Справка о результатах природоохранной и природоресурсной деятельности Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в 2008 году



страница1/5
Дата06.06.2016
Размер0.74 Mb.
  1   2   3   4   5


СПРАВКА

о результатах природоохранной и природоресурсной деятельности Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан

в 2008 году
На январском заседании Совета Безопасности Российской Федерации обеспечение экологической безопасности было определено одной из приоритетных задач государства, а также установлено, что качество окружающей среды в ближайшие годы должно стать одним из ключевых факторов конкурентоспособности страны и каждого российского региона, оказывая прямое влияние на демографическую ситуацию и здоровье нации.

Действующий Президент Российской Федерации Д.А. Медведев и Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин неоднократно в своих официальных заявлениях отмечали крайнюю необходимость принятия действенных и неотложных мер, направленных на реальное снижение негативного воздействия предприятий промышленности, транспорта, сельского и жилищно-коммунального хозяйства на состояние окружающей среды, здоровье и качество жизни населения.

Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев в ежегодном Послании Государственному Совету Республики Татарстан определил стратегические направления природоохранной деятельности на текущий год, главные из которых:

улучшение экологической ситуации наших мегаполисов – городов Казань, Набережные Челны, Нижнекамск и регионов нефтедобычи;

снижение негативного воздействия автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха населенных мест;

оздоровление состояния поверхностных вод и снижение уровня загрязнения водных объектов предприятиями теплоэнергетического комплекса, химической промышленности и жилищно-коммунального хозяйства;

активное внедрение энерго- ресурсосберегающих и малоотходных технологий, организации сортировки и переработки бытовых и промышленных отходов.

На решении именно этих задач были сосредоточены главные усилия Министерства в 2008 году.


Государственный экологический контроль
В соответствии с Концепцией экологической безопасности Республики Татарстан на период до 2015 года важнейшим инструментом ее обеспечения является государственный экологический контроль, основные итоги которого за 2008 год характеризуются следующими показателями.

В течение 2008 г. инспекторами территориальных управлений и государственных инспекций центрального аппарата Министерства осуществлено 6202 проверки 2713 предприятий, организаций и природных объектов, в том числе инспекторами государственных природных комплексных заказников (ГПКЗ) осуществлено 1719 рейдов на территориях 10 ГПКЗ.

Показатели государственного экологического контроля (в сравнении с данными за 2006-2007 гг.) приведены в табл. 1.

Каждая шестая проверка проведена совместно с органами прокуратуры, МВД, МЧС, Роспотребнадзора, администрациями муниципальных образований и др. Наибольшее количество предприятий проверено в строительной отрасли и жилищно-коммунальной сфере (в том числе проверки на территориях поселений) – 1/2 всех проверенных предприятий. Наибольшее количество нарушений выявлено в части обращения с отходами производства и потребления - около 40% от общего количества выявленных нарушений.

По сравнению с 2007 г. количество выполненных проверок, по министерству в целом, уменьшилось на 4,9%, количество проверенных объектов - на 8,0%. С уменьшением количества проверок снизилось на 3,4% количество выявленных нарушений (8452 против 8751 за 2007 г.), при этом устранено 87% выявленных нарушений против 86,2% - за 2007 г. Количество составленных протоколов увеличилось на 4,4%, при этом количество выданных предписаний уменьшилось на 0,7%. Как и в 2007 г., особое внимание было уделено государственному экологическому контролю в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также на особо охраняемых природных территориях.

По сравнению с 2007 г. в 1,3-1,4 раза возросло количество и суммы штрафов, наложенных на должностные лица, т.е. на лица, несущие персональную ответственность за соблюдение на предприятии природоохранного законодательства. За 2008 г. соотношение количества штрафов, наложенных на должностные лица, к количеству штрафов, наложенных на юридические лица по министерству в целом составило 6,1 (за 2007 г. – 5,8). Общая сумма штрафов, наложенных на юридические лица возросла в 1,2 раза, на должностные лица – в 1,4 раза. Сумма предъявленых ущербов, нанесенных окружающей среде уменьшилась в 43,2 раза по сравнению с 2007 г. и составила 35 млн. 125 тыс. руб.



Таблица 1

Результаты государственного экологического контроля

Результаты госэкоконтроля

и принятые меры


2006 г.

2007 г.

2008 г.

изменения, %


Осуществлено проверок

4789

6524

6202

- 4,9

Проверено предприятий, объектов природы

2165

2948

2713

- 8,0

Выявлено нарушений

7925

8751

8452

- 3,4

Составлено протоколов

2508

2732

2852

+ 4,4

Предупреждены

141

374

270

- 27,8

Выдано предписаний

4630

5886

5843

- 0,7

Выполнено предписаний, всего

3569

5367

5665

+ 5,6

Выполнено предписаний, в % от выданных

77,1

91,2

96,9

+ 5,7

Устранено нарушений, всего

6536

7544

7354

- 2,5

Устранено нарушений, в % от выявленных

82,5

86,2

87,0

+ 0,8

Направлено материалов в прокуратуру и суды

477

570

818

+ 40,7

Наложено штрафов на юр. лица (кол-во)

230

397

502

+ 26,4

на сумму (тыс. руб.)

5077,5

6819,0

8448,0

+ 23,9

Взыскано штрафов с юрид. лиц (кол-во)

153

298

294

- 1,3

на сумму (тыс. руб.)

2947,5

5136,4

6854,0

+ 33 ,4

Исполнение, % от наложенной суммы

58,0

75,3

81,1

+ 5,8

Наложено штрафов на долж.лица (кол-во)

1697

2285

3058

+ 33,8

на сумму (тыс. руб.)

3989,4

5398,9

7361,15

+ 36,3

Взыскано штрафов с должн. лиц (кол-во)

1180

1878

1788

- 4,8

на сумму (тыс. руб.)

2592,1

4410,0

6172,2

+ 39,9

Исполнение, % от наложенной суммы

64,9

81,7

83,8

+ 2,1

Наложено штрафов на физ. лица (кол-во)

964

869

1168

+ 34,4

на сумму (тыс. руб.)

699,8

760,3

1095,5

+ 44,1

Взыскано штрафов с физ. лиц (кол-во)

661

548

719

+ 31,2

на сумму (тыс. руб.)

442,8

533,84

908,8

+ 70,3

Исполнение, % от наложенной суммы

63,3

70,2

82,9

+ 12,7















Таким образом, за 2008 г. обеспечено повышение эффективности государственного экологического контроля по следующим показателям: увеличение процента выполненных предписаний (на 5,7%) и устраненных нарушений (почти на 1%), а также увеличение процента взысканных сумм предъявленных ущербов – 18,3% против 0,16% за 2007 г.

По фактам нарушений природоохранительного законодательства 818 материалов направлено в судебные органы и органы прокуратуры (в том числе материалы проверок, выполненных по заданию прокуратуры). Кроме того, нарушителям природоохранительного законодательства предъявлены претензии по возмещению вреда, а также в суды направлены иски на выплату компенсации за причиненный вред окружающей среде - всего 67 на общую сумму 35 млн. 125 тыс. руб., при этом удовлетворено 49,3% от количества предъявленных исков.

Список предприятий, нанесших наибольший вред ОС, представлен в табл. 2.


Таблица 2

Грубые нарушения природоохранного законодательства,

выявленные в течение 2008 г.


Дата проверки

Предприятие

Нарушение

Объекты контроля

Сумма вреда, тыс. руб.

14.08.08

ООО «Агрофирма «Ялтау» (Лениногорский МР)

сброс сточных вод свинофермы в р.Камышла

вода

16950,3

18.03.08

Управление «Татнефтегазпереработка» (Азнакаевский МР)

загрязнение р.Зай нефтепродуктами

вода

1466,4

16.05.08

ООО «Татнефть-Актив» (Альметьевский МР)

несанкционированное размещение отходов

отходы

915,4

21.08.08

Структурное подразделение ООО «Татнефть-Бурение» Альметьевского УБР

допущена порча земель

земля

506,36

18.02.08

СУ-856 ОАО «Каздорстрой» (Зеленодольский МР)

порча земель в результате самовольного снятия и перемещения плодородного слоя

земля

497,7

04.04.08

ЗАО «Вода Прикамья» (г. Елабуга)

механическая деградация земель из-за несанкционированного выпуска на рельеф местности промывочной воды со скважины №8 водозабора №1

земля

323,6

29.05.08

ООО «АлсуСтройПлюс» (г. Елабуга)

несанкционированный снос деревьев

биоресурсы

303,9

25.04.08

ЗАО «Эссен продакшн АГ» (г. Елабуга)

несанкционированный снос 12 деревьев

биоресурсы

142,3

Анализ результатов государственного экологического контроля по итогам 2008 года свидетельствует об эффективном исполнении в целом по Министерству поручения Премьер-министра Республики Татарстан Р.Н. Минниханова об ужесточении санкций в отношении нарушителей природоохранного законодательства. За последние 5 лет обеспечен рост предотвращенного экологического ущерба почти в 2 раза.



Одним из главных направлений работы Министерства в 2008 году, в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан, должно стать улучшение экологического состояния наших мегаполисов – городов Казань, Набережные Челны, Нижнекамск.

В связи с этим инспекторами Министерства в отчетном периоде осуществлено 595 проверок соблюдения природоохранного законодательства на 263 предприятиях г. Казани, в том числе: ОАО «Казанский комбинат строительных материалов», ОАО «Нефискосметикс», ЗАО «КПОГАТ-3», , ОАО «Булгар-Автоваз», ЗАО «Кулонэнергомаш»» и других. По фактам выявленных в ходе проверок нарушений к административной ответственности привлечены 576 должностных и юридических лиц. Общая сумма штрафов наложенных на нарушителей составила 2 млн. 968 тыс. рублей. В органы прокуратуры направлено 79 материалов, содержащих признаки экологических преступлений.

В Набережных Челнах проверено 475 предприятий, среди которых ООО Набережно-Челнинский домостроительный комбинат, ООО «Начало», ОАО «КамАЗобщепит», Санаторий «Жемчужина», Филиал ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС и другие. За допущенные нарушения к административной ответственности привлечены 465 нарушителей природоохранного законодательства, на которых наложены штрафы в сумме 1 млн. 316 тыс. рублей. В органы прокуратуры направлено 25 материалов, содержащих признаки экологических преступлений.

В Нижнекамске государственному экологическому контролю подвергнуто 134 предприятия, среди которых ООО УОП «Нефтехим», ООО «Завод металлоконструкций», ЗАО «Нижнекамск тепломонтаж», ООО «Нижнекамский завод ЖБИ-НК», ООО «Водопроводно-канализационное эксплуатационное хозяйство» и другие. По итогам проверок к административной ответственности привлечены 130 юридических и должностных лиц, на которых наложены штрафы в сумме 938 тыс. рублей. В органы прокуратуры направлено 17 материалов, содержащих признаки экологических преступлений. В результате мер направленных на снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду в 2008 году обеспечено:

снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 9,6 тыс. тонн или 16,2% от общего объема выбросов по Нижнекамскому промышленному комплексу.

увеличение сбора вторичных материальных ресурсов на 7,7 тыс. тон или на 7,2% к уровню 2007 года.
Охрана атмосферного воздуха
В 2008 году обеспечено сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в объеме 12,3 тыс. тонн или 3,5 от общего объема выбросов от стационарных и передвижных источников. Особое внимание в работе Министерства уделяется решению проблемы загрязнения атмосферного воздуха от автомобильного транспорта в городах и населенных пунктах. Сегодня доля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников в республике составляет 55 %, а общее количество автомашин приближается к 800 тысячам. В связи с этим Министерством, совместно с Управлением по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды МВД по Республике Татарстан и Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по РТ в рамках операции «Чистый воздух –2008» проверено 306 предприятий и организаций республики против 264 в 2007 году. Инструментальному экологическому контролю при выезде на линию подвергнуто 4857 автомобилей, из которых не соответствовал установленным нормативам 618 автомобилей, или 12,7% (в 2007 г. – 16,6%).

Кроме этого, на автомагистралях городов республики совместно с представителями Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по РТ проверено 1348 автомашин, превышение норм токсичности и дымности выявлено у 230 из них, что составило 17%.

По результатам проверок проведенных в ходе операции «Чистый воздух» оформлено 349 протоколов о нарушении природоохранного законодательства, по которым по состоянию на 15 октября вынесены постановления о наложении штрафов на общую сумму 172 тыс. рублей. В результате проведенных инспекционных мероприятий удалось достичь снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспортных средств более чем на 2,2 тыс. тонн. При этом предотвращенный экологический ущерб составил более 800 тыс. рублей.

В целях усиления государственного контроля за эффективностью работы газоочистных установок эксплуатируемых на предприятиях и организациях Республики Татарстан, повышения уровня профессиональной подготовки инспекторского состава, разработаны и утверждены приказом по Министерству (от 02.04.2008г. № 251) «Методические указания по осуществлению контроля за техническим состоянием газоочистных установок».



Охрана водных ресурсов
За 2008 год в рамках проведения государственного водного контроля, госинспекторами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан осуществлены проверки исполнения водоохранного законодательства на 330 предприятиях. Количество выявленных нарушений составило 600, из которых 485 - устранено. По всем выявленным нарушениям выдано 545 предписаний, из них 440 – выполнено. По итогам проверок к административной ответственности привлечено 317 юридических, должностных и физических лиц. На нарушителей водного законодательства наложено штрафов на сумму 743,9 тыс. рублей, предъявлено 3 претензии на возмещение вреда водным объектам на сумму 21 млн. 980 тыс. рублей.

Также были приняты меры по предотвращению негативного воздействия вод - проведена проверка 279 потенциально-опасных в период весеннего половодья объектов, расположенных в водоохранных зонах. Обследованы скотомогильники, полигоны твердых бытовых отходов, склады горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, попадающих в зону возможного подтопления в период весеннего паводка. Инспекторами ведется постоянный контроль по разработанным и утвержденным Главами муниципальных районов планам действий организаций и предприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. По всем выявленным нарушениям выдано 271 предписание, приняты меры административного воздействия (составлено 85 протоколов на должностных лиц, 11 протоколов на юридических лиц).

В течении 2008 г. проведено обследование 93 очистных сооружений, в том числе инструментальному контролю подвергнуто 43 объекта очистки сточных вод. Результаты аналитического контроля показали, что наибольшие несоответствия качества сточных вод установленным нормативам зафиксированы в выпусках следующих предприятий:

Вамин-Сабы филиал ОАО «Вамин-Татарстан» по взвешенным веществам, БПК5, нитритам, фосфатам, нефтепродуктам, жирам.

Коммунальные сети Лаишевского муниципального района по аммонию.

Куркачинские коммунальные сети по аммонию, фенолам.

Кощаковские инженерные сети по аммонию, фосфатам, фенолам.

«Зеленодольск-водоканал» филиал «Водоканалсервис» - по аммонию, нитритам, хлоридам, цинку.

Апастовский молзавод по БПК5, аммонию, нитритам, хлоридам.

Апастовское МПП ЖКХ по БПК5, взвешенным веществам, аммонию, фосфатам, нефтепродуктам.

Кукморские очистные сооружения по фосфатам, нитритам, железу, фенолам, жирам.

ОАО «Заинский сахар» по БПК5, аммонию.

Ферма КРС, п. Камский Нижнекамского муниципального района по БПК5, аммонию.

ООО «Нижнекамская нефтебаза» по аммонию, хлоридам, железу, нитритам, марганцу, фторидам.

ГУП «Заинский ветсанутильзавод по производству мясокостной муки» по аммоний иону.

ОАО «Бавлыводоканал» по нефтепродуктам, фосфатам, аммоний иону.

ОАО «Уруссу-водоканал» - по взвешенным веществам, нитратам.

«Коммунсервис», р.п. Актаныш по БПК5, аммонию, фосфору, нефтепродуктам, фенолам.

Ответственные должностные лица указанных предприятий привлечены к административной ответственности, инспекторами Министерства выданы предписания об устранении выявленных нарушений.



Обращение с отходами производства и потребления

В 2008 году в республике образовалось около 9500 тыс. т отходов, из них промышленные отходы составляют в среднем 39%, твердые бытовые отходы – 12,5%, отходы животноводства - до 48,5 % от общего объема.



Сбор и переработка отходов.

В Республике Татарстан ведется целенаправленная работа по повышению эффективности системы селективного сбора и утилизации отходов, увеличения объемов сбора и переработки вторичных материальных ресурсов, уменьшения объема полигонного захоронения отходов путем оптимизации процесса санитарной очистки, развития рынка услуг по закупке вторичных материальных ресурсов у предприятий и населения, строительства мусоросортировочных и перегрузочных станций, закупки и установки оборудования по прессованию ТБО.



Сегодня в республике 13 мусоросортировочных комплексов, их суммарная мощность составляет более 900 тыс. тонн отходов в год.


№№ пп

Район, город

Эксплуатирующая организация

Год ввода в эксплуатацию

Мощность, тыс.т/год

1

г.Наб.Челны

ООО "СЭП Экосервис"

2001г.

130

2

г.Альметьевск

ОАО "Экосервис"

2003г.

180

3

г.Казань

ЗАО "КЭК"

2006г.

51

5

г.Казань

ООО "ПЭК"

2007г.

40

6

г.Казань

ООО ПЖКХ "Чистый город"

2008г.

200

4

г.Буинск

ОАО "Буинское МПП ЖКХ (инженерные сети)"

2007г.

40

7

г. Мамадыш

ООО "Мамадыш ЖКУ"

2008г.

40

8

г. Мензелинск

МУП "Управляющая компания Мензелинского района и г.Мензелинск"

2008г.

40

9

с. Черемшан

ОАО "Коммунальные сети Черемшанского района"

2008г.

40

10

г. Лениногорск

ООО "Благоустройство и озеленение"

2008

40

11

пгт. Кукмор

ООО "Эко-Сервис"

2008г.

40

12

г. Азнакаево

ООО "Полигон ТБО"

2008г.

40

13

г. Арск

ООО "Жилкомбытсервис"

2008г.

40

 

ИТОГО

 

 

921

За истекший период 2008 года ведены в эксплуатацию 8 мусоросортировочных комплексов (г. Казань, г. Азнакаево, с. Черемшан, г.Мамадыш, г. Мензелинск, пгт. Кукмор, г. Арск, г. Лениногорск, завершается строительство мусоросортировочной линии в с. Апастово). В результате внедрения и эксплуатации на полигонах ТБО мусоросортировочных линий, объем полигонного захоронения бытовых отходов в 2008 году сокращен на 45 тыс.т.

В целях дальнейшего развития системы управления отходами производства и потребления, экономии сырья и материалов за счет их рационального использования, активного вовлечения в производство вторичных материальных ресурсов Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан утвержден приказ от 05.05.2008г. № 325 (регистрация в Министерстве юстиции Республики Татарстан от 20.05.2008г. № 367) «Об утверждении «Перечня отходов производства и потребления на 2008г., подлежащих обязательному сбору в качестве вторичного сырья на территории Республики Татарстан», согласно которому в республике обязательному сбору подлежат 13 видов отходов: древесные отходы, макулатура, отходы черного металла, отходы цветного металла, ртутьсодержащие отходы, отработанные масла, нефтешламы, отходы полимерных материалов, отходы резинотехнических изделий, отработанные аккумуляторы, отработанный электролит, текстиль, стеклобой.

В 2008 году предприятиями, имеющими лицензии на право деятельности по обращению с отходами, собрано 702,0 тыс. т отходов, являющихся вторичным сырьем, из них 420,5 тыс. т. – передано на переработку специализированным предприятиям на территории Республики Татарстан и за ее пределами.

В настоящее время в республике работает 173 специализированных предприятия, имеющих лицензию на право деятельности по обращению с опасными отходами, из них 43% - имеют лицензию на сбор черных и цветных металлов, 57% - остальные виды отходов производства и потребления.

Наибольшее количество предприятий-сборщиков (переработчиков) отходов, являющихся вторичным сырьем (включая филиалы) зарегистрировано на территории г.Казани (149), Набережные Челны (60), Альметьевского района и г. Альметьевска (32), Нижнекамского района и г. Нижнекамска (30), Зеленодольского района и г.Зеленодольска (17), Бугульминского района и г. Бугульмы (13), Заинского района и г. Заинска (12).

Необходимо развитие сети пунктов приема вторичного сырья на территории Актанышского, Алексеевского, Дрожжановского, Камско-Устьинского, Менделеевского, Муслюмовского, Пестречинского, Рыбно-Слободского, Тюлячинского, Черемшанского муниципальных районов.

Выполнение поручений Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева от 19.10.2007 г. №ПР-24 по решению проблемы утилизации биологических отходов.
Анализ результатов работы по решению проблемы утилизации биологических отходов показывает, что по состоянию на 18.12.2008 г. муниципальными образованиями за счет финансовых средств республиканского бюджета приобретено 85 мобильных установок по утилизации биологических отходов из 91 предусмотренной программой (93 % от плана) (дополнительно за счет собственных средств приобретен 1 инсинератор в Высокогорском муниципальном районе).

Завершены работы по обустройству 571 сибиреязвенного скотомогильника из 802 запланированных (выполнение 71,1 %), в том числе с выполнением работ в полном объеме в 20 муниципальных районах: Сабинском, Арском, Балтасинском, Дрожжановском, Кайбицком, Тетюшском, Аксубаевском, Алексеевском, Спасском, Чистопольском, Актанышском, Мамадышском, Менделеевском, Заинском, Сармановском, Альметьевском, Лениногорском, Черемшанском, Муслюмовском, Нурлатском.

Из запланированных к строительству 308 биотермических ям завершено строительство 120 объектов (выполнение 39 %) с завершением работ в полном объеме в Сабинском, Балтасинском, Буинском, Алексеевском, Алькеевском, Новошешминском, Актанышском, Мамадышском, Альметьевском, Лениногорском, Камско-Устьинском муниципальных районах.

Вместе с тем, отмечено не выполнение мероприятий по приобретению установок по утилизации биологических отходов в Азнакаевском, Верхнеуслонском муниципальных районах и муниципальном образовании “г. Казань”.

Наиболее острая ситуация сложилась с освоением бюджетных средств, предназначенных для строительства биотермических ям.

Так, Исполнительным комитетом муниципального образования “г. Казань” денежные средства в размере 2 млн. 650 тыс. рублей, направленные из республиканского бюджета на приобретение 5 инсинераторов и строительства биотермической ямы не освоены целевым назначением.

Ни одной биотермической ямы не построено в Верхнеуслонском, Зеленодольском, Лаишевском, Рыбно-Слободском, Атнинском, Тетюшском, Спасском, Агрызском, Нижнекамском муниципальных районах.

Не обустроено ни одного из запланированных сибиреязвенных скотомогильников в Высокогорском, Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском, Тюлячинском, Агрызском, Мензелинском муниципальных районах, а также в муниципальном образовании “г. Н.Челны”.

Отмечено значительное отставание по обустройству сибиреязвенных скотомогильников в Зеленодольском, Атнинском, Кукморском, Апастовском, Буинском, Камско-Устьинском, Алькеевском, Новошешминском, Елабужском, Тукаевском, Нижнекамском, Бугульминском, Азнакаевском, Бавлинском, Ютазинском муниципальных районах.

Состояние и охрана земельных ресурсов
Несмотря на некоторую стабилизацию за счет проводимых почвозащитных мероприятий на протяжении последних 10 лет, ситуация в агроландшафте в целом по республике продолжает оставаться напряженной из-за высокого уровня распаханности земель сельхозназначения (77%), крайне низких показателей облесенности пашни (в среднем 3,0%, а во многих районах менее 2%) и лесистости территории (18%), что способствует активному развитию водной и ветровой эрозии. Особенно это характерно для зон Предволжья и Предкамья республики, где эрозии подвержено более 58% пахотных угодий. В результате данных процессов происходит не только снижение почвенного плодородия, но и на грани исчезновения находится множество природных экосистем и объектов, так как в значительной степени снижена их устойчивость к самовосстановлению.

Анализ состояния земель сельскохозяйственного назначения, обследованных в период 1970-2007 годы, проведенный РКЦ “Земля” в целом показывает, что в республике сегодня насчитывается 3072,3 тыс. га деградированных земель (2157,4 тыс. га эрозионно-опасных земель и 914,9 тыс. га (переувлажненных, заболоченных, засоленных, каменистых, с легким механическим составом) подлежащих переводу в естественные кормовые и лесные угодья.

Во исполнение п.8. постановления КМ РТ от 27.04.2006г. №212 «О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса в Республике Татарстан», распоряжения КМ РТ от 25.07.2008г. № 1238-р выполнен ряд мероприятий, направленных на охрану почв от деградации, повышения их плодородия, а именно создано защитных лесных насаждений (противоэрозионных, овражно-балочных, придорожных) на площади 4,0 тыс. га с финансированием из средств Бюджета РТ в объеме 120 млн. руб. (свыше запланированных 3,0 тыс. га)

По данным Управления Роснедвижимости по РТ по состоянию на 01.01.2008г. на территории республики насчитывается 4,6 тыс. га нарушенных земель, в том числе при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных работ – 2,6 тыс. га, при торфоразработках - 471,0 га, при строительстве – 1,5 тыс. га. В настоящее время 4,0 тыс. га этих земель отработано и подлежит рекультивации. Однако темпы рекультивации значительно ниже, чем темпы разработки месторождений.

Наибольшая площадь таких земель находится в Сармановском муниципальном районе – 0,4 тыс. га, Лениногорском м.р. – 0,362 тыс. га, Бугульминском м. р. – 0,297 тыс. га, Кукморском м.р. – 0,314 тыс. га, Азнакаевском – 0,281 тыс. га, Бавлинском – 0,176 тыс. га, Нижнекамском – 0,107 тыс. га.

Специалистами Минэкологии РТ в ходе государственного экологического контроля за использованием и охраной земель в 2008г. выявлено на территории 25 муниципальных районов республики 101,56 га земель (68 карьеров), нарушенных в результате несанкционированной добычи общераспространенных полезных ископаемых. По результатам контроля нарушителям земельного, природоохранного законодательства привлечены к административной ответственности, 7 материалов передано в прокуратуру для прокурорского реагирования (за порчу земель общей площадью 9,38 га на территории Приволжского м.р. г. Казани (Салмачи), Пестречинского м.р., Чистопольского м.р., Новошешминского м.р., Буинском м.р.). За отчетный период рекультивировано 57,26 га нарушенных земель (56,3 % от общей площади выявленных).

Одним из эффективных инструментов обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов является государственный контроль за переводом земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель “промышленности…”

В целях оперативного рассмотрения землеустроительных дел по переводу земель из одной категории в другую а также во исполнение постановления Кабинета Министров РТ от 25.10.2006г.№ 523 и распоряжения Кабинета Министров РТ от 29.01.2007г. № 58-р о предоставлении земель для нужд нефтедобывающих компаний разработан и утвержден приказом министра «Порядок согласования перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, экологического обоснования выбора земельных участков под строительство и реконструкцию объектов, приватизации земельных участков под объекты недвижимости, занимаемых предприятиями и организациями».

Всего за 2008г. министерством рассмотрено 5261 материал по переводу земель сельхозназначения в другие категории земель из которых 205 материалов нефтедобывающих компаний.

Для решения в республике проблемы утилизации просроченных и запрещенных к применению пестицидов во исполнение постановления Кабинета Министров РТ от 29.12.2007г. № 793 в ноябре2008г. планировалось вывезти за пределы республики на специализированный полигон оставшиеся 132 т таких пестицидов. Были подготовлены все необходимые документы для проведения данных мероприятий, на эти цели в бюджете РТ предусмотрено 10 млн. рублей, однако в связи со сложной экономической ситуацией финансирование данных работ планируется осуществить в начале 2009 года.



Проведение мероприятий по сбору и утилизации остатков просроченных и запрещенных для применения пестицидов на территории муниципальных районов Республики Татарстан на 01.01.2009 г.



Сохранение биологического разнообразия.
В сфере сохранения биологического разнообразия министерством в 2008 году были разработаны проекты законов «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О растительном мире», «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об особо охраняемых природных территориях». Проекты этих законодательных актов нацелены на приведение в соответствие законодательства Республики Татарстан с федеральным законодательством. В настоящее время указанные законопроекты приняты в первом чтении Государственным Советом Республики Татарстан.

Одним из стратегических направлений экологической политики республики, является развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В истекшем году образовано 6 объектов природно – заповедного фонда регионального значения в том числе: государственный природный заказник комплексного профиля «Зея буйлары» в Буинском муниципальном районе и 5 памятников природы в Дрожжановском районе. Общая площадь указанных ООПТ в совокупности составляет 2109, 7 га. В настоящее время на рассмотрении Правительства Республики Татарстан находятся проекты постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан о создании 5 памятников природы в Верхнеуслонском и Кайбицком муниципальных районах. Проектная площадь указанных ООПТ составляет 524 га.

По состоянию на 31.12.2008 г. природно – заповедный фонд республики представлен 155 объектами ООПТ регионального значения, общей площадью 135,2 тысяч га или 2% от общей площади республики.

Одним из эффективных средств организации сохранения биологического разнообразия в целом, и редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и грибов, в частности, являются Красная книга Российской Федерации и Красные книги ее субъектов.

В рамках ведения Красной книги РТ в 2008 году Министерством экологии и природных ресурсов РТ, Институтом проблем экологии и недропользования АНТ, экологическим факультетом КГУ и Волжско – Камским государственным природным биосферным заповедником продолжались работы по учету редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу РТ. Учеными и специалистами этих учреждений, а также администрациями государственных природных заказников и территориальными управлениями министерства составлено около 1700 карточек учета встреч «краснокнижников».

Важно отметить, что после несколько десятков лет отсутствия возвратились на гнездование сокол сапсан, скопа, неясыть бородатая. Возросло количество совы ушастой, козодоя, неясыти длиннохвостой, филина, лебедя-шипуна, медведя бурого, гадюки обыкновенной, луней полевого и лугового, а также отмечены многочисленные встречи в ряде муниципальных районах республики кедровки.

Традиционно с 1996 года в Татарстане проводится общереспубликанская операция «Нерест».

В 2008 году в рамках совместного приказа Минэкологии РТ, Управления по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды МВД по РТ и Отдела по РТ Средневолжского территориального управления Росрыболовства проводилась операция «Нерест - 2008» в ходе которой выявлено 842 нарушения Правил рыболовства и установленного режима рыболовства в период весеннего запрета по фактам грубых нарушений 59 материалов переданы в следственные органы для возбуждения уголовных дел в отношении лиц виновных в совершении браконьерской добычи водных биоресурсов. У нарушителей изъято 1271 запрещенное орудие рыболовства, в том числе 1180 ставных рыболовных сетей. Благодаря действиям участников оперативных бригад предотвращен ущерб водным биоресурсам на сумму более 40 млн. рублей.

В рамках реализации принципов Хартии Земли в Республике Татарстан был проведен Открытый турнир рейнджеров Республики Татарстан.

В турнире, который проводился 14.07.2008 г. в ГПКЗ «Чулпан», приняли участие 16 команд, по два человека в каждой. Рейнджеров Татарстана представляли 9 команд республиканских комплексных заказников и специализированной инспекции Волжко-Камского государственного заповедника. По одной команде участвовало от Волжско – Камского государственного природного биосферного заповедника и Национального парка «Нижняя Кама». В турнире также принимали участие команды из Чувашской Республики, которую представляли инспекторы Присурского государственного природного заповедника, Республики Марий Эл, в лице команд Национального парка «Марий Чодра» и Государственного природного заповедника «Большая Кокшага».

Традиционно министерством проводятся выездные мероприятия по обмену опытом работы со специалистами федеральных ООПТ в различных сферах заповедного дела. Группа сотрудников министерства и заказников участвовала в семинаре на тему: «Стратегическое партнерство заповедных территорий по реализации принципов Хартии Земли», который проводился с 31.07. по 11.08.2008 г. в Национальном парке «Тункинский» в Республике Бурятия.


Работа Межведомственной комиссии по обеспечению экологической безопасности, природопользованию и санитарно-эпидемиологическому благополучию в Республике Татарстан

Важнейшую роль в координации мер по обеспечению экологической безопасности Республики Татарстан играет Межведомственная комиссия по обеспечению экологической безопасности, природопользованию и санитарно-эпидемиологическому благополучию в Республике Татарстан.

Всего за отчетный период было проведено 10 заседаний комиссии, в том числе 9 выездных (в Кукморе (дважды), Апастово, Черемшане, Азнакаево, Мамадыше и Мензелинске, Арске и Ленирогорске). На заседаниях комиссии рассмотрено 12 вопросов в сфере обеспечения экологической безопасности, в том числе информации Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан, Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан, Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан, Территориального Агентства «Татарнедра», Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления 40 муниципальных образований республики.

Особое внимание членов Комиссии было сконцентрировано на решении главных задач, поставленных Президентом и Правительством Республики Татарстан в том числе:

улучшение качества окружающей среды на территории Республики Татарстан;

лицензирование водопользования из подземных источников;

лицензирование деятельности полигонов твердых бытовых отходов;

решение проблем сбора, сортировки, утилизации твердых бытовых отходов, утилизации биологических отходов.


Во исполнение решений принятых Межведомственной комиссией Министерством совместно с Территориальным управлением по недропользованию по Республике Татарстан («Татарнедра») была оказана помощь муниципальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и районным водоканалам в организации работ на получение права пользования недрами в целях добычи подземных вод.


Учитывая, что от активизации процесса лицензирования скважин сельских поселений и их передачей эксплуатирующим организациям зависит улучшение качества хозяйственно-питьевого водоснабжения сельского населения, Министерством экологии проведен анализ сложившейся ситуации в данной сфере. Его результаты показали следующее:

39 районов провели работу по сбору необходимой информации об эксплуатируемых водозаборных скважинах и представили ее в полном объеме в Министерство экологии. На основании представленных данных определено общее количество скважин в сельских поселениях для 39 районов - 2307, а также количество участков недр для оформления лицензий – 851, что в 2,7 раза меньше первоначальной величины.

Вместе с тем, 4 муниципальных района – Апастовский, Атнинский, Высокогорский и Рыбно-Слободский не представили в Министерство экологии сведения о водозаборных скважинах в сельских поселениях. Поэтому для данных районов Министерство экологии не имеет возможности определить перечень участков недр для лицензирования, что сократило бы в разы количество оформляемых лицензий.

Из 39 муниципальных районов, представивших информацию о водозаборных скважинах в Министерство экологии, разработали и утвердили графики лицензирования в Агентстве «Татнедра» только 18 районов - Сабинский, Агрызский, Арский, Аксубаевский, Алексеевский, Буинский, Балтасинский, Заинский, Ютазинский, Кукморский, Лаишевский, Мамадышский, Мензелинский, Муслюмовский, Нурлатский, Тукаевский, Спасский и Алькеевский.

Графики лицензирования 7-ми районов - Алькеевского, Спасского, Аксубаевского, Балтасинского, Арского, Лаишевского, и Тукаевского - аннулированы Агентством «Татарнедра» в связи с непредставлением материалов, необходимых для лицензирования в Агентство «Татнедра».

Полностью завершена работа по лицензированию водозаборов сельских поселений в соответствии с утвержденным графиком только в Сабинском муниципальном районе.

Остальные 21 муниципальный район из 39, представивших информацию о скважинах в Министерство экологии, в том числе: Дрожжановский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Тетюшский, Азнакаевский, Бавлинский, Альметьевский, Бугульминский, Лениногорский, Черемшанский, Верхнеуслонский, Зеленодольский, Тюлячинский, Пестречинский, Актанышский, Елабужский, Менделеевский, Нижнекамский, Сармановский, Новошешминский, Чистопольский, работу по разработке графика лицензирования не завершили.

С учетом многочисленных обращений муниципальных районов о высокой стоимости разработки гидрогеологической документации к лицензированию Министерством совместно с Агентством «Татарнедра» было принято решение, при лицензировании водозаборов сельских поселений, в случае отсутствия при подаче документов для оформления лицензии гидрогеологического заключения и расчета зон санитарной охраны, принимать материалы на лицензирование при наличии паспорта скважины. При этом сам паспорт должен быть оформлен в полном объеме в соответствии со Сводом правил по инженерным изысканиям для строительства (СП 11-108-98 «Изыскание источников водоснабжения на базе подземных вод»).

В результате проведенной работы районные предприятия жилищно-коммунального хозяйства имеют возможность оформлять лицензии постепенно по утвержденному графику лицензирования в упрощенном порядке и при минимизированных затратах.

Во исполнение решений Межведомственной комиссии в текущем году муниципальными образованиями республики проведена определенная работа, направленная на решение вопросов лицензирования деятельности полигонов ТБО. Пути решения данной проблемы стали предметом обсуждения на всех выездных заседаниях Межведомственной комиссии. Совместно со специалистами Управлений Ростехнадзора, Роспотребнадзора и Минземимущества Республики Татарстан были организованы и проведены заседания консультационных комиссий по оказанию помощи руководителям исполнительных комитетов муниципальных районов, МПП ЖКХ, организаций, эксплуатирующих полигоны ТБО, и собственников полигонов ТБО в решении вопросов получения лицензий.

В результате 22 из 48 действующих полигонов ТБО получили лицензию на право обращения с опасными отходами (полигон ТБО «Самосырово» г. Казань, полигон ТБО г. Набережные Челны, полигоны ТБО Азнакаевского, Альметьевского, Бавлинского, Балтасинского, Бугульминского, Заинского, Лаишевского (Орловский полигон), Лениногорского, Нурлатского, Сабинского (Шеморданский полигон), Буинского, Кукморского, Мамадышского, Спасского, Актанышского, Черемшанского, Ютазинском, Елабужском муниципальных районов).

Материалы, необходимые для получения лицензий на деятельность 13 полигонов ТБО (в Агрызском, Мензелинском, Менделеевском, Чистопольском, Аксубаевском, Алексеевском (районный и «Билярск), Новошешминском, Арском (районы и «Новокинерский») и Муслюмовском, Сабинского (районный) и Камско-Устьинском муниципальных районах), находятся на рассмотрении в Управлении Ростехнадзора по Республике Татарстан. Вместе с тем, по 3 полигонам ТБО - Лаишевский- «Нармонка», Сабинский «Мешинский», Муслюмовский н.п. Карамалы разработка необходимой для получения экологической документации не ведется.


Реализация Договора между федеральным центром и Республикой Татарстан

С целью исключения дублирования в работе территориальных управлений федеральных министерств и агентств и Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, реального наполнения Договора между федеральным центром и Республикой Татарстан Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан подготовлены проекты Соглашений, в том числе между Кабинетом Министров Республики Татарстан и двумя федеральными структурами: Ростехнадзором и Росприроднадзором о взаимодействии в области государственного экологического контроля и разрешительной деятельности в области охраны окружающей среды.

Проекты Соглашений получили согласования Министерства экономики Республики Татарстан и Министерства юстиции Республики Татарстан.

Подписание Соглашений позволит более четко разграничить полномочия сторон, уменьшить административный прессинг госструктур на бизнес-сообщество, в первую очередь субъекты малого и среднего бизнеса, исключив дублирующие проверки.

Республиканское министерство в этих условиях должно выполнять не только функции государственного контроля и надзора, но и функции органа, координирующего в республике весь природоохранный и природоресурсный блок по аналогии с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Такой положительный опыт министерство уже имеет, обеспечивая координацию деятельности территориальных органов Ростехнадзора, Росприроднадзора и Роспотребпотребнадзора по Республике Татарстан, муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район», а также крупных предприятий нефтегазохимического комплекса при развитии Нижнекамского промышленного узла.

Благодаря проводимой государственной экологической политике, направленной на минимизацию отрицательной техногенной нагрузки на окружающую среду при развитии Нижнекамского промышленного узла:


    • завершено строительство станции подготовки питьевой воды, позволяющей обеспечивать очистку воды до нормативных санитарных требований;

    • ведется обустройство единой санитарно-защитной зоны Нижнекамского промышленного узла с посадкой компенсационных защитных лесных насаждений;

    • создается территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды в зоне влияния Нижнекамского промышленного узла.

Министерство и созданная правительственная межведомственная рабочая группа, обеспечили координацию работы всех участников этого сложного процесса направленного на выполнение задачи, поставленной Премьер-министром Республики Татарстан: развитие новых производств нефтегазохимического комплекса должно осуществляться на основе наилучших технико-экологических показателях при одновременной минимизации негативного воздействия на окружающую среду от уже существующих производств.

Этот же принцип является основополагающим в развитии особой экономической зоны «Алабуга». Строительство нового химического комплекса в Менделеевске, также как и Нижнекамского промузла, связано с негативным воздействием на состояние окружающей среды, снижение которого невозможно без отлаженной совместной работы всех задействованных государственных органов и служб, привлечения инвесторов, продуманной экологической государственной политики, использования наилучших существующих технологий.

Решение вопросов обеспечения экологической безопасности актуально как при развитии целых отраслей промышленности, так и при развитии мегаполисов, сопровождающихся бурным ростом количества автотранспорта, занятием новых территорий, в том числе и природных, под строительство новых микрорайонов, созданием или реконструкцией таких объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, как станции водоподготовки, очистные сооружения, полигоны для размещения отходов. И здесь важно, обеспечивая устойчивое развитие территорий, ограничивать негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду.

В данное время в республике активно идет разработка генеральных планов поселений, неотъемлемой составляющей которых являются экологические аспекты. Важнейшим инструментом регулирования воздействия хозяйственной деятельности при развитии крупных населенных пунктов на состояние окружающей среды является механизм нормирования в области охраны окружающей среды, который позволяет не только получить информацию о степени техногенной нагрузки, но и регулировать ее.

В этих целях, а также в рамках реализации «Программы природоохранных мероприятий Республики Татарстан на 2008 год» выполнены два госконтракта:


    • «Разработка сводного тома предельно-допустимых выбросов для г. Нижнекамска»;

    • «Оценка воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды г. Казани».

Необходимость в проведении таких работ существует и по другим крупным городам, таким как: Набережные Челны, Альметьевск, Зеленодольск и Чистополь, что позволит определить уровни загрязнения атмосферного воздуха и использовать этих данные при реализации Генеральных планов городских поселений.

Для получения объективной информации об экологическом состоянии крупных городов Правительством республики принято решение о создании территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды, во исполнение которого приобретаются как передвижные лабораторные комплексы, так и стационарные автоматические станции контроля загрязнения атмосферного воздуха. В г. Нижнекамск ведется строительство Центра экологического мониторинга и оснащение его самым современным необходимым оборудованием.

В целях реализации перечисленных мероприятий необходима государственная долгосрочная программа, координируемая министерством, призванным объединить усилия государства, бизнеса и общественности, направленные на обеспечение экологической безопасности Республики Татарстан в целом.

В этих целях разработана и прошла государственную экологическую экспертизу «Программа экологической безопасности Республики Татарстан на период до 2015 года», которая должна являться основой для долгосрочного планирования, разработки и реализации республиканских государственных целевых программ, практической деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления, предприятий-природопользователей.



Геологическое изучение, воспроизводство минерально-сырьевой базы и охрана недр


Каталог: rus -> file -> pub
pub -> Для поля и фермы
pub -> Вопросы к теоретико-методическому заданию олимпиады школьников по предмету «физическая культура»
pub -> Тестовые задания для 9 классов по технологии на районной олимпиаде – декабрь 2005 год
pub -> Молодежная политика
pub -> Нормативно-правовой документ федерального значения, определяющий обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки учащихся и требования к уровню подготовки выпускников, это


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница