«Сложные английские слова» Гарифуллина Айгуль Салимовна



Скачать 185.11 Kb.
Дата31.07.2016
Размер185.11 Kb.
VIII школьная научно- практическая конференция юных исследователей

МБОУ «Габишевская СОШ» Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

Секция: № 3

« Сложные английские слова»

Гарифуллина Айгуль Салимовна

Ученица 10 «а» класса

МБОУ « Габишевская средняя

общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

Научный руководитель:

Фазулзянова Гульсина Фирдинатовна,

учитель английского языка

Село Габишево 2015 год

Оглавление

Введение стр. 3

Основная часть стр. 4

Заключение стр.

Список используемой литературы стр.

Приложение стр.

Введение


Язык, служащий инструментом познания и отражения мира, средством общения того или иного коллектива, находится в постоянном движении, изменяется для того, чтобы быть в состоянии наиболее адекватно отразить изменяющуюся картину мира и удовлетворять потребностям языкового коллектива. Развитие языка осуществляется на всех уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом, семантическом и т.д. Однако, говоря о динамике и изменениях в языке, мы относим эти явления, прежде всего к лексическому составу как наиболее открытой и динамичной подсистеме языка.

   Сложные слова синтаксического типа – это одна из самых продуктивных форм словообразования в современном английском языке. В различных лингвистических школах приняты различные трактовки этого явления, но до сих пор окончательно не определен его лингвистический статус. Недостаточно полно изучены модели сложных слов и вследствие этого трудно поддаются определению. Все это определяет актуальность данного исследования: «Сложные английские слова».

Объект данного исследования - сложные слова синтаксического типа в современном английском языке.

Предмет - структурно-семантические особенности сложных слов синтаксического типа.

Целью данной работы является структурно-семантический анализ сложных слов синтаксического типа в современном английском языке.  

Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:

- дать сопоставительный анализ природы трактовок сложных слов синтаксического типа;

 - сделать достаточную репрезентативную выборку из разных источников;

- определить специфические особенности употребления сложных слов синтаксического типа в английском языке.

      Главными методами исследования в работе являются сопоставительный, который используется при изучении лингвистических трактовок и описательный, который используется при анализе сложных слов.

      Данная работа состоит из введения, основной части, заключения используемой литературы и приложения.

Основная часть

Каждый человек, начинающий изучать иностранный язык, к примеру, английский, в процессе обучения сталкивается с тремя основными задачами:


  • Произношение

  • Грамматика

  • Словарный запас

Если первые два пункта отвечают за красоту речи говорящего и правильность построения предложений, то последний дает возможность развернуто и как можно точнее формулировать свои мысли. А английские сложные слова, употребляемые собеседником в разговоре, говорят о его более глубоких знаниях и высоком уровне владения языком.

Слово — это основа любого языка. Лексика — именно тот раздел языка, который непосредственно занимается изучением этой сложной единицы. Классификация всего раздела идет по четырем основным критериям:



  1. Структурный состав

  2. Стилистика

  3. Сходство значений

  4. Сходство форм

Подробнее остановим свое внимание на первом критерии. По структурному составу все слова английского языка делятся на: простые, являющиеся основой для формирования новых слов (water — вода, red — красный); производные, имеющие в своем составе аффиксы (hopeless — безнадежный) и сложные слова.

Сложные слова, словосочетания, и нейтральные образования


Ответим на основной вопрос: «Что же такое сложное слово?». С точки зрения структуры, сложным называют то слово, которое состоит из двух или нескольких основ. Примерами в русском языке являются дымоход, паровоз или землетрясение, в английском языке — light-green (светло-зеленый),toothpaste (зубная паста) и другие.

Также необходимо отличать сложные слова от словосочетаний. Последние тоже являются сложными образованиями. Главное отличие словосочетаний от сложных слов заключается в том, что компоненты словосочетаний — это слова, а вот компоненты сложных слов — это основы или, так называемые, морфемы (самая маленькая значимая единица языка).

Большой проблемой в английском языке является и то, что часто отличить эти два понятия практически невозможно. Это происходит в результате омонимии (совпадение в написании, но различие по значению) слов и основ. Например, слово dark (темный) и основа dark-, образующая сложное слово dark-haired (темноволосый), внешне не отличаются. Это приводит к необходимости более тщательного и аккуратного лингвистического анализа. В русском языке такая проблема отсутствует.



Кроме того в английском языке существуют нейтральные образования. Это такие структуры, компоненты которых не несут определенных признаков слова или основы. А, следовательно, могут быть рассмотрены в качестве сложных слов, так и в качестве словосочетания. Нейтральные образования бывают двух типов:

  1. Сочетания двух субстантивных компонентов: bus stop (автобусная остановка),mineral water (минеральная вода).

  2. Сочетания с компонентом, имеющим окончание — ing: living room (гостиная),swimming pool (плавательный бассейн), carving knife (нож для разделки мяса) и др.

Типы сложных слов английского языка и их образование


Сложные слова в английском языке подразделяются на следующие типы:

  1. Сложные непроизводные или сложные корневые, например, to blacklist (вносить в черный список), man-made (сделанный человеком).

  2. Сложнопроизводные , например, red-haired(рыжеволосый), writing desk(письменный стол).

  3. Сложные полноосновные, такие как: flashlight (фонарик), night club (ночной клуб).

  4. Сложные аббревиатуры (сложносокращенные слова), например, UK — United Kingdom (Соединенное королевство, Великобритания), USAUnited states of America (Соединённые штаты Америки)

Существует два основных способа образования сложных слов:



  1. Компрессия предложений и словосочетаний — образование сложных английских слов на основе предложений или словосочетаний с изменением или без количества компонентов их первоначального состава. Например, предложение: Do it yourself (Сделай это сам) преобразуется в сложное слово on the do-it-yourself principle (по принципу самостоятельности).

  2. Основосложение — образование сложных слов после соединения двух основ или основы и слова. К ним относятся следующие примеры: sky-blue (небесно-голубой), nuclear-powered (атомный) и др.

Стоит отметить, что, как правило, сложение полных основ чаще всего приводит к образованию прилагательных: world-famous (всемирноизвестный) или stone-blind(совершенно слепой).

Компрессия и основосложение


Существует две, приводящие к компрессии, возможности:

  1. Синтаксическое смещение словосочетания или предложения — нарушение связи или порядка слов в предложении, которое предполагает изменение или сохранение исходного числа компонентов.

  2. Нарушение уровня одного порядка, происходящие как следствие присоединения к предложению, словосочетанию морфем или аффиксов, которые изменяют форму и образуют слова.

Для лучшего понимания вводится понятие компрессивы. Ими являются сложные английские слова, образованные вследствие компрессии путем синтаксического смещения. Будучи особенностью языка, они используются весьма ограничено, чаще всего для того, чтобы речь стала образной.

Приведем несколько примеров компрессивов с изменением компонентного состава и без него:


stay slim (оставайтесь стройными) образует a stay-slim diet (диета, направленная на поддержание стройной фигуры);
a perfomance given out of town (представление, происходящее за городом) образует an out-of-town performance (загородное представление);
dry cleaning (химическая чистка) преобразуется в to dryclean (подвергать химической чистке);
skin diver (аквалангист) преобразуется в to skindive (нырять).

Сложные же слова, образовавшиеся за счет компрессии в результате нарушения уровневой однопорядковости, являются сложнопроизводными и, чаще всего, это прилагательные или существительные. Например:


one side (одна сторона) образуется one-sided (односторонний);
broken heart (разбитое сердце) образуется broken-hearted (с разбитым сердцем).

Основосложения бывают двух типов:



  • Сложение полных основ — при этом образуются полноосновные сложные слова.

  • Сложение усеченных основ, приводящие к образованию сложных аббревиатур.

Случается и так, что сложные слова, образованные по средствам основосложения, похожи на те, что образовались в результате компрессии. К ним можно отнести: radio-transmitted (переданный по радио), dark-haired (темноволосый) и др.

Английский язык достаточно прост и интересен в изучении, однако, имеет свои особенности и подводные камни.

Критерии выделения сложного слова

Сложное слово – это лексическая единица, образованная из двух или более основ путем сложения и выделяемая в потоке речи на основании своей цельнооформленности.



Под цельнооформленностью понимается нераздельность, неделимость, невозможность разделения на части и помещения между ними других элементов (единиц) языка. Признаки цельнооформленности подразделяются на внутренние (фонетический, морфологический, орфографический) и внешние (синтаксический). Внутренние признаки позволяют судить о цельнооформленности отдельно взятой лексической единицы, внешние – о цельнооформленности лексической единицы в потоке речи.

Графический критерий.

Орфография сложных слов в современном английском языке является неустойчивой. Одни и те же слова разными авторами в различных словарях пишутся по-разному. Например: громкоговоритель – loud speaker, loud – speaker, loudspeaker. Нет стабильности в написании однотипных слов. Например, textbook пишется раздельно, story-book – через дефис, a reference book – раздельно, между тем компоненты этих слов находятся в одинаковых соотношениях. Семантическая связь во всех трех случаях аналогична, и, тем не менее, орфографическая их цельнооформленность различна. Таким образом, графический критерий может быть использован как дополнительный при определении цельнооформленности.

Фонетический критерий.

Для многих сложных слов критерием единства может служить единство ударения. Например:

Сложные слова Словосочетания

blackboard классная доска ‘ black ‘board черная доска

‘blackbird дрозд ‘black ‘bird черная птица

Большинство сложных существительных имеет ударение только на первом элементе: ‘copy-book, ‘football, ‘holiday, ‘rain-coat, ‘tea-cup. Однако расстановка ударений в сложных словах связана с возможностью для элементов сложного слова сочетаться с другими словами и противопоставляться им. Так, в случаях: ‘inkpot- ‘teapot, ‘class-room — ‘bathroom противопоставляются первые элементы и поэтому ударение должно падать именно на них. Слово mankind может иметь два ударения. Если объединяющее ударение падает на первый слог, то слово значит «мужчины» и является антонимом к слову womankind. Если же ударение помещено на втором элементе, man’kind значит «человечество».

Объединяющее ударение не всегда бывает одинаковым. Оно может быть единственным или сочетаться с второстепенным. Оно может быть настолько сильным, что второй элемент изменит свое звучание, так как гласный в нем редуцируется (например, Sunday) или может быть слабее, и тогда звучание второго компонента сохранится (birthday).

Могут быть также случаи, когда оба компонента сложного слова сохраняют свое ударение: ‘gas-’stove, ‘new-’comer.

Сложные и сложнопроизводные прилагательные обычно имеют два ударения одинаковой силы: ‘good-’looking, ‘kind-’hearted, ‘red-’hot.

Во многих сложных словах ударение оказывается неустойчивым и зависит от фразового ударения и синтаксической функции слова: short-lived, light-hearted имеют одно ударение на первом слоге только в том случае, когда они используются атрибутивно. Life-size, meanwhile имеют два ударения (ударение только на первом слоге или только на втором) в зависимости от фразового ударения.

Иногда ударение используется для разграничения значений внутри сложного слова: ‘overwork сверхурочная или дополнительная работа — ‘over’work переутомление.

Таким образом, и фонетический признак не может служить единственным критерием при определении сложного слова.

Фонетическая и орфографическая цельнооформленность увеличивают, усиливают спаянность компонентов сложного слова, поэтому наличие подобной цельнооформленности может служить доказательством того, что это сложное слово, но из этого еще не следует, что отсутствие этой цельнооформленности, т.е. наличие, например, двух ударений или раздельное написание исключает возможность отнесения сочетания двух основ к сложным словам.

Семантический критерий.

Семантический критерий помогает отделить сложное слово от свободного словосочетания, но не разграничает его с устойчивыми или фразеологическими сочетаниями. Семантическая спаянность или идиоматичность состоит в том, что значение сложного слова не выводится из суммы значений его компонентов: schoolroom не комната в школе, а комната для занятий не только в школе, но и в частном доме. Показательно наличие переносного плана – многие сложные слова построены по типу метафор, т.е. содержат скрытое сравнение: housewarming новоселье, snowdrop подснежник и т.п. некоторые сложные слова в прямом значении никогда не употребляются: wire-puller закулисный вершитель судеб.

Структурный критерий.

В некоторых случаях показательной в отграничении сложного слова от словосочетания может оказаться структурная целостность слова. Элементы сложного слова, в особенности, если оно отличается идиоматичностью, не могут быть переставлены или соединены каким-нибудь другим образом и сохранить то же значение. Для свободного, а иногда и устойчивого словосочетания это вполне возможно. Например, свободное словосочетание a black dress допускает варианты: This is a black dress и this dress is black. В первом случае связь атрибутивна, во втором – предикативна, но предложения эти синонимичны. Для сложного слова blackboard такие изменения возможны. Нельзя также сказать a quake of earth вместо an earthquake.

Показателем цельнооформленности слова и одновременно важным фактором, влияющим на его устойчивость в языке, является наличие в словарном составе языка образованных от него слов; при этом под продуктивностью сложного слова понимаются все типы новообразований (сложнопроизводные слова, конверсия).

Морфологический критерий.

В некоторых сложных словах бесспорным показателем их слитности и объединяющим фактором является морфологическая цельнооформленность. Так, все сложные существительные, даже образованные из других частей речи, получают во множественном числе суффикс –s: forget-me-nots, good-for-nothing, hold-alls.

Однако этот, безусловно, надежный критерий применим лишь к ограниченному числу типов сложных слов.

Синтаксический критерий.

Объединению словосочетания в сложное слово способствует синтаксическая функция. Это особенно справедливо в отношении атрибутивной функции. Очень многие словосочетания, будучи объединены атрибутивной функцией, объединяются также ударением и графически – дефисом: a not-to-be-forgotten, her four-year-old son и др.

Компоненты сложных слов не могут вступать в самостоятельные синтаксические связи. Так, в словосочетании (a factory)financed by the government оба полнозначных слова могут получить определения: (a factory) generously financed by the British government. В случае же сложного слова government-financed ни один из его компонентов не может быть расширен: невозможно: generously government-financed. Расширение первого компонента возможно лишь путем образования трехкомпонентного слова: Labour-government-financed.

Таким образом, все перечисленные критерии: графический, фонетический, семантический, структурный, морфологический, синтаксический – не являются абсолютными, только совокупное их применение позволяет говорить о цельнооформленности и дает основание классифицировать лексическую единицу как сложное слово.

Классификация сложных слов

Существует несколько классификаций сложных слов, но наибольшее распространение получила классификация этих слов с учетом части речной принадлежности их основ. Известно, что при образовании сложных слов основа слова не может сочетаться с любой другой частью речи – существует ограниченное количество, а именно 39 словообразовательных моделей двухкомпонентных сложных слов.

Сложные слова могут быть классифицированы по различным принципам.

С точки зрения способов, с помощью которых соединяются компоненты, можно выделить следующие типы сложных слов:

Слова, образованные соположением компонентов (нейтральный тип) в определенном порядке, причем порядок основ в них, может быть, и противоположен тому порядку, в котором мотивирующие слова могут сочетаться по синтаксическим правилам английского языка (boat-lift, audience-friendly, page-turner) и соответствовать порядку слов в свободных сочетаниях, построенных по правилам синтаксиса (airgate, airbag). Это наиболее распространенный и наиболее продуктивный способ словосложения в современном английском языке.

Сложные слова, компоненты которых соединены связующим элементом – связующими гласными –o-, -i- или связующей согласной –s- (морфологический тип): brides-mate, tragicomic. Такое словосложение было развито в древнеанглийском, но в современном языке встречается сравнительно редко: handicraft, handiwork, tradesman, crowsfeet, Anglo-Saxon.

Сложные слова третьего типа представляют собой обособившиеся синтагмы, сохранившие соединительные основы служебных слов: bread-and-butter, hook-and-ladder, man-of-war, mother-in-law, up-to-date, good-for-nothing, a cock-and-bull story (небылица). Такой тип словосложения называется синтаксическим.

С точки зрения семантической независимости выделяют два типа общепризнанных в лингвистической литературе отношении между непосредственными составляющими сложных слов: отношения сочинения и подчинения. Соответственно этому сложные слова делятся на два класса:

Сочинительные (аддитивные);

Подчинительные (детерминативные) сложные слова.

В сочинительных сложных словах оба элемента одинаковы важны в семантическом плане, например: radio-recorder,N; fifty-fifty,Adj.; smoke and mirrors,N. Основы составляющих принадлежат к одному классу и нередко – к одной семантической группе. Сочинительных сложных слов сравнительно немного.

В подчинительных сложных словах компоненты не равнозначны в структурном и в семантическом отношениях. Главный компонент, которым, как правило, является вторая часть, обладает большей значимостью, является семантически и грамматически доминирующим, так как предопределяет значение части речи всего сложного слова. Ср.: a clock tower – a tower with a clock; a tower clock – a clock on a tower. Подчинительные сложные слова составляют основную часть сложных слов английского языка.

3. В зависимости от типа основы сложные слова делятся на:

Собственно сложные

Сложнопроизводные

Сложнопроизводные слова (blue-eyed, broad-minded) отличаются от собственно сложных слов словообразовательной основой, а также природой второго элемента. Двумя частями сложного слова blue-eyed являются суффикс –ed со значением «having» и основа, образованная от свободного сочетания blue eyes, члены которого теряют грамматическую самостоятельность и сокращаются до одного компонента слова – его словообразовательной основы. Графически деривацию можно представить так: (blue eye) + -ed — blue-eyed.

С другой стороны, подобные слова можно рассматривать как псевдосложные или как особую группу производных, так как они формируются на базе свободного словосочетания, к которому присоединяется суффикс. Ср.: собственно сложные слова looking — glass ((V + -ing) + N); owner-driver ((V + -er) + (V + -er)).

4. С точки зрения структуры непосредственно составляющих различаются следующие типы сложных слов:

Сложные слова, состоящие из простых основ (filmstar);

Сложные слова, в которых, по крайней мере, один компонент является производной основой (chain-smoker);

Сложные слова, в которых один из компонентов является сокращением (math-mistress).

Заключение

Вывод

Выделяют два типа сложных слов: двухкомпонентные и многокомпонентные.



В современном английском языке можно выделить 10 моделей двухкомпонентных сложных слов: N+N, Adj.+N, V+N, Gerund+N, Abbr+N, Adj.+Part.I, N+Part.II, Adj.+Part.II, Adv.+PartII, N+Adj.

 Двухкомпонентные сложные слова представляют собой актуальную социальную лексику, отражающую наиболее важные объекты и реалии окружающего нас мира.

 По сравнению с двухкомпонентными сложными словами многокомпонентные имеют менее распространенную сферу употребления. Многокомпонентные сложные слова образованы сочетанием двух или более основ и служебным словом. Лингвисты выделяют несколько моделей многокомпонентных сложных слов: N+prep+N, N(V)+prep+N(V), N+linking vowel+N.

 На современном  этапе развития английского языка словосложение является одним из наиболее продуктивных типов английского словообразования.

      Словосложение – одно из важнейших средств языка. Оно является одним из древних способов словообразования, сохранившим в английском языке продуктивность и на современном этапе его развития. Благодаря ему, язык пополняет свой словарный состав и совершенствует свой строй. Под словосложением, следует понимать «во-первых, только сложение таких слов, из которых, по крайней мере, одно является знаменательным, и, во-вторых, сложное слово представляет собой сочетание двух словообразовательных единиц». В целом следует еще раз отметить, что литература, посвященная проблеме словосложения, весьма многочисленна и обширна. В то же время, проблема сложного слова в английском языке еще далеко не решена. Сама дефиниция сложного слова представляет большие трудности. Сложные слова в английском языке образуются по определенным моделям. Эти модели значительно отличаются друг от друга по многим характеристикам. В работе были представлены некоторые наиболее продуктивные модели словосложения в системе английского имени существительного. Например: hairbrush, sunlight, hardhat, face-mask.

      Наиболее многочисленными по объему и числу типов сложных слов являются сложные прилагательные и существительные, более ограниченными – сложные глаголы и наречия.

       В английском языке корень в большинстве случаев полностью материально совпадает с основой слова. Важно также и то, что большое количество английских слов – односложные.

      Среди инноваций английского языка, в которых наиболее четко прослеживаются современные словообразовательные тенденции, сложные слова составляют 41%, в том числе и синтаксического типа. Все это свидетельствует об исключительно большом значении этого способа в системе продуктивного словообразования современного английского языка.

Английские номинативные словосочетания допускают самые разнообразные смысловые отношения, большое распространение получают сложные слова синтаксического типа, построенные по модели N + N (морфологическая простота английских существительных способствует продуктивности этой модели словосложения); синтаксический запрет на употребление распространенных  определений ведет к большой продуктивности сложных слов типа man-made, oxygen-rich, pleasure-seeking; отсутствие регулярной суффиксальной оппозиции в английских существительных и слабая продуктивность суффиксов стимулируют образование типа woman-worker.  

    Подобная тенденция к расширению роли словосложения в английском языке не только сохранится в будущем, но и усилится. Это связано как с непосредственно лингвистическими, так и экстралингвистическими факторами.

К непосредственно лингвистическим факторам относится, несомненно, сама аналитическая природа английского языка, которая способствует созданию новых слов путем сложения основ. С другой стороны, словосложение  является системой более активной, более мобильной и открытой. Наличие внешних противоречий обусловлено экстралингвистическими факторами, а именно теми или иными событиями в жизни общества.

Экстралингвистические факторы словосложения объясняются наличием внешних противоречий, а именно теми или иными событиями в жизни общества. В конечном счете, язык развивается потому, что развивается общество: язык изменяется, отражая изменяющийся мир, сознание и мышление человека.

Список используемой литературы
1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка, М.:2004.

2. Афоненкова О. Е.    Идиоматичность сложных слов и  словосочетаний структурного типа N+N (на материале газетно-журнальных публикаций  канадского варианта современного английского языка). - Н. Новгород, 2002.

3. Беляева В. А.   Сложносокращенные слова в  лексикографическом и когнитивном аспектах на материале русского и английского. - Барнаул, 2003.

4. Власко А.   Некоторые источники формирования англоязычной компьютерной  терминологии // Сборник века: Иностр. яз. и методика их преподавания. - Калуга, 2000.    

5. Шейдеман Г.И.   Сопоставительный анализ структурно-семантических моделей сложных существительных и сложных прилагательных английского и русского языка: проблемы пер. / Г. И. Шейдеман. - М. : Изд-во Рос. университета дружбы народов, 2005.

 

Словари:



 1.  Longman Dictionary of Contemporary English, 2005.

 2. Аракин В.Д., Выгодская З.С.  Англо-русский словарь. – М.: Рус.яз.,2002.  



Приложение



Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа учебного предмета «Математика»
files -> Обтяжка и отделка схематических моделей
files -> Тематическое планирование по биологии Класс: 7 Учитель: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна
files -> Рабочая программа разработана на основе: Закона РФ «Об образовании»
files -> Задания школьных олимпиад ■математика, русский язык, окружающий мир задания разного уровня сложности
files -> Контрольная работа по математике. 5 класс 1 вариант Уровень а а1 Найдите сумму чисел 34 и 5
files -> Книга для учителя. Москва тц «Сфера», 2004г. Научно-методический журнал «Русский язык в школе»
files -> Шингарёв Дамир Фаридович Учитель технологии п г. т. Алексеевское 2013-2016 уч года
files -> Викторина как назывались первые русские воины? (Дружинники)
files -> Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница