Тема 3: Опыт менеджмента за рубежом. Специфика менеджмента в России Цель



Скачать 84.99 Kb.
Дата05.08.2016
Размер84.99 Kb.





Тема 3: Опыт менеджмента за рубежом. Специфика менеджмента в России

Цель: рассмотреть основные эволюционные этапы развития менеджмента за рубежом

План
1.Древние организации и формирование управленческой мысли. Эволюция менеджмента: этапы, теории школы

2. Эволюция менеджмента в школах научного управления.

3. Управленческие концепции 40-60 гг. Эмпирическая школа управления.

4. Развитие теории и практики менеджмента в 60-80 гг. Современная система взглядов на менеджмент.

1.Древние организации и формирование управленческой мысли. Эволюция менеджмента: этапы, теории школы

На протяжении всей истории человеческого общества с момента, когда труд стал носить общественный характер в первобытной семье и вплоть до начала развития машинного производства в конце ХIХ века процесс управления носил упрощённый авторитарный характер. Глава первобытной семьи рода племени, за счет своего авторитета позднее – владелец средств производства силой власти авторитарно управляли производством: ставили задачи распределяли задания следили за выполнением, силой приказа побуждали людей к труду.

Документальным подтверждением древности практики управления являются глиняные таблички датированные третьем тысячелетием до нашей эры, на которых написаны сведения о коммерческих сделках и законах древней химерии. Археологические раскопки свидетельствуют о более древних фактах практики управления. Даже доисторические люди часто жили организованными группами в каждой из которой был свой лидер.

Крупные организации древности имели формальные структуры, в которых можно выделить уровни управления. В них были цари и генералы губернаторы территории и казначеи погонщики и надсмотрщики работ и другие управленцы которые помогали обеспечить деятельность существовавших различных организаций. Так, например такие грандиозные сооружения пирамиды Египта могли появиться на свет только вследствие координированных организационных усилий направляемых управленцами.

На разных этапах мировой истории существовали такие крупные организации, как Макидония при Александре Макидонском, Персия Римская империя и др. С годами управление некоторыми организациями становилось все более четким и сложным, а сами организации становились более сильными и устойчивыми. Так например , армия Римской империи просуществовавшей сотни лет имела четкую структуру управления планирования и дисциплину.

Практический опыт управления был изучен такими учеными как К.Маркс, Ф Энгельс, Р. Оуэн, Ч. Бэбидж. И др. Однако они отмечая сам факт процесса управления не раскрывали весь механизм управления производством и управления экономикой страны.

Развитие управления, как научной дисциплиной представляло собой не последовательные шаги вперед, а несколько различных подходов (школ) которые по одним параметрам совпадали, а по другим различались.

В конце 19 века и первой половине 20 века получили развития 4 четко различимых школы управленческой мысли.



  1. Школа научного управления (Существовала 1885-1920 .Основоположники Ф.Тейлора, Ф.и Л. Гиберты, Г.Ганта, М.Вербера )

  2. Административная школа (Существовала 1920-1950 .Основоположники А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни)

  3. Школа психологии и человеческих отношений (Существовала 1930 –1950 гг .Основоположники М.Фаллетт, Э Мейо )

  4. Школа науки управления. (Существовала 1950 гг Основоположники Л. Берталанфи, А. Рапопорт )

Каждая из этих школ внесла значительный вклад в область совершенствования управления. Возникновение данных школ носит эволюционный характер управления мысли и пересекается в вопросах теории практики в рамках одной организации.
2. Эволюция менеджмента в школах научного управления.
Школа научного управления 1885-1920 гг. Подход научного управления был изложен в работах Ф.Тейлора, Ф.и Л. Гиберты, Г.Ганта, М.Вербера, и др. Они считали что используя наблюдения замеры логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Они проводили анализ содержания работы и определяли ее основные компоненты. Так, например, Тейлор считавшейся родоначальником теории управления скорпулезно замерял количество руды и угля которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилберты изобрели прибор часы-микрохронометр и используя его в сочетании с кинокамерой выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки сделав затем рекомендации по рациональной организации труда.

Основываясь на полученной информации авторы подхода изменили рабочие операции чтобы устранить лишние не продуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудования, стремились повысить эффективность работы достигая существенных результатов.

Административная школа управления 1920-1950 гг. Авторы этой школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни. и др. Их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений и основывались на научной методологии. Они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы пытаясь определить общие характеристики и закономерности организации. На основании проведенных анализов и синтезов определили 5 функций управления и 14 принципов управления, используя которые руководители организации проводили системное управление.

Школа психологии и человеческих отношений 1930 –1950 гг. основоположниками этой школы считаются М.Фаллетт, Э Мейо. М.Фаллетт первой определила как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Эксперименты Э.Мейо, особенно те , которые производились на заводе в Хоторне показали что иногда работники реагируют гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе чем на желание руководства и материальные стимулы. А.Маслоу позднее развил эту теорию. Он предполагал что мотивами поступков людей являются, в основном не экономические стимулы, а различные потребности , которые могут быть частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих выводах авторы школы считали ,что если руководство проявляет большую заботу о работниках то, и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что должно вести и к увеличению к производительности труда. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями включающими более эффективные действия непосредственных руководителей консультации с работниками и предоставление и более широких возможностей общения на работе.

Школа науки управления (количественная школа)1950 – по настоящее время. Существенный вклад в теорию управления внесли Л. Берталанфи, А. Рапопорт и др. и такие науки как математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знаний.

Количественные методы сгруппированные под общим названием исследование операций, используются при решении многообразных проблем возникающих в организации. По своей сути, исследования операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модель облегчает понимание сложности реальности.

Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров.

3. Управленческие концепции 40-60 гг. Эмпирическая школа управления.
В основе теории этой школы лежало изучение и последующие распространение конкретного опыта управления фирмами, корпорациями, и т.д., что являлось наиболее полезным способом совершенствования менеджмента. Отсюда и название школы эмпирическая (эмперия-опыт) Ее представители Р.Девис, Ч. Бернард, Э.Дейл. А. Слоун.

Представители крупного бизнеса (А.Слоун) способствовали практическому распространению ее концепции.

Возникновение эмпирической школы явилось реакцией на недостаточную практическую направленность ряда положений научного менеджмента и школы человеческих отношений. Сторонники эмпирической школы не отрицали значения теоретических принципов, но считали более важным анализ непосредственного опыта управления . Ими были разработаны специальные методологии обучения управлению на основе конкретных управленческих ситуаций. Эмпирическая школа внесла существенный вклад в практику внутрифирменного менеджмента. Было разработано большое число ценных рекомендаций по управленческим структурам, по организации линейных и функциональных служб, систем технического и информационного обеспечения. Большая работа была проведена по исследованию и внедрению в практику новых эффективных приемов обучения менеджеров.

В практическом плане школа предусматривает всесторонний анализ состояния объекта управления, затем даются рекомендации исходя из прошлого опыта управления, предусматривая использования комплекса управленческих методов – административных, экономических, социально-психологических. Теория систем в практике управления активно начала использоваться в конце 50 годов.

4. Развитие теории и практики менеджмента в 60-80 гг. Современная система взглядов на менеджмент.
Для рассматриваемого периода характерно одновременное развитие нескольких подходов к управлению внутри которых возникли следующие школы и теории.

Западные теоретики выделили 4 таких подхода:



  1. Системный

  2. Ситуационный

  3. Процессуальный

  4. Количественный.

Эти подходы не являются противоположными. Они в определенной степени самостоятельны, либо связанны один с другим как дополняющие или развивающие отдельные идеи какого-нибудь направления.

  1. Системный подход. До этого исследователи сосредотачивали внимание на управлении отдельными элементами системы. Применение системного подхода к управлению позволило увидеть всю организацию как систему в единстве и взаимосвязи составляющих ее частей.

Сторонники нового подхода внесли существенный вклад в науку управления они не только разработали специальные новые принципы управления но и положили начало новому способу мышления по отношению к организации управления.

  1. Ситуационный подход. Вместе с системным подходом теоретический и практический менеджмент в это время вышел еще один подход ситуационный.

В центре внимания при таком подходе оказывается ситуация т.е. определенный объект который оказывает большое влияние на организацию в данное конкретное время. Задача – справится с переменами влияющими на эффективность управления в различных ситуациях.

  1. Процессуальный подход. Его особенностью является повышенное внимание управленцев к самоуправлению, такие действия получили название управленческие функции.

  2. Количественный подход. Это обобщенное название всех приемов в управлении, связанных со знанием математики, статистики , инженерных наук, кибернетики. Этот подход был реакцией на достижения в области производства, техники, биологии и был вызван необходимостью совершенствования управленческого труда. Повсеместная компьютеризация позволила освободить управленческий труд от большого числа технических операций.

Тесты:


1. Основатель школы "научного управления":

а. Тейлор

б. Файоль

в. Берталанфи


2. Основатель административной школы:

а. Фоллетт

б. Гилбрет

в. Файоль


3. Основатель школы психологии и человеческих отношений:

а. Урвик

б. Мэйо

в. Рапопорт


4. Основатель эмпирической школы:

а. Слоун


б. Маслоу

в. Кречмер



Вопросы для самопроверки


  1. Какие школы управления знаете?

  2. Кто основоположник школы научного управления?

  3. В какие годы существовала Административная школа управления?

  4. Основные выводы школы психологии и человеческих отношений?

  5. основные направления школа науки управления ?


Литература


  1. Экономика, основанная на знаниях. Учебное пособие под ред. А.Л. Гапоненко. – М.:Изд-во РАГС, 2006.

  2. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник/Под ред. проф. Н.В. Войтоловского, проф. А.П. Калининой, проф. И.И. Мазуровой. 2е изд., перераб. и доп.- М.: Высшее образование, 2006.

  3. Руденко В. И. Менджмент. Пособие для аодготовки к экзаменам . Ростов н/Д: Феникс, 2003. 192 с.

  4. Ганич Я.В. Менеджмент. Практикум по менеджменту для студентов экономических специальностей. - Петропавловск-Камчатский: Камчат ГТУ, 2003. - 74 с.

  5. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. Электронное издательство. Русский импульс 2005.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница