Таалактын аршан Актуальность



Скачать 115.36 Kb.
Дата10.08.2016
Размер115.36 Kb.
Таалактын аршан

Актуальность моей работы состоит в том, что известный в наших краях Талактуйский аршан находится сегодня в плачевном состоянии. село сегодня именуемое селом Ехэ-Цакир, возникло в 1730-х годах, после заключения Буринского договора. Сюда приехали представители разных родов для несения караульной службы [Бабуев С.Д]. С тех пор минуло почти 300 лет. За это время произошло много изменений в истории моей малой родины. Но систематизированного материала о нашем селе нет, хотя история нашего села и его жители заслуживают того, чтобы о них знали потомки и помнили о них. В ходе сбора материала о селе, мы в семейном архиве Цыденовой С.Б. нашли отрывочные записи легенд и мифов села и решили работать с этими материалами.
Цель исследования: Сбор легенд и мифов о людях и отдельных местностях села.
Задачи исследования:

- изучить литературу по истории села, района;

-систематизировать собранный материал;

-продолжить работу с архивными документами музея школы, сельского поселения, семейных архивов жителей села.


Объект исследования: легенды и мифы села.
Методы исследования: поисково - исследовательский, анализ литературы и материалов периодических изданий, интервьюирование жителей.
Гипотеза исследования: изучая историю села, мы сохраним ее для будущих поколений. Не зная свою историю, нельзя понять настоящее и предвидеть будущее.

Легенды и мифы святых мест

Наще село обрамляют семь святых гор ламаистского происхождения и два обо шамаистского поклонения. Каждая из них имеет свою легенду, свой миф.

На священную гору «Баян Согто» поднимаются одни мужчины. Они берут с собой молочную пищу, «почетное» мясо, сладости, саламат. Основная молочная пища должна быть от коровы красной масти без единого пятнышка другого цвета. Категорически запрещается брать с собой водку, табак. К веткам молодых деревьев привязывают хии мори, шелковые ленточки. Хии мори поднимаются только с именами мужчин, юноши перед уходом в армию или перед дальней дорогой обязательно поднимаются на вершину горы Баян-Согто и оставляют там свои хии мори.

Еще местные жители иногда называют гору Баян Согто, как Ууртай уула, Хатуу уула (сердитая гора), Лусууд Уула. Старожилы рассказывают, что перед началом Великой Отечественной войны гора Баян Согто: «хунхиноод абаhан юм. Эрэшуулдээ муу хатуу сагай болохые тэмдэг угэhэн, тэдэнээ ехэ хайрлаhан байгаа хаш» (как будто она издала стон, как бы жалея своих мужчин). И еще жители села говорят: если из - за горы Баян Согто появятся тучи, то обязательно будет дождь.

В давние времена на вершине горы плескалось небольшое озеро с хрустально чистой водой. Сюда на водопой шли разные звери, плавали птицы. И вот однажды, охотники огородили озеро, оставив лишь маленькую узкую лазейку, и поставили на ней капкан. На завтра, придя к своему капкану, охотники увидели в капкане большую рыбу таймень. Говорят, что это была хозяйка этого маленького озера. И вскоре после этого озеро высохло, и по четырем склонам святой горы потекли родники. Местные жители рассказывают, что каждый родник имеет свои лечебные свойства и называют их аршанами. Адуу Манагшын аршан помогает при запорах, ангине. Юхтын аршан - при простудных заболеваниях.

Хуухэн уула находится на восточной стороне села за речкой Цакирка. Эта священная гора специально посвящена детям и женщинам. На эту гору поднимаются после обряда на горе Баян Согто, и считается большим праздником для детей. Люди одеваются в свои лучшие одежды, берут самые вкусные угощения для хозяйки горы. По рассказам старожилов в давние времена здесь хоронили умерших. И когда стали болеть и умирать дети, то по настоянию лам кладбище было перенесено в другое место, а на вершине горы сооружено обоо. Существует легенда о хозяине горы Баян Согто и жозяйке горы Хуухэн уула. Давным давно, когда богом только что было создано все живое на земле, молодой человек по имени Согто охотился по склону горы. Спустя некоторое время, Согто решил вернуться домой. И вдруг он увидел очень красивую лань. Согто невольно залюбовался ею. Она легко и грациозно ступала по земле, горделиво приподняв голову. Глаза ее молодому человеку показались спелыми черемухами, и Согто не решился поднять свой лук, чтобы подстрелить ее. Прошло некоторое время, но молодой человек все никак не мог забыть про свою встречу с диковинной ланью. Однажды молодежь собралась на наадан. В кругу ехора вдруг Согто увидел красивую девушку. Своей грацией, красотой и легкой поступью она напоминала ему ту лань, с которой он встретился в лесу. Ему в тот вечер не удалось поговорить с девушкой, но ее образ не давал парню покоя. В очередной раз охотясь, Согто подстрелил красавицу лань. Она, хромая, пробежав несколько метров, упала на густую траву. Когда к ней подбежал Согто, то вместо лани там лежала та девушка, о которой так грезил он. Она, протянув свои прекрасные руки Согто, тихо произнесла: я так хотела с тобой встретиться и сказать, что полюбила с первого взгляда. Мечтала, что мы с тобой поженимся, и у нас родятся дети похожие на тебя. И умирая, попросила похоронить ее на вершине горы. Согто выполнил просьбу девущки, и от горя спустя некоторое время он тоже ушел в мир иной. С тех пор по обе стороны села стоят две горы: c западной стороны гора Баян Согто, оберегая мужчин села, с восточной стороны – гора Хуухэн уула даруя счастье и покой женщинам и детям. В селе говорят, что девушка стала хозяйкой горы Хуухэн уула, а Согто стал хозяином горы Баян Согто.

Чистейшая и холодная вода нашей Цакирки веками поила людей, живших на ее берегу. Некогда бурная, довольно полноводная река обмелела после вырубки леса по ее берегам, также в результате мелиоративных работ. Раньше русло Цакирки проходило недалеко от деревни, и ее воды с грохотом падали с водопада в Джиду. По наставлению Агвана Доржиева русло реки было изменено, и в верховьях Цакирки был проведен большой молебен. Так наше село был лишен своей довольно таки редкой в нашем районе достопримечательности – водопада. Даже спустя 100 с лишним лет весной Цакирка выходит из своих берегов и устремляется к своему прежнему руслу, к высоким скалам, где воды нашей речки с грохотом падает вниз с 15 метровой высоты. Тогда жители села и стар, и млад, бегут к водопаду, чтобы насладиться красивым и величавым зрелищем. В эти дни мы свой водопад называем нашей Ниагарой. Когда изменяли русло реки, Агван Доржиев мотивировал свое решение так: «Уhантнай унахадаа зобоно, тиимэhээ убгэдтнай ута наhагуй» (вода, падая с такой высоты, мучается и поэтому ваши старики долго не живут).

Также Агван Доржиев на каменной глыбе написал буддийскую мантру,. и попросил молодых мужчин поднять камень на гору Хан Хурмаста. Камень был большой и мало кто отважился его поднять. Его поднял один из девяти сыновей Шаралдая без посторонней помощи и без отдыха на самую вершину горы, и он прожил, по преданию местных жителей, около ста лет.

Аршан Таалагта.

Это было в Дархинтуе. Недалеко от этого улуса в живописной местности находится Таалактуйский аршан. Как открыли этот аршан бытует следующий рассказ старожилов улуса.

Около 170 лет назад местный охотник Дашын Гарма охотился в Таалагте. Был летний теплый день. Кругом стояла тишина, даже пение птиц не было слышно. И вдруг Гарма увидел мирно пасущую косулю. Охотник выбрал удобную позицию и выстрелил. Косуля была ранена и она убежала. Гарма пустился в погоню. Дойдя до маленькой речки, он увидел, как косуля купалась в реке. Она в основном мочила раненый бок, долго барахталась и кувыркалась в воде. Гарма изумленно наблюдал за действиями косули. Он был хорошим охотником, но такое видел впервые. Заинтригованный он не стал добивать ее и она, вдоволь искупавшись, убежала дальше. Гарма вернулся в село и рассказал обо всем землякам. На следующий день собрались несколько мужчин и отправились в Таалагту. Придя на место, они обнаружили несколько родников бьющихся из - под земли. Возле каждого родника лежали камни, напоминающие по форме человеческие сердце, почки, печень, легкие и т.д. Вот так был открыт этот аршан. Он многим помогает вылечиваться. Особенно хорошо помогает при ангине, простудных заболеваниях. В Дархинтуе наша школа летом организовывает летний лагерь, и мы с удовольствием отдыхаем и поправляем свое здоровье при помощи целебного аршана Таалагты.

Мифы и легенды родов

Минаахайн аймаг. В родословных записях написано: «Ондогун имел сына hабаhаадха, у hабаhаадхы был сын Эрдэни, у Эрдэни – Лэгдэн, у Лэгдэна был сын Дангай. У него два сына и две дочери: Доржо, Субаан, Сэрэн-Дэжэд, Дари. Представители этого рода носят фамилию Аюшеевы (Константин, Василий)». В легенде говорится, что предки этого рода когда-то давно жили во Внутренней Монголии, из-за горы Бэшэгтэ Сагаан хабсагай (Росписная белая скала) прибыл сначала в Тунку hойhо по имени Минаахай, но вскоре из Тунки он перекочевал с семьей в долину Селенги и поселился около озера Гусиное. Однажды «большая птица» - орел напал на одного из его четырех сыновей. От полученных ран сын Минаахая вскоре скончался. Тогда Минаахай снялся с тех мест с женой и тремя сыновьями: Бата, Балахи и Бимбахай прибыл в местность Хуртага. Тогда здесь жил олет-хамниган по имени Гэмсэн – Болбор. Он был шаманом и носил звание Хангид – заарин. Предчувствуя свою близкую смерть, Хангид – заарин однажды поднялся на западную горку и отметил четыре стройных дерева, чтобы после его кончины соорудили помост для его захоронения по шаманскому обряду. Его сыновья должны были найти эти деревья и принести их отцу. Братья нашли три дерева, но четвертого дерева никак не могли найти. Поэтому они вернулись ни с чем. В гневе Хангид - заарин попросил Минаахая подняться на горку и отыскать все четыре дерева. Минаахай нашел все четыре дерева и принес их шаману. Тогда Хангид – заарин сказал ему: «Десять тысяч лет буду покровительствовать потомкам Минаахая, а своих отпрысков постепенно лишу жизни.
Талисман

Однажды дети рода Шахай пошли на речку купаться. День был солнечный, жаркий. Дети шли долго, потому что речка находилась далеко от дома. По дороге к речке они играли в разные игры, бегали наперегонки. Уставшие, но веселые они подошли к лесу. Здесь они решили отдохнуть под деревом и сели на землю. Немного отдохнув, они начали играть в прятки. Дети даже не заметили, как вдруг набежала темная туча, и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисали на траве, на ветках кустов и деревьев, и в каждый капле отражалось, играло солнце.

Но не успели дети встать под дерево, как солнечный дождик кончился.

Вдруг одна девочка крикнула: «Смотрите как красиво!» показывая на небо. Через все небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один ее конец упирался в речку, а другой уходил далеко в заречные луга.

От нагретой земли после дождя шел легкий пар. В воздухе пахло цветами и травами.

Дети, весело играя и смеясь, побежали к речке. Долго купались, играли, разожгли костер, ловили мальков. Им было хорошо. Вдруг один из мальчиков из воды вытащил что-то сверкающее, блестящее. Это был желтый, красивый камень, формой напоминающий рыбу таймень. «Рыба! Рыба!»- кричали дети, и каждый норовил хватать камень, потрогать его, взвесить на ладошках.

Самый старший мальчик, важно осмотрев камень, сказал: «Надо отнести домой и показать родителям».

Сказано и сделано. Старейшины рода посовещавшись, обратились к родовому шаману. Тот, посмотрев на камень, сказал: «Это подарок Хухэ Мyнхэ Тэнгэри и хозяина реки Лусууд Хана. Надо беречь его, пусть он будет талисманом рода». Долго хранился тот золотой слиток в божнице у старейшины рода. Род Шахай процветал, размножался. Бережно хранили золотой слиток, подносили ему дары белой пищи, но однажды невестка рода Шахай разводясь с мужем, украла святыню рода Шахай и не вернула его обратно. После этого род пошел на убыль, особенно долго на этом свете не задерживались мужчины, ибо мужчина был виноват в потере талисмана рода. До середины 60-х годов двадцатого столетия талисман находился в семье этой женщины, но потом след его потерялся. Старожилы говорят, что слиток расплавили и изготовили из него золотые украшения. Вот так наш род лишился навсегда своего талисмана, своего оберега.



Молочный дождь

Другая легенда связана с языческой верой наших предков. Издавна наши предки все необходимое для своего существования получали в постоянной борьбе с природой, таившей много жуткого и непонятного для них. Люди в древности не могли объяснить явлений природы и связывали их с богами, духами, другими таинственными силами и даже с животными.

Наши предки наделяли душой все силы природы. Они поклонялись духам земли, солнца, грома и молнии, растительности, воды и рек. Отдельные рощи и поляны и горы превратились в места обитания этих духов. Массовое переселение бурят в Закаменский район связан с несением караульной службы на российско-монгольской границе после заключения Буринского договора в 1727 году. И вот согласно этому договору для несения караульной службы вдоль границы, которая проходит по Джидинскому хребту, Хабуужан со своими сородичами ехал к месту своего назначения. А место его назначения было произвольным. Он должен был сам выбрать место для дальнейшего проживания. Дед Хабуужан со своими сородичами несколько суток был в пути. Был солнечный, теплый день. Устали люди, устали лошади. В местности Уульта Хабуужан решил сделать привал. Расседлали лошадей, скот и косяки табунов пустили пастись. Женщины развели костер и начали готовить еду. Дети играли в свои игры и никогда не мешали взрослым в походной жизни. У детей постарше были свои обязанности: девочки постарше присматривали за детьми помладше, а мальчики смотрели за скотом, собирали хворост, таскали воду. Мужчины в это время чинили телеги, конскую упряжь, словом каждый был занят своим делом. Вдруг потемнело небо, подул сильный ветер, и прогремел гром. Люди попрятались под деревья. Прошел очень сильный дождь и люди с удивлением увидели, что на землю падают белые, словно молоко капли. Все с испугом и удивлением смотрели, как падают с неба молочные капли и молились своим богам, чтобы они охраняли их от бед и невзгод. Только Хабуужан счел это хорошим знаком и решил обосноваться на этом месте. Попросив, у хозяев этой местности разрешения он поставил коновязь, юрту и стал жить да поживать, да добра наживать. Коновязь деда Хабужина по словам стариков простояла без малого сто лет.

Особенно много рассказов осталось об одном из членов рода Бартане.



Бешеный Бартан

Бартан Тугутович родился в большой семье главы Закаменской инородной управы Тугэда пятым сыном в 1876 году. Он славился своей удалью, лихачеством, большой силой. Бартан Тугутович был очень своенравным, своевольным человеком.

У дедушки Бартана было несколько косяков вольно гуляющих лошадей. Нередко свои косяки лошадей дед Бартан находил на территории соседней Монголии. В Монголии жили его родственники, и дед Бартан был частым гостем у монголов. По рассказам его невестки 92-летней Цырен-Дулмы он в Монголии в один из своих поездок насмерть забил бешеного волка и получил прозвище «Галзуу Бартан» (Бешеный Бартан). Он был очень высокого роста, статный, хорошо говорил благопожелания, знал старомонгольскую грамоту. О ловкости и силе его ходили легенды. Однажды согласно одной из легенд он забил раненого кабана кольями. А встретился он с этим кабаном, когда ходил готовить дрова и естественно, кроме острого топора у него в руках больше не было ничего. Так вот он когда на него набросился кабан, успел срубить кол и нанес свой первый удар. При ударе кол сломался пополам, дед Бартан встал за дерево и успел приготовить другой кол, когда кабан атаковал второй раз, он нанес кабану второй удар. Рассказывают, что таких ударов было семь, и дед успел срубить семь колов. После седьмого удара кабан упал замертво. Семь кольев деда Бартана до 1960-х годов находились в том самом месте, где он вступил в смертельный бой с раненым кабаном.



Красноречивый Табхай

Дед Табхай был знаменит тем, что был очень красноречив, на ходу сочинял песни и был непревзойденным рассказчиком и уреэлшином. Все сватовства и свадьбы рода не проходили без него. На них он был и главным сватом, тамадой на всех свадьбах. Вот одна из песен, сочиненных дедом, когда провожали девушку рода в Бургалтай в дом мужа

Хойгуураа хадатай Бургалтаймнай

Хагдаараа нэмжын халюураа.

Холоhоо ерэhэн урагууднай

Хапусхын намаагаар халюураа.

Песня была сочинена дедом после того как было поставлено угощения из капусты, а деду капуста была противопоказана ввиду преклонного возраста. Дед не мог напрямую об этом сказать, и он сочинил эту песню.


Юхтын тообии

Недалеко от нашего села к юго – западу находится перевал Юхты. Давным давно шаманка по имени Моотоон Тообии обосновалась в этой местности и поклонялась духам этого перевала. По рассказам стариков она очень любит сладости и поэтому жители села обязательно угощают ее хорошими конфетами, печеньем, пряниками. Если Моотоон тообии обижалась на кого – нибудь, то она является перед этим человеком старушкой в белом платке и с пустыми ведрами.



Заключение

В ходе своей работы я опросила старожилов села о святых местах, записывала легенды и предания, занималась переводом с бурятского на русский язык.

Заканчивая, свою работу я для себя сделала следующие выводы:
1.Сегодня многие мои сверстники не интересуются историей родного края, своего родного села;

2. Очень мало остаются людей, носителей многочисленных информаций о родном селе, о людях, живущих на ее земле и нам очень важно успеть записать у них историю своей малой родины;

3. Народа без прошлого, без памяти не существует. Только историческая память сможет сохранить народ, не даст распасться, превратиться в скопище людей, не способных помнить и хранить свое наследие – язык, культуру, традиции, нравственность. Этими высокими словами хочу оценить свою работу, которая оставит в памяти моих земляков легенды и мифы людей когда – то живших на этой земле.


Список использованной литературы
1.Бабуев С.Д. Из родословных закаменских бурят.-Закаменск: Отдел культуры Закаменской администрации, 1993.-24с.
Информанты:

1.Жаргалова Л. 1927 г.р.

2.Цыденова Д.Д.1923 г.р.

3.Дугарова Б.Д. 1930 г.р.



4. Лыгденов Н.А.1941 г.р.

5. Цыденова С.Б. 1951г.р.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница