Сочинение писать? Давай попробуем разобраться с сочинением-рассуждением на этическую тему



Скачать 462.59 Kb.
страница1/4
Дата22.07.2016
Размер462.59 Kb.
  1   2   3   4



Дорогой выпускник!

Тебе предстоит нелёгкий выбор: какое сочинение писать? Давай попробуем разобраться с сочинением-рассуждением на этическую тему.

Во-первых, сочинение 15.3. представляет собой развернутый ответ на вопрос ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Это рассуждение – объяснение, которое состоит из цепи логически связанных между собой мыслей. Высказывая их, ты приходишь к выводу.

Во-вторых, сочинение 15.3. отличается от первых двух заданий 15.1. и 15.2. тем, что в задании 15.3. из прочитанного текста ты должен взять один аргумент, а второй аргумент должен быть основан на твоём жизненном опыте.

В-третьих, если ты, размышляя над сочинением, выполнишь все этапы работы, то всё у тебя получится.

Давай познакомимся с этими этапами.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 15.3.

1. Внимательно перечитай исходный текст.

2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? (Человечность? Доброта? Мужество? Героизм?).

3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике.

4. Подбери материал для первого аргумента:

найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм…) в конкретном случае;

необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься;

5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента:

вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ («Друг сказал…», «Он сделал…»), но и анализ (почему было сделано!);

обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…



6. И, конечно же, не забудь о выводе. Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное.

Давай еще раз поговорим о композиции сочинения. В сочинении 15.3. может быть четыре абзаца.

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;

2 абзац – аргумент из исходного текста;

3 абзац – аргумент из жизненного опыта;

4 абзац – вывод.

Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать новую информацию

Я предлагаю тебе ответы на вопросы, которые чаще всего задают выпускники. Думаю, разобравшись с ними, ты без проблем напишешь сочинение на этическую тему.



Вопросы, которые волнуют выпускников

вопрос

ответ

пример


Как начать?


Дать толкование слова.

Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Сострадание это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся.


Начать с вопроса и ответа на данный вопрос

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия

Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому человечность, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужна сегодня.


Начать с чьего - либо высказывания и его комментирования

Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не может называться человеком, если не способен на добрые поступки, на сочувствие…

Что такое человечность? На этот вопрос очень точно ответил немецкий философ Иммануил Кант: «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей». Лучше и не скажешь.

Что такое доброта? Чтобы ответить на этот вопрос, обращусь к словам Генри Дейвида, который сказал: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Действительно, такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.


Как связать вступление и аргументы?



Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.

Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.



Как ввести в сочинение аргументы?



Есть несколько вариантов. Пробуй, что тебе больше понравится. Возможно, что ты придумаешь что-то своё.

Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)

Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу рассказать о случае из своей жизни.

Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что…

Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «человечность», приведу пример из жизни.

Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.

Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт.

Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте?

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

- жизненная история, произошедшая с тобой;

- жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.



2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать.


Как завершить сочинение?


Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.

Думаю, мы убедились, что человечность – это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.

Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что добрые поступки, как та маленькая капля, что точит камень, могут служить делу добра и милосердия.

Всё сказанное убеждает нас в том, что …

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: человечность необходима в современном мире, потому что…

Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.

Внимательно изучи данную ниже таблицу, посмотри, как можно начать сочинение и что взять в качестве второго аргумента. Но мне очень не хочется, чтобы ты списывал. Этот материал предлагается тебе для переосмысления. Дальше даны сочинения твоих же одноклассников. Смотри, учись и пиши. Чем больше ты напишешь сочинений при подготовке к ОГЭ, тем выше будет результат на экзамене. Удачи!




Возможные вступления

Примеры из жизни (аргумент 2)

БЕСКОРЫСТИЕ

(Что такое бескорыстие? Какого человека можно назвать бескорыстным?)

Что такое бескорыстие? Это отсутствие заботы о личной выгоде, жадности.

Смотри примеры по теме «Добро», «Доброта»

1. Прочитай книгу А.П.Гайдара «Тимур и его команда». В ней ты найдешь примеры бескорыстной помощи людям.

По мнению известного писателя М.Сервантеса, «бескорыстие — одна из самых похвальных добродетелей, порождающих славу добрую». Действительно, человек, совершающий бескорыстные поступки, пользуется уважением. Это добродетель, приносящая радость и тем, кто помогает, и тем, кому помогают.

ВЕРНОСТЬ (Что такое верность?)

Верность — морально-этическое понятие, согласно словарю С.И.Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга

1. Расскажи о верности друзей.

2. Расскажи о верности Родине.

3. Расскажи о верности влюблённых.

4. Вспомни о недавно прочитанной книге, в которой рассказывается о верности:

- верности любви - например, трагедия У.Шекспира «Ромео и Джульетта», стихотворение К.Симонова «Жди меня»,

- верности моральному долгу - повесть В.Быкова «Журавлиный крик»,

- верности солдатскому долгу, Родине - повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие».



Верность — это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности.

ГЕРОИЗМ (Что такое героизм?)

Героизм – это выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины. Герой бессмертен, потому что, как гласит русская пословица, «герой умирает однажды – трус тысячу раз».

1. Вспомни о недавно прочитанной книге, в которой рассказывается о герое.

2. Расскажи о В.П.Захарченко, чьё имя носит наша школа.

3. Вспомни о недавно просмотренном фильме, в котором рассказывается о герое.

4. Вспомни реальный случай из жизни о человеке, который поступил как настоящий герой.

5. Расскажи о своем родственнике, участнике Великой Отечественной войны.

6. Прочитай повесть Б.Васильева «В списках не значился» или посмотри фильм «Я – русский солдат»

Вы никогда не задумывались, что такое героизм? На мой взгляд, героизм – это выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины.

Смелым можно назвать поступок, который совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего, - это героизм.

ДЕТСТВО

Детство – это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека. (кинорежиссёр Сергей Бодров)

1. Расскажи о себе, своём детстве, о самом ярком событии, которое останется в твоей памяти навсегда. Объясни, почему именно это событие ты запомнил.

2. Расскажи о повести М. Горького «Детство», проанализировав детские годы героя Алеши Пешкова.

3. Расскажи о повести Л. Н. Толстого «Детство», проанализировав детские годы Николеньки Иртеньева.

Детство – это беззаботное время, когда ты счастлив только от того, что рядом мама и папа, что не надо думать о том, что будет завтра. Всё, что окружает тебя, кажется родным и доброжелательным.

Детство… Это пора беспечного счастья, способность верить в чудо. Это способ познания мира и в то же время период взросления.

ДОБРО, ДОБРОТА (Что такое доброта? или Что такое добро?)

Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один – милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Не случайно же Альберт Анатольевич Лиханов сказал: «У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на все времена». На мой взгляд, именно на милосердии, сострадании и стоит мир.

Человек, который любит мир вокруг себя, совершая добрые поступки, будет счастлив только от того, что он кому-то помог… А тот, кому помогли, через всю жизнь пронесёт в сердце благодарность и веру в добро.



1. Расскажи о докторе Лизе:

- настоящее имя – Елизавета Петровна Глинка;

- российский филантроп, то есть человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся;

- врач-реаниматолог;



- исполнительный директор фонда «Справедливая помощь»;

- фонд оказывает материальную поддержку и предоставляет врачебную помощь умирающим онкологическим больным, малообеспеченным больным неонкологического профиля, бездомным;

- вывозила больных и раненых детей из Украины.

2. Расскажи о матери Терезе;

3. Расскажи о своём участии в акции «Стань Дедом Морозом»:

- проводится с 2003 года;

- подарки для воспитанников Мировского детского дома, Семилукской санаторной школы-интерната и Острогожского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;

4. Расскажи об участии твоей семьи в благотворительной акции «Белый цветок»:

- пожертвования воронежцев пошли на лечение детей, больных онкологическими заболеваниями.

5. Расскажи об участии твоей семьи в акции «Неделя добра», ежегодно проводимой в нашей школе:

- сбор игрушек, канцтоваров, одежды для Каменского социально-реабилитационного центра «Надежда»;



- помощь пожилым людям;

- конкурс стенгазет;

- чтение и обсуждение рассказов по данной тематике;

- озеленение школы.

6. Расскажи о благотворительном фонде «Подари жизнь»:

- соучредители Дина Корзун и Чулпан Хаматова;

- фонд существует с 2006 года;

- фонд помогает детям с онкологическими заболеваниями.

Каждый человек может перевести деньги на счёт фонда, чтобы спасти хотя бы одного ребёнка.

ДРУЖБА (Что такое дружба?)

Дружба – это обретение себя через другого. Друг поможет раскрыться в полной мере, с ним можно поделиться мыслями, впечатлениями. В трудную минуту друг окажется рядом и подставит плечо.

1. Расскажи о своем друге и его помощи в трудную минуту

2. Расскажи о дружбе известных людей (например, о дружбе А.С.Пушкина и его лицеистских друзей)

3. Поделись впечатлениями от прочитанной притчи, данной ниже.

Задание: Прочитай притчу и выскажи свое мнение о дружбе (с опорой на прочитанное) , начав аргумент так: «Недавно я прочитал интересную притчу о дружбе, в которой говорится о том, что…

Обязательно скажи, какой вывод ты сделал из прочитанной притчи

Шли однажды два друга через пустыню.

Поспорили как-то, и один ударил другого по лицу. Тот, кого ударили по лицу, обиделся, но не сказал ничего. Лишь написал на песке: СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ УДАРИЛ МЕНЯ ПО ЛИЦУ.

Они шли дальше, и вдалеке увидели оазис, и захотели попить и искупаться. По пути к оазису тот, кого ударили, вдруг оказался в зыбучих песках. Он начал погружаться всё глубже и глубже, но его друг спас его. После этого пострадавший написал на камне: СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ СПАС МНЕ ЖИЗНЬ. Друг, который сначала его ударил, а потом спас ему жизнь, спросил: «Когда я тебя ударил, ты написал это на песке, а теперь ты пишешь на камне, почему?»

Друг ответил: «Когда кто-то нас ранит, мы должны написать это на песке, чтобы Ветер Прощения смог стереть следы. Если кто-то делает нам что-то хорошее, мы должны вырезать это на камне, чтобы никакой ветер не смог это стереть».

Учитесь писать свои обиды на песке, а всё хорошее на камне.



4. Прочитай книгу о дружбе и поделись своими впечатлениями, связав с темой сочинения

«Дружба – это солнце, распахнувшее свои объятия». Вдумайтесь в эти слова: «солнце, распахнувшее …объятья», - сказал Андре Моруа. Действительно, друзья – это те, кто распахивает перед тобой душу, кого ты спокойно, без опаски впускаешь в свою судьбу, кто поможет, поддержит, на кого можно рассчитывать в трудную минуту.

В крепкой дружбе наша сила. (Р.Бёрнс)

Дружба – это взаимоотношения, основанные на доверии людей, готовности прийти на помощь в любую минуту.

Без истинной дружбы жизнь — ничто. (Цицерон)

________________________________________



В.П.Некрасов, русский писатель XX века, сказал: «Главное в дружбе – умение понять и прощать». Так и должно быть: только настоящий друг поймёт тебя, выслушает, а если ты оступился, поддержит и простит.

ЗАВИСТЬ

Давайте заглянем в словарь С.Ожегова и найдём определение слова «зависть»: «Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого». Значит, человек завидует тогда, когда видит, что у другого что-то получается лучше, что он более успешен…

1. Вспомни, испытывал ли ты чувство зависти. Как ты чувствовал себя в этот момент (радовался ли жизни, друзьям, новым книгам или всё казалось чёрным и злым?). Подумай, наносит ли вред зависть человеку, который завидует.

2. Вспомни, была ли в твоей жизни ситуация, когда завидовали тебе. Как зависть отразилась на твоем настроении, на твоих отношениях с тем человеком, который завидовал. Обобщи то, что вспомнил.

3. Подумай над вопросом, можно делить зависть на чёрную и белую. Свой ответ аргументируй. Завидовал ли ты?

4. Вспомни «Сказку мёртвой царевне и о семи богатырях», написанную А.С.Пушкиным (зависть мачехи к подрастающей падчерице и её красоте). Проанализируй данную сказку и выскажи своё мнение к поступкам мачехи.

5. Вспомни трагедию А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Выскажи своё мнение к такому чувству, как зависть.

6. Вспомни библейскую притчу о Каине и Авеле. Проанализируй её.

«Зависть – яд для сердца». Этими словами Вольтера, философа-просветителя, я хочу ответить на вопрос, что такое зависть. Она разрушает человека, толкает его на страшные поступки, мешает ему жить с чистой совестью. Докажем правильность этого суждения, обратившись к жизненному опыту и предложенному нам для анализа тексту.

«Ненависть – активное чувство недовольства; зависть – пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть», - утверждал немецкий поэт И.Гёте.

Зависть – один из семи смертных грехов, ведущих к гибели души. Ведь, по мнению Периандра, греческого правителя, «как ржавчина съедает железо, так и зависть – душу». Мы должны бороться с этим чувством, помня о том, что оно опасно и для человека, которому завидуют, и для того, кто завидует…

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница