Современные технологии и компоненты учебно-методических комплексов для высшей школы



Скачать 41.11 Kb.
Дата23.05.2016
Размер41.11 Kb.
Маковский А.Г., Одинцова Л.В., Помпеев К.П.

Северо-Западный государственный заочный технический университет

Санкт-Петербург, Россия

malo47@mail.ru



СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

И КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Развитие образовательных систем в современном обществе направлено на интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания. При этом процесс развития направлен на решение двух задач: повышение самостоятельной активности и осознанности изучения материалов дисциплины, как ведущих в процессе обучения, и интеграция средств новых информационных технологий в образовательный процесс путем создания информационно-образовательных сред (ИОС).

Рациональная последовательность работы в ИОС, наравне с традиционной системой, предполагает следующие этапы:



  1. изучение теоретического материала;

  2. осмысление и закрепление теории на практических занятиях;

  3. приобретение и развитие практических умений, накопление профессионального опыта с использованием виртуальных лабораторных практикумов;

  4. решение практических задач с помощью наукоемких пакетов прикладных программ (ППП) и специализированного программного обеспечения.

Основой создания информационно-образовательной среды является разработка полноценных учебно-методических комплексов (УМК) по всем дисциплинам. УМК состоит из обязательных компонентов и предполагает использование дополнительных информационных ресурсов.

Современные Internet-технологии позволяют обеспечить учебный процесс в информационном, методическом, организационном и техническом плане. Однако этого недостаточно для создания условий полноценной учебы, а именно, для развития определенных практических навыков работы с реальными объектами в различных возникающих на практике ситуациях. При этом каждая дисциплина имеет свою специфику и ее информационное обеспечение весьма разнообразно. Так, например, подготовка специалистов по технологии машиностроения подразумевает не только усвоение теоретического материала, но и приобретение навыков в подготовке к эксплуатации и управлению сложным технологическим оборудованием. На решение этой задачи нацелено создание кафедрального лабораторного комплекса, состоящего из станков с ЧПУ. Сложность и высокая стоимость лабораторного оборудования обуславливает необходимость тщательной подготовки студентов к выполнению лабораторных работ. Кроме того, на сегодняшний день наиболее трудоемкой и до конца нерешенной остается задача реализации лабораторных работ в иногородних подразделениях университета. В этих условиях особое значение имеют материалы для самообучения.

В настоящее время появились программные продукты, имитирующие работу оборудования, имеются электронные учебники и тренажеры. Например, известная фирма Siemens при подготовке специалистов к использованию оборудования с ЧПУ разработала электронный образовательный продукт с развитым графическим интерфейсом на CD. Диск содержит мультимедийное представление на основе виртуальной модели оборудования и ряд модулей, которые знакомят с основным устройством станка, основными видами работ по наладке станка. Учебное пособие содержит учебные и тестовые материалы по основам разработки управляющих программ. Использование CD-диска с программой Virtual Machine позволяет повысить уровень теоретической подготовки специалистов по устройству современного оборудования с ЧПУ и его узлов, по устройству и работе системы числового программного управления, по программированию и наладке станка с ЧПУ, а также получить соответствующие навыки. По дисциплине «Технология машиностроения» проводятся лабораторные работы с использованием лицензионной CAD/CAM-системы Cimatron. Основная ее подсистема (постпроцессор) осуществляет подготовку управляющих программ, автоматически генерируя программный код с перечнем команд для рабочих органов станка.

Кроме того, в системе имеются модули симуляции и верификации обработки заготовки (Cimatron’s Simulator и Cimatron’s Verificatior), позволяющие визуализировать процесс взаимодействия инструмента и заготовки. Модуль симуляции работы станка (Machine Simulation) позволяет моделировать и отображать различные ситуации, возникающие вследствие ошибок в составленных программах для станков с ЧПУ. К таким ситуациям можно отнести: ошибки в траектории инструмента при обработке заготовки, врезание инструмента в узлы станка или станочное приспособление, выход инструмента за пределы рабочей зоны.

Перенос лабораторной установки или ее части в виртуальное пространство позволяет студентам эффективно использовать часы самостоятельной подготовки на вдумчивое и основательное ознакомление с предстоящей практической работой.

Для студентов заочной формы обучения подготовка к выполнению лабораторных работ предусматривает использование дополнительных материалов - обучающих презентаций и тренировочных тестов, предназначенных для конкретных моделей станков, имеющихся в кафедральном лабораторном комплексе. Причем подготовка и самоконтроль осуществляются индивидуально, что повышает степень и качество освоения изучаемого материала.



В целом комплект дополнительных информационных ресурсов содержит:

  1. Презентации по дисциплине;

  2. Мультимедиа и интерактивные материалы;

  3. Видеолекции;

  4. Материалы справочного характера (базы данных) и нормативы;

  5. Программное обеспечение;

  6. Методическое обеспечение для выполнения лабораторных работ;

  7. Набор тестовых заданий для контроля усвоения учебного материала.

Весь комплект материалов может быть размещен, например, на CD, на сайте кафедры, в системе Moodle и т.д.
Каталог: conf -> ek2010 -> sbornik
conf -> Информация о результатах контрольного мероприятия
conf -> Научный совет ран по проблемам физиологии
conf -> Принципы совершенствования государственной кадастровой оценки земель поселений с населением свыше 10 000 человек
conf -> Рассмотрим мнения исследователей М. К. Касвинова, Е. Д. Черменского и А. Я. Авреха
conf -> Нанесение жаропрочных эрозионностойких покрытий сваркой взрывом
sbornik -> Состояние и проблемы нормативно-правового регулирования дистанционного обучения
sbornik -> Реализация функций общения при дистанционном обучении


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница