Составить вечерню и изменяемые части Литургии, служба 8 октября (память прп. Пелагеи), вторник 5-го гласа, храм Благовещения Пресвятой Богородицы (даты по стар стилю). Святой без знака. Богослужение будничное



Скачать 35.77 Kb.
Дата20.02.2019
Размер35.77 Kb.
Составить вечерню и изменяемые части Литургии, служба 8 октября (память прп. Пелагеи), вторник 5-го гласа, храм Благовещения Пресвятой Богородицы (даты по стар. стилю).

Святой без знака. Богослужение будничное: вседневная вечерня, вседневная утреня, 1,3,6, часы. Божественная Литургия св. Иоанна Златоустого, 9 час. О каждении в конце Литургии.

Начало вечерни (Часосл. С.147-167) . [10,С. 147- 167].

Благословен Бог наш...

Предначинательный пс. 103 Благослови, душе моя, Господа.

Слава, и ныне:

Аллилуйя (3р) слава тебе, Боже. Трижды

(Свящ. перед дверьми читает светильничные молитвы с 1-й по 7.) [9, С. 6-9, Служебник].

Великая мирная ектения «Миром Господу помолимся» (свящ. или диак.).

Рядовая кафизма (чтец, если накануне служилось бдение, то кафизма не читается).

Малая ектения (связаны с рядов. кафизм.) (Не читается, если не было кафизмы.

Они или вместе, или их нет.)

Паки и паки миром Господу помолимся. (Порядок ектений в будничной вечерне: великая, малая, просительная, сугубая. Этот же порядок и на будничной утрене [5,С.80]).

Господи воззвах (пс.140,141,129, 116). Псалмы со стихирами на Господи воззвах поются во глас стихир 5 глас.

Господи, воззвах к тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи... до «Вонми молению моему»

[10,С. 151-154 часосл].

Господи, воззвах к тебе…



Второй лик. «Да исправится молитва моя…»

И по чину стихи.

Положи, Господи, хранение устом моим. И далее по тексту пс.140

Гласом моим ко Господу возках и далее по тексту пс. 141 до стр 154

Стихиры на 6 на Господи воззвах покаянны глас 5(святой без знака О: 3, М:3) . [8,С. 55-56].

Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи…

Стихира: Увы мне прогневавшему Тя…

Стих: Имене ради Твоего…

Стихира: Который ответ душе моя окаянная…

Стих: От стражи утренния до нощи…

Стихира: Да не содержит мене Спасе…

Стих: Яко у Господа милость, и многое у него…

Стихира святой 1 глас 8 (В Минее стр 204) «О преславного чудесе /Вмужившися, жена…

Стих: Хвалите Господа вси языцы.

Стихира св. 2 «Новая Фекла к нам явилася еси…»

Стих: Яко утвердися милость Его на нас. / И истина…

Стихира св.3 «Радуйся, Пелагее, всечестная…

Слава: гл.4 Иоанна монаха. (Минеи С.204) «Идеже умножися грех…»

И ныне: Богородичен во гл. Славы из 3 прилож. Минеи или Ирмология. В Ирмологии понед вечер глас 4 стр.113оборот. «Избави нас от нужд наших, Мати Христа Бога…»

Молитва входа (свящ.) «Вечер, и заутра, и полуднехвалим, благословим…» (Служеб. С.16 Премудрость прости. «Свете Тихий святыя славы …» (поём).

Прокимен дня (в понедельник вечера глас 4, служебн. С.18 или часосл.С. 158) «Господь услышит мя, внегда воззвати ми к нему».

Стих: «Внегда призвати ми…»

Сподоби , Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам.

Просительная ектения «Исполним молитву нашу Господеви». – Хор: Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй…» - Хор: Господи, помилуй.

Вечера всего совершенна, свята, мирно..у Господа просим. – Хор: Подай, Господи (Служеб. С.22-24).

Мир всем. - Хор: И духови твоему.

Главы наша Господеви приклоним. Хор: Тебе Господи.

Свящ. Молитва главопреклонения : «Господи,Боже наш, приклонивый небеса …» (Служеб. С.24-25). Возглас (концовка молитвы) «Буди держава царствия Твоего благословенна…» Хор: Аминь.

Стихиры на стиховне. Стихиры покаянны гл.5 со своими стихами Стр. 57-58 Октоиха)

«Господи, согрешая не престаю...»

Стих: К Тебе возведох очи мои…

«Господи, страха Твоего боюся…»

Стих: Помилуй, нас, Господи, помилуй нас…

Мученичен: «Щитом веры оболкшеся…»

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха (С.58) «Утоли болезни многовоздыхающия души моея…»

Ныне отпущаеши раба Твоего…

Трисвятое по Отче наш. Возглас свящ.: « Яко твое есть царство, и сила, и слава Отца…»

Хор: Аминь.

Тропарь (Святого М., С.205) ) « В тебе ,мати, известно спасеся…»

Слава: И ныне: Богородичен глас 4 (Из 4 прилож. Во глас тропаря понед вечер) «Избави нас от нужд наших, Мати Христа Бога...»

Сугубая ектения. (На вседневной вечерне она не полная, начинается не со «Рцем вси» , а с 3-его прошения «Помилуй нас, Боже…» . [7,С. 44].

Свящ.: возглас. Хор: Аминь.

Свящ.: Премудрость. Хор: Благослови.

Хор: (поёт) Утверди, Боже, святую православную веру…

Свящ.: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Хор: Честнейшую херувим…

Свящ.: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Хор: Слава, и ныне:

Отпуст (Чей храм и кому служба): Христос истинный Бог наш, молитвами Пресвятой Богородицы, и прп. Пелагеи, иже память ныне совершается, помилует и спасет нас.

Изменяемые части Литургии.

Святая без знака, прп. Пелагея, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, вторник 5 гласа.

Ядро Литургии – Евхаристический канон, неизменяемая часть. (Начало после Символа Веры со слов иерея «Благодарим Господа…»

I Антифоны.

II Песнопения Малого входа (входное), тропари и кондаки.

III Трисвятое («Святый Боже…»

IV Молитвословия перед чтением.Свщ. Писания (прокимен и аллилуарий) и само Свщ. Писание (Апостол и Евангелие).

V Песнопения Великого Входа.

VI Изменения песнопений, посвящённых Богородице.

VII Причастен или киноник (во время причащения священнослужителей в алтаре).

VIII Отпуст.
I Антифоны. В данной работе антифоны вседневные [3,С.100-101 Ирмологий ].

Антифон 1-ый.

1 «Благо есть исповедатися Господеви. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.»

2 Стих. «Благо есть исповедатися Господеви…» Припев: «Молитвами Богородицы, Спасе…»

1 Возвещати заутра милость Твою…Припев: «Молитвами Богородицы, Спасе…»

2 Яко прав Господь Бог наш…Припев: «Молитвами Богородицы, Спасе…»

Слава: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.»

И ныне: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.» (Всё поётся).

Антифон 2-ой.

1 «Господь воцарися, в лепоту облечеся .» Припев: «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас.»

2 «Господь воцарися, в лепоту облечеся…» Припев: «Молитвами святых Твоих, Спасе,..»

1 «Ибо утверди вселенную…» Припев: «Молитвами святых Твоих, Спасе,..»

2 «Свидения Твоя уверишася зело: дому Твоему…» Припев: «Молитвами святых Твоих, Спасе,..»

Слава и ныне: «Единородный Сыне и Слове Божий....» (Этот гимн поётся всегда после 2 антифона)



Антифон 3-ий.

1 «Приидите, возрадуемся Господеви, / воскликнем Богу Спасителю нашему.»

Припев: «Спаси ны, Сыне Божий, / во святых Дивен сый, поющая Ти: аллилуия…»

2 «Предварим лице Его во исповедании…» Припев: «Спаси ны, Сыне Божий,...»

1 «Яко Бог Велий Господь, / и Царь Велий по всей земли.» Припев: «Спаси ны, Сыне Божий,...»

2 «Яко в руце Его вси концы земли, /» Припев: «Спаси ны, Сыне Божий,...»

1 «Яко Того есть море, и Той сотворил…» Припев: «Спаси ны, Сыне Божий,..» (Ирмологий С.100-101).

Т.к. наша служба без знака, Блаженн не будет.


II Песнопения Малого входа (входное), тропари и кондаки.

Малый Вход совершается при пении 3 антифона. Вход с Евангелием в алтарь после слов диакона «Премудрость прости», хор поёт входное (ударение на выделенный звук). «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, Спаси ны, Сыне Божий,* поющия Ти: Аллилуйя». После * идёт праздничная вставка. В нашем случае будет «во святых Дивен сый». «Приидите, поклонимся» на Малом входе не поётся в господские двунадесятые праздники, Духов день, Пасху, Светлую седмицу. Вместо него будет входной стих из Псалтири, соответствующий теме праздника.


Очередность пения на входе: сначала тропари, затем кондаки, располагаясь по степени значимости. Кондаки идут в том же порядке. «Слава: И ныне». На «И ныне» поется последний и наиболее важный кондак. Обычно это Господское или Богородичное песнопение, придающее торжественность этой группе песнопений.

  • Тропарей и кондаков обычно одинаковое количество.

  • Сначала поются тропари Господские, затем Богородичные, потом Ангелам, Предтече и т.д. по значимости в убывающем порядке. [7,С. 47-48 ].

На входе в храме Господском и Богородицы: тропари храма, затем дня, затем преподобному (-ной); Кондаки дня, затем преподобной. Слава: «Со святыми упокой...», И ныне: «Предстательство христиан...» На нашей службе поётся тропарь и кондак дня седмицы, которые поются тогда, когда на утрене поются каноны Октоиха. Следовательно, дневные тропари и кондаки поются в случае вседневной службы, если святой шестеричный или без знака, или 2 святых. Так же в случае святых с великим славословием, но за исключением субботы. [4,С.409].

Во время пения тропарей и кондаков иерей читает тайную молитву трисвятого пения «Боже, Святый, Иже во святых почиваяй, Иже трисвятым гласом от Серафимов…». [1,С.65-66].



Тропари и кондаки на входе на Литургии в Господском храме св. шестеричный или без знака (един или два).

  • В пн., втор.четв. тропари: храма, дня (в четв.2 дневных тропаря); святых Минеи (1 или 2) Кондаки: дня (в четв. 2 кондака), кондак свв. Минеи (1 или 2); Слава: «со святыми упокой…» И ныне: кондак храма (гл.52 Типикона).

  • В среду и пятн. тропари дня «Спаси Господи…» и свв. Минеи (1 или 2); кондаки свв. Минеи (1 или2). Слава: «Со святыми упокой…» И ныне: кондак дня «Вознесыйся на Крест…»

  • В субботу тропари храма, дня «апостолы, мученицы и пророцы…» и свв. Минеи (1или 2); Кондаки свв. Минеи (1 или2); Слава: «со святыми упокой…»; И ныне: кондак дня «Яко начаток естества…» [4, С.412].

Тропари и кондаки на входе на Литургии в Богородичном храме в седмичные дни св. шестеричный или без знака (един или два).

  • В пн., втор.четв. тропари: храма, дня ( в четв.2 дневных тропаря); святых Минеи (1 или 2). Кондаки: дня (в четв. 2 кондака), кондак свв. Минеи (1 или 2); Слава: «со святыми упокой…» И ныне: кондак храма (гл.52 Типикона).

На нашей службе во вторник тропарь храма гл.4 «Днесь спасания нашего главизна …», тропарь дня Предтече глас 2 «Память праведного с похвалами…», (Тропари на каждый день года), тропарь святой Минеи гл.4 «Идеже умножися грех…». [6,С.204-205]. Кондаки: дня Предтече глас 2 «Пророче Божий и предтече благодати…». [10, С.120 Часослов], кондак святой Минеи гл. 2 «Тело твоё постами изнуривши…» [6,С.208]; Слава: «со святыми упокой…», И ныне «кондак храма «Взбранной воеводе победительная»…

  • В среду и пятн. тропари дня «Спаси Господи…», храма, свв. Минеи (1 или 2); кондаки: дня «Вознесыйся на Крест…», свв. Минеи (1 или2). Слава: «Со святыми упокой…» ;И ныне: кондак храма .

  • В субботу тропари храма, дня «апостолы, мученицы и пророцы…» и свв. Минеи (1или 2); кондаки свв. Минеи (1 или 2); Слава: «со святыми упокой…»; И ныне: кондак дня «Яко начаток естества…» [4,С.412].

Тропари и кондаки на входе на Литургии в храме святого в седмичные дни. Служба шестеричная или без знака во все дни кроме субботы.

  • Тропари: дня седмицы (в четв.2тр.), храма и свв. Минеи (1 или 2); Слава: «со святыми упокой…»; И ныне: кондак дня «Яко начаток естества…» [4,С.418-419].


III Трисвятое («Святый Боже…»

Вместо Трисвятого на Литургии возможны 2 песнопения:



  • «Елицы во Христа креститеся…», поётся 12 раз в году в память, что в Древней Церкви крестили оглашенных накануне определённых праздников;

  • «Кресту Твоему покланяемся, владыко…», поётся 2 раза в году: в неделю Крестопоклонную и в день праздника Воздвиженья Креста Господня [4,С.428].

В нашей работе будет петься Трисвятое.
IV Молитвословия перед чтением.Свщ. Писания (прокимен и аллилуарий) и само Свщ. Писание (Апостол и Евангелие).

Количество прокимнов, Апостолов, аллилуариев, Евангелий и причастных обычно одинаково и связаны с чтением Апостола и Евангелия. Устав назначает или 1 прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен, или 2 прокимна и связанных с ними песнопений и чтений. Если прокимен дня поётся первым, а затем следует прокимен Минеи, то именно в таком порядке поются аллилуарий и причастен и читается Апостол и Евангелие. [4,С.429].

Прокимны и аллилуарии чаще всего берутся из Псалтири и содержат указание на праздну-емое событие. Рядовые Апостол и Евангелие начинают отсчёт с Литургии 1-го дня Пасхи, когда читается 1-е зачало Евангелия от Ин. и 1-е зачало книги Деяний Апостольских. [7,С.49].

В нашем случае Прокимен, аллилуарий и причастен дня будничные и святого.

Во вторник прокимен гл.7 «Возвеселится праведник о Господе/ и уповает на Него».

Стих: «Услыши, Боже, глас мой, молитися ми к Тебе».

Аллилуия, гл.4: «Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится».

Стих: «Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут».

Священник читает тайно молитву перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших, Человеколюбче, Владыко…» [1,С.72].

По окончании чтения Евангелия поёт Хор: «Слава, Тебе, Господи, слава Тебе»

Апостол и Евангелие рядовые и святого, если указано чтение святому. Если не указано, то поют прокимен, аллилуарий, и причастен только дня (как в нашем случае), а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (как у нас). В нашем случае нет чтения святому. [4,С.435].


V Песнопения Великого Входа. Святые дары переносятся с жертвенника на престол. Большая часть года поётся «Иже херувимы…». Херувимская песнь является сокращением древнего песнопения, которое в первые века христианства исполнялось на литургии св. ап. Иакова, брата Господня в чине палестино-сирийской литургии. Теперь это древнее песнопение поётся 1 раз в год в Великую Субботу на Литургии св. Василия Великого: «Да молчит всякая плоть человеча..»

В Великий Четверг на Литургии св. Василия Великого вместо Херувимской поётся «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий...» На Литургии Преждеосвященных Даров вместо Херувимской поётся «Ныне силы небесные с нами невидимо служат». Они есть и в Служебнике, т.к. их поёт не только хор, но и священник в алтаре [7,С.50-51].



VI Изменяемые песнопения, посвящённые Богородице.

На Литургии свт. Иоанна Златоустого это «Достойно есть…», как в нашем случае.

На Литургии свт. Василия Великого - «О Тебе радуется всякая тварь…» В дни Господских и Богородичных двунадесятых праздников и их попразднества вместо «Достойно есть…» поётся песнопение, называемое «задостойник», т.е. «вместо Достойно». От дня Пасхи и до её отдания он состоит из припева Пасхального канона и ирмоса 9 песни канона. Например припев: «Ангел вопияше благодатней…» и ирмос: «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» [7,С.51].
VII Причастен или киноник (во время причащения священнослужителей в алтаре).

После возгласа: «Святая Святым» и ответа хора: «Един Свят…» звучит изменяемый текст – причастен или киноник. Он связан с прокимнами и отражают тему дня или праздника. Воскресный причастен один для всех гласов: «Хвалите Господа с небес…» От дня Пасхи и до её отдания поётся причастен: «Тело Христово приимите…» В дни памяти святых – «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится» [7,С.52].

Он будет петься и на службе, посвященной св. прп. Пелагее.
VIII Отпуст.

В седмичныед дни, когда нет Господских или Богородичных праздников, дней предпразднства и попразднства, праздников бденным или полиелейным святым, служба рядовому святому совершается в соединении со службой Октоиха. Октоих используется максимально в случае святого без знака, «шестеричного» или 2-х святых. Во все седмичные дни на вечерне, утрене и на литургии положены «Отпусты дневные во всю седмицу, по обычаю Святыя Восточныя Церква». Для этого вида отпустов характерно во все дни седмицы призывание:

Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере (и далее по порядку)


  • Имени Господа Иисуса Христа,

  • Богородицы,

  • святых славных и всехвальных апостол,

  • во вторник – честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна,

  • святителя Иоанна Златоустого, егоже есть литургия,

  • святаго, егоже есть храм - у нас Богородица в задании,

  • святаго, егоже есть день – св.прп. Пелагеи,

  • Святых праведных Богоотец Иоакима и Анны,

  • И всех святых

помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Особенностью вседневного отпуста является призывание имени «Святых праведных Богоотец Иоакима и Анны».» [4,С.643-644].


Каждение бывает полное, т.е. всего храма, и малое, когда кадится алтарь, иконостас и предстоящие. Касаясь нашей работы, отметим

1) Каждение на «Господи воззвах» полное

2) Каждение в начале утрени при чтении пс. 19 и 20 подобно каждению на «Господи воззвах», но оно бывает не всегда.

3) Каждение на проскомидии. тоже полное, после отпуста проскомидии, но вначале священник кадит предложение и диакона, затем диакон кадит священника.

4) Каждение полное при чтении Апостола совершает диакон, и происходит это практически при пении прокимна перед Апостолом.

5) Каждение при пении Херувимской песни тоже совершает диакон в начале песни. Каждение полное.

6) Каждение на «Достойно есть» совершает священник. Он кадит Святые Дары на престоле, алтарь по чину, служителей в алтаре, сам престол. Не полное. [4,С.626-633].

Список использованной литературы

1 Всенощное бдение. Литургия. Санкт-Петербург, Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1997.

2 Георгиевский А.И. Чинопоследование Божественной Литургии. Свящ. Лебедев В. О пении тропарей и кондаков на литургии. Киев, Изд-во храма прп. Агапита Печерского, 2000.

3 Ирмологий. М.: Правило веры, 2003.

4 Кашкин Алексей. Устав Православного богослужения. Саратов, Изд-во Саратовской митрополии,2015.

5 Красовицкая М.С. Литургика. М.: ПСТБИ, 2000.

6 Минея. Октябрь. М.: Издат-во Московской патриархии, 1980.

7 Никулина Е.Н. Богослужебный Устав и гимнография. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.

8 Октоих с 5-го гласа по 8. М.: Правило веры, 2003.

9 Служебник.



10 Часослов. РПЦ, Изд-во Московской Патриархии, 2000.

.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница