Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран азии и африки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401



страница1/6
Дата19.06.2016
Размер1.09 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(М Г П У)



Учебно-методический комплекс

по дисциплине
ОПД.Ф.4. НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 030401 «История»

квалификация − Историк, преподаватель истории

Утверждено на заседании

кафедры всеобщей истории

социально-гуманитарного факультета

Протокол № 8 от 24.04.2009 г.
Зав. кафедрой всеобщей истории
___________________

(В.В. Кузь)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

ОПД.Ф.4. НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 030401 «История»

Утверждено на заседании

кафедры истории

факультета истории и социальных наук

Протокол № 1 от 12.09.2011 г.
Зав. кафедрой истории
___________________

(В.В. Кузь)



Авторы программы:
КУЗЬ Владислав Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории;

ГУЛЯЕВ Леонид Леонидович, ст. преп. кафедры истории (планы и методические рекомендации к семинарским занятиям).
Рецензенты:
Чапенко А.А., кандидат исторических наук, доцент (МГГУ);

Бардилева Ю.П., кандидат исторических наук, доцент (МГГУ).


Раздел I. Программа учебной дисциплины
I.1. Пояснительная записка
Новая история стран Азии и Африки – особый раздел всемирной истории. Долгое время в нашей науке было принято говорить о том, что содержанием Новой истории Востока являлось становление в странах Азии и Африки капиталистических отношений (или их элементов). Изучение истории стран Востока было основано на критериях европоцентризма, на представлении о том, что все этапы истории зарубежных стран можно рассматривать на основе европейской кальки.

В последнее время отечественная наука пересмотрела свои позиции в этом вопросе. Современные исследователи исходят из принципиальной позиции о невозможности единого видения истории. Тем более нельзя закладывать единые критерии для оценки развития тех или иных цивилизаций (такие критерии, как прогресс, расширение прав человека, демократия и т.п.). В этой связи история Востока вообще, в частности, Новая история Востока, должна рассматриваться на базе иных – по сравнению с Европой – методологических позиций.

Прежде всего, определимся с термином «Восток». Он тоже возник в европейской общественной мысли. Странами Востока принято называть государства Азии и Африки. Т.е. это не географический, а цивилизационный термин. В этой связи парадигмой курса является презумпция о том, что Запад и Восток являются разными векторами всемирной истории. Тем не менее, если говорить о теоретическом фундировании курса, то не следует, видимо, так четко противопоставлять формационный и цивилизационный подходы, как это иногда делается в современной науке, так же, как нельзя противопоставлять длину ширине1: оба этих подхода в равной степени присущи данному курсу, так как измеряют одно целое – Новую историю Востока. Тем не менее, невозможно отрицать, что интенции и особенности истории Востока кардинально отличают его от развития западного мира. «Восток, − отмечают современные исследователи, − отличается особой вялостью темпа и плавностью ритма. Некоторые его подрегионы тысячелетиями сохраняли этнически, социальный и культурный континуум, который резко противостоит взрывообразному и разрушительному процессу перехода Запада от одной формации к другой».2

Содержание курса строится на основе следующих позиций.



  1. К началу Нового времени все цивилизации Востока находились в состоянии глубокого кризиса, вызванного, в основном, внутренними причинами.

  2. Основным содержанием Новой истории Востока были их контакты со странами Запада и процессы, вызванные этими контактами, − фундаментализм и реформизм.

  3. Содержание истории стран Востока в Новое и Новейшее время определяется борьбой фундаментализма и реформизма.

Таким образом, целью изучения Новой истории Востока является освоение контента, причинно-следственных связей и фундаментальных процессов истории стран Азии и Африки в XVI – начале ХХ вв.

Задачи курса:

  • изучение массива фактов Новой истории стран Азии и Африки;

  • развитие навыков самостоятельного поиска источников информации и анализа исторического и историографического материала;

  • усвоение методов анализа и научной критики исторических источников;

  • знакомство с основными информационными ресурсами смежных с Новой историей Востока наук и освоение возможностей трансдисциплинарного исследовательского поля;

  • становление способностей к самостоятельному осмыслению и трансляции полученных знаний.


Хронология и периодизация курса.

Вопрос о хронологии Новой истории Востока очень сложен. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что история Востока не знает таких периодов, как древность, средневековье и Новое время. Поэтому установленная хронология основана опять-таки на европоцентристских критериях.

Общепринятыми хронологическими рамками курса принято считать период с конца XVI в. (начало всеобщего кризиса в странах Востока) до начала ХХ в. (эпоха «пробуждения Азии»).

Внутренняя периодизация в рамках этих хронологических рамок весьма непроста, т.к. для нее также нет единых критериев.

В целом периодизация курса выглядит так :

1 период. Кризис традиционных цивилизаций Востока и начало контактов с Западом (XVI – середина XIX вв.).

2 период. Контакты с Западом и борьба реформизма и фундаментализма (середина XIX – начало ХХ вв.).
Для качественного усвоения материала курса необходимо знание основного содержания следующих дисциплин:


  • История средних веков

  • Новая история стран Европы и Америки

  • История мировых религий

  • Культурология

  • История регионов мира

  • Отечественная история.


I.2. Государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования


ОПД.Ф.01

Всеобщая история. (История мировых цивилизаций):

Понятие «первобытное общество»; дискуссии о его месте в человеческой истории. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-стратифицированному обществу. Основные эпохи мировых цивилизаций социально-экономическом, политическом и культурном аспектах. Типы цивилизаций в древности: Древний Восток, Древняя Греция, эллинистические монархии, Древний Рим.

Место средневековья во всемирно-историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития. Византия. Страны и народы Азии, Африки и доколумбовой Америки в эпоху средневековья. История нового времени; хронологические рамки и периодизация. Переход европейской цивилизации от доиндустриального мира к новому этапу развития. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки, Азии и Африки; складывание колониальной системы.

Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Асинхронность общественного развития и новый уровень исторического синтеза. Основные проблемы и процессы развития западной цивилизации. Восточная Европа в контексте новейшей истории. Фашизм и тоталитаризм. Типы и особенности традиционалистских обществ в постиндустриальном мире; их место в мировой системе хозяйства и мировой политике. Военно-политические союзы и мировые войны. Глобальные проблемы современности.




I.3. Разделы дисциплины и виды занятий в часах
I.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


шифр и наименование специальности

курс

семестр

виды учебной работы в часах

вид итогового контроля

трудоемкость

всего аудит.

ЛК

СМ

самостоят.

работа

030401 История

3

6

240

120

60

60

120

экзамен

Каталог: umu-umk -> %D0%98%D0%A1%D0%9D -> 030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы зарубежных стран и россии
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методичсекий комплекс
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф история исторической науки. Историография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р история науки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 История
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф история исторической науки. Историография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новейшая история стран европы и америки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 средневековая философия
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине фтд геральдика. Фалеристика. Вексиллология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница