Творчество В. Серова



Скачать 45.23 Kb.
Дата03.04.2016
Размер45.23 Kb.
Творчество В. Серова

В. А. Серов (1865-1911) – крупнейший художник рубежа 19-20 вв.

( в 1887-1909 гг. преподавал в московском училище живописи, ваяния и зодчества; в 1894-1899 гг. – член товарищества передвижников; с 1903 г. действительный член Академии художеств; вышел из рядов Академии в 1905 г. после расстрела демонстрации в Петербурге).

Творчество Серова было чрезвычайно разнообразно. Великий портретист, он был значительным художником бытового и анималистического жанра, историческим живописцем, превосходным пейзажистом, оставил значительное графическое наследство. Творчество В. Серова делится на несколько периодов, каждый из которых резко отличается от предыдущего (в этом его феномен).

Валентин Серов родился в семье музыкантов. В десятилетнем возрасте начал заниматься живописью под руководством И. Е. Репина. В 1880 г. Серов поступил в Академию художеств в мастерскую П. Чистякова. Он осваивает “чистяковскую систему” строго построенного, как бы математически выверенного рисунка. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы. В 1885г. Серов оставляет Академию художеств, не сдав последних экзаменов.
Очень значительное место в жизни художника имела творческая атмосфера абрамцевского кружка в имении Мамонтова; Серов сближается с современными живописцами, знакомится с лучшими достижениями в русском искусстве.

Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещенная солнцем" (1888; обе в Третьяковской галерее). В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма.



С начала 1890-х гг. портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистическое начало. Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, - все в Третьяковской галерее). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи 2-й половины 1880-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, пользовался более свободным широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения портретируемого.

Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897,Третьяковская галерея; С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, - оба в Русском музее в Санкт-Петербурге). В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания.

Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка ("Дети", 1899, Русский музей; "Мика Морозов", 1901, Третьяковская галерея).

В 1890-х - начале 1900-х гг. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов - скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности ("Октябрь. Домотканово", 1895; "Баба в телеге", 1896; «Баба с лошадью», 1898).

В поздний период (начало 1900-х гг.) Серов связан с "Миром искусства". На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях Серова, в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля "модерн", неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологических характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности.

В середине 1900-х гг. Серов создаёт несколько героических портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904; М. Н. Ермоловой,1905, Ф. И. Шаляпина, 1905).

В портрете М. А. Морозова (1902) Серов, выявляя характер модели, прибегает к гиперболизации и гротеску.

В поздних портретах Серова стиль модерн достигает своих вершин - портреты Иды Рубинштейн (1910), Г.Л. Гиршман (1907), О.К. Орловой (1911). Яркий психологический анализ соединяется с декоративной красотой живописи модерна.

Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. В работах "Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту" (1900) , «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», «Юный Петр 1на псовой охоте» (1902), выполненных темперой, Серов великолепно передает дух эпохи, ее стиль. Подлинной глубины и самобытности в исторической живописи Серов достигает в работе «Петр 1» 1907 г. Тема величественного шествия получила в этом небольшом полотне монументальное воплощение.

В последние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Сочетая условность мифологического образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греческой архаики, Серов даёт собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. В картине «Одиссей и Навзикая» (1910) все проникнуто ощущением просветленности, гармоничной целостности. Природа и люди пребывают в удивительном единстве. Шествие радостно и торжественно-величаво. В «Похищении Европы» (1910), имеющем не только живописный и графический, но и скульптурный вариант, характерная для модерна проблема соединения условного и реального, получила наиболее последовательное разрешение.

Серов много работает в различных графических техниках – акварели (портрет С.М. Лукомской ,1900), пастели, литографии и др. Его рисунок постепенно становится все более изысканным, что особенно сказалось в поздний период ( портреты В.И. Качалова, 1908; Т.Карсавиной, 1909; многочисленные рисунки к басням Крылова, 1891-1911).

Попробовав силы в театральной афише, он создал для «Русских сезонов» подлинный шедевр — лист с изображением танцующей А.П. Павловой (1909). Создал прекрасные декорации для постановки оперы своего отца А. Серова «Юдифь» (1907) в Мариинском театре, к балету «Шехерезада» (1911) на музыку Н. Римского-Корсакова для «Русских сезонов» в Париже.



Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского искусства.

В. Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница