Список пьес-мистерий Божественная трагедия. Александр Брызгалов Божественная трагедия. Цикл пьес-мистерий. Хронотеатр Александра Брызгалова. Пьеса-мистерия первая



страница1/4
Дата07.08.2016
Размер1.46 Mb.
  1   2   3   4
Файл 107 страниц. Библиотека файл 83 107 страниц В п е ч а т ь файл 80. Для окончательной правки на бумаге. Всех с. 174 Правка 25 май 2016. В П Е Ч А Т Ь 148 с. Гильгамеш 15/174. 34 Файл Гильгамеш- 63 Док174

Список пьес-мистерий Божественная трагедия. Александр Брызгалов Божественная трагедия. Цикл пьес-мистерий. Хронотеатр Александра Брызгалова.
Пьеса-мистерия первая. Александр Брызгалов. Божественная трагедия. Пирам и Фисба -612. (Зима 2014-2015). Хронотеатр Александра Брызгалова.
Пьеса- мистерия вторая. Александр Брызгалов. Божественная трагедия. Заколдованный принц, или что хочет женщина. (Весна 2015) Хронотеатр Александра Брызгалова.
Пьеса- мистерия третья. Александр Брызгалов. Божественная трагедия.

И мой сурок со мною (Лето 2015) Хронотеатр Александра Брызгалова.
Пьеса- мистерия четвёртая. Александр Брызгалов. Божественная трагедия.

О, Аратта, Аратта. (Осень 2015) Хронотеатр Александра Брызгалова.
Пьеса- мистерия пятая. Александр Брызгалов. Божественная трагедия. Всадник на коне, лошадь не сохранись, или мост через серебряный ручей. (Зима 2015- 2016)

Хронотеатр Александра Брызгалова.


Пьеса- мистерия шестая. Александр Брызгалов Божественная трагедия. Возвращение Гильгамеша. (Весна 2016) Хронотеатр Александра Брызгалова.


А Л Е К СА Н Д Р Б Р Ы З Г А Л О В

Б О Ж Е С Т В Е Н А Я Т Р А Г Е Д И Я

В О З В Р А Щ Е Н ИЕ Г И Л Ь Г А М Е Ш А

Мистерия в четырех действиях

Х р о н о т е а т р Александра Брызгалова

М и с т е р и я п у т е й в р е м е н и

«Б о ж е с т в е н н а я т р а г е д и я» п ь е с а ш е с т а я

– Так… кто же… убил?.. – спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом.

– Как кто убил?.. – переговорил он, точно не веря ушам своим, – да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с… – прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.

Раскольников вскочил с дивана, постоял было несколько секунд и сел опять, не говоря ни слова. Мелкие конвульсии вдруг прошли по всему его лицу.

– Губка-то опять, как и тогда, вздрагивает, – пробормотал как бы даже с участием Порфирий Петрович. – Вы меня, Родион Романыч, кажется, не так поняли-с, – прибавил он, несколько помолчав, – оттого так и изумились. Я именно пришел с тем, чтоб уже все сказать и дело повести на открытую.

– Это не я убил, – прошептал было Раскольников, точно испуганные маленькие дети, когда их захватывают на месте преступления.

– Нет, это вы-с, Родион Романыч, вы-с, и некому боль-ше-с, – строго и убежденно прошептал Порфирий.

Они оба замолчали, и молчание длилось даже до странности долго, минут с десять. Раскольников облокотился на стол и молча ерошил пальцами свои волосы. Порфирий Петрович сидел смирно и ждал.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
-Стало быть, от его ошибки произошло нечто хорошее, - ответил стекольщик Залман.

Меир –Евнух начал потирать руки.

-Ошибок вообще не бывает, - заявил он. – Какие могут быть ошибки, когда всё проистекает из божественных источников. Есть сферы, где любая ошибка превращается в истину.

Исаак Башевис Зингер. «Ошибки».




«Вы хотите сказать, что мозг и я — это разное?» — спросите вы. Отвечаю: да. Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам. И это ставит нас в очень щекотливое положение. Но у ума есть одна уловка: мозг сам все решения принимает, вообще все делает сам, но посылает человеку сигнал — ты, мол, не волнуйся, это все ты сделал, это твое решение было.

Если это на самом деле так, то это оскорбительно для человечества
Татьяна Черниговская. Из интервью. «Что нужно знать о мозге в первую очередь».

Только боги с Солнцем пребудут вечно,

А человек - сочтены его годы,

Что бы он ни делал, всё ветер.

Эпос о Гильгамеше. ( О всё видавшем)

Действующие лица
Гильгамеш, энки и лугаль Урука, он же мэр Урука

Ишум, секретарь, он же Энкиду.

Изимуду

Инанна, богиня

Хумбаба, бог.

Боги, Нергал, Эрешкигаль, Энлиль, Ану, Уту, Нинмах.

Люди - скорпионы, змея и другие.

Ут Напишти, его жена

Уршанаби

Жители Урука, спутники Гильгамеша.




Пролог.
ИШУМ. Пролог. 2549 год до новой эры. Прошло двадцать лет со дня завоевания Аратты Энмеркаром и его сыном Лугальбандой. Всемирный Потоп был 150 лет назад. Ныне наш шумерский Урук первый город земли.
ГИЛЬГАМЕШ. Урук столица мира.
ИШУМ. Конечно, на севере появились Ашшур и Ниневия, далеко на северо-западе пришельцы хетты основали своё государство.
ГИЛЬГАМЕШ. В Мемфисе идут великие стройки. Там возводят пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерена. Но Египет далёк от нас. Библ, Тир и Сидон они тоже далеко на Верхнем Средиземном море.
ИШУМ. Дамаск и Эбла на верховье Евфрата тоже могли претендовать на первое место в мире.
ГИЛЬГАМЕШ. Но великий поход моего деда Энмеркара и моего отца Лугальбанды на Аратту сразу изменил карту мира. Ныне после падения Аратты Урук первый город земли.
ИШУМ. В Уруке самый богатый храм богини Инанны, покровительницы нашего города
ГИЛЬГАМЕШ. После того, как царь Киша Агги пытался подчинить Урук, а старейшины Урука Верхней палаты парламента на то согласились, народные избранники Нижней палаты парламента Урука провозгласили меня, сына великого Лугальбанды и героя похода на Аратту вождя –жреца эна Гильгамеша, вождём –военачальником лугалем.
ИШУМ. Ты, Гильгамеш оказался достойным сыном Лугальбанды.
ГИЛЬГАМЕШ. Я не только отстоял независимость Урука, но и подчинил себе северный Киш. А в этом городе, как и в Лагаше двести тысяч жителей.
ИШУМ. Так возникла первая в мире империя. Наша империя.
ГИЛЬГАМЕШ. Наша империя- военный союз городов- государств. Этот союз возглавил наш шумерский Урук.
ИШУМ. Гильгамеш имеет власть эна и лугаля. И даже принял на себя предложенное верхней палатой Урука - божественное титулование.
ГИЛЬГАМЕШ. И в официальных документах я именую себя в политических интересах мужем великой небесной блудницы Инанны. Во всём нашем Двуречье я один имею на это законное право.
СЕКРЕТАРЬ. Но после того, как Нижняя палата парламента Урука провозгласила нашего мэра города Урука и эна –жреца Гильгамеша вождём –военачальником и лугалем, народ Урука. обвинил Гильгамеша в узурпации власти и злоупотреблении властью.
Действие первое

Явление первое. Площадь Урука. Г р а ж д а н е Урука и Г и л ь г ам е ш.
ПТИЦЕЛОВ. ( Гильгамешу). Мерзавец!
ГОРШЕЧНИК. Подлец!
МЕДНИК Стены строишь, а в бюджете дефицит.
МУСОРЩИК. Города другие завоевал, а наша городская канализация засорилась?
ПИВОВАР. Стены ему подавай?
МЕДНИК. А Мусор? Мусор не вывозится месяцами!
ГИЛЬГАМЕШ. Что ещё?
МУСОРЩИК. Ты понюхай сам, ты сам понюхай!
МЕДНИК. Что ещё? Мы вынесем этот вопрос на Совет города в Белый дом, Гильгамеш.
МАСТЕР А вот я. А вот мы. Мы, глиняных дел мастера. Что мы делаем? Бочки, ящики, трубы водопроводные и трубы сточные. Печи, очаги, печати, веретёна, светильники…
МЕДНИК. И гробы.
МАСТЕР. Без гроба человеку не прожить. Без печи человеку не прожить.
МЕДНИК. А ты налогами всех задушил.
ПАСТУХ. А Мы вольные и государственные пастухи? Сколько чиновники твои овец и ягнят наших забирают?
ПИВОВАР. Твоё сердце склонилось к устроении бедствий, мэр Урука, Гильгамеш.
МЕДНИК. Ты просто узурпировал власть. Налоги! Как оно было? Один топорик медный себе, а второй в казну.
ПИВОВАР. Ты ходишь не по трём небесным путям, а по нашей земле Урука.
МЕДНИК. Ты расплющил власть, как медяшку, и нацепил себе на шею.
ПАСТУХ. А у нас в Уруке демократия.
ПИВОВАР А стоимость аренды жилья повышается.
МЕДНИК. И две палаты верхняя, и нижняя.
ПИВОВАР. И народ!
ГОРШЕЧНИК. Мы не дикари из степей. Мы – граждане. Народ Урука - источник власти. Ты понял, мэр? Источник власти – мы народ! А государство – это закон.
МАСТЕР. Мы тебе не позволим власть узурпировать.
ПАСТУХ. А чиновники твои – волки лютые.
ПТИЦЕЛОВ. Мы граждане - птицы вольные, мы чтим закон города.
ГИЛЬГАМЕШ. Как граждане нашего города вы имеете полное право на обсуждение всех действий мэра Урука и внесения вопросов, как в верхнюю палату города, так и в нижнюю палату.
МЕДНИК. Это ты имеешь народ Урука, мэр и жрец – энси, и лугаль Урука.
МАСТЕР. Дерьмо ты, а не мэр!
МУСОРЩИК. А ещё муж нашей небесной блудницы богини Инанны.
ГОРШЕЧНИК. Мы вынесем этот вопрос на Совет города в Белый дом.
ПИВОВАР. Мы заварим пиво официального расследования.
МЕДНИК. Тебе в голову ка-ак шибанёт…
ПТИЦЕЛОВ. Наши депутаты Урука и священного избирательного округа Кулаба очень даже расследуют всю твою деятельность на посту мэра Урука.
МЕДНИК. А ты сам знаешь, сколько шекелей ушло из городской казны на стены!?
ПТИЦЕЛОВ. Лови эти шекели в небесах.
МУСОРЩИК. Ты понюхай сам, ты понюхай!
ГИЛЬГАМЕШ. Совет города созван на завтра?
ПИВОВАР. Днём оповестили. Пока ты по стенам бегал. Пусть побегут в Совет Города твои ноги.
МАСТЕР. Есть у нас для тебя слово судьбы.
МЕДНИК А сейчас? Два топорика медных в казну, а один себе. Это налоги?

ПТИЦЕЛОВ. Денег ему надо на стены!


МАСТЕР А кирпич? Из чего в Шумере все дома и храмы сделаны? И статуэтки и статуи. Куда народу без моей глины?
МЕДНИК. Да он всех нас задушил. Мы- медных дел мастера. Наш цех всё оружие делает.
ГИЛЬГАМЕШ. Ваш цех? Медь мы привозим из гор Элама, из Ирана и Ассирии.

Это государственные экспедиции.


ПИВОВАР. Государство всё, а человек ничто да? Слышали, знаем.
МАСТЕР. Это негуманно, Гильгамеш.
ГОРШЕЧНИК. Это бесчеловечно, и потому незаконно.
ПИВОВАР. Лицо дня нашего от таких деяний покрывается мраком.
РЫБОЛОВ (подходит). Только боги с Солнцем пребудут вечно, а человек? Сочтены его годы. Что бы он ни делал, всё ветер.
Примечание. Слова эти из Эпоса о Гильгамеше. Интересно, знал ли их Екклезиаст? Вполне возможно. Он мог опираться на списки – таблички вавилонские Син Лике Уинни. Таблички эти, конечно, были доступны во времена вавилонского пленения. Таблички, эти поздние, 18 века до н. э. созданные на основе шумерских табличек. «Унесенные ветром» Маргарет Митчел странно встречаются через пять тысяч лет со словами Гильгамеша уже в бурном и ветреном 20 веке. О, Эшли, что тебе я сделала?
ГИЛЬГАМЕШ. А дерева у нас тоже нет, дерево у нас всё импортное. Урук богат только глиной, камышом и водой.
ПТИЦЕЛОВ. Камыш и вода? Нам детей приходится продавать в рабство, чтобы оплатить твои налоги.
МЕДНИК. А за ссуды процентные твои ростовщики уже нас самих в рабство продают.
ПАСТУХ. За 20 шекелей!
Примечание. Шекель того времени, примерно 117- 168 грамм серебра)
ПИВОВАР. Пивовары требуют что? Забыл? Ячмень твой нынче дорог? А пиво из чего нам варить?
МЕДНИК. А ты, всё об одном. Стены, стены.
МАСТЕР. А твои аристократы всё к себе стали прибирать.
ГОРШЕЧНИК. И землю и нас, граждан.
МАСТЕР. Мы все скоро станем государственной глиной.
ГИЛЬГАМЕШ. Без класса собственников нет государства. В наше время для защиты надо возводить вокруг города стены. Вы граждане, забыли? У Киша стен не было. Хотели старейшины наши склонить головы перед домом Киша? Мотыга тогда уступила место ярости боя. Сейчас Киш платит нам, Уруку. Тот, кто не скачет в степи, ест женскую пищу. Тот, кто не может сражаться, страшится боя. Тот, кто страшится боя, должен погибнуть
ПАСТУХ А земля? Чья земля? Зачем земли общинные отбираете?
ГИЛЬГАМЕШ. Земля без воды мертва, Землю надо поить водой из каналов. Каналы делаются по генеральному плану города. И постоянно надо следить за искусственным орошением.
МЕДНИК. Возьми рыбу и заговаривай ей мозги.
ПИВОВАР. Вот, вот. Ты сам высшую школу закончил, эд- дубу. Знай меру, познай самого себя, ничего лишнего и прочее. Астрономия, высшая астрология. Список богов и демонов наизусть.
МУСОРЩИК. Он у нас учёный. А ты понюхай, понюхай!
ГИЛЬГАМЕШ. Земля- забота и мэрии, и общин, и цехов. А для этого нужен общий инженерный план всей системы, и контроль над каналами. Каналы и для питьевой воды, и для изобилия зерна. А централизованный земельный фонд нашего города – государства это наша экономическая основа. Мы завоевали Аратту. И Киш. И весь Шумер нам надо поставить под контроль Урука.
РЫБОЛОВ. Размеры Абсу измерил владыка, Отражение его Эшарду создал.
Примечание. Теория о том, что наш мир есть только отражение (отражение какого мира, к этому ученые ещё не подошли, возможно тёмной массы Вселенных, возможно иных миров), создана исследовательской группой под руководством

Alain Aspect при университете в Париже. Из этой теории следует, что реальной действительности не существует. И, что, несмотря на очевидную плотность, вселенная в своей основе – фикция, гигантская, роскошно детализированная голограмма.

Известна теория иллюзорного мира индуизма- майя. Но, по-сути, совершенно неизвестна теория шумерийцев о том, что наш мир является отражением какого-то фундаментального мира. (Текст «Когда вверху» о создании мира из тела Тиамат богини)
ПТИЦЕЛОВ. На востоке варвары с гор. На западе варвары. Варвары живут в шатрах, под дождем и ветром. Они едят неварёное мясо. Не имеют дома, пока живы. Не имеют могилы, когда умрут. А мы люди страны. Страну нашу наполним счастьем.
РЫБОЛОВ Твои чиновники наполнят свои закрома нашим счастьем.
ГИЛЬГАМЕШ. Земля и вода умрут без защиты. Приморец на приморца, субарей на субарея, эламит на эламита, страна на страну, город на город. Дом нападёт на дом, брат на брата, все они истребят друг друга из-за земли и воды. И слабых истребят первых.

Нет воды, нет государства. Нет земли, нет государства. Потому, нам нужна питьевая вода из каналов. Потому во всём контроль нужен и чиновники для контроля. И стены для защиты города нужны.


Примечание. Римсин лугаль Ларсы 18 век до н. э. сообщает в своей надписи, что он выкопал канал, « который снабдил питьевой водой многочисленное население, который дал изобилие зерна… вплоть до берега моря» Экономической основой государств Двуречья был централизованный земельный фон страны – города, под полным контролем государства. Экономическая схема Шумера была полностью повторена в Советском Союзе, но с отсутствием законов. Позже Аккад, завоевавший Шумер, пал жертвой системы шумерской сверх бюрократии, где государство было всё, человек ничто. Древнейшие города в Шумере и Аккаде возникли в 6-4 тысячелетии до н. э

ПТИЦЕЛОВ. Урук наводит такой страх на врагов, что ему и не нужны никакие стены.


МУСОРЩИК. Стены это воины наши могучие.
ГИЛЬГАМЕШ. А Аратта? А Лагаш? Соседний, Лагаш, он рядом. А северный Ашшур?

Один воин великой Аратты семерых эламцев, как овец гнать мог.


РЫБОЛОВ. Да, мы все, мы всё помним! Твой отец великий Лугальбанда со своим отцом Энмеркаром завоевал Аратту.
ГИЛЬГАМЕШ. Да, и ныне Урук первый город мира. А я завоевал Киш.
МЕДНИК. Мы все чтим память Лугальбанды великого.
РЫБОЛОВ. Раньше в допотопные времена было проще. Собирались все в добром месте на Холме власти. Если правитель нарушал закон, его топили в Евфрате и избирали нового.
ПТИЦЕЛОВ. А сейчас демократия.
РЫБОЛОВ. Хуже демократии только земляное масло. Горит, воняет и дымит как в преисподней.
ПИВОВАР. Избиратели появились. Зачем нам эти избиратели? Нет, чтобы как раньше. Сами люди и вождь всё решали.
МАСТЕР. А плохо решал, его убивали или там, топили. Кому, как нравилось. И все дела.
МУСОРЩИК. Бюрократов развелось невидимо, а народа за ними не видно.
ГОРШЕЧНИК. Да, твой отец завещал окружить Урук неприступными стенами, так Ашшур и Ниневия они далеко!
РЫБОЛОВ. Мы прекрасно знаем и Ур, и Ларса, и Эреду облизываются, когда смотрят на наш Урук. Для них Урук лакомый кусочек. Ашшур и Ниневия они на севере. Сузы за горами. Аратта? Туда мы нашего золотого тельца подбросили, и нет Аратты.
МЕДНИК. Сгорела Аратта и посыпала главу свою пеплом смерти.
ПАСТУХ. Ещё эти степняки кочевые. Дикари амореи всякие шляются у нашей реки Евфрат.
ПИВОВАР. Но. Они же неорганизованные. Они тысячу лет шляются, и ещё пять тысяч лет шляться будут.
МУСОРЩИК. У них никогда государства не будет. Государство- это закон. А они обманом живут
МЕДНИК. Они даже колеса еще не знают.
ПТИЦЕЛОВ. Огню поклоняются. А богов своих кровью насыщают.
РЫБАК. Ты подумай сам своей глупой головой! Нельзя же всю казну города тратить на эти стены.
МАСТЕР. Ты меру знай. Как завещали наши отцы основатели Урука. Познай самого себя в меру.
ГИЛЬГАМЕШ. Что ещё? В казне города намечается дефицит?
МЕДНИК. Ты нас всех достал Гильгамеш!
РЫБАК. В реке Нижнего мира не текут воды, - вода из неё не утолит жажды.
МУСОРЩИК. Государство – это закон! Мы на тебя завтра пожалуемся богине Инанне. Всё.
ПИВОВАР. А потом мы на городском совете Урука и священного избирательного округа Кулаба объявим это точно, ты знай, мы объявим тебе импичмент.
ГОРШЕЧНИК. Всё, Гильгамеш. Ты нас достал. (Расходятся).
Явление второе

Ночь. Г и л ь г а м е ш у с е б я в доме. Светильники. С е к р е т а р ь

И ш у м с сырой глиняной табличкой и тростниковой палочкой наготове.
ИШУМ. Сегодня днём, ближе к вечер, лев разорвал женщину.
ГИЛЬГАМЕШ. За тремя холмами?
СЕКРЕТАРЬ. Нет. У протоки. Где древний храм огня.
ГИЛЬГАМЕШ. Значит, другой. Львы, вот первая угроза нашему городу.
ИШУМ. Тут одна предложила своему любовнику прогуляться.
ГИЛЬГАМЕШ. За городом?
ИШУМ. У древнего храма огня.
ГИЛЬГАМЕШ. Там тень и ручей. (Пауза) Мы все игрушки в этом мире. И боги, словно дети, играют с нами, а потом забудут и бросят, и примутся за новые игрушки, и игры старые забудут. Лев печальный в клетке, змея, ослабленная заклинаньем, лишенный счастья доблестный герой, кто их судьбу определил?
ИШУМ. Она и предложила своему любовнику заняться на этом месте любовью. А любовь у них была громкая. На те стоны и пришел лев.
ГИЛЬГАМЕШ У нас в степи все звуки хорошо слышно.
ИШУМ. Лев зарычал. Этот любовник вскочил и побежал в город. Голый.
ГИЛЬГАМЕШ. Забыл и про одежду и про свою возлюбленную?

ИШУМ. Да он потом сказал, что побежал звать на помощь, а не спасать свою жизнь.

Он, этот любовник, когда обернулся, увидел, как лев рвет её. Говорит, понял, что самому не справится и убежал
ГИЛЬГАМЕШ. Лев съел ту женщину? Он её съел?
ИШУМ. Нет. Порвал ей живот и разорвал шею. Этот любовник сказал, что примета у льва – шрам на спине.
ГИЛЬГАМЕШ. Тот же. Неделю назад из селения так же был убит Шарабду-земледелец.

Такие же раны у него были.


ИШУМ. И тело не тронуто.
( Воют шакалы)
ГИЛЬГАМЕШ. Охоту надо устраивать на этого льва. С ловчими. Запиши. Что ещё? Вот и для того стены нужны.
СЕКРЕТАРЬ. Дефицит у них бюджета.
СЕКРЕТАРЬ. Богиня Аруру создала голема.
ГИЛЬГАМЕШ. Из глины?
СЕКРЕТАРЬ. Как обычно. Много глины и немного магии. Сегодня охотники в степи видели.
ГИЛЬГАМЕШ. Этот голем бродит там?
СЕКРЕТАРЬ. Голый. Дикий. Волосатый.
ГИЛЬГАМЕШ. Надоели эти богини со своими големами. И вот, всё им надо, чтобы и дикий и волосатый. Мало им на небе своём трахателей, мало им на земле трахателей, так они еще големов для этого создают.
ИШУМ. Богини.

ГИЛЬГАМЕШ. Приручить его. Пошлите ему жрицу, блудницу священную, там из какого - нибудь храма. Храмы у нас публичные дома, раз. Банки для операций с векселями, два. Пусть священный блуд пойдет на пользу нашему городу. Потом его на стены поставить.


СЕКРЕТАРЬ. Разнорабочим?
ГИЛЬГАМЕШ. Пусть глину месит, или кирпичи носит. Дефицит у них в казне. В мозгах у них дефицит. Всё?
СЕКРЕТАРЬ. Пришло известие от богини Инанны. Пишет нам богиня Инанна.
ГИЛЬГАМЕШ. После всемирного потопа и победы над Араттой в Уруке, согласно договору с богиней Инанной выстроен новый храм-зиккурат для богини.

У богини к нам какие-то претензии?


СЕКРЕТАРЬ. Богине нужен Хумбаба.
ГИЛЬГАМЕШ. Богиня Инанна, что там у себя на небе недо… свихнулась? Хумбаба?

Хумбаба владыка горы бессмертия и рощи кедровой.


СЕКРЕТАРЬ. Боги живут напротив земного кладбища.
ГИЛЬГАМЕШ. Конечно, время смертных стоит недорого.
(За высоким узким шумерийским окном слышно рычание льва).

ИШУМ. Это у храма. Гуляет под луной. (Пауза)


ГИЛЬГАМЕШ. Бывают странные дни. В них ты кажешься себе бессмертным. Вот за мною, за душой моей посылают, и зовут меня на землю. А кто, и зачем зовёт меня? И я бегу сияющим утром под синим омутом бездонного неба в поющую жизнь. И впереди меня вечность, моя вечность. Куда мой день ушёл бесследно? Бывают странные дни. В них ты кажешься себе богом. (Рычание льва.) Хумбаба. Во первых, Хумбаба в Ливане, в стране кедра. Во вторых, Хумбаба чудовище непобедимое.
Примечание. Хумбаба чудовище, охраняющее священную кедровую рощу в горах Ливана.
ИШУМ. Какая невинная и какая лукавая просьба.
ГИЛЬГАМЕШ. И говорят, некоторые жрецы, Хумбаба - вершитель всего сущего, создатель всех бессчётных людей.
ИШУМ. А богиня Инанна сказала. Хумбаба - древнее чудовище из бездны. А сейчас наступает прогресс. Зачем миру древние чудовища?
ГИЛЬГАМЕШ. Жизненный дар оторвать от меня захотела богиня? Смерть захотела мне подарить? Хумбаба точно вершитель сущего, людей создатель. Скажи мне, кто и зачем гонит нас к злу?
СЕКРЕТАРЬ. Тропинок много у судьбы. Он точно, сущего создатель?
ГИЛЬГАМЕШ. И в третьх, у него, у Хумбабы, оружие небесное.
ИШУМ. Имеет он лучи магические. И Око смерти.
ГИЛЬГАМЕШ. Хумбаба, быть может, отец всех богов. Инанна просит меня убить отца всех богов? Не слабо.
ИШУМ. Так он отец богов? Где нашёл ты этот текст?
ГИЛЬГАМЕШ. Оружие это Око, лучами смерти всех поражает. Говорят, только в Индии было такое оружие.
ИШУМ. Ну, там были звёздные войны.

ГИЛЬГАМЕШ. Сейчас что. Прошли те времена ужасные. А тогда. Небесные города уничтожили, население пожгли. Все лежали на площадях чёрные и мертвые. А потом превратились в пепел. А всё боги беспредельщики.


ИШУМ. Всё им власти мало. Так ты говоришь - Хумбаба- отец всех богов?
ГИЛЬГАМЕШ. Правого предали смерти, и неправого предали смерти.
ИШУМ. Того, кто грешен предали смерти. Того кто безгрешен предали смерти.

Божественная справедливость.


ГИЛЬГАМЕШ. Божественная справедливость, в чём она? В поступках тёмных всех богов? Поди-ка, отыщи горячий свет под тёмными одеждами миров. А если Бог один? То сколько паразитов там, на небе? Тщеславных, жалких, мерзких, сколько их на небесных перевалах?
ИШУМ. Так Бог один? А мысль, откуда у тебя такая? О том, что Бог один? Что он отец всех богов? А как же богу без жены? А там и дети. Ну, и дальше.
ГИЛЬГАМЕШ. У Хеттов две тысячи богов.
ИШУМ. У нас не меньше.
ГИЛЬГАМЕШ. И в Египте, в Мемфисе, в Оне, столько же.
ИШУМ. В Угарите не один бог.
ГИЛЬГАМЕШ. Бог Балу, бог Илу, бог Дагану. Бог Балу у них убил семиголового дракона Латану. У нас Тиамат убили.
ИШУМ. Каждому богу полагается совершить свой подвиг.
ГИЛЬГАМЕШ. В Угарите великая богиня Анату охотница подземного мира вступает в поединок с самим богом смерти Муту и возвращает Балу к жизни.
ИШУМ. Какие были великие времена!
ГИЛЬГАМЕШ. В Финикии Молох, Баал везул. Но эти боги не настоящие.
ИШУМ. Да у всех полно богов. А как бога в дом не впустишь? Кто их разберет сейчас, кто истинный, а кто поддельный бог? Так ведь так и положено. У каждого бога свои дела. Кто драконов убивает, кто землю делает, кто великого низа владыка, как Энки, кто владыка всех знаний, как Нанна, или, там ветров. Кто мертвых охраняет, как Нергал.
ГИЛЬГАМЕШ. В божественных одеждах- проходимцы, вершители судеб людей.

С великих- небес к глубинам великим идёт знание. Малы истоки великих рек. Да только потом становятся они океанами. То, что бог один, все древние предания говорят о том. Да только, то сейчас хотят предать забвению. А если все эти, боги, те, кто в божественных одеждах проходимцы? То все реки знаний они отравят.


ИМУМ. Ведь ты сам жрец – энси. Почему ты говоришь такие святотатственные слова против богов? Скажи мне, почему?
ГИЛЬГАМЕШ. Борьба за власть, вот наша вся история. Богам нужны наши жизни и наши жертвы.
ИШУМ. Всё так просто? Значит, серебро истины покрылось пылью?
ГИЛЬГАМЕШ. Просто? Ты пойди историю всю до буковок разложи, и снова собери её, как детскую игру. Я стал ребёнком и подумал, а выгодно кому всё это?
ИШУМ. И для кого корысть история наша?
ГИЛЬГАМЕШ. Для власть имущих вот для кого. А вся власть у богов. История - мать власти. Где появляется власть, там появляется история. Да чтобы мысль эту простую затмить, тысячи уловок придумано жрецами богов и написано тысячи ложных текстов.
ИШУМ. Без власти люди- стадо овец.
ГИЛЬГАМЕШ Власть самый первый товар в истории. Власть самый выгодный товар.

Ее можно захватить, завоевать, и продать. Все храмовые библиотеки я обошёл в Уруке, в Кише, в Эреду, в божественном Сиппаре. И собирал предания эти. И я искал ответы. Кем был создан мир? Когда был создан мир?


ИШУМ. Когда небеса не имела названия, когда твердь имени не имела. Там всем богам на небе устроены стоянки.
ГИЛЬГАМЕШ. Ну да. Был первородный Абсу создатель. И были у него лучи создания всего живого. Лучи, запомни это.
ИШУМ. Размеры Абсу измерил вдадыка. Отражения его Эшарду создал.
ГИЛЬГАМЕШ. Тиамат -праматерь и океан всего живого, и воды Абсу были смешаны воедино. Но кто разделил эти воды и твердь? Ведь начало творения начинается с разделения мёртвого и живого. Что толку от преумножения мёртвой материи? Разделяй, и ты станешь богом. Творение начинается с того, что является Творец и разделяет первичные хляби и создаёт новое. И создатель - творец создал наш мир – нашу вселенную-отражение Эшард.
ИШУМ. Гильгамеш, мы всего лишь отражения того мира? Но ведь я есть! Вот руки мои, пальцы мои шевелятся. Вот ты. Вот там небо за окном, и звёзды. Они есть?
ГИЛЬГАМЕШ. Все есть, да непонятно где и непонятно как. От мёртвого родится только смерть. Нельзя преумножить мёртвую материю и создать живое.
ИШУМ. Я не отражение твоего непонятного зеркала, Гильгамеш!
ГИЛЬГАМЕШ. И отражения движутся, мой друг. Всё живое. Потому что творение Мастера всегда живое. Он вкладывает душу в творение своё, вот отличие мастера, от бездушного ремесленника, вот почему он бог.
ИШУМ. Так, значит, буква убивает, а дух животворит?
ГИЛЬГАМЕШ. В начале всего живого стоит Творец. Один. Творец всегда один. Откуда и как приходит он, никто не знает. Но после себя он оставляет лучи жизни. Слушай же меня. Мумму советник Абсу обладающий лучами сияния, советник и был тот Творец.
ИШУМ. Ты сошел с ума, Гильгамеш. Во имя Жизни, да будет спасенье тебе самому. Так ты его нашёл? Бога- творца?
ГИЛЬГАМЕШ. Владеет только смертью человек. А жизнь отнять все могут у него. Но если нашей жизнью Бог владеет? То кто отнимет нашу жизнь? Слушай. Вот как жили наши предки: все прежние вожди убиты, если храбр он, то убит в бою, а если нет, задушен по решению совета, или отравлен, утоплен, или там зарезан, и избран новый на его замену. Их приносили в жертву. Сейчас в Уруке, нас вождей не убивают. Но нас изгонят, если не по нраву будут наши дела.
ИШУМ. К чему ты углубляешься в эти слова? А что делают боги?
ГИЛЬГАМЕШ. Да то же самое.
ИШУМ. До твоих мыслей мне тысяча поприщ. Подожди, а что было дальше?
ГИЛЬГАМЕШ Творец создал себе помощников.
ИШУМ. Восстали эти боги новые на власть?
ГИЛЬГАМЕШ. А потом боги, которые появились из стихий, они были созданы, как помощники, решили убить Абсу. И после этого захлебнулся мир в слезах
ИШУМ. Новые боги думали, что Абсу творец всего?
ГИЛЬГАМЕШ. Ну да. Они приготовили питье, и поднесли его Абсу.
ИШУМ. Абсу погрузился в сон.
ГИЛЬГАМЕШ. И они убили и разрезали его на части. А Мумму, помощника Абсу, заковали в оковы и лишили его волшебной силы.
Примечание. Основа сюжета Гамлет
ИШУМ. Так они не знали, что он творец Всего? Но как боги могли обмануть Творца и лишить его силы?
ГИЛЬГАМЕШ. Я этого не постигаю! Что за странная история, наша история человечества. В этой истории есть божественное начало, а потом каждый бог тащит человека к себе и говорит я, я самый главный, я самый истинный бог. Служи мне, человек мне. Или тебе будет плохо, и я накажу тебя. И это корни всех историй об убийствах царей и преемниках их.

.

ИШУМ. Тут целый божественный детектив, Гильгамеш.


ГИЛЬГАПМЕШ И смотри. После того убийства о Мумму ничего не известно. Тиамат узнает о смерти мужа решает вновь смешать стихии и создаёт одиннадцать чудовищ. во главе с Кингу.
И судьбы- скрижали она ему вручила. Ну, дальше первородный сын бога Энки заключает договор с богами о праве верховенства своего во власти, и в великом сражении побеждает Тиамат, всех её одиннадцать мужей и Кингу,
ИШУМ. Из тела богини он делает стену небес и закрывает той стеной верхние воды. Этой стене он дает имя «небеса»
ГИЛЬГАМЕШ. Из нижней половины Тиамат Энки создаёт нашу землю, а потом строит дома для богов и для звёзд и планет. Но это уже наш мир, а не первичный мир.
ИШУМ. Постой, а где был творец Мумму все это время?
ГИЛЬГАМЕШ. Вот то- то и загадка! Неизвестно. Шло время. И ты знаешь, когда боги решили создать слуг себе, им потребовались кости и кровь. Где они все этого нашли?

ИШУМ. Так это все знают. Когда боги собрались на совещание.


ГИЛЬГАМЕШ. Они решили, что старшие боги должны ответить за прошлые обиды.

И обязаны искупить свои грехи.


ИШУМ. И нашли виновных.
ГИЛЬГАМЕШ. Кингу. Древнего бога
ИШУМ. Когда нужна власть, виновные всегда рядом.
ГИЛЬГАМЕШ. Бога Кингу древнего бога, связали, новые боги привязали его к небесному столбу и разрезали ему жилы. Кровь древнего бога Кингу смешали боги с глиной и сделали людей. Люди сделаны из крови убитого древнего бога и нашей месопотамской глины

(Воют шакалы)
ИШУМ. А где был бог Мумму?
ГИЛЬГАМЕШ. Не знаю. Может, он был где-то прикован.
ИШУМ. К скале?
ГИЛЬГАМЕШ. Или он был в тёмной комнате своих вселенных. Хранитель лучей жизни Мумму изчез. Из поздних текстов. А может, бог Мумму стал тем богом, которого принесли в жертву. Чтобы сделать из его крови людей. Но ведь творец бессмертный истинно. И он воскрес и стал другим богом. А хранитель лучей жизни Мумму исчез. Из всех поздних текстов.
ИШУМ. О, великие небеса! И ты, Гильгамеш, полагаешь, что хранитель лучей жизни Мумму и чудовище Хумбаба - хранитель священной кедровой рощи, это …
ГИЛЬГАМЕШ. Один и тот же человек. Или, точнее один бог.
ИШУМ. Тебя не зря жрецы поставили энси Урука. Но что нам делать с этим твоим знанием? Его не посадишь в клетку, как льва. Тебе надо убить Хумбабу- Мумму? Это твоё знание, оно опасно как змея.
Примечание. Мифологические корни сюжета Гамлета исходят из истории и поздних мифов об убийстве бога. И позже об убийствах вождей племени. Корни сюжета Гамлета исходят из историй об убийствах вождей племени и заменой их другими. Эти же корни питают сюжет Эдип – царь. Эти же корни стали питать идею христианства, т е принесение в жертву Бога.

Предполагаю, что и то и второе имело общий источник, который виден после осмысления и нового прочтения мифов – убийство бога в борьбе за власть. Наиболее классически это представлено в греческой кой мифологи, но она сама требует сравнительного анализа и сравнения со всеми мифологиями, как, впрочем и все мифологии. Но это задача филологическая.

ГИЛЬГАМЕШ. Не есть ли тот обман, и те убийства начало всей истории нашей?

И бесконечно повторяется она, в крови захлебывается, и убивает, убивает…

Я стал сомневаться, Ишум. Если ты бог, или богиня, так избавься от корысти, не лезь к людям, чтобы использовать их. Иногда мне кажется, что мир настолько сложен, что очень прост. Или, мой труд бесцельный, и всего лишь он пустое неразумение.
ИШУМ? Это знание опаснее, чем змеиный укус.
ГИЛЬГАМЕШ. Всё в знании или яд смертельный, или лечение этим ядом. Ничего лишнего, и всё в меру, так говорил наши мудрецы, основатели Урука.
ИШУМ. В мире так много обмана, Гильгамеш.
ГИЛЬГАМЕШ. Мир прост. Все эти боги хотят всех, кто в них поверит, злобно

вы @бать. А потом вышвырнуть.


СЕКРЕТАРЬ. Если ловцы вселенных занимаются такими делами, они или не боги, или очень нехорошие боги. И таков наш мир? Твой огонь сомнений дать захотел ты людям?

Сомнения сжигают судьбы, Гильгамеш.

ГИЛЬГАМЕШ. И вот я мучился этим все эти годы учения своего. И я размышлял: наш мир очень сложен. Так говорили и наши семь мудрецов. Я изучил все их писания. Но если разобрать весь мир, как ремесленники, разбирают наши шумерские колёсные повозки, то мир окажется очень простым. Есть колеса, которые везут мир. И есть мир, который едет на колёсах.
ИШУМ. А кто правит этой повозкой?
ГИЛЬГАМЕШ. Мучает меня одно, Ишум. Если мир имеет душу, и полон мир божеств, то в чём смысл всего этого мира? И если мы живем, и чувствуем, и страдаем, то разве важно, отражения мы, или нет? И почему творец сущего, всё это позволяет? Если божество космоса - Разум, то где разум этот на нашей земле? Ну да, мудрецы говорят: быстрее всего ум, потому что он всё обегает. А разве мой ум правит миром? Как бы не так! Дитя тянется к матери и смеётся, влюбленные берут за руки друг друга- почему? Желание - божество мира. Желание правит миром. Желание даёт жизнь. И бог, тот Бог, тот истинный Бог, бог который создал всё сущеё и был заточён в Хаосе, какое было у него желание? Выйти из плена невыносимого Хаоса к свободе, к жизни. Там он задыхался от безысходного, невыносимого, страшного давления. Прочти в библиотеках наших сам наши древние таблицы о том, как появился наш мир. Мир появился не из ума, а из желания. Он, Бог был заточен в хаосе. И это было невозможные мириады лет. И он сказал Слово. И он освободился. И повозка времени пошла по всем мирам. И повозка вселенных пошла по мирам времени.
ИШУМ. Слово тянет повозку миров?
Примечание. Вот ещё версия создания мира. Мира вселенной Алеф. Мир вселенной Алеф был распечатан на принтере с функциями в нескольких измерений.
ГИЛЬГАМЕШ. Так говорили семь наших мудрецов, основателей Урука столицы Вселенной.
ИШУМ. А желание создаёт и разрушает миры?
ГИЛЬГАМЕШ. И Слово. Но слово Бога прошумело мимо ушей людских и пропало. Людям всё не до Слова Бога. У людей другие желания ныне. Всё дела, дела.
ИШУМ. Налоги, дефицит бюджета, тайные свидания.
ГИЛЬГАМЕШ. А ведь каждого из нас ждёт лютый час. Чем насытится душа к этому часу? Злобой? Убийствами? Если душа богом объятая, то почему она так тоскует?

(Вой шакалов. Рычание львов)

Хумбаба, ХумбабаОн где?


СЕКРЕТАРЬ. Хумбаба, он на Западе. (Подходит к глиняной карте.) Здесь. В кедровых рощах Ливана. У Великого Верхнего моря.
ГИЛЬГАМЕШ. Зачем нам это Верхнее море? Нам что, нашего моря мало? У нас что, нет дел своих?
ИШУМ. А к нам, к нашему Нижнему морю, все так и хотят проползти. И сапоги свои в нашем море омыть. Негде им у себя сапоги свои мыть в странах своих.
ГИЛЬГАМЕШ. Тиамат их в душу. Хумбабу ей вынь и положь.
СЕКРЕТАРЬ. Богиня.
ГИЛЬГПМЕШ. Всё. Иди уже. Я не игрушка в руках богов. Иди, убей. Ага. Побежал.

Боги хороши на небе. В земных делах земные люди, вкушающие хлеб земной, пусть сами ищут пристань меж утёсов.


( Ночь. Г и л ь г а м е ш спит. Во сне к Г и л ь г а м е ш у приходит богиня

И н а н н а. Сон Гильгамеша).

Явление третье
(Сон Гильгамеша Инанна. Хумбаба сумасшедший бог. ты должен убить его и спасти людей . Урук во сне Золотой храм . Так это не сон я стал богом? Гильгамеш идет по городу. Кухня. Котёл огромный В нем что- варится. Карлик верхом на крысе подъезжает. На крысе сбруя, как на коне).
КАРЛИК. Эй, человечек ты, отдавай мне мою еду, человечек - ты.

ГИЛЬГАМЕШ. Какой еды ты хочешь, карлик? Уходи!


КАРЛИК. Сейчас тебя, человечек- ты, я заброшу на дерево. Я тебя, человечек- ты, одним щелчком раздавлю, как букашку. (Карлик превращается в великана. Забрасывает

Г и л ь г а м е ш а на огромное дерево. Снова становится карликом. ) Человечек- ты, научишься, как разговаривать с незнакомыми людьми. А это мой обед! (Съедает) Ни крошки тебе не останется!
ГИЛЬГАМЕШ. Он, этот карлик съел огромный котел. Я падаю! Ох, ох!

(Падает. Ударяется о ветви. У Гильгамеша отваливается голова). Моя голова отвалилась. Что же. Мои глаза будут смотреть. Мои уши будут слышать.
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. У меня голова отвалилась. Надо прилечь поудобнее. Может, она прирастет во сне обратно.
КАРЛИК. Какая тебе от головы польза? Чем больше ссыхается плоть, тем яснее становится мысль. А без плоти ты получишь и память и мудрость.
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Пусти меня, проклятый. Не мучь и не испытывай меня.
КАРЛИК. Скорее станет огонь прохладным, человечек - ты, чем отрастёт у тебя новая голова. В сражении человека и соблазнов, великий бог Мара на осле впереди неисчислимого войска желаний. Мара ведет тебя в морок обмана. Эй, мертвяки мои, вставайте из гробов.

( Мертвецы окружают Г и л ь г а м е ш а.)
МЕРТВЕЦЫ. Это ваша добыча!
ДВУХГОЛОВЫЙ УПЫРЬ- ЯЙЦО. Зачем ты гнал ослов и стадо слов своих на небо?
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША (карабкается на башню) Я не знаю дороги на небо. Земля цветущий сад, я падаю в небесную синь глаз. Нет. Удержался я на этот раз. Я вижу, в этой башне теплится огонёк. Это свет моего Бога? Мне надо туда. Укажите мне дорогу к Богу!
ДВУХГОЛОВЫЙ УПЫРЬ – ЯЙЦО. Идут соблазны и летят, и вьются, и копья поднимаются желаний, пещеры страсти разверзаются и стонут вожделений плоть
ВЕСЕЛЫЙ СКЕЛЕТ И люди - жалкие рабы желаний тех. Всего лишь.
ДВУХГОЛОВЫЙ УПЫРЬ ЯЙЦО. Тебе доступно это?
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Тело моё – войско желаний? Богами то определено, иначе нам не выжить под саваном вселенной. Свет в окне погас. Что мне делать?
ДВУХГОЛОВЫЙ УПЫРЬ ЯЙЦО. Хочешь к нам в рай попасть?
ТОЛСТЫЙ МЕРТВЕЦ ДЕМОН. Нет страшнее ада, чем рай. Раздвигайте горы изголовий неба, мертвяки мои.

(Горы раздвигаются. Открываются ворота)

КАРЛИК. И вот вы получили рай и все что вы хотите доступно вам. Берите.


МЕРВЕЦЫ. (Прыгают ). Рай, рай! Заходите люди в рай! Рай, Рай!
КАРЛИК. Ничего нет страшнее ада, чем рай. Нет ничего страшнее рая.
МЕРТВЕЦ-ПРИЧАЛ. Ну что уставился? Въезжай в наш рай.
КАРЛИК. Тело, иди сюда . (Тело Г и л ь г а ш а встаёт, идет) Тело ты всё понимаешь?
ТЕЛО. Я все понимаю. Но мне трудно говорить. Мне нечем говорить. Не мучь меня, карлик
КАРЛИК. Ложись, тело. А ты смотри, голова. Тело! Ты будешь всегда отдельно от своей головы.
РУЛЬ ДЛИННЫЙ МЕРТВЕЦ. Лежать! (Тело Г и л ь г а м еш а ложится)
КАРЛИК, За войском голода и войском похотей неисчислимых, сидят и дремлют в истоме рая сладкое воинство лени.
МЕРТВЕЦ КАНАТ. И спят мёртвым сном измученные охранники судьбы.
МЕРТВЕЦ ВЕСЛО. Их очень мало. То люди- передовой дозор.
МЕРТВЕЦ ПРИЧАЛ. Нет здесь дозора.
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША Дозор не спит мой.
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Наш дозор убит во встречном страшном бое, голова.
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Я это вижу. Тёмный морок безумных песен плачет втихомолку.
КАРЛИК. Цветут улыбки, и грустит печаль, и лодка ваших снов качается беспечно.

ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Кто самый смелый - тот в дозоре?- они сказали мне- вот этому, или мне- вот- тому? .Тело. Ты слышало?


ДВУХГОЛОВЫЙ УПЫРЬ ЯЙЦО. В сражении этом непрерывном желаний похотей и высшей жизни, слабому не выжить.
МЕРТВЕЦ ВЕСЛО. Идут предатели апатия и вялость.
ВЕСЁЛЫЙ СКЕЛЕТ. Встречай их.
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Те, кто не могут сражаться, страшатся боя.
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Пустите меня жить!

(Голова Гильгамеша взлетает и начинает летать)
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Мне тяжело. Мне плохо.
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Огненные кусты хрипят, тускло мерцает безумие.
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Без имени, кто может опознать меня в этих сумасшедших мирах?
ВЕСЛО МЕРТВЕЦ. Не выжить слабому в мирах железных неба.
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Имя назови моё!
КАРЛИК. Имя назвать твоё? Ишь, чего захотел! Из вседневной суеты не так- то просто в царство света протесниться.
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Имя, скажи мне моё имя!
КАРЛИК. Имя твоё – Никто. Вот имя тебе сегодня. Ступай, имя, в тишь и грусть (Читает)

«До того, как возник мир и всё в этом мире существовал только великий бог Творец. Когда боги еще не родились, в мире был великий бог Творец. Когда пришло время сотворить мир, Бог сказал: « Я сотворил свои уста и произнес своё собственное имя, как слово власти. Я создал себя из первозданной материи, которая претерпела множество развитий с начала времени. Ничего не существовало на этой земле до меня, я создал все сущее. И не было никого рядом, кто помогал бы мне в то время». Конец цитаты.


Примечание. «До того, как возник мир» Смотри крайне интересный папирус

Неси- Амсу

МАЧТА МЕРТВЕЦ-БАБОЧКА. Ты в мороке родился, в мороке умрёшь, душа бродячая. Открой железные двери потолка неба, и выйди из судьбы своей.
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Славное имя Никто. В нём кипит всё наследство бездны нашей.
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Как бы при грозном оклике судьбы то имя мне не потерять
КАРЛИК. (Читает свиток) «В ночь Суда отрезают головы, насильно овладевают сердцами и разрывают грудь, и людей заливают кровью Озера Огня». Доступно это вам?
МЕРТВЕЦ. Мы узнаем все твои имена.
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Так я умер уже? Или скоро погибну?
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Скажи мне, карлик.
КАРЛИК. Выпьешь ты чашу судьбы своей и выйдешь на равнину.
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Я вижу! Пещеру судьбы моей задвинули скалой Одноглазые боги.
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Дайте мне лодку. Я уйду в поля камыша. Уберите облачный пар.
МЕРТВЕЦ РЫБА. Быть беде. Почившего отца все скоро будут искать.
МАЧТА МЕРТВЕЦ БАБОЧКА. Всполохи зари уже вышли из полуночи в город огней.

ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Поднимите меня, столпы загробного мира, и дайте мне жить.


ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Оберегите меня от львов, и укусов ядовитых гадов, что выползают из нор своих.
КАРЛИК. Наш гость ничего не съел у нас. Угощайся, Гильгамеш. Вот сон. Прекрасный этот сон. Сердце твоё истомилось по этому сну. Заходи в этот сон. Выпей этот сон.
МЕРТВЕЦ ГОРА-ЖУК, Раскройте его гроб времени.
МЕРТВЕЦ ДЛИННЫЙ ЯЗЫК. А если слаб, ступай назад
ДВУХГОЛОВЫЙ УПЫРЬ ЯЙЦО. Туда, во второй сон, и третий сон запаса.
МЕРТВЕЦ ГОРЯЩЕЕ ДЕРЕВО. (Бьет в барабан) Милонга, Милонга! Там если славы нет, так выдумаешь позже эту славу. Входи же, человечек-ты.
ТОЩИЙ МЕРТВЕЦ ПАРУС. Славу соблазнов привезет тебе бог Мара. Взлетай, и мы научим тебя пить небеса.
МЕРТВЕЦ ДЕРЕВО. Милонга, милонга! Зарежь зарю и брось зарю на брачный стол.

Милонга!


ТОЛСТЫЙ МЕРТВЕЦ ПАУК. Мара на осле впереди снов и слов того войска желаний.
МЕРТВЕЦ БАБОЧКА МЕРТВАЯ ГОЛОВА. Скажите над ним «слова власти». Обряду быть, или не быть? Что в этом сне мы медлим?
КАРЛИК. Мара приведёт тебя в морок обмана.
МЕРТВЕЦ БАБОЧКА МЕРТВАЯ ГОЛОВА. Да превратится вода перед тобой во всесжигающее пламя.

(Пламя превращается в воду, вода в пламя и стены огненных змей).
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. (Растягивается и деформируется ) Обычай здесь у вас сжигать людей? Так это скверная привычка жить в Мороке обмана. Так вы не станете добродетельными.
ТОШИЙ МЕРТВЕЦ ПАРУС. Мысли твои уже прокисли.
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Карлик, где спрятана Книга власти? Верни людям эту украденную глиняную книгу судеб власти!
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. (Бродит в пламени) Я не знаю такого бога- Мара. Огненные змеи кусают меня. Скорпионы жалят меня.
КАРЛИК. Книгу власти ты захотел? Вам не вернуть ту книгу, люди.
МАЧТА МЕРТВЕЦ. Гордыня первый грех ваш.
ТОЛСТЫЙ МЕРТВЕЦ ПАУК. Мара - древний бог наш. Он кружит человека в его мечтаниях, отражениях, иллюзиях, снах Помощники его демоны желания, и демоны ненависти.
ТОЩИЙ МЕРТВЕЦ ПАРУС. А дочери его- страсти, страсти жгучие, страсти неудержимые.
МЕРТВЕЦ БАБОЧКА МЁРТВАЯ ГОЛОВА. Наша империя похоти не имеет границ.
ДВУХГОЛОВЫЙ УПЫРЬ ЯЙЦО. Войска Мары не одолеть твоему жалкому войску, человечек- ты .
ВЕСЕЛЫЙ СКЕЛЕТ. Хочешь сыграть на судьбу свою в кости? Судьба твоя, человечек- ты, будет разбита как, камень разбивает глиняный горшок.

( Тело Гильгамеша превращается в игральную кость и катится по полу) .
КАРЛИК. Беги! Убегай от нас. (Тело Гильгамеша встает, и бежит на месте. Все хохочут)
ТОЛСТЫЙ МЕРТВЕЦ РПАУК. Быстрей!
МЕРТВЕЦ ГОРЯЩЕЕ ДЕРЕВО. Наддай.
ТОЛСТЫЙ МЕРТВЕЦ ГУСЕНИЦА. Ну же! Спеши человек!
ТОЩИЙ МЕРТВЕЦ ПАРУС. Догоняй своё время!
МЕРТВЕЦ БАБОЧКА МЕРТВАЯ ГОЛОВА. Держи время за ухи!
МЕРТВЕЦ ВЕСЛО. Прибавь, взлети и пари в воздухе, как птица!
ВЕСЕЛЫЙ СКЕЛЕТ. Найди источник чистый, и жажду жизни утоли.
(Всё вспыхивает. Исчезает)
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. (Повисает в воздухе) Пусть сгинет жизнь такая.
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША (Останавливается) Зачем мне ваш стонущий морок обмана?
КАРЛИК. Шумеры, вы младенцы в тонких сетях колыбели мира. Все сделано Творцом. Чтоб выкупить себя у смерти жизнью, одной душою улететь в зенит не даст вам тело. Судьба ваша ещё не определена. Обряды жизни ваши все ещё не совершены. А время вам никто не остановит, чтоб возродиться снова в солнечных мирах. Вселенная - великое творение искусства. А вы люди, ничто и никто. Таково ваше имя.
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Но ведь ничто равно всему.
КАРЛИК. Для мудрого, мой мальчик бог один.
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Какой же?
КАРЛИК. Богатство сердца.
КАРЛИК. Впрочем, виноват. Нет мелочей в творении. В творении Бога всё ремесло и всё искусство. Всё искусство и всё ремесло. Вы расчленили мир, как игрушку и рассматриваете её и хотите понять, как она двигается? Вы глупые идиоты.

До вас великие знания Великих мудрецов определили все миры. Сокрытые и явные миры. Да вот гордыня погубила мудрецов тех. Туда же вы идете. Пришли? Смотрите.



(Все миры тают переливаются, искажаются.)

Берите ваше время!. Где оно? Ухвати его, попробуй! А оттуда, (встает на место миров) посмотрите, вы. Ну, что? Увидели? И что вы там увидели?


ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Миров усталость, времена, упавшие в озера глаз…
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. И оловянные зрачки сквозь сумрак вечности на нас глазеют.
КАРЛИК. Это всё? Все миры – видения ваши. (Раздваивается и все мертвецы превращаются в людей, в деревья, в реки, в небо, в космос, во вчерашний день и

вздохи . )
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Если зёркала отражают слова и зарева погони всех времён, а зерна зла уже посеяны, зачем спустился ты на землю нашу?
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Ты, Карлик, с ядом мёртвых?
КАРЛИК. Но может, в том обмане времён ты найдешь свою опору на бестелесной созданной земле морока?
ТЕЛО ГИЛЬМЕША. В чем мне опора в том обмане?
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. От пыли всех времён твоих я задыхаюсь.
КАРЛИК. А может, ты и выйдешь невредимым из приключенья жизнь? Не все умрем мы, но все мы изменимся. Весь мир твое воображение. Не убегай от него. И помни. Где бы ты ни был, ты всегда будешь в центре твоего воображения. В тебе самом опора в тех иллюзиях. Покинь гробницу сна, войдёшь в гробницу яви, но эта явь кровь времени живого никогда не будет.
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Одним над зеркалом живых зыбей грустить в жилищах звёзд, над цитаделью разума , над именами нашими ты замер в небесах?
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Прольют они свой влажный свет - зачем?
ТЕЛО ГИЛЬГАМЕША. Разве в этом доме огонь очистит одежды разума?
ГОЛОВА ГИЛЬГАМЕША. Мучитель! О судьбе человека кто ответит, если сама судьба человека морок?
КАРЛИК. Ты должен стать духом, чтобы получить власть над своими словами власти.

Мара – наш древний бог. Он кружит человека в его мечтаниях, иллюзиях, снах. Помощники его демоны желания, ненависть, сомнения и другие и дочери его- страсти неудержимы. Империя похоти не имеет границ. Войска Мары не одолеть твоему жалкому войску. И судьба твоя, человечек ты, будет разбита как, камень разбивает глиняный горшок. Иди назад и отступи. Тебе не изъять воспоминания о будущем зле над словами вашими. Эй, первобоги Лахаму и Лахму! Слова судьбы невидимой и неизвестной надо подобрать и спрятать. Нам те слова власти пригодятся. Нам из тех слов надо творить наши миры и тела вселенных .



(Вспыхивает. Исчезает)

( Появляются одноглазые в е л и к ан ы первобытных стихий Лахму и Лахаму. Муж и жена)
ЛАХАМУ. У этого человека есть судьба? Кто-нибудь назначил этому человеку судьбу?
ЛАХМУ. Какая может быть судьба у такого калеки? Ты видишь, как трясётся его голова?
ЛАХАМУ. Она трясется от ужаса.
ЛАХМУ. А ты попробуй и дай ему хлеб.

ЛАХАМУ. (подносит хлеб). На, возьми наш дар, безголовый! ( Г и л ь г а м е ш, его тело шевелит руками, пытается взять хлеб, но не может).


ЛАХМУ. Нет. Не живой этот человек.
ЛАХАМУ. Его голова подкатилась к тебе. Может бросить её в котел?
ЛАХМУ. Этот разум у этого тела отдельно от мозгов.
ЛАХАМУ. Зачем нам такой разум?
ЛАХМУ. Мы наберемся сами разума на звёздных полянах.
ЛАХАМУ. Может, это какая-то новая модель Великой Нинмах?
ЛАХМУ. Не будет ему назначения на нашей земле. От этого урода ничего, кроме как вреда нашей земле не будет.
ЛАХАМУ. Тогда бросим его голову в небо.
ЛАХМУ. Великая богиня назначит ему судьбу на небе?
ЛАХАМУ. Пусть обратится он к небу, где пламя очистит его одежды Судьбы.
(Бросают голову Г и л ь г а м е ш а на небо).

Явление

На небе. Боги и голова Г и л ь г а м е ш а.
БОГИНЯ ОЧАГА. Эй, ты там! Ты, башка, беги и неси нам скорее обед!
БОГИНЯ ВЕРЕТЕНА. Есть хотим! Что ты там медлишь? Тащи нам обед!
БОГ ПОРОГА. Или мы тебя самого съедим!
БОГИНЯ НЕБА. Отщипни от него кусочек.
БОГИНЯ ЗАКАТА. Он же из глины и крови. Надо положить его в ящик времени.
БОГИНЯ ОЧАГА. Положите его в ящик восковых фигур времени.
БОГ ЗАКАТА. Мы соберем всех людей в этот ящик.
БОГ НЕБА. А когда мы скажем слова власти, эти восковые люди оживут, и будут сражаться и погибать за нас и служить нам
Примечание. Магия оживления фигур известна ещё со времён Хуфу, (оживление фигурок волшебником Джеди.) Позже это перешло в предания и сказки. Исторически известно, что Аристотель передал Александру Македонскому ящик с восковыми фигурами с копьями мечами и луками. Такие же фигуры были и позже во времена средневековья на Западе и на Востоке, например у непобедимого Тамерлана.
БОГИНЯ НЕБА. Он принёс нам слово власти? Зачем нам эта фигурка? Она изломана.
БОГИНЯ ВЕРЕТЕНА. Жалкая фигурка. Она нам не подходит для магии.
ГИЛЬГАМЕШ (голова) Где Богиня судьбы? Боги земли взяли для людей кровь бога.
БОГИНЯ ОЧАГА.. (Рассматривают голову и тело Г и л ь г а м е ш а) Он явился к нам из страны людей, потерявших память.
БОГИНЯ ВЕРЕТЕНА. Богиня судьбы? Захотел ты новой судьбы?
БОГ ПОРОГА. А пусть голова его будет планетой Нибуру.
БОГ ЗАКАТА. А мы повеселимся.
БОГ ПОРОГА. Не будет иметь он дома, пока он жив, не будет иметь могилы, когда умрёт.

(Бросает голову в небо)
БОГИНЯ НЕБА. Пусть он в небе сохранит свой путь, гордость свою пусть он не расколет.

(Подкрадывается незаметно К а р л и к на крысе.)
КАРЛИК. А вот этого у вас не выйдет, и не получится потому, боги!
(К а р л и к на крысе бросает в планету огненную палицу. Взрывы, вспышки.)
БОГ ПОРОГА Планета эта раскололась на тысячи кусков.
БОГИНЯ ВЕРЕТЕНА. Весело.
БОГИНЯ НЕБА. Скучно. Такое милое злодейство, но как краток миг от наслаждения его.
БОГ ПОРОГА. А? Это нам куда? ( Рассматривает тело Гильгамеша) .
БОГ ЗАКАТА. Пусть летит обратно. На землю. На родину.

БОГИНЯ ВЕРЕТЕНА. Брось его обратно на землю. Пусть рыдает земля, а каждое племя особо. И будут люди говорить на земле: две части на земле будут истреблены, и вымрут. А третья останется на ней.



(Бросают Г и л ь г а м е ш а на землю)
БОГИНЯ НЕБА. Пусть женщины жалобным плачем зальются на могильных курганах вселенных.
БОГ ПОРОГА. А мы послушаем и подремлем.

( Плач)

Явление четвёртое.
ГИЛЬГАМЕШ. (Лежит на земле, как кукла Тело вместе с головой ). Подходит Инанна в маске старухи. Берет Г и л ь г а м е ш а, рассматривает его.
ГИЛЬГАМЕШ. Где я? В беде? В изгнании? В позоре?
ИНАННА В МАСКЕ СТАРУХИ. Какая славная заготовка. Это, точно, придумали боги. Ты идёшь, чтобы найти стезю бессмертия? А чем он думает этот человек?
ГИЛЬГАМЕШ. Светильник солнца потускнел. Земля видна сквозь странное дуновение безумия. Всё кружится и жалость, и бледный запад, и отражения небесных вод.
ИНАННА В МАСКЕ СТАРУХИ. Этот человек думает, что он думает мозгами? Ах, эти боги, ах, выдумщики. Они наделили тебя, человек, мыслями? А мозг твой привязан к колесу судьбы и крутится в том колесе, и остановки нет ему в отблесках всех бурь небесных и земных. Крутись, мой милый, крутись. А вы боги не забывайте. Тот, кто освобождает великие силы, тот становится малой игрушкой этих сил. Эй, боги!
БОГИ (с неба). Отвянь, Инанна. Мы, боги хотим спать.
КАРЛИК. Боги изволят спать. Тс-с-с-с. Боги спят. (Уходит на цыпочках)
ГИЛЬГАМЕШ. Кто мне снится в блеске волн Вселенных? Создатель Сущего и

Не сущего, ты тоже мой сон?

ИНАННА В МАСКЕ СТАРУХИ. В селеньях- крепостях Вселенных реют флаги, подобно барабанам прогремели тучи
ГИЛЬГАМЕШ. И, лёжа на песке, я сплю. Кремнистая дорога надо мною, и по ней бредет Создатель. Куда идёшь, ты Бог? Возьми меня с собой


Каталог: files
files -> Чисть I. История. Введение: Предмет философии науки Глава I. Философия науки как прикладная логика: Логический позитивизм
files -> Занятие № Философская проза Ж.=П. Сартра и А. Камю. Философские истоки литературы экзистенциализма
files -> -
files -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
files -> Эрнст Гомбрих История искусства москва 1998
files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
files -> Антиискусство как социальное явлеНИе
files -> Издательство
files -> Список иностранных песен
files -> Репертуар группы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница