Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы зарубежных стран и россии



Скачать 396.87 Kb.
страница1/2
Дата12.06.2016
Размер396.87 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(М Г Г У)

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

ДС.2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И РОССИИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 030401 «История»

Утверждено на заседании

кафедры истории

факультета истории и социальных наук

Протокол № 1 от 12.09.2011 г.


Зав. кафедрой истории
___________________

(В.В. Кузь)

Автор программы:

Бардилева Ю.П., доцент кафедры истории, кандидат исторических наук

Рецензенты:



Крикун Е.Л., к.п.н., доцент (МГГУ)

Коткин К.Я., к.ф.н. (МОКМ)
Пояснительная записка.
Программа дисциплины специализации «Историко-культурные ресурсы зарубежных стран и России» предназначена для студентов III курса ИФФ дневной формы обучения по специальности 030401 «История» и получения дополнительной специализации «Историко-культурный туризм».

Туризм – многогранное явление современного мира. Повышение значимости туризма во второй половине XX века, трансформация туризма в одну из ведущих отраслей мировой экономики требует комплексного подхода к организации туристской деятельности и повышения качества подготовки работников туристского бизнеса в России XXI века.

Программа развития туризма, утвержденная Правительством России в 1996 г., акцентирует особое внимание на вопросах профессиональной подготовки работников индустрии туризма. Формирование и воспитание кадров квалифицированных работников туристской индустрии осуществляется на основании положений Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» и соответствует требованиям государственного стандарта, предъявляемым к технологии обслуживания туристов. Содержание курса «Историко-культурные ресурсы зарубежных стран и России» соответствует концептуальной законодательной программе.

Возрастание роли туризма в государственной экономике России в целом, и Мурманской области в частности, ставит на повестку дня вузовскую подготовку специалистов туристской индустрии. Выполнение данной программы является важнейшей учебно-воспитательной задачей историко-филологического факультета МГПУ и кафедры отечественной истории, непосредственно отвечающей за подготовку специалистов-историков с дополнительной специализацией «Историко-культурный туризм».

Курс «Историко-культурные ресурсы зарубежных стран и России» призван обеспечить студентов системой знаний историко-культурного ресурсоведения в области международного и российского туризма и сформировать целостное представление о туристском потенциале стран различных мировых регионов.

Главная цель преподавания дисциплины заключается в формировании у студентов представлений о богатстве и уникальности мирового историко-культурного наследия, о закономерностях и своеобразии исторического пути развития государств и народов, о специфике историко-культурных туристских ресурсов зарубежных стран и России, и возможностях использования полученных знаний в процессе туроперейтинга.

Содержание курса «Историко-культурные ресурсы зарубежных стран и России» предполагает комплексную связь со смежными научными дисциплинами: всеобщей историей и историей России, историей мировой и отечественной культуры, географией, религиоведением, предметами цикла «Историко-культурный туризм».

Изучение дисциплины предполагает взаимодействие трех форм обучения: лекций, практических занятий и самостоятельной работы.

Формой текущего контроля является оценка работы студентов на практических занятиях. Предполагается выполнение студентами самостоятельной работы по формированию международных туров или маршрутов путешествий по России с познавательными целями, знакомством с достопримечательностями, памятниками истории и культуры страны посещения, и презентация туристического маршрута с использованием компьютерных технологий в студенческой аудитории. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.


Организационно-методический раздел.


Задачи курса:


  • совершенствовать теоретические знания и практические навыки студентов для успешной работы в сфере туристской индустрии;

  • дать характеристику историко-культурным комплексам зарубежных стран и России, определить их ресурсный потенциал и возможности использования в практике туристского бизнеса;

  • сформировать у студентов навыки и умения туроперейтинга с использованием знаний мирового историко-культурного наследия.

В результате изучения курса студенты должны знать:


  • историко-культурные ресурсы зарубежных стран и России;

  • историко-культурные достопримечательности маршрутов следования туристских групп.


Студенты должны уметь:


  • использовать теоретические знания об историко-культурных ресурсах зарубежных стран и России для организации и проведения туристических поездок;

  • уметь применить теоретические знания по содержанию курса «Историко-культурные ресурсы зарубежных стран и России» в практике туристского агентства в процессе создания самостоятельной оригинальной туристской продукции.


Объём дисциплины и виды учебной работы




Наименование

дисциплины



Курс


Семестр

Виды учебной работы

в часах

Вид

итогового контроля



Трудоемкость

ГОС ВПО


Всего


аудит

Лек-


ции

Пр.


зан.

С/работа

1.

Историко-культурные

ресурсы зарубежных стран и

России.

III

5

100

40

20

20

60

Экзамен



Примерное распределение учебного времени

п/п



Наименование темы



Кол-во учебных часов


Всего

аудит.


часов

Лекции

Практ.

занятия



С/р

1.


Историко-культурные ресурсы Северной Европы:

Финляндия,

Швеция,

Норвегия.



10

2

2

6

2.

Историко-культурные ресурсы Западной Европы:

Великобритания,

Франция,

Германия,

Нидерланды.


20


4


4


12


3.

Историко-культурные ресурсы Восточной Европы:

Польша,


Чехия,

Венгрия.


20


4


4

12


4.

Историко-культурные ресурсы Южной Европы:

Греция,


Италия,

Испания.


20


2


2


6

5.

Историко-культурные ресурсы стран Средиземноморья:

Кипр,


Израиль,

Турция.


10


2

2

6

6.

Историко-культурные ресурсы Азиатского региона:

Китай,


Индия,

Япония.


10

2

2

6


7.


Историко-культурные ресурсы России:

Северо-запад РФ,



Центральный район РФ,

20



4


4


12




Южная Россия.














Итого:

100

20

20

60



Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Историко-культурные ресурсы Северной Европы

(2 часа)
Краткие справочные сведения о Финляндии, Швеции и Норвегии: географическое положение, основные этапы исторического развития, обзор современного социально-политического и экономического состояния, столицы и крупнейшие города, религия, национальные традиции, официальный язык, денежные единицы.

Историко-культурные достопримечательности Финляндии.

Хельсинки: Сенатская площадь: здания Университета и Государственного Совета, лютеранский Кафедральный собор. Соборная площадь: церковь в скале, Президентский дворец, фонтан «Хавис Аманда».

Турку: крепость и кафедральный собор XIII в.,

Свеаборг: крепость Суоменлинна и др.
Всемирное историко-культурное наследие Финляндии (реестр ООН): Старая Руама, Крепость Свеаборга, Старая крепость Петаяаавеси, погребальное место эпохи бронзы в Саммалладенмэки и др.
Историко-культурные достопримечательности Швеции.

Стокгольм: Стадсхольм, Королевский дворец, Королевская сокровищница, музей античной скульптуры Густава III, Дворцовая церковь, Собор Святого Николая, здание Парламента, Ратуша, Риддархольмская церковь, Рыцарский дом, Дротнинхольмский дворец, Музей «Васа», Национальный музей этнографии, Национальный музей искусств, Музей истории Европы.

Упсала: Кафедральный собор, Упсальский замок, языческий храм с изображением богов Тора, Одина, Фрейра, история университета, университетская художественная галерея, могильный курган короля Бьорна (IX в.).

Сигтуна: Сигтунская башня, Розерсбергский дворец.

Гётеборг: Дом Ост-Индской кампании, музей мореходства.

Кальмар: история гандзейского союза и др.

Всемирное историко-культурное наследие Швеции (реестр ООН): королевское имение Дроттингхольм, Бирка и Ховгарден, Ганзейский город Висбю, наскальные рисунки в местечке Танум и др.


Историко-культурные достопримечательности Норвегии.

Осло: кварталы Старого города: замок Акерсхус (XIV – XVI вв.), Музей Сопротивления, Ратуша, здание Парламента, Королевский дворец в парве Слоттспаркен, Национальный театр, Фрогнер-парк и скульптурный ансамбль Густава Вигеллана, музей кораблей викингов и др.

Берген: Ганзейская набережная, крепость Бергенхюс (XIII в.), башня Розенкранца (XVI в.), Мария-кирхен (XIIв.), Музей искусств, усадьба Эдварда Грига.

Тромсё: «Арктический собор», музей «Полярия», театр Хологаланд, университет, наскальные рисунки в Бласфьорде и др.
Всемирное историко-культурное наследие Норвегии (реестр ООН):

историко-культурные достопримечательности Бергена и Тронхейма, уникальные наскальные рисунки 2500 – 4500 – летнего возраста в Бласфьорде и др.



Тема 2. Историко-культурные ресурсы Западной Европы.

(4 часа)
Краткие справочные сведения о Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах. Географическое положение стран, основные этапы исторического развития, обзор современного социально-политического и экономического состояния, столицы и крупнейшие города, религии, национальные традиции, официальные языки, денежные единицы.
Историко-культурные достопримечательности Великобритании.

Лондон: Вестминстерский и Букингемский дворцы, Тауэр, Собор Святого Павла, Большой Бэн, Гринвичская обсерватория, Королевская галерея, театр «Глобус», Музей Виктории и Альберта, Британский музей.

Эбинбург: дворец Холирудхауз (дворец Марии Стюарт).

Глазго: замки Шотландии (Кратес, Броуди, Бродик, Инверари).

Кардифф: археологический музей кельтского мира.

Британия: собор Сент-Девис и др.
Всемирное историко-культурное наследие Великобритании (реестр ООН): замок и собор Дарема; Стоунхендж, Эвбери и прилегающие достопримечательности; старинный город Бат; Вестминстерское аббатство и церковь Святой Маргариты; Кентерберийский собор и др.
Историко-культурные достопримечательности Франции.

Париж: Собор Парижской Богоматери, парк Тюильри, Бастилия, площадь Согласия, Елисейские поля, Монмартр, Эйфелева башня, Люксембургский сад, Лувр, квартал Монпарнас, Латинский квартал и др.

Историко-культурные центры Лазурного побережья: Ницца, Канн, Марсель, Арль.


Всемирное историко-культурное наследие Франции (реестр ООН): Шартрский собор, Версаль, дворец и парк, дворец и парк Фонтенбло, Амьенский собор, римский театр и Триумфальная арка Оранжа и др.
Историко-культурные достопримечательности Германии.

Берлин: Государственный музей культурных сокровищ (коллекция живописи XIX века), замок Шарлоттенбург, комплекс Берлинских государственных музеев («Остров музеев»).

Мюнхен: замок Нимфенбург, Старая (коллекция картин Рубенса) и Новая (коллекция живописи XIX века) пинакотеки, Дом искусств (живопись импрессионистов); мемориал концлагеря Дохау.

Дрезден: Дворец курфюрста Цвингер (Дрезденская галерея, собрание старинного оружия, коллекция фарфора) и др.
Всемирное историко-культурное наследие Германии (реестр ООН): Аахенский собор; дворцы Аугсбург и Фалькенлуст в Брюле;ганзейский город Любек; Кёльнский собор; Классийческий Веймар; Вартбургский замок и др.

Историко-культурные достопримечательности Нидерландов. Амстердам: Амстердамский исторический музей, Королевский дворец, дом-музей Рембрандта, Рейксмузеум (коллекция голландской живописи), музей Ван Гога, музей мадам Тюссо и др. достопримечательности «северной Венеции».

Арнем: музей традиционной голландской архитектуры.

Делфт: резиденция герцегов Оранский.

Харлем: картинная галерея Тейлера и др.
Всемирное историко-культурное наследие Нидерландов (реестр ООН): Шокланд и его окрестности; оборонная линия Амстердама, исторический район Виллемстада и др.

Тема 3. Историко-культурные ресурсы Восточной Европы.

(4 часа)

Краткие справочные сведения о Польше, Чехии, Венгрии. Географическое положение стран, основные этапы исторического развития, обзор современного социально-политического и экономического состояния, столицы и крупнейшие города, религии, национальные традиции, официальные языки, денежные единицы стран Восточной Европы.


Историко-культурные достопримечательности Польши.

Варшава: средневековая архитектура Старого города, Дворцовая площадь, Королевский замок, Кафедральный собор Святого Яна, Национальный музей польской и европейской живописи, Археологический музей, Музей Войска Польского и др.

Краков: Королевский замок, костел Святой Варвары, городская Ратуша, Мариацкий костел.

Гданьск: цистерианский собор в Оливе, францисканский монастырь, «Королевская дорога», костел Девы Марии.

Сопотт: Лесная опера, история Международного фестиваля песни и др.

Всемирное историко-культурное наследие Польши (реестр ООН): «Старый город» Варшавы, средневековая архитектура Кракова и др.
Историко-культурные достопримечательности Чехии.

Прага: Градчаны, Карлов мост, Староместская ратуша, Староместская площадь, Злата уличка, Королевский дворец с парадным Вацлавским залом, дворец Бельведер, готический собор Святого Вацлава, собор Святого Витта, Национальный музей, Национальная галерея, кабачок солдата Швейка.

Южная Чехия – исторические музеи и архитектура городов Писека, Табора, Пльзени. Старейшие бальнеологические курорты Карловы Вары и Марианске-Лазна.


Всемирное историко-культурное наследие Чехии (реестр ООН): исторические центры Праги, Чески-Крумлова, Кутны-Горы, замок Литомишль и др.

Историко-культурные достопримечательности Венгрии.

Будапешт: Крепостная гора, Дворцовый комплекс, Рыбацкий бастион, Венгерские ворота, руины крепости Диошдьер, Мост Свободы, Национальный музей, Национальная галерея, Будапештский университет.

Эстергом: собор Святого Петра, королевский дворец XII в.;

Секешфехервар: «Парк руин»;

побережье озера Балатон: аббатство Эндрэ, поместье Фестетич с библиотекой «Геликон» и др.
Всемирное историко-культурное наследие Венгрии (реестр ООН): набережные Дуная и Дворцовый канал Буды, Бенедиктинский монастырь Паннонхалма и др.
Тема 4. Историко-культурные ресурсы Южной Европы.

(2 часа)
Краткие справочные сведения о Греции, Италии, Испании. Географическое положение стран, основные этапы исторического развития, обзор современного социально-политического и экономического состояния, столицы и крупнейшие города, религии, национальные традиции, официальные языки, денежные единицы стран.
Историко-культурные достопримечательности Греции.

Афины: храмовые и музейные комплексы Акрополя, храм Зевса Олимпийского, Олимпийский стадион, дворец Парламента.

Пирей: храмовые комплексы Посейдона, Афин и Артемиды, византийские монастыри Кесарьяни и Дафнии.

Салоники: памятники византийской культуры (Кирилл и Мефодий, архитектура и история православных монастырей Святого Георгия, Святого Дмитрия, Святой Софии и др.);

Верия: гробница Александра Македонского и др.

Всемирное историко-культурное наследие Греции (реестр ООН): Афинский Акрополь, Гора Афон, древнехристианские и византийские памятники Салоник, археологические памятники Олимпии, средневековый город Родос и др.
Историко-культурные достопримечательности Италии.

Рим: Колизей, Императорские форумы, Капитолийский холм, Палатинский холм, Циркус Максимус, термы Каракаллы.

Ватикан: Сикстинская капелла, собор Святого Петра, замок Святого Ангела.

Милан: церковь Сан-Лоренцо Маджоре, Капелла Сфорцио, Палаццо Мариино, церковь Санта-Мария дела Грацие, оперный театр Ла-Скала, художественные галереи Брера, Амброзиана, археологический музей.

Флоренция: Дворец Питти, дворец Медичи, галерея Уффици и др.
Всемирное историко-культурное наследие Италии (реестр ООН): церковь и доминиканский монастырь Санта Мария Дела-Грасие с «Тайной Вечерей» Леонардо да Винчи в Риме; исторические центры Флоренции, Сиены, Неаполя, Милан, Феррары, Соборный комплекс Пизы, Раннехристианские памятники Равенны и др.


Историко-культурные достопримечательности Испании.

Мадрид: Королевский дворец, Галерея живописи, галерея Прадо, Центр латиноамериканской культуры, Музей современного искусства, Музей корриды.



Барселона: Кафедральный собор, Национальный дворец, дворец Епископата, архитектурный комплекс Антонио Гауди, музей Пикассо, Музей каталонского искусства.

Севилья: Кафедральный собор, Геркулесовы столбы, памятники античной и арабской культуры.

Гранада: Альгамбра и др.
Всемирное историко-культурное наследие Испании (реестр ООН): Альгамбра; монастырь и достопримечательности Эскориала в пригороде Мадрида; парк Гуэль, дворец Гуэль и Касса Мила в Барселоне, исторический центр Толедопамятники наскального искусства на Иберийском полуострове Средиземноморья и др.


Тема 5. Историко-культурные ресурсы стран Средиземноморья.

(2 часа)
Краткие справочные сведения о Кипре, Израиле, Турции.

Географическое положение стран, основные этапы исторического развития, обзор современного социально-политического и экономического состояния, столицы и крупнейшие города, религии, национальные традиции, официальные языки, денежные единицы стран.


Историко-культурные достопримечательности Кипра.

Никосия: Кипрский национальный музей, Идалион, византийская церковь Пера Корио, монастырь святого Гераклидиоса, монастыри Святого Пантелеймона, Михаила Архангела.

Лимасол: замок Колосса, Археологический музей, Городская галерея искусств.

Пафос: царские гробницы, колонна Святого Павла, древний театр Одеон, Археологический и Византийский музеи и др.

Всемирное историко-культурное наследие Кипра (реестр ООН):

Пафос.
Историко-культурные достопримечательности Израиля.



Иерусалим: Цитадель города, западная стена иерусалимского храма, Силуанский бассейн, наскальный купол, мечеть эль-Акса, Соломоновы конюшни, Виа Долороза – путь Христа на Голгофу, Масленичная гоад, Гефсиманский сад, Кнессет, музей Израиля.

Вифлиеем, Назарет: исторические памятники христианства.

Всемирное историко-культурное наследие Израиля (реестр ООН):

старый город Иерусалим и его стены и др.


Историко-культурные достопримечательности Турции.

Стамбул: дворцы султанов, минареты, Голубая мечеть, мечеть Сулеймана Великолепного, мечеть Эйюп, мечеть султанов Баязидов, Сераль Топканы, мост Галата, Собор Святой Софии, Академия изящных искусств, Археологический музей с саркофагом Александра Македонского, подземные дворцы – водохранилища.

Измир: памятники античной истории (г. Смирна), крепость Кадиф-Кале, Археологический музей.

Кайсери: памятники хеттской цивилизации и др.
Всемирное историко-культурное наследие Турции (реестр ООН):

исторические кварталы Стамбула, Хисарлык – археологические памятники Трои и др.




Каталог: umu-umk -> %D0%98%D0%A1%D0%9D -> 030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методичсекий комплекс
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран азии и африки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф история исторической науки. Историография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р история науки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 История
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф история исторической науки. Историография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новейшая история стран европы и америки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 средневековая философия
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине фтд геральдика. Фалеристика. Вексиллология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница