Учебное пособие дипломные работы по экономическим специальностям практические советы по подготовке и защите Пермь 2007



страница1/4
Дата27.07.2016
Размер0.76 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4
Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова

Кафедра финансов, кредита и экономического анализа


Учебное пособие

дипломные работы

по экономическим специальностям

практические советы по подготовке и защите


Пермь 2007

Дипломные работы по экономическим специальностям:

Практические советы по подготовке и защите написаны доцентом кафедры Красильниковой Л.Е. согласно требованиям к выпускной квалификационной работе специалистов, определенных государственными образовательными стандартами Высшего профессионального образования.


Рекомендовано к изданию методической комиссией института экономики,
финансов и коммерции (протокол № от ).
Отпечатано издательско-полиграфическим центром академии «Прокростъ»
тиражом экз.

Рецензенты: к.э.н., доцент О.А. Рыбалко

к.э.н., доцент В.П. Мехоношина

© Пермская государственная с.-х. академия имени академика Д.Н. Прянишникова © Л.Е. Красильникова


Содержание

Стр.


Введение 4

  1. Выбор темы, подбор литературы и практического материала 5

  2. Структура и содержание работы 8

  3. Порядок оформления дипломной работы 18

  4. Подготовка студента к защите дипломной работы 26
    Список использованных источников 30
    Приложения 33


Введение
Дипломная работа по экономическим специальностям – это научная работа, выполняемая студентом на заключительном этапе обучения с использованием знаний по ряду дисциплин специальности и имеющая цель систематизировать и расширить знания и практические навыки в решении сложных комплексных экономических задач с элементами исследований, а также определить уровень и подготовленность к практической работе в соответствии с получаемой специальностью. Защита дипломной работы выносится на итоговую государственную аттестацию. Выполнение дипломной работы сможет стать началом для научной деятельности – написания магистерской или кандидатской диссертации.

При написании дипломной работы от студента требуется проявление личной инициативы. В этом главное отличие от других форм обучения: практических, семинарских, лекционных и других аналогичных занятий.

На защите к дипломной работе предъявляют следующие требования:

- глубокая теоретическая проработка исследуемой проблемы на основе анализа экономической литературы;

- умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц, рисунков с необходимым анализом, выявлением закономерностей и тенденций развития экономических явлений, их обобщения;

- умение на основе фактических материалов изыскать резервы повышения эффективности экономической деятельности;

- аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;

- самостоятельное и логически последовательное изложение материала;

- оформление работы в соответствии с установленными требованиями.

Педагогическая практика показывает, что весь процесс подготовки и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:



  1. выбор темы и согласование ее с научным руководителем;

  2. подбор и изучение литературы по проблеме исследования;

  3. изучение требований к оформлению работы;

  4. написание работы;

  5. разработка тезисов доклада для защиты;

  6. защита работы.

Перечисленные этапы не равнозначны по сложности и количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого из них. В связи с чем в данном учебном пособии представлены практические советы, которые помогут правильно выбрать тему предстоящей работы, подобрать и изучить литературу, написать, оформить, а также успешно защитить свою работу.



      1. Выбор темы, подбор литературы

и практического материала
Примерная тематика дипломных работ определена кафедрами, и студентам предоставлена возможность самостоятельно выбрать тему работы.

Студент может предложить и свои инициативные темы, которые согласовываются с научным руководителем, заведующим кафедрой. Эти темы должны соответствовать наименованию получаемой специальности.

Выбор темы целесообразно основывать исходя из ее значимости для развития экономики, имеющегося опыта практической работы, полученных при обучении в вузе теоретических знаний, а также своего дальнейшего предназначения. Дипломная работа должна выполняться в тесной связи с потребностями практики, бухгалтерского учета, анализа, финансов, аудита, а также увязываться с требованиями практики и заканчиваться при наличии благоприятных условий внедрением результатов исследования в практику учетно-финансовой работы.

Практика показывает, что при выборе темы работы следует избегать широких тем, а выбирать более узкие, конкретные темы, т.к. работы посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и малосамостоятельными. Узкая тема прорабатывается более глубоко и детально.

Официально темы дипломных работ закрепляются за студентами по их заявлению. Издается приказ о закреплении за студентами тем дипломных работ и научных руководителей. В это время студент уже имеет целостное представление об избираемой теме почти по всем общетеоретическим и специальным дисциплинам.

Работа над избранной темой начинается с подбора литературы. Изучение литературы способствует формированию научных знаний студентов. Из нее студенты узнают о дискуссионных вопросах по теме исследования, знакомятся со взглядами на них разных экономистов, ученых, практиков и возможными путями их решения.

Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым специальностью темам под руководством научного руководителя, который указывает направление и порядок подбора источников. По изданному кафедрой списку рекомендованной литературы по дисциплинам необходимо подобрать основные источники.

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности:

руководящие документы (законы, законодательные акты), научны издания (книги, периодические издания), статистические данные. Знакомиться с источниками следует в порядке обратном хронологическому, т.е. вначале изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом - двух годичной давности и т.д..

При изучении литературы следует выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу.

Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышают ценность работы, способствуют более глубокому усвоению избранной темы.

Основным методом изучения литературы является конспектирование представляющих интерес материалов. После этого следует критически оценить записанное: нет ли разных точек зрения на решение одной и той же проблемы. При наличии таких спорных моментов следует обосновать собственную точку зрения, по не решенным проблемам, проанализировать их, проявить свои творческие способности. Студент может аргументировано поддерживать точку зрения автора или доказать неубедительность его позиций, высказать свое мнение по существующей проблеме, внести предложения, направленные на ее решение.

При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», «Консультант», «Кодекс» и др.

Подбор книг и статей следует производить по каталогам в библиотеке. При изучении периодических изданий лучше использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.

Статистический материал, связанный с протекающими в экономике процессами можно получить при анализе данных опубликованных в ежегодных статистических сборниках, официальных изданиях.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати.

Список использованных источников пополняется студентом в процессе всего периода работы над темой и приобретает законченный вид при оформлении дипломной работы. При подборе литературы, ни в коем случае, не следует поддаваться соблазну «набрать побольше»». Чем больше будет собрано научных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для работы публикации. Постоянно следует повторять себе: «Тема моей работы такая-то, я ищу информацию, только непосредственно относящуюся к предмету моей работы».

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к составлению плана дипломной работы.

Дипломная работа выполняется на фактическом материале конкретного предприятия. Студенты исследуют постановку бухгалтерского учета и уровень его автоматизации, организацию финансовой работы, анализа производственно-финансовой деятельности.

Информацию, необходимую для написания дипломной работы, студент собирает постепенно, во время прохождения производственных практик. Объем информации, достаточный для написания дипломной работы, устанавливается научным руководителем.

Сбор информации осуществляется путем копирования регистров аналитического и синтетического учета, первичных и сводных бухгалтерских документов, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов, бизнес-планов, статистических и финансовых отчетов. Студент копирует необходимые документы в том виде, в каком они составляются на предприятии.

Собранный на предприятии материал должен служить:

- иллюстрацией при описании объекта исследования;

- для выявления передового опыта и недостатков;

- для обоснования правильности предложений по совершенствованию бухгалтерского учета, финансов в соответствии с темой дипломной работы;

- для расчета эффективности от внедрения разработанных в дипломной работе предложений в практику хозяйственной и учебно-финансовой деятельности.

Изучение литературных источников это большая, серьезная и ответственная работа в процессе выполнения дипломной работы. Успешно справившись с ней, студент на основе сопоставления теоретических положений и практического материала сможет сделать правильные выводы и внести ценные предложения, направленные на улучшение и совершенствование организации бухгалтерского учета и контроля, повышение уровня экономического анализа, финансовой работы и других экономических мероприятий, которые могут быть приняты предприятием для внедрения. Это позволяет студенту - выпускнику рассчитывать на то, что его дипломная работа будет одобрена руководителем и заслужит высокой оценки рецензента.

Для ориентации в вопросах исследуемой темы студент под руководством научного руководителя разрабатывает содержание дипломной работы.

Содержание работы должно соответствовать теме исследования и в возможно большей степени раскрывать ее особенности. Оно должно быть оригинально, методически выдержано, построено логично, четко, ясно.

2 Структура и содержание дипломной работы


Объем дипломной работы не должен превышать 70-75 страниц текста.

Дипломная работа включает в себя следующие элементы:

- титульный лист;

- задание кафедры на работу;

- содержание;

- введение (2 – 3% от объема работы);

- обзор литературы по проблеме (15 – 18% от объема работы);

- правовые вопросы (6 – 7% от объема работы);

- экономическая характеристика объекта исследования (10 – 12% от объема работы);

- специальная (основная) часть (45 – 50% от объема работы);

- мероприятия по совершенствованию, экономическое обоснование результатов (10 – 11% от объема работы);

- выводы и предложения (2 – 3% от объема работы)

- список использованных источников (не менее 30 – 35 наименований);

- приложения (количество устанавливается в зависимости от темы дипломной работы).

Чтобы успешно написать дипломную работу, требуется не столько блестящий ум, сколько решимость и настойчивость. Поэтому студентам необходимо в конечном итоге прийти к пониманию дипломной работы как работы.

Перед началом написания многие испытывают так называемый «Стресс чистого листа»: студенту не понятно как может в его голове появиться логически связанный текст достаточно большого объема. «Лекарство» от такого стресса простое: начинайте работу с того, что знаете, и продолжайте тщательно делать то, что логически вытекает из известного.

Следует быть готовым к неоднократному редактированию фрагментов текста. Трудно излагать свою мысль, одновременно изобретая для нее наилучшую словесную форму. Создание грамматически стройного текста целесообразней делать путем его редактирования в несколько приемов. Поэтому процесс написания и переписывания является ключевым.

Написанию работы следует придать определенную последовательность. При использовании целостного метода наиболее распространенная последовательность написания и редактирования разделов работы такова. Первоначально подготавливаются: введение, первая глава (вопрос) и приложения к ней, вторая глава (вопрос) и приложения к ней, третья глава (вопрос) и приложения к ней, выводы и предложения. После этого редактируется основная часть работы - главы (вопросы) и приложения к ним. Затем уточняется содержание введения и выводов и предложений. В последующем формируется список использованных источников, перечень принятых сокращений (при необходимости), перечень принятых терминов (при необходимости), содержание, титульный лист. По завершении окончательно редактируется введение и выводы и предложения.




Введение


Цель работы



Первая задача



Четвертая задача

Вторая задача



Третья

задача




Теоретические проблемы и направления их решения (1 глава)


Первого уровня


Второго уровня

Третьего уровня

Действующая практика экономической деятельности (2 глава)






Первое направление деятельности и существующие

проблемы


Второе направление деятельности и существующие проблемы

Третья направление деятельности и существующие проблемы


Пути повышения эффективности экономической деятельности




Пути решения первой выявленной проблемы



Пути решения второй выявленной проблемы

Пути решения третьей выявленной проблемы



Заключение

Решение поставленных задач


первой

второй

третьей

четвертой




Достижение поставленной цели работы

Рисунок 1. Варианты структурно-логической схемы работы, состоящей из трех частей


Первый вариант работы следует писать в максимально короткое время. Это связано с тем, что, во-первых, написание работы в короткий промежуток времени позволит избежать противоречий и повторений (человек удивительно быстро забывает даже то, что написал сам); во-вторых, процесс возврата к тому, на чем автор остановился в прошлый раз, очень длителен и составляет по опыту от 5 до 30 минут; в-третьих, написание работы в течение длительного времени приводит к высокому эмоциональному напряжению и работа начинает уже «давить» на автора, что способствует снижению работоспособности и появлению чувства отвращения к сочинительству.

Материал следует излагать в соответствии с названием и целевой установкой, логически стройно и последовательно. Вы должны четко осознавать, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем деятельности экономических субъектов и обосновании предложений по решению этих проблем. При написании текста следует помнить, что Вы пишете работу не для себя, а для читателя.

Титульный лист является первой страницей дипломной работы. Пример оформления титульного листа приведен в приложении 1.

Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности.

Введение в дипломной работе должно быть по объему не более двух, трех страниц. Во введении следует раскрыть актуальность темы, определить цель, основные задачи работы, сформулировать научную новизну, практическую значимость работы, определить объект и предмет исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

От доказательства актуальности выбранной темы целесообразно перейти к формулировке цели работы. Цель – есть мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечный итог работы.

Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождения новых закономерностей между экономическими явлениями. Исходя из развития цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать…, разработать…, обобщить…, выявить…, доказать…, изучить…, определить…, установить…, выяснить…, вывести формулу…, дать рекомендации…, установить взаимосвязь…, сделать прогноз…, и т.п.). Формулировки необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составлять содержание глав дипломной работы.

Научная новизна работы характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы, которая обычно (в дипломных работах) заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономических процессов.

Научная новизна неразрывно связана с практической значимостью. Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести экономическим субъектам для повышения эффективности своей деятельности.

Объект изучения – это явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта.

Содержание основной части должно соответствовать теме дипломной работы и полностью ее раскрывать. При написании важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего.

В процессе написания работы необходимо в конце каждого параграфа (вопроса) формулировать выводы (2-3 абзаца) по существу изложенного материала.

Вывод должен логически завершать проведенные рассуждения и представлять собой абстрактное выражение какой-либо устойчивой закономерности между явлениями. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом,…» или «итак…», затем формулируется содержание самих выводов.

Выводы должны быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.

Написание каждой главы работы имеет свои особенности. Рассмотрим специфику подготовки и содержания разделов дипломной работы.

Первая глава посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала.

В этой главе рассматривается сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы. Здесь также необходимо осветить состояние изученности данного вопроса по литературным источникам. Отметить прежде всего, какие имеются нерешенные проблемы, начиная с важных общих проблем и заканчивая частными вопросами. Для этого, прочитав монографии, статьи в специальных журналах по вопросам избранной темы, необходимо изложить в краткой форме различные точки зрения и подходы к решению того или иного вопроса, предложения отдельных авторов, а также по возможности высказать свое отношение к решению проблемы, отметив правильное и экономически обоснованное ее решение.

В этом же разделе рассматриваются правовые вопросы по исследуемой теме, обращается внимание на последние изменения в законодательных актах.

Во второй главе работы следует представить экономическую характеристику объекта исследования, которая заключается в кратком изложении социально-экономических условий предприятия на материалах которого выполнена дипломная работа. Данный параграф должен содержать информацию о местоположении предприятия; показатели характеризующие его размер; данные характеризующие финансовое состояние предприятия, величину полученной прибыли (убытка) и уровень рентабельности. Характеристика предприятия дается лишь в той степени, в которой это необходимо для данной темы. В итоге должна быть предоставлена наиболее полная и целостная экономическая характеристика предприятия с ее особенностями и достигнутым уровнем экономического развития. Также должны быть изложены общие вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии (указать применяемую форму бухгалтерского учета, документооборот, обеспеченность учебными кадрами, их квалификация, распределение обязанностей и уровень автоматизации и др.).

Исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, рекомендуется проанализировать состояние дел на определенном темой работы участке деятельности. Для этого используются нормативные документы, материалы научно-практических конференций, результаты выполнения профессорско-преподавательским составом научно-исследовательских работ для сравнения могут применяться статистические данные, отражающие экономические процессы как в масштабах страны в целом, так и в рамках конкретных предприятий.

Параграфы второй главы должны быть конкретными, детально раскрывающими существо рассматриваемого вопроса. В них исследуется практическое решение вопроса на примере конкретного предприятия, в частности постановка первичного учета и документооборота, порядок обобщения и группировки данных первичной информации в сводные данные, организация синтетического и аналитического учета, учетные регистры, применяемые для обобщения данных, необходимых для оперативного управления, текущего учета и отчетности.

Эта часть дипломной работы должна в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел работы, включать описание методов и приемов исследования; сравнение фактических результатов отчетного периода с плановыми данными, данными прошлых лет и т.д.; выявление закономерностей, тенденций изучаемого явления; описание проведенного исследования, его анализ; результаты должны быть представлены в форме таблиц, графиков, схем и т.д.

Анализ практики экономической деятельности невозможно проводить без количественных оценок протекающих процессов. При этом следует учитывать, что приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными; при подборе фактических данных из разных источников необходимо обеспечить их сопоставимость (для этого могут применяться, например, индексы-дефляторы); цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемого экономического процесса.

Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов. Для анализа используются различные математические методы.

Важным достоинством работы является использование для обработки данных компьютерных программ. При этом могут быть использованы как стандартные программы, так и программы, разработанные самим автором. Наличие последних показывает высокий уровень аналитического мышления автора, умение формализовать исследуемую проблему.

В результате исследования того или иного вопроса на примере конкретного предприятия устанавливаются имеющиеся отклонения в организации учета, контроля и финансов от действующих инструктивных указаний. При этом дается объективная оценка состояния изучаемого вопроса.

В третьей главе приводится обоснование предложений по совершенствованию тех сторон экономической деятельности, проблемные участки по которым были выявлены во второй главе. Практика показывает, что для успешной защиты работы следует иметь не менее трех основных предложений, выносимых на защиту. Как правило, сформулированные и обоснованные выводы этой главы, определяют практическую значимость работы, сформулированную во введении. Предложения, высказанные в третьей главе должны решать и те задачи, которые были сформулированы во введении. Внося предложение, целесообразно предлагать несколько вариантов решения выявленной проблемы. Следует проанализировать каждый из вариантов, выбирать оптимальный и не только проанализировать положительные результаты использования выбранного варианта, но и предложить мероприятия по минимизации рисков негативных последствий.

В третьей главе разрабатывается проект совершенствования бухгалтерского учета, финансов, анализа хозяйственной деятельности и аудита по рассматриваемой теме. В частности, по бухгалтерскому учету это может быть проект автоматизации учета по конкретной теме при использовании ЭВМ на данном предприятии.

По финансам это могут быть расчеты более рационального использования производственного потенциала, источников финансирования, использования кредитов банка. Для этого разрабатывается проект совершенствования финансовой работы с целью ускорения окупаемости вложенных собственных средств и полученных кредитов, ускорения оборачиваемости средств, получения большего эффекта на каждый вложенный рубль, повышения доходности предприятия, рентабельности производства.

По анализу хозяйственной деятельности разрабатывается проект более полного своевременного и оперативного анализа деятельности отдельных подразделений и предприятий в целом с целью снижения себестоимости продукции, повышения окупаемости затрат и увеличения производства продукции с наименьшими затратами живого труда.

Вскрываются резервы повышения накопленного в хозяйстве (на предприятии) производственного потенциала.

В дипломной работе также могут быть разработаны мероприятия по профилактике нарушений финансовой, трудовой и производственной дисциплины, которые будут способствовать недопущению различного рода нарушений, экономии затрат, повышению заинтересованности трудового коллектива в увеличении своих производственных показателей.

В результате вышеизложенного материала предлагаемые мероприятия по организации учета, контроля, анализа, финансирования могут быть разработаны по следующим направлениям.

В этом разделе дипломной работы необходимо показать эффективность разработанного проекта, внесенных предложений и правильность сделанных выводов.

Предложения должны быть реальными для данной работы, для исследуемого предприятия

Следовательно предлагаемые мероприятия должны быть экономически обоснованы, т.е. по ним автором должен быть исчислен ожидаемый экономический эффект.

Таблица 1. – Содержание мероприятий по совершенствованию учета, контроля и экономического анализа




Виды мероприятий

Содержание мероприятий

1

2

Методические
Организационные
Технические

Экономические



Изменение методики учёта, контроля, распределения затрат, калькулирования, аудита

Изменение организационных форм учёта (централизация, децентрализация). Перераспределение функций между работниками различных подразделений бухгалтерии, совершенствование документации, документооборота, форм учёта, разработка новых форм документов и регистров, совершенствование форм контроля, форм отчётности.

Внедрение технических средств сбора и обработки информации, автоматизации учёта и контроля, применение технических средств при организации первичного учёта.

Изменения системы оплаты и стимулирования труда, его нормирования, планирование организации производства.


Сумма годового экономического эффекта (Эг) определяется по формуле:

Эг - = В (Сн - Ск) - Ен 3 (1)
где Ск и Сн - сумма изменяющихся текущих затрат (себестоимость единицы изделия до (Сн) и после (Ск) внедрения мероприятия, руб./ед.);

В - годовой объём выпуска продукции, ед./год;

3 -сумма затрат, необходимых для реализации мероприятий, руб.;

Ен - нормативный коэффициент экономической эффективности принятый для сельскохозяйственного производства на уровне 0,07 (Ен = (0,07).

Для того чтобы правильно определить сумму (Эг), требуется:

Рассчитать сумму всех без исключения затрат, необходимых для

осуществления данного мероприятия;

Выявить какие технические или организационные изменения произойдут в результате осуществления данного мероприятия и каким образом они отразятся на изменении экономических показателей предприятия или его подразделения и, как следствие этого, обеспечат прирост прибыли, снижение себестоимости.

Абсолютная сумма затрат определяется на основе сметных расчётов по каждому элементу затрат или экспертным путём.

В предлагаемых мероприятиях не должно быть предложений, не обоснованных расчётами, типа: «Улучшить кормовую базу», «Автоматизировать учёт», «Обеспечить нормальные социальные условия» и т.п.

Выявление изменений, которые происходят в результате осуществления мероприятия, требует специального анализа.

Анализ преследует целью определить: как отразилось на изменении экономических параметров (показателей) приведённой формулы «В», «С», «3» внедрение данного мероприятия.

Результатом внедрения может быть не только повышение, но и снижение значения того или иного экономического показателя, что необходимо учитывать при анализе и последующих расчётах.

Первым этапом является выявление организационно-технических результатов внедрения мероприятия. При этом следует дать ответ на вопросы:



  • Что дало (обещает дать) внедрение данного мероприятия?

  • Что требуется сделать (какие выполнить работы и, следовательно,
    произвести затраты), чтобы внедрить данное мероприятие?

После выявления организационно-технических результатов мероприятия выполняется второй этап анализа - выполнение экономических результатов мероприятия. Данный этап является логическим продолжением предыдущего. Его цель - определить, на какие именно составляющие суммы прибыли (Эг) и, в первую очередь элементы себестоимости оказывает влияние ранее выявленные организационно-технические результаты мероприятия.

В выводах и предложениях излагаются краткие итоги (выводы) по теме исследования, характеризуется степень раскрытия ее, определяется достигнуты ли цель и задачи работы. Выводы и предложения по дипломной работе по объему должны быть не более 2 – 3 страниц.

Выводы и предложения носят форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

В конце выводов и предложений работа подписывается автором с указанием фамилии и инициалов, а также даты завершения работы.

Список использованных источников должен содержать не менее 30 – 35 наименований использованных источников, включая отечественные и зарубежные публикации, с указанием фамилии автора, места и года издания, оформленных в порядке и последовательности, изложенных во второй части данной работы.

Приложения включают вспомогательный материал к основному содержанию работы, который необходим для повышения наглядности излагаемых вопросов и подтверждения отдельных выводов и предложений. К ним относятся промежуточные расчеты, таблицы дополнительных цифровых данных, алгоритмы решений на ЭВМ, диаграммы, образцы бланков, документов и другие материалы. Оформляются в соответствии с требованиями соответствующих стандартов.

В ходе написания работы следует обратить внимание на язык изложения материала, особенно на лексику и фразеологию, морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию.

Объективность изложения - основная черта работы, которая вытекает из стремления установить научную истину.

Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, как высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежите то или иное выражение. В тексте это следует реализовывать посредствам использования специальных вводных слов и словосочетаний («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.).

При разработке материала следует добиться отсутствия ошибок в орфографии и пунктуации. Необходимо помнить, что и не может быть убедительных рекомендаций, неграмотно написанных и небрежно исполненных.

Дипломным работам присущи определенные стилистические особенности. При написании работы целесообразно представить, что Вы желаете поделиться имеющейся информацией и знаниями с людьми, которые этой информацией не располагают. Поэтому качествами, определяющими стиль работы, должны являться точность, ясность и краткость.

Смысловая точность - умение передавать информацию при помощи слов. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы. Особенно затрудняет восприятие информации использование мудреной книжной лексики и злоупотребление иностранными словами, которые дублируют русские слова и тем самым неоправданно усложняют текст. Злоупотребление иностранными словами происходит часто как прикрытие неуверенности в своих знаниях. Например, слово «эмбоссировать» - можно заменить «выдавливать», слово «детерминировать» - «определять», слово «эмитировать» - «выпускать» и т.д.

При написании работы необходимо исключить двусмысленность выражений. Например, двузначна конструкция: «Формы безналичных расчетов, которые осуществляются путем совершения записей по банковским счетам, имеют специфику» (не понятно, что осуществляется путем совершения записей по банковским счетам: безналичные расчеты или их формы).

Ясность - это умение писать доходчиво. Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных формулировок употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением (например, «надлежащий», «отдельный», «соответствующий» и др.). Если Вы в работе употребляете высказывание типа «проверяются соответствующие реквизиты документа», то научный руководитель скорее всего сделает вывод о том, что вы так до конца и не разобрались, какие же реквизиты документа следует проверять.

Краткость позволяет избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Краткости мешает многословие. Оно проявляется в использовании: лишних слов не нужных по смыслу; с одним понятием более общего понятия.

Краткость проявляется также в употреблении не слишком длинных предложений. Теоретически определять понятия «длинное предложение» и «короткое предложение», наверное нет необходимости, но употребление следующего предложения уже явно не целесообразно: «Даже при сравнительно небольшом (на начальном этапе деятельности) объеме операций по расчетам заработной оплаты ее автоматизация повышает эффективность работы, обеспечивает более высокую надежность за счет сочетания различных видов автоматического и визуального контроля, а также дает возможность получения в любой момент времени общей картины текущего состояния дел по каждому работнику». Дочитав до конца такое предложение, читатель уже и забудет, что в начале – то говорилось об операциях по расчету заработной платы.

Завершив написание текста работы, Вам следует прочитать всю работу и оценить ее на предмет соответствия составных частей друг другу. При анализе работы на предмет соответствия ее составных частей друг другу следует обратить внимание на то, чтобы указанные во введении формулировки научной новизны, практической значимости были раскрыты в работе.

В процессе написания работы следует установить контакт с научным руководителем. Неясные вопросы, направления решения отдельных проблем должны обсуждаться с научным руководителем в оперативном порядке. Следует избегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями руководителя и представить ему готовую работу, либо пытаться получить от руководителя в готовом виде развернутый план работы, всю литературу к теме, не проявляя самостоятельного подхода.

Встречи с научным руководителем постарайтесь планировать вначале не реже двух-трех раз в месяц, а в дальнейшем -пять-шесть раз в месяц, т.е. по мере подготовки отдельных структурных частей работы и возникновения существенных вопросов. В ходе проведения консультаций научным руководителем вы должны четко установить, что подвергается критик (Ваши предложения, методология выдвижения предложений композиция работы, язык и стиль или что-то другое) и что нужно но сделать, чтобы недостатки исправить.

К встрече с научным руководителем следует готовиться заранее для обсуждения конкретных возникших проблем. Если Вы идете на встречу с вопросом: «Каковы основные направления совершенствования функционирования денежно-кредитного механизма», то вряд ли получите от руководителя ответ, поскольку вопрос носит общий характер. Научные руководители обычно являются занятыми людьми, не будут тратить на Вас время для чтения индивидуальной лекции. Соответственно, Вы лишь потратите время и консультация пройдет впустую. Вопросы могут задаваться, например, следующего характера «Справедливо ли утверждение, согласно которому банковская система отличается от кредитной системы тем, что в последнюю входят прочие кредитные учреждения (кредитные союзы страховые организации, пенсионные фонды и т.д.)?». Постановка такого вопроса показывает уже достигнутый вами уровень знаний.

3 Порядок оформления дипломной работы
При изучении требований к оформлению работы необходимо учитывать, что отсутствуют единые государственные стандарты к порядку оформления дипломных работ. В основу общеприменяемых в большинстве вузов требований положены стандарты.

- Работа готовится в одном экземпляре с использованием ЭВМ.

- Общий объем дипломной работы не должен превышать 80 страниц печатного текста, напечатанного через 1,5 интервала. В данный объем не включают приложения. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм ( не менее 12). Данной высоте букв соответствуют шрифты: Times New Roman кегель 14; Aviel кегель 12.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Вне зависимости от способа выполнения работы качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

При выполнении необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения. В работе должны быть четкие, не расплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

Работа выполняется на белой бумаге формата А4 (210х297 мм). Текст работы излагается на одной стороне листа, с соблюдением следующих размеров полей: левое – не менее 30мм; верхнее – 20мм; правое – 10мм; нижнее – не менее – 20мм.

Работа должна иметь: титульный лист; задание кафедры на работу; содержание; текст работы, состоящий из введения, глав и параграфов; выводов и предложений; списка использованных источников; приложения. По окончании работа подписывается автором с указанием инициалов и фамилии, а также даты завершения работы

Все листы должны быть пронумерованы арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последнего без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится. Порядковый номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Последним листом работы нумеруется последний лист списка использованных источников.

Титульный лист оформляется на типовом бланке, содержащем все предусмотренные реквизиты (прил. 1 )

Содержание работы помещают после задания кафедры. Слово «содержание» записывают в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. В содержании работы указывается перечень всех глав и параграфов дипломной работы, номера страниц, с которых начинается каждый из них. Главы должны иметь в пределах всей работы порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки. Параграфы каждой главы дипломной работы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы и состоять из номера главы и номера параграфа в данной главе, отделенного от номера главы точкой. В конце номера параграфа точка не ставится.

Например:



      1. Теоретические основы ….

    1. Нумерация пунктов первого раздела



2 Характеристика деятельности предприятия

    1. Нумерация пунктов

    2. второго раздела



Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ) после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись проводится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример:


а) ______________

б) ______________

1)____________

2)____________

в)_______________

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Если работа состоит из двух и более частей, каждая часть должна иметь свой порядковый номер.

В дипломной работе наименование глав записывают в виде заголовков строчными буквами (кроме первой прописной) симметрично относительно текста без подчеркивания. Переносы слов в наименовании глав, параграфов и вопросов не допускаются. Точку в конце наименования не ставят. Каждую главу в работе следует начинать с новой страницы.

При написании текста дипломной работы не допускается применять:

1) обороты разговорной речи, произвольные словообразования, профессионализмы;

2) научные термины, близкие по смыслу, для одного и того же понятия;

3) иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

4) сокращения обозначений единиц физических величин, если они «употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы;

5) математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (вместо математического знака (-) следует писать слово «минус»);

6) математические знаки без цифр, например: < (меньше или равно), ≥ (больше или равно), ≠ (не равно), № (номер), % (процент).

В тексте работы могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить арабскую цифру, после нее - скобку. Каждое перечисление записывают с абзацного отступа. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать дефисы.

Опечатки, описки и другие неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием штрихом и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или черной тушью (шариковой ручкой) рукописным способом. Повреждения листов, помарки и следы неполного удаления прежнего текста не допускаются.

Наименование команд в тексте следует выделять кавычками например: «Ввод».

Числовые значения величин в тексте должны указываться с необходимой степенью точности, при этом обязательно в ряду величин выравнивание числа знаков после запятой. Недопустимо приводить следующий ряд величин: 45; 67; 76,8; 87,98. Данный ряд должен выглядеть следующим образом: 45,00; 67,00; 76,80; 87,98.

В тексте работы не следует приводить значения, в которых количество значимых цифр более трех. Не следует указывать 56,7893. Для использования в тексте работы лучше округлить величину до 56,8. А еще лучше, если величины будут выражены целыми числами. Использование числовых значений с количеством значимых цифр более трех возможно, когда четвертый и более значимый знак имеет важное значение. Например, если возникает необходимость сравнить два полученных результата 56,7893 и 56,7899, то без приведенной точности до четвертого значимого знака, конечно, не обойтись.

Кроме того, числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а число без обозначения физических величин и единиц расчета от единицы до девяти - словом. Например: «Выборка документов осуществляется пять раз, при этом общая сумма по документам должна быть не менее 9 руб.» или «Выборка осуществляется 15 раз». Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещенных в таблицах.

Если в тексте для характеристики показателя приводится диапазон числовых значений, выраженных в одной и той же физикой величине, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона, например: «Количество переплат на сумму от 1 до 5 руб.». Если в тексте работы приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же величине, то ее указывают только после последнего числового значения, например: «200, 300, 4000 руб.».

Условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать принятым в действующем законодательстве или государственных стандартах. В тексте работы перед обозначением параметра дают его пояснение, например: «Коэффициент парной корреляции rух».

Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложениях, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают - «(1)».

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в круглых скобках, например, «... в формуле (1)».

Расшифровки символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значения каждого символа записывают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него, например:

ух – ух

ryx= (2)

σу σх.


где ryx - коэффициент парной корреляции;

у ▪ х - среднее значение произведения фактора на показатель;

у- среднее значение показателя;

х - среднее значение фактора;

σу - среднеквадратическое отклонение показателя;

σх - среднеквадратическое отклонение фактора.

Переносить формулу на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций. При этом применяемый знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х».

Применение в одной формуле условных символов с использованием букв разных алфавитов, например, Zобщ, ведет к ухудшению восприятия материала и нецелесообразно.

Порядок изложения в тексте работы математических уравнений такой же, как и формул.

В работах используется большое количество иллюстраций (графиков, рисунков, диаграмм). Содержание иллюстраций должно быть понятно читателю без обращения к тексту работы. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов единой системе конструкторской документации (ЕСКД) и называться рисунком.

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением, иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если иллюстрация в работе одна, то она нумеруется, например: «Рисунок 1».

Наименование иллюстрации помещают по центру текста после пояснительных данных и формулируют, например, следующим образом: «Рисунок 1. Денежно-кредитный механизм», в конце наименования точку не ставят.

На весь приведенный иллюстративный материал должны быть ссылки в тексте работы. При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 1».

В работах часто используются графики. График целесообразно использовать для характеристики и прогнозирования динамики изменения непрерывно изменяющегося показателя при наличии функциональной связи между фактором и показателем. Пример оформления графика приведен на рисунке 1. На одном графике не следует приводить более трех кривых.


Рисунок 2. Индексы инвестиций в основной капитал
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц, которые применяют для характеристики точных данных, лучшей наглядности, удобства сравнения показателей, а также сопоставимости информации, полученной из разных источников. Составные части таблицы приведены на рисунке 3.

Оформление составных частей таблицы имеет свои особенности.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать по центру над таблицей.
Таблица 1. - _________________________________________________

(название таблицы)












Заголовок графы

Г О

Л О В

К А




Подзаголовок графы

Боковик (заголовки строк)












Рисунок 3. Составные части таблицы


Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение пишут с прописной буквы.

В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Заголовки указывают в единственном числе.

Диагональное деление головки таблицы не допускается. Графу «№ п/п» в таблицу не включают.

Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте работы имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу.

Если цифровые данные в графах таблицы выражены в разных единицах, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры, размещенные в таблице, выражены одной единицей измерения, то сокращенное обозначение единицы помещают над таблицей, как указано на рисунке 4.
Таблица 2. – Баланс движения и наличия основных средств, тыс. руб.


Показатели

Наличие на начало года

Поступило

Выбыло

Наличие на конец года

Стоимость основных средств в первоначальной оценке:

в т.ч. новых

Износ основных средств

Остаточная стоимость основных средств



14830

-

4449



10381

8351

6158


-

-


46

-

-



-

23135

6158


4784

18351


Рисунок 4. Пример оформления таблицы с числовыми данными, выраженными в одной и той же единице измерения


Таблицы слева, справа и снизу, ограничиваются линиями. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Если цифровые данные в таблице не приводятся, то в графе ставится прочерк.

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, то в первой части таблицы головку или боковик следует пронумеровать арабскими цифрами, которые затем перенести на следующую страницу. При переносе таблицы следует записать «Продолжение таблицы 2».

В первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.

В таблицах числовые значения величин, одинаковые для нескольких строк, допускается указывать один раз.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. Порядок оформления по тексту ссылок на таблицы такой же, как и на иллюстрации. Таблица, в зависимости от ее размера, помещается под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа. Нумерация таблиц сквозная, арабскими цифрами.

В работе приводятся примечания, или необходимые пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблицам или графическому материалу. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится точка, и текст примечания пишется с прописной буквы. Одно примечание не нумеруется, а несколько нумеруются арабскими цифрами.

Материал, дополняющий текст работы, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания алгоритмов, программ задач, решаемых на ЭВМ, исходные данные и т.д.

Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах. Характер приложения определяется автором самостоятельно исходя из содержания. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Порядок оформления по тексту ссылок на приложения такой же, как и оформления ссылок на иллюстрации. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Приложения нумеруют арабскими цифрами. После слова «Приложение» следует цифра, обозначающая его последовательность.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

В работе используются, как правило, только общепринятые текстовые сокращения или аббревиатуры, например: РФ, ЦБ РФ и т.п.

Если в работе принята особая система сокращений слов или наименований, то в ней должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают после приложений перед перечнем терминов.

Если в работе используется специфическая терминология, то в конце работы должен быть помещен перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями.

Для подтверждения достоверности, обоснования или дополнения отдельных положений в дипломной работе могут быть использованы цитаты - дословное воспроизведение части первоисточника. Для цитирования следует брать такой отрывок из первоисточника, который содержит четкую, логически законченную мысль. Необходимо выполнять следующие правила оформления цитат: все цитаты заключаются в кавычки; в начале предложения они должны начинаться с прописной буквы, даже если первое цитируемое слово в источники напечатано строчной; в цитатах сохраняются также знаки препинания, которые даны в цитируемом источнике; если цитируется предложение не полностью, то вместо опущенного текста ставится многоточие.

Ко всем приведенным в тексте цитатам необходимо сделать ссылки (сноски). При этом в конце каждой цитаты арабской цифрой без точки указывается порядковый номер сноски. Если на одной странице приводится несколько ссылок на один и тот же источник, то его описание дается только в первой сноске, а в остальных пишут слова «там же», и указывают номер страницы источника.

На источники, использованные в данной работе без цитирования, ссылка дается непосредственно в тексте. В конце предложения указывают порядковый номер источника по списку, выделенный квадратными скобками, например: [2], [5], [14] и т.д.

При оформлении ссылок на нормативные источники следует приводить текст этих документов из официальных изданий: «Собрания законодательства Российской Федерации», «Бюллетеня нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» и др.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. В данный список включаются, как правило, не только те источники на которые в работе имеются ссылки, но и те, которые Вы изучили при исследовании темы работы.

Литература группируется в списке в следующем порядке:


  1. нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти: Конституция, законы, указы президента РФ, постановления Правительства РФ – в хронологической последовательности;

  2. ведомственные правовые акты в хронологической последовательности;

  3. источники статистических данных в хронологической последовательности;

  4. документы и материалы государственных архивных учреждений - в хронологической последовательности;

  5. книги и статьи на русском языке - в алфавитном порядке;

  6. книги и статьи на иностранных языках – в алфавитном порядке.

Включенная в список литература нумеруется арабскими цифрами без точки сплошным порядком от первого до последнего названия.

Библиографическое описание каждого источника приводится в соответствии с требованиями и может содержать более 10 (чаще 5-6 элементов). Их необходимо располагать в такой последовательности:

- фамилия, инициалы автора;

- название книги: -издание (первое издание не отмечается);

- с какого языка и чей перевод;

- под чьей редакцией, - том: - часть;

- выпуск; - место издания;

- издательство; - год издания,

- на каких страницах расположен материал или несколько страниц составляет в издании.

Фамилию автора необходимо указывать в именительном падеже. Если книга написана двумя или более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге. Перед каждой последующей фамилией ставят запятую. При наличии более двух авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого автора и слова «и др.».

Заглавие книги, статьи следует приводить в том виде, в каком оно дано на титульном листе в периодическом издании.

Наименование места издания необходимо приводить в именительном падеже. Допускается сокращенное название следующих городов»; Москва (М) и Санкт-Петербург (СПб.). При указании номера страниц, на которых помещена статья следует приводить номера первой и последней страниц, разделенных тире.

Примеры библиографического описания приведены в приложении 3.

4 Подготовка студента к защите дипломной работы


Законченная переплетенная работа, подписанная студентом, не менее чем за 10 дней до начала работы ГАК представляется научному руководителю.

После просмотра и одобрения работы руководитель подписывает ее и вместе со своим письменным отзывом представляет заведующему кафедрой. В отзыве должна быть дана характеристика проделанной работы по всем главам работы. Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске к защите, ставя соответствующую подпись в задании, в отзыве. Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Протокол заседания кафедры представляется через декана на утверждение ректору вуза.

Дипломную работу, допущенную кафедрой к защите, декан направляет на рецензию не позднее, чем за 5 дней до защиты.

Состав рецензентов утверждается деканом факультета.

В рецензии отражается актуальность темы, глубина представленного материала, новизна и практическая значимость, оценка результатов работы для внедрения в производство.

Кроме организации рецензии весьма положительным является заявка предприятия на выполнение работы и отзыв на выполненную работу.

Далее дипломная работа с рецензией и отзывом руководителя передается секретарю ГАК для защиты. В государственную аттестационную комиссию могут быть представлены и другие материалы, относящиеся к выполненной работе: печатные статьи по теме, документы, указывающие на практическое применение полученных результатов и т.д.

Итак, проделан огромный труд, работа написана и представлена на кафедру. Однако оценку за написание работы получаете все же Вы а не Ваша работа. Поэтому подготовке к защите работы необходимо уделить самое серьезное внимание.

Для подготовки к защите целесообразно подготовить тезисы своего доклада. Работу над тезисами следует начинать сразу после представления работы на кафедру и продолжать после ознакомления с отзывом и рецензией.

При составлении тезисов необходимо учитывать, что ориентировочное время доклада на защите составляет 8 – 10 минут. Следует помнить, что Вы не просто излагаете, а защищаете свои предложения.

Примерная структура доклада при защите дипломной работы:


  1. Актуальность темы

  2. Цель работы и ее задачи

  3. Предмет, объем и хронологические рамки исследования

  4. Логика выведения каждого наиболее значимого вывода

  5. Заключительная часть (перспективы и задачи дальнейшего исследования данной темы).

Довольно часто приходится наблюдать, когда студент пы­тается использовать основное время доклада на изложение со­держания работы по главам (вопросам), на что уходит масса времени, тогда как членам аттестационной комиссии, так и остается непонятным, что же собственно сделал сам автор, ка­ковы важнейшие результаты работы. Предпочтительнее излагать не содержание работы по главам (вопросам), а логику по­лучения самых значимых результатов.

Практика защиты работ показывает, что студенту следует учесть следующие советы при подготовке текста своего докла­да: использовать простые слова и простые утвердительные предложения; повторять существительные, избегать местоиме­ний; записывать цифры, отделяя каждые три знака с правой стороны точкой (чтобы не пришлось считать нули). Если за­щита происходит через продолжительное время после сдачи работы, то перед защитой необходимо еще раз тщательно изучить все материалы, так как некоторые положения и логичес­кие рассуждения могут оказаться забытыми.

Также следует подготовить необходимый иллюстрационный материал для проведения доклада без обращения к конспекту. Иллюстрации должны отражать основные результаты, достигнутые в работе, и быть согласованы с докладом.

При использовании схем необходимо обеспечить их визуальное восприятие членами комиссии. Следует использовать яркие цвета, но не более трех. Используемый иллюстративный материал должен быть пронумерован, иметь названия. Для защиты дипломной работы достаточно иметь пять – шесть листов иллюстративного материала.

По завершению подготовки тезисов доклада целесообразно согласовать текст выступления с научным руководителем.

После доклада дипломнику могут быть заданы любые вопросы прямо или косвенно относящиеся к защищаемой дипломной работе и по его теме. Ответы на них должны быть даны, как правило, сразу. Но если для ответа на вопрос необходимо посмотреть расчетную часть работы или сделать дополнительные вычисления, студент может попросить время для обдумывания и воспользоваться своей работой. Если студент не понял содержание заданного вопроса, он должен попросить повторить.

Защита имеет своей целью выявление степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений. Защита работы проводится каждым студентом индивидуально перед комиссией, как правило, при непосредственном участии руководителя работы.

На защите работы Вы должны показать не только знание темы, но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.

На защите работы Вы выступаете с заранее подготовленными тезисами доклада и демонстрируете иллюстрации, обосновывающие логику изложения материала и полученные выводы. Желательно, чтобы Вы излагали доклад свободно, не читая письменного текста. Ваша речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сделает ее понятной и убедительной.

В ходе выступления с докладом следует обратить внимание на правильное произношение слов. В языке экономистов есть около двух-трех десятков слов, которые почти всегда произносятся с ошибкой в ударении. Например, следует произносить правильно следующие слова и словосочетания:




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница