Статья в Центральной профсоюзной газете «Солидарность»



Скачать 99.31 Kb.
Дата01.08.2016
Размер99.31 Kb.
ТипСтатья
Статья в Центральной профсоюзной газете «Солидарность» № 19 от 21-28 мая 2014 г.
ПОВЕЗЁТ ТОМУ, КТО ПОВЕЗЁТ

Павел ОСИПОВ

Мурманск может лишиться крупного АТП

Третий месяц в мурманском ОАО "Автоколонна-1118" тянется конфликт, связанный с невыплатой заработной платы. На предприятии работают более пятисот человек, за март руководство осталось им должно примерно 4 млн. рублей, зарплату за апрель они получат в лучшем случае в конце мая. Однако, несмотря на составленный график погашения задолженности, людям уже официально предлагают переходить на работу в соседнее транспортное предприятие.

Работники автотранспортных предприятий страны продолжают обращать на себя, вернее на проблемы в отрасли, все больше внимания. "Солидарность" не перестает писать о том, что АТП испытывают сложности с компенсациями выпадающих доходов за перевозку льготников, за удержание невыгодных для предприятий тарифов на "замороженном" уровне. Не добавляет оптимизма и существующая конкуренция муниципальных АТП с частниками. Хабаровск, Владивосток, Ульяновск, Северодвинск, Архангельск, Екатеринбург, Йошкар-Ола... (См. "Солидарность" № 20, 2013; №№ 9, 12 - 16, 2014.) Теперь в список городов с "транспортной болезнью" попал, к сожалению, еще и Мурманск.

Согласно коллективному договору, заработная плата на мурманском пассажирском автотранспортном предприятии ОАО "Автоколонна-1118" выплачивается 20-го числа каждого месяца. И когда в конце апреля 565 сотрудников автоколонны не увидели своих денег, на предприятии ожидаемо начался конфликт. Правда, надо отдать должное местным властям - уже 30 апреля на встречу с коллективом явились министр областного Минтранса и глава Мурманска.

Результатом стало составление плана погашения задолженности до 15 мая, процесс начала контролировать специально образованная комиссия с участием профсоюзной организации предприятия. И дело вроде бы сдвинулось: если 30 апреля прокуратура Первомайского района Мурманска заявляла о долге предприятия по зарплате за март в размере 7 млн рублей, то 16 мая председатель обкома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Елена Могилевцева сообщила корреспонденту "Солидарности" уже о 4 млн долга. (При этом местная телекомпания - murman.tv - еще 5 мая сообщала о полном погашении долга за март.)

- Деньги эти уже есть в Министерстве транспорта, их целенаправленно будут переводить на выплату зарплаты за март, - говорит Могилевцева. Но тут же добавляет: - За апрель еще не начинали выплачивать зарплату. Хотя по колдоговору зарплата 20 числа, но денег нет. А у них миллионов 15, кажется, на зарплату в месяц идет.

Примечательно, что на упомянутой встрече владелец "Автоколонны-1118" Василий Пи-мин утверждал: главе города Алексею Веллеру "сейчас надо найти 300 млн рублей не из бюджета, чтобы ситуацию держать на плаву" (цитата с сайта местной телекомпании tv21.ru).

Вместе с тем есть факты, показывающие, что "Автоколонне-1118" грозит ликвидация или, как минимум реорганизация. Так, еще в середине апреля городские власти стали планировать "слияние" коллектива предприятия с коллективом ОАО "Электротранспорт". Директор

последнего Сергей Коробков присутствовал на встрече 30 апреля и подтвердил готовность "принимать заявления от водителей, от кондукторов, от всего ремонтного персонала".

Заметим, что "Автоколонна-1118" занимается исключительно автобусными перевозками, а в распоряжении "Электротранспорта" - троллейбусы. В профсоюзе считают, что даже если ОАО "Электротранспорт" выкупит или возьмет в аренду (как это планируется) у автоколонны некоторое количество автобусов, все работники на новое предприятие точно устроиться не смогут. Елена Могилевцева уверена, что таких "счастливчиков" будет не больше половины. По ее словам, спрос в "Электротранспорте" есть, по большому счету, только на водителей. Да и сами работники с 30 - 40 годами стажа куда-то переводиться желанием отнюдь не горят.

- Мы не знаем, что сейчас происходит с автоколонной. Владелец без конца кричит, что будто он продал эту автоколонну. А на самом деле он ее не продал. Не поймем... - комментирует ситуацию Могилевцева. - Мы встречались позавчера (14 мая. - И.О.) с заместителем губернатора Татьяной Вороновой, но и после встречи осталось непонятно, что ждет предприятие - то ли реорганизация, то ли ликвидация, то ли банкротство...

Само наличие задолженности по заработной плате Василий Пимин объясняет тем, что "Автоколонна-1118" вынуждена заниматься перевозками по себестоимости: 28 рублей за поездку. Председатель профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства РФ Владимир Ломакин добавляет, что выпадающие расходы власти предприятию не компенсируют в должном объеме. Управляющий "Автоколонной-1118" Андрей Евдокимов говорит и о долге в 5 млн рублей за поставку топлива.

"Цена билета 28 рублей - себестоимость. Так почему предприятие разорилось? - обратился Василий Пимин к своим сотрудникам. - Областное правительство утверждает, что дотации поступают. Соснин все врет. Он врет, выкрутиться ему никак нельзя, но он не виноват, на него сверху давят. Давит губернатор, давит Тюкавин и заставляет его врать. Денег на предприятии нет, и вы лучше меня это знаете", - цитирует владельца автоколонны местная телекомпания ТВ-21 (tv21.ru).



Между тем 6 мая на совещании у первого замгубернатора Мурманской области Алексея Тюкавина был отмечен "спад напряженности" в ситуации. Министр транспорта и дорожного хозяйства области Дмитрий Соснин выразил надежду на то, что "менеджмент компании будет действовать в соответствии с договоренностями, погашать долги по зарплате по графикам". Однако начальник отдела транспорта министерства Валентин Викторов в то же время сообщил, что руководство "Автоко-лонны-1118" передвинуло окончание выплат с 15 мая на начало июня. И что он посоветовал профсоюзу урегулировать этот вопрос с администрацией автоколонны. Напомним, 16 мая Елена Могилевцева все еще сообщала о 4 млн. рублей долга...

Комментарий:

Владимир ЛОМАКИН, председатель профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ:

- Ситуация в Мурманске стоит в одном ряду с проблемными ситуациями на предприятиях городского пассажирского транспорта во многих регионах России. Вызваны они недостатками финансирования. В частности, экономически необоснованным уровнем тарифов на перевозку пассажиров, что устанавливается органами власти субъектов РФ. Сюда же стоит отнести проблему перевозок льготников, за которых власти платят также неохотно.

Разница в тарифах никем не компенсируется, предприятия вынуждены экономить расходы, и главной статьей этой экономии являются расходы на оплату труда. Плюс предприятия накапливают долги по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, перед контрагентами за автомобильное топливо и другие материалы.

То, что муниципалитеты не компенсируют выпадающие расходы, нарушает Гражданский кодекс. Но чтобы это доказать, надо обращаться в суд, надо бороться с органами власти, а во многих случаях руководители предприятий неохотно идут на это, предпочитая вести экономическую деятельность в тех условиях, в которые они поставлены.

Мы освещали эту проблему на заседании коллегии Министерства транспорта 26 марта. Ставили эти же вопросы перед экспертной группой по транспорту, которая создана при Общероссийском народном фронте. Мы считаем, что управленческие решения, касающиеся организации деятельности городского пассажирского транспорта, должны быть приняты на федеральном уровне.

На сегодня эти проблемы решаются слабо, потому что в соответствии с Конституцией городской пассажирский транспорт отнесен к ведению субъектов РФ и муниципальных образований. Органы федеральной власти считают, что у них недостаточно компетенций для влияния на этот сектор экономики. И задача профсоюза в том, чтобы органы власти федерального уровня пересмотрели эту свою позицию - чтобы в результате появились нормативные правовые акты, которые бы влияли на ситуацию в регионах. Иначе, по мнению профсоюза, мы можем лишиться стройной системы городского пассажирского транспорта во многих городах.

Исполком ЦК профсоюза, заседание которого состоится в Ростове в июне этого года, будут обсуждаться причины, которые привели к акциям протеста в ряде регионов. Я думаю, будет принято какое-то управленческое решение в рамках всего профсоюза. Возможно, будет решено подготовить массовую акцию протеста.
ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОУТ

(извлечение из статьи О.А. Косырева «Установление компенсаций работающим во вредных и (или) опасных условиях труда по результатам специальной оценки труда /«Справочник специалиста по охране труда»/.

До тех пор пока на рабочем месте не проведена СОУТ по процедуре Закона № 426-ФЗ, все льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях устанавливаются на основе вышеупомянутых списков профессий производств. Это касается также работников, которые начали трудовую деятельность после 1 января 2014 г. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе ТК РФ. Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92,117, 147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не используются.

Новый порядок их установления на основе результатов СОУТ представлен в табл. 2.

Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в размере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.



В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ работникам, по состоянию на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенсации вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены, а размеры - снижены при условии сохранения соответствующих условий труда, ставших основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда.

Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию – ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й , 3-й, 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3,2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше – его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.

Право на сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч) имеют работники, чьи рабочие места по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда (класс 3,3 и выше) (ст. 92 ТК РФ).

Таким образом, в новую редакцию ТК РФ вошли все те позиции, ранее предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными (или) опасными и иными особыми условиями труда», по поводу применения которого шли споры в судах высшей инстанции.

Добавлены принципиальные новации - возможность монетизации части дополнительного отпуска (превышающей семидневный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования продолжительности смен при сокращенной рабочей неделе. Прежде такой практики не существовало.

Следует подчеркнуть, что ТК РФ допускает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:

- имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору;

- порядок и условия корректировки, размеры денежной компенсации определены в отраслевом (межотраслевом) соглашении, участником которого является организация;



- в коллективном договоре (на уровне организации) закреплены согласованные работодателем и представительным органом работников условия и порядок корректировки.

Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в организации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница