Учебно-методический комплекс дисциплины костюмы народов Северного Кавказа



страница1/6
Дата13.06.2016
Размер1.2 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
Костюмы народов Северного Кавказа ___________

(наименование учебной дисциплины)
Специальность 071501. 65 Художественное проектирование костюма
УГС 070000 Культура и искусство
Форма обучения очная

(очная, заочная)
Срок освоения ООП нормативный (5 лет)_______

(нормативный или сокращенный срок обучения)
Факультет Дизайна и искусств
Кафедра Изобразительного искусства

Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

«Изобразительное искусство»

Протокол №___ от «__»________ 20…г.

Заведующий кафедрой ______ (Хубиева З. Ю.)


Черкесск, 2013г.


ОГЛАВЛЕНИЕ




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………..………………………..……

3







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ




Введение…………………………………………………………………………..……….

5

Учебно-тематический план дисциплины……………………………………….……….

6

Содержание дисциплины…………………………………………………………….…..

8

Вопросы к зачету………………………………………...

10

Рекомендуемая литература………………………………………………………………

11

Рецензия на рабочую программу…………………………………………………….…..

12







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

14

Методические рекомендации к лабораторным занятиям……………………………

75

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов…………………

76

Тесты для проверки остаточных знаний студентов……………………………………

77

Глоссарий………………………………………………………………………………….

80

Электронная версия УМК (СD)





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Костюмы народов Северного Кавказа»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 071501.65 Художественное проектирование костюма

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Иметь представление о:

  • форме, конструкции, функциях костюма в историческом аспекте;

- формирование гармонически развитой личности, обладающей эстетическим вкусом, способной чутко воспринимать красоту окружающего нас предметного мира.
Знать:

  • о соединении принципов эстетических и утилитарных в произведениях народного творчества;

  • о социальном, этническом, знаковом характере в комплексе народного костюма;

  • о связях народного костюма с образами и обычаями народа

Уметь:

  • ориентироваться в истории костюма региона;

  • практически реконструировать крой народного костюма;

  • применять знания по истории кроя при создании современных изделий

Владеть:

  • информацией о творческом наследии прошлых веков в области регионального костюма;

  • знаниями об особенностях взаимодействия художественных культур различных народов Северного Кавказа;

  • о декоративном и конструктивном решении форм народного костюма;

  • о семантике орнамента и изображений в народном костюме;

  • о способах систематизации исторического материала и умении выделять необходимое для работы над современными художественными изделиями.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


«Утверждаю»

Проректор по учебной работе Айбазова Ф.У. (Ф.И.О.)

«____»_____________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ
Костюмы народов Северного Кавказа ___________

(наименование учебной дисциплины)
Специальность 071501. 65 Художественное проектирование костюма
УГС 070000 Культура и искусство
Форма обучения очная

(очная, заочная)
Срок освоения ООП нормативный (5 лет)_______

(нормативный или сокращенный срок обучения)
Факультет Дизайна и искусств
Кафедра Изобразительного искусства



ОДОБРЕНО:

СОГЛАСОВАНО:







Кафедрой «Изобразительное искусство»

Протокол №___ от «__»________ 20…г.

Зав. кафедрой _____ (Хубиева З.Ю.)


Начальник

учебно-методического управления ____ (Л.У. Семенова)









Советом факультета Дизайна и искусств

Протокол №___ от «__»________ 20…г.

Декан ____________ (Атаева Л.М.)


Зав. кафедрой_______(Хубиева З.Ю.)

«__»________ 20…г.






Разработчики:

доцент ___Хубиева З.Ю._______

Черкесск, 2013г.



ВВЕДЕНИЕ

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Дисциплина «Костюмы народов Северного Кавказа» является дисциплиной федерального компонента цикла ФТДЮ.4.
Целью изучения дисциплины «Костюмы народов Северного Кавказа» является ознакомление будущих специалистов с народным костюмом как областью духовной, эстетической деятельности народа. Исторические, этнографические и географические сведения дадут представление об истории освоения территории Северного Кавказа, о самобытной культуре региона и его культурном наследии.

Основными задачами изучения дисциплины являются: В задачу курса входит определение основных этапов истории развития видов и форм костюма народов Северного Кавказа, а так же изучение вопросов происхождения и эволюции предметов и дополнений народного костюма с учетом стилевых особенностей художественной культуры в различные периоды истории региона.


Формы проведения занятий: лабораторные работы, самостоятельные работы студента.
Использование инновационных и интерактивных технологий обучения: Стандартно оборудованные аудитории для проведения интерактивных занятий: видеопроектор, экран настенный, другие оборудования или компьютерный класс.
Организация самостоятельной работы студентов: реферирование источников, подготовка студенческих учебных докладов.
Виды и формы контроля знаний: Формой итогового контроля является зачет.
Учебно-методическое и информационное обеспечение по дисциплине: основная, дополнительная литература, учебно-методические рекомендации, наглядные пособия.



№/№п


Темы




Количество аудиторных часов

Сам.


работа

Всего

лекции

лаб. зан.





7 - семестр













1

Введение. История зарождения костюма народов Северного Кавказа.

4


4

4

2

Реконструкция социально – ценностной прагматики в костюмах средневекового населения Северного Кавказа.

2




2

2

3

Истоки и этнографические параллели средневекового северокавказского региона.

2




2

2

4

Раннесредневековые костюмы северокавказского населения (VII – первая половина XIII вв.)

2




2

2

5

Костюмы и ткани кочевников Кавказского улуса Золотой Орды.

2




2

2

6

Костюмы как этнорегиональный символ культурно – исторического ландшафта Северного Кавказа.

2




2

2

7

Студенецкая Е.Н. Цветовая гамма и силуэт мужского и женского костюма (одежда народов Северного Кавказа XVIII – XX вв.)

4




4

4




ИТОГО:

18




18

18




8 - семестр













1

Сравнительный анализ и влияние костюмов народов Северного Кавказа на формирование и развитие одежды народов Карачаево – Черкесской Республики.

4




4

6

2

Карачаевский костюм

2




2

2

3

Черкесский костюм

2




2

2

4

Ногайский костюм

2




2

2

5

Абазинский костюм

2




2

2

6

Казачий костюм

2




2

2

7

Русский народный костюм

2




2

2




Итого:

16




16

18




Всего аудиторных часов:

34




34

36




ВСЕГО – 70 часов.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«КОСТЮМЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»
СОДЕРЖАНИЕ дисциплины
Введение. История зарождения костюма народов Северного Кавказа.

1.Костюмы северокавказского населения в XIII – XVIIвв. Средневековый костюм народов Северного Кавказа как историка – культурный феномен.

1.1..Происхождение костюма Северного Кавказа. Влияние окружающей среды на формирование национального костюма.

1.2.Ведущие функции национального костюма: психологическая, обереговая, возрастная, национальная, половая, эстетическая.

1.3. Становление первых орнаментальных мотивов и их связь с приемами плетения: черкесские циновки, войлочные изделия (киизы). Зарождение ювелирного искусства (Дагестан).



Рекомендуемая литература:

  1. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма – М., АСТ. 2005

  2. Захаржевская Р.В. История костюма от античности до современности.- М., Рипол-классик, 2006


2. Общая характеристика эпохи. Исторические, экономические и социальные условия формирования культуры. Сравнительный анализ костюмов народов Северного Кавказа.

2.1. Карачаевский костюм.

2.1.1. Технология изготовления сукна, пряжи, войлока.

2.1. 2. Золотое шитье, тканные и плетеные пояса.

2.1. 3. Тесьма, шнур, галуны.

2.1. 4. Мужской костюм, женский костюм.

2.1.5. Балкарский костюм.

2.1.6. Виды орнамента.

2.1.7. Ювелирные декоративные украшения. Обувь. Головные уборы.



2.2. Черкесский костюм.

      1. Общая характеристика эпохи. Исторические, экономические и социальные условия формирования культуры.

      2. Черкесский костюм.

      3. Адыгский костюм. Мужской костюм, женский костюм. Орнамент. Золотое шитье.

      4. Ювелирные декоративные украшения.

      5. Обувь. Головные уборы. Плетение из рогозы.




    1. Абазинский костюм.

      1. Общая характеристика эпохи. Исторические, экономические и социальные условия формирования культуры.

      2. История абазинского костюма, женский, мужской костюмы. Технология изготовления пряжи, сукна. Орнамент.

      3. Ювелирные украшения. Обувь. Головные уборы.




    1. Ногайский костюм.

      1. Общая характеристика эпохи. Исторические, экономические и социальные условия формирования культуры.

      2. История ногайского костюма. Женский, мужской костюмы. Технология изготовления пряжи, сукна. Орнамент.

      3. Ювелирные украшения. Обувь. Головные уборы.




    1. Казачий костюм.

      1. Общая характеристика эпохи. Исторические, экономические и социальные условия формирования культуры.

      2. История казачьего костюма. Женский, мужской костюмы. Технология изготовления пряжи, сукна. Орнамент, вышивка.

      3. Ювелирные украшения.

      4. Обувь. Головные уборы. Межэтнические элементы в костюме.

    2. Русский костюм.



Рекомендуемая литература:


  1. Захаржевская Р.В. История костюма от античности до современности.- М., Рипол-классик, 2006

  2. Неклюдова Т.П. История костюма. Учебник для Вузов- Ростов-н-Д, Феникс, 2004







ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Выявить и исследовать истоки появления золотошвейного искусства на Северо-Западном Кавказе.

2. Определить место золотого шитья в обрядово-культовой жизни и связь вышивки с социальной средой.

3. Раскрыть основные функции ремесла в жизни адыгов такие, как познание действительности и воспитание человека.

4. Реконструировать имеющиеся виды техники украшения предметов обихода золотыми нитями (вышивки «вприкреп» и «гладь», нашивание сутажа и галуна).

5. Выявить наиболее употребительные и типичные для адыгов в золотом шитье орнаментальные мотивы, формы и композиционные приемы.

6. Выделить орнаментальные комплексы и определить степень их распространения.

7. Установить взаимосвязь орнамента с различными видами техники исполнения, используемым материалом, бытовыми изделиями.

8. Показать религиозные истоки основных орнаментальных мотивов.

9. Выявить этнографические параллели золотошвейного искусства и орнамента у народов Северного Кавказа.

10. Осветить некоторые вопросы этнокультурной истории адыгов по данным орнамента.

11. Показать современное состояние изучаемого ремесла.

12. Раскрыть конструкции , функции, форму национального костюма карачаевцев.

13. Старинные костюмы карачаевцев, балкарцев.

14. Костюмы народов Северного Кавказа. Мужской костюм.

15. Одежда абазин. Женская. Мужская.

16. Одежда черкесов. Женская. Мужская.

17. Одежда ногайцев. Женская. Мужская.

18. Русский костюм. Женская. Мужская.



19. Казачьи костюм. Женская. Мужская.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница