Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф история исторической науки. Историография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401



страница1/3
Дата19.07.2016
Размер0.66 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.9. История исторической науки. Историография

(2 семестр)
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 030401 «История»

Утверждено на заседании кафедры

отечественной истории СГФ

протокол № 8 от 25.04.2008 г.


Зав. кафедрой ___________ Воронин А.В.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)



Учебно-методический комплекс

по дисциплине
СД.Ф.9. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 030401 «История»
Форма обучения – очная

Квалификация – историк, преподаватель истории

Утверждено на заседании

кафедры истории

факультета истории и социальных наук

Протокол № 4 от 28.12.2012 г.


Зав. кафедрой истории
___________________

(В.В. Кузь)



Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. Автор программы: А.Б. Беляев, кандидат исторических наук, доцент

1.2. Рецензенты:

Никонов С.А., к.и.н., доцент кафедры истории

Хацевич Р.В., к.ф.н., доцент, директор МУИ СПб университета управления и экономики
1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историографические дисциплины не случайно выносятся на изучение студентами на старших курсах. Термин «историография» используется как синоним исторических произведений, исторической литературы вообще. Этот термин имеет еще и значение истории исторических знаний, исторической мысли, исторической науки в целом или в отдельной стране. Главное внимание в курсе историографии привлекают теоретические проблемы данной науки, развитие ее методологии, борьба мнений по коренным теоретическим и методологическим положениям.

Историография изучает также вопросы постепенного расширения и изменения как тематики, которой занимались историки, так и источников, привлекаемых при этом. Историография интересуется совершенствованием источниковедческих приемов исследования и критики источников.

Историография отечественной истории призвана сыграть заметную роль в профессиональной подготовке студентов исторического факультета; она должна содействовать их умению разобраться в специальной литературе, научить критически подходить к ней.

В этой связи целью вузовского курса «Историография отечественной истории» является обеспечение соответствующего требованиям ГОСВО уровня профессиональной квалификационной подготовки учителей истории.

Задачи изучения курса состоят в следующем:

вооружить студентов знаниями об основных этапах развития российской исторической науки; сформировать системные знания и представления о главных направлениях и течениях отечественной исторической мысли

В соответствии с установленными целью и задачами, студенты, осваивающие содержание курса «Историография отечественной истории», должны знать:

теоретические проблемы историографии отечественной истории, развитие ее методологии, борьбу мнений по коренным теоретическим и методологическим положениям;

проблемы постепенного расширения и изменения как тематики, которой занимались историки, так и источников, привлекаемых при этом;

совершенствование источниковедческих приемов исследования и критики источников.



процессе освоения содержания курса студенты должны уметь:

оперировать понятийными знаниями;

разбираться в специальной литературе, критически подходить к ней;

выбирать самостоятельно темы для исследовательской работы.

Предмет «Историография» тесно связан в процессе подготовки специалиста-историка с такой дисциплиной как: «История России».
При составлении программы курса «Историография» автор опирался на требования ГОСВО и следующие учебные пособия:


  1. Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1993.

  2. Историография истории России до 1917 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. – М., 2003.


Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

030401

«История»



IV

8

160

94

60

34




66

экзамен

1.6. Содержание дисциплины



Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)


№ п/п

Наименование раздела, темы

Вариант 1

Всего

Ауд.

ЛК

СМ

Сам.раб.

1

Раздел 1. Основные этапы развития отечественной историографии
















2

Тема 1. Историческая публицистика в эпоху Петра Великого

8

2

2




4

3

Тема 2. Исторические взгляды В.Н. Татищева.

8

6

2

4

2

4

Тема 3. Вклад немецких ученых в развитие русской историографии. Возникновение «норманнской теории». М.В. Ломоносов.

10

6

2

4

4

5

Тема 4. Исторические взгляды И.Н. Болтина и М.М. Щербатова.

8

6

2

4

2

6

Тема 5. Историческая концепция Н.М. Карамзина.

8

6

2

4

2

7

Тема 6. «Скептическая» школа в русской историографии.

4

2

2




2

8

Тема 7. Славянофильская концепция истории России

4

5

2




4

9

Тема 8. Государственная школа в русской историографии

4

2

2




4

10

Тема 9. Исторические взгляды С.М. Соловьева.

6

4

4




2

11

Тема 10. Научное наследие В.О. Ключевского.

10

8

4

4

2

12

Тема 11. Основные направления и школы в отечественной историографии на рубеже XIX – XX вв.

20

12

6

6

8

13

Тема 12. Формирование марксистской концепции истории России. М.Н. Покровский.

8

6

2

4

2

14

Тема 13. Судьба российской историографии в 1920-х – 1930-х гг.

4

2

2




2

15

Тема 14. Дискуссии в советской историографии 1920-х – 1950-х гг.

6

2

2




4

16

Тема 15. Всесоюзная дискуссия 1965 г. о переходе от феодализма к капитализму.

4

2

2




2

17

Тема 16. «Новое направление» в советской историографии.

2

4

4




2




Раздел 2. Основные проблемы истории России в отечественной историографии
















18

Тема 1. Образование Древнерусского государства.

4

2

2




2

19

Тема 2. Социально-экономическое развитие домонгольской Руси.

4

2

2




2

20

Тема 3. Церковь и ее роль в истории России

4

2

2




2

21

Тема 4. Объединение Руси в XIV – XV вв. Становление единого Российского государства.

4

2

2




2

22

Тема 5. Основные этапы развития самодержавия в России.

4

2

2




2

23

Тема 6. Реформы Петра Великого.

4

2

2




2

24

Тема 7. Генезис и основные особенности развития российской мануфактуры в XVII – XVIII вв.

4

2

2




2

25

Тема 8. Россия в годы революции и Гражданской войны (1917 – 1921 гг.)

4

2

2




2

26

Тема 9. Историография Великой Отечественной войны

4

2

2




2




Итого:

160

94

60

34

66

1.6.2.Содержание разделов дисциплины
Введение. Предмет и задачи курса "Историография отечественной истории". Древнерусское летописание. "Повесть временных лет". Летописи удельного периода. Общерусский летописный свод 1448 г.Апология великокняжеской м царской власти. Провиндециалистские воззрения русских авторов XVI - XVII вв. Идея божественного происхождения царской власти и происхождения Рюрика от Августа. Ее критика Юрием Крижаничем.
Раздел I. Российская историография XVIII в.

Тема 1.1. Историческая публицистика в эпоху Петра Великого
Теории естественного права и общественного договора, их влияние на историческую публицистику петровской эпохи. "История Петра Великого" Феофана Прокоповича. "Рассуждения о причинах Свейской войны" П.П.Шафирова.
Тема 2. Исторические взгляды В.Н. Татищева.
Влияние петровских преобразований на развитие исторических знаний в России. Василий Никитич Татищев.  "История Российская". "Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государства". Рационализм как основа философского мировоззрения В.Н.Татищева. Идея "умопросвячения", три фактора "просвещения" ума. Принятие В.Н. Татищевым аристотелевской классификации государств. История России как история самодержавия, представленная образами отдельных монархов. Неприятие аристократического правления. Признание возможности созыва Земского собора для решения вопроса о форме правления в случае пресечения династии. Периодизация В.Н. Татищева. "Совершенное единовластительство" в Киевской Руси. Оценка республиканских элементов в политическом устройстве Новгородской и Псковской земель. Критика духовенства. Характеристика В.Н. Татищевым крепостнических мероприятий конца XVI - начала XVII вв. Источниковедческие приемы В.Н.Татищева. Признание Иоакимовской летописи древнейшим источником по истории Руси. Две редакции татищевских известий. Спор о редакциях "Истории Российской" в советской историографии.
Тема 3. Вклад немецких ученых в развитие русской историографии. Возникновение «норманнской теории». М.В. Ломоносов.
Научные связи России с Западной Европой во второй четверти XVIII в. Учреждение Российской Академии наук.  Готлиб Зигфрид Байер.  Сочетание библейских представлений с элементами взглядов эпохи Просвещения в некоторых работах Г.З.Байера. Труды по критической разработке немецких и скандинавских источников по древнейшей истории Руси. Трактаты "О варягах" и "Происхождение руссов". Расширение критики идеи происхождения

Рюрика от потомков Августа. Тезис о варяжских корнях Рюрика. Представление о высокой степени общественного развития у скандинавов. Вывод Г.З.Байера о насильственном вторжении варягов на Русь. Трактовка появления варягов на Руси как привнесение извне государственности и заложение основы норманнской теории. Увлечение символической этимологией. Оценка научной деятельности Г.З.Байера советскими историками.

Герард Фридрих Миллер.  "Описание Сибирского царства". Доклад в 1749 г. "Происхождение народа и имени Российского"., его основные положения. Его обсуждение в Академии наук. Солидарность Г.Ф.Миллера с точкой зрения Г.З.Байера. Отождествление руси с варягами. Развитие норманнской теории. Акцент на несовместимость легенды о мирном призвании варяжских князей с общей картиной войны славян со скандинавами. Версия Г.Ф.Миллера о варягах как наемниках для охраны Новгородской земли. Тезис об узурпации власти Рюриком. Полемика Г.Ф.Миллера с М.В.Ломоносовым. Перемена взглядов на этническую принадлежность Рюрика. С.В.Бахрушин о значении трудов Г.Ф.Миллера.

Август Людвиг Шлецер.  Преклонение перед "просвещенным абсолютизмом" Екатерины II. Проект о разработке источников по русской истории. "Опыт изучения русских древностей в свете известий греческих писателей". Попытка классификации славянских народов на основе языковых критериев. Ошибки ученого в области лингвистики. Преувеличенное представление А.Л.Шлецера о масштабе заимствований русским языком немецких слов. Способы рассмотрения исторического процесса. Скептическое отношение А.Л.Шлецера к трудам русских исследователей. Тезис о крайне низкой ступени общественного развития восточных славян в дохристианскую эпоху. Мнение о русско-византийских договорах первой половины X в. А.Л.Шлецер об ассимиляции варягов в славянской среде. "Нестор. Русские летописи на древнеславянском языке". "Статистический материализм" А.Л.Шлецера. Значение "Нестора" для развития отечественного источниковедения. Н.М.Карамзин и С.М.Соловьев о вкладе А.Л.Шлецера в развитие русской исторической науки.



Михаил Васильевич Ломоносов.  Влияние патриотических настроений в российском обществе середины XVIII в. на формирование исторических взглядов М.В.Ломоносова. Полемика с Г.Ф.Миллером. "Замечания на диссертацию Г.Ф.Миллера "Происхождение имени и народа российского". Характер доводов М.В.Ломоносова. Тезис о происхождении россиян от роксалан. Конструкция о славянском происхождении Рюрика. Критика М.В.Ломоносовым лингвистических изысканий А.Л.Шлецера. Мнение о происхождении термина "русь". "Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Мудрого". Взгляды М.В.Ломоносова на реформы Петра Великого. В.О.Ключевский о научных изысканиях М.В.Ломоносова.
Тема 4. Исторические взгляды И.Н. Болтина и М.М. Щербатова.
Иван Никитич Болтин.  Сочетание элементов Просвещения с убеждением в необходимости сохранения самодержавного строя и крепостничества - основа общественно-политических взглядов И.Н.Болтина. "Примечания на Историю древнюю и нынешнюю России г. Леклерка". "Критические замечания генерал-майора Болтина на "Историю" князя Щербатова". И.Н.Болтин о значении природно-географического фактора в истории человечества. Отношение к недатированным известиям "Повести временных лет". Признание И.Н.Болтиным факта призвания варягов. Вывод о высоком уровне культурного развития восточных славян. И.Н.Болтин о складывании территории Древнерусского государства. Несогласие с мнением М.М.Щербатова о крещении Руси. Новаторство И.Н.Болтина в подходе к проблеме социальной дифференциации населения Киевской Руси. Попытка применения сравнительно-исторического метода. Взгляды И.Н.Болтина на удельную систему. Определение феодального права. Признание И.Н.Болтиным наличия в истории России феодальных отношений. Мнение о последствиях монгольского завоевания Руси. Критика вечевых порядков Новгорода. И.Н.Болтин об отсутствии единого судопроизводства в русском государстве на рубеже XV - XVI вв. Оценка деятельности Ивана Грозного. Концепция "добровольного закрепощения" крестьянства. Критика аристократического правления. Неприятие радикализма петровских реформ. Источниковедческая ошибка И.Н.Болтина. Оценка трудов И.Н.Болтина В.О.Ключевским.
Михаил Михайлович Щербатов.  Критика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II. Рационализм М.М.Щербатова. "История Российская от древнейших времен". Союз государя с родовитой аритократией как идеал политического устройства. Мнение М.М.Щербатова о порядке престолонаследия по старшинству в Древней Руси. Факторы распада Древнерусского государства. Критика "излишних народных вольностей". М.М.Щербатов о причинах завоевания Руси монголами. Критика позиции духовенства в период монгольского нашествия. Попытка изобразить внутреннюю жизнь общества. Оценка царствования Ивана IV. Причины опричного террора. М.М.Щербатов о формировании системы крепостного права. "О пороках и самовластии Петра Великого". Разочарование падением политического веса боярства при Петре. М.М.Щербатов и актоведение в России. Уровень источниковедческой критики.
Раздел II. Российская историография в первой половине XIX в.

Тема 1. Историческая концепция Н.М. Карамзина.
Николай Михайлович Карамзин.  Место Н.М.Карамзина в истории русской литературы. Н.М.Карамзин о предназначении истории. "История государства Российского". Периодизация русской истории. Причины расцвета Киевской Руси. Определение Н.М.Карамзиным феодализма. Тезис о добровольном основании самодержавной власти на Руси. Самодержавие как главный фактор русского исторического процесса. Понятие "истинного самодержавия". Взгляды Н.М.Карамзина на борьбу самодержавия с аристократией. Трактовка вечевых порядков. Оценка последствий монгольского завоевания. Факторы возвышения Москвы. Характеристика московских князей. Н.М.Карамзин о царствовании Ивана Грозного. Соотношение понятий "народ" и "государство". Оценка народных движений в истории России. Тезис о "безмолвии народа". Мнение Н.М.Карамзина о крепостнических мероприятиях государственной власти на рубеже XVI - XVII вв. "Записка о древней и новой России". Критика некоторых преобразований первой четверти XVIII в. Сравнение царствования Петра Великого с княжением Ивана III. "Примечания" к "Истории государства Российского". Источниковедческие приемы Н.М.Карамзина. Критика его концепции. А.С.Пушкин о Н.М.Карамзине. Влияние "Истории государства Российского" на развитие исторической науки в России.

Каталог: umu-umk -> %D0%98%D0%A1%D0%9D -> 030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы зарубежных стран и россии
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методичсекий комплекс
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран азии и африки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р история науки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 История
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф история исторической науки. Историография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новейшая история стран европы и америки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 средневековая философия
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине фтд геральдика. Фалеристика. Вексиллология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница