Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01 «Биология



Скачать 472.32 Kb.
страница1/4
Дата13.06.2016
Размер472.32 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО "Новосибирский национальный
исследовательский государственный университет"


Факультет естественных наук




УТВЕРЖДАЮ




печать

Декан ФЕН НГУ, профессорmslf_blue






_____________ Резников В.А.





«_29_»___августа__ 2014 г.


История

Учебно – методический комплекс


кафедры “История России ” ГФ для
студентов 1 курса ФЕН, 2-ой семестр
(направление подготовки 06.03.01 «Биология (академический бакалавр)»)

Форма обучения



Очная

Новосибирск - 2014

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки – 06.03.01 «Биология (академический бакалавр)». В состав комплекса включены рабочая программа дисциплины «История», банк обучающих материалов, банк контролирующих материалов.

Составил:

канд. ист. наук, доц. Е.Ф. Семенов

Учебно-методический комплекс

© Новосибирский государственный университет, 2014-2015

Семенов Е.Ф., 2014



Содержание
Аннотация .……………………………………………………………………………4

1. Цели и задачи освоения дисциплины... ……………………………………………..4

2. Место дисциплины в структуре ООП.………………………………………………4

3. Компетенции обучающегося, формируемые при освоении дисциплины.…… .…5

4. Структура и содержание дисциплины…. .....6

5 Образовательные технологии.. …..9

6. . Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………………………………………………..10

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………… .…...27



Аннотация рабочей программы
Дисциплина «История» относится к базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла ООП по направлению подготовки «06.03.01 Биология» (квалификация (степень) академический бакалавр). Дисциплина реализуется на Факультете естественных наук Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" (НГУ) кафедрой Истории России ГФ НГУ.

Содержание дисциплины включает рассмотрение основных этапов социально-экономического и государственно-политического развития России.

Дисциплина нацелена на формирование у выпускника следующих общекультурных компетенций: ОК-2.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинарские занятия, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа студента.

Результатом прохождения дисциплины является итоговая оценка по пятибалльной шкале (экзамен).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часа. Программой дисциплины предусмотрены 36 часов лекций, 16 часов практических занятий, 6 часов на проведение консультаций и экзамена и 38 часов самостоятельной работы студентов.


1. Цели освоения дисциплины (курса)

Дисциплина предназначена для того, чтобы студенты понимали исторический процесс исходя из требований объективности, историзма, научной истины, осознали место и роль России в мировом сообществе.

В соответствии с назначением, основной целью курса является изучение истории России, как особой цивилизации со всеми характерными для неё субцивилизационными волнами, а также функционирующей на территории России государственности, которая эволюционировала от раннефеодальной монархии к сословно-представительной, а далее – к Российской империи, разрушенной буржуазной революцией и коротким существованием буржуазной республики. В октябре 1917 г. социалистический переворот привел к установлению советской власти и возникновению СССР, а на пороге ХХI века, - к его разрушению и созданию нынешней Российской Федерации. Этот процесс развивался в конкретных природно – географических, геополитических, демографических, социально-экономических и культурно-исторических условиях.
Задачи курса: Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
– раскрыть содержание основных этапов социально-экономического и государственно-политического развития России;

– определить факторы самобытности российской истории;

– проследить роль России во всемирной истории;

– выявить сущность важнейших дискуссионных проблем отечественной истории;

– рассмотреть современное политико-государственное устройство России и основные тенденции её социально-экономического и культурного развития.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина «История» относится к базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла ООП по направлению подготовки «06.03.01 БИОЛОГИЯ» (квалификация (степень) академический бакалавр). В курсе активно используются знания и навыки, полученные студентами при изучении в школе общегуманитарных предметов.

Курс входит в учебный план в качестве обязательной дисциплины и рассчитан на изучение в течение семестра по системе подготовки бакалавров факультета естественных наук и опирается на следующие дисциплины данной ООП:


  • введение в естествознание;

  • история культуры.

Результаты освоения дисциплины «История» используются в следующих дисциплинах данной ООП:

  • основы экономики;

  • философия;

  • альтернативные гуманитарные курсы.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускников следующих компетенций (согласно ФГОС):


  • Общекультурные компетенции:

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:

– базовые термины и понятия исторической науки;

– основные закономерности и этапы исторического развития общества, место и роль России/ в истории человечества и на современном этапе.


уметь:

– ориентироваться в современных вопросах социально-экономической и государственно-политической жизни страны;

– анализировать и оценивать социально-экономическую и политическую информацию.


владеть:

– конкретными научными знаниями по отечественной истории;

– навыками работы с основной учебной и справочной литературой по отечественной истории и наиболее значимыми группами опубликованных исторических источников.
4. Структура и содержание дисциплины.
А).Трудоемкость дисциплины по видам учебной работы представлена в таблице.


Вид учебной работы

Всего, часов

Семестр, часов




2

Общая трудоемкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия в т.ч.

52

52

Лекции

26

26

Семинары

26

26

Консультации, экзамен (контактные часы)

12

12

Самостоятельная работа

в том числе:



44

 


44

 


работа с литературой, первоисточниками, разработка сравнительных таблиц

8

8

подготовка к контрольным работам

3

3

Разработка и написание докладов, сообщений, эссе

6

6

Подготовка к экзамену

27

27

Форма контроля




Экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часа. Программой дисциплины предусмотрены 26 часов лекций, 26 часов практических занятий, 12 часов на проведение консультаций и экзамена и 44часа самостоятельной работы студентов.






п/п




Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля

успеваемости

(по неделям

семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

контактная работа

самостоятельная работа

лекции

практические занятия

консультации, КСР







1

Введение. Предмет истории. Формы и методы ее изучения

1

1

2







1




2

Восточные славяне. Древнерусское государство (VII-ХIII)




2

2

2

1

1

эссе

3

Образование Русского государства и его строй (ХIII-первая половина ХVI в.)




3

2

2







сообщение

4

Социально-политическое развитие России во второй половине ХVI в.




4

2

2

2

2

доклад

5

Россия в ХVII столетии




5

2













6

Петр Великий: модернизация России и ее последствия. Дворянская империя ( 1725-1796гг.)




6

2

4

2

1

Контрольная работа

7

Кризис самодержавно-крепостнической системы в первой половине ХIХ в. Развитие пореформенной России (1860-1890гг.)




8

2

4

1

1




8

Россия на рубеже ХIХ-ХХ столетий




10

2

2

2

2

Эссе, сообщение,доклад

9

Революция 1917г. и Гражданская война в России




11

2

2

2

2




10

Советский союз в 1920-е гг.




12

2

2




1

сообщение

11

Создание государственно-бюрократического социализма в СССР в 1930-е гг.




13

2







2




12

СССР во Второй мировой войне (1939-1945 гг.)




14

2

2

2

2

Контрольная работа

13

Кризис сталинской модели социализма. Перестройка и развал СССР (1985-1991 гг.)




15

2

4




2






















2

27

Экзамен




ИТОГО







26

26

12

44

Всего 108 час.

Содержание курса - ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ»
ВВЕДЕНИЕ. Предмет истории. Формы и методы ее изучения. Основные этапы российской истории. Объективные и субъективные факторы воздействия на российский исторический процесс (2 часа).

ТЕМА 1. Восточные славяне. Древнерусское государство (VIIXIII вв.) Восточные славяне в VII–IX вв.: расселение и предгосударственные образования. Критика ‘‘норманнской теории’’. Образование и становление древнерусского государства. Принятие христианства. Политический и социально-экономический строй Киевской Руси в XI – первой половине XII в. Внешняя политика. Культура. Причины и последствия раздробления Древнерусского государства. Северо-Восточная Русь, Галицко-Волынское княжество, Новгородская феодальная республика. Борьба с внешней агрессией. Монгольское иго (2 часа).

ТЕМА 2. Образование Русского государства и его строй (XIII – первая половина XVI в.)

Возвышение Москвы. Значение победы на Куликовом поле. Феодальная война второй четверти XV в. Завершающий этап образования Русского государства. Ликвидация ига. Москва – центр мирового православия. Государственный строй и система управления. Социальные отношения. Складывание поместной системы землевладения. Судебник 1497 г. Внешняя политика. Возрождение русской культуры (2 часа).



ТЕМА 3. Социально-политическое развитие России во второй половине XVI в.

Реформы Избранной рады. Утверждение монархии с сословным представительством. Внешняя политика: присоединение новых территорий, Ливонская война. Опричнина: цели и методы. Политический и социально-экономический кризис в стране. Образование русской патриархии. Политическая борьба, избрание Б. Годунова. Социальная политика в конце XVI – начале XVII в. (2 часа).



ТЕМА 4. Россия в XVII столетии

Гражданская война (Смута) в начале XVII в.: причины, политическая борьба, социальные движения, последствия. Формирование государственной власти и управления. Внешняя политика. Социально-политическое развитие. Соборное Уложение 1649 г. Утверждение крепостного права. Переход от монархии с сословным представительством к абсолютизму. Начало модернизации России. Церковный раскол. Состояние культуры (2 часа).



ТЕМА 5. Петр Великий: модернизация России и ее последствия

Династический кризис. Начало правления Петра I. Политическая философия. Внешняя политика. Основные реформы. Провозглашение Империи и оформление абсолютизма. Оценка преобразовательной деятельности Петра I (1 час).



ТЕМА 6. Дворянская империя (1725–1796 гг.)

Эпоха дворцовых переворотов. ‘‘Просвещенный’’ абсолютизм. Административные реформы Екатерины II. Расцвет абсолютизма. Сословная политика. Внешняя политика во второй половине XVIII в. Развитие культуры и политической мысли в России (1 час).



ТЕМА 7. Кризис самодержавно-крепостнической системы в первой половине XIX в.

Дворцовый переворот 1801 г. Первый этап реформ и контрреформ: административные и социальные реформы первой половины XIX в. Внешняя политика. Основные направления общественно-политической мысли в первой половине XIX в. (декабристы, ‘‘Триада’’ С. Уварова, славянофилы, западники, первые русские социалисты) (1 час).



ТЕМА 8. Развитие пореформенной России (1860–1890-е гг.)

Второй этап реформ (1860–1870-х гг.): их подготовка, содержание и значение. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Социально-политический характер реформ и контрреформ 1880 – начала 1890-х гг. Общественные движения в России (народники, либералы, монархисты, социал-демократы). Российская культура в пореформенной России (1 час).



ТЕМА 9. Россия на рубеже XIX–XX столетий

Третий этап реформ и контрреформ: экономические и полицейские реформы. Русско-японская война 1904–1905 гг. Революция 1905–1907 гг. Манифест 17 октября 1905 г. Образование политических партий. Зарождение российского парламентаризма. Сущность ‘‘третьеиюньской’’ (1907 г.) политической системы. Характер и результат реформ П. А. Столыпина. Россия в Первой мировой войне. Назревание системного кризиса в России (2 часа).



ТЕМА 10. Революция 1917 г. и Гражданская война в России

Февраль: свержение самодержавия. Политика Временного правительства. Основные альтернативы 1917 г. и борьба за их реализацию. Октябрьское вооруженное восстание и установление власти Советов. Судьба Учредительного собрания. Начало Гражданской войны. Идеология, политика и практика белого движения. Политика ‘‘военного коммунизма”. Причины победы красных. «Красный» и «белый» террор. Утверждение диктатуры большевиков. Итоги Гражданской войны (2 часа).



ТЕМА 11. Советский Союз в 1920-е гг.

Экономические и политические реформы начала 1920-х гг. Образование СССР. Борьба за лидерство в партии и государстве. Курс на социалистическое переустройство экономики и борьба вокруг него. Поворот 1929 г. (2 часа).



ТЕМА 12. Создание государственно-бюрократического социализма в СССР в 1930-е гг.

Международная обстановка. Форсированная индустриализация и насильственная коллективизация. Формирование административно-командной системы и утверждение личной власти И. Сталина. Социальная политика. Развитие культуры. Массовые репрессии. Сопротивление сталинизму (2 часа).



ТЕМА 13. СССР во Второй мировой войне (1939–1945 гг.)

Внешняя политика СССР в предвоенные годы. Военно-экономическая и идеологическая подготовка СССР к войне. Причины неудач в начальный период Великой Отечественной войны. Перестройка работы тыла. Патриотический подъем в тылу и на фронте. Коренной перелом в войне. Внешняя политика (антигитлеровская коалиция). Разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Значение и цена победы СССР в войне (2 часа).



ТЕМА 14. Кризис сталинской модели социализма

Внешняя политика СССР в новой геополитической ситуации. Апогей сталинизма (1946–1953 гг.). Попытки модернизации системы в 1953–1964 гг. Кризис советской системы (1964–1985 гг.). Культурное развитие СССР (1 час).



ТЕМА 15. Перестройка и развал СССР (1985–1991 гг.)

Курс на обновление социализма. Внешняя политика. Проблемы социально-экономического развития. Реформа политической системы и ее результаты. Борьба за власть. Августовские события 1991 г. и развал СССР (1 час).



5. Образовательные технологии
Программа реализуется с помощью чтения лекций с использованием мультимедийного комплекса; семинарские занятия проводятся в интерактивной форме и предусматривают опрос студентов, обсуждение вопросов, подготовленных по плану занятий; используется обязательная и дополнительная литература (см.: планы семинарских занятий – уч. - методич. пособие кафедры, а также читальный зал библиотеки НГУ); подготовка сообщений, эссе и т.п. по вопросам, предусматривающим самостоятельное исследование; контрольные работы на знание основных дидактических единиц курса, тестовые контрольные работы.
Основные формы занятий по курсу «История»: лекции и семинары.
Формы контроля знаний студентов:

промежуточные:

на семинарах заслушивание сообщений и письменных работ – докладов/рефератов, рецензирование сообщений и докладов, коллоквиумы, письменные контрольные работы;

основные: экзамен.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1. Контрольные вопросы, формирующие компетенции ОК-2.

  1. Понятие и классификация исторических источников.

  2. Основные концепции исторического развития.

  3. Образование Древнерусского государства.

  4. Общественный и государственный строй Киевской Руси (IX – XI вв.).

  5. Крещение Руси. Причины и историческое значение принятия христианства.

  6. Причины, характер и особенности политической раздробленности. Русские земли в XII – XIV вв.

  7. Монгольское нашествие на Русь. Характер и особенности Ордынского господства (XIII – XV вв.).

  8. Русские земли и Запад в XIII – XIV вв.

  9. Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы (XIV – XV вв.).

  10. Правление Ивана IV Грозного. Реформы Избранной рады. Опричнина.

  11. Внешняя политика России в период правления Ивана IV Грозного.

  12. «Смутное Время» в истории государства Российского.

  13. Сословно-представительная монархия как форма государственного правления в России (середина XVI в. – середина XVII в.).

  14. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Церковный раскол.

  15. Внешняя политика России в XVII в. Дальнейшее расширение территории России.

  16. Основные этапы формирования и сущность крепостного права в России.

  17. Государственные преобразования и социальная политика Петра I.

  18. Внешняя политика Петра I.

  19. Преобразования в области промышленности, торговли, финансов, образования и культуры Петра I.

  20. Абсолютная монархия как форма государственного правления. Особенности российского самодержавия.

  21. Россия в эпоху дворцовых переворотов XVIII в.

  22. Екатерина II. «Просвещенный абсолютизм» в России.

  23. Крестьянские войны XVII и XVIII вв.: причины, характер, последствия.

  24. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

  25. Сословия России в XVIII столетии: юридический статус, права и обязанности.

  26. Внутренняя политика Александра I. Реорганизация государственного управления.

  27. Отечественная война 1812 г.

  28. Движение декабристов. Западники и славянофилы.

  29. Внутренняя политика Николая I.

  30. Социально-экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX в. Начало промышленного переворота.

  31. Крымская война 1853 – 1856 гг.

  32. Отмена крепостного права в России: причины реформы, ход, результаты.

  33. Земская 1864 г., городская 1870 г., судебная 1864 г. и военная 1874 г. реформы в России.

  34. Контрреформы 1880-х гг. Правление императора Александра III.

  35. Общественно – политическая мысль России во второй половине XIX в.: консервативно-охранительное и либерально-буржуазное направления.

  36. Народничество в России: теория и практика. Тактика индивидуального террора.

  37. Проникновение и распространение марксизма в России. Первые марксистские кружки и группы.

  38. Особенности социально-экономического и политического развития России на рубеже XIX и XX вв.

  39. Первая Российская революция 1905 – 1907 гг.

  40. Политические партии России в начале XX в.: программы, стратегия и тактика.

  41. Государственный строй Российской империи в 1906 – 1917 гг.: монарх, Госсовет, Госдума.

  42. Реформы П. А. Столыпина.

  43. Россия в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг.

  44. Февральская революция 1917 г. в России. Падение монархии.

  45. Историческое развитие России от Февраля к Октябрю 1917 г.

  46. Октябрьская революция 1917 г. Установление Советской власти.

  47. Причины, характер, особенности и последствия Гражданской войны и интервенции в России.

  48. Советская Россия в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Политика «военного коммунизма».

  49. Влияние Гражданской войны на развитие российского общества.

  50. Образование СССР.

  51. НЭП: причины введения, сущность и результаты.

  52. Внутрипартийная борьба за власть в 1920-е гг. и её влияние на ситуацию в стране.

  53. Внешняя политика в 1920-е годы.

  54. Сталинская форсированная индустриализация: методы, средства, источники.

  55. Массовая коллективизация: методы, средства, итоги.

  56. Политический режим в 1930-е гг. Массовые политические репрессии.

  57. Советская внешняя политика в 1930-е годы: инициативы, методы, итоги.

  58. Причины и начало Второй мировой войны.

  59. Нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

  60. Основные этапы Великой Отечественной войны. Народ, армия и власть в годы войны.

  61. Антигитлеровская коалиция во Второй мировой войне.

  62. Источники и цена Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

  63. Восстановление народного хозяйства в послевоенные годы.

  64. Политическое развитие страны в 1945 – 1953 гг.

  65. Геополитические изменения в мире после окончания Второй мировой войны. «Холодная война». Образование мировой социалистической системы.

  66. «Оттепель» в общественно-политической и культурной жизни страны. XX съезд КПСС.

  67. Социальная и экономическая политика Н. С. Хрущёва (1953 – 1964 гг.).

  68. Основные тенденции развития советского общества в 1965 – 1985 гг. Кризис советской партийно-государственной системы.

  69. Особенности социально-экономического развития страны в 1960 – 1980-е гг.

  70. «Перестройка» 1985 – 1991 гг. в СССР.

  71. Межнациональные отношения в СССР в период «перестройки» 1985 – 1991 гг. Распад СССР. Образование СНГ.

  72. Государственно-политическое развитие России в 1991 – 1993 гг. «Чёрный октябрь» 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации.

  73. Основы конституционного строя современной России. Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство России.

  74. Политические партии в современной России.

  75. Современные проблемы социально-экономического и политического развития России.

  76. Внешняя политика России в 1992 – н.в.

6.2. Планы семинарских занятий .
Занятие 1. Место и сущность истории в системе человеческих знаний.

1. Предмет и методология исторической науки.

2. Периодизация отечественной истории и источники её изучения.

3. Основные концепции исторического процесса.


Термины и понятия: наука, образование, предмет истории, концепция историческая, методы науки, методология, формационный и цивилизационный подходы, историография истории России, источники исторические, периодизация отечественной истории.
Имена: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.М. Милюков, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, П.Н.Савицкий, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, М. Н. Покровский, Б.А Рыбаков, И.Я. Фроянов, Л.В.Милов, А.Н.Сахаров.
Литература
а) базовая:

История России: учебник: [для студентов высших учебных заведений, абитуриентов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУим. М.В. Ломоносова, Ист. фак - Москва: Проспект, 2013 - 527, [1] с.

Хрестоматия по истории России : учебное пособие : [для студентов вузов, учащихся старших классов, абитуриентов] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина ; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак. — Москва : Проспект, 2002 .— 588, [1] с. 

    


б) дополнительная:

Ключевский, Василий Осипович. Исторические портреты; Деятели исторической мысли : [сборник] / В.О. Ключевский ; изд. подгот., [вступ. ст., примеч.] В.А. Александров .— М. : Правда, 1991 .— 623 с.

Ахиезер, Александр Самойлович. Россия: критика исторического опыта : (Социокультурная динамика России). Т.1. От прошлого к будущему .— 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск : Сиб. хронограф, 1997 .— 804 с.

Ахиезер, Александр Самойлович. Россия: критика исторического опыта : (Социокультурная динамика России). Т.2. Теория и методология. Словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск : Сиб. хронограф, 1998 .— 594 Баландин, Рудольф Константинович. Природа и цивилизация / Р.К. Баландин, Л.Г. Бондарев .— Москва : Мысль, 1988 .— 391 с. 

Гумилёв, Лев Николаевич (д-р ист. наук ; ) . От Руси к России : очерки этнической истории / Л. Н. Гумилёв .— М. : Экопрос, 1992 .— 335 с.. (Предисловие).

Данилевский, Николай Яковлевич. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский ; [сост., послесл., коммент. С.А. Вайгачева] .— Москва : Книга, 1991 .— 573, [1] с.

Коллингвуд, Робин Джордж. Идея истории; Автобиография = The Idea of History; An Autobiography / Р. Дж. Коллингвуд ; Пер. и коммент. Ю.А. Асеева ; Ст. М.А. Кисселя ; АН СССР .— М. : Наука, 1980 .— 485 с.,[1] л. портр.

Методология истории : учебное пособие для студентов вузов / [А.Н. Нечухрин, В.Н. Сидорцов, О.М. Шутова и др. ; редкол.: А.Н. Алпеев и др.] ; Гуманитар.-экон. негос. ин-т [Респ. Беларусь], Белорус. ветвь ассоц. "История и компьютер" .— Минск : ТетраСистемс, 1996 .— 239 с. 

Поппер, Карл Раймунд (философ, социолог ; 1902-1994) . Открытое общество и его враги : [в 2 т.] / К.Р. Поппер ; пер. с англ. яз. под общ. ред., [с предисл.] В.Н. Садовского .— Москва : Международный фонд "Культурная инициатива" : Открытое о-во "Феникс", 1992 .

Россия между Европой и Азией : евразийский соблазн : антология / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; [ред.-сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская] .— Москва : Наука, 1993 .— 368 с. ; 21 см .— (Русские источники современной социальной философии) .— Библиогр.: с.364-368 .— Имен. указ.: с.356-363 Соловьев, Сергей Михайлович (историк ; 1820-1879) . Сочинения : в 18 кн. / С.М. Соловьев ; [отв. ред. и авт. вступ. ст. И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев] .— Москва : Мысль, 1988- Кн.1: История России с древнейших времен. Т.1-2 / [коммент. В.Т. Пашуто, В.С. Шульгина] .— 1988 .— 797, [1] с.


Ресурсы NTERNET по истории мира http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

http://decemb.hobby.ru/ Виртуальный музей декабристов.

http://www.internet-history.org.ru/ Интернет-История.

http://www.encyclopedia.ru Мир энциклопедий. http://www.history.ru/hist.htm Ресурсы WWW по истории.

http://www.ortho-rus.ru Русское православие.

http://www.rubricon.ru Энциклопедический словарь "История Отечества с древнейших времен до наших дней" (БРЭ/Рубрикон).

http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm Н.М. Карамзин. История государства Российского.

http://www.cominf.ru/romanovs/index.rhtml WWW энциклопедия "Династия Романовых".

http://praviteli.narod.ru/ Правители России и Советского Союза.

http://www.lants.tellur.ru Отечественная история.

http://oldru.narod.ru/biblio.htm Библиотека сайта "Образование Киевской Руси".

http://www.rubricon.com/about_whist_1.asp Энциклопедический словарь "Всемирная история".

http://humanities.edu.ru/db/msg/19938 Великая Отечественная война 1941-1945.

http://www.chat.ru/~world_war2 Вторая мировая война в русском интернете.

http://www.hronos.km.ru/1918ru.html Гражданская война в России 1918-1920.

http://www.shortway.to/1941 Великая Отечественная война, год 1941.



Альтернативные сообщения

Библиографический список рекомендуемой литературы находится в читальном зале гуманитарных наук.


  1. Предмет и методы изучения истории.

  2. Понятие формации и формационного подхода.

  3. Понятие цивилизации и цивилизационного подхода.

  4. Отечественная историография о прошлом и настоящем:

  5. общее и особенное.

  6. Периодизация отечественной истории: принципы и примеры.

  7. Учение В.Н. Вернадского о ноосфере и биосфере Земли.

  8. Теория Л.Н. Гумилева о рождении, расцвете и гибели народов.

  9. Основные типы цивилизаций.

  10. Мыслители прошлого об обществе и его развитии.

  11. Общество и человек в трудах Н.Трубецкого, Л.Карсавина, Г.В.Флоровского.

  12. Пути мирового общественного прогресса.

  13. Эволюционные пути развития человечества.

  14. История России как наука.

  15. Духовное развитие современной цивилизации.

  16. XVIII век - век превращения знаний о России в русскую историческую науку.

  17. История и современность в трудах Н.М. Карамзина.

  18. Историко-культурное значение "Истории с древнейших времен" С.М. Соловьева.

  19. Славянофилы о России, как звене между Западом и Востоком.

  20. Русская история в творчестве русских дореволюционных историков.

  21. Советская историческая наука.

  22. Закономерности истории как определяющие тенденции ее развития.

  23. Народы России в историческом процессе.


Занятие 2. Эволюция государственности на Руси в IXXVII вв.

  1. Образование и особенности Древнерусского государства Киевская Русь: политический и социально-экономический строй, форма государства и власти.

  2. Понятие и сущность феодальной раздробленности на Руси в конце ХI – ХIII .

  3. Централизованное государство Московская Русь в эпоху Ивана IV Грозного: реформы управления и экономики, социальная политика – содержание и результаты.


Термины и понятия: восточные, западные и южные славяне, поляне, Русь, хазары, варяги, норманнская теория, крестьянская община, феодализм, государство, монархия, великий князь, полюдье, волхвы, православие, «Повесть временных лет», «Русская правда», «Слово о полку Игореве», бояре, дружинники, смерды, холопы, закупы, словене, чудь, мери, кривичи, республика, вече, «Оспода», посадник, тысяцкий, владыка, пятина, «конец», Новгородская судная грамота, Невская битва, битва на Чудском озере.

Реформы, приказы, земcкие избы, Земский собор, Боярская дума, Избранная рада, сословно-представительная монархия, государь всея Руси, царь, Судебник 1550 г., Стоглав, опричнина, земщина, стрельцы, дворяне, тарханы, «большая соха», местничество



Имена: к 1-му вопросу: Рюрик, Кий, Кирилл и Мефодий, Олег, Ольга, Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Всеволод Мстиславич, Святослав Олегович, Александр Невский, Марфа-посадница; к 3-му вопросу: Елена Глинская, Иван Грозный, царица Анастасия, митрополит Макарий, Адашев, Сильвестр, Андрей Курбский, Малюта Cкуратов.

Каталог: xmlui -> bitstream -> handle -> nsu
nsu -> Теория, методология и методы психологического исследования Фёдоров Александрович
nsu -> Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201 «Биология (специалист)»
nsu -> Учебный курс М. 3 Профессиональный цикл (Вариативная часть, дисциплины по выбору) Направление подготовки 020400. 65 Биология
nsu -> Учебно-методический комплекс Направление подготовки 06. 03. 01. Биология Квалификация академический бакалавр Форма обучения очная
nsu -> Основная образовательная программа высшего образования Направление подготовки 031300 Журналистика Квалификация (степень) выпускника
nsu -> Рабочая программа дисциплины «система сми» Уровень высшего образования Бакалавриат направление подготовки 031300. 62 Журналистика
nsu -> Учебно-методический комплекс Курс 5, 10 семестр Новосибирск 2015
nsu -> Учебный курс Специальность 020201. 65 Биология Форма обучения Очная Новосибирск 2013
nsu -> Учебный курс Блок 1 (Вариативная часть, дисциплины по выбору) Направление подготовки
nsu -> Спецсеминар по иммуногенетике


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница