Учебно-методический комплекс дисциплины «Методика преподавания биологии» для специальности 5В011300



Скачать 372.93 Kb.
страница1/2
Дата31.07.2016
Размер372.93 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ШАКАРИМА города СЕМЕЙ


Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18-35.1.69/03-

2014


УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине



«Методика преподавания биологии»

Редакция №1от 11.09.2014г.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика преподавания биологии»

для специальности 5В011300 – «Биология»




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Семей

2015




Содержание


  1. Глоссарий …………………………………………………………………...3

  2. Лекции …………………………………………………………………….....9

  3. Лабораторные занятия…………………………………………………....89

  4. Самостоятельная работа обучающегося………………………………102


1.Глоссарий по дисциплине

АВТОГАМИЯ (от греч. аутос – сам, гамео – вступаю в брак) –


  1. самоопыление, попадание пыльцы на рыльце пестика своео же цветка;

  2. самооплодотворение, слияние двух ядер, образующихся внутри одной клетки; наблюдается у некоторых одноклеточных водорослей.

АВТОСПОРЫ ( от греч. аутос – сам + споры) – дочерние клетки, образующиеся по нескольку (обычно по 4) внутри материнской клетки, там же одевающиеся оболочкой и принимающие окончательно форму; у колониальных видов складываются внутри материнской клетки в новую колонию; встречаются у некоторых водорослей, например, у протококковых.


АВТОТРОФНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (от греч. аутос - сам, трофе- питание) – организмы, питающиеся неорганическими веществами (углекислотой, водой и минеральными солями) и создающие из них органические вещества в процессах фотосинтеза (зеленые растения) или хемосинтеза (некоторые бактерии.)

АДАПТАЦИЯ ( от лат. адаптацио – прилаживание) – приспособление организмов к условиям существования.

АДВЕНТИВНЫЕ ОРГАНЫ (от лат. адвентикус - пришлый, случайный) – придаточные органы, т.е. органы происходящие не из эмбриональных тканей точки роста, а из более старых частей растения и развивающиеся в необычных местах, например почки на корнях, на листьях, на междоузлиях.

АКТИНОМОРФНЫЙ ЦВЕТОК (от греч. актис - луч, морфе - форма) – правильный цветок, т.е. цветок, через который можно провести не менее двух плоскостей симметрии делящих его на равные половины, например, цветок шиповника, картофеля.

АКТИНОСТЕЛА ( от греч. актис – луч + стела) – стела, у которой древесина имеет на поперечном разрезе форму звезды, между лучами которой расположены участки луба; встречается у некоторых ископаемых псилофитов (например, астероксилон), а также в корнях первичного строения у многих растений.

АЛЕЙРОНОВЫЕ ЗЕРНА (от греч. алейрон - мука) – твердые отложения запасных белков в клетках семян злаков и многих других растений; имеют тонкую белковую оболочку с аморфной белковой массой внутри, содержащей нередко включения. Называются также протеиновыми зернами.

АЛЛОГАМИЯ (от греч. аллос - другой, гамео – вступаю в брак) - чужеопыление, опыление пестика пыльцой другого цветка, причем если этот цветок расположен на том же экземпляре, то это явление называют соседним опылением (гейтоногамией), а если на другом растении, то перекрестным опылением (ксеногамией).

АМИЛОПЛАСТЫ (от греч. амилон - крахмал, пластос - вылепленный) – лейкопласты с отложенным внутри них вторичным крахмалом.

АМИТОЗ – (от греч а – частица отрицания, митос - нить) – прямое деление ядра, заключающееся в перешнуровке ядра без возникновения структур, характерных для кариокинеза (митоза).

АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ (от греч. анатоме - рассечение) – наука о внутреннем строении растений.

АНДРОЦЕЙ – (от греч. анер, род. падеж андрос - мужчина, ойкос -дом) – совокупность тычинок цветка.

АНЕМОФИЛИЯ (от греч. анемос -ветер, филео – люблю) – ветроопыление , т.е. опыление при помощи ветра.

АНЕМОХОРИЯ (от греч. анемос - ветер, хорео - иду, распространяюсь) – распространение плодов и семян ветром.

АНТЕРИДИЙ (от греч. антерос - цветущий) – мужской половой орган мхов, папоротников, хвощей, плаунов, некоторых водорослей и некоторых грибов.

АНТОФЕИН ( от греч. антос - цветок, файос - бурый, темный) – темно – бурый пигмент содержащийся в клеточном соке растений, например, в лепестках русских бобов, в околоцветнике некоторых орхидных.

АНТОХЛОР (от греч. антос - цветок, хлорос – зеленовато – желтый) – желтый пигмент, растворенный в клеточном соке некоторых растений; встречается в лепестках первоцвета, льнянки, в плодах лимона.

АНТОЦИАНЫ (от греч. антос цветок, кианос - лазурь) – группа пигментов, содержащихся, в клеточном соке многих растений и вызывающих окраску лепестков, плодов и т. д. в различные оттенки синего, красного и фиолетового цвета; по химической природе являются глюкозидами.

АПОКАРПНЫЙ ГИНЕЦЕЙ (от греч. апо – частица отрицания, карпос - плод) - гинецей, плодолистики которого не срослись друг с другом, причем каждый плодолистик образует самостоятельный пестик (например, в цветке лютика).

АРХЕГОНИЙ (от греч. архе – начало + спора) – группа клеток, из которых у мхов и папоротникообразных и голосеменных растений; имеет обычно бутыльчатую форму, причем в расширенной части содержится яйцеклетка.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ( от греч. а – частица отрицания, симметрия –соразмерность) – несоразмерный, несимметричный; асимметричным называют такой орган, через который нельзя провести ни одной плоскости симметрии, напр., цветок валерианы, лист вяза.

АССИМИЛЯТЫ – (от ассимиляция) – первичные органические вещества, вырабатываемые в листьях при фотосинтезе.

АТАВИЗМ – (от лат. атавус – прародитель) – возврат к предкам, появление у организма признаков, нормально несвойственных данному виду, но имевшихся у более или менее отдаленных предков.

АЭРЕНХИМА – ( от греч. аэр – воздух, энхима – налитое) – воздухоносная ткань; рыхлая ткань водных и болотных растений, содержащая в межклетниках запасы воздуха.

АЭРОБЫ (от греч. аэр - воздух, биос - жизнь) - организмы, нуждающиеся для своей жизнедеятельности в свободном доступе кислорода.

БАЗИДИИ – (от греч. базидон - основание) – органы спороношения базидиальных грибов в виде цилиндрической клетки (реже четырех клеток); на поверхности базидий развиваются базидиоспоры.

БАКТЕРИИ (от греч. бактерион – палочка ) – микроскопически малые одноклеточные организмы без оформленного ядра. Бактериями в узком смысле слова микробиологи называют палочкоочевидные формы, не образующие спор.

БАКТЕРИОЗЫ РАСТЕНИЙ (от бактерии) – заболевание растений, вызываемые бактериями.

БАКТЕРИОЦИДНОСТЬ – (от бактерии + лат. цедере – убивать) – свойство различных веществ (напр., антисептиков) убивать бактерии.

БАЦИЛЛА – (от лат. бациллюс- палочка) – палочковидные бактерии, образующие споры.

БЕНТОС (от греч. бентос – глубина) – общее название организмов (растений и животных), населяющих дно водоема.

БИКОЛЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПУЧОК (от лат. бис – дважды, латералис – боковой) –проводящий пучок, в котором к древесине примыкают бок о бок два тяжа луба – один с наружной, а другой с внутренней стороны древесины; такие пучки встречаются, напр., в стебле тыквы, в клубне картофеля.

БИОЛОГИЯ ( от греч. биос - жизнь, логос – учение) – комплекс наук, изучающих живую природу.

БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ( от греч. биос - жизнь) – условия местообитания, слагающиеся из воздействия на растения окружающих живых существ (самих растений, животных и человека.

БОТАНИКА (от греч. ботане - трава, растение) – наука о растениях, их строении, жизнедеятельности, распространении, системе и т. д.

ВАКУОЛЬ (от лат. вакуус - пустой) – полость в протоплазме, заполненная клеточным соком.

ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ (от лат. вегетативус - растительный) – размножение растений вегетативными органами – кусочками стебля, корня, листа, луковицами, клубнями, корневищами и т.д.

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ (от лат. вегетативус -растительный) – органы, выполняющие функции, связанные с индивидуальной жизнью растения (корень, стебель, лист).

ВИБРИОН (от франц. вибрион - живчик) – бактерия , имеющая вид слегка изогнутой палочки или запятой (напр., возбудитель холеры.)

ВИТАМИНЫ ( от лат. вита – жизнь + амины) – группа органических веществ, необходимых в ничтожно малых количествах для животных и человека, а также играющих важную роль в жизнедеятельности растений; многие витамины входят в состав ферментов; далеко не все витамины содержат аминогруппу, так что название «витамины» (т.е. амины, необходимые для жизни) является неточным.

ГАЛЛЫ (от лат. галла – чернильный орешек) – ненормальные разрастания тканей растения в виде бородавок, шариков (напр., чернильные орешки на листьях дуба), складок и т.п., вызываемые паразитирующими на растении насекомыми, клещами, а также грибами и бактериями.

ГАЛОФИТЫ (от греч. гальс, род. падеж галос - соль, фитон – растение ) – растение) – растение засоленных почв, напр., солерос, солянка, кармек, тамарикс, некоторые виды полыни.

ГАМЕТОФИТ (от гаметы + греч. фитон – растение) – половая фаза (половое поколение) жизненного цикла растения; развитие гаметофита начинается с прорастания споры и заканчивается образованием гамет; ядра гаметофита гаплоидные.

ГАПЛОСТЕЛА ( от греч. гаплос – простой + стела) – простела, состоящая из компактной цилиндричесой древесины, окруженной со всех сторон лубом; этот, наиболее примитивный, тип сосудистой системы встречается у ископаемых псилофитов, напр., у родов риния и горнея.

ГАУСТОРИИ (от лат. густор – пьющий, глотающий) –

  1. присоски, при помощи которых растения – паразиты высасывают питательные вещества из растения – хозяина;

  2. гифы паразитических грибов, проникающие в клетки хозяина;

  3. многоклеточные тяжи или отдельные клетки, служащие для извлечения питательных веществ из нуцеллюса и покровов семяпочки и передвижения

их к растущим зародышу и эндосперму; могут возникать из различных частей семяпочки ( из эндосперма, подвеска, зародышевого мешка и т.д.); встречаются у многих покрытосеменных.

ГЕНЕРАТИВНАЯ КЛЕТКА ПЫЛЬЦЫ (от лат. генераре - рождать, производить) – меньная из двух клеток пыльцы; из нее образуются два спермия.

ГЕОБОТАНИКА ( от греч. ге – земля +ботаника) – часть ботанической географии, изучающая строение, состав и развитие растительных сообществ (фитоценозов) в связи с почвой, климатом и другими условиями.

ГЕРБАРИЙ (от лат. гербариус - травяной) – коллекция засушенных растений.

ГЕТЕРОГАМИЯ (от греч. гетерос - другой, различный, гамео – вступаю в брак) – форма полового процесса, где обе гаметы подвижные, но различаются по величине.

ГЕТЕРОСТИЛИЯ (от греч. гетерос - различный, стилос – колонна, столб) - разностолбчатость, наличие у одних экземпляров цветков с длинными столбиками, а у других экземпляров того же вида – цветков с короткими столбиками; соответственно расположены и тычинки: у одних ниже, у других выше собственного рыльца; служит для защиты от опыления с цветков того же экземпляра (гейтоногамии). Встречается у незабудок, медуниц, первоцвета, гречихи и др.

ГИБРИД (от греч. гибрис – кровосмешение) – помесь, организм, объединяющий наследственные свойства двух особей, относящихся к разным видам, разновидностям, сортам и т.д.; гибриды бывают половые и вегетатвные.

ГИГРОФИТЫ (от греч. гигрос - влажный, фитон – растение) – обладающие приспособленностью к жизни в избыточно увлажненных местообитаниях.

ГИДАТОДЫ (от греч. гидор, род. падеж гидатос – вода, одос – путь) – водные устьица, приспособления, служащие для выделения капельно – жидкой воды (в процессе гутации); встречаются большей частью у растений сырых мест.

ГИДАТОФИТЫ (от греч. гидор, род. падеж гидатос – вода, фитон – растение) – растения, полностью или большей частью погруженные в воду, например, элодея, рдест, кувшинка и др.

ГИДРОФИЛИЯ ( от греч. гидор - вода, филео - люблю) – опыление под водой, происходящее у растений, которые целиком, вместе с цветками, погружены в воду (напр., роголистник, наяда и др.); пыльца у гидрофильных растений лишена экзины и обычно имеет удельный вес одинаковый с удельным весом воды.

ГИДРОФИТЫ ( от греч. гидор - вода, фитон – растение) – водные растения. Гидрофитами в узком смысле слова, в отличие от гидатофитов, называют водные растения, меньшей своей частью погруженные в воду (стрелолист, частуха, тростник и др.)

ГИНЕЦЕЙ ( от греч. гине – женщина , ойкос - дом) – совокупность плодолистиков цветка, образующих один или несколько пестиков.

ГИПАНТИЙ (от греч. гипо - под, антос – цветок) – расширенное цветоложе, с которым обычно срастаются основания листков околоцветника и тычинок; встречается у цветков со средней завязью, напр., у шиповника.

ГИПОКОТИЛЬ (от греч. гипо - под, котиледон – щупальце, присоска, переносно – семядоля) – подсемядольное колено, участок стебля между корневой шейкой и местом прикрепления семядолей.

ГИФЫ ( от греч. гифе - ткань) – микроскопические тонкие, обычно ветвящиеся нити, образующие тело грибов (мицелий).

ГЛОБУЛИНЫ (от лат. глобулюс – шарик) – группа простых белков, нерастворимых в чистой воде, но растворимых в слабых растворах нейтральных солей; составляют большую часть белка многих семян, особенно у бобовых и масличных культур.

ГОМОГАМИЯ – ( от греч. гомос - одинаковый, гамео вступаю в брак) – одновременное созревание тычинок и пестиков в обоеполом цветке; явление, противоположное дихогамии.

ГОМОЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ ( от греч. гомологиа – согласие) – органы , которые имеют одинаковое происхождение, но могут различаться по форме и выполняемой функции (напр., лист, почечная чешуя, колючка барбариса).

ДИАГРАММА ЦВЕТКА (от греч. диаграмма – рисунок) - графическое изображение формы, числа и взаимного расположения частей цветка при проекции их на горизонтальную плоскость; чашелистики принято обозначать скобками с килем, лепестки – круглыми скобками, тычинки и пестики – очертанием поперечного разреза пыльников и завязей.

ДИХАЗИЙ (от греч. дис - дважды, хазис – щель) – соцветие, в котором каждую ось перерастают две отходящие ниже и расположенные друг против друга боковые оси (напр., у семейства гвоздичных).

ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ВЕТВЛЕНИЕ (от греч. дихе – на две части, томе – сечение) – вильчатое ветвление, когда старая точка роста разделяется на две новые, дающие одинаково развитые ветви; встречается, напр., у многих водорослей, плаунов.

ДОРЗОВЕНТРАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ (от лат. дорзум – спина, вентер – живот) – строение плоского органа, в котором можно различить спинную (дорзальную) и брюшную (вентральную) стороны (пример: строение листа).

ДРУЗЫ (от чешск. друза – щетка) – стростки из многочисленных кристаллов щавелевокислого кальция, образующиеся в клетках многих растений.

ЗИГОМОРФНЫЙ ЦВЕТОК (от греч. дзеугос - пара, морфе – форма) – цветок, через который можно провести только одну плоскость симметрии, делящую его на две равные половины, напр., цветки бобовых, губоцветных, фиалок и др.

ЗИГОТА ( от греч. дзиготос – запряженный) в ярмо, двуупряжный) – клетка, получившаяся в результате слияния гамет.

ИДИОБЛАСТЫ (от греч. идиос – своеобразный, бластос – росток) – одиночные клетки, резко отличающиеся по форме и функции от соседних клеток окружающей их ткани, напр., каменистые клетки, встречающиеся в мезофилле листовых пластинок некоторых растений, а также клетки, служащие для отложения каких – либо веществ (кристаллов солей, дубильных веществ и т.д.).

ИЗОГАМИЯ – ( от греч. изос – равный и лат. латус, род. падеж латерис – бок)- см. эквифациальные листья.

ИНТЕГУМЕНТ (лат. интегумент – покров) – покров семяпочки; у одних растений семяпочки имеют интегумент, у других, в частности, у всех однодольных – два интегумента; после оплодотворения интегумент превращается в семенную кожуру.

ИНТИНА (от лат. интус – внутри) –

  1. внутренняя тонкая оболочка пыльцевых зерен;

  2. внутренняя оболочка спор у споровых растений.

КАЛЛЮС ( лат. каллюс - мозоль) -

  1. наплыв на поверхности поранения растений, получающийся путем роста и деления живых клеток обнаженных тканей; может возникать на любом органе семенных растений, реже у споровых; при прививках способствует срастанию привоя и подвоя, при размножении черенками является местом заложения придаточных корней и почек.

  2. мозолистое тело, закупоривающее ситовидные трубки.

КАМБИЙ ( от лат. камбиум – обмен) – образовательная ткань, расположенная между вторичной древесиной и вторичным лубом и производящая нарастание их в толщину; образуется из прокамбия в стеблях и корнях голосеменных и двудольных; встречается также у очень немногочисленных видов однодольных и папоротникообразных.

КАРОТИН ( от лат. карота – морковь) – желто – оранжевый пигмент, представляющий собой непредельный углеводород с эмпирической формулой

С 40 Н 56, не растворяется в воде, но растворяется в органических растворителях, содержится в хлоропластах всех растений, а также в хлоропластах (напр. в корне моркови).



КОЛЕОПТИЛЬ ( от греч. колеос - ножны, птилон - перо) – первый лист проростков злаков, бесцветный, зеленый или красноватый; имеет форму колпачка, внутри которого заключены следующие листья; при прорастании семян пробивает почву своей твердой верхушкой.

КОЛЛЕНХИМА (от греч. колла- клей, энхима – налитое) – живая механическая ткань с частичным утолщением оболочек; в уголковой колленхиме утолщены углы клеток, в пластинчатой – тангентальные стенки; встречается главным образом в молодых растущих стеблях и в черешках листьев.

КОСМОПОЛИТЫ (от греч. космос – вселенная, космополитес гражданин мира) – виды растений и животных, широко распространенные по всем континентам земного шара; растениями – космополитами являются, напр., тростник, рогоз, дурман, дурнишник и др.

КСЕНОГАМИЯ ( от греч. ксенос – чужой, гамео – вступаю в брак) – перекрестное опыление, т.е. перенос пыльцы с цветка одной особи на рыльце цветка другой особи.

КСИЛЕММА (от греч. ксилон – дерево) – древесина , комплекс тканей, главной составной частью которой являются проводящие воду элементы (сосуды и трахеиды).

КУТИКУЛА (от лат. кутикула – кожица ) – надкожица, тонкая прозрачная пленка, покрывающая поверхность кожицы листьев и молодых стеблей и прерывающаяся лишь над устьицами; состоит главным образом из кутина, у некоторых растений содержит растительный воск; служит для защиты от испарения и от заражения бактериями и грибами. Лишены кутикулы стебли и листья большинства подводных растений.

2.Краткий конспект лекций

Тема 1. Методика обучения биологии как наука и учебный предмет
Методика обучения биологии - педагогическая наука. Признаки науки. Связь методики обучения биологии с другими науками. Задачи методики

обучения биологии как педагогической науки, их специфика на современном этапе развития школы.


Тема 2. История развития отечественной методики преподавания биологии

Основные этапы в развитии методики обучения биологии. Цель изучения школьной биологии и методики. Основные факторы, определяющие развитие школьной биологии и методики обучения биологии как науки.

ХVII век, введение естествознания в русскую школу. Особенности первого учебника для народных училищ В.Ф. Зуева. Школьное естествознание в XIX веке. Значение методических работ А.Я. Герда, В.В. Половцова, Д.Н. Кайгородова, И.И. Полянского. Методические идеи второй половины XX века.

Роль Б.Е. Райкова в развитии отечественной методики обучения биологии. Значение трудов П.И. Боровицкого, Б.В. Всесвятского, К.П. Ягодовского, С.А. Павловича, Н.М. Верзилина, Н.А. Рыкова, В.М. Корсунской, Е.П. Бруновт, И.Д. Зверева и других в развитии методики биологии. Становление частных методик.

Углубление связей с педагогикой и психологией. Рост уровня теоретических трудов, разработка теории развития понятий, теории воспитывающего и развивающего обучения. Развитие теории о методах, средствах и формах обучения, теории экологического образования и воспитания, теории трудового воспитания. Совершенствование содержания биологического образования в школе. Новые теоретические труды и пособия по частным методикам и отдельным актуальным проблемам обучения биологии. Методика обучения одаренных детей в системе непрерывного образования. Проблема обучения биологии в свете новых концепций образования в России.
Тема 3. Современные проблемы методики обучения биологии

Цели и задачи методики обучения биологии в педагогическом образовании. Закономерности и принципы методики обучения биологии. Принцип изучения естественнонаучных знаний. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Принципы политехнизма и связи теории с практикой. Принципы доступности и наглядности в обучении биологии. Принципы историзма, гуманизма, экологичности, сезонности, систематичности, преемственности, краеведения.

Виды обучения биологии. Объяснительно – иллюстративное обучение. Проблемное обучение и приёмы его включения в учебно – воспитательный процесс. Программированное обучение. Индивидуализация обучения. Дифференцированное обучение. Модульное обучение. Индивидуально – групповое обучение.

Технология и теория обучения. Коллективное самостоятельное обучение (КСО) – новая педагогическая технология.


Тема 4. Содержание биологического образования в школе

Понятие "учебный предмет". Систематический характер школьного предмета «Биология», его отличие от науки биологии.

Связь школьного предмета "Биология" с другими предметами. Содержание действующих школьных программ. Анализ программ и школьных учебников. Особенности содержания и структуры курса биологии. Вариативность изучения биологии в школе: традиционная, углубленная, региональная и альтернативная. Обязательный минимум содержания биологического образования. Компоненты содержания биологического образования.
Тема 5. Развитие биологических понятий в школьном предмете

Понятие как основная дидактическая единица знаний в школьном предмете «Биология». Этапы формирования понятий.

Роль содержания понятий в школьном предмете.

Теория развития понятий и её значение.

Классификация понятий: простые, сложные, специальные, общебиологические. Морфологические, физиологические, эволюционные, экологические, природоохранные, сельскохозяйственные понятия.

Условия формирования понятий. Развитие межпредметных и внутрипредметных связей. Использование преемственных, перспективных и горизонтальных линий между учебными предметами в изучении биологии. Уровни усвоения знаний.

Система и развитие экологических понятий в школьном предмете «Биология».

Методика развития понятий в процессе обучения биологии.


Тема 6. Деятельность в содержании биологического образования

Деятельность как компонент содержания биологического образования. Этапы формирования умений и навыков.

Управление умственным развитием учащихся.

Способы деятельности в содержании обучения биологии.

Развитие умений и навыков. Умения как способы деятельности. Навык как автоматизированное умение. Разнообразие умений. Классификация умений. Состав умений. Взаимосвязь знаний и умений. Методика развития интеллектуальных умений и навыков. Роль упражнений. Специфика развития специальных и общеучебных умений при изучении биологии. Привитие умений и навыков, необходимых для успешного самообразования.

Методика формирования умений и навыков в процессе обучения биологии.


Тема 7. Воспитание в процессе обучения биологии

Система воспитывающего обучения. Воспитание мировоззрения. Воспитание экологической культуры и бережного отношения к природе. Трудовое, эстетическое, этическое, патриотическое и гражданское воспитание. Воспитание, направленное на творческое развитие личности. Комплексный подход к воспитанию. Методика формирования эмоционально – ценностных отношений. Мотивация учения как необходимое условие успешности воспитания школьников. Пути создания мотивов учения средствами биологии. Ориентация школьников на сельскохозяйственные, медицинские и другие профессии, связанные с изучением биологии.


Тема 8. Методы обучения биологии
Обучение как направленный учителем процесс познания, развития и воспитания. Понятие о методах обучения. Три стороны обучения (источник знаний, обучающая роль учителя и учение школьников) в их единстве. Многообразие методов, их классификация. Система методов и методических приемов по Н.М. Верзилину и В.М. Корсунской. Словесные, наглядные, практические методы. Выбор методов и их развитие.

Словесные методы и особенности их использования на уроках биологии. Требования к культуре речи учителя.

Наглядные методы и особенности их использования на уроках биологии.

Практические методы. Формирование навыков учебного труда. Методы мультимедийного обучения биологии.


Тема 9. Средства обучения биологии

Система средств обучения биологии. Роль наглядности в обучении, воспитании и развитии учащихся. Классификация средств наглядности. Выбор наглядных пособий и комплексное их использование. Требования к наглядным пособиям. Создание самодельных наглядных пособий. Ученическая тетрадь по биологии, ее функции, требования к ведению тетради. Учебник биологии как важное средство обучения. Организация работы учащихся с учебником на уроке и дома.


Тема 10. Формы организации обучения биологии в средней школе
Общая характеристика и система форм обучения биологии. Урок - основная форма обучения биологии. Требования, предъявляемые к уроку. Система уроков в теме. Специфика уроков в 6 -11 классах, типы и виды уроков, их структура. Структура уроков с проблемным обучением. Особенности обобщающих уроков. Нетрадиционные формы обучения. Уроки на учебно-опытном участке или в живом уголке. Активизация деятельности учащихся на уроке. Индивидуальная и групповая формы организации урока. Уроки коллективного творчества. Подготовка учителя к уроку. Развернутый план урока, требования к конспекту урока. Перспективное планирование (годовой и тематический план). Экскурсия как важная форма обучения биологии. Место экскурсий в учебно – воспитательном процессе. Методика подготовки и проведения экскурсий.

Внеурочная работа и её место в обучении биологии. Связь с уроками, занятиями в уголке живой природы, на учебно-опытном участке, в природе. Домашняя работа учащихся. Изучение разделов учебника, проведение фенологических наблюдений, опытов, изготовление коллекций, чтение научно – популярной литературы, подготовка рефератов, сообщений и др.

Внеклассные занятия, виды внеклассной работы. Кружки, факультативы. Тематические биологические вечера, олимпиады, массовые творческие дела. Школьные научные общества (НОУ), конференции.
Тема 11. Контроль за достижениями учащихся в процессе обучения

биологии
Контроль и его значение в обучении биологии.

Формы и виды контроля, методы контроля знаний по биологии.

Современные средства оценивания результатов обучения. ЕГЭ.
Тема 12. Материальная база обучения биологии
Кабинет биологии, его организация и оборудование. Содержание и хранение средств наглядности. Комплексы учебного оборудования по каждому разделу биологии. Требования к кабинету как к базе обучения и воспитания учащихся.

Уголок живой природы, его значение и оборудование. Подбор животных, растений, их размещение и уход. Паспортизация уголка. Внеурочные, внеклассные занятия в уголке живой природы. Обеспечение уроков и кружка юннатов живыми объектами для демонстраций, наблюдений и постановки опытов. Озеленение классов и школы.

Школьный учебно-опытный участок. Требования к организации работы на нем. Общеобразовательная, трудовая и практическая направленность работ учащихся. Привитие учащимся умений и навыков по выращиванию растений, постановке опытов, наблюдений. Особенности проведения уроков на участке и использование материалов участка. Организация территории участка и размещение культур по отделам. Виды работ на участке. Коллекционирование и опытничество, уход за делянками.
4.2 . Частные методики обучения биологии
4. 2. 1. Методика обучения ботанике
Анализ программ и учебников по биологии в разделах: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».

Методические пособия. Приемы изготовления наглядных пособий по ботанике. Методика изучения и анализ темы на примере "Клеточное строение организмов».

Разработка годовых и тематических планов. Развернутый план и конспект урока. Подготовка учителя к уроку.

Приемы определения целей и задач обучения на уроке.

Методика уроков морфологическим и анатомическим содержанием. Организация работ учащихся с раздаточным материалом в темах: «Корень, "Побег", "Цветок", "Плод".

Методика уроков с физиологическим и экологическим содержанием. Методика и техника постановки и демонстрации опытов на примере темы "Побег".

Методика уроков с систематическим и сельскохозяйственным содержанием.

Приемы использования натуральных наглядных пособий. Методика развития биологических понятий при изучении растений на примере тем: "Растения и окружающая среда" и "Отделы растений". Методика развитий интеллектуальных умений: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, работа с текстом и рисунками учебника на примере тем: "Побег" и "Развитие растительного мира".

Методика развитий трудовых умений и навыков. Приемы развития творческих способностей учащихся при обучении биологии.

Осуществление практической направленности, изучение материала о растении на примере тем: "Семя", "Грибы, "Лишайники".

Методика воспитывающего обучения на примере тем: "Семя", "Вегетативное размножение цветковых растений", "Бактерии".

Организация контроля знаний учащихся в курсе биологии в 6-го класса. Методика проведения уроков обобщающих уроков в разделе "Растения".


4.2.2. Методика обучения зоологии
Анализ программ и учебников по зоологии. Методические руководства и наглядные пособия по школьной зоологии. Методика изучения темы "Одноклеточные животные". Учебно-воспитательные задачи темы. Приемы демонстрации микропрепаратов.

Методика изучения живых объектов. Приемы организации лабораторных работ по зоологии на примере тем: "Тип Кишечнополостные", "Тип Черви", "Тип Моллюски".

Система уроков в теме "Членистоногие". Многообразие видов урока и приемы подготовки учителя к ним. Взаимосвязи урока с другими формами обучения биологии в 7-ом классе.

Развитие основных биологических понятий в разделе "Животные". Развитие эволюционных, филогенетических и экологических понятий на примере тем: "Класс Рыбы", "Класс Земноводные", "Класс Пресмыкающиеся". Методика использования краеведческого материала при изучении зоологии.

Формирование зоологических, натуралистических, природоохранных, политехнических и других умений. Развитие учебных умений в разделе "Животные". Анализ содержания школьных программ в рубрике "Учащиеся должны уметь". Приемы изучения сформированности умений и навыков учащихся.

Методика изучения темы "Класс Птицы". Приемы изучения основных представителей экологических групп птиц. Организация и проведение внеклассной работы в 7– ом классе.

Система уроков в теме "Класс Млекопитающие". Развитие понятий в этой теме.

Обобщающие уроки в разделе "Животные". Организация повторения материала. Развитие межпредметных связей. Построение перспективных линий при изучении биологии в 7-ом классе. Зачетные уроки и уроки-конференции на примере темы "Эволюция животного мира".

Методика изучения темы "Природные сообщества». Система экологических понятий в теме. Методика организации экологической деятельности.
4.2.3. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека
Анализ программ и учебников по разделу "Человек и его здоровье." Наглядные пособия по биологии для 8–го класса. Особенности обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. Учебно – воспитательные задачи и структура раздела.

Методика изучения темы "Введение". Развитие понятий: "клетка", "ткани", "органы", "системы органов", "организм".

Приемы использования ученической тетради по биологии в 8–ом классе.

Методика демонстраций на примере темы "Опорно-двигательная система". Виды демонстраций, их оформление и приемы анализа в учебном процессе. Определение места и значения демонстраций в обучении школьников. Результаты труда учащихся в процессе показа демонстрационных средств наглядности на уроке.

Методика изучения темы "Кровь и кровообращение".

Система уроков. Цели и задачи темы. Методика воспитывающего обучения учащихся на примере темы. Организация повторения. Основные требования к умениям и навыкам учащихся.

Методика организации и проведения лабораторных работ в разделе "Человек и его здоровье". Выполнение самонаблюдений.

Методика формирования санитарно – гигиенических знаний и умений на примере тем: "Дыхание", "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии".

Методика изучения профилактики заболеваний. Раскрытие взаимосвязи морфологических и физиологических понятий на примере темы "Нервная система и органы чувств". Развитие понятий: "нервная система", "нервная регуляция", "органы чувств".

Методика изучения высшей нервной деятельности человека. Обзор основных задач темы. Виды уроков в теме. Подготовка учителя к урокам. Методика проведения школьных факультативов. Проведение других видов внеклассной работы в рамках предмета «Человек и его здоровье».


4.2.4. Методика обучения общей биологии
Анализ программ, учебников по общей биологии. Методические руководства и наглядные пособия по общей биологии. Специфика содержания разделов: «Основы общей биологии», "Общая биология", их структура.

Обзор основных задач урока. Система наглядных пособий, моделирование пособий. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся при обучении общей биологии.

Методика изучения темы "Эволюционное учение". Формирование понятий: "вид", "популяция", "микроэволюция". Задачи, структура, содержание, методы, средства на примере тем: "Популяция - единица вида и эволюции", "Движущие силы эволюции". Методика проведения лабораторных работ по темам: "Эволюционное учение", "Развитие органического мира". Специфика и оборудование лабораторных работ по общей биологии. Подготовка учителя к лабораторным работам.

Методика изучения темы "Основы экологии" с акцентом на ее обучающую и воспитывающую функции. Система основных экологических понятий в школьной биологии. Методика формирования понятий: "биогеоценоз", "смена биогеоценозов", "агроценоз", "экологические факторы". Построение перспективных линий экологических понятий в 6-ом - 11-ом классах. Методика изучения материалов о биосфере и роли человека в природе.

Методика развития важнейших цитологических понятий. Организация и проведение демонстраций и лабораторных работ. Методика отдельного урока на примере тем: "Биосинтез белка", "Энергетический обмен", "Фотосинтез".

Методика развития главнейших генетических задач и селекционных понятий в общей биологии. Методика проведения уроков с использованием ИКТ. Обсуждение различных вариантов урока, проводимых передовыми учителями биологии.

Методика проведения обобщающих уроков по теме и всему разделу общей биологии.

Методика проведения выпускных экзаменов по биологии. Анализ экзаменационных тестов. ЕГЭ.




3.Методические указания для проведения лабораторных занятий

Тема: Лабораторная работа № 1

«Анализ учебника биологии 6 класса.

Составление перспективного и календарно-тематического плана».

Цель - 1. Изучить структуру учебника.

2. Выяснить специфику раздела разделов «Растения» и «Животные».

3. Научиться составлять перспективный и календарно-тематический план.

Оборудование: учебник по биологии для 6 класса.

Задания.

I. Изучите структуру учебника биологии 6 класса и ответьте на следующие вопросы:


  1. Из скольких и каких разделов состоит учебник7

  2. Какова структура и специфика основных разделов?

  3. Какова структура каждого параграфа?

II. Составьте перспективный план по следующей схеме. (на весь год)

Перспективный план уроков биологии в 6 классе


Каталог: ebook -> umkd
umkd -> История развития бтр и бмп
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Программа дисциплины «Банковские риски»
umkd -> Программа дисциплины «Финансовый анализ коммерческих банков»
umkd -> Программа дисциплины «Банковское дело»
umkd -> Программа дисциплины для преподавателя семей-2015 Предисловие 1 разработано 2 обсуждено 1 На заседании кафедры
umkd -> Для специальности 5В073200 «Стандартизация, сертификация и метрология»
umkd -> Республики казахстан


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница