Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р история науки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 История



Скачать 364.4 Kb.
Дата20.07.2016
Размер364.4 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУ ВПО МГГУ)

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

ОПД.Р.6. ИСТОРИЯ НАУКИ

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 030401 История

Утверждено на заседании

кафедры истории

факультета истории и социальных наук

Протокол № 1 от 07.09.2010 г.
Зав. кафедрой истории
___________________

(В.В. Кузь)



Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы: Федоров П.В., д.и.н., профессор кафедры истории

1.2 Рецензенты:

Герасимов Д.Е., к.и.н., ст. преподаватель Российского государственного социального университета (филиал в г. Мурманске)

Кузь В.В., к.и.н., доцент, зав. кафедрой истории МГГУ

1.3 Пояснительная записка:

  • Учебная дисциплина «История науки» имеет целью:

А) структурировать информационное поле о достижениях человеческой мысли в различные периоды истории; обобщить сведения полученные по другим дисциплинам, затрагивающим проблемы развития человеческого общества;

Б) показать роль и место науки и техники в процессе познания;

В) показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных специальностей в деле построения гармоничного здорового демократического общества ХХI- го века.

Задачей курса является: дать студенту знания по современным концепциям естествознания.



  • Поскольку курс читается на историческом факультете, он ориентирован на социальную историю науки. И хотя наука при этом понимается достаточно расширительно, вместе с тем главный упор делается на естественно-математический цикл наук; история гуманитарного знания, в силу его подробного изучения в рамках других дисциплин (история философии, историография, культурология) во избежание дублирования рассматривается в достаточно обобщенной форме.



  • Студент должен знать:

А) периодизацию в развитии науки и техники;

Б) пути развития как отдельных научно-технических направлений так и в целом науки и техники;

В) области научной и технической мысли; важнейшие события, достижения человечества;

Г) выдающихся персоналий мировой истории и их вклад в развитие цивилизации;

Д) методологические подходы к анализу сложных историко-технических проблем;
Студент должен уметь:

А) проводить критическую оценку различных теорий, гипотез и т.д. базируясь на принципах теории строения и развития больших сложных систем;

Б) воспроизводить информацию графически и словесно о предмете обсуждения, связанном с историей науки;


  • При составлении программы учитывались методические разработки кафедры истории науки РГГУ (в частности, программа по истории науки Ю.Н. Афанасьева, Ю.С. Воронкова, С.В. Кувшинова).


1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа





1.

030401 история

II

4

40

26

20

6




14

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов




Вариант 1

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Введение

1

1










2.

Тема 1. Методологические проблемы и основные понятия истории науки

4

2

2




1

3.

Тема 2. Основные современные концептуальные представления о мире и человеке.

4

2

2




1

4.

Тема 3. Уровень знаний и технологических возможностей доцивилизационного развития человечества

1

1







1

5.

Тема 4. Знания о мире и человеке в древних цивилизациях. Уровень их технического и технологического развития (Древний Восток, цивилизации доколумбовой Америки)

2

2







1

6.

Тема 5. Научная и техническая культура античности

1

1







1

7.

Тема 6. Научное знание и технологические достижения Древнего Рима

1

1







1

8.

Тема 7. Освоение античного наследия в средневековой Европе и арабо-мусульманском мире. Научные знания и технические достижения.

2

2







1

9.

Тема 8. Европейское Возрождение. Становление предпосылок новой картины мира

1

1







1

10.

Тема 9. Научная революция XVII в.: истоки, этапы, результаты. Сциентизация европейского общества

6

4

2




1

11.

Тема 10. Механистическая картина мира и классическая наука. Промышленная революция

1

1







1

12.

Тема 11. Электродинамичес-кая картина мира. Становление неклассической науки. Развитие классической техники и технологии

1

1







2

13

Тема 12. Системное видение мира и постнеклассическая наука. Технология как фактор эволюции.

1

1







2




ВСЕГО:

26

20

6




14

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Введение

Роль и значение истории науки и техники. Историография истории науки и техники. Дж. Сартон, Дж. Бернал, А. Уайтхед, В.И. Вернадский, А. Койре, Т. Кун. История науки: рефлексия на науку и саморефлексия науки. Принципы определения понятия «наука». Наука и другие формы познания мира: философия, религия, искусство.


Тема 1. Методологические проблемы и основные понятия истории науки и техники (3 часа)

Цели и задачи истории науки как дисциплины: в научном исследовании; в учебном процессе. Место истории науки в системе других наук. Понимание нового знания в истории науки. Предмет истории науки и техники. Условность разделения науки и техники. Различие в понимании техники и технологии. Соотношение понятий «наука» и «знание». Понятие рационального знания. Методы истории науки и техники.

Категории «история», «историзм», «историцизм» применительно к исследованиям развития науки. Сравнительно-исторический метод; особенности его применения в области методологии истории науки по сравнению с областью общеисторической методологии.

Ценностные проблемы в истории науки. Методологическая роль категорий исторического прогресса, регресса, круговорота; историко-научного факта; внешнего и внутреннего факторов развития науки. Относительность противопоставления внешних и внутренних факторов.

Источниковая база истории науки и техники. Памятники науки и техники. Новая информационная среда истории науки и техники.

Соотношение истории науки и науковедения. Основные науковедческие направления XX столетия: изучение ученых в организациях, научных революций и закономерностей роста науки: анализ научного сообщества и научных школ. Значение работ В.И. Вернадского, А.А. Богданова, К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, А. Койре, М. Фуко, Р. Мертона, М. Полани для науковедческих исследований. Современное состояние науковедения.


Тема 2. Основные современные концептуальные представления о мире и человеке (2 часа)

Соотношение логического и исторического подхода, науки и вненаучного знания, креационизма и эволюционизма как научная проблема. Проблема локализации мышления. Ноосфера как структура информации. Многомерность информации. Развитие общества, науки, техники и человека как информационный процесс.

Современные представления о структуре и динамике Вселенной. Философское, физическое и историческое понимание времени и пространства.

Научность прогнозирования, его предмет. Некоторые прогнозные оценки развития человечества, науки, техники. Возможность и допустимость расширительного толкования понятия «конец истории». На пути к новой философии истории науки.


Тема 3. Уровень знаний и технологических возможностей доцивилизационного развития человечества (1 час)

Неадекватность классической схемы истории появления человека и общества и ее наиболее существенные несоответствия. «Ачинский жезл», Стоунхендж и другие – современные интерпретации. Возможность существования в древности иной информационной системы.

Роль знания в традиционном обществе. Мифологические формы знания. Современные исследовательские подходы к анализу мифа. От концепции структурной антропологии К. Леви-Строса к постструктурализму. Современные традиционные общества как «историческая» лаборатория. Возможности датировки и реконструкции появления сложных орудий. Неолитическая революция. Освоение первых технологических процессов – современная оценка их эффективности.

Тема 4. Знания о мире и человеке в древних цивилизациях. Уровень их технического и технологического развития (Древний Восток, цивилизации доколумбовой Америки) (1 час)

Источниковая база изучения истории научных и технических знаний древних цивилизаций. Проблемы уверенной датировки. Существующие хронологии и периодизации.

Концептуальные модели мира, характерные для древних цивилизаций. Знание как путь, как откровение, как посвящение. Постижение знания. Системы кодирования знания, механизмы его передачи.

Возможность современной интерпретации древнего знания. Реконструкция канонов древних цивилизаций. Внезапность древнеегипетского и вавилонского знания и технологий.

Проблема языка: происхождение, развитие, понимание. Современные версии реконструкции знания и отдельных технологических решений (пирамиды, зиккураты, ирригация и т.д.). Специфика знания и технологического уровня различных древних цивилизаций.

Понимание времени: цикличность как форма жизни. Особая роль календаря. Типы календарей. Предсказание астрономических и природных явлений в древности – высшая форма рационального знания.


Тема 5. Научная и техническая культура античности (1 час)

Периодизация античности. Основные центры культуры и науки. Новое концептуальное видение мира: «повышение уровня» личности. Пантеон античных богов.

Фиксируемый процесс развития научных представлений – появление собственно истории. Источниковая база истории науки и техники античности. Основная особенность интеллектуальной жизни античности – новая культура мышления и обоснования знания.

Взаимосвязь полисной демократии и возникновение науки. Десакрализация знания, его доказательность. Особое положение математики. Техника как искусство поиска и материальной формы его воплощения. Понятие «природы» у древних греков. Понятие гармонии, форм ее проявления в мире и человеке, методов ее поиска как смысла существования. Проблемы взаимосвязи греческой науки со знанием Востока, характерные мотивы и формы заимствований.

Основные античные школы, мыслители, научные направления и достижения. Эволюционная космология и «строение космоса». Роль принципа причинности. Концепция множественности миров. Платон и его картина мира. Система Аристотеля. Учение о материи и форме, градация причин. Особенности эллинистической науки в целом.

Измерение видимого мира. «Начала» Евклида. Архимед – новый тип ученого. Геометризация античной картины мира. Наука как синоним предсказательности.

Принципы античного образования. Афинская Академия. Создание классификации как научного принципа. Доксография и возникновение истории науки. Александрийская школа; музей, библиотека.

Возникновение ранних форм исследования в общественной сфере. Общественные идеи периода «семи мудрецов». Реформаторская мысль Солона. Социальные концепции и их реализация в государственном строе Спарты и Афин и других полисов. Социальные идеи Гераклита и их преемственность с воззрениями софистов. Софисты старшего поколения, релятивизм их воззрений на право, мораль, религию. Младшие софисты: их роль в разработке логических приемов.

Зарождение искусствоведения, обществоведения, языковедения, педагогики, психологии и других областей социально-гуманитарного познания. Постановка теоретических вопросов юриспруденции в древнегреческой мысли как пример ранненаучного мышления. Биологические аналогии в «Политике» Аристотеля: взгляд на общество как на организм.

Развитие представлений о ходе истории в античных трудах. Универсальный Появление элементов исторической критики. Идея Фукидида о едином историческом процессе.

Александрийская библиотека как научный центр. Эратосфен – тип ученого-энциклопедиста. Разработка методики сплошного комментирования древних текстов. Достижения стоической школы в области риторики и грамматики.

Тема 6. Научное знание и технологические достижения Древнего Рима (1 час)
Упадок науки в Риме по сравнению с Элладой и его причины. Первые оригинальные научные труды римских авторов (Катон Старший, Цельс). Римский энциклопедизм (Варрон, Сенека, Плиний Старший). Возрождение античной атомистики и эпикурейской физики Лукрецием. Биология в трудах Варрона, Плиния, Колумеллы. Развитие методов медицинского наблюдения и вскрытие человеческого тела в трудах школы Галена. Деградация римского естествознания во II – V вв. н.э., ее причины и последствия для средневекового этапа развития науки.

Гуманитарные науки в римскую эпоху. Своеобразие римской историографической традиции. Жанр «анналов» у ее истоков. (Полибий, Тит Ливий, Тацит). Попытки построить всемирную историю (Диодор Сицилийский). Развитие биографического жанра и исторического портрета (Саллюстий, Плутарх, Светоний). Христианская историография (Евсевий Кесарийский, Августин).

Достижения римской правовой мысли и их всемирное значение. Причины широкого развития римского права. Формирование понятия источника права. Кодифицирующая природа позднеримской юриспруденции, утрата его правотворческого характера.

Позднеримский энциклопедизм как средство перехода к раннесредневековой науке.


Тема 7. Освоение античного наследия в средневековой Европе в арабо-мусульманском мире. Научные знания и технические достижения (1 час)
Общая оценка судьбы античного наследия. Ассимиляция греческой науки арабской культурой. Возникновение ислама. Расцвет арабской науки. Аль-Хорезми. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Развитие естественных наук.

Византийская наука (Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл). Школы и образование – Кассиодор, Боэций. Ретрансляция античного знания в Древнюю Русь.

Периодизация средневековья в европейской культуре. «Остатки» греко-римской культуры на территории Европы. Роль мавританской культуры в ретрансляции эллинистической науки и греческой философии на христианский Запад в XII – XIII вв. Ибн Рушд (Аверроэс).

Специфика концептуально-познавательной модели. Теория толкования текста. Ненужность опыта и наблюдений. Схоластика как метод познания истин откровения Библии. Филология и богословие. Культура диспутов. Адаптация знания к массовому потребителю.

Номинализм и реализм. Проблема примирения веры и разума. Фома Аквинский. Доминиканцы. Францисканцы (Роджер Бэкон). Оксфордская и Парижская школы. Критика Аристотеля. Возникновение финансовой науки и осознание объективности массовых (статистических) законов. Обоснование понятий риска и вероятности.

Алхимия как «диссидентствующая» модель познания в средневековье. Алхимия как источник и как граница рационального знания: феномен средневековой культуры. Структура алхимического трактата. Трактат как знаковая система средневековья.

Возобновление интереса к рациональному знанию в Европе в XI – XII вв. Возникновение университетов и научных школ. Программы университетов, их цели. Специфика учебного процесса.

Новые явления в гуманитарном знании. Учения о природе языка. Средневековые концепции государства и права. Обоснование необходимости разделения законодательной и исполнительной власти. Поиск равновесия между духовной и светской властями.

Средневековые хронисты. Концепции истории («четырех монархий», идея Римской империи как объединяющего начала христианского мира). Зарождение элементов исторической критики в XI – XII вв. Историографические концепции в Византии, средневековой Руси, странах Востока. Династийные истории.

Экономическая модель средневековой Европы. Заимствование восточных изобретений (порох, часы, бумага и пр.) и Оценка его влияния на формирование европейской цивилизации. Технологический уровень средневековой Европы.


Тема 8. Европейское Возрождение. Становление предпосылок новой картины мира (2 часа)
Понятие Возрождения. Особенности ренессансной науки: переход к национальным наречиям, эмпиризм, ослабление символизма. Реставрация древнего знания в целях борьбы со средневековой традицией.

Роль городов. Технические изобретения. Книгопечатание. Великие географические открытия и их влияние на развитие естествознания. Реформация и новая мотивация к труду, научному и техническому творчеству.

Первые коллекции как типы систематизаций. Аристотелизм и неоплатонизм. Гуманизм и итальянская натурфилософия. Искусство Возрождения как форма познания, как точка роста новой науки. Проблема перспективы в живописи.

Естественнонаучная и инженерная деятельность Леонардо да Винчи. Идея казуальной картины мира. Роль наблюдения, эксперимента, специального языка науки.

Гуманизма и формирование самосознания европейских народов. Появление грамматик национальных языков Европы. Концепция И.Ю. Скалигера о родственных группах языков. Учения о государстве (Н. Макиавелли, Ж. Боден). Ранний меркантилизм (монетаризм). Развитие исторической мысли.

Прогресс педагогической мысли. Идея всестороннего и гармоничного развития человека у деятелей Возрождения (Эразм, Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Монтень). Гуманитарное и естественнонаучное образование.


Тема 9. Научная революция XVII в.: истоки, этапы, результаты. Сциентизация европейского общества (1 час)
Культурологическая и цивилизационная особенность периода, его хронология и география. Новая концептуальная ориентация европейской цивилизации: десакрализация жизни – от Бога к человеку. Возрастание роли научности. «Общественный договор» как форма научности.

«Республики ученых» – академии: типы, ориентации, развитие. Лондонское королевское общество, Французская академия, Прусская академия, Санкт-Петербургская императорская академия. История возникновения и развития; цели и структуры, особенности функционирования; характер финансирования; инфраструктура академий: экспериментальная база, научные публикации, организация научной жизни.

Новый тип ученого. Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, Г. Лейбниц, М. Ломоносов. Коллективизация и индивидуализация научной деятельности.

Персонификация новой научной картины мира. Научное мировоззрение как идеология. Наука и идеология Просвещения. Мир как механизм. Методология новой науки: Ф. Бэкон, Р. Декарт. Картезианская картина мира, ключевое понятие – развитие мира и первая модель процесса. «Математические начала натуральной философии» Ньютона и завершение создания новой картины мира.

Наука как форма диссидентства. Идеологизация «научных героев». Запреты и борьба с учением Коперника. Трагичная судьба Дж. Бруно как человека и ученого. Процесс Галилея и его «полная реабилитация» в 1992 г.

Предпосылки научной революции XVII в. Г. Галилей и окончательное разрушение аристотелевской картины мира. Создание новой механики. Механика Ньютона как образец системы научного знания. Аналитическая геометрия. Оптика. Измерение О.К. Ремером скорости света. Открытие дифракции света Ф. Гримальди.

Революция в приборостроении: изобретение барометра, воздушного насоса, хронометра, микроскопа, теодолита. Р. Бойль и создание научной химии. Биологические исследования. Открытие кровообращения.

Развитие теории государства и права в XVII в. Идеи Дж. Локка о разделении властей. Концепция естественного права. Развитие экономической мысли. Поздний меркантилизм. Идеи меркантилизма в России.

Новые принципы образования и новые типы учебных заведений.

Прогресс в педагогике. Классно-урочная система Я.А. Коменского. Развитие психологии (учение Р. Декарта о рефлексе). Развитие исторической мысли. Появление вспомогательных исторических дисциплин. Формирование систематической критики документов.


Тема 10. Механистическая картина мира и классическая наука. Промышленная революция (4 часа)
Глобальные изменения в мире в XVII в. Изменение религиозной ориентации, научного мышления и смена картины мира. Формирование нового государственного социального устройства. Изменение типа экономики и ее технологического уровня.

Понятие промышленной революции. Структура, предпосылки и история создания промышленной базы Запада. Рабочие машины. Универсальный паровой двигатель. Дж. Уатт. Новый транспорт и связь.

Новая организация пространства и общества. Новая философия истории. Концепция прогресса.

Изменение социальной роли науки. «Энциклопедия наук, искусств и ремесел». Новый тип ученого и научного сообщества.

Новые принципы образования и новые типы учебных заведений. Медицинская и Политехническая школы во Франции. Становление инженерной профессии. Специфика создания, структуры и деятельности Петербургской академии наук.

Особенности методологии новой науки. Новые научные проблемы.

Математика и аналитическая механика: Л. Эйлер, Бернулли, Лаплас. Астрономия: открытие аберрации света; открытие Урана.

Химия. проблема превращения материи и теория флогистона Г. Шталя. Открытие кислорода. Лавуазье и закон сохранения вещества.

Физика. Электричество и магнетизм. В. Франклин начало теоретических и экспериментальных исследований. Электродинамика Ампера. М. Фарадей и открытие электроиндукции. Теплота: теплород и «вещественная» теория теплоты. С. Карно и создание термодинамики. Закон сохранения энергии. Введение понятия энтропии

Биология: классификация Бюффона и Линнея; проблема изменчивости и этапы создания эволюционной теории. Ламарк. Ч. Дарвин: влияние дарвинизма на мировоззрение общества.

Идеи закономерности исторического процесса, круговорота (Дж. Вико), естественного состояния (Руссо, Дидро), влияние географической среды на общественное развитие (Ш.Л. Монтескье). Выделение ступеней дикости, варварства и цивилизации. Просветительская историография в России (В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Н.Н. Болтин). Концепция «общественного договора» Руссо.

Формирование политической экономии как системы знаний. Деятельность физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго). Учение Франклина о стоимости. Труды А. Смита, Д. Рикардо, Т.Р. Мальтуса. Появление конкретных экономических наук: бухгалтерского учета, статистики, финансовой науки, науки об управлении хозяйством.

Педагогические теории, основанные на принципах равенства людей и решающей роли воспитания и среды в формировании личности (Дидро, Руссо, Гельвеций). Психологическое обоснование теории воспитания и обучения у И.Г. Песталоцци.
Тема 11. Электродинамическая картина мира. Становление неклассической науки. Развитие классической техники и технологии (1 час)
Окончательное формирование индустриальной концепции цивилизационного развития.

Взрывной характер технического развития. Техническое и промышленное освоение электричества. Двигатель внутреннего сгорания и возникновение автомобиле- и авиастроения; первые работы в области ракетной техники; глобальные системы транспорта и связи.

Промышленное использование химических элементов. Пластмассы. Массовое производство оружия.

Масштабная организация научной и инженерной деятельности, массовость инженерной профессии. Стандартизация и унификация измерений и производства, международное научно-техническое сотрудничество, международные промышленные выставки.

Основные направления научного и научно-технического исследования мира к концу XIX в.

Атомизм и физико-технические представления о строении вещества. Периодический закон и периодическая система элементов Менделеева. Представления возможности синтезирования новых материалов. Исследование электромагнитных явлений. Дж. Максвелл и создание электромагнитной теории. Опыты Герца. Проблема эфира.

А. Эйнштейн и создание теории относительности. Философский и физический смысл теории относительности. Новое понимание пространства, энергии, и модели Вселенной. Экспериментальные подтверждения теории относительности в науке, философии и идеологии.

Смена представлений о микромире. Открытие электрона. М. Планк и начало квантовой теории. Н. Бор и универсальность принципа дополнительности. Принцип неопределенности Гейзенберга.

Проблема живого. Развитие генетических исследований.

Изменение философских, социальных и политических ориентаций. Глобальная концентрация власти и технологии. Тоталитаризм.

Новое художественное видение мира. Развитие фотографии. Кинематография. Предпосылки телевидения.
Тема 12. Системное видение мира и постнеклассическая наука. Технология как фактор эволюции (1 час)
Причины и условия возникновения кризисных явлений в квантово-механическом описании мира. Формирование предпосылок создания теории поведения сложных открытых систем различной природы. Создание неравновесной термодинамики открытых систем (И. Пригожин). Проблема необратимости времени. Динамический хаос. Синергетика как естественная наука о структурных преобразованиях в открытой диссипативной нелинейной системе (Г. Хакен). Теория катастроф. Информационные процессы и реальность. Динамическая теория информации (Д. Чернавский). Самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма.

Создание теории самоорганизации, принципов иерархизации самовозникающих структур, динамики информации. Возможности социальной синергетики. Идеи Ю. Лотмана о множественности путей эволюции.

Наука как информационная система. Информация как процесс. Понимание акта генерации информации любого вида как выбор пути эволюции, делаемый системой при выходе из очередного хаотического состояния.

Распространение технологий на все уровни земной эволюции и выход в космос. Первые глобальные экологические кризисы.

Микропроцессорная революция. Микроэлектроника, лазерная технология, атомная энергетика, генная инженерия, космическая технология. Трансплантационная медицина. Компьютеры. Локальные и глобальные информационные сети. Технология «искусственного интеллекта». Промышленная биотехнология. Ресурсообеспечивающие технологии.

Унификации образования. Проблема выбора цели и смены приоритетов цивилизационного развития. Новое понимание человека и его места в мире.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Тема 1. Методологические проблемы и основные понятия истории науки


Подготовка к семинарскому занятию;

Написание реферата по истории науки.



2

Опрос

2.

Тема 2. Основные современные концептуальные представления о мире и человеке.

Написание реферата по истории науки.

8

Защита реферата

3.

Тема 9. Научная революция XVII в.: истоки, этапы, результаты. Сциентизация европейского общества

Подготовка к семинарскому занятию;

Написание реферата по истории науки.



4

Опрос


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Семинарские занятия


  • Тема 1. Методологические проблемы и основные понятия истории науки

  • План:

А) Наука как социокультурный феномен;

Б) Основные подходы в изучении истории науки;

В) Проблема соотношении науки и техники;

Г) Функции науки. Классификация наук;

Д) Закономерности в развитии науки.


  • вопросы для коллективного обсуждения;

  • задания для самостоятельной работы;

  • Литература:

- Поликарпов В.С. История науки и техники (учебное пособие). – Ростов-на-Дону, 1998.

- Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М., 1981.

- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.

- Очерки истории и теории развития науки. – М., 1969.




  • Научная революция XVII в.: истоки, этапы, результаты

  • План:

А) Научная революция: проблемы дефиниции;

Б) Основные характеристики средневековой картины мира;

В) Экономика и мировоззрение: проблема причин научной революции ХVII века;

Г) Эпоха Возрождения и наука;

Д) Разработка научного метода;

Е) Основные научные достижения ХVII века;

Ж) Становление теории гелиоцентризма: от Коперника к Ньютону.


  • вопросы для коллективного обсуждения;

  • задания для самостоятельной работы;

  • Литература:

- Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. – М., 1989;

- Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М.,1986;

- Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. – М., 1987;

- Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий (середина XVII - середина XVIII в.) – Л.,1974;

- Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. – М., 1982.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


  • Основная учебная

Ильин В.В. Философия и история науки: уч. для сту. вузов. – 2-е изд. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2005.

  • Основная:

  1. Поликарпов В.С. История науки и техники (учебное пособие). – Ростов-на-Дону, 1998.

  2. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М., 1981.

  3. Вернадский В.И. О науке. Том I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна, 1997.

  4. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI – XIX веков (до 70-х гг. XIX в.). – М,, 1984.

  5. Виргинский В.С., Хотенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Кн. для учителя. – М.,1993.

  • Дополнительная:

  1. Быстрова И.В. Военная политика сталинского руководства: основные вехи и механизмы осуществления // Сталин и холодная война. – М., 1997.

  2. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. – М., 1989.

  3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.

  4. Кедров Ф. Капица: жизнь и открытия. – 2-е изд., доп. – М., 1984.

  5. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М.,1986.

  6. Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. – М., 1987.

  7. Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий (середина XVII - середина XVIII в.) – Л.,1974.

  8. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. – М., 1982.

  9. Лишевский В.П. Рассказы об ученых. – М., 1986.

  10. Медведев Ж.А. Взлет и падение Лысенко. – М., 1993.

  11. Очерки истории и теории развития науки. – М., 1969.

  12. Пайс А. Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна: Пер. с англ. / Под ред. акад. А.А. Логунова. – М., 1989.

  13. Романов А.П. Королев. – М., 1990.

  14. Рожанский И.Д. Античная наука. – М., 1980.

  15. Шноль С.Э. Герои и злодеи российской науки. – М., 1997.


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины (учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электрон-ные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-теститирующие комплекты, учебные видеофиль-мы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникаци-онным каналам связи).

1.9.1 Перечень используемых технических средств.

1.9.2 Перечень используемых пособий.

1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.


1.10 Примерные тестовые задания к зачету.

Тестовые задания заменяются на вопросы, предполагающие свободный развернутый ответ.

Вариант 1


  1. Дайте определение понятию «наука» с историко-научных позиций.

  2. В чем смысл экстерналистского и интерналистского подходов историко-научной мысли?

  3. Раскройте смысл принципа критики и борьбы мнений в науке.

  4. Раскройте причины научной революции ХVII века.

  5. Какую роль в историко-научном процессе сыграл арабский Восток?

  6. Определите объекты познания, классификационный статус, историю развития и выдающихся ученых следующих наук.

Вариант 2



  1. Дайте определение понятию «научная революция».

  2. В чем состоят функции науки?

  3. Раскройте смысл принципа преемственности в науке.

  4. Назовите этапы утверждения теории гелиоцентризма.

  5. В чем отличие восточных и западных традиций научной парадигмы?

  6. Определите объекты познания, классификационный статус, историю развития и выдающихся ученых следующих наук: зоология, ядерная физика, медицина, психология, математика.

Вариант 3



  1. Раскройте сущность науки как социокультурного феномена и формальной структуры.

  2. Раскройте проблему соотношения понятий «наука» и «техника».

  3. Раскройте смысл принципа принципа дифференциации и интеграции наук.

  4. Назовите характерные черты западноевропейской средневековой науки.

  5. Назовите научные предпосылки технических достижений ХIХ-ХХ вв.

  6. Определите объекты познания, классификационный статус, историю развития и выдающихся ученых следующих наук: ботаника, география, история, философия, астрономия.

Вариант 4



  1. Раскройте предмет и задачи истории науки.

  2. Какие классификации наук вам известны?

  3. Раскройте смысл принципа относительной самостоятельности развития науки.

  4. Назовите характерные черты античной науки.

  5. Раскройте смысл понятия «энциклопедизм».

  6. Определите объекты познания, классификационный статус, историю развития и выдающихся ученых следующих наук: анатомия, физика, химия, юриспруденция, педагогика.


1.11 Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Предмет и задачи курса.

  2. Основные теории происхождения науки.

  3. Наука и техника в древних цивилизациях Востока.

  4. Возникновение и развитие античной науки.

  5. Наука Средневековья.

  6. Научная революция XVII века.

  7. Возникновение и становление научных академий.

  8. Научная революция на рубеже XIX - XX вв.

  9. Революционные открытия в различных областях естествознания и ломка старых представлений о мире на рубеже XIX - XX вв.

  10. Открытия в математике – условия научной революции конца XIX – начала XX вв.

  11. Революция в области физики и ее фазы.

  12. Возникновение теории относительности и квантовой механики.

  13. Научно-техническая революция XX в.: ее сущность и основные направления.

  14. Взаимосвязи науки и техники в ХХ в.

  15. Наука и военная техника в ХХ столетии. Появление новых видов оружия.

  16. Революция в биологии. Генная инженерия и биотехнология.

  17. Развитие электроники. «Компьютерная революция».

  18. Развитие медицины: основные этапы, направления, представители.

  19. Становление астрономии и начало «космической эры».

20. Научное изучение Кольского Севера и омывающих его морей.

1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии)

1.13 Примерная тематика рефератов:


УЧЕНЫЕ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ

Вернадский В.И.

Ломоносов М.В.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Евклид

Ковалевская С.В.



Колмогоров А.Н.

Лейбниц Г.В.

Лобачевский Н.И.

Паскаль Б.

Пифагор
ФИЗИЧЕСКИЕ НАУКИ

Александров А.П.

Алферов Ж.И.

Бардин Дж.

Бор Н.

Вавилов С.И.



Капица П.Л.

Келдыш М.С.

Курчатов И.В.

Кюри П. и Склодовская-Кюри М.

Ландау Л.Д.

Ньютон И.

Сахаров А.Д.

Фарадей М.

Ферми Э.

Харитон Ю.Б.

Э. Резерфорд

Эйнштейн А.


АСТРОНОМИЯ И КОСМОНАВТИКА

Бруно Дж.

Галилей Г.

Кеплер И.

Коперник Н.

Королев С.П.

Лаплас П.

Румовский С.Я.

Циолковский К.Э.


БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Бэр К.М.

Вавилов Н.И.

Везалий


Дарвин Ч.

Книпович Н.М.

Комаров В.Л.

Крепс Е.М.

Линней К.

Мендель Г.И.

Мечников И.И.

Мичурин И.В.

Павлов И.П.

Сеченов И.М.


ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Зелинский Н.И.

Лавуазье А.

Менделеев Д.И.

Семенов Н.Н.

Хлопин В.Г.


МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Бехтерев В.М.

Боткин С.П.

Бурденко Н.Н.

Гиппократ

Ермольева З.В.

Ибн Сина

Пастер Л.

Пирогов Н.И.
НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Белянкин Д.С.

Визе В.Ю.

Григорьев А.А.

Докучаев В.В.

Карпинский А.П.

Лепехин И.И.

Миддендорф А.Ф.

Рейнеке М.Ф.

Семенов-тян-Шанский П.П.

Федоров Е.С.

Ферсман А.Е.

Шмидт О.Ю.



1.14 Примерная тематика курсовых работ.

История изучения Кольского полуострова и омывающих его морей.


1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

1.16 Методика(и) исследования (если есть).

1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний

студентов по данной дисциплине.
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и

контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.


Теоретический (лекционный) материал предлагается представить схематично, в виде:

  • наименование темы лекции;

  • план лекции;

  • основных понятий и положений;

  • тезисов;

  • схем;

  • графиков;

  • таблиц;

  • набора компьютерных слайдов;

  • электронных конспектов лекций (презентаций);

  • проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля;

  • ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.


Введение

Тема 1. Методологические проблемы и основные понятия истории науки
План лекции
1. Роль и значение истории науки.

  1. Историография истории науки.

  2. Проблема дефиниции «наука».

  3. Источниковая база истории науки и техники.

  4. Соотношение истории науки и науковедения.



Тема 2. Основные современные концептуальные представления о мире и человеке
План лекции
1. Проблема соотношения науки и техники: исторический подход.

2. Современные представления о структуре и динамике Вселенной.

3. Научность прогнозирования, его предмет.

Тема 3. Уровень знаний и технологических возможностей доцивилизационного развития человечества
План лекции


  1. Роль знания в традиционном обществе.

  2. Мифологические формы знания.

  3. Неолитическая революция.


Тема 4. Знания о мире и человеке в древних цивилизациях. Уровень их технического и технологического развития (Древний Восток, цивилизации доколумбовой Америки)

План лекции




  1. Концептуальные модели мира, характерные для древних цивилизаций.

  2. Проблема языка: происхождение, развитие, понимание.

  3. Понимание времени: цикличность как форма жизни.



Тема 5. Научная и техническая культура античности
План лекции


  1. Генезис античной науки.

2. Основные античные школы, мыслители, научные направления и достижения.

3. Образование и институты науки в античном мире.


Тема 6. Научное знание и технологические достижения Древнего Рима
План лекции



  1. Упадок науки в Риме по сравнению с Элладой и его причины.

2. Гуманитарные науки в римскую эпоху.

3. Позднеримский энциклопедизм как средство перехода к раннесредневековой науке.


Тема 7. Освоение античного наследия в средневековой Европе и арабо-мусульманском мире
План лекции


  1. Византийская наука

  2. Историко-научная миссия арабо-мусульманского мира.

  3. Догматика и наука в средневековой Западной Европе.

  4. Феномен средневековой алхимии.

5. Возобновление интереса к рациональному знанию в Европе в XI – XII вв.
Тема 8. Европейское Возрождение. Становление предпосылок новой картины мира
План лекции


  1. Особенности ренессансной науки.

  2. Расширение объекта познания. Великие географические открытия.

  3. Выдающиеся ученые эпохи Возрождения.

3. Гуманитарное и естественнонаучное образование.
Тема 9. Научная революция XVII в.: истоки, этапы, результаты. Сциентизация европейского общества
План лекции



  1. Проблема причин научной революции.

  2. Методология новой науки: Ф. Бэкон, Р. Декарт.

  3. Выдающиеся открытия ХVII века и новая научная картина мира.

  4. Возникновение научных обществ.


Тема 10. Механистическая картина мира и классическая наука. Промышленная революция
План лекции


  1. Промышленная революция.

  2. Открытия ХVIII-ХIХ вв.

3. Изменение социальной роли науки.
Тема 11. Электродинамическая картина мира. Становление неклассической науки. Развитие классической техники и технологии
План лекции
1. Атомизм и физико-технические представления о строении вещества.

2. А. Эйнштейн и создание теории относительности.

3. Смена представлений о микромире.

4. Проблема живого. Развитие генетических исследований.


Тема 12. Системное видение мира и постнеклассическая наука. Технология как фактор эволюции
План лекции
1. Причины и условия возникновения кризисных явлений в квантово-механическом описании мира.

2. Распространение технологий на все уровни земной эволюции и выход в космос.

3.Микропроцессорная революция.

4. Наука как производство.


РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (Глоссарий).

Гелиоцентризм – учение, по которому Земля и другие планеты обращаются вокруг Солнца, и кроме того, Земля вращается вокруг своей оси.


Геоцентризм – воззрение, согласно которому Земля неподвижно покоится в центре мира, а все небесные светила движутся вокруг нее.
Деизм – воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.
Интерналистский подход в истории науки - способ рассмотрения процесса развития науки как обусловленного внутренними (имманентными) причинами.
Наука – социокультурный феномен, объединяющий в себе надындивидуальный опыт поколений, волевые усилия конкретных людей и функционирование формальных структур по производству и внедрению знаний.
Научная революция – период коренной ломки основных теоретических представлений, считавшихся ранее незыблемыми, период наиболее интенсивного развития, проникновение в область неизвестного, скачкообразного углубления и расширения сферы познанного, открытие новых объектов и методов исследования.
Научные общества – добровольные объединения ученых, ведущих научную работу.
Позитивизм – философское направление, исходящее из тезиса о том, что все подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения, а философия как особая наука, претендующая на самостоятельное изучение реальности, не имеет права на существование.
Техника – совокупность технических устройств, созданных человеком; совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств, совокупность технических знаний.
Экстерналистский подход в истории науки – способ рассмотрения процесса развития науки как обусловленного внешними причинами.

РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после

утверждения программы.


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение

Утверждение новых рабочих программ по дисциплине в связи с изменением действующих учебных планов по специальности


Протокол № 1 от 27.09.2010 г.








РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Беляев А.Б., к.и.н., доцент

2008/2009

СГФ

«История»

Федоров П.В, д.и.н., проф.

2009/2010

СГФ

«История»

Сухарев М.И., д.и.н., проф.

2010/2011

ФИиСН

030401 «История»

Каталог: umu-umk -> %D0%98%D0%A1%D0%9D -> 030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы зарубежных стран и россии
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методичсекий комплекс
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран азии и африки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф история исторической науки. Историография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф история исторической науки. Историография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новейшая история стран европы и америки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 средневековая философия
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине фтд геральдика. Фалеристика. Вексиллология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница