«Судья инструктор по баскетболу»



страница1/8
Дата31.07.2016
Размер1.69 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8
Программа

элективного курса для обучающихся 10-11 классов

по физической культуре

Тема: «Судья – инструктор по баскетболу»
Пояснительная записка.

 

Настоящая образовательная программа предназначена для обучающихся 10-11 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа элективного курса составлена на основании методического пособия «Подготовка судей по баскетболу на факультетах физической культуры», авторы А.В. Пушкарев, А.М. Пушкарева, С.И. Егорова/ Удмуртский университет.- Ижевск, 2009.



Программа по физической культуре в школе не предусматривает обучение навыкам судейства соревнований по видам спорта, участие в соревнованиях в качестве судьи или помощника судьи, а это является необходимым в современных условиях обучения предмету физическая культура, тем самым определяется актуальность данного курса. Элективный курс «Судья – инструктор по баскетболу» поможет юным  любителям баскетбола -  обучающимся  общеобразовательных учреждений изучить правила игры, самостоятельно проводить соревнования, разобраться в запутанных  игровых ситуациях, которые возникают во время игры. Данный курс расширяет знания обучающихся по физической культуре и представляет познавательный интерес для определения выбора профессиональной деятельности.
Основное внимание уделяется практической работе детей. Очевидной необходимостью является расширение знаний обучающихся по темам: «правила игры в баскетбол», «методика судейства», «баскетбольная терминология и жесты судей», так как это позволит повысить уровень собственного интеллекта, выработать умение стимулировать творческую активность обучающихся, направлять различные виды их творческой деятельности на достижение поставленных задач. Изучение программы предполагает наличие у обучающихся устойчивого интереса к выбранному предмету (виду спорта) и намерение после окончания  школы продолжить образование в области физической культуры и спорта.

Специфические цели, определяющие содержательное наполнение элективного курса, следующие:



  • развитие специальных способностей (принимать мгновенные верные судейские решения, взаимодействовать в судейской паре) и потребностей обучающихся с учетом их индивидуально-типологических особенностей (стремление к самостоятельности, демонстративности);

  • формирование образовательной среды по виду спорта баскетбол, способствующей удовлетворению познавательных интересов обучающихся, усилению мотивации обучения баскетболу;

  • воспитание определенных качеств личности (твердость, решительность и непоколебимость), позволяющих осуществить процесс самоопределения и самореализации при ориентации на выбор определенной сферы деятельности.

Для реализации этих целей содержание элективного курса удовлетворяет следующие требования:



  • использование активных форм организации учебной деятельности (практика судейства соревнований), информационных форм работы (интернет ресурсы, видео материалы);

  • создание положительной мотивации обучающегося поверить в себя (самостоятельное ведение игры в качестве судьи);

  • знакомство обучающегося со спецификой вида деятельности судьи, которое будет ведущим, если он совершит выбор, т.е. влияние на выбор получения им образования в профессиональной школе;


Задачами программы элективного курса являются:

  • формирование начальных умений и навыков судейской деятельности;

  • обеспечение профессиональной ориентации обучающихся, развитие способности к избранному виду деятельности.


Формы организации обучения: командная, малыми группами, индивидуальная. 
Формы проведения занятий: лекции, доклады, соревнования, праздники, просмотры соревнований, семинары, учебные игры.

Формы контроля выполнения учебных задач и достижение поставленных целей: решение и составление кроссвордов, доклады, контрольные работы, тестирования, творческие работы.

Учебный материал включает теоретические и практические занятия. Занятия в классе помогут поднять уровень теоретической подготовки по знанию правил и интерпретаций, а практические занятия – усвоить азы практического судейства.



Самостоятельная работа является важной составляющей в процессе подготовки арбитра. Это чтение и разбор Правил, механики судейства, практическая работа арбитров, просмотр видеоматериалов по судейству. Подразумевается, что после каждого занятия обучающиеся получают задания на дом по тем разделам Правил, которые изучались на занятии. Регулярные тесты на знания Правил и механики судейства помогут в закреплении изученного материала.

Результаты освоения программного материала по курсу оцениваются опытом деятельности обучающегося, который:

сможет владеть культурой речи, ведением диалога в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение. Научится излагать правила и условия проведения игры по баскетболу, баскетбольную терминологию; научится осваивать двигательные действия, составляющие содержание игры в баскетбол и судейские перемещения по площадке. Сможет освоить технику выполнения жестов судей; получит практические навыки ведения протокола игры и новые знания судьи-секретаря; научится умению судей взаимодействовать на площадке в паре; сможет научиться выявлять характерные ошибки в выполнении судейства игры; сможет научиться моделировать судейские действия в игровой деятельности. Научится проявлять инициативу и творчество во время занятий физической культурой. Научится осуществлять помощь учителю физической культуры в судействе по баскетболу на школьных и районных соревнованиях; научится осваивать универсальное умение управления эмоциями во время учебной и игровой деятельности; научится проявлению ответственного отношения к порученному делу; научится проявлению осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

Учебно-тематический план.





п/п

Название разделов

и тем.

Количество часов.

Формы контроля.

Теоретическая

подготовка.

Практическая

подготовка.

Всего




Раздел 1. Введение. Из истории судейства баскетбола.

1

Тема 1. Страницы истории баскетбола.

1




1

Л

2

Тема 2. Судья по баскетболу.

1




1

Д

3

Тема3. Ведущие судьи России.

1




1

Т

Раздел 2. Правила игры в баскетбол.

4

Тема 1. Эволюция

развития правил игры в баскетбол.



1




1

Д

5

Тема 2. Современные

правила баскетбола.



2

2

4

КР

6

Тема 3. Кроссворды

по баскетболу.






1

1

РК, СК.

Раздел 3. Баскетбольная терминология и жесты судей.

7

Тема 1. Словарь

основных

баскетбольных

терминов.



2




5

КР, ТР.

8

Тема 2. Сигналы и

жесты судьи.



2

1

Т,

учебная


игра.

Раздел 4. Судейство и cекретариат игры.

9

Тема 1. Условные

обозначения

в протоколе.


1

1

2

С,

заполнение протокола.



10

Тема 2. Виды

протоколов.



11

Тема 3. Игра, площадка,

оборудование, команды.

Игровые положения.


1




1

О

12

Тема 4. Нарушения.

Тема 5. Фолы.



1

1

2

РСЗ,

учебная


игра.

13

Тема 6. Общие положения, судьи, судьи - секретари и комиссар игры.

2




2

РИС

Раздел 5. Методика судейства.

14

Тема 1. Судья.

Подготовка судей к соревнованиям.



1

1

2

РИС,

учебная


игра.

15

Тема 2. Расположение судьи в площадке.

1

1

2

О,

учебная


игра.

16

Тема 3. Замечания и указания судьи. Разрешение спорных ситуаций.

1

1

2

РСЗ,

учебная


игра.

Раздел 6. Судья соревнований.

17

Тема 1. Руководство

игрой.


1

2

3

О,

учебная


игра.

18

Тема 2. Обслуживание школьных

соревнований.






4

4

УС.




Итого:

19

15

34



Примечание: О – опрос, УС – участие в соревнованиях, РСЗ – решение ситуационных задач, РИС – решение игровых ситуаций, РК – контрольная работа, Т – тест, С – семинар, Д – доклад, ТР – творческая работа, Л – лекция, СК – составление кроссвордов.



Содержание программы.

В этом разделе указываются темы, количество часов и контрольные вопросы к ним.


Информационное и материально-техническое обеспечение.

Список литература для учителя.

1. Давыдов М.А. Судейство в баскетболе. – М., «Физкультура и спорт», 1983.

2. Гомельский А.Я.Баскетбол. Секреты мастерства. - М.: 1989.

3. Международная федерация баскетбола F I B A.

Официальные Правила Баскетбола для Женских и Мужских Команд.

Разработано Центральным правлением FIBA Мюнхен, Германия, 5 мая 2000.

4. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры.- М: 2000.

5. Полиевский С.А., Костикова Л.В., Ерофеев С.Д., Давыдов М.А. Теория и практика физической культуры. Критерии отбора и функциональной подготовки баскетбольного арбитра. -2001, №11.с.53-55.

6. Пушкарёв А.В., Пушкарёва А.М., Егорова С.И. Методическое пособие. Подготовка судей по баскетболу на факультетах физической культуры. Ижевск, 2009.

7. Чернова С.В. Учебное пособие. Баскетбол. Подготовка судей.

8. tutube.ru/video/d46d4efe6cb306a47fa96d6cc1df4d7d/
Список литература для ученика.

1. Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.

2. Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.

3. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.

4.Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев, Радянська школа, 1989.

5. Пушкарёв А.В., Пушкарёва А.М., Егорова С.И. Методическое пособие. Подготовка судей по баскетболу на факультетах физической культуры. Ижевск, 2009.



Материально-техническое обеспечение:

Дидактические материалы:



  • справочные материалы,

  • картинки, плакаты.

  • правила судейства в баскетболе.

  • карточки,

  • тесты,

  • бланки игровых протоколов,

  • схемы баскетбольной площадки,

  • кроссворд по баскетболу,

  • схемы жестов судьи.

ПРИЛОЖЕНИЕ




Раздел 1. Введение. Из истории судейства баскетбола.

Тема 1. Страницы истории баскетбола.

История создания баскетбола.

Доктор Джеймс Найсмит известен во всем мире, как изобретатель баскетбола. Он родился в 1861 году в Рэмсэй городке, близ Элмонта, штат Онтарио, Канада. Концепция баскетбола у него зародилась, еще в школьные годы, во время игры в “duck-on-a-rock”.
история баскетбола

Смысл этой популярной, в то время, игры заключался в следующем: подбрасывая один, небольшой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру. После работы Атлетическим Директором Университета, Найсмит переходит в Обучающую Школу в Спрингфилде, штата Массачусетс. Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу. Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.

Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы. Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.

В декабре 1891 года, Джеймс Найсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде свое безымянное изобретение.


С течением времени баскетбол изменялся.

По началу это была игра терпения и стратегии. Большинство первых игр имели счет, который никогда не превышал 15 или 20 очков.

Найсмит внимательно следил за развитием спорта, представленным во многих нациях движением YMCA, уже 1893 году.

Впервые на Олимпийских играх баскетбол был представлен в Берлине в 1936 году.

На пике развития игры, Найсмит был принят в Зал Баскетбольной Славы, несмотря на то, что он уже был назван в его честь.
Баскетбол, начиная с Джеймса Найсмита, прошел длинный путь. И сегодня является одним из наиболее популярных спортивных состязаний в мире, чего не было бы возможно без Доктора Джеймса Найсмита, основателя этой великолепной игры.

Развитие баскетбола в России.

Родиной отечественного баскетбола является Санкт-Петербург. Факт этот общеизвестен и сомнений не вызывает. Первое упоминание об этой игре в нашей стране принадлежит известному русскому пропагандисту физической культуры и спорта петербуржцу Георгию Дюпперону и относится оно к 1901 году. Еще в сентябре 1900 года в Петербурге был создан Комитет содействия нравственному и умственному развитию молодых людей. В его программе значилось чтение лекций по различным разделам жизнедеятельности человека. А уже в 1904 году в программе комитета появилась и физкультура, которая наряду с нравственным и умственным развитием добавила физическое развитие.

Обществу дали название “Маяк”. В отчете за 1907 год его деятельности (с 22.09.1906 по 22.09.1907) значилось упоминание о приглашении в Россию американского специалиста Э.Мораллера, который и поведал маяковцам о совершенно новой заморской игре. Получилось так, что с баскетболом в первую очередь были ознакомлены лучшие спортсмены “Маяка”.

В конце 1906 года в Обществе были проведены первые баскетбольные поединки. Победителем первых соревнований неизменно становилась команда “лиловых” (по цвету маек), возглавляемая одним из лучших гимнастов общества С.Васильевым, названным впоследствии “дедушкой русского баскетбола”. А уже в 1909 году состоялось событие, ставшее определенной вехой в истории не только отечественного, но и мирового баскетбола, в Петербург приехала группа членов американской ассоциации христиан. Из них и была составлена баскетбольная команда, которая, к общей радости петербуржцев, проиграла местной команде “лиловых” со счетом 19:28. Эта встреча проходила в новом зале Общества “Маяк” в доме № 35 на Надежденской улице (в советские времена - улица Маяковского). Именно эта историческая встреча в книге “Мировой баскетбол”, изданной в Мюнхене в 1972 году к 40,-летию баскетбольной федерации ФИБА, названа первым настоящим международным баскетбольным матчем.

Таким образом, получается, что именно Россия стала местом проведения первого международного баскетбольного матча на планете. Эти два события - первая игра, состоявшаяся в 1906 году, и первый международный матч 1909 года - и дали повод усомниться в определении даты рождения баскетбола в России. Многие годы юбилейные турниры проводились, ведя свой отсчет от 1906 года, вплоть до 80-летия отечественного баскетбола. Но затем была обнаружена одна неточность: в воспоминаниях уже небезызвестного нам “дедушки русского баскетбола” упоминалась та первая игра 1906 года, проведенная в зале общества “Маяк” по Надежденской улице. Архивно установлено, что новый зал общества “Маяк” был введен в эксплуатацию несколько позже. Видимо, на этом основании некоторые горячие головы “решили” считать датой рождения баскетбола в России не 1906 год, а, скажем... 1909-й! И это после многократных юбилеев по случаю 50-летия - в 1956 году, 60-летия - в 66-м, 75-летия - в 81-м, наконец, 80-летия -в 86-м?
Вопрос этот не праздный. Его должны разрешить ученые-историки спорта, именно они могут внести необходимую ясность, чтобы поставить в этом вопросе окончательную точку.

Но вернемся в Санкт-Петербург. Благодаря усилиям “маяковцев” баскетбол вскоре стал распространяться в других спортивных обществах и учебных заведениях города, а после революции уверенно зашагал по стране и уже в 1920 году был внесен в школьную программу Всеобуча наравне с футболом в качестве обязательной дисциплины. В 21-м в Петербурге была создана первая в стране баскетбольная лига, председателем которой стал Ф.Юргенсон. И именно эта организация явилась прообразом нынешней федерации, и именно под ее эгидой в том же году впервые было проведено первенство города по баскетболу. Большую работу проводили будущие федерации по организации всевозможных чемпионатов, турниров, а с 1923 года - чемпионатов страны сначала среди городов, а затем и среди спортивных обществ. Баскетбол распространился на Украине, в Белоруссии, Закавказье, на Дальнем Востоке.

Стали проводиться турниры по баскетболу в рамках Уральской и Московской олимпиад. В феврале 1921 году, в Петрограде организуется баскетбольная лига, а в 1922 году, в Москве был создан "Комитет московской баскетбольной лиги".

В 1930 году при Всесоюзном совете физической культуры была создана Всесоюзная секция баскетбола. В 1959 году после образования Союза спортивных обществ и организаций СССР секция была преобразована в Федерацию баскетбола. СССР, которая стала членом ФИБА в 1947 году.

Первенство СССР как у женщин, так и мужчин стало проводиться с 1923 года.
Сильнейшие женские клубные команды страны: "Динамо" (Москва), МАИ (Московского авиационного института), "Динамо"(Киев), ТТТ (Трамвайно-троллейбусного треста), ЦСКА (Москва).

Лучшие баскетболистки: У. Семенова, Т. Овечкина, Т. Захарова, Н. Ферябникова, О. Сухарнова.

Сильнейшие мужские клубные команды: "Динамо" (Москва), СКА (Рига), ЦСКА (Москва), "Жальгирис" (Каунас), "Спартак" (Ленинград), "Автодор" (Саратов).

Лучшие баскетболисты: А. Алачачян, О. Коркия, Я. Круминьш, Г. Вольнов, А. Белов, С. Белов, М. Паулаускас, А. Сабонис, И. Едешко, С. Еремин.

Лучшие тренеры: Л. Алексеева, В. Кондрашин, С. Спандарьян, А. Гомельский.

Баскетбол как искусство, или "Гарлем Глобтроттерс"

Основанная в 1926 в Чикаго Э. Саперштейном команда чернокожих спортсменов "Гарлем Глобтроттерс" с 1929 начала выступать в гала-представлениях. В 1950-х приобрела всемирную известность. Гастролировала в 90 странах, в т. ч. три раза в России в 1959, 1989 и в 1997 годах. Обладая феноменальным мастерством дриблинга - ведения мяча, искусством паса, точностью броска игроки команды способствуют развитию популярности баскетбола во всем мире. В команде всегда есть игрок-комедиант (в конце 1990-х это Мэтью Джексон), ведущий диалог со зрителем и веселящий публику. В середине 1980-х впервые в составе команды выступала женщина - Л. Вудард. В среднем за сезон команда дает 175 игр-представлений, участвует также в популярных телепередачах для детей "Улица Сезам", "Попкорн мэшин" и др.

Среди многочисленных кубковых соревнований для сильнейших европейских клубов существует несколько популярных турниров: Кубок европейских чемпионов учрежден ФИБА в 1959 году, проводится среди мужских и женских команд. Кубок Радивое Корача разыгрывается с 1972 года, в память о выдающемся югославском баскетболисте, так же среди мужских команд. Кубок Лилиан Ронкетти, с 1975 года проводится в память об известной итальянской баскетболистке среди женских команд. С начала 1990-х годов вместо Кубка европейских чемпионов среди мужских команд проводится Евролига. Сильнейшими мужскими клубами Европы являются: греческие команды - "Олимпиакос" (Пирей) и "Панатинаикос" (Афины), испанские - "Реал" (Мадрид) и "Барселона", российская команда ЦСКА (Москва), израильская "Маккаби" (Тель-Авив), итальянские - "Тимсистем" и "Киндер", турецкие - "Эфес Пилсен" и "Улкер"


Cудьбы родоначальников.

Васильев Степан Васильевич  - декабрь 1886  - июнь 1972,  энтузиаст и основоположник отечественного баскетбола,  капитан баскетбольной команды "лиловых" петербургского спортклуба "Маяк",  один из организаторов первого в России рабочего спортклуба при  Путиловском заводе  в 1914 ,  преподаватель физкультуры Путиловского коммерческого училища с 1915 года. С 1918 года - один из руководителей  и преподавателей Путиловской колонии - так после революции стало называться Путиловское  училище. В марте 1921 года в составе команды училища, будучи капитаном команды,  стал первым чемпионом Петрограда по баскетболу. Попутно, Васильев активно работал над внедрением баскетбола в системе Всеобуча. В 1930 году Васильев покинул Путиловскую  колонию, что бы в 1931 возглавить кафедру физвоспитания ЛИТЛП им. Кирова, где преподавал до 1957 года. Один из руководителей Петрогадской спортивной организации "Спартак".  Председатель Комиссии спортивной этики и чести Ленгорспорткомитета. С начала войны - руководитель военной и физической подготовки отрядов народного ополчения, методист лечебной физкультуры.  в 1946 году стал заслуженным мастером спорта. В 1948 году окончил ГДОИФК им П.Ф.Лесгафта. Титулы: Дедушка русского баскетбола, Патриарх русского баскетбола, русский Нейсмит.

Низовцев Николай Александрович - капитан баскетбольной команды "белых", петербургского спортклуба "Маяк",   с 1913 по 1929 годы - преподаватель физической культуры в реальном училище (гимназии) Карла Мая ( с 1918  называлась Советская единая трудовая школа),   одновременно -  с 1918 года преподавал в Путиловской колонии, активно  сотрудничал с спортивной организацией Всеобуча,  в 1919 году в Управлении Всеобуча Петрограда  издал "Руководство и правила по игре в баскетбол". В 1921 году был главным судьей первого чемпионата Петрогада  по баскетболу.

Тищинский Георгий Павлович  - 1903 – 1942 (43?). 

Один из основателей знаменитой ленинградской баскетбольной школы, игрок сборных команд СССР и Ленинграда, один из первых тренеров команды «Динамо». Георгия Тищинского в те годы по праву считали одним из сильнейших баскетболистов страны. Любой знаток баскетбола вспомнит и памятный городской турнир его имени. Даже после начала Великой Отечественной войны Георгий Павлович продолжал некоторое время тренировать команду и играть в блокадном городе. Однако, враг был у стен Ленинграда, и Георгий ушел добровольцем на фронт в составе Ленинградской армии народного ополчения. По официальной версии Георгий Павлович пропал без вести, но мы уверенно можем сказать, что он погиб, и вряд ли когда-нибудь мы узнаем где находится место его упокоения. 


Вопросы для контроля знаний учащихся:

1. Кто является основателем баскетбола. Когда и где появилась игра баскетбол.

2. Как развивался баскетбол в России.

3. Родоначальники баскетбола России.



Тема 2. Судья по баскетболу.

Судьи в баскетболе.


http://pro-basketball.ru/wp-content/uploads/2012/01/%d0%a1%d1%83%d0%b4%d1%8c%d0%b8-%d0%b2-%d0%b1%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b5%d1%82%d0%b1%d0%be%d0%bb%d0%b5.jpg
В игре, кроме баскетболистов и тренеров, участвуют и судьи. Судьи в баскетболе — это помощники игроков. Они наблюдают за тем, чтобы баскетболисты не нарушали правил игры, записывают результаты соревнования, следят за временем.
На площадке находятся двое судей, один — старший, другой — его помощник. Они называются судьи на поле. Если ты нарушишь правило, судья сразу же даст свисток и решит, какое наказание назначить. Судьи в баскетболе на поле объявляют о начале и конце игры.

Знай, что судья тоже твой товарищ и наказывает только нарушителей. Судьи в баскетболе всегда правы. Слушай их указания, не противоречь им, если даже тебе покажется, что они ошибаются. В противном случае ты не только окажешься невежливым, но судья еще и накажет тебя.


За столиком сидит секретарь соревнований. Перед игрой он заносит фамилии всех баскетболистов по номерам в протокол игры, отмечает пятерых игроков, которые начнут встречу. Он записывает, кто забросил мяч в корзину, кто совершил персональное нарушение.

Когда в перерыве тренер сменит баскетболистов, секретарь запишет, кто из игроков выйдет на площадку. Рядом с секретарем сидит судья-секундометрист. Он следит за временем.


Когда судья на поле дает знак начать игру, судья-секундометрист включает секундомер. Он останавливает часы и извещает судей на поле об истечении игрового времени, а также уведомляет их, когда наступит время возобновить игру.

Есть еще и судья-оператор, который следит за тем, чтобы мяч оставался у одной команды не более 30 секунд.

Вот и все судьи в баскетболе, которые помогают тебе и твоим товарищам играть. Не забудь изучить жесты судей и понять что они означают. Вопросы для контроля знаний учащихся:

1. Какими качествами должен обладать арбитр.

2. Возраст арбитров.

3. Карьерный рост судьи.


Тема 3. Ведущие судьи России.

Жрецы Фемиды.



Вы, конечно, уже догадались, что среди жрецов богини правосудия в ее многочисленной свите кроме юристов и прокуроров, адвокатов и судей в том понимании, к которому мы привыкли, есть и немало спортивных судей. А среди них — большая группа баскетбольных арбитров, первым из  которых  смело   можно считать Джеймса Нейсмита. Именно он провел в качестве судьи первый баскетбольный матч на нашей планете и составил первые правила игры. С того памятного дня — 21 декабря 1891 года — баскетбольный кодекс постоянно видоизменялся, совершенствовался, приобретая тот вид, который он имеет в настоящее время.
— Я предлагаю,— сказал Пивот,— опустить здесь историю эволюции баскетбольных правил. Напомню только, что после создания ФИБА они были оформлены как единый для всех стран баскетбольный закон, нарушение которого уже было невозможно. В годы проведения олимпийских игр на заседаниях всемирных конгрессов ФИБА баскетбольные правила каждый раз видоизменялись и уточнялись согласно «духу» времени. Правила, по которым сегодня играют в баскетбол, содержат 93 параграфа и 17 подробных комментариев к ним. Поэтому пересказывать подробно содержание правил я считаю нецелесообразным и предлагаю остановиться на наиболее важных из них. На тех, без знания которых играть в современный баскетбол, по существу, невозможно. Но сначала послушаем судью международной категории москвича Михаила Давыдова: «Для того чтобы квалифицированно проводить соревнования, судья должен прежде всего в совершенстве знать все параграфы правил и быть в курсе принимаемых изменений и дополнений к ним.
Не менее важную роль в судействе играют общефизическая и специальная подготовка арбитра. Во время баскетбольного матча, который длится обычно около полутора часов, судье приходится пробегать значительное расстояние, совершать стремительные рывки, многократно ловить и подбрасывать мяч. Если учесть, что судья часто проводит игры ежедневно в течение недели и что с каждой встречей накапливается не только физическая, но и психологическая усталость, становится очевидным, что лишь отлично подготовленный арбитр может ровно, без срывов, провести все матчи длительного турнира. Конечно, для судейства игры начинающих баскетболистов в школе или на дворовой площадке вполне достаточно одного арбитра. Но каждую официальную встречу команд спортивных обществ и ведомств судят два арбитра. И хотя один из них называется старшим судьей, а другой — судьей, ни один из них не может отменить решение своего коллеги. Старший судья несет полную ответственность за все проведение игры, он проверяет оборудование, выбирает игровой мяч, решает все вопросы, обстоятельства этого требуют, засчитывает или не засчитывает мяч, заброшенный в корзину, если это происходит почти одновременно с окончанием игрового времени. Никто не имеет права отменить какое-либо решение судей на площадке. Во время игры оба судьи обязаны фиксировать замеченные ими нарушения, независимо от того, в  какой части площадки они произошли. Однако для обеспечения более четкого судейства арбитры перед матчем договариваются об условном разделении площадки на области, где каждый из них будет осуществлять контроль. Обычно один из судей занимает место на лицевой линии под щитом, на который развертывается атака, а другой располагается вблизи центральной линии и в зависимости от ситуации смещается либо ближе к линии штрафного броска, либо к центру площадки. При атаке противоположной корзины этот второй судья занимает место на лицевой линии, а первый перемещается к центральной линии. После каждого фола или при розыгрыше, спорного мяча судьи обязаны меняться местами. Судья, находящийся под щитом, более внимательно следит за толчками, подсадками, задержками, совершаемыми в трехсекундной зоне.

михаил давыдов
Несмотря на молодость,

Михаил Давыдов — один

из наиболее авторитетных

в мире арбитров баскетбола.



А тот, кто в центре площадки, больше контролирует фолы при бросках, игру с мячом над корзиной, нарушение правил «трех секунд» и «зоны».
Пожалуй, самое сложное в судействе — это определение персональных замечаний и назначение наказаний за них. Безошибочно определить виновника столкновения, увидеть толчок или захват, оценить, правильно или с нарушением правил поставлен заслон, чисто ли выбит мяч из рук нападающего, заметить малейшее касание кисти или локтя бросающего по корзине — это не всегда удается даже опытным арбитрам. Столкновения и фолы длятся, как правило, десятые доли секунды, в связи, с чем арбитру необходима специальная тренировка «реакции на нарушение». Судья должен уметь оценить игровую ситуацию, предшествующую нарушению и вызвавшую фол,— только в этом случае наказание понесет действительно провинившийся игрок. Начинающему арбитру чрезвычайно важно не только судить самому, но и смотреть как можно больше игр, проводимых разными судьями, анализировать их действия, объяснять себе принимаемые ими решения.
На официальных соревнованиях кроме двух арбитров на площадке в проведении игры участвуют судьи секретарского аппарата. Для четкого взаимодействия всех членов судейской бригады и для того, чтобы все решения судей на поле были правильно поняты секретарями, правилами установлены специальные жесты баскетбольных арбитров. Любой жест, обозначаемый одной или двумя поднятыми над головой руками, является сигналом немедленной остановки игрового времени. Если зафиксирован фол, то одновременно со свистком судья поднимает над головой руку с пальцами, сжатыми в кулак. Если зафиксировано иное нарушение, то рука поднята над головой с открытой ладонью, обращенной к судейскому столу.
И последнее. Судья должен быть подтянут, опрятен и аккуратен».

Вопросы для контроля знаний учащихся:

1. Расскажите о наиболее авторитетном в мире арбитре баскетбола.

2. Назовите ещё фамилии российских судей по баскетболу.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница