Социально-психологический портрет и автопортрет женщины 1840-х гг. В мемуарах а. И. Герцена и его окружения: типология и поэтика



Скачать 400.29 Kb.
страница1/2
Дата31.03.2016
Размер400.29 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2
На правах рукописи

Кузнецова Ульяна Сергеевна




СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И АВТОПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ 1840-х гг. В МЕМУАРАХ А.И. ГЕРЦЕНА И ЕГО ОКРУЖЕНИЯ: ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА

Специальность 10.01.01 – Русская литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Архангельск – 2013

Работа выполнена на кафедре отечественной филологии и прикладных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

Научный руководитель: Володина Наталья Владимировна,

доктор филологических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный

университет», профессор кафедры отечественной

филологии и прикладных коммуникаций


Официальные оппоненты: Тихомиров Владимир Васильевич,

доктор филологических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Костромской

государственный университет им. Н.А. Некрасова»,

профессор кафедры литературы



Елепова Марина Юрьевна,

доктор филологических наук, профессор,

ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»,

заведующий кафедрой литературы


Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»
Защита состоится «5» декабря 2013 года в ??? часов на заседании диссертационного совета ДК 212.008.07 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 164520, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Торцева, д. 6, ауд. 21.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 4.
Автореферат разослан «___» __________ 2013 года.

автограф%20фесенко4
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат филологических наук,

профессор Э.Я. Фесенко



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Характерной особенностью литературной ситуации второй половины XIX в. является расцвет автодокументальной прозы1. Распространенность всевозможных записных книжек, журналов и дневников, активность их включения в повседневную жизнь и последующее создание на их основе произведений мемуарного характера – показатель не постоянный и отличает отнюдь не каждый исторический период2. Авторами этих произведений нередко являлись люди, принадлежавшие к поколению 1840-х годов, для которого осмысление своего прошлого – во второй половине XIX века – оказалось частью их духовного опыта. Склонность к рефлексии, потребность в самопознании и самораскрытии как отличительная особенность людей этого поколения активно проявила себя в созданных ими автобиографических текстах. Одним из самых ярких фактов такого рода литературной деятельности стало мемуарно-автобиографическое творчество А.И. Герцена и людей из его окружения. Примечательно, что авторами возникших мемуаров часто являлись женщины, связанные либо с семьей Герцена, либо с его кружком. Как пишет известный современный исследователь В. Щукин, оценивая духовную ситуацию 1840-х годов, «в беседах западников в гостиных и на дачах всегда самое активное участие принимали их нежные и заботливые жены, а также родственницы и знакомые»3.

Бурное умственное движение, охватившее молодежь 1840-х годов, не могло не коснуться русской женщины. Особая идеологическая атмосфера, царившая среди представителей «замечательного десятилетия» (как охарактеризовал 1840-е годы П.В. Анненков), оказала бесспорное влияние на женщин, входивших в круг интеллектуальной элиты эпохи, дав «России высокоразвитых в духовном отношении женщин»4. Закономерно, что созданные ими документально-биографические тексты стали частью как русского литературного процесса, так и отечественной культуры в целом.

Их воспоминания, безусловно, оказываются в тени «Былого и дум», однако они занимают свою нишу в литературном движении второй половины XIX века; обладают особым взглядом на эпоху и человека, создают индивидуальный авторский портрет, который оказывается принципиально важен для понимания личности человека 1840-х годов. Тем не менее, ни мемуары «Былое и думы», ни – тем более – тексты, прямо или косвенно с ними связанные, в этом аспекте не становились предметом специального изучения.



Объектом данного диссертационного исследования являются художественные мемуары А.И. Герцена «Былое и думы», мемуары Т.П. Пассек «Из дальних лет», воспоминания М.К. Рейхель, Т.А. Астраковой, Н.А. Тучковой-Огаревой.

Предмет диссертации – социально-психологический портрет и автопортрет женщины 1840-х годов, созданный в названном круге мемуарных текстов.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется активным вниманием современного литературоведения к творчеству и личности А.И. Герцена и, как следствие, необходимостью дальнейшего изучения его знаменитых воспоминаний, а также мемуаров людей, которые были с ним связаны. Кроме того, современная филологическая наука проявляет особый интерес к мемуарно-биографической прозе и женским автодокументальным произведениям, в частности, что позволило включить в объект изучения разные мемуарные тексты, совершенствуя методику их рассмотрения.

Степень изученности проблемы. В советском литературоведении доминировал социологический подход к изучению художественного и публицистического наследия Герцена, заданный работами В.И. Ленина, А.В. Луначарского, В.Г. Плеханова, в которых творческая и общественная деятельность Герцена рассматривались в русле марксистско-ленинской идеологии. Достаточно длительный промежуток времени литературоведение интересовало, скорее, публицистическое наследие писателя, нежели художественное. В исследованиях этого периода главное внимание уделялось идеологическим представлениям А.И. Герцена, его социально-политической позиции. Однако уже в конце 1940-х - начале 1950-х гг. появляются исследования, в центре внимания которых оказывается анализ поэтики творческого наследия Герцена, в том числе, «Былого и дум». Л.Я. Гинзбург, Г.Г. Елизаветина, Н.М. Пируманов, П.Г. Пустовойт, В.А. Путинцев, Л.К. Чуковская рассматривали мемуары с точки зрения жанровой специфики, идейно-художественного строя произведения, принципов создания характера, особенностей психологизма писателя и пр. О творчестве Герцена в последней трети XX – начале XXI века было написано несколько монографий: В.А. Туниманова, А.В. Марунова, Н.В. Дуловой, С.Д. Гурвич-Лищинер, С.Е. Гревцова, И.А. Желваковой, С.В. Савинкова, Р. Хестанова, С.Е. Эрлиха, Е.Н. Дрыжаковой и др. Сохранив главные традиции отечественного литературоведения, эти исследователи по-новому взглянули на художественное и публицистическое наследие Герцена, обратились к изучению связи биографии, личности и творчества писателя, а также к рассмотрению проблем, связанных с его отношением к «женскому вопросу».

Научную новизну диссертации определяет впервые предпринятое рассмотрение, реконструирование социально-психологического портрета и автопортрета женщины 1840-х годов, каким он предстает в мемуарах А.И. Герцена «Былое и думы» и созданных его современницами документально-биографических текстах. В научный оборот вводятся источники, которые практически не становились самостоятельным объектом исследования, а использовались лишь в качестве дополнительных материалов при изучении биографии Герцена.

Цель работы – рассмотрение поэтики, принципов создания социально-психологического портрета и автопортрета женщины 1840-х годов как особого культурно-исторического типа личности, с определенным характером мировосприятия, системой ценностей и моделью поведения, – в мемуарно-автобиографической прозе А.И. Герцена и его современниц.

Задачи:

  • исследование приемов психологического изображения героини в художественных мемуарах «Былое и думы»;

  • изучение концепции личности автобиографических героинь мемуаров Т.П. Пассек «Из дальних лет» и Воспоминаний М.К. Рейхель и Н.А. Тучковой-Огаревой;

  • рассмотрение способов моделирования и описания авторского Я в мемуарно-автобиографической прозе современниц А.И. Герцена;

  • выявление основных составляющих социально-психологического портрета женщины 1840-х годов на материале мемуаров А.И. Герцена «Былое и думы» и воспоминаний женщин, его современниц;

  • анализ жанрового своеобразия мемуарно-автобиографической прозы Т.П. Пассек, Т.А. Астраковой, М.К Рейхель и Н.А. Тучковой-Огаревой;

  • определение специфики «женского» мемуарного текста;

  • исследование принципов организации повествования в рассматриваемых мемуарных текстах.

Методология исследования. Методологическую базу диссертационного сочинения составили общетеоретические работы (М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Манна и др.); работы, посвященные изучению мемуарно-автобиографической прозы (Л.Я. Гинзбург, Т.М. Колядич, Н.А. Николиной, А.Г. Тартаковского, Г.Г. Елизаветиной, Е.Г. Местергази, Е.Л. Кириллова, О.Г. Егорова, Л.Ф. Луцевич, И. Гитович, А. Федуты, Ф. Федорова, Н. Козновой и др.); исследования по изучению психологизма в литературе (А.А. Потебни, И.В. Страхова, А.П. Скафтымова, А.Б. Есина, Т.С. Карловой, Л.Я. Гинзбург, В. Гудонене).

В качестве основного метода исследования в диссертации был избран историко-литературный. Это наиболее универсальный научный метод, который направлен на изучение текста с учетом широкого контекста: фактов биографии писателя, истории общественной мысли, культурных, бытовых особенностей той эпохи, к которой относится время, изображаемое в произведении; а также метод психологического анализа, позволяющий раскрыть особенности изображения внутреннего облика персонажа, характерных черт его личности: как индивидуальных, так и эпохально и социально детерминированных. Теоретико-методологическую базу диссертационного сочинения сформировали и некоторые идеи структурно-семиотического подхода. Так, одной из ключевых категорий диссертации является понятие «модель». Оно позволяет выявить константные признаки, свойственные социально-психологическому портрету женщины 1840-х годов, и учесть лотмановскую идею вариативности, присущую любой модели. Кроме того, в соответствии с проблематикой работы в ней использовался гендерный подход, который предполагает изучение специфики авторского сознания и внутреннего облика героев с учетом «гендерных стереотипов (принятых в обществе представлений о маскулинности и феминности) и гендерных ролей (образцов поведения, ожидаемых от мужчин и женщин)»1. Этот подход позволяет рассматривать художественное произведение в категориях традиционной поэтики (проблемно-тематическая специфика, система персонажей, авторская картина мира и т.д.), но с проекцией на гендерные аспекты.



Основные положения, выносимые на защиту:

  1. А.И. Герцен одним из первых в русской литературе создал в своих мемуарах социально-психологический портрет русской женщины 1840-х годов, отличительными признаками которого становятся развитое самосознание, наличие гражданской позиции, европейская образованность, сосредоточенность на своей внутренней жизни, потребность в духовно-интеллектуальном совершенствовании. Этот условно-обобщенный портрет складывается из социальных примет, психофизиологических особенностей внешности и поведения, а также индивидуальных свойств характера героинь, изображенных в мемуарах А.И. Герцена, Т.П. Пасек; воспоминаниях М.К. Рейхель, Н.А. Тучковой-Огаревой и Т.А. Астраковой. Вместе с тем, социально-психологические портреты героинь рассмотренной мемуарно-автобиографической прозы, при всей своей типологической общности, отличаются индивидуальным воплощением названных ключевых признаков. Возникшие в мемуарах портреты и «автопортреты» женщины 1840-х годов обладают сюжетной завершенностью и целостностью, поскольку они созданы во многом по законам художественной прозы. В то же время документальная природа жанра свидетельствует о подлинности внутреннего облика и типа поведения персонажей мемуарно-автобиографических произведений Герцена и его современниц.

  2. Представление о русской женщине эпохи 1840-х годов в рассмотренных мемуарных текстах связано, прежде всего, с образом Натальи Александровны Герцен, созданном на страницах «Былого и дум» и в воспоминаниях современниц писателя. Именно в духовном облике этой героини наиболее ярко воплотились черты характера, свойственные подобному типу женской личности. Неслучайно, «сюжет жизни» Натальи Александровны, построенный в воспоминаниях современников на документальной основе, превратился в миф, канонизирующий образ жены Герцена. Структура, модель этого мифа изначально была выстроена в мемуарах «Былое и думы». Подобная повествовательная стратегия позднее оказала влияние на принципы создания образа Натальи Александровны в мемуарно-автобиографической прозе представительниц поколения 1840-х годов. В прямом или косвенном сопоставлении с нею выстраивались и портреты автобиографических героинь этих произведений. Так, в мемуарах Т.А. Астраковой возникли две родственные, но при этом противопоставленные друг другу модели женственности, одна из которых олицетворяла идеальный образ женщины «сороковых годов» (Наталья Александровна), а вторая была лишь одним из вариантов его воплощения (образ автобиографической героини).

  3. В «Былом и думах» Герцен изобразил личность Натальи Александровны в развитии, обусловленном неповторимой индивидуальностью ее характера и судьбы. При этом ему удалось подняться до известной степени обобщения, показав, как складывался тип мировосприятия, свойственный представительницам поколения «сороковых годов». Создавая образ Натальи Александровны, Герцен следовал особой повествовательной стратегии, которую условно можно определить формулой «вопреки». В этом проявляется главная особенность поэтики психологического портрета героини «Былого и дум». Мемуарист целенаправленно показывает, насколько драматична была судьба героини, с детства испытывавшей унижения и гонения, но с достоинством им противостоявшей. Подобная стратегия изображения внутреннего облика героини типологически близка к форме саморепрезентации, избранной Т.П. Пассек. Создавая образ автобиографической героини, она также ориентировалась на идею противостояния её враждебному миру.

  4. Воспоминания Т.П. Пассек сходны с мемуарами М.К. Рейхель по принципам создания образа автобиографической героини и, в целом, поэтике текста. Рассказывая в своих записках историю взросления автобиографических героинь, формирования их характера, восприятия первого жизненного опыта, обе мемуаристки обращаются к сюжету, традиционному для романа воспитания, описывая путь своего духовного роста и самосознания. Пассек и Рейхель строят свои мемуары преимущественно как рассказ о собственной жизни. Это отличает их воспоминания от мемуаров Н.А. Тучковой-Огаревой, которая в своей книге стремится запечатлеть не столько историю собственного духовно-интеллектуального развития, сколько историю самоопределения человека, ощущающего себя представителем своего поколения. Отличительным свойством художественного мышления мемуаристки становится историзм. Рассказ о собственной жизни в книге Тучковой занимает подчиненное место: он интересует писательницу постольку, поскольку позволяет воссоздать социальную и культурную атмосферу описываемой ею эпохи.

  5. Мемуары женщин, входивших в дружеское окружение Герцена, сохраняя свою документальную природу, во многом созданы по законам словесного искусства. Одной из ключевых особенностей поэтики произведений Пассек, Рейхель и Тучковой становится фрагментарность. В тексте их воспоминаний можно выделить элементы разных жанровых образований – писем, дневников, путевых записок, литературного портрета, семейной хроники. Важно, что включение мемуаристками в свои воспоминания разнообразных жанровых форм обусловлено не только объективными биографическими факторами, но и сознательной ориентацией на образцы литературного творчества.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в результате изучения социально-психологического портрета героинь мемуарно-автобиографической прозы А.И. Герцена и его современниц удалось

  • выявить основные черты личности женщины 1840-х годов как своеобразного исторического характера, возникающего на пересечении документального и художественного дискурсов;

  • уточнить специфику взаимодействия документального и художественного начал в мемуарно-биографической литературе;

  • расширить представление об одном из этапов истории «женской мысли в России», воплощенной в жанрах мемуаров и воспоминаний.

Практическая значимость. Материалы диссертации и выводы, полученные в результате исследования, внедрены в учебный процесс осуществляемый кафедрой Отечественной филологии и прикладных коммуникаций Череповецкого государственного университета: в лекционный курс «История русской литературы» и занятия спецсеминара по творчеству А.И. Герцена. Они могут быть использованы также в спецкурсах, посвященных женской мемуарно-автобиографической прозе и историко-культурной ситуации XIX века в целом.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации прошли апробацию на заседаниях кафедры Отечественной филологии и прикладных коммуникаций Череповецкого государственного университета, аспирантских семинарах, а также были представлены в виде докладов на научных всероссийских конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Череповецкие научные чтения - 2009» (Череповец, Череповецкий государственный университет», 1-2 ноября 2009 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Череповецкие научные чтения - 2010» (Череповец, Череповецкий государственный университет, 2-3 ноября 2010 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Русский Север» (Череповец, Череповецкий государственный университет, 25-26 ноября 2010 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Череповецкие научные чтения - 2011» (Череповец, Череповецкий государственный университет, 2-3 ноября 2011 г.); международных конференциях: Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2010» (Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 12-15 апреля 2010 г.); Третья международная научная конференция РАИЖИ (Российская ассоциация исследователей женской истории): «Женская история и современные гендерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем» (Череповец: 1 – 3 ноября 2010 г.); V Международная конференция молодых филологов «Русская литература: тексты и контексты» (Институт Русистики Варшавского университета, Варшава, 17-21 марта 2011 г.); Международная научная конференция «VII Майминовские чтения «Эпические жанры в литературном процессе XVII – XX веков: забытое и «второстепенное» (Псков, Псковский государственный университет, 5-9 октября, 2011 г.); Международная научная конференция «Прошлое как сюжет» (Тверь, Тверской государственный университет, 5-7 апреля 2012 г).

Объем и структура диссертации. Структура диссертации обусловлена поставленными в работе задачами, а также объектом исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 336 наименований. Текст диссертации составляет 254 страницы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается тема диссертации, актуальность и новизна предпринятого исследования, освещается история вопроса, раскрывается степень научной разработанности темы, формулируются цель и задачи, объясняется методология, определяются объект и предмет исследования, практическая и теоретическая значимость, описывается структура диссертации.



Глава 1. ОБРАЗ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ ГЕРЦЕН КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ТИПА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦЫ «ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ»

В первой главе диссертационного исследования рассматривается образ Натальи Александровны Герцен, созданный в мемуарах А.И. Герцена «Былое и думы» и в «Воспоминаниях об А.И. Герцена» Т.А. Астраковой; исследуются формы и приемы психологизма, которые используются при создании социально-психологического портрета Натальи Александровны в мемуарах и «Дневнике» писателя.

В первом параграфе «Принципы изображения персонажа в художественных мемуарах А.И. Герцена и «Воспоминаниях об А.И. Герцене» Т.А. Астраковой» раскрываются особенности повествовательной стратегии, избранной Герценом при рассказе об истории формирования личности Натальи Александровны как одной из самых ярких женщин, принадлежавших к поколению людей 1840-х годов. Кроме того, объектом анализа становится «модель описания» персонажа – (Ю.М. Лотман) Натальи Александровны Герцен – в «Воспоминаниях» Т.А. Астраковой. Параграф представлен тремя разделами.

Первый раздел «Психологизм поэтики портрета Н.А. Герцен в «Былом и думах» освещает принципы создания психологического портрета Н.А. Герцен в мемуарах А.И. Герцена.

Образ Натальи Александровны дан в книге Герцена в развитии. Мемуарист показывает, как сформировался особый тип её мировосприятия, отличающий представительниц поколения «сороковых годов». Описывая процесс формирования внутреннего мира Натальи Александровны, А.И. Герцен наиболее обстоятельно останавливается на периоде ее детства и юности. В то же время рассказ Герцена выглядит неполным по сравнению со свидетельствами других мемуаристов об этом периоде её жизни. Так, более подробно о событиях детства Натальи Александровны рассказала в своих мемуарах Т.П. Пассек, спокойно-отстраненное повествование которой явно отличается от проникнутого драматизмом рассказа Герцена. Различие интерпретации этого этапа жизни Натальи Александровны обусловлено не только субъективностью восприятия мемуаристов, но и тем, что для избранной Герценом повествовательной стратегии, связанной с идеей противостояния человека внешним обстоятельствам настолько важна, что она всячески подчеркивается писателем при создании образа Натальи Александровны как трагической героини. После главы «Сирота» образ Натальи Александровны в «Былом и думах» отступает на второй план. Об обстоятельствах её жизни в отсутствие Герцена, который на протяжение двух лет был в ссылке, автор рассказывает предельно конспективно. Отчасти поэтому облик героини в этом фрагменте воспоминаний вырисовывается на основании писем Герцена, «приложенных» им к третьей части мемуаров.

Герцен вновь возвращается к образу главной героини, когда рассказывает о решающем моменте своих взаимоотношений с Натальей Александровной. Княгиня Хованская была категорически против возникшего у своей воспитанницы чувства к «политическому преступнику», как называла она Герцена, а потому решила всячески ему «противудействовать». Герцен здесь достаточно категоричен в своих оценках окружавшей Наталью Александровну обстановки, описание которой занимает важное место в книге писателя, поскольку через него художественно воссоздается и внутренний мир героини.

Этот эпизод жизни Натальи Александровны Герцен показывает её же глазами. Автор включает в текст одно за другим письма девушки, лишь резюмируя и, где это требуется, дополняя их. Они органически включаются в повествование «Былого и дум» и являются одной из форм психологического анализа, позволяя мемуаристу раскрыть внутренние качества и переживания его героини. Наталья Александровна кратко пишет о том, что происходило во внешнем мире, но зато подробно анализирует свои мысли и чувства. Её письма обладают подчеркнуто дневниковым характером.

Таким образом, А.И. Герцену удается создать психологический портрет Натальи Александровны, используя две формы психологизма: косвенную и прямую, совмещая взгляд «извне» и взгляд «изнутри».

Характерной особенностью интерпретации событий личного плана в воспоминаниях писателя стало выявление их общественной значимости. Так, историю воссоединения с любимой писатель трактовал едва ли не как попытку новой женщины бороться за свое человеческое достоинство. В этом плане мемуары Герцена дополняет его дневник, который дает возможность увидеть разную литературную природу этих биографических текстов.

Во втором разделе «Семья как предмет философско-психологической рефлексии в мемуарах и дневнике А.И. Герцена 1842-го -1845-го годов» исследуется специфика репрезентации событий личного плана в мемуарах А.И. Герцена и его дневнике.

Отношения с Натальей Александровной становятся центральной темой интимной линии развития сюжета «Дневников» писателя, создававшихся на раннем этапе его семейной жизни, уже омраченной, однако, целым рядом драматических событий. В своем дневниковом повествовании мемуарист акцентирует внимание на двух таких моментах, оказавших на него наибольшее эмоциональное воздействие. Это смерть трех новорожденных детей и во многом обусловленный этими трагическими событиями глубокий внутренний кризис жены. События личной жизни он фиксирует будто бы пунктирно: сюжет складывается рассеянных по всему тексту фактов, дополняющих друг друга. Осмысление этой ситуации Герценом идет в двух направлениях: с одной стороны, писатель пытается разобраться в собственных чувствах, но, с другой, он стремится постичь душевное состояние жены, переживания которой не могли оставить его равнодушным. Фиксируя в дневнике, прежде всего, свои эмоции, Герцен, потрясенный произошедшим, будто бы пропускает через себя и все чувства Натальи Александровны, попутно давая им оценку.

Переживание трагических событий личной жизни занимает важное место в дневниках Герцена. Пожалуй, главной целью писателя при их создании становится самоанализ, позволяющий ему не только дать себе отчет о новом состоянии души, но и выработать оригинальную систему взглядов на поставленные перед ним самой судьбой вопросы. В результате рефлексии все происходящее в семье писателя приобретает «типологизирующее»1 значение, претендующее уже на закон бытия. Философский характер осмысления Герценом событий личной жизни в дневнике, таким образом, является его важнейшей отличительной чертой по сравнению с «Былым и думами», в которых аналогичные ситуации рассматривались с точки зрения их социально-исторического значения.

Это становится очевидным при сопоставлении «Былого и дум» не только с его «Дневниками», но и с другими автобиографическими текстами. Наиболее репрезентативными в этом смысле являются «Воспоминания» Т.А. Астраковой.

В третьем разделе «Модели женственности в «Воспоминаниях об А.И. Герцене» Т.А. Астраковой: автобиографическая героиня и Н.А. Герцен» рассматриваются принципы создания образа автобиографической героини воспоминаний Т.А. Астраковой и образа Н.А. Герцен, анализируются особенности изображения мемуаристкой женской личности.

Фрагментарность «Воспоминаний» Астраковой не позволяет говорить о реконструкции целостного психологического портрета их автобиографической героини. Мемуаристка даже не предпринимает попытки создать собственный завершенный образ, но лишь контурно очерчивает его свойства. Мемуары Астраковой дают представление только о некоторых качествах характера автобиографической героини. Они поддаются воссозданию, благодаря рассказу мемуаристки о взаимоотношениях с Натальей Александровной, портрет которой занимает центральное место в её повествовании. В «Воспоминаниях» Астраковой представлены две родственные и, вместе с тем, противопоставленные друг другу по принципу «эталонности» модели женственности, где Наталье Александровне отводилась роль идеала, а автобиографической героине – роль обычной женщины.

Во втором параграфе «Женское мировидение в документальной прозе Н.А. Герцен и ”женский мир” в мемуарах А.И. Герцена» исследуются особенности документальной прозы Н.А. Герцен – «Плана автобиографии», «Дневника 1846-1847 гг.» и «Записок» 1848 г. с точки зрения женского взгляда на происходящее. Одновременно с этим здесь рассматривается способ изображения А.И. Герценом семейной драмы: описание событий и их интерпретация, психологический анализ внутреннего состояния героев. Параграф представлен двумя разделами.

В первом разделе «Рефлексия исторических событий и кризис самоидентификации в документальной прозе Н.А. Герцен» рассматриваются особенности описания исторических событий Н.А. Герцен, а также раскрывается проблема женского самоопределения, ставшая одной из центральных в её документальной прозе.

В 1847 году семья Герценых отправляется в Европу. Скорый отъезд, точнее, переживания, вызванные им, становятся одной из центральных тем «Дневника» Натальи Александровны – короткого текста, включающего девять небольших по объему подневных записей, сделанных в период с 25 октября 1846-го года по 10 января 1847-го года. Приближающееся путешествие оценивается ею как избавление от душевных метаний и знамение начала новой счастливой жизни. Эта восторженность во многом была обусловлена ощущением, которое в другом автобиографическом документе – «Плане автобиографии» – она обозначила как «преданность идее революции».

Насколько Наталья Александровна была буквально одержима новой идеей, родившейся под влиянием Герцена и воспринятой ею как смысл жизни, показывает еще один её автобиографический документ – «Записки» 1848-го года. Доминантой, определившей основную тональность этого текста, становится антитеза «страшной дисгармонии», с раннего детства раздиравшей душу Натальи Александровны, и радостного предчувствия «гармонии», связанной с переменами в общественной жизни. С разгромом же парижского восстания 1848-го года Наталья Александровна пережила кризис веры в идеи самоотверженного служения «общему». Отчасти эти переживания «подготовили» сложную коллизию семейной драмы Герценых, описанной в «Былом и думах».

Во втором разделе «”Кружение сердца” как драматическая кульминация «Рассказа о семейной драме» в мемуарах А.И. Герцена» анализируется жанровая природа той части «Былого и дум», где писатель рассказывает об одном из самых драматичных периодов жизни своей семьи.

Выделенный Герценом в отдельную часть «Рассказ о семейной драме» условно можно разделить на две части. Одна из них представляет собой пролог, в котором А.И. Герцен детально анализирует события, предвосхитившие «кружение сердца»; вторая же, – основная часть, начинается с главы «Кружение сердца». Ей свойственны родовые признаки драмы1. Драматическую суть этого фрагмента позволяет выявить наличие в нем большого числа диалогов, которые специфическим образом раскрывают внутренний мир героини и занимают большую часть текста. При этом они выполняют совершенно разные функции: композиционную, характерологическую и психологическую.

В богатом мемуарно-автобиографическом наследии, принадлежащем представителям эпохи «замечательного десятилетия», осталось немало свидетельств о личности Натальи Александровны Герцен. Многие мемуаристы с разной степенью полноты попытались восстановить в своих воспоминаниях основные этапы жизни и стадии духовного опыта этой уникальной женщины. Отклики большинства из них роднит, пожалуй, то, что практически все они развивают ту модель описания Натальи Александровны, которую условно можно определить формулой «вопреки». Во многом благодаря этому, сюжет жизни Натальи Александровны в воспоминаниях современников, выстраиваясь на документальной основе, превращается в миф. Это обусловлено, прежде всего, тем, что мемуаристы отводят ей роль идеальной женщины, буквально канонизируя её образ. Очевидно, именно в духовном облике Натальи Александровны Герцен – как героини мемуаров «Былое и думы» и других автодокументальных текстов – наиболее ярко воплотились черты характера, свойственные русской женщине 1840-х годов.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница