Тубельский Александр Наумович. Школа самоопределения



Скачать 85.67 Kb.
Дата06.06.2016
Размер85.67 Kb.
ТипБиография


Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социологии

Кафедра: Информационные технологии в образовании

РЕФЕРАТ

по дисциплине



«Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»

Тема: Тубельский Александр Наумович. Школа самоопределения.

Преподаватель Иманова О. А.

Студент ПП10-02Б Рукосуева А. Е.

Красноярск 2013

Содержание

Биография Тубельского А. Н.…………………………………………………….3

Школа самоопределения………………………………………………….………5

Погружение………………………………………………………………………..7

Уклад……………………………………………………………………………….8

Детский садик……………………………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………….10

Биография

Тубельский Александр Наумович - Российский деятель образования, президент «Ассоциации демократических школ» (Россия), кандидат педагогических наук, директор «Школы самоопределения» (школа № 734 города Москвы), Заслуженный учитель Российской Федерации.

Александр Наумович родился в Москве 2 октября 1940 года. В 1971 году окончил исторический факультет Московского областного педагогического института имени Н.К. Крупской. В 1979-м защитил диссертацию на звание кандидата педагогических наук.

Трудовую деятельность начал в 18 лет рабочим завода «Стройдеталь» в Краснодаре. Через год был призван на службу в советскую армию. Отслужив, как и положено, три года, работал пять лет старшим пионервожатым в школах-интернатах Москвы. Следующие пять лет руководил работой Клуба вожатых Московского Дома пионеров. Позже работал организатором по внеклассной работе и учителем истории в школе № 733 (1972-1974 гг.), заместителем директора по методической работе Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Москвы (1974-1982 гг.), а затем — старшим научным сотрудником Лаборатории трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР. В 1985 году коллектив учителей школы № 734 пригласил Тубельского А.Н. на должность директора. Александр Наумович предложил концепцию нового содержания образования и, реализуя эту концепцию, школа в 1987 году победила во всесоюзном конкурсе инновационных школ, одной из первых получила статус экспериментальной площадки федерального значения. Тубельский А.Н. является автором педагогики самоопределения, ориентированной на создание условий для развития индивидуальности ребёнка. По инициативе Тубельского школа № 734 была преобразована в 1992 году в комплексное образовательное учреждение — Научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения». Под руководством Александра Наумовича она стала победителем конкурса авторских школ (1989), конкурса «Школа будущего» (2006), конкурса инновационных школ в рамках Национального проекта «Образование» (2007). В 1990-м А.Н. Тубельский был избран президентом Ассоциации инновационных школ, а в 2000-м — президентом Ассоциации демократических школ России. Большое внимание уделял он воспитанию нового поколения педагогов. На базе НПО занимались студенты-педагоги, регулярно организовывались семинары учителей.

До последних дней А.Н. Тубельский работал профессором Московского педагогического государственного университета. Является автором и редактором 16 книг и более 150 статей по проблемам нового содержания образования, развития демократического уклада школьной жизни.

Школа самоопределения



«Демократически воспитанный человек — это не тот, который делает то, чего хочет, а тот, который может сам ставить себе границы. Границы хорошего и плохого, границы поведения в разных ситуациях, границы между знанием и незнанием. В этом смысле мы понимаем и термин “самоопределение” — умение ставить себе пределы», — говорит Александр Тубельский.

Процесс образования здесь – это как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я». Эти процессы опираются на следующие принципы:



  • Личностный смысл учебы (личностно ориентированное образование). Каждый учитель раскрывает собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности. Овладевая материалом учебного предмета, каждый ученик находит в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление.

  • Межпредметные погруженияучителя, работающие в одном классе, в течение нескольких дней работают над одними понятиями или универсальными умениями.

  • Рефлексия: учебные понятия являются предметом обсуждения детей, темами своеобразного подросткового философствования. Это позволяет учителям осмысленно проектировать и осуществлять образовательный процесс вместе с детьми.

  • Творческий экзамен как открытое соревнование: накопление опыта самоопределения, где создается своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей.

  • Культурное взаимодействие ребят разных возрастов и самоуправление.

  • Особое образовательное пространство: пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл.

  • Педагогическая деятельность как искусство и исследование: подобно ребенку, выходящему в личностное развитие после того, как он научается задавать вопросы самому себе и про себя, учитель должен критически оценивать свой предмет, свой профессиональный опыт.

Главное определение того, что происходит в этой школе,- нестандарт. Стандартов здесь не любят. Тубельский - известный противник любой стандартизации школьного образования. Объясняет это тем, что ни ребенка, ни педагога нельзя загонять в рамки. "Почему у нас в школах так мало преподавателей-мужчин? – говорит директор "Школы самоопределения", заведующий лабораторией педагогики самоопределения Александр Тубельский. - Потому что для мужчины творчество необходимо. Ему сложно представить себе, что он из года в год будет заходить в один и тот же класс, объяснять, а потом спрашивать один и тот же параграф. Скучно!"

Педагогам "Школы самоопределения", а среди них предостаточно мужчин, скучать не приходится. Учителя, могут выбрать любую форму проведения занятий (погружение, обычные уроки и т. д.). В школе же их удерживает именно свобода творчества. Обучение ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе. Сама структура учебного дня тоже варьируется. Решение - что будем делать сегодня - принимается голосованием, в котором участвуют и учитель, и ученики.

ПОГРУЖЕНИЕ

Погружение "по Тубельскому" - это система обучения, при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается один и тот же предмет.

Погружение - один из любимых терминов учителей и учеников школы Тубельского. Погружение - это система обучения, при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается один и тот же предмет. Например, если у шестого класса идет погружение в математику, то в расписании стоит по четыре-пять уроков математики (правда, уроки здесь длятся всего 35 минут). История, география, словесность на этот период отодвигаются на второй план и появляются в виде редких довесков к основному предмету, только если это необходимо для повторения.

Сам термин и общие принципы погружения известны давно. Их в своей книге "Объять необъятное" раскрыл Михаил Щетинин. Но здесь эти общие принципы реализуются в конкретных условиях. Каждый раз с новыми детьми, то есть каждый раз с чистого листа. Поэтому - эксперимент.

Слова о погружении от ученицы школы самоопределения:

«- Пять уроков по одному и тому же предмету, наверное, выдержать очень сложно? - осторожно интересуюсь у ученицы десятого класса, которую мне выделили в качестве экскурсовода.

- Я сюда только год назад пришла, мне сначала было сложно,- объясняет она.- Потом привыкла. Зато удобно делать уроки: в старой школе надо было пять предметов готовить, а здесь только один.

- Учиться здесь труднее? - продолжаю разведку.

Девочка на минуту задумывается.

- Наверное, здесь просто интереснее».


УКЛАД

Уклад - это, система отношений и совокупность ценностей, складывающиеся в той или иной человеческой общности. Элементами уклада  являются:



  • Нормы и правила;

  • Организационная структура;

  • Традиции;

  • Ситуации;

  • Формы и виды жизнедеятельности.

Если под образованием понимается образование личности, то, с нашей точки зрения, оно происходит не только во время специально организованного обучения, но и в процессе всей жизнедеятельности. При этом уклад всегда выступает как элемент содержания образования. Если уклад не осознан как системообразующий фактор, то для образовательной общности, его реализующей, он выступает как скрытое содержание образования.

ДЕТСКИЙ САДИК

В обстановку эксперимента дети попадают еще в детском саду, куда принимают в трехлетнем возрасте. Здесь не готовят к школе в общепринятом смысле, не учат чтению, счету и т. д. Здесь выращивают растения, занимаются ручным трудом, музыкой, физкультурой, учат взаимодействовать с другими людьми (именно поэтому обучение идет в разновозрастных группах, чтобы ребенок, приходя в школу, имел опыт общения и со сверстниками, и со старшими или младшими детьми). Составлять планы занятий с детьми педагоги отказываются принципиально. Воспитатели ориентируются на "сегодняшнюю потребность ребенка".

В детском садике №734 принято раз в неделю посещать с ребятишками лес. На вопрос «зачем нужны эти походы?» отвечают сотрудники детского сада: «Во-первых, это дань традиции. В лес в нашем саду ходили еще до нас – нынешних воспитателей. Во-вторых, мы сами «выросли» в лесу – одна из нас все детство провела в естественно-научных экспедициях по роду деятельности родителей, а другая и вовсе выросла на БАМе и до сих пор заядлая походница. Здесь мы как рыбы в воде. В - третьих – это часть программы «Кругозор», на которую мы ориентируемся в своей работе. Тема «Где в городе природа» предполагает тесное взаимодействие с природными объектами,  в том числе и во время образовательных путешествий». В начале и конце прогулки дети обязательно приветствуют лес и прощаются с ним. Опираясь на тему недели, воспитатели готовят задание. Например, тема «Лес на подоконнике» предполагает сбор семян и посадку их в аквариум в группе. Когда зимой все укрывают сугробы, в группе можно увидеть лопухи, крапиву, подорожник. Если тема «Животные», то дети кормят белок. Ребят учат наблюдать за ними из «укрытия», а не гоняться с криками всей толпой.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Если бы я был главным волшебником страны, то во благо образования перестал бы врать. Я бы сделал, чтобы школу рассматривали как место для создания условий по продвижению каждого ребенка по своему пути».

Александр Наумович Тубельский

Закончить мне хотелось бы словами бывших учеников Александра Наумовича.

«Что я тогда мог понять? Ну, странный у нас директор - это знают все, даже на всесоюзном уровне. Он, наверное, действительно не озабочен успеваемостью. А вот все остальные…Сейчас я понимаю его слова так: «Володь, я желаю тебе счастья, в чем бы оно ни заключалось. И если у тебя есть неврозы, связанные с неуспеваемостью, прими мою поддержку, как старшего, как мужчины и как директорашколы. Ищи себя, а я помогу».»

«Мне трудно о нем судить — мы мало общались. Помню только ощущения от него, и все они — ЛЮБОВЬ. Тогда они назывались «добрый старикашка». А теперь — я сам улыбаюсь, когда вспоминаю нашего пожилого директора».

«АН улыбался тепло, искренне. Что это за слово «искренне»? Такую улыбку не спутаешь с другой - во имя этикета или иных условностей и выгод; такая улыбка умиротворяет, хочется остаться рядом на подольше. Уверен, что именно с улыбкой у нас всех ассоциируется АН. Теперь, когда я знаю, что дети — это счастье, что это спасение, дарованное Господом, с этим знанием, с этим чувством я говорю АНу:

«Я одобряю Ваш жизненный путь, я принимаю его всей


душой. Дети - это ангелочки в земном раю. И вы согревали этих ангелочков»! Я бы сейчас с ним поговорил. Мне хочется его
порадовать - ведь вложение любви в детишек - такая долгая инвестиция!

Я сейчас говорю: СПАСИБО ВАМ!»


 



Каталог: sites -> ipps.institute.sfu-kras.ru -> files
files -> Возникновение жизни на Земле
files -> Индивидуальные логические задачи Вариант 14.
files -> 20. Посадник это глава города, «посаженный» (назначенный) князем в землях, входивших в состав Древнерусского государства
files -> 20. Посадник это глава города, «посаженный» (назначенный) князем в землях, входивших в состав Древнерусского государства
files -> Возникновение жизни или
files -> Эссе на тему: «Происхождение жизни на земле» в мире существует много теорий, предположений о возникновении жизни на Земле. Одни считают, что планеты солнечной системы и в том числе Земля возникли из-за большого взрыва
files -> Контрольные задания теория множеств контрольная работа
files -> Открытия XXI века
files -> Вариант 1 Что из указанного не относится к X в.? 1 княжение Ярослава Мудрого; 2 призвание варягов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница