Учебно-методический комплекс модуля Новейшая история стран Азии и Африки вопросы и задания для самостоятельной работы студентов специальность



Скачать 273.15 Kb.
Дата25.06.2016
Размер273.15 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»


Кафедра

Всеобщей истории и права



Учебно-методический комплекс модуля

Новейшая история стран Азии и Африки



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Специальность

050401.65 История

код наименование

Бийск


2010
1. Британская Индия в первой трети XX в. являлась:

А. Независимым государством

Б. Полуколонией Франции

В. Доминионом

Г. Колонией Великобритании
2. Индийский философ, духовный лидер ИНК, предложивший практику сатьяграхи:
А. Мотилал Неру

Б. Махатма Ганди

В. Мухаммед Али Джинна

Г. Джавахарлал Неру


3. Закон об управлении Индией 1935 г.
А. Придавал Индии статус доминиона

Б. Предлагал запутанную систему управления, не расширяющую участие местного населения в политической жизни Индии

В. Объявлял о независимости Индии
II.

1. Гандизм – это ...


  1. Политический курс правительств Индиры Ганди – Раджива Ганди в 1970-е –

начале 1990-х гг.

  1. идеология национально-освободительного движения в Британской Индии,

основанная на национальных ценностях и реалиях политической ситуации

1920-х – 1930-х гг.



  1. политическое кредо умеренного крыла Индийского национального конгресса

  2. взгляды М.К.Ганди


2. «Теория двух наций» основателя Пакистана М.А.Джинны – это ...

  1. обоснование невозможности совместного проживания индусов и мусульман и

необходимости создания ими раздельных государств в Южной Азии

  1. обоснование противоречий между аборигенным населением Южной Азии и

колониальным режимом Британской империи

  1. идейно-теоретическая программа Индийского национального конгресса по

руководству многонациональным обществом Южной Азии

  1. Элемент идеологии индуистской националистической организации «Хинду

махасабха»
3. Ислам – это ...

  1. Политическая идеология

  2. Мировая религия *

  3. Мировоззрение

  4. Религиозная конфессия

4. МНР в 1921 – 1945 гг.:



  1. Была независимым государством

  2. Входила в состав России/СССР

  3. Входила в состав Китайской Республики

  4. Не имела определенного государственно-правового статуса


III.
1. Лаицизм в кемалистской Турции – это ...

  1. преимущественное развитие государственного сектора экономики

  2. принцип светскости турецкого государства и его политики

  3. строгое соблюдение нейтралитета в сфере внешней политики

  4. буржуазно-демократическая идеология


2. «Белая революция» в Иране – это ...

  1. Комплекс буржуазно-либеральных реформ «сверху»

  2. Политические выступления оппозиции шахскому режиму в 1960-е – 1970-е гг.

  3. Переворот 1921 г., приведший к серии постепенных реформ и смене шахской династии

  4. Либерально-конституционное движение начала 20 в.


3. Аятолла Хомейни – это ...
Президент Исламской Республики Иран

Духовный лидер Ирана

Глава мировой шиитской общины

Ученый-исламовед


4. «Гилянская республика» – это…
1. Создания социалистического государства на севере Ирана

2. Модернизация государственно-политической системы Ирана

3. Отделение Азербайджана от Ирана

4. Составная часть реформ Реза-хана


IV. Идеи чучхе – это ...


  1. популярная в мире концепция, основанная на оригинальности и привлекательности корейской культуры

  2. официальная доктрина государственно-политического руководства КНДР

  3. часть корейского народного эпоса

  4. элемент политической идеологии Ким Ир Сена


2. Уберите из смыслового ряда лишний элемент:


  1. Аманулла-хан

  2. Кемаль Ататюрк

3. Сухэ-Батор

4. Реза-хан



3. КНР была образована в ...


  1. 1925 г.

  2. 1956 г.

  3. 1949 г.

  4. 1945 г.


4. Кто был основным автором концепции и программы претворения в жизнь социализма с китайской спецификой:


  1. Мао Цзэдун

  2. Чжоу Эньлай

  3. Дэн Сяопин

  4. Цзян Цзэминь


5. Коммунистическая партия Китая была создана в ...

  1. 1925 г.

  2. 1949 г.

  3. 1921 г.

  4. 1913 г.


6. В каком из государств Востока была реализована наиболее радикальная программа «казарменного» социализма:


  1. Вьетнаме

  2. Кампучии (Камбодже)

  3. Китае

  4. КНДР


V.
1. Конституция Японии 1947 г. закрепила:

А. «Мягкий протекторат» США над Японией и делегирование Японией право защищать государство силами США

Б. Колониальный статус Японии;

В. Поражение Японии во Второй мировой Войне;

Г. Социалистическое устройство государства.
2. Японское экономическое чудо после Второй мировой войны связано с:

А. Территориальной закрытостью государства;

Б.Политикой, направленной на заимствование информационно-технических технологий, дешевой рабочей силой

В. Политико-административным давлением США

Г. Историческими закономерностями развития Японии
3. Проблема Курильских остров в межгосударственных взаимоотношениях России и Японии возникла из-за:
А. Намерений американских государственных деятелей сорвать нормализацию советско-японских отношений

Б. Необоснованных претензий СССР на острова Южной Курильской гряды;

В. Отказа СССР подписывать Сан-Францисский мирный договор с Японией;

Г. политических договоров, подписанных Японией и Россией в XIX в.


4. Ближневосточный конфликт – это ...

  1. противоречия между евреями и арабами по поводу создания на Ближнем

Востоке еврейского и палестинского государств

  1. региональный конфликт культурно-цивилизационного и геополитического

происхождения с многосторонним участием: евреев, арабов, целого ряда

соседних и дальних государств, включая великие державы



  1. противостояние различных религиозных конфессий и этнических общин

  2. геополитическая интрига ряда ведущих государств Азии и великих держав


5. «Саурская революция» 1978 г. в Афганистане была ...

  1. Военно-политическим переворотом радикальных группировок во главе с

Народно-демократической партией Афганистана (НДПА)

  1. Назревшим социальным взрывом наиболее угнетенных слоев афганского общества

  2. операцией внешних сил (СССР и его союзников), опиравшихся на местные оппозиционные группировки

  3. неудачной провокацией правящих кругов Афганистана, планировавших уничтожить

оппозицию
6. «Суэцкий кризис» на Ближнем Востоке возник из-за:

А. Ухудшения межгосударственных отношений Египта и США;

Б. Стремление Насера национализировать франко-британскую Компанию Суэцкого канала

В. Агрессии Израиля против Египта;

Г. улучшения дипломатических отношений между СССР и Египтом.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»


Кафедра

Всеобщей истории и права

Учебно-методический комплекс модуля

Новейшей истории стран Азии и Африки

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
Специальность

050401.65 История

код наименование

Бийск


2010



1.Япония в конце 1920-х – начале 1940-х гг.: становление тоталитарно-милитаристкого режима.

  1. Основные черты социально-экономического и политического развития Востока в межвоенный период.

  2. Социально-политический кризис и гражданская война в Афганистане в конце 1920-х – начале 1930-х гг.

  3. Роль военных в политической жизни стран Востока.

  4. Гражданская война 1945 – 1949 гг. в Китае и образование КНР.

  5. Китай в 1950-е – 1970-е годы: от «новой демократии» к «культурной революции».

  6. Программа «4-х модернизаций» и строительство социализма с китайской спецификой в КНР. Дэн Сяопин.

  7. Китайские альтернативы: особенности развития Тайваня.

  8. Роль китайского фактора в мировой и региональной политике второй половины 20 – начала 21 вв.

  9. Индия на начальном этапе независимого развития. Курс правительства Дж. Неру.

  10. Индия в 1970-е – начале 1990-х гг. Внутренняя и внешняя политика клана Ганди.

  11. Индия в 1990-е – начале 2000-х годов: демократия в действии?

  12. Независимая Индия: проблемы национально-культурной идентичности.

  13. Образование КНДР и особенности «чучхейского» социализма. Режим Ким Ир Сена.

  14. Северная Корея во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг.: особенности внутренней и внешней политики.

  15. Корейская война 1950 – 1953 гг.: причины, особенности и последствия

  16. Образование Республики Корея и особенности южнокорейской модели развития.

  17. Корейская проблема в конце 20 – начале 21 вв.: состояние и перспективы.

  18. «Белая революция» в Иране: причины, особенности и последствия.

  19. «Исламская революция» 1978 – 1979 гг. и образование Исламской Республики Иран. Аятолла Хомейни.

  20. Сионизм и образование государства Израиль

  21. Арабо-израильские конфликты 1948-1973 гг.

  22. Эволюция ближневосточного конфликта в 1990-е – начале 2000-х гг.

  23. Революция «свободных офицеров» и режим Г.А. Насера.

  24. Египет в 1970-е – начале 2000-х годов: эволюция внутренней и внешней политики. А.Садат и Х. Мубарак.

  25. «Теория двух наций» М.А.Джинны и образование Пакистана

  26. Пакистан в 1950-е – начале 2000-х годов: основные черты политического и социально-экономического развития.

  27. Пакистан в международных отношениях в Южной Азии в 1990-е – начале 2000-х гг.

  28. Демократизация турецкого общества и эволюция партийно-политической системы после Второй мировой войны

  29. Социально-экономическое развитие Турции: от этатизма к рынку

  30. Исламизм и светская власть в Турции 1990-е – начало 2000-х гг.

  31. Афганистан в 1940-е – начале 1970-х гг.: модернизация общественных отношений и возникновение оппозиционных движений. Республиканский переворот М.Дауда.

  32. «Саурская революция» 1978 г. в Афганистане и интернационализация афганской проблемы. Режимы Н.М.Тараки-Х. Амина - Б.Кармаля – Наджибуллы.

  33. «Исламские революции» 1990-х годов: Исламское Государство Афганистан и Исламский Эмират Афганистан.

  34. Афганистан в начале 21 в.: от «неудавшегося» государства к государству -«клиенту»?

  35. Развитие Вьетнама после второй мировой войны. Борьба с иностранной агрессией Франции и США

  36. Строительство социализма и либерализация общественной жизни во Вьетнаме в 1970-1990-е гг.

  37. Поражение Японии во второй мировой войне и установление американского оккупационного режима. «Японская конституция и «Пакт о безопасности»

  38. «Японское чудо»: внутренние и внешние факторы

  39. Внешнеполитический курс Японии в 1950-е – начале 2000-х гг. Роль Японии в современной региональной и мировой политике

  40. Роль ислама в общественном развитии стран Востока во второй половине 20 – начале 21 вв.

  41. Религиозный фактор в общественном развитии стран Востока в конце 20 – начале 21 вв.

  42. Авторитаризм и демократия на Востоке: опыт второй половины 20 – начала 21 вв.

  43. Роль военных в общественном развитии стран Востока во второй половине 20 – начале 21 вв.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»


Кафедра

Всеобщая история и права



Учебно-методический комплекс модуля

Новейшая история стран Азии и Африки

ВАРИАНТ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА

Специальность

050401.65 История

код наименование


Бийск


2010

"УТВЕРЖДАЮ"



Зав. кафедрой
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

По дисциплине Новейшая история Востока

Факультет истории и права

  1. Гражданская война 1945 – 1949 гг. в Китае и образование КНР

  2. Социально-экономическое развитие Турции: от этатизма к рынку



Экзаменатор____________________
"УТВЕРЖДАЮ"

Зав. кафедрой
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

По дисциплине Новейшая история Востока

Факультет истории и права

  1. Китай в 1950-е – 1970-е годы: от «новой демократии» к «культурной революции»




  1. Исламизм и светская власть в Турции 1990-е – начало 2000-х гг.



Экзаменатор_________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»



Кафедра

Всеобщей истории и права

Учебно-методический комплекс модуля

Новейшая история стран Азии и Африки

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Специальность

050401.65 История

код наименование

Бийск


2010

Новейшая история стран Азии и Африки охватывает период от окончания первой мировой войны и по настоящее время. Разгром фашизма и милитаризма создал благоприятные условия для вступления национально-освободительного движения в фазу политической деколонизации, приведший к краху колониальной системы прямого контроля в большинстве стран афро-азиатского мира. Резко увеличилось участие народов Востока в мировых международных, экономических и политических отношениях, создались условия для альтернативного выбора ими пути развития с учетом опыта западных стран Европы, Японии, США, а также СССР и стран социализма. Изменение соотношения сил на Востоке после Второй мировой войны, напор освободительного движения на Востоке, сложные социально-экономические и общественно-политические процессы в западном мире, способствовали в конечном счете тому, что в целом в середине 1970-х гг. классические страны-метрополии были вынуждены предоставить политическую независимость своим бывшим колониям в Азии и Африки.

Японии удалось, используя достижения НТР, умело сочетая традиции с мировым опытом, постепенно восстановить свой международный статус и войти в число экономических лидеров мира. Часть стран востока попыталась реализовать социалистическую альтернативу (Китай, КНДР, Монголия, Вьетнам).

Лекционный курс строится по регионально-страноведческому принципу. Большое внимание уделяется проблемам модернизации восточных обществ, синтезу традиционного и современного, различным социально-политическим движениям, проблемам политического лидерства в странах востока.

Представленный курс необходим для формирования целостной картины развития исторических процессов в новейшее время, расширения научного кругозора студентов, является основополагающим для профессиональной компетентности студентов. Для закрепления материала курса «Новейшая история стран Азии и Африки» необходимо проводить постоянные параллели с материалом курса «Новейшая история Европы и Америки», особенно рассматривая и анализируя систему международных отношений.

Изучение материала курса «Новейшей истории стран Азии и Африки» предполагает основное внимание уделить модернизационным процессам на Востоке, что выразилось в постоянном процессе реформирования. Для чего на каждом занятии необходимо подвести итог социально-экономическому и политическому развитию государства на определенном этапе и выявить, какие реформы и мероприятия свидетельствуют о продвижении государства по пути модернизации. В связи с этим студентам следует обратить внимание на перевороты и революции как способ насильственной реформации.

Важным аспектом, который необходимо рассмотреть в данном курсе, является распад колониальной системы на Востоке и формирование независимых государств. В данном дискурсе необходимо обратить внимание на причины и условия экономического и политического роста колоний, национально-освободительного движения.

В сфере международных отношений стран Азии и Африки – обратить внимание на формирование социалистической системы на Востоке и роль СССР в этом процессе. Патронажные отношения между СССР и некоторыми странами Востока (Вьетнам, Северная Корея, и др.) рассматриваются в дискурсе распада колониальной системы. Уяснить, какие факторы (внутренние и внешние) повлияли на выход соцориентации за пределы одной страны. Выяснить противоречивость развития стран соцориентации, почему данная альтернатива привела страны Востока, выбравшие указанный путь, к новым кризисам.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»



Кафедра

Всеобщей истории и права



Учебно-методический комплекс модуля

Новейшая история стран Азии и Африки



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
Специальность

050401.65 «История»

код наименование

Бийск


2010
СТРУКТУРА

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1. Учебные цели и задачи работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение всей совокупности фактов, событий и явлений по выбранной теме на основе анализа источников и исследовательской литературы.

Выполнение курсовой работы позволяет решить следующие задачи:


  • проанализировать совокупность фактов, событий и явлений по выбранной теме;

  • раскрыть взаимосвязь экономической, политической, внешнеполитической и культурной истории стран Азии и Африки при раскрытии выбранной темы;

  • представить состояние источниковой базы по выбранной проблеме и перспективы её расширения;

  • овладеть методикой исследования, обобщения и логического изложения материала;

  • приобрести навыки самостоятельной научно–исследовательской работы.

2. Тематика курсовых работ

1. Революция 1921 г. и образование МНР

2. Историография современного Востока: основные проблемы, концепции, школы

3. Социально-политический кризис в Афганистане в конце 1920-х – начале 1930-х

гг. Внутренняя и внешняя политика Надир-шаха (династии яхья)

4. Юго-Восточная Азия: особенности внутреннего развития, роль в региональной

и глобальной политике

5. Национально-освободительная борьба и образование независимых государств в

Африке


6. Арабский мир во второй половине XX – XXI вв.: особенности внутреннего

развития и международного положения

7. Роль ислама в общественной жизни и внешней политике стран Востока

8. Турецкая Республика во второй половине XX – начале XXI вв.

9. “Исламская революция” в Иране: причины, особенности и последствия

10. Маневры британского колониализма в Индии в конце 1920-х – 1930-е гг.

Усиление левого крыла в ИНК (Дж. Неру).

11. “Белая революция” в Иране: основные черты и результаты

12. Японский феномен: социально-экономические и культурные аспекты

13. Афганский конфликт: истоки, эволюция и современное состояние

14. Создание и развитие государства Израиль

15. ИНК - основная политическая сила Индии. Ганди и гандизм

16. Ближневосточный конфликт: истоки, эволюция и современное состояние

17. Разделенная Южная Азия: проблемы внутреннего развития и международного

положения Индии во второй половине XX – начале XXI вв.

18. Судьба арабских территорий Османской империи и возникновение

палестинской проблемы

19. Социализм на Востоке: основные черты и особенности


3. Структура курсовой работы

Курсовая работа должна состоять из следующих структурных компонентов:



  1. титульный лист

  2. оглавление

  3. введение

  4. основная часть

  5. заключение

  6. список литературы

  7. приложение (при наличии необходимого материала)

Введение должно содержать в себе следующие компоненты:

  • актуальность (формулируется ценность, значимость данного исследования )

  • объект и предмет исследования

  • территориальные и хронологические рамки

  • цель, которая конкретизируется задачами

  • методы исследования

  • изученность темы (историография проблемы)

  • новизна исследования

  • источниковая база

  • практическая значимость и апробация результатов исследования

  • структура работы


Материалы к коллоквиуму
Т Е М А № 1. СТРАНЫ ЮГО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ В ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (4 ч.)

План

1. Турция 1945-2000-е гг.: смена ориентиров:

а) Обострение внутриполитической обстановки в период правления демократической партии (1950-1960 гг.) и особенности развития Турции в период второй республики (1960-1980 гг.).

б) Третья республика: поиски путей экономического и политического развития.

2. Иран 1945-2000-е гг.: от развития по европокапиталистическому пути к становлению исламской государственности.

3. Афганистан – поиски модели политического развития (1950-е – 2000-е гг.)


Методические рекомендации

Арабо-мусульманский мир в культурно-цивилизационном плане представляет собой противоречивый мир, особенно в своем отношении к модернизации и (сохранению традиций. Существует 2 модели процесса трансформации исламских обществ: 1) восприятие капиталистического пути развития, существенная трансформация традиционных устоев жизни (Турция, Египет); 2) определяющее значение традиции, при котором традиционная исламская культура сохраняется в неизменной форме, игнорируя внешние влияния (бедуины в Аравии), а также воспроизводит эту культуру в прежнем виде независимо от уровня развития государства (Иран, Афганистан, богатые нефтью арабские страны)

После второй мировой войны произошла дальнейшая переориентация экономической политики турецких правительств с государственной экономической активности на поддержку и развитие частнособственических отношений и предпринимательств. Это двинуло вперед модернизацию Турции. Тем не менее противоборство различных политических сил и рост активности оппозиционного движения среди исламского духовенства нарастала. Отсюда сложная политическая ситуация в Турции: то военные перевороты, то возвращение к демократическим нормам многопартийной парламентской борьбы. Все же кемалистские реформы и развитие экономики и демократизации в Турции в последние годы

В Иране, одной из крупнейших стран Западной Азии, проведение модернизации в период шахского правления, в 1960-1970-е гг., принесло некоторые результаты. Реформы были призваны ускорить капиталистическое развитие страны, осуществить модернизацию форсированными темпами и улучшить жизнь людей. Но ставка на развитие капитализма в иранской деревне оказалась преждевременной. Модернизация встретила протест со стороны части населения, не желавшего резко ломать привычный уклад жизни. В города ушла наиболее активная и работоспособная часть населения. Но и в городе проводимая шахом политика модернизации («белая революция») встретила сопротивление. Во главе недовольных встало исламское духовенство.

Причиной неудачи реформ было то, что они проходили слишком быстро и не всегда продуманно. Огромные массы людей оказались затронуты процессом модернизации, которые были выбиты из привычной жизни. Началось столкновение модернизации и традиции.

В 1979 г. шах был свергнут. Иран вернулся к нормам шариата. Он был объявлен исламской республикой во главе с аятоллой (высшим духовным лидером мусульман-шиитов) Хомейни. В стране установился тоталитарный режим, любые попытки отступления от норм ислама строго караются. Попытка возвращения к средневековому укладу жизни подорвала слабую экономику Ирана. Его отношения с соседними государствами обострились, т.к. теперь Иран претендует на роль лидера в мусульманском мире.


Источники и литература

- Конституция Афганистана (1964г.)//Конституционное право стран Ближнего и Среднего Востока. - М., 1992. С.207-228.

- Конституция Афганистана (1977г.)//Иностранное конституционное право. Т.2. (Страны Востока). - СПб., 1997. С.159-182.

- Практикум по новейшей истории стран Востока. – М., 1983.

- Хрестоматия по новейшей истории стран Ближнего и Среднего востока. - Ташкент. 1992.

- Агаеев С.А. Иран в прошлом и настоящем. – М., 1981.

- Агаеев С.А. Иранская революция, США, международная безопасность. – М., 1984.

- Агаев С.А. Рождение республики. –М., 1984.

- Губар М.Г.М. Афганистан на пути истории/Пер. с дари В.С. Скользкого. - М., 2000.

- Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. – М., 1985.

- История Афганистана с древнейших времён до наших дней/ Отв. ред. Ю.В. Ганковский. - М., 1982.

- Кляшторина В.Б. Иран 60- 80-х гг. От культурного плюрализма к исламизации духовных ценностей. - М., 1990.

- Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. 1993. № 1.

- Малашенко А. Ислам в политике и политика в исламе // Азия и Африка сегодня. 1991. № 8.

- Миллер А.Ф. Краткая история Турции. М.,1948.

- Песчаный Д.Г. Очерки новейшей истории стран Востока после второй мировой войны (1945-1990 гг.) – Краснодар, 1998.

- Реза Годс М. Иран в ХХ веке. Политическая история. – М., 1994.

- Розалиев Ю.Н. Новая и новейшая история стран Азии и Африки. – М., 1987.


Т Е М А № 2. АРАБСКИЕ СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ

В 1940-2000-е гг. (4 ч.)

План

  1. Проблемы политического развития арабских стран в условиях биполярной политической системы эпохи «холодной войны».

  2. Ислам как фактор политического развития арабских стран

  3. «Новые принципы» государственного развития арабских стран в 1990-х – 2000-е гг.

  4. Особенности взаимоотношений арабских государств со странами Запада.


Методические рекомендации

При рассмотрении данной темы студентам необходимо начать с подведения итогов второй мировой войны для Арабского Востока. В последующем выяснить основные тенденции развития арабских стран в послевоенные годы. При раскрытии этой темы важным является выяснение степени влияния советско-американского противостояния на развитие это этого региона. Определить роль исламского фактора и традиционализма.

Арабский мир - это мусульманский мир. Исламский фактор относится к важнейшим вопросам общественной и международной жизни, без учета которого невозможна оценка всей мировой истории. Ислам - это почти 1 млрд. верующих, то есть шестая часть населения мира, он охватывает более 56 государств. Общины мусульман существуют в настоящее время в 120 государствах. Исламский мир - одна из опор будущего правопорядка на земле.

В последние десятилетия, в связи с поступательным развитием мира, исламский фактор стал крайне неустойчивым: происходит поляризация и политизация мусульманского мира, переживающего огромные трудности развития. В современном мусульманстве можно выделить как минимум два крыла.

Одно, реформистское, которое изначально ставило задачи совместной борьбы против колониализма и неравноправия народов, оно составляло большинство исламского населения. Это крыло и в современном мире выступает за религиозную терпимость, за прогресс своих стран во взаимодействии с другими, немусульманскими западными и восточными государствами, за мир между народами. Второе направление – это религиозные экстремисты, которые опираясь на доктрину фундаментализма и используя социально-экономические особенности развития мусульманского мира объявили по сути новую религиозную войну странам Запада. Поэтому на этом семинарском занятии студентам необходимо чётко разобраться во всех тонкостях отношений которые возникают в настоящее время между арабским миром, как «центром» мусульман и странами Запада. При этом нельзя допускать отождествления понятий ислам и «исламский экстремизм».
Источники и литература

- Беляев И. Египет – Советский Союз. От Насера до Мубарака. Воспоминания. // Азия и Африка сегодня. 1991. № 7-8.

- Практикум по новейшей истории стран Востока. – М., 1983.

- Анчиков В. Ливия. Как Каддафи понимает социализм // Азия и Африка сегодня. 1991. № 12.

- Беляев и.П., Примаков Е.М. Египет: время президента Насера. - М., 1974.

- Васильев А.М. Египет. Эволюция политической системы // Вопросы истории. 1988. № 11.

- Гренвилл Дж. История ХХ века. Люди. События. Факты / Пер. с англ. О. Суворов. – М., 1999.

- Егорин А, Туроджиев В. Египет. Между Востоком и Западом // Азия и Африка сегодня. 1993. № 4.

- Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. – М., 1986.

- Ковтунович О.В. Революция свободных офицеров в Египте. - М., 1984.

-Кошелев В.С. Египет: уроки истории. – М., 1985.

- Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. 1993. № 1.

- Малашенко А. Ислам в политике и политика в исламе // Азия и Африка сегодня. 1991. № 8.

- Марков К.В. Противостояние ислама и западной либеральной цивилизации. Сбудется ли прогноз Самюэля Хантингтона // Терроризм – угроза человечеству в XXI в.- М., 2003.

- Новейшая история арабских стран (1917- 1987 гг.). - М., 1988.

- Осипов А. США и арабские страны. – М., 1983.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Афганистан в 1950-е – начале 2000-х гг.: от «неудавшегося» государства к государству - «клиенту»?
Продолжительность 2 часа

План занятия:

  1. Модернизация общественных отношений и углубление социально-политических противоречий в Афганистане в 1950-е – 1970-е гг. Режим М. Дауда

  2. Саурская революция 1978 г.

  3. «Исламская революция» начала 1990-х гг.

  4. Исламский эмират талибов: триумф и крушение

  5. Проблемы и перспективы возрождения Афганистана


Литература:

  1. История Афганистана с древнейших времен до наших дней / Отв. Редактор Ю.В. Ганковский. М.: Мысль, 1982. 368с.

  2. Коргун В.Г. история Афганистана в XX в. М., 2004

  3. Коргун В.Г. Ислам и государственная власть в Афганистане // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: Крафт+ИВ РАН, 2001.С.173-180.

  4. Л.Б. Теплинский История советско-афганских отношений 1919-1987. М.: Мысль, 1988. 380с.

  5. Коргун В.Г. Афганистан на крутых поворотах истории XX века // Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция – современное состояние, история и перспективы). М.: ИВ РАН – Крафт+, 2001. С.23-29.

  6. Сикоев Р.Р. От эмирата до халифата // Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция – современное состояние, история и перспективы). М.: ИВ РАН – Крафт+, 2001. С.141-148.

  7. Сикоев Р.Р. Талибы строят исламский эмират (теократия в Афганистане: утопия или реальность?) // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: Крафт+ИВ РАН, 2001.С.188-204.

  8. Босин Ю.В. Роль и соотношение исламского и этнического факторов во внутриафганском конфликте // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: Крафт+ИВ РАН, 2001.С.180-188.

  9. Сикоев Р.Р. О новейшей конституции Афганистана // Азия и Африка сегодня. 2004. №6.

  10. Арунова М.Р. Этнический фактор во внутриафганском конфликте // Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция – современное состояние, история и перспективы). М.: ИВ РАН – Крафт+, 2001. С.210-218.

  11. Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып.1. Бишкек, 2004. 166с.

  12. Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып.3. Бишкек, Душанбе, 2006. 350с.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Иран во второй половине 1940-х – начале 2000-х гг.

Продолжительность 4 часа

  1. Иран после Второй мировой войны. Подъем национально-демократического движения и переворот 1953 г.

  2. «Белая революция» 1960-х – 1970-х гг. и её социально-политические последствия

  3. Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг.

  4. Аятолла Хомейни и образование Исламской Республики Иран (ИРИ)

  5. ИРИ в 1990-е – начале 2000-х гг. особенности внутренней и внешней политики

Литература:

  1. Двадцать пять лет исламской революции в Иране. М.: ИВ РАН, 2005

  2. Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем (пути и формы революционного процесса). М., 1981.

  3. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 и 1978-1979 гг.М.: ИВ РАН. 1998.

  4. Егорова Н.И. «Иранский кризис» 1945-1946 гг. по рассекреченным архивным документам // Новая и новейшая история. 1994. №3. С.24-42.

  5. Иран в XX веке: политическая история. М.: Наука, 1994.

  6. Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция – современное состояние, история и перспективы). М.: ИВРАН+Крафт, 2001.

  7. Жигалина О.И. Этносоциальная эволюция иранского общества. М., 1996



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Возникновение и развитие ближневосточного конфликта

в XX – начале XXI вв.

Продолжительность 2 часа


  1. Образование государства Израиль и первая арабо-израильская война

  2. Развитие ближневосточного конфликта в 1950-е – 1980- е гг.

  3. Мирный процесс начала 1990-х гг. и новый виток конфликта в начале 2000-х гг.

  4. Проблемы и пути урегулирования ближневосточного конфликта


Литература:

1. Дмитриев Е.Д. Палестинский узел. М., 1978

2. Дмитриев Е.Д. Палестинская трагедия. М., 1986

3. Егорин А.З., Абдель Хамид Х.А. Война за Ближневосточный мир. М., 1984

4. Гасратян С.М. Религиозный фундаментализм в Израиле // Восток. 1994.№4

5. Востриков С.В. Ливанский узел: международный аспект // Восток. 1994. №1

6. Локальные вооруженные конфликты. М., 1997

7. Шумихин А.Ю. США и Ближний Восток: эволюция взглядов и политики // США: экономика, политика, идеология. 1997. №4



8. Ближний Восток и современность: сборник статей. М., 2004

9. Международная жизнь. 2006. №8,9
Каталог: fiip -> doc -> NIAiA -> OZO


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница