Учебно-методический комплекс дисциплины «Криминология»



страница1/15
Дата25.07.2016
Размер2.71 Mb.
ТипКурсовая
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    Навигация по данной странице:
  • Семей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18-20.1.47/03-2013



УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине «Криминология»


Редакция №__ от __09. 2013













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Криминология»


для специальности 5В030100 – «Криминология»




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Семей

2013




Содержание





1

Глоссарий




2

Лекции




3

Практические и лабораторные занятия




4

Курсовая работа (проект)




5

Самостоятельная работа студента













































































1 ГЛОССАРИЙ

1. Агрессия - действие, наносящее физический вред или психическую травму окружающим людям, сопровождающееся сильными негативными эмоциями - гневом, враждебностью, ненавистью.

2. Ажитация - состояние сильного возбуждения в конфликтных, аварийных ситуациях, нарушение целенаправленности действий, суетливость, понижение способности к рассудочной деятельности - аномальное психическое состояние.

3. Аффект - временная непатологическая дезорганизация сознания, его “сужение”, вызванное внезапным сверхсильным эмоциогенным воздействием, сопровождающееся интенсивными импульсивными действиями и функциональными изменениями эндокринной системы; конфликтное эмоциональное состояние, вызванное острым противоречием действительных событий и личностных позиций индивида.

4. Виктимизация - процесс превращения лица в жертву преступления и результат этого процесса как на единичном, так и на массовом уровне.

5. Виктимность - повышенная способность человека в силу ряда духовных и физических качеств при определенных объективных обстоятельствах становиться объектом для преступного посягательства.

6. Виктимология - учение о жертве преступления, наука о потерпевшем, обладающем индивидуальной способностью стать жертвой преступного насилия.

7. Детерминация - объективно существующая обусловленность вещей, процессов. Любое явление не возникает само собой, вне окружающей действительности, а, напротив, связано с ней, порождено конкретными факторами и обстоятельствами.

8. Коррупция - использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций или приравненных к ним, своего статуса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами.

9. Личность криминогенная - личность, обладающая целостным комплексом социально-приобретенных, относительно устойчивых негативных свойств, предопределяющих противоправное, криминальное поведение.

10. Личность преступника - совокупность негативных личностно-структурных психических качеств, характерных для преступников определенной криминальной направленности.

11. Меры профилактического воздействия - правовое воспитание и обучение населения, профилактические беседы, официальное предостережение, профилактический учет, профилактическая помощь, профилактическая паспортизация предприятий, учреждений и организаций, криминологическая экспертиза, профилактическое предписание.

12. Объем преступности - абсолютное количество преступлений, зарегистрированных на определенной территории за определенный период времени.

13. Пенитенциарный (от лат. poenitentiarius - покаяние, раскаяние, исправление) - относящийся к исполнению наказания и исправительно-воспитательному воздействию на лиц, совершивших уголовное правонарушение.

14. Поведение девиантное (отклоняющееся) - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, преступное или аморальное поведение; является результатом асоциального развития личности, воздействия на нее неблагоприятных социальных ситуаций, совпадения, наложения негативных социальных факторов на слабые места личности.

15. Поведение делинквентное (от лат. delinquens - совершенный проступок) - социально-отклоняющееся поведение.

16. Преступник насильственно-корыстный - лицо, применяющее насилие для достижения корыстных целей.

17. Преступник насильственный - лицо, совершающее преступления насильственным способом.

18. Преступность - негативное социально-правовое явление, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущее отрицательные, вредные для общества последствия и требующее специфических государственных и общественных антикриминальных мер воздействия.

19. Преступность латентная - преступность, скрытая от органов, расследующих или рассматривающих дела о совершенных преступлениях; преступления, не выявленные этими органами и не нашедшие отражения в учете уголовно наказуемых деяний, т. е. не зарегистрированные.

20. Профессиональная преступность - разновидность преступного занятия, являющегося для субъекта источником средств существования, требующего необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели и обусловливающего определенные контакты с антиобщественной средой.

21. Прогноз преступности криминологический - вероятностное суждение о будущем состоянии (уровне, структуре) преступности, ее детерминант и возможностей профилактики через определенный период времени, включающее качественную и количественную оценки предполагаемых изменений и указание их примерных сроков.

22. Профилактическое предписание - направляется предприятиям, организациям и учреждениям по результатам профилактической проверки, рассмотрения материалов конкретного дела о преступлении (правонарушении) соответствующими правоохранительными и контролирующими органами, в котором указываются меры, подлежащие выполнению для устранения (нейтрализации) причин и условий правонарушений, срок их осуществления и ответственность за невыполнение.

23. Различия преступности территориальные - различия преступности, ее видов применительно к определенным регионам, позволяющие выделить устойчивую систему количественных и качественных характеристик, встречающихся в регионах с различными социально-экономическими и социально-культурными, этническими параметрами.

24. Регистрация уголовная - специально разработанная система учета преступников, а также лиц, пропавших без вести, и некоторых видов объектов, имеющих значение при расследовании уголовных дел, в целях их розыска, идентификации, статистики и получения о них справочных сведений.

25. Система субъектов предупреждения преступности - совокупность объединенных единой целью государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан, реализующих свои права и обязанности во взаимосвязи и по согласованию во времени и пространстве.

26. Субъекты профилактики (предупреждения) правонарушений - органы государственной власти и органы местного самоуправления, прокуратура, суды, органы внутренних дел, контрразведки, другие правоохранительные и контролирующие органы, органы и учреждения здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних, а также средства массовой информации, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, участвующие в профилактике правонарушений.

27. Уровень преступности - число преступлений, совершенных на той или иной территории за определенный период, в расчете на определенное количество жителей. Уровень преступности выражается в относительных цифрах.

28. Условия преступности объективные - недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин правонарушений.

29. Условия субъективные - это демографические и социально-психологические особенности населения (черты характера, темперамент, возраст, пол и др.).

30. Установка на преступное поведение - возникает тогда, когда человек, имеющий антиобщественную потребность либо такую, которая в данных условиях может удовлетворяться лишь антиобщественным способом, оказывается в ситуации удовлетворения соответствующей потребности.

31. Характер преступности - определяется числом наиболее опасных (тяжких) преступлений в структуре преступности, а также характеристикой личности преступников. Характер преступности выявляется через ее структуру.

32. Экспертиза криминологическая - оценка криминологами проектов законов, правительственных решений, криминологической обстановки в том или ином регионе, актов или нормативных документов государственных и общественных организаций, а также предварительная оценка проектов программ, имеющих криминологическое значение.

33. Явления маргинальные - сопутствующие негативные социальные явления, служащие фоном преступлений и правонарушений, например, пьянство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция.
2 Лекции по дисциплине "Криминология".

Лекция №1. Преступность как объект криминологического изучения.

1.Понятие, предмет и система курса криминологии.

2.Методика и процедура криминологического исследования.

3. Понятие преступности и ее основные показатели.


1. Понятие, предмет и система курса криминологии.

Особым видом социальной деятельности со знаком минус является преступная деятельность людей, совершение преступлений.

Правовые науки, такие, как уголовное право, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное (исправительно-трудовое), дали в руки людей инструменты понимания преступления, сформулировали виды преступлений и свели их в уголовные кодексы, определили формы и методы, процессуальный порядок борьбы с преступлениями на различных ее стадиях, установили правила обращения с преступниками. Но при всем этом ни одна из названных наук не охватила (да и не могла охватить в силу своей специфики) проблему преступности в целом. Однако их развитие подвело к возникновению специальной науки, которая изучает преступность как явление, существующее в обществе, связанное (и обусловленное) с другими социальными явлениями, имеющее свои закономерности возникновения, существования и развития, требующее специфических и многообразных форм борьбы с ним. Такой наукой стала криминология.

Логическое развитие криминологической мысли и криминологической науки позволяет говорить о криминологии как об общетеоретической науке о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней.



Понятие, предмет и система курса криминологии.

Ключ к пониманию предмета криминологии лежит в сопоставлении и разграничении предмета криминологии с ее объектом. Воспользуемся тем, что понимает под этим социология, ибо “...все то, что познается, представляет собой объект исследования, поскольку оно еще не познано и противостоит знанию. Те же самые вещи, явления, процессы, их стороны и отношения, поскольку они уже известны, зафиксированы с определенной стороны в той или иной форме знания, “даны” в ней, но подлежат дальнейшему исследованию, являются предметом”1. Исходя из этого криминология изучает (как объект) преступность как явление, причины и условия ее, личности тех, кто совершает преступления, формы и методы предупреждения и контроля за ней, не забывая при этом о том, что преступность не просто социальное явление, а социальное явление, “включенное” в правовые границы. Оно подвижно, ибо понятие конкретных преступлений – не застывшая категория. Будучи объективно существующими, эти явления социальной жизни становятся относимыми к преступным в значительной части случаев вследствие субъективной воли законодателя (как и при исключении из перечня преступлений). Однако, завися, в числе прочего, от субъективной воли законодателя, в значительной своей массе они отпочковывались от всей совокупности негативных явлений, существовавших и существующих в человеческом обществе объективно, ибо представляли опасность для нормального функционирования общественных отношений в целом (независимо от того, что социально-политическое устройство общества, как и экономические отношения, менялись).

Таким образом, предмет науки криминологии – это само явление (преступность) в единстве и многообразии его сущности и те факторы, которые непосредственно с ним связаны.

Прежде всего, преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Но такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют делинквентным, отклоняющимся поведением. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества.

Кроме того, преступность – социально-правовое явление, ибо масса (цифра) преступности складывается из суммы совершенных в данном обществе и в данный период времени преступлений.

Заметим, что преступность есть не простая сумма совершенных преступлений, а явление, имеющее свои закономерности существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными явлениями, часто ими определяющееся.

В криминологической литературе происхождение преступности связывается с периодом возникновения государства, права, социальным, имущественным и классовым расслоением человеческого общества.

Исторически изменчивый характер преступности, как и ее цифры, структуры и виды – реальные факты действительности. Однако изменчивость эта зависит и от правовых оценок тех или иных явлений, становящихся в ряд квалифицируемых в качестве преступлений или исключаемых из них. Объективный характер преступности, как опасного для общества явления, словно корректируется субъективным усмотрением законодателя. В этой связи следует иметь в виду противоречие, которое вызывает неутихающие дискуссии и служит тому, что дискутирующие не приходят к согласию. Ряд ученых считает, что юридизированное понимание преступности как социально-правового явления не позволяет проникнуть в его сущность (Спиридонов, Гилинский). Конечно, доля правды в этих упреках есть, если подходить к преступности социологически как к одному из явлений, существующих в обществе. Однако такой подход, хотят его сторонники или нет, упускает главное: последствия преступности таковы, что вызывают специфическую реакцию общества и государства, реакцию правовую, связанную с ответственностью людей, причем ответственностью тоже специфической – уголовным наказанием. Будучи объективно существующим явлением, имеющим свои закономерности существования, преступность в то же время “исчезнет”, если конкретные преступления не будут предусмотрены уголовным законом.

Соотношение преступности и конкретных преступлений есть соотношение целого и части, общего и единичного. Преступность – это совокупность преступлений. Не будет такой совокупности, не будет преступности как явления специфически социально-правового. Не будет и столь же специфических форм и методов борьбы с ней, должно будет “исчезнуть” уголовное (и не только уголовное) законодательство, суды и прочие атрибуты, рожденные наличием преступности как общественно опасного явления.

Преступность по своему существу – явление негативное, приносящее вред как обществу в целом, так и конкретным его членам. В то же время были ученые, которые говорили, что преступность – столь же естественное явление, как рождение человека, смерть и зачатие (Ломброзо), что преступность есть явление, присущее всякому здоровому обществу (Дюркгейм). Прежде всего, преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Но такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют делинквентным, отклоняющимся поведением. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества.

Преступность в своих проявлениях многообразна, многолика, что создает огромные трудности как для ее теоретического осмысления, так и для практики борьбы с ней. Она различается по тяжести отдельных ее составляющих, по территориям, видам, характеристике лиц, совершающих преступления, и по многим другим параметрам. Криминологически это очень важная констатация, ибо она снимает облегченное представление о преступности, о формах и методах борьбы с ней, о всякого рода несбыточных программах и планах ее искоренения, ликвидации, уничтожения, да еще в короткие сроки. И, напротив, нацеливает общество на трудную (и не всегда успешную) борьбу с преступностью, на недопустимость лихих кавалерийских наскоков на нее, обязывает глубоко анализировать ее причины, условия, ей способствующие, изучать тех, кто совершает преступления, разрабатывать разумные средства контроля за преступностью, предупреждения преступлений, определять те меры, которые связаны с решением экономических, социально-культурных, воспитательных задач, осуществляемых обществом, государством, различными их ячейками. С другой же стороны, создавать законодательство, способствующее борьбе с преступностью на основе и в рамках закона, а также организовывать на необходимом уровне деятельность правоохранительной системы, без успешного функционирования которой результативная борьба с преступностью невозможна.

Дадим определение изучаемого явления, его можно было бы сформулировать следующим образом: преступность – отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущие негативные для общества и людей последствия, и требующее специфических государственных и общественных мер контроля за ней.



Вторая составная часть науки криминологии – причины преступности и условия, ей способствующие.

Проблема причинности – одна из ключевых и трудных проблем в общественных науках и, конечно, в криминологии. Ее решение во многом определяется тем, какие философские взгляды исповедует ученый. В то же время проблема причинности – не только теоретическая, но и практическая, ибо без изучения причин такого явления, как преступность, и условий, ему способствующих, нельзя на научной основе, со знанием дела вести борьбу с преступностью, причем не силами одной правоохранительной системы и с помощью закона, но приводя в движение экономические, социальные и иные рычаги, которыми общество и государство располагают.

Материалистическая наука определяет причинную связь между явлениями как объективную связь между двумя явлениями, одно из которых (причина) при наличии определенных условий производит, порождает другое (следствие)1. Материалистическое и идеалистическое понимание причинности существенно различны. Это следует иметь в виду, изучая категорию причинности и осмысливая ее применительно к реалиям жизни. Коренное различие состоит в том, что материалистическое понимание причинности связано с основным положением, согласно которому источником нашего познания причинных связей являются объективные закономерности природы (и общества); идеалистическое – с утверждением, что этот источник есть свойство ума человека, присущая ему способность познавать известные априорные истины.

Одним из первых (после восстановления криминологии в своих правах) проф. М.Д. Шаргородский писал: “Причинами преступности в широком смысле этого слова можно считать все те обстоятельства, без которых она не могла бы возникнуть и не может существовать. Но не все эти обстоятельства играют одинаковую роль. Одни из них создают лишь реальную возможность преступных мотивов, а другие превращают эту возможность в действительность. Поэтому первые следует рассматривать как условия, а вторые как причины... Причинами преступности являются, как и вообще причиной, те активные силы, которые своим действием порождают ее существование. Причины конкретного преступления это, таким образом, те активные силы, которые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его совершения”

В предмет криминологии в качестве его составляющей входит личность преступника.

Классификация конкретных социальных типов преступников весьма важна. Ибо убийцы отличаются от воров, представляя собой специфический тип личности; мошенники – от “белых воротничков”, хотя последние могут применять методы мошенничества; расхитители имущества – от сексуальных насильников и т. д. Изучение типов личности тех, кто совершает преступления, требует разработки как общих, так и индивидуальных мер и методов предупреждения преступлений. Однако при всем этом следует иметь в виду временный характер нахождения в мундире личности преступника (иначе зачем говорить об исправлении и перевоспитании преступников, ибо стабильное их нахождение в этом звании исключает все вопросы о возвращении человека в ряды полезных членов общества). И если для уголовного права преступник тот, кто совершил деяние, содержащее все элементы состава преступления, и понес предусмотренное законом наказание, то для криминологии определение понятия “личность преступника”” куда как более сложная задача, ибо связана с отнесением человека к определенной, осуждаемой обществом стратегии этого же общества, с неизбежным вопросом: сколь долго такое состояние человека может продолжаться?

Сложность изучения личности тех, кто совершает преступления, определяется, помимо всего прочего, и тем, что социальное расслоение общества велико, что разные страты общества имеют разные интересы и потребности, у них свои взгляды на положение в обществе, на роль других групп, они отличаются по уровню образования и культуры, характеру трудовой деятельности, наконец, принадлежностью к полу, возрастом. Все это и есть основание для того, чтобы глубоко изучать личности людей, вставших на преступный путь, избравших его образом жизни, профессией, способом “улучшения” материальных условий жизни, или человека, случайно совершившего преступление, втянутого кем-то в преступную деятельность и т. д.

В предмет криминологии входит предупреждение преступности. Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составных предмета криминологии. Она как бы завершает все, что связано с наличием преступности в человеческом обществе и борьбой с ней. Понимание преступности как явления, всеми своими корнями уходящего в поры общества, причин ее, отражающих противоречивость его функционирования, личности тех, кого само общество превращает в преступников, и есть та база, на которой рождается теория предупреждения преступности. Именно поэтому проблема предупреждения преступности рассматривается на трех уровнях: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном.

В предмет криминологии входит и проблема жертвы преступления. В науке это получило свое выражение в появлении ответвления криминологии, именуемого виктимологией. Очевидно, что если есть преступность как явление, есть преступление как часть целого, преступник как лицо, реально совершившее преступление, то есть и потерпевший от преступления, есть жертвы преступности. Жертвами преступлений человечество и наука заинтересованы были с древних времен.

2. Методика и процедура криминологического исследования.

На основе законов и категорий диалектики с учетом конкретных исторических условий возможно не только углубленное понимание и исследование криминологических объектов, но и целенаправленное, последовательное антикриминогенное воздействие на социальные явления и процессы.

Методика криминологических исследований – это система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с преступностью, методов криминологического прогнозирования ее развития и планирования мер борьбы с ней, реализация рекомендаций по совершенствованию практики предупреждения преступлений и возможностей оценки эффективности этой деятельности. Выбор той или иной конкретной методики зависит от содержания самого исследования, его целей, от тех объектов, которые подлежат изучению. Не следует, например, изучать психологию личности убийц по одним материалам уголовных дел путем их анкетирования, для этого необходимо тестирование таких лиц и проведение бесед с ними. Напротив, распространенность какого-либо вида преступности и его основные черты должны исследоваться с помощью социологических методов и статистики. Иными словами, методы должны быть адекватны изучаемому.

В криминологии преимущественное распространение получили следующие методы.



Статистический, с помощью которого исследуются количественно-качественные показатели преступности и личности правонарушителей1. Этот метод позволяет:

а) дать всестороннюю цифровую характеристику состояния преступности в целом по стране, ее регионам, в отдельном населенном пункте или на отдельном объекте;

б) выявить закономерности развития преступности в стране (регионах), ее динамику;

в) охарактеризовать состав преступников по социально-демографическим и другим признакам, имеющим уголов-но-правовое и криминологическое значение (пол, возраст, число совершенных преступлений и т. п.);

г) определить в цифровом выражении наиболее характерные, устойчивые и закономерные связи между преступностью и другими социальными явлениями;

д) собрать необходимый цифровой материал, который может служить основой для выявления причин и условий, способствующих преступности, а также для ее прогнозирования и разработки конкретных мер профилактического воздействия;

е) получить необходимые данные, характеризующие уголовно-правовые, административные меры воздействия, применяемые к преступникам, с целью оптимизации этого процесса и установления его эффективности.

Анкетный метод, который представляет собой способ исследования криминологических проблем путем опроса репрезентативного числа лиц или обобщения сведений, содержащихся, например, в уголовных делах, по специально разработанной письменной анкете и последующего обобщающего анализа и оценки собранных данных. Анкетному опросу могут быть подвергнуты преступники, потерпевшие, сотрудники правоохранительных органов, представители общественных организаций, отдельных групп населения и т. д.

Интервью представляет собой беседу, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает.

Тестирование (от англ. test – опыт, проба) – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.



Социометрия от латинского socius (товарищ, соучастник), латинского societas (общество) и греческого metrum (измерение). Это измерение эмоционально-психологических связей между людьми; система организационно-технических средств и процедур для количественного и качественного анализов. Социально-эмоциональные связи конкретного индивида с той группой лиц, в которой он живет и работает.

Документальный метод предполагает изучение документов, содержащих информацию, представляющую интерес в криминологических исследованиях.

Важнейшим источником документальной информации является обобщение судебно-следственной практики. Ни одна другая наука не располагает столь подробным и достоверным репрезентативным количеством содержащихся в уголовном деле документированных сведений о событии, происшествии, поступке, преступлении, личности преступника, потерпевшего, как криминология.



Наблюдение представляет собой процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение.

Известны такие виды наблюдения, как непосредственное, при котором исследователь ограничивает свою роль пассивным наблюдением конкретной ситуации. Другой вид – включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь становится активным участником изучаемого процесса (деятельности) в коллективе (группе), где о его роли чаще всего никому не известно, впрочем этот аспект зависит от вида, целей и характера наблюдения.



Эксперимент –- научно поставленный опыт.

Экспертная оценка необходима при прогнозировании тех или иных явлений. При осуществлении этого метода в основе результата оценки заданных субъективных и объективных факторов, влияющих на преступность, лежит мнение соответствующих специалистов, ответы которых обобщаются, анализируются с целью определения их усредненного значения

Каталог: ebook -> umkd
umkd -> История развития бтр и бмп
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Республики казахстан
umkd -> Программа дисциплины «Банковские риски»
umkd -> Программа дисциплины «Финансовый анализ коммерческих банков»
umkd -> Программа дисциплины «Банковское дело»
umkd -> Программа дисциплины для преподавателя семей-2015 Предисловие 1 разработано 2 обсуждено 1 На заседании кафедры
umkd -> Для специальности 5В073200 «Стандартизация, сертификация и метрология»
umkd -> Республики казахстан


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница