Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как одно из важнейших условий развития речевых навыков детей



Скачать 68.56 Kb.
Дата05.04.2016
Размер68.56 Kb.
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как одно из важнейших условий развития речевых навыков детей

Захарова Елена Вениаминовна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»
Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г. Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе, обучения. В то же время отмечается резкое снижение успеваемости учащихся по родному языку. Это обусловлено рядом факторов. Прежде всего, публичным искажением русского языка в средствах массовой информации, особенно на телевидении. Кроме того, изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития первичного или вторичного генеза, что, в свою очередь, обусловливает трудности в освоении программы школы I и II ступени. В этой связи меняются роль и место логопеда в общеобразовательных учреждениях. Логопед все чаще выступает в роли эксперта причин неуспеваемости, прежде всего, по родному языку, а также по другим предметам.

По данным обследований, в среднем 10-15% первоклассников имеют нарушения устной речи от простых форм дислалии до общего недоразвития речи.

В норме к 6-7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка и иметь словарный запас около 5-6 тысяч слов. На сегодняшний день, в связи с переходом на начало обучения в школе с шестилетнего возраста, количество так называемых «незрелых» в речевой функции детей возросло. И перед учителем-логопедом стоит задача своевременно и профессионально выявить то или иное речевое нарушение и скорректировать его, чтобы ошибки в устной речи не отразились на письме.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. И именно поэтому очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

Хорошо, когда родители внимательно относятся к речевому развитию своего ребёнка, знают все возрастные нормы и требования к уровню развития, посещают специалистов, ходят на занятия. Но, чаще всего, родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Иногда они даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом и считают, что можно не волноваться. Всё само образуется, всё само пройдёт. И они могут привести кучу примеров того, как они или кто-то из родственников точно так же говорил, а потом всё у них само собой прошло. Таких родителей тяжело уговорить провести обследование ребенка у узких специалистов-медиков: психоневролога, психиатра, отоларинголога или ортодонта, но это необходимо сделать, так как без этого результаты коррекционной работы учителя-логопеда будут минимальны.

Как учитель-логопед должен построить свою работу с родителями? Прежде всего, он должен установить партнёрские, доверительные отношения с родителями своих подопечных – когда специалисту доверяют, убеждаются в его компетентности, с ним будут сотрудничать. Сотрудничество невозможно без создания атмосферы взаимопонимания и взаимоподдержки. Необходимо мотивировать родителей детей-логопатов на активизацию и обогащение воспитательных умений, поддерживать в них уверенность в собственных педагогических возможностях.

В современной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями детей, имеющих речевые нарушения.



Многолетний опыт работы позволил определить разнообразные формы работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков:

  1. Родительские собрания. На первом родительском собрании первоклассников логопед рассказывает родителям о том, какие речевые параметры и по каким методикам были проверены, обрисовывает общие проблемы детей класса. На первом же родительском собрании сообщает о целях и задачах своей работы, подробно рассказывает о фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушениях речи, объясняет, какие трудности в обучении возможны в связи с этими нарушениями. Раздает родителям листы с результатами логопедических обследований, где указаны нормы речевых параметров и выведен индивидуальный речевой профиль ребенка. В дальнейшем на родительских собраниях подводятся итоги проделанной работы, логопед сообщает родителям о тех детях, кто уже не нуждается в помощи специалиста, а кому рекомендуется продолжение коррекционной работы.

  2. Беседы. Конкретно о каждом ребенке логопед рассказывает родителям в индивидуальной беседе, даже если родители не против озвучивания своей проблемы при всех на собрании. Как показывает практика, в дальнейшем из-за этого могут возникнуть трудности. Родители первоклассника узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации.

Так же в ходе индивидуальной беседы можно выявить особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях. Задача такой встречи – помочь семье в преодолении проблем в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество, взаимопонимание. В ходе беседы логопеду не следует злоупотреблять научной терминологией, так как они могут быть непонятны родителям, далёким от педагогической науки. И если использовать её, то с пояснениями.

  1. Консультации, которые должны содержать только необходимый родителям конкретный материал, они носят коррекционную направленность и учат родителей различным видам продуктивной деятельности: артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения. Консультации помогают родителям найти ответы на возникшие у них вопросы, получить рекомендации по использованию несложных практических приемов в домашних условиях.

  2. Опросы, тестирование, анкетирование. При помощи грамотно составленного анкетирования учитель-логопед узнает о составе семьи, особенностях семейного воспитания, об опыте родителей, их трудностях, возникших в процессе воспитания, выявляются потребности родителей в педагогических знаниях. Анкета – это еще и средство привлечь внимание родителей к речи собственного ребёнка, прислушаться и оценить её, постараться определить трудности, возникающие у ребёнка в момент речевой активности. Анкетные данные позволяют логопеду получить сведения о детях, и эти сведения помогают использовать их для более успешного взаимодействия с ними. По полученным анкетным данным логопед делает вывод, ведётся ли работа в семье по преодолению речевых недостатков и насколько родители ориентированы на получении положительного результата, готовы ли они к взаимодействию. Анкетирование родителей наиболее эффективно проводить в начале учебного года, на первом родительском собрании родителей первоклассников.

  3. Информационные стенды в кабинете логопеда. По утверждению психологов, большую часть информации мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Поэтому наглядные формы очень важны для работы с родителями, стимуляции их активности. В кабинете логопеда родители могут познакомиться с основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, объединённого одной лексической темой, который включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти.

  4. Открытые занятия. Эффективной формой сотрудничества являются открытые фронтальные занятия, где родители могут лично увидеть, каких знаний достигли дети после проведенной коррекционной работы. Родители видят, как ребенок работает в коллективе, общается с другими детьми – это даёт возможность адекватно и объективно оценить его возможности и способности. Полезно присутствие родителей на занятиях по коррекции звукопроизношения, где они вместе с детьми учатся выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения и т.д.

  5. Домашние задания дают родителям возможность участвовать в коррекционном процессе. Но с самого начала необходимо очень четко обрисовать роль родителей в их выполнении, так как здесь может быть две крайности: одни родители будут заставлять ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, а другие, наоборот, будут относиться к этим заданиям как к необязательным и несерьезным. Поэтому на первом родительском собрании надо объяснить родителям о важности регулярного выполнения домашних заданий для получения положительных результатов в преодолении имеющихся речевых нарушений. Родители должны понять – без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.

Таким образом, очень важно участие родителей в процессе преодоления речевых нарушений детей, привлечение их внимания к тем психолого-педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организованный коррекционный процесс был последовательным и максимально эффективным. Для этого логопед и родители должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи по преодолению трудностей, возникших в речевом развитии ребёнка.

Литература:



  1. Давидович, Л.Р. Родители и логопед-партнеры [Текст] / Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 47-50.

  2. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте [Текст]: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.

  3. Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями [Текст] / Е.Н. Захарова // Логопед. – 2006. – № 6. – С.54-58.

  4. Ишимова, О.А. Логопедическая работа в школе [Текст]: Учебное издание / О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 99 с.

  5. Овчинникова, Е.В. Организация сотрудничества логопеда и родителей [Текст] / Е.В. Овчинникова // Логопед. – 2007. – № 6. – С. 74-78.

  6. Романович, О.А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи [Текст] / О.А. Романович // Логопед. – 2009. – № 3. – С. 86-89.

  7. Фуреева, Е. П. Работа учителя-логопеда с семьей, имеющей ребенка с различными речевыми нарушениями [Текст] / Фуреева Е. П. // Логопед. – 2008. – № 8. – С. 54-56. 

Каталог: servisy -> meropriyatiya -> faily ishodniki
faily ishodniki -> Культурно-массовое мероприятие «благая весть» «Чтобы стоять, я должен держаться корней»
faily ishodniki -> «Проектирование как способ развития способностей ребенка в начальной школе»
faily ishodniki -> Конспект итогового открытого нод в старшей группе «Путешествие по любимому городу Воронежу» Тема недели: «Их именами названы улицы нашего города»
faily ishodniki -> Г. кемерово «Имя поэта помним и чтим» Творчество кузбасского детского поэта Александра Береснева
faily ishodniki -> Здание Правительства Ростовской области
faily ishodniki -> Сценарий "Пижамная вечеринка"
faily ishodniki -> «Цветы», знакомить детей с правилами поведения на лугу
faily ishodniki -> Урок-путешествие, посвященный 85-летию города Абакана. «Маршрут №85»
faily ishodniki -> Цель: формирование у детей интереса к театрализованной деятельности, желание участвовать в театрализованных играх, стимулируя инициативу детей и вызывая положительный эмоциональный настрой, способствующий развитию творческого воображения
faily ishodniki -> «Влияние средств выразительности хореографического искусства на характер джаз-модерн танца»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница