Составитель Карамышев О. М



Скачать 165.38 Kb.
Дата12.07.2016
Размер165.38 Kb.
Составитель Карамышев О.М.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия на духовых и ударных инструментах в детских музыкальных школах и Музыкальных отделениях школ искусств проводятся в соответствии с действующими учебными планами, утвержденными приказом Министерства культуры от 28.05.87 г. № 242.

Оптимальные сроки обучения игре на этих инструментах следующие:

на валторне, трубе, теноре, баритоне, тромбоне, саксофоне —5 (6) лет; на ударных инструментах — 7 (8) лет.

Программы для медных духовых инструментов составлены с ориентацией на оптимальные сроки обучения.

Начальную подготовку учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста могут получить, обучаясь на блок-флейте или специальных детских музыкальных инструментах; для дошкольников рекомендуется создавать подготовительные группы.

За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара детской музыкальной школы. На занятиях по музыкальному инструменту ученик должен овладеть также навыками чтения с листа несложных произведений, ансамблевых и оркестровых партий, игры в различных ансамблях.

Основной формой учебной и воспитательной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником.

Однако в первые годы обучения (подготовительная группа, 1, 2 классы) наряду с традиционной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые занятия, при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используются для работы с двумя-тремя учениками одновременно. Это дает педагогу возможность работать эффективнее и больше внимания уделять развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.

Обучение учащихся игре на медных духовых инструментах в отличие от обучения игре на других музыкальных инструментах требует от учащихся, помимо музыкальных способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки. При игре на духовых инструментах активно работают легкие, губный аппарат, напрягаются определенные мышцы тела. Важно, чтобы пальцы, губы, зубы отвечали установленным требованиям для обучающихся на духовых инструментах. Правильная постановка губного аппарата и исполнительского дыхания являются одним из необходимых условий успешного обучения.

Постоянное внимание следует уделять также точной интонации— важнейшему средству музыкальной выразительности.

Для выработки точной интонации необходимо постоянно развивать музыкальный слух ученика, а также чувство самоконтроля.

Ученика следует также познакомить с историей инструмента, его строением, правилами ухода за ним.

Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. Исполнение учеником произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения. Исполнение с аккомпанементом укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

В программе по классу духовых и ударных инструментов предусматриваются также требования к исполнению ансамблей для духовых инструментов. Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем самым к занятиям в оркестровом классе.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром должен добиваться различной степени завершенности исполнения: одни произведения подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи — с целью ознакомления. Bee это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Программа предлагает различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений для исполнения на академических концертах в течение учебного года, а также экзаменах. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся но уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным1.

Занятия в классах духовых и ударных инструментов проводятся в соответствии с «Методическими указаниями по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)», изданными Всесоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры (Москва, 1988 г.).

Дополнительные сведения о формах и методах работы с учащимися в классах духовых и ударных инструментов педагоги могут получить в специальной методической литературе (см. список рекомендуемой литературы в конце программы).



ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ТРУБЫ

Первый класс

Годовые требования

В течение первого года обучения рекомендуется проводить занятия на корнете. Учащийся должен ознакомиться с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.

Работа над положением корпуса, головы, рук, постановкой губного аппарата, первоначальным звукоизвлечением, постановкой исполнительского дыхания. Извлечение натуральных звуков: «до», «соль» первой октавы, «до» второй октавы. Ознакомление с понятием атака звука.

Работа над штрихами деташе, легато. Овладение звуками диатонического звукоряда от соль малой октавы до «ре», «ми» второй октавы. Понятие о твердой и мягкой атаке звука.

Практическое овладение навыками исполнения интервалов: секунда, терция, кварта, квинта.

В течение учебного года проработать с учеником: гаммы До, Си бемоль, Ре мажор и ля минор в одну октаву, целыми и половинными длительностями в медленном темпе, тонические трезвучия в прямом движении; 18—24 этюдов и упражнений; 8—10 разнохарактерных пьес.

* * *

Бетховен Л. Торжественная песня



Украинская народная песня «Журавель»

Бах И. С. Пьеса

Газизов Р. Веселый пешеход
Второй класс

Годовые требования

Продолжение занятий на корнете. Совершенствование исполнительского аппарата учащегося: укрепление и развитие губного аппарата, дыхания, подвижности языка и пальцев. Расширение диапазона извлекаемых звуков: вниз до «соль» малой октавы, вверх до «фа», «соль» второй октавы.

Совершенствование качества звучания инструмента и исполнения штрихами деташе, легато, знакомство со штрихом стаккато.

Развитие навыков исполнения интервалов: секста, септима, октава. Привитие элементарных навыков чтения с листа и игры в ансамбле духовых инструментов.

В течение учебного года необходимо проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно, половинными и четвертными длительностями в медленном темпе; тонические трезвучия в прямом движении; 14—18 этюдов и упражнений; 8—10 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли).

* * *


Бетховен Л. Сурок

Чешская народная песня «Богатый жених»

* * *

Чайковский П. Старинная французская песенка



Щелоков В. Шутка
Третий класс

Возможен перевод учащегося на другой инструмент (трубу). Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата и навыков координации работы языка, губ, пальцев, развитие дыхания.

Расширение диапазона извлекаемых звуков: вниз до «фа-диез» («соль-бемоль») малой октавы, вверх до «соль», «соль-диез» второй октавы. Совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато. Знакомство со штрихами нон легато и маркато. Работа над улучшением качества звука.

Развитие навыков исполнения интервалов в пределах октавы в медленном и умеренном темпах.

Изучение партий корнетов, труб по программе оркестрового класса. Совершенствование навыков чтения нот с листа.

В течение учебного года необходимо проработать с учеником: гаммы мажорные я минорные до четырех знаков включительно, в одну- две октавы, четвертными длительностями в медленном и умеренном темпах, штрихами деташе и легато; тонические трезвучия в прямом движении с обращениями в медленном темпе; 14—16 этюдов на различные виды техники; 8—10 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли).

* * *

Баласанян С. Этюд № 111



Глинка М, Жаворонок

Прокофьев С. Марш

* * *

Липкий Л. Этюд № 175



Чайковский П. Шарманщик поет

Носенко В. Скерцино


Четвертый класс

Годовые требования

Дальнейшая работа по совершенствованию исполнительского аппарата учащегося: развитие техники губного аппарата и навыков координации работы губ, языка, пальцев. Развитие дыхания.

Расширение диапазона извлекаемых звуков: вверх до «ля», «си» второй октавы. Дальнейшая работа над улучшением качества звука.

Развитее навыков исполнения интервалов: нона, Децима, ундецима в медленном темпе. Знакомство со вспомогательной аппликатурой, хроматической гаммой.

Совершенствование навыков чтения нот с листа, изучение партий корнетов и труб по программе оркестрового класса.

В течение учебного года необходимо проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные до пяти знаков включительно, тонические трезвучия в прямом движении и их обращения четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе; 14—16 этюдов на различные виды техники; 8—10 разнохарактерных пьес одно-, двух-, трехчастной формы (в том числе произведение крупной формы, а также ансамбли).

* * *

Моцарт В. Сонатина



Раков Н. Вокализ № 2

Глинка М. Северная звезда

Щелоков В. Концерт (детский)
Пятый класс

Годовые требования

Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата учащегося. Работа над улучшением качества звучания инструмента.

Расширение диапазона извлекаемых звуков: вверх до «до», «до-диез» третьей октавы, вниз до педальных звуков.

Дальнейшее совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато.

Изучение оркестровых партий корнетов и труб по программе оркестрового класса. Совершенствование навыков чтения с листа.

В течение учебного года проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные во всех тональностях, их тонические трезвучия и доминантсептаккорды в прямом движении с обращениями четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе, хроматическую гамму; 10—12 этюдов на различные виды техники; 8—10 разнохарактерных пьес (в том числе 1, 2 произведения крупной формы, а также ансамбли).



Экзаменационные требования

На экзамене учащийся должен исполнить: гаммы мажорные и минорные со всеми изученными техническими формулами (по выбору комиссии)2, один этюд, три пьесы различного характера или одну пьесу и одно произведение крупной формы (концерт, соната).

* * *

Баласанян С. Этюд № 12 (25 легких этюдов)



Щелоков В. Концерт № 3

Кюи Ц. Восточная мелодия

* * *

Вурм В. Этюд



Асафьев Б. Скерцо

Чайковский П. Ариозо воина

Шуберт Ф. Баркарола
Шестой класс

Годовые требования

Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата учащегося.

Развитие художественного вкуса, музыкальной памяти, мышления, совершенствование фразировки (выразительности) исполняемых произведений и навыков самостоятельной работы над ними.

Дальнейшая работа над улучшением качества звучания инструмента в пределах всего диапазона извлекаемых звуков,

особенно в верхних и нижних регистрах (включая работу над педальными звуками).

Совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато. Знакомство со вспомогательной атакой звука (двойным и тройным стаккато).

Совершенствование навыков чистого интонирования, исполнения мелизмов: форшлаг (короткий и долгий), мордент, группетто.

Изучение оркестровых партий корнетов и труб по программе оркестрового класса, совершенствование навыков чтения нот с листа.

В течение учебного года необходимо проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные во всех тональностях, их тонические трезвучия, доминантсептаккорд, уменьшенный вводный септаккорд в прямом движении с обращениями восьмыми и шестнадцатыми длительностями в умеренном темпе; 12—14 этюдов на различные виды техники; 8—10 разнохарактерных пьес, в том числе 2, 3 произведения крупной формы (соната, концерт), а также ансамбли.
Экзаменационные требования

На экзамене учащийся должен исполнить один этюд, пьесу и концерт, а также гаммы мажорные и минорные со всеми изученными техническими формулами (по выбору комиссии)3.

* * *

Гамма Ми мажор



Баласанян С. Этюд № 20 (25 легких этюдов)

Тартини Д. Ларго и аллегро

Пескин В. Концерт № 2

* * *


Гамма Ля-бемоль мажор

Баласанян С. Этюд №13 (25 легких этюдов)

Альбинони Т. Концерт Ми-бемоль мажор

Чайковский П. «День ли царит»


Рекомендуемые учебные пособия и сборники педагогического репертуара

  1. Лрбан Ж. Школа игры на трубе. М., 1954; М., 1964; М., 1970.

  2. Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1972.

  3. Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1982.

  4. Кобец И. Начальная школа игры на трубе — Киев, 1970.

  5. Липкий Л. Начальные уроки игры на трубе.— М., 1959.

  6. Лютак Л. Школа игры на трубе. Варшава, 1966.

  7. Митронов А. Школа для трубы. М.-Л., 1956.

  8. Митронов А. Школа игры на трубе М.-Л., 1965.

  9. Прокофьев С. Практическое пособие для игры на трубе.— Л., 1968.

  10. Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. I—М., 1948.

  11. Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы.—Ч. II —М., 1948.

  12. Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы.—Ч. III —М., 1948.

  13. Табаков М. Школа обучения игре на трубе. Ч. 4 — М., 1953.

  14. Усов Ю. Школа игры на трубе.— М., 1985.

  15. Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе.— М., 1979.


Хрестоматии для трубы

  1. Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы.—Ч. I: —I —III классы ДМШ —М., 1963.

  2. Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. II: 4—5 классы ДМШ.—М., 1966.

  3. Усов 10. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I—II классы ДМШ.—М., 1973; 1980.

  4. Усов 10. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. 3—4 классы ДМШ.—М., 1979.

  5. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Старшие классы ДМШ.— М., 1981.

  6. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I—III классы ДМШ. М, 1983.


Сборники этюдов и упражнений для трубы

  1. Баласанян С. Избранные этюды для трубы.— М., 1966

  2. Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. I М., 1951.

  3. Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. II М., 1952.

  4. Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. Ill М., 1953.

  5. Баласанян С. 25 легких этюдов.— М., 1954.

  6. Бердыев Н. Этюды для трубы.— М., 1964.

  7. Бердыев Н. Легкие этюды для трубы.— Киев, 1968.

  8. Бердыев Н. Легкие этюды для трубы. Тетр. I.— Киев, 1969.

  9. Бердыев Н. 30 этюдов для трубы. Киев, 1976.

  10. Брандт В. 34 этюда для трубы.— М., 1960.

  11. Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр, I— Варшава, 1972.

  12. Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. II — Варшава, 1972.

  13. Вурм В. Избранные этюды (62) для трубы.— М., 1948.

  14. Вурм В. Избранные этюды для трубы. М., 1984.

  15. Вурм В. 45 легких этюдов для трубы. М., 1969.

  16. Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. I М., 1960.

  17. Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. II М., 1963.

  18. Кобец И. Тематические этюды для трубы. Киев, 1969.

  19. Чумов Л. Этюды для начинающих трубачей. М., 1969.

  20. Чумов Л. Легкие этюды и упражнения для трубы. М., 1973.

  21. Чумов Л. Легкие этюды для трубы.— М., 1980.

  22. Альбом ученика-трубача. I—II классы. Сборник. / Сост. О. Белофастов, Киев, 1972.

  23. Зарубежные классики. Сборник легких пьес. М., 1959.

  24. Избранные 12 пьес Э. Грига. Сборник.— М.-Л., 1950.

  25. Легкие пьесы для трубы. Сборник С. Болотина.— Л., 1964.

  26. Легкие пьесы для трубы С. Болотина. Сборник.— Л., 1968.

  27. Легкие пьесы для трубы. I—III классы. Сборник. Сост. Ю. Усов.—М., 1970.

  28. Легкие пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. / Сост. Л. Чумов. М., 1974.

  29. Лубочек. Сборник пьес. / Сост. Л. Шлег.— М., 1979.

  30. Музыка для трубы. Сборник пьес.— Будапешт, 1971.

  31. Переложения и обработки для трубы и фортепиано. Сборник. / Сост. С. Болотин — Л.-М., 1952.

  32. Произведения советских композиторов для трубы. Сборник. / Сост. Л. Чумов.— М., 1974.

  33. Пьесы для трубы. Сборник. / Ред. С. Еремина.— М., 1963 Пьесы для трубы советских композиторов. Сборник. М., 1971.

  34. Пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. / Сост. Л. Чумов. М., 1975.

  35. Пьесы русских композиторов. Сборник. / Сост. В. Новиков, М., 1983.

  36. Пьесы русских композиторов. Сборник. / Сост. С. Еремин.—М., 1974.

  37. Пьесы Р. Шумана (из «Альбома для юношества») Сборник. М., 1965.

  38. Пьесы советских композиторов. Сборник. / Сост. Л. Чумов.— M., 1978.

  39. Пьесы советских композиторов для трубы. Сборник. / Сост. Л. Чумов.—М., 1980.

  40. Русские классики. Сборник легких пьес. / Сост. П. Волоцкой, Л. Липкин.— М., 1960.

  41. Сборник педагогического репертуара ДМШ / Сост. С. Еремин.—М., 1954.

  42. Сборник пьес для трубы. / Сост. М. Табаков, г. Орвид.— М., 1954.

  43. Сборник пьес для трубы. / Сост. К. Озол.—Рига, 1962.

  44. Сборник пьес для трубы № 1.— Прага, 1969.

  45. Сборник пьес для трубы № 2.— Прага-Братислава, 1969.

  46. Сборник пьес для трубы / Сост. Г. Крумпфер.— Лейпциг, 1969.

  47. Сборник пьес для трубы венгерских композиторов.— Будапешт, 1971.

  48. Сборник пьес произведений русских композиторов / Ред. Г. Орвида. М., 1947.

  49. Сборник пьес советских композиторов для трубы.—М., 1966.

  50. Сборник танцев и мелодий для трубы. / Сост. И. Калиновский.— Варшава, 1964.

  51. Старинные концерты для трубы. Сборник. / Сост. Т. Док-шицер.—М., 1976.

  52. Советские композиторы. Сборник легких пьес, для трубы. / Сост. П. Волоцкой, Л. Липкий — М., 1961.

  53. Старинные сонаты для Трубы. Сборник / Сост. А. Селянин.— М., 1977.

  54. «Три пьесы» В. Щелокова. Сборник. М.-Л., 1951 Учебный репертуар ДМШ. I класс. Сборник пьес— Киев, 1978.

  55. Учебный репертуар ДМШ. II класс. Сборник пьес—Киев, 1979.

  56. Учебный репертуар ДМШ. III класс. Сборник пьес—Киев, 1980.

  57. Учебный репертуар ДМШ. IV класс Сборник пьес—Киев, 1981.

  58. Четыре пьесы для трубы. Сборник.—М., 1955 Четыре пьесы для трубы. Сборник. / Сост. С. Еремин.— М., 1954.

  59. 5 пьес И. Дворжачекя, Сборник.— Прага, 1971.


Пьесы для трубы (отдельные издания)

  1. Абсиль Ж. Сюита.— М., 1977.

  2. Александров Ан. Ария из «Классической сюиты».— М.-Л., 1950.

  3. Алябьев А. 2 пьесы для трубы. М., 1954.

  4. Крейн М. Романс — М., 1962.

  5. Полонский А. Романс — М., 1962.

  6. Раков Н. Мелодия. — М., 1956.

  7. Раков Н. Сюита. — М., 1958.

  8. Фибих 3. Поэма для трубы. — М., 1954.

  9. Чишко О. Ребячьи забавы. — Л., 1972.

  10. Щелоков В. Пионерская сюита. — М., 1958.

  11. Щелоков В. Концерт (детский) — М., 1968.



1Примерные репертуарные списки но классам даны в приложении к программе.

2Исполнение гамм является обязательным только для учащихся, готовящихся к поступлению в средние специальные учебные заведения.

3Исполнение гамм на экзамене обязательно для учащихся, готовящихся к поступлению в средние специальные учебные заведения.

Каталог: img -> upload -> 773 -> documents
upload -> Разработка и исследование методов проектирования и работы неориентируемых компоновок низа бурильной колонны
upload -> Shell-Guard rtu производитель: Perma-Chink Systems, Inc
upload -> Сценарий "День Нептуна"
upload -> На правах рукописи зеленин алексей Анатольевич
upload -> Сценарий новогоднего утренника «заколдованный лес»
upload -> Новогоднее похищение действующие лица
upload -> Пути совершенствования медицинского обеспечения работников зато, занятых на производстве с особыми условиями труда, и членов их семей
upload -> На пути в будущее


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница