Тема. «Стихотворение И. Сурикова «Детство». Тип урока: творческое исследование, погружение в тему



Скачать 40.79 Kb.
Дата17.04.2016
Размер40.79 Kb.
ТипБиография
Тема. «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Тип урока: творческое исследование, погружение в тему.

Цели урока: 1. Обучающая: познакомить с произведением И. Сурикова

« Детство».

2.Развивающая:развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, классифицировать, «погружаться в тему».

3.Воспитательная : формирование умения сочувствовать, сопереживать; воспитание

любви к искусству: живописи, музыке, художественному слову, патриотизма к малой родине.

Задачи урока: осмысление художественного пространства.

Ход урока.


  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания.

По сказке «Снегурочка» продолжение.

3. Определение темы урока.

Прослушивание фрагмента муз.произведения Вивальди «Времена года. Зима»

- Какое настроение вам навеяла музыка?

- Что представилось?

- Какое время года изображает музыка?

- Как с этой мелодией может быть связан наш урок?



Биография и творчество И.З. Сурикова

Рассказ учителя

(Слайд 3)Иван Захарович Суриков родился 25 марта 1841 года в небольшой, имевшей по переписи всего лишь "11 дворов и 55 душ мужского пола", деревушке Новоселово, расположенной в Юхотской волости Угличского уезда Ярославской губернии. Отец его Захар Андреанович, крепостной графа Шереметева, почти постоянно находился на оброке в Москве, изредка навещал оставленную в деревне семью.

(Слайд 4)Детские годы, самые счастливые в своей жизни, будущий поэт провел на лоне природы. И мать его Фекла Григорьевна, и бабушка Дарья Васильевна проявляли о маленьком Ване посильную заботу, старались не лишать ребенка радостей его возраста. Спустя много лет поэт напишет с ностальгической грустью:

"Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы".

Навсегда в сердце Сурикова сохранились эти картины, сохранилась любовь к широким деревенским просторам, к неяркой, но трогательной красоте русской природы.

Девяти лет Иван Суриков переезжает в Москву, к отцу, уже не приказчику в овощном погребе, а владельцу собственной крохотной лавочки. Жизнь здесь не приготовила ему ни университетов, ни гимназий, не пришлось ходить даже в церковноприходскую школу. Здесь он был на побегушках сначала у отца, потом у дяди.

Урывками учился грамоте: сначала у соседок-сестер Финогеевых, а потом занялся самообразованием, что крайне не одобрял его отец. Тем не менее у Ивана Сурикова рано проявляются литературные интересы и потребность сочинять стихи самому. (Слайд 5) Поэзия для него была формой духовного существования. В 21 год после знакомства с Плещеевым А.А., Суриков дебютирует в московской прессе, а с 1864 года регулярно печатается в еженедельниках "Развлечение" и "Воскресный досуг". (Слайд 6) Первые публикации показали близость поэта к устному народному творчеству. В 1871 году вышел первый сборник стихотворений. (Слайд 8) Его стихи очень мелодичны и просты. Многие его произведения расходятся по стране в виде новых народных песен.



(Слайд 7) До конца жизни Суриков не мог выбраться из нищеты. Умер рано, в мае 1880 года от чахотки. Жизнь его стала творческим подвигом. Своей заслугой поэт считал только одно: «Я честно мыслил, и песни мои были искренние».

- Как теперь вы можете связать мелодию Вивальди и биографию Сурикова? (мы будем изучать произведение Сурикова о зиме).



4. Работа над чтением стихотворения.

а) Прослушивание аудиофайла со стихотворением.

- Каковы первые впечатления от услышанного?

- Похожи ли дети на вас?

- Что случилось с мальчиком? ( Он упал с санок)

- Какое у него настроение? (веселое, грустное, радостное, счастливое)



Чтение стихотворения детьми

( 9 слайд) Деревенская изба.

Сейчас, я хотела бы вместе с вами оказаться во второй половине 19 века и побывать в русской избе. Стать очевидцами деревенского быта.

-Давайте постучимся и войдем туда.

Все вы видите деревенскую печку.

-Красна изба углами,

А печь пирогами. Звучит русская пословица.

- Каков её смысл?



Далее дети рассматривают предметы деревенского быта: чугунок, ухват, кувшин, прялку, светец, таган.

Характеристика деревни второй половины 19 века. (10, 11, 12 слайды)

(Не было в деревне электричества, ни мобильных телефонов, ни компьютера, ни книг. Единственное развлечение-катание на санках, слушание бабушкиных сказок долгими зимними вечерами , да пение песен.)

Рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной. (13, 14, 15 слайды)

- Хотели бы вы играть в такие игрушки?



5. Работа со стихотворением.

- Чем заполнен мир детства? Нищетой и убожеством обстановки, в которой живет мальчик?

-Нет, каждая его клеточка, все его существо заполнено радостью сказки, которая когда – то, конечно же, закончится, но она есть сейчас, и показать этот короткий миг счастья деревенского мальчика и является задачей Сурикова.

Эпитеты- красочные прилагательные, характеризующие способность детей мечтать, фантазировать, создавать воображением сказочный мир несбыточного счастья.



Знакомство с новым понятием. Лексическая работа со словом «чудный».

-Почему И.Суриков несколько раз повторяет этот эпитет? Здесь раскрывается стремление автора показать состояние души ребенка. А стремление к счастью – это и есть естественное состояние человека, потому что, как писал И. Куприн: «Человек рожден для счастья, как птица для полета».



6.Обобщение – анализ. Слово учителя.

Ребенок во власти этого чудного сна, навеянного ему бабушкой. Но это только сон, жизнь, окружающая мальчика, грубее, безрадостнее. Однако грусть быстро улетучивается, и вот уже солнышко заглядывает в окошко, снова маня к друзьям, к зимним развлеченьям.



7. Итог.
Каталог: 2014
2014 -> Кандидат искусствоведения, доцент Е. Ю. Хлопина Примерные темы курсовых работ на 2014-2015 уч гг
2014 -> "Сапсан" Авиационное и радиоэлектронное оборудование планера
2014 -> Учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе
2014 -> Руководство по летной эксплуатации Планера л-13 «Бланик» содержание предисловие 3 подготовка к взлету 3
2014 -> Учебный курс. Конструкция и эксплуатация планера л-13 «Бланик» Тема №1 «Общая характеристика и основные данные планера» Общая характеристика и основные данные планеров
2014 -> Особенности машинной арифметики. Представление чисел в ЭВМ
2014 -> Виктор гончаренко
2014 -> Авиационно-технический спортивный клуб "Сапсан" Эксплуатация серийных планеров


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница