Тесты для поступления в аспирантуру составлены на основе базового курса по дисциплине «Философия» кафедры «Философии социологии»



Скачать 124.46 Kb.
Дата08.03.2016
Размер124.46 Kb.
ТипТесты
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Экзаменационные тесты для поступления в аспирантуру составлены на основе базового курса по дисциплине «Философия» кафедры «Философии социологии», предназначенного для бакалавров, в соответствии с рабочей программой дисциплины Б.1.03 Философия, рассмотренной и одобренной на заседании кафедры «Философия и социология» (протокол № 1 от 31.08. 2012 года):

Рабочая ПРОГРАММА

дисциплины Б.1.03 Философия

рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Философия и социология», протокол № 1 от 31.08. 2014 года.



Цели и задачи дисциплины:

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Краткое содержание дисциплины

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика, метафизика, креационизм. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Мифологические, религиозные, философские и научные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций. Будущее человечества и его сценарии.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций (ОК):



  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

  • умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);

  • умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11).


В результате освоения дисциплины студент должен

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития

Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным

проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания



анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.


  1. Тесты сформированы на основе экзаменационных вопросов для поступления в аспирантуру, рассмотренных и одобренных на заседании кафедры «Философия и социология» под руководством и.о. заведующего кафедрой Апрелевой В.А. (протокол № 1 от 31.08. 2012 года):

Вопросы для подготовки к экзамену 2013-2014 у/г.

  1. Предмет философии, ее место и роль в культуре.

  2. Структура философского знания.

  3. Становление философии. Мировоззрение и философия.

  4. Основной философский вопрос. Классификация философских направлений и школ.

  5. Особенности восточной философии: направления, идеи, персоналии.

  6. Философские идеи раннего периода античности. Натурфилософия.

  7. Атомистическое учение Демокрита.

  8. Софисты и философия Сократа.

  9. Основные идеи философии Платона.

  10. Философия Аристотеля.

  11. Философия эллинистического периода (скептики, стоики, киники).

  12. Религиозная средневековая философия. Спор номиналистов и реалистов.

  13. Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм

  14. Философские идеи Ф. Бэкона. Сциентизм.

  15. Рационализм Р. Декарта.

  16. Сенсуализм Дж. Локка и Дж. Беркли.

  17. Философия трансцендентального идеализма И. Канта.

  18. Философская система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля

  19. Современная западная философия (экзистенциализм, «философия жизни», персонализм).

  20. Русская философия, ее возникновение и основные направления.

  21. Бытие как философская категория. Монистические и плюралистические концепции бытия.

  22. Понятие материального и идеального в онтологии и теории познания.

  23. Основные формы существования материи: движение, пространство и время.

  24. Диалектика, метафизика, эклектика. Основные законы диалектики.

  25. Причинно-следственные связи и индетерминизм.

  26. Научные, философские и религиозные картины мира.

  27. Человек в системе социальных связей. Общество и его структура.

  28. Культура и природа как формы человеческого бытия.

  29. Человек как объект исторического процесса. Социализация личности.

  30. Диалектика исторической необходимости и свободы личности в обществе.

  31. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

  32. Проблема смысла человеческого бытия. Свобода и ответственность, насилие и ненасилие.

  33. Мораль, справедливость, право как аксиологические категории.

  34. Совершенный человек в контексте различных культур.

  35. Эстетические и религиозные ценности в человеческой жизни.

  36. Сознание и самосознание: структура и формы проявления.

  37. Понятие познания, веры, творчества.

  38. Рациональное и иррациональное в познании. .

  39. Истина и заблуждение, их критерии и верификация.

  40. Соотношение мышления и языка.

  41. Научное и вненаучное знание.

  42. Структура научного знания, его методы и формы.

  43. Смена научных парадигм. Наука и техника.

  44. Современные глобальные проблемы человечества и их философское осмысление.

  45. Футурология и сценарии будущего.

  46. Природа технического знания: истоки и современная трактовка.

  47. «Экономика»: истоки и эволюция понятия, современная трактовка.

  48. Философское осмысление феноменов техники и экономики в контексте глобальных проблем.




  1. Отбор тестовых вопросов структурирован тематически в соответствии с темами разделов и подразделов, представленных в экзаменационных вопросах:

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Предмет философии.

Тема 2. Философия Древнего Востока

Тема 3. Античная философия

Тема 4. Философия Средневековья

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

Тема 6. Философия Нового времени и Просвещения

Тема 7. Немецкая классическая философия

Тема 8. Западноевропейская философия 20 в.

Тема 9. Русская философия

Тема 10. Философия современности (втор. пол. 20 в.-нач. 21 в.)

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 1. Учение о бытии (онтология)

Тема 2. Научные, философские и религиозные картины мира.

Тема 3 Человек в системе социальных связей, учение об обществе

Тема 4. Философская антропология

Тема 5. Сознание и самосознание: структура и формы проявления.

Тема 6. Учение о познании (гносеология)

Тема 7. Философия науки

Тема 8. Философские проблемы языка

Тема 9. Современные глобальные проблемы человечества

Тема 10. Философия техники




  1. Тестовые вопросы представлены в равномерном тематическом распределении:

  • в равном содержательном соотношении разделов курса (по 10 тем на каждый раздел)

  • по 2-4 вопроса на каждую тему раздела

  • по 4 предлагаемых ответа при 1-м правильном

  • в 4-х вариантах вопросов (по 50 в каждом варианте)

  • при общем количестве вопросов – 200




  1. В тест включена тема, отсутствующая в экзаменационных вопросах: «Тема 10. Философия современности (втор. пол. 20 в. - нач. 21 в.).



  1. Тест имеет электронную версию для формирования сетевого тестирования, подготовленную в соответствии с требованиями и рекомендациями по работе в электронной образовательной среде ЮУрГУ, разработанными Институтом открытого и дистанционного образования (ИОДО) ЮУрГУ.




  1. К тесту прилагается список учебно-методической литературы для подготовки к тестированию:


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Печатная учебно-методическая документация

а) основная литература (учебники и учебные пособия):

  1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия / П.В. Алексеев. — М.: Проспект, 2009. – 608 с.

  2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2007. – 623 с.

  3. Канке, В. А. Философия: Исторический и систематический курс / В.А. Канке. – М.: Логос, 2009. – 563 с.

  4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 519 с.

  5. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. – 828 с.

  6. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 506 с.

б) дополнительная литература:

  1. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник / Л.В. Блинников. – М.: Логос, 2006. – 432 с.

  2. История философии: Запад – Россия – Восток. Учебник для высших учебных заведений (Кн. 1,2,3,4) / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2007. – 448 с.

  3. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов / В.Г. Кузнецов. – М.: Инфра-М, 2009. – 729 с.

  4. Марков Б.В. Философия: учебник / Б.В. Марков. – СПб.: Питер, 2009. – 426.

  5. Налетов И.З. Философия / И.З. Налетов. – М.: Инфра-М, 2007. – 400 с.

  6. Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. Фонд; Научно-ред. совет: предс. В. С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010.

  7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1–4. / Дж. Реале. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994–1997.

  8. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин.–М.: Гардарики, 2009.–735 с.

  9. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 6-е изд., перераб. и доп.. – М.: Проспект, 2011. – 670 с.

  10. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008. – 800 с.

  11. Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008. – 574 с.

в) отечественные и зарубежные журналы по дисциплине, имеющиеся в библиотеке

  1. Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология : науч. журн. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова (МГУ).

  2. Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии / Аналит. Центр Юрия Левады (Левада-Центр), Междисциплинар. акад. центр социальных наук (Интерцентр).

  3. Вопросы философии : науч.-теорет. журн. / Рос. акад. наук.

  4. Информатика и образование : науч.-метод. журн. / Рос. акад. образования, Изд-во "Образование и Информатика".

  5. Наука и религия : науч.-попул. журн. .

  6. Общественные науки и современность / Рос. акад. наук .

  7. Социологические исследования : науч. и обществ.-полит. журн. / Рос. акад. наук, Отд-ние философии, социологии, психологии и права, Рос. союз промышленников и предпринимателей.

  8. Человек : ил. науч.-попул. журн. / Рос. акад. наук, Ин-т человека.

г) методические пособия для самостоятельной работы студента, для преподавателя

Беспечанский, Ю.В. История философии: конспект лекций/ Ю.В. Беспечанский; под ред. Г.А. Чистова.– Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – 58 с.



  1. Гредновская, Е.В. Краткий курс лекций по истории философии6учебное пособие\ Е.В. Гредновская, У.В. Сидорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 73 с.

  2. История философии: методические указания и планы семинарских занятий для студентов дневного обучения/ сост. : Е.В. Гредновская, У.В. Сидорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – 25 с.


Электронная учебно-методическая документация

Вид учебно-методической документации

Наименование разработки

Ссылка на информационный ресурс

Наименование ресурса в электронной форме

Доступность
(сеть Интернет / локальная сеть)

Учебное пособие

1. Усов, В.Н. Контрольно-обучающая компьютерная программа по курсу «История философии»: Учеб.пособие/ В.Н. Усов; Юж.-Урал. гос. ун-т; ЮУРГУ.- Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2006. -384 с.

http://www.lib.susu.ac.ru/ftd?base=SUSU_METHOD&key=000307260


URL

локальная сеть


Учебное пособие

2. Гредновская Е.В. Краткий курс лекций по истории философии [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Е.В. Гредновская, У.В. Сидорова; Юж.-Урал.гос. ун-т, Каф. Философия; ЮУрГУ. – Челябинск, 2010. –73 с.

http://www.lib.susu.ac.ru/ftd?base=SUSU_METHOD&key=000436352




URL



локальная сеть

Хрестоматия


3.Недугова, И.А. Русская философия [Текст]: хрестоматия / И.А. Недугова; Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. Социал.-гуманит. дисциплины; ЮУрГУ.- .- Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2006.- 214 с. -

http://www.lib.susu.ac.ru/ftd?base=SUSU_METHOD&key=000422285

URL

локальная сеть

Каталог: sites -> default -> files -> files
files -> Нп «сибирская ассоциация консультантов»
files -> Власть «послушных» №15 (456) от 23 апреля 2015 [«Аргументы Недели», Александр чуйков ]
files -> Философия Древнего Китая. Философия Древней Индии литература
files -> Решением №166 от 27. 04. 2011 года. В состав фракции входят 25 депутатов, 24 являются членами Партии
files -> Теоретические и практические проблемы производства в суде надзорной инстанции
files -> Программа курса «Введение в прикладную лингвистику»
files -> Государственный образовательный


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница