Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 3 Рисунок Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности



страница1/6
Дата31.07.2016
Размер1.39 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.3 Рисунок


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050602 Изобразительное искусство:

- со специализацией «Живопись и живописная композиция»;

- с дополнительной специальностью «Культурология» _______________________________________________________________
Утверждено на заседании кафедры

Изобразительного искусства

факультета Культуры и Искусств

(протокол № 1от 01.09.2009 г.)

Зав.кафедрой

д.п.н., проф. О.Р. Лагутина

______________________________

РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Автор программы: Лагутина О.Р., д.п.н., профессор; Бызова А.А., к.п..н., доцент, Член Союза Художников России.
1.2 Рецензент: Е.В. Шорохов, доктор педагогических наук, профессор;

Л.С. Беляева, кандидат педагогических наук, профессор.


1.3 Пояснительная записка

В системе художественно - педагогического образования рисунок является основной

учебной дисциплиной. Для развития творческих способностей студентов данная учебная дисциплина имеет неограниченные возможности, для приобретения специальных умений и навыков реалистического изображения действительности.

В основу академического рисунка положен принцип единства теории и практики, который является необходимым условием подготовки квалифицированных специалистов.



Цели. Учитель изобразительного искусства должен не только сам владеть достаточно высоким уровнем умений, навыков реалистического рисования, но и глубоко понимать сущность творчества, ясно представлять процесс формирования художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве.

Школьный учитель изобразительного искусства должен в полной мере представлять себе процесс рисования как результат художественно-образного познания окружающей действительности, место изобразительной грамоты в развитии эстетического восприятия и творческой самореализации учащихся.

В основу метода обучения рисунку положено рисование с натуры, поскольку в процессе непосредственно изображения у студентов формируются необходимые профессиональные умения и навыки, развиваются зрительная память и воображение, активизируется процесс эстетического восприятия окружающего.

Программный материал рисунка предусматривает последовательное освоение всех видов рисования, так как в практической работе учитель сталкивается со всем многообразием проявлений различных уровней художественного образа, которые необходимо понимать и правильно оценивать.

Изучению практического курса предшествует лекционный курс, в котором рассматривается основополагающие понятия реалистического изображения: рисование понимается не только как процесс отображения конкретного образа предмета, но и как процесс познания его художественно-эстетического качества, т.е. художественно-образного отображения объективной действительности.

Практические занятия по рисунку направлены на решение следующих задач: изучение закономерностей природы; постижение принципов и методов реалистического изображения объектной формы средствами рисунка; повышение культуры восприятия студентов; формирование высоких эстетических потребностей; развития творческих способностей на основе познания различных уровней художественного образа.



Задачи, решаемые студентами при создании работ по графической картине.

  1. Композиция; 2. Построение; 3. Пропорции ; 4. Перспектива; 5. Тональное решение.

В программе значительное количество часов отводится на практическое занятия по разделу «Натюрморт», поскольку освоение этого раздела необходимо для успешного рисования более сложных моделей, для эффективной практической работы учителя изобразительного искусства в школе. На этом этапе основное внимание обращается на изучение таких узловых вопросов, как особенности восприятия трехмерного пространства предмета и принципы передачи его на плоском листе бумаги, постижение неповторимых индивидуальных образов, явлений предметного мира и природы, развитие эстетического восприятия рисующих.

Раздел «Наброски и зарисовки» ставит своей целью прежде всего формирование целостного восприятия модели, умение выявлять образную суть изображаемого, быстро изображать объект на классной доске. В практической работе необходимо использовать все виды набросков (с натуры, памяти, по представлению, по воображению, комбинированные наброски), а также различные изобразительные материалы.

Важным этапом художественного обучения является рисование портрета, который не случайно считается одним из самых сложных и вместе с тем значительных звеньев в развитии образного восприятия, профессиональных умений и научных знаний в области анатомии, перспективы. Рисование портрета не ограничивается передачей внешнего сходства. Главная задача - передача характерных особенностей портретируемого, выявление образной сути модели на основе изучения объективных закономерностей строения головы человека, исследования его внутреннего мира.

Значительным этапом рисования является изображение фигуры человека в различных условиях пространственной среды, освещения, ракурсов. Этот сложный и содержательный раздел рисования с натуры концентрирует в себе понимание сущности основ изобразительной грамоты для создания соответствующего графического художественного образа. В разделе по рисованию фигуры человека предусматривается работа по поиску и решению идейно-тематической основы композиции, определению темы сюжета, замысла; композиционное построение групп фигур и отдельных персонажей, их взаимодействия и смысловая нагрузка. Изображение фигуры человека начинается с рисования анатомической гипсовой фигуры, скелета, не позирующей модели, двухфигурной композиции и заканчивается рисованием одетой однофигурной композиции с ярко выраженным сюжетным содержанием.

При освоении курса рисунка необходимо максимально использовать технические средства и наглядно-демонстрационный материал (слайды, репродукции, плакаты, рисунки-образцы, диафильмы и т.д.). Применение их в учебном процессе значительно повышает эффективность занятий и вместе с тем способствует выработке у будущих учителей навыков использования технических средств и наглядно-демонстрационного материала в школьной практике.

Следует подчеркнуть, что как бы ни были основательны познания студентов области теории рисунка, как бы «технично» они ни рисовали, основная цель их профессиональной подготовки не будет достигнута, если они не овладеют принципами создания графического художественного образа, не разовьют в себе способность совмещать в процессе создания образа эмоциональное и рациональное начала.

Сложность и характер академических постановок, время их выполнения определены программой, однако в отдельных случаях в зависимости от уровня подготовки студентов преподавателю предоставляется право изменять их, сокращать или увеличивать количество времени на их выполнение в пределах общего количества часов, отведенных учебным планом.

Для получения зачета студенты представляют на кафедру все работы, выполненные в течение семестра. Экзамены и зачеты проводятся всем коллективом кафедры. На экзаменах устный опрос сочетается с просмотром работ каждого студента. Билеты для экзаменов составляются и утверждаются кафедрой. Просмотр практических работ проводится в зачетный период.




Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(в соответствии с требованиями ГОС ВПО):
Студент должен знать:

- научно-теоретические и методические основы рисунка;

- технологию и технику рисунка;

- графические материалы.



Студент должен уметь:

- грамотно рисовать с натуры, по памяти, по представлению, по воображению все объекты реальной действительности различными графическими материалами (карандаш, уголь, сангина, пастель, цветные карандаши, соус, сепия и т.д.).

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначен для студентов педагогических университетов и институтов. Утвержден на заседании кафедры изобразительного искусства МГПУ 22.12.07 (протокол № 5 ).

В основу данного учебно-методического комплекса положена государственная программа рекомендованая Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию «Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 - изобразительное искусство и черчение». Для педагогических университетов и институтов. Под ред. Е.В. Шорохова, В.С. Кузина, Н.Н. Анисимова, Н.Н. Ростовцева, А.И. Васильева, С.Е. Игнатьева. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 416 с.



1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО



1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс


Семестр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего

аудит


ЛК

ПР

ЛБ

Сам. работа

1

050602. Изобразительное искусство

1-5

1-9

1000

500

12

488




500

Зачет (1,3,5) Экзамен (2,6,7,9)

курсовая работа (5)




1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




п/п





Наименование раздела , темы



Количество часов


Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ


САМ работа




Первый семестр
















1

Рисунок как основа изобразительного искусства. Цели и задачи учебного академического рисунка, требования, предъявляемые к нему. Общие методические установки по работе над учебным рисунком и набросками

1

1

-

-

-

2

Основные сведения о законах линейной и воздушной перспективы и их применение в рисунке. Закономерности светотени. Использование светотени для убедительно трактовки объемной формы

1

1

-

-

-

3

Конструктивное линейное построение рисунка двух-трех гипсовых тел (куб, шар, цилиндр, пирамида)

8

-

-

8

3

4

Наброски листьев и цветов деревьев и кустарников различных пород

-

-

-

-

2

5

Рисунок двух-трех геометрических тел по памяти и по представлению

-

-

-

-

3

6

Рисунок натюрморта из двух гипсовых геометрических тел

10

-

-

10

2

7

Наброски фруктов и овощей

-

-

-

-

2

8

Конструктивные линейные зарисовки отдельных бытовых предметов (шкаф, тумба, кувшин, банки, вазы и др.)

-

-

-

-

3

9

Кратковременный рисунок драпировок со складками

4

-

-

4

2

10

Рисунок несложного натюрморта из бытовых предметов на фоне драпировок

10

-

-

10

2

11

Рисунок гипсового орнамента

8

-

-

8

2

12

Рисунок гипсового орнамента по памяти и по представлению

-

-

-

-

2

13

Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом и драпировкой

10

-

-

10

4

14

Наброски бытовых предметов (шкаф, стол, стул, портфель, часы, настольная лампа, ведро, самовар, обувь и т.д.)

-

-

-

-

4

15

Наброски столярных и слесарных инструментов

-

-

-

-

2

16

Контрольная работа. Рисунок натюрморта, составного из разных по фактуре и материал предметов

20

-

-

20

8

17

Рисунок предыдущего натюрморта по памяти и по представлению

-

-

-

-

5

18

Наброски одетой фигуры человека

-

-

-

-

4






ИТОГО:

72

2

-

70

50

Каталог: umu-umk -> %D0%A5%D0%9E%D0%A2%D0%B8%D0%94 -> 050602.65%20%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
050602.65%20%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE -> Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 2 Художественное краеведение
050602.65%20%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 1 Теория и методика обучения изобразительному искусству: Теория и история развития художественного образования Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница