. Древневосточные художники и мыслители создали оригинальное искусство, замечательную архитектуру, литературу, включающую различные жанры. Гениальные "Эпос о Гильгамеше", "Рассказ Синухета", страстные публицистические книги древнееврейских пророков, священная книга народов древнего Ирана и Средней Азии "Авеста", замечательные эпические поэмы древних индусов "Махабхарата" и "Рамаяна", гигантские пирамиды, древневавилонские зиккураты, урартские скальные крепости, величественные дворцы ахеменидских царей, успехи древнеегипетских и месопотамских жрецов в астрономии, математике и медицине, индийские философские школы, конфуцианство и даосизм в Китае — вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Именно на Древнем Востоке были сделаны открытия и изобретения, давшие толчок развитию мировой цивилизации: обработка железа и получение стали, стеклоделие, приручение лошади, верблюда, многих других домашних животных, изобретение колеса, удобного писчего материала — папируса, кожи и прообраза современной бумаги, пороха, компаса, составление прототипов географических карт, монументальное строительство с использованием арочных перекрытий и колонн. Древневосточные математики решали квадратные уравнения, употребляли иррациональные и отрицательные числа, дроби, решали задачи по определению объема усеченной пирамиды и площади поверхности полушария, были открыты эклиптика, прецессия (предварения равноденствий), предсказывались затмения и многое другое. На Древнем Востоке были созданы сложные религиозные системы — от древних культов, рассматривавших эмоционально-ассоциативный опыт человека как эмпирический, объективный и, соответственно, развивавших на его основе особое познание мира, по характеру, логике и целям во многом близкое к научному, до сверхценных этических религий откровения, в том числе монотеистических, и особого типа недогматических религиозно-философских мировоззрений, наподобие конфуцианства и буддизма.

Большой вклад древневосточных народов в мировую культуру, сложный характер исторического процесса показывают условность распространенного в литературе противопоставления "Запада" "Востоку". Еще древнегреческие философы (особенно ярко это проявилось у Аристотеля) различали мир греков, рожденных для свободы и господства предназначенными природой к рабству варварами, включая сюда и древневосточные народы. В дальнейшем противопоставление деспотического Востока миру свободных граждан было воспринято древнеримскими писателями и повторялось даже тогда, когда исторический путь античности и Востока оказался унифицирован и Поздняя Римская Империя давала не больше поводов для разговора о свободе, чем сасанидский Иран. Оппозиция "Восток — Запад" объяснялась здесь не только различием их социально-экономической структуры и государственной организации, но и тысячелетним политическим соперничеством греческих полисов, а затем и Рима, с великими иранскими державами — Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской.

Концепция извечно отсталого, "застойного" Востока и передового Запада была после долгого перерыва возрождена в Европе в XVIII — XIX вв., когда страны Востока, пережившие во второй четверти II тыс. н. э. неизмеримую геополитическую и социальную катастрофу, действительно стали отставать от стран Западной Европы (впрочем, это отставание наметилось лишь в XVI в., а определилось в XVII). Теоретически этот взгляд (призванный, помимо всего, оправдывать и колониальную экспансию европейских держав в "нецивилизованном" мире) был обоснован в историко-философской схеме Гегеля, различавшего так называемые исторические народы, поочередно оказывающиеся вместилищем мирового духа (сюда Гегель относил греков, римлян и христианские народы Европы, завершая этот ряд Пруссией), и неисторические, способные служить лишь фоном и пассивными объектами исторического развития, куда он относил население Востока. Однако блестящие археологические открытия середины — второй половины XIX в., расшифровка письменных памятников древнего Востока, активное изучение его истории и культуры окончательно разрушили представление об отсталом, диком и неспособном к развитию Востоке, только оттеняющем своим варварством передовой и культурный Запад. В современной мировой и отечественной историографии понятие "Древний Восток", как и понятие "Восток" вообще, употребляется для обозначения конкретного исторического процесса в образующей определенное историческое и типологическое единство зоне существования древних и современных обществ, народы которых так же обогащали сокровищницу мировой цивилизации, как и народы западного мира.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница