Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 средневековая философия



Скачать 283.14 Kb.
Дата23.07.2016
Размер283.14 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУ ВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ



ГСЭ.В.1.1 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Основная образовательная программа

подготовки специалиста по специальности
030401 «История»

Утверждено на заседании

кафедры философии и социологии

факультета ИСН

(протокол №1 от 02.09.2010 г.

Зав.кафедрой

____________ В.Н.Самородов



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины


Структура программы учебной дисциплины


1.1. Составитель: В.Е.Фёдоров, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МГПУ

1.2. Рецензенты:

В.В.Васильева, к.пед.н., доцент МИЭП

В.Н.Самородов, кандидат философских наук, доцент (МГПУ);

1.3 Пояснительная записка:
Целью данного курса является изучение и анализ средневековой философии; ее сущностных черт; основных этапов развития. Это даёт возможность лучшей ориентации студентов в теоретическом материале и позволит более чётко формулировать проблематику исследования истории и культуры Средних веков.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

- анализ идейно-теоретических и социально-культурных предпосылок возникновения средневековой философии;

- обоснование и систематизация основных принципов средневековой мысли;

- сравнительный анализ античной и средневековой философии;

- раскрытие специфики средневековой философии как этапа развития философии;

- выделение и обоснование существующих в средневековой философии базовых идей, понятий и проблем.


В результате изучения курса, студенты должны знать:

- этапы развития средневековой философии;

- ведущих представителей, основные школы и направления;

- основные разделы учения того или иного мыслителя;

- ключевые понятия и основные проблемы средневековой философии.

В результате изучения курса студенты должны:

- уметь анализировать теоретические, социально-культурные и исторические предпосылки становления средневековой философии;

- иметь представление о специфике различных школ средневековой философии;

- владеть основными понятиями, видеть логику их развития в контексте того или иного учения;

- обобщать существующие в средневековой философии ключевые идеи, достижения и проблемы при чтении текстов первоисточников;

- ориентироваться в общей проблематике.

Из вышесказанного следует, что курс «Средневековая философия» представляет особое значение для специальности «История»; от данного курса зависят уровень и глубина знаний в конкретных областях изучения истории и степень подготовки специалиста.
При подготовке пособия использовались: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. – СПб., 1997; Штекль А. История средневековой философии. – СПб., 1996; Философия: Учеб.-метод. комплекс / Под ред. А.И.Зеленкова. – Мн., 2003.
1.4. ГОС ВПО - нет

1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы:


№№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы, в часах


Вид итогового контроля

(форма отчётности)



Трудо-ёмкост

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

030401 –

«История»



2

3

42

36

16

20




6

зачет


1.6. Содержание дисциплины
1.6.1 Примерное распределение учебного времени


пп


Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ЛК

СМ

СР

1

Специфика средневекового мышления; основные принципы средневековой философии. Философия и теология: философствование в вере.

12

4

2

1

2

Предпосылки и основная проблематика средневековой философии. Античная традиция и средневековая мысль.

10

2

4

1

3

Основные этапы развития средневековой философии. Апологетика: учение Оригена о началах. Латинская и Восточная патристика. Учение Августина.

16

4

4

1

4

Этапы развития схоластики. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях. XIII столетие как «золотой век» схоластики. Дж.Бонавентура и Фома Аквинский.

18

4

6

2

5

Мистическая традиция в средневековой философии. Учение Бернара Клервоского. Немецкие исстики.

14

2

4

1




ИТОГО:

42

16

20

6

1.6.2. Содержание разделов дисциплины




Тема 1. Специфика средневекового мышления(4ч.)

Сущностные черты средневековой философии: теоцентризм, супранатурализм, креационизм, символизм, провиденциализм. «Истина», «добро», «красота» как атрибуты Бога. Христианская догматика и философская мысль. Принципы средневековой метафизики: бытие как слово (verbum) и действительность (actus). Трансценденталии бытия. Мир сакральный и мир профанный.

Становление герменевтики как искусства толкования священных текстов. «Истинное» толкование библии и ереси. Смысловое содержание библейских текстов: соотношение веры и разума. Идея откровения и мистическое созерцание. Антиномии средневекового мышления: антиномичное отношение к Богу, природе, человеку. Принцип оппозиции духа и тела. Этическая направленность средневековой философии: свобода воли и благодать; смысл существования человека и христианское милосердие. Философия и теология: философствование в вере. Философия как «служанка» богословия (Петр Дамиани). Обоснование Божественного бытия. Эсхатологические мотивы средневековой философии.
Тема 2. Предпосылки и основная проблематика

средневековой философии (2ч.)

Идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки развития средневековой философии. Античная традиция и христианский мир. Принципы христианского мировоззрения: идея монотеизма и предопределения. Философия эпохи эллинизма и средневековая мысль: критика «языческих» ценностей. Неоплатонизм о христианской догматике. Проблема триединства Бога. Античные философы в интерпретации христианских мыслителей. Влияние идей Платона и Аристотеля на становление средневековой философии. Восточная мысль и схоластика: латинские аверроисты XIII века.

Основные проблемы средневековой философии: проблема доказательства Божественного бытия; проблема обоснования имени Бога; проблема соотношения веры и разума; проблема понимания истины; проблема познания Бога; проблема толкования священных текстов; проблема понимания природы (оппозиция духа и тела); проблема универсалий; проблема соотношения времени и вечности; проблема благодати и свободной воли; проблема выбора добра и зла; проблема счастья человека; проблема смысла жизни.
Основные этапы развития средневековой философии
Тема 3. Апологетика и патристика (4ч.)

Ранние школы средневековой философии. Апологетика как защита христианского мировоззрения перед лицом «языческой» философии. Обоснование идеи креационизма. Учение Оригена о началах. Бог как высшее бытие и принцип существования. Соотношение мира вечного и мира земного. Концепция перерождения души. Ступени познания Бога: от разума к мистическому озарению. Отношение Оригена к античной философии. Филон о познании Бога и человеческой душе. Идея небесной иерархии; проблема добра и зла. Интерпретация идей Пифагора в учении Климента Александрийского. Бог как число и высшая гармония. Климент о предназначении человека.

Патристика: учение «отцов церкви». Становление герменевтики. Проблема толкования библейских сюжетов. Историческое, агогическое, аллегорическое, символическое прочтение Библии. Латинская и Восточная патристика: соотношение веры и разума. Проблема познания Бога: разум или мистическое озарение. Учение Макария Великого о душе и проведении. Михаил Плевел: ангельская иерархия и порядок мироздания.

Тертуллиан о вере и милосердии. Учение Тертуллиана о душе. Дионисий Ареопагит и его трактат «О божественных именах». Представления о Боге, природе, смысле человеческого существования у Августина. Обоснование принципа теоцентризма; проблема доказательства Божественного бытия. Учение о человеке. Вера и разум в трактовке Августина. Этическая направленность философии Августина. Проблема времени и истории (трактат «О граде Божием»).



Тема 4. Схоластика (4ч.)

Схоластика как рационалистическая линия средневековой философии. Логико-словесное обоснование христианских догматов. Принцип порядка и доказательства. Схоластика как «ученый» спор: диспуты и кводлибеты. Схоластика и европейские университеты. Основные этапы развития схоластики.

Боэций как транслятор ученой традиции. Обоснование триединства Бога в христианском ключе. Полемика с неоплатонизмом. Влияние Аристотеля на философию Боэция: проблема сущности и существования; проблема универсалий (род и вид). Предназначение философии (трактат «Утешение философией»). IX век: учение о разделении природы Иоанна Скота Эриугены. Пантеистические идеи в философии Эриугены: четыре типа природы. Бог как начало и конец мира. Учение о троице. Комментарии библейских сюжетов. XI-XII века: становление теологии как систематизированном знании о Боге и его тварениях. Проблема доказательства Божественного бытия; проблема веры и разума; спор об универсалиях (общих понятиях): Росцеллин, Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо, Петр Абеляр. Тео-логические трактаты Абеляра. Этическое учение. Абеляр: «История моих бедствий».

XIII столетие: «золотой век» схоластики. Построение целостных теологических систем (сумм). Проблема соотношения философии и богословия. Аристотель и средневековые университеты. Развитие монашеских орденов. Споры номиналистов, реалистов и концептуалистов об универсалиях: Альберт Великий, Бонавентура, Генрих Гентский, Дунс Скот. «Сумма теологии» Фомы Аквинского. Пять доказательств Божественного бытия; проблема сущности и существования; материи и формы. Этическое учение Фомы Аквинского. Р.Бэкон и становление «научного» знания. Сигер Брабантский и парижские аверроисты: спор о вечности мира. XIV век: «поздняя схоластика» (У.Оккам, Н.Орем, Ж.Буридан, Ж.Боден). Тенденции номинализма и попытка разведения теологии и философии. Проблема матемизации мира. Построение логических систем.


Тема 5. Мистическая традиция в средневековой философии(2ч.)

Философия и мистические практики. Проблема соотношения веры и разума. Познание Бога как путь интуиции и откровения. Критика схоластики и отрицание слова. Примат веры над разумом в восточной патристике. Чувственное созерцание Божественного бытия. : благодать и свободная воля. Пути познания Бога. Понимание души и мистического озарения. Аскетизм и христианское милосердие. Критика спора об универсалиях. Мистическая линия в творчестве Бонавентуры: «Путеводитель души к Богу». Мейстер Экхарт и немецкие мистики. Учение Экхарта о «Боге» и «Божестве». Душа как «искра Божия». Мистическое созерцание Бога. Иоганн Таулер о «правильной» медитации. Учение Генриха Сузо о душе и созерцании Бога. Мистическая философия и «поздняя схоластика».


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения:


п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во

часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Специфика средневекового мышления.

Основные принципы средневековой философии. Философия и теология.

8

Решение тестовых заданий;

написание рефератов



Выполнение тестов; проверка рефератов

2.

Предпосылки и основная проблематика средневековой философии.

Античная традиция и средневековая мысль. Влияние восточной мысли на средневековую философию.

6

Конспектирование первоисточников; решение тестовых заданий

Выполнение тестов; проверка конспектов

3.

Основные этапы развития средневековой философии.

Апологетика и патристика; этапы развития схоластики; мистическая философия.

22

Конспектирование первоисточников; решение тестовых заданий; написание рефератов

Проверка конспектов и рефератов; выполнение тестов


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1 Тематика планы аудиторной работы студентов по изученному материалу




ПЛАН СЕМИНАРА 1

«Специфика средневекового мышления»




  1. Сущностные черты средневековой философии.

  2. Христианская догматика и философская мысль.

  3. Этическая направленность средневековой философии.

  4. Философия и теология.


Задание для самостоятельной работы:
К каждому семинарскому занятию необходимо составить конспекты первоисточников, соответствующих теме.


Литература

Борисов Е.А. Истоки христианского мировоззрения. – М., 1987.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М., 1997.

Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. Пер. с нем. – М.. 1962.

Майоров Г.Г.Формирование средневековой философии. – М.,1991.

Марков Б.В., Пигров К.С. Философия. – СПб., 1996.

Пореев А.Н. Специфика средневекового мышления. – СПб., 1994.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. – СПб., 1997.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М.,1979.

Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. – М., 1987.

Философия: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М., 2002.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.,1991.

Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. Пер. с нем. – СПб., 1997.


ПЛАН СЕМИНАРА 2


«Предпосылки и основная проблематика

средневековой философии»


Занятие 1

  1. Социально-культурные предпосылки развития средневековой философии.

  2. Философия эпохи эллинизма и средневековая мысль.

  3. Восточная мысль и схоластика.



Занятие 2

  1. Основные проблемы средневековой философии.

  2. Проблема соотношения веры и разума.

  3. Проблема толкования священных текстов (герменевтика).

  4. Проблема благодати и свободной воли.



Литература

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб., 1995.

Вестник Русского Христианского гуманитарного института. Вып.3. – СПб., 1999.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. – М., 1993.

История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.2. – М., 1996.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

Моисеев П.Я. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии. – М., 1997.

Рассел Б. История западной философии: в 2-х кн. – М., 1993. Кн.1.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. – СПб., 1997.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2001.

Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988.

Штекль А. История средневековой философии. – СПб., 1996.

Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. Пер. с нем. – СПб., 1997.

ПЛАН СЕМИНАРА № 3


«Апологетика и патристика»
Занятие 1

  1. Ранние школы средневековой философии.

  2. Учение Оригена о началах.

  3. Филон о познании Бога и человеческой душе.

  4. Основные принципы философии Климента Александрийского.



Занятие 2

1. Латинская и Восточная патристика.

2. Учение Тертуллиана.

3. Основные принципы философии Августина.


Литература

Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992.

Антология мировой философии. Т.1,ч.2. – М., 1969.

Афанасин Е.В. «Гносеология» Климента Александрийского и неопифагорейская традиция // Историко-философский ежегодник, 99. – М., 2001.

Ионайтис О.Б. Традиции Иоанна Дамаскина в русской средневековой философии // Verbum . Выпуск 6. – СПб., 2002.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М., 1997.

Майоров Г.Г.Формирование средневековой философии. – М.,1991.

Моисеев П.Я. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии. – М., 1997.

Ориген. О началах. – Самара, 1993.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. – СПб., 1997.

Сергеев А.К., Толстенко А.М. К вопросу о сущности средневековой метафизической позиции // Verbum . Выпуск 1. – СПб., 1999.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М.,1979.

Философия: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М., 2002.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.,1991.



ПЛАН СЕМИНАРА 4

«Схоластика»



Занятие 1

1. Основные принципы схоластической философии.

2. Схоластика как «ученый» спор: диспуты и кводлибеты.

3. Основные этапы развития схоластики.



  1. Схоластика и европейские университеты.


Занятие 2

  1. Основные принципы учения Боэция.

  2. Учение о разделении природы Иоанна Скота Эриугены.

  3. Философия Ансельма Кентерберийского.

  4. Тео-логические трактаты П.Абеляра.


Занятие 3

1. Споры номиналистов, реалистов и концептуалистов об универсалиях.

2. «Сумма теологии» Фомы Аквинского.

3. Сигер Брабантский и парижские аверроисты.

4. Тенденции номинализма в «поздней схоластике».

Литература

Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992.

Абеляр П. Тео-логические трактаты: Пер. с лат. – М., 1995.

Антология мировой философии. Т.1,ч.2. – М., 1969.

Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М., 1995.

Апполонов А.В. Иоанн Дунс Скот и его философская теология //Блаженный Иоанн Дунс Скот. Трактат о первоначале. – М., 2001.

Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.

Бронзов А.А. Аристотель и Фома Аквинат в их отношении к учению о нравственности. – СПб., 1994.

Verbum . Выпуск 4. Философия Уильяма Оккама: традиции и современность – СПб., 2001.

Verbum . Выпуск 6. Аристотель и средневековая метафизика. – СПб., 2002.

Вестник Русского Христианского гуманитарного института. Вып.3. – СПб., 1999.

Историко-философский ежегодник, 99. – М., 2001.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М., 1997.

Майоров Г.Г. Дунс Скот как метафизик // Блаженный Иоанн Дунс Скот. Избранное. – М., 2001.

Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. – М., 1994.

Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. – М., 1994.

Рассел Б. История западной философии: в 2-х кн. – М., 1993. Кн.1.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. – СПб., 1997.

Суворов Н.С. Средневековые университеты. – М., 1986.

Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник-88. – М., 1988.

Шевкина Г.В. Сигер Брабанский и парижские аверроисты XIII века. – М., 1972.

Штекль А. История средневековой философии. – СПб., 1996.

Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. Пер. с нем. – СПб., 1997.


ПЛАН СЕМИНАРА № 5

«Мистическая философия»


Занятие 1

  1. Философия и мистические практики.

  2. Критика схоластики и отрицание слова.

  3. Учение Бернара Клервоского.

  4. Мистическая линия в творчестве Бонавентуры.


Занятие 2

1. Мейстер Экхарт и немецкие мистики.

2. Учение Генриха Сузо.

3. Мистическая философия и «поздняя схоластика».


Литература

Антология мировой философии. Т.1,ч.2. – М., 1969.

Бонавентура. Путеводитель души к Богу. – М., 1993.

Генрих Сузо. Пути созерцания Бога. – М., 1997.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.

Историко-философский ежегодник, 99. – М., 2001.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М., 1997.

Майоров Г.Г.Формирование средневековой философии. – М.,1991.

Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. – М., 1991.

Моисеев П.Я. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии. – М., 1997.

Рассел Б. История западной философии: в 2-х кн. – М., 1993. Кн.1.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. – СПб., 1997.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2001.

Социокультурные характеристики средневековой философии. – М., 1990.

Таулер И. О правильной медитации // Вестник Русского Христианского гуманитарного института. Вып.3. – СПб., 1999.

Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. – М., 1987.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.,1991.
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1 Рекомендуемая литература



Основная


История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.2. – М., 1996.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М., 1997.

Майоров Г.Г.Формирование средневековой философии. – М.,1991.

Рассел Б. История западной философии: в 2-х кн. – М., 1993. Кн.1.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. – СПб., 1997.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М.,1979.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2002.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2001.

Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. – М., 1987.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.,1991.

Штекль А. История средневековой философии. – СПб., 1996.

Философия: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М., 2002.

Философия: Учеб.-метод. комплекс / Под ред. А.И.Зеленкова. – Мн., 2003.

Дополнительная


Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992.

Антология мировой философии. Т.1,ч.2. – М., 1969.

Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.

Бронзов А.А. Аристотель и Фома Аквинат в их отношении к учению о нравственности. – СПб., 1994.

Вестник Русского Христианского гуманитарного института. Вып.3. – СПб., 1999.

Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. – М., 1993.

Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. Пер. с нем. – М.. 1962.

Марков Б.В., Пигров К.С. Философия. – СПб., 1996.

Мир философии: Хрестоматия: в 2-х ч. – М., 1991.

Ориген. О началах. – Самара, 1993.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984.

Средние века: сборник. Вып.45. – М., 1982.

Суворов Н.С. Средневековые университеты. – М., 1986.

Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник-88. – М., 1988.

Шевкина Г.В. Сигер Брабанский и парижские аверроисты XIII века. – М., 1972.

Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. Пер. с нем. – СПб., 1997.


Первоисточники:
Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992.

Абеляр П. Этика, или Познай самого себя // Теологические трактаты: Пер. с лат. – М., 1995.

Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Сочинения. – М., 1995.

Бернар Клервоский О благодати и свободе воли // Средние века. Вып. 45. – М., 1982.

Блаженный Иоанн Дунс Скот. Трактат о первоначале. – М., 2001.

Бонавентура. Путеводитель души к Богу. – М., 1993.

Боэций. Утешение философией и другие трактаты. – М., 1990.

Генрих Гентский. Кводлибет // Историко-философский ежегодник, 99. – М., 2001.

Генрих Сузо. Пути созерцания Бога. – М., 1997.

Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. – М., 1991.

Николай Орем. О конфигурации качеств. – М., 2000.

Оккам У. Сумма всей логики. О сущем // Verbum . Выпуск 4. Философия Уильяма Оккама: традиции и современность – СПб., 2001.

Ориген. О началах. – Самара, 1993.

Роберт Гроссетест. Об истине // Вестник Русского Христианского гуманитарного института. Вып.3. – СПб., 1999.

Сигер Брабантский. Вопросы о разумной душе // Шевкина Г.В. Сигер Брабанский и парижские аверроисты XIII века. – М., 1972.

Таулер И. О правильной медитации // Вестник Русского Христианского гуманитарного института. Вып.3. – СПб., 1999.

Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник-88. – М., 1988.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 16. Об истине // Вестник Русского Христианского гуманитарного института. Вып.3. – СПб., 1999.

Эриугена. О разделении природы // Антология мировой философии. Т.1,ч.2. – М., 1969.

1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  1. Перечень используемых технических средств.

  1. Ноутбук.

  2. Проектор.

  3. Экран.

  1. Перечень используемых пособий.

  1. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.

  1. Программы Microsoft Powerpoint, Microsoft Word, Microsoft мультимедиа проигрыватель.


1.10 Тестовые задания

Тестовые задания:
1. Укажите основные принципы средневекового мышления:

а) космологизм; б) теоцентризм; в) антропоцентризм; г) эсхатологизм; д) символизм; е) провиденциализм; ж) креационизм; з) агностицизм; и) дуализм.


2. Креационизм как принцип средневековой философии означает:

а) признание человека венцом творения; б) признание сотворения Богом мира из ничего; в) отрицание целесообразности в природе; г) понимание человека как равного Богу по своим творческим возможностям.


3. Выберите из списка основные христианские догматы:

а) о предопределении; б) о воплощении Слова; в) о ступенях бытия; г) о сущем и сущности; д) о спасении души; е) о триединстве Бога.


4. Назовите основные этапы развития средневековой философии:

а) патристика; б) экзегетика; в) апологетика; г) схоластика; д) перипатетика.


5. Кого из указанных мыслителей можно отнести к апологетике:

а) Филон; б) Августин; в) Абеляр; г) Росцеллин; д) Эриугена.


6. Кому из указанных мыслителей принадлежит трактат «О началах»:

а) Фома Аквинский; б) Тертуллиан; в) Ансельм Кентерберийский; г) Ориген; д) Дунс Скот.


7. Выберите из списка ранние школы средневековой философии:

а) схоластика; б) мистическая философия; в) апологетика; г) аверроизм; д) неоплатонизм; е) патристика.


8. К Восточной патристике относятся:

а) Августин Аврелий; б) Ориген; в) Макарий Великий; г) Генрих Сузо; д) Михаил Плевел; е) Р.Бэкон.


9. Выберите из указанного списка основные проблемы средневековой философии:

а) проблема веры и разума; б) проблема человеческого бытия; в) проблема доказательства Божественного бытия; г) проблема методов исследования; д) проблема свободной и доброй воли.


10. Выберите из списка представителей латинской патристики:

а) Филон; б) Тертуллиан; в) Климент; г) Абеляр; д) Августин; е) Н.Орем.


11. Кто из указанных мыслителей написал трактат «О разделении природы»:

а) Альберт Великий; б) Бернар Клервоский; в) Иоанн Скот Эриугена; г) Боэций; д) У.Оккам; е) Фома Аквинский.


12. С какой из школ эпохи эллинизма вели непримиримую полемику представители апологетики:

а) эпикуреизм; б) стоицизм; в) неоплатонизм; г) кинизм; д) скептицизм.


  1. Выберите из списка характерные особенности схоластики:

а) философское знание считает подчиненным примату теологии; б) отстаивает свободу разума и критикует церковную обрядность; в) проявляет устойчивый интерес к формально-логической проблематике; г) стремится вывести из священных текстов полноту их логических следствий при помощи правильно построенной цепи умозаключений; д) в учении о природе опирается принцип материального единства мира.
14. Кто из указанных мыслителей задает основание схоластической проблематике:

а) Климент; б) Макарий Великий; в) Боэций; г) Дунс Скот; д) Р.Бэкон; е) Генрих Гентский.


15. Учение какого античного философа повлияло на развитие схоластики:

а) Эпикура; б) Платона; в) Аристотеля; г) Пифагора; д) Демокрита; е) Пирона.


16. Кто из указанных мыслителей обосновал «онтологическое доказательство Божественного бытия»:

а) Августин; б) Абеляр; в) Ансельм Кентерберийский; г) Дунс Скот; д) Р.Бэкон.


17. Рассвет схоластики приходится на:

а) 11 век; б) 12 век; в) 13 век; г) 14 век; д) 15 век.


18. Кто из указанных мыслителей относится к направлению номинализма:

а) Альберт Великий; б) Бонавентура; в) Дунс Скот; г) Генрих Гентский; д) Н.Орем.


19. Кто из схоластов обосновал пять доказательств Божественного бытия:

а) У.Оккам; б) Фома Аквинский; в) Ансельм Кентерберийский; г) Эриугена; д) Абеляр; е) Дунс Скот.


20. В рамках какого направления признается онтологический статус универсалий:

а) реализм; б) номинализм; в) концептуализм; г) патристика; д) экзегетика.


21. Кого из указанных мыслителей можно отнести к парижским аверроистам:

а) Дунс Скот; б) Фома Аквинский; в) Сигер Брабантский; г) Бернар Клервоский; д) Альберт Великий.


22. Кто из указанных мыслителей считал, что Бога и его творения можно свести к понятию «сущее»:

а) У.Оккам; б) П.Абеляр; в) Р.Бэкон; г) Дунс Скот; д) Н.Орем.


23. Кого из указанных мыслителей можно отнести к немецким мистикам:

а) Расцеллин; б) Ориген; в) Таулер; г) Боден; д) Экхарт.


24. Кто из указанных мыслителей написал работу «О граде Божием»:

а) Абеляр; б) Климент; в) Августин; г) Фома Аквинский; д) Тертуллиан; е) Оккам.
25. Основные принципы теологии обосновал:

а) Сигер Брабантский; б) Альберт Великий; в) Ансельм Кентерберийский; г) П.Абеляр; д) Бонавентура.


26. Трактат «Путеводитель души к Богу» написал:

а) Бонавентура; б) Фома Аквинский; в) Бернар Клервоский; г) Дунс Скот; д) У.Оккам.

27. Для средневековой философии характерно понимания бытия как …:

а) природы; б) идеи; в) слова; г) материи; д) энтелехии.




  1. К представителям «поздней схоластики» относятся:

а) У.Оккам; б) Абеляр; в) Фома Аквинский; г) Н.Орем; д) Р.Бэкон.


  1. Мистическую традицию созерцания Бога обосновал:

а) Альберт Великий; б) Дунс Скот; в) Ж.Боден; г) Бернар Клервоский; д) Сигер Брабантский; е) Расцеллин.



  1. Трактат «О конфигурации качеств» написал:

а) У.Оккам; б) Р.Бэкон; в) Н.Орем; г) П.Абеляр; д) Климент; е) Филон.


1.11 Перечень вопросов к зачету


  1. Специфика средневекового мышления. Основные принципы средневековой философии.

  2. Христианская догматика и философская мысль.

  3. Средневековая герменевтика.

  4. Этическая направленность средневековой философии.

  5. Философия и теология: философствование в вере.

  6. Эсхатологические мотивы средневековой философии.

  7. Идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки развития средневековой философии.

  8. Философия эллинизма и средневековая мысль.

  9. Влияние идей Платона и Аристотеля на становление средневековой философии.

  10. Восточная мысль и схоластика.

  11. Основные проблемные поля средневековой философии.

12.Основные этапы развития средневековой философии.

13.Ранние школы средневековой философии.

14.Апологетика и патристика: общая характеристика.

15.Латинская и Восточная патристика: сравнительная характеристика.

16.Учение Тертуллиана о душе.

17.Основные принципы философии Августина.

18.Сущностные характеристики схоластики.

19.Схоластика как «ученый» спор: диспуты и кводлибеты.

20.Схоластика и европейские университеты.

21.Основные этапы развития схоластики.

22.Боэций как транслятор ученой традиции.

23.Учение о разделении природы Иоанна Скота Эриугены.

24.Ансельм Кентерберийский и развитие схоластики.

25.Теология П.Абеляра.

26.XIII столетие как «золотой век» схоластики.

27.Монашеские ордена и философская традиция.

28.Теологическая система Фомы Аквинского.

29.Р.Бэкон и становление «научного» знания.

30.Сигер Брабантский и парижские аверроисты.

31.Учение Дунса Скота.

32.Тенденции номинализма в «поздней схоластике».

33.Философия и мистические практики.

34.Учение Бернара Клервоского.

35.Мистическая линия в творчестве Бонавентуры.

36.Мейстер Экхарт и немецкие мистики.

37.Учение Генриха Сузо.

38.Мистическая философия и «поздняя схоластика».

1.12 Экзаменационные билеты не предусмотрены

1.13 Примерная тематика рефератов


  1. Сущностные черты средневековой философии.

  2. «Истина», «добро», «красота» как атрибуты Бога.

  3. Христианская догматика и философская мысль.

  4. Основные принципы средневековой метафизики.

  5. Проблема трансценденталий бытия в средневековой философии.

  6. Герменевтика как искусство толкования священных текстов.

  7. «Истинное» толкование библии и ереси.

  8. Смысловое содержание библейских текстов: соотношение веры и разума.

  9. Антиномии средневекового мышления.

  10. Принцип «оппозиции духа и тела» в средневековой философии.

11.Этическая направленность средневековой философии.

12.Философия и теология: философствование в вере.

13.Философия как «служанка» богословия.

14.Эсхатологические мотивы средневековой философии.

15.Идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки развития средневековой философии.

16.Античная традиция и христианский мир.

17.Неоплатонизм о христианской догматике.

18.Античные философы в интерпретации христианских мыслителей.

19.Влияние идей Платона и Аристотеля на становление средневековой философии.

20.Восточная мысль и схоластика: латинские аверроисты XIII века.

21.Основные проблемные поля средневековой философии.

22.Проблема доказательства Божественного бытия в средневековой философии.

23.Ранние школы средневековой философии: общая характеристика.

24.Апологетика как защита христианского мировоззрения.

25.Учение Оригена о началах.

26.Интерпретация идей Пифагора в учении Климента Александрийского.

27.Патристика: учение «отцов церкви».

28.Латинская и Восточная патристика: соотношение веры и разума.

29.Учение Макария Великого о душе и проведении.

30.Учение Тертуллиана о душе.

31.Дионисий Ареопагит и его трактат «О божественных именах».

32.Основыне принципы философии Августина.

33.Проблема времени и истории в учении Августина.

34.Схоластика как рационалистическая линия средневековой философии.

35.Логико-словесное обоснование христианских догматов.

36.Схоластика как «ученый» спор: диспуты и кводлибеты.

37.Схоластика и становление европейских университетов.

38.Основные этапы развития схоластики.

39.Боэций как транслятор ученой традиции.

40.Учение о разделении природы Иоанна Скота Эриугены.

41.Становление теологии как систематизированном знании о Боге и его тварениях.

42.Тео-логические трактаты Абеляра.

43.Этическое учение П.Абеляра.

44.Проблема соотношения философии и богословия.

45.Учение Аристотеля и средневековые университеты.

46.Споры номиналистов, реалистов и концептуалистов об универсалиях.

47.«Сумма теологии» Фомы Аквинского.

48.Пять доказательств Божественного бытия Фома Аквинского.

49.Этическое учение Фомы Аквинского.

50.Р.Бэкон и становление «научного» знания.

51.Сигер Брабантский и парижские аверроисты: спор о вечности мира.

52.Тенденции номинализма и попытка разведения теологии и философии в поздней схоластике.

53.Мистическая традиция в средневековой философии.

54.Философия и мистические практики.

55.Учение Бернара Клервоского о благодати и свободной воле.

56.Мистическая линия в творчестве Бонавентуры.

57.Мейстер Экхарт и немецкие мистики.

58.Учение Экхарта о «Боге» и «Божестве».

59.Учение Генриха Сузо.

60.Мистическая философия и «поздняя схоластика».


1.14 Написание курсовых работ по данной дисциплине не предусмотрено.

1.15 Написание дипломных работ по данной дисциплине не предусмотрено.

1.16 Методики исследования нет.

1.17 Балльно-рейтинговая система оценивания не используется.
РАЗДЕЛ 2 – НЕ ПРЕДУСМОТРЕН
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.
Тема 1. Специфика средневекового мышления

План.

1. Сущностные черты средневековой философии

2.Христианская догматика и философская мысль

3.Становление герменевтики как искусства толкования священных текстов

4. Этическая направленность средневековой философии

4.Философия и теология



Основные понятия и положения: теоцентризм, супранатурализм, креационизм, символизм, провиденциализм.
Тема 2. Предпосылки и основная проблематика

средневековой философии

План.

1. Идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки развития средневековой философии.

2.Неоплатонизм о христианской догматике.

3.Восточная мысль и схоластика

4.Основные проблемы средневековой философии

Основные понятия и положения: монотеизм, аверроисты, христианская догматика.

Тема 3. Апологетика и патристика

План

1. Ранние школы средневековой философии

2. Бог как высшее бытие и принцип существования.

3. Патристика: учение «отцов церкви».

4. Учение о человеке



Основные понятия и положения: Апологетика, креационизм, патристика, теоцентризм.

Тема 4. Схоластика

План

1. Схоластика как рационалистическая линия средневековой философии.

2. Бог как начало и конец мира.

3.Этическое учение

4. XIII столетие: «золотой век» схоластики.



Основные понятия и положения: схоластика, неоплатонизм, универсалии, проблема сущности и существования; материи и формы, номинализм.
Тема 5. Мистическая традиция в средневековой философии

План.

1. Философия и мистические практики.

2. Пути познания Бога



3. Мистическое созерцание Бога

Основные понятия и положения: восточная патристика, учение Бернара Клервоского, творчество Бонавентуры, «правильная» медитация, «поздняя схоластика».


РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий)
Смотри: Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов- М.: Сов.Энциклопедия, 1983.

РАЗДЕЛ 5 Практикума по решению задач нет.


РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли

после утверждения программы


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение















РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут



Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Федоров В.Е., к.филос.н., доцент

2010/2011 уч.год

ФИСН

030401 ИСТОРИЯ (тур)



















Каталог: umu-umk -> %D0%98%D0%A1%D0%9D -> 030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине дс историко-культурные ресурсы зарубежных стран и россии
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методичсекий комплекс
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран азии и африки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф история исторической науки. Историография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р история науки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 История
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф история исторической науки. Историография основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новейшая история стран европы и америки основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401
030401.65%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине фтд геральдика. Фалеристика. Вексиллология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница