Состав слова. Морфемный анализ. Значение раздела «Состав слова»



страница1/3
Дата09.08.2016
Размер405 Kb.
  1   2   3


Состав слова. Морфемный анализ.
Значение раздела «Состав слова» в курсе начального обучения русскому языку трудно переоценить. Получаемые при этом знания, формируемые умения и навыки помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях слово- и формообразования (без чего невозможно полноценное усвоение грамматики), создают базу для сознательного овладения правописанием (анализ состава слова – необходимый компонент орфографического анализа).

При разборе по составу учащиеся определяют части слова, письменно обосновывают свой выбор, практически знакомятся с простейшими случаями словообразования, объясняют трудные написания. Для разбора по составу следует предлагать слова разных частей речи. Это позволит учащимся составить словарь приставок и суффиксов, усвоить их правописание и значение.

Словообразовательная направленность разбора по составу выступает важным средством развития языкового чутья, помогает усвоить словарное богатство родного языка, свободно ориентироваться в структуре слов, через словообразовательные связи объяснять значение слов, формировать необходимое для грамотного письма умение осознавать группу родственных слов, составлять её, а также подбирать проверочные слова при написании слов с орфограммами.

После изучения темы «Состав слова» ученик должен уметь определять и называть



  • окончание (изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении или словосочетании);

  • основу слова (часть изменяемого слова без окончания), в которую входит приставка, корень, суффикс; в основе слова заключено его лексическое значение;

  • корень слова – главная значимая часть, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов; эти слова могут обозначать предметы, их признаки или действия;

  • приставку (значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов);

  • суффикс (значимая часть слова, находится после корня и служит обычно для образования новых слов).

При изменении в слове окончания происходит словоизменение. А при изменении приставки и (или) суффикса - словообразование.

Для того чтобы дети действительно осознали разницу между словоизменением и словообразованием, учитель должен предложить им выполнить специальные упражнения, направленные на разграничение этих явлений (например, на сопоставление форм одного и того же слова и родственных слов, на образование форм слова и подбор однокоренных слов и т.д.)


Морфемный анализ.

У слова медведица пять значений: лексическое («медведь»), словообразовательное («самка») и три грамматических значения: число, род, падеж. Записать эти значения можно, например, в виде математического выражения:

(«медведь», «самка», «одна») + («женский род» + «именительный падеж»).

Попробуй объяснить употребление скобок в записанном выражении.

Но может быть, это только у данного слова так много значений? Проверь, каковы значения слов зазеленела, синеватый, столик.

Конечно, не у всех слов есть все три группы значений, но у большинства русских слов кроме лексического значения (оно есть у любого слова) есть и различные грамматические значения.

Как видишь, ответить на вопрос о том, что означает слово, не так просто, как может показаться с первого взгляда. Во-первых, у слова, как правило, не одно, а целый «набор» значений; во-вторых, этот « набор» различен у слов различных частей речи, да и внутри одной части речи у разных слов он может быть неодинаковым. А ведь чтобы правильно пользоваться словом как знаком, нужно хорошо понимать его значения. Их изучением занимаются специальные разделы науки о языке: лексические значение слов изучает лексикология, грамматические значения- грамматика, словообразовательные значения – словообразование.

Но вернёмся к слову медведица. Выясняя его значение, ты установил, что каждое из них – это «работа» одной из частей слова. Его корень сообщает о том, что речь идёт о медведе; на то, что этот медведь-самка, указывает суффикс; окончание сообщает, что речь идёт об одном медведе и что данное слово является словом женского рода и употреблено в именительном падеже.

Выходит, у каждой части слова есть своё значение? Но в таком случае каждая из них является особым знаком. А что же тогда представляет собой слово? Это уже не просто знак, а система знаков. Показать это можно с помощью такой схемы:
«медведь» «самка» «одна»

 


м е д в е д и ц а «женск. род»


«имен. падеж»

Попробуй объяснить, что и как показано на этой схеме.

Но может быть, каждая часть слова - это тоже система знаков? Для ответа на этот вопрос нужно выяснить, являются ли знаками те части, на которые может быть разделена каждая из выделенных частей слова (слоги, звуки или буквы).

Раздели слово на слоги. Есть ли какое-нибудь особое значение у каждого из них? Можно ли считать слог знаком?

Теперь проверь, есть ли значение у каждого отдельного звука (буквы). Выходит, что и звук не является знаком.

Корень, суффикс, приставка, окончание – это наименьшие знаки языка. У них есть специальное название - морфемы. Есть ли какие-нибудь различия между словом и морфемой?

Подумай, понятно ли будет значение окончания , если его произнести отдельно, вне слова? У слов медведица и стола окончание . Одинаково ли значения этого окончания в обоих словах? Есть ли суффикс в слове метелица? Одинаков ли он по своему значению с суффиксом в слове медведица?

Выходит, что хотя морфема и знак, но знак несамостоятельный. Её значение понятно только в слове. А понятно ли значение слова, если оно взято само по себе, без других слов?

И слово, и морфема - языковые знаки. Но слово- это самостоятельный знак, а морфема - это значимая часть слова.




Как обойти «ловушки»

В русском языке есть слова:



  • имеющие нулевое (не выраженное звуками) окончание, где основу слова составляет корень (стол, конь);

  • неизменяемые (сущ., наречия), не имеющие окончания (кино, метро, пальто, желе, завтра, внизу); неизменяемые слова состоят только из основы;

  • однокоренные, которые могут относиться к одной части речи: сад – садовник – садовод; или к разным частям речи: садик – садовый – посадить;

  • имеющие корень из одной, двух, трёх и более букв (шли, дал, бег, карандаш);

  • совпадающие по звучанию, но разные по значению корни (водица – безводный – обезводить; проводник – проводка – проводить);

  • в корне которых может чередоваться согласная: бег – бежать, стриг – стричь, эти слова однокоренные; слова снеговик, снегопад, снежок, снежный – из одной «семьи», с корнем снег/снеж;

  • имеют один корень, но однокоренными назвать нельзя (снег, снега, по снегу), при изменении окончания которых образуется новая форма, но не родственное слово;

  • в которых может быть одновременно

две приставки – внеочередной,

два суффикса - сказочник,

два корня – ледоход, снегопады (называются сложными).
Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня (каким бы «прозрачным» он ни казался!)


Суффиксы с уменьшительным и увеличительным значением

дом – домик, домище

арбуз – арбузик, арбузище



Суффиксы с ласкательным значением

стеклышко, гнёздышко, берёзонька, доченька, мамочка

Суффиксы, выражающие презрение, пренебрежение

умишко, ружьишко, городишко

Суффиксы, обозначающие человека по профессии

летчик, каменщик, аптекарь, журналист, строитель, учитель


Суффиксы имен существительных


Значение

Суффикс

Примеры

Слова с увеличительным значением

ищ

бородища, жарища

Слова с уменьшительно – ласкательным значением

к

рыбка, дорожка

ик

домик, кораблик

чик

стаканчик, рукавчик

ок

грибок, ветерок

очк

розочка, вазочка

онк (ёнк)

ножонка, головёнка

оньк (еньк)

берёзонька, ноженька

Детёныш

онок (ёнок)

зайчонок, слонёнок

Слова со значением единичности

ин

горошина, виноградина

Слова со значением единичности и уменьшительности

инк

росинка, травинка

Предмет

ник

задачник, градусник

ниц

пепельница, чернильница

тель

выключатель, двигатель

Название признака, свойства

ость

вежливость, мужественность

от

доброта, чистота, широта

Человек и его деятельность, характеристика

ак (як)

рыбак, добряк

ец

мудрец, хитрец

ист

журналист, дзюдоист

ник

защитник, помощник

чик

переводчик, рассказчик

щик

сварщик, гонщик

тель

писатель, читатель

Лицо женского пола

к

москвичка, спортсменка

ниц

читательница, помощница

ш

музыкантша, секретарша

Название жителя города, местности, государства

ак (як)

туляк, сибиряк

анин (янин)

парижанин, северянин

ец

кубанец, испанец

ич

москвич, костромич


Суффиксы имён прилагательных


Свойственный чему – либо, относящийся к чему – либо, кому – либо, состоящий из чего – либо, имеющий что - либо

н

лесной, дисплейный

ан

кожаный, песчаный

ин

голубиный, пчелиный

онн (енн)

лекционный, лиственный

лив

талантливый, приветливый

ов

березовый, парковый

ск

майский, славянский

Слова с ласкательным значением

еньк

беленький, новенький

Обладающий малой степенью признака

оват

голубоватый, грубоватый

Имеющий что – либо в большом количестве

ист

плечистый, голосистый


Суффиксы глаголов


Значение действия

а

мечтать, летать

е

хотеть, зеленеть

и

говорить, чистить

Значение длительного, повторяющегося действия

ива (ыва)

сравнивать, пересказывать

Значение однократного, законченного действия

ну

прыгнуть, исчезнуть


Суффиксы наречий.

Е – искренне, могуче

О – печально, громко

И – дружески, героически

А – издалека, снова
Суффиксы могут из одной части речи «сделать» другую:

Из существительного - прилагательное

Зависть – завистливый Обида – обидчивый

Правда – правдивый

Город – городской Берёза - берёзовый


Из глагола - существительное

Носить – носильщик Бегать – бегство

Учить - учитель



Из прилагательного - существительное

Белый – белизна Красный – краснота

Синий - синева



Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница