Семинар «методологические основы подготовки и проведения занятий»



Скачать 155.84 Kb.
Дата08.06.2016
Размер155.84 Kb.
ТипСеминар

ПОДГОТОВКА НАСТАВНИКОВ КОРПОРАТИВНОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Обучающий семинар

«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ»




Упражнение 4 квадрата


1 (+)

2

3

(-) 4


Упражнение Поле


1. Я полно и детально знаю предмет своего занятия, в обсуждении могу выйти за пределы темы, легко оперирую относящейся к ней информацией

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Опыт

(знания и умения)



10

Нет

тренировки

Хороший опыт

5

Нет

подготовки

Интуитивный педагог

0

5 10







Желание

(активность и уверенность)






2. Я всегда полно и точно соблюдаю те требования, которые предъявляю к слушателям по овладению новой информацией, полностью владею всеми навыками, которые хочу сформировать у слушателей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10







3. Я всегда готов к общению со слушателями, мне интересно и важно своей инициативой и энергией в контакте с ними достигать желаемого результата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10







4. Я уверенно чувствую себя, общаясь с аудиторией в любых ситуациях

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





Упражнение Парус


1. Насколько сильно желание слушателей пройти обучение именно по этой теме?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Я хочу

Они хотят




10




Я могу

9

8

7

6

5

4

3

2

1

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10







1




2

3







4







5

6

7

8

9

10

Им нужно




2. Насколько материал, который я планирую передать слушателям, действительно им нужен?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




3. Насколько сильно мое желание разрабатывать и проводить это занятие?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




4. Могу ли я провести это занятие?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






Особенности обучения взрослой аудитории


Особенности взрослых

Рекомендации

Осознанность обучения: обязательность понимания цели, необходимости обучения в целом и его отдельных фрагментов




Необходимость придания личностно значимого смысла всему, что делает




Практическая направленность в обучении, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков




Активность, неотъемлемость имеющегося профессионального и личностного опыта от вновь усваиваемой информации




Стремление к самостоятельности и самореализации




Умение работать с информацией; высокий самоконтроль




Высокая критичность, закрытость, страх неудачи; сложности в установлении и поддержании межличностных отношений




Наличие стереотипов и предпочтений относительно методов обучения




Преимущественная краткосрочность организованного обучения




Зависимость мотивации к обучению от признания компетентности преподавателя




Ведущая роль индивидуальных, а не возрастных особенностей




Методы организации активного обучения


Модульный метод

Метод активного диалога

(метод анализа конкретных ситуаций)

установочная лекция с включением проблемных вопросов (20 мин)

вступительное слово преподавателя, введение в изучаемую проблему

каждому слушателю выдается опорный конспект (блок-схема содержания лекции) (1-2 мин)

деление аудитории на подгруппы (5-7 чел), выбор в каждой подгруппе руководителя (3-5 мин)

самостоятельное изучение содержания конспекта индивидуально (можно – в подгруппах) (10-20 мин)

определение условий проведения семинара и постановка вопросов (задач, проблем) преподавателем; распределение задач по подгруппам (разные или одинаковые – по выбору наставника) (5 мин)

фронтальный стандартизированный контроль усвоения вопросов, изученных через опорный конспект (например, презентация, в которой каждый слайд содержит вопрос и 3-5 вариантов ответов, из которых один правильный) - всего: 10 вопросов (5-10 мин)

самостоятельная работа в подгруппах под общим руководством руководителя (допускаются ответы на вопросы подгрупп, консультирование) (10-20 мин)

преподаватель посредством информационного сообщения и презентации (2–3 мин) ориентирует обучаемых на изучение очередного вопроса темы

выступление руководителя подгруппы 1 или делегированных представителей с докладом о ходе решения задачи (проблемы) и полученных результатах (5-7 мин)

таким же образом рассматриваются все последующие вопросы

вопросы наставника подгруппе, аудитории в целом, организация мини-дискуссии (15 мин)

завершающее слово наставника, подведение итогов занятия (20 мин)

заключение наставника по вопросу (задаче, проблеме): суть вопроса, важные комментарии, ответы на вопросы, не получившие должного освещения и пр.) (5-10 мин)

таким же образом обсуждаются все последующие вопросы

итоговая беседа:

после доклада всех подгрупп организация коллективного обсуждения (итог работы на семинаре, степень достижения цели, решения задач, невыясненные вопросы и пр.) (15-20 мин)



завершающее слово наставника, подведение итогов занятия (5-7 мин)


Корпоративный Университет Правительства Ярославской области

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по курсу:



«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ»


Разработан:

Елена Юрьевна Абрамова,

кандидат психологических наук, доцент,

начальник отдела подбора

и оценки кадров управления государственной службы

и кадровой политики

Правительства области


2015



2
Тема: «Методологические основы подготовки и проведения занятий»

Цель. Формирование знаний о методике подготовки и проведения занятий со взрослой аудиторией в рамках Корпоративного Университета.

Категория слушателей: наставники Корпоративного Университета.

Задачи


  1. Информационные:

- дать представление об объективных и субъективных аспектах планирования занятия;

- изучить структуру и особенности организации отдельных этапов обучающего семинара;

- описать примерную структуру методической разработки семинарского занятия.

2. Практические:

- научить технологии анализа собственных потребностей и возможностей, учета желаний и мотивов слушателей при планировании занятий «Парус»;

- стимулировать формирование внутренней позиции наставника.

Результаты: для слушателей, для наставника (критерии достижения результата) – см. табл.


Задача

Планируемый результат для слушателей

Ожидаемый результат для наставника

Критерии достижения результата















3
Литература для изучения по теме (НПА, Основная: та, на основе которой составлен информационный обзор, Дополнительная: для самостоятельного изучения).


Форма организации семинара (предполагаемые формы активности слушателей): информационные сообщения, фронтальное обсуждение, выполнение практических заданий и упражнений, знакомство с раздаточным материалом.
7.1.. План занятия. – см. табл.


Основные разделы (вопросы)

Планируемые формы работы (активности, коммуникации) слушателей

Методическое оснащение

Примерное время проведения












7.2. Конспект содержания разделов программы (текст информации для передачи слушателям, вопросы для слушателей, задания для работы на семинаре с решениями или примерными ответами).


8. Формулировка итогов (выводов) семинарского занятия.

Секреты эффективного (успешного) занятия:

1. Все мы – разные, восприятие нас зависит, конечно, от нас самих, но и от того, что хочет (и может)





4
увидеть в нас собеседник. На последнее мы вряд ли можем повлиять, но первое – целиком и полностью зависит от нас.

2. Залог успешного занятия кроется не только в подборе темы, материала для лекции, но и в собственных желании и готовности провести занятие, в желании и готовности слушателей научиться.

3. Важное умение наставника заключается в том, чтобы проведя подобный анализ и предвидев возможные трудности, повлиять на желания аудитории и скорректировать в нужном (для образовательного процесса) направлении ее потребности.

4. При планировании и проведении занятия обязательно учитывать психологические особенности аудитории и закономерности познавательной деятельности слушателей.

5. При обучении взрослых обязательно использование активных методов обучения.

6. Подготовка обучающего семинара начинается с планирования и завершается оформлением комплекта методических материалов. Подбор информации для лекции – лишь малая и не главная часть подготовительной работы.
Приложения.

Раздаточные материалы (рабочие листы) - 4,

Презентация (в эл. виде)

Задания и вопросы для самопроверки (привести полный текст заданий, вопросов и ответов).



Результаты: для слушателей, для наставника (критерии достижения результата)


Задача

Планируемый результат для слушателей

Ожидаемый результат для наставника

Критерии достижения результата

Информационные:




дать представление об объективных и субъективных аспектах планирования занятия

Сформированы знания о роли планирования в подготовке и проведении занятия со взрослой аудиторией; о психологических особенностях взрослых и их познавательной деятельности; об особенностях обучения взрослых

Переданы знания об объективных и субъективных аспектах планирования обучающего семинара для взрослой аудитории; продемонстрирована роль индивидуальных психологических особенностей слушателей и необходимость ее учета на всех этапах проведения занятия (от планирования до подведения итогов); передана типовая структура обучающего семинара; продемонстрирована примерная структура методической разработки обучающего семинара

- представлен весь информационный материал по вопросам темы;

- вопросы слушателей по отдельным разделам темы на уточнение, дополнение переданной информации;

- правильные ответы слушателей на вопросы наставника по теме, использование (воспроизведение) переданной информации в комментариях слушателей при обсуждении отдельных вопросов темы


изучить структуру и особенности организации отдельных этапов обучающего семинара

Сформированы знания о типовой структуре обучающего семинара, об особенностях проведения отдельных этапов семинарского занятия; о роли и возможностях использования активных методов обучения взрослых

описать примерную структуру методической разработки семинарского занятия

Получены представления о примерной структуре методической разработки семинарского занятия, проанализирован пример оформления методической разработки

Практические:




научить технологии анализа собственных потребностей и возможностей, учета желаний и мотивов слушателей при планировании занятий «Парус»

Проведена самооценка индивидуальных целей и задач на планируемый семинар, степени личной готовности к занятию; сформированы умения планирования занятия в технике «Парус»

Установлен контакт с аудиторией; сформирована установка на формирование положительного отношения к себе и принятие себя в роли наставника у слушателей; организованы упражнения в планировании; инициирована рефлексия слушателей по вопросу принятия роли наставника

- удержание внимания и активности аудитории на протяжении занятия;

- выполнение слушателями предложенных практических упражнений;

- участие слушателей в подведении итогов занятия и его отдельных частей (упражнений, блоков)

- общий эмоциональный настрой аудитории



стимулировать формирование внутренней позиции наставника

Выполнена рефлексия собственной коммуникативной компетентности наставника; получена установка на формирование положительного отношения к себе и принятие себя в роли наставника

План занятия


Основные разделы (вопросы)

темы


Планируемые формы работы (активности, коммуникации) слушателей

Методическое оснащение

Примерное время проведения

Введение

слушание, эпизодические вопросы (по желанию)

отсутствует

5 мин

Объективные и субъективные аспекты планирования занятия

рефлексия

Упражнение 4 квадрата

10 мин

самооценка и анализ

Упражнение Поле

10 мин

слушание

Презентация, сопровождающая информационное сообщение

7 мин

самооценка, уточнение целей и возможностей планируемого занятия, вопросы и фронтальное обсуждение результатов

Техника планирования «Парус»

7 мин

слушание

Презентация, сопровождающая информационное сообщение

5 мин

Психологические особенности обучения взрослых

фронтальная беседа, изучение демонстрационного материала

Презентация, сопровождающая информационное сообщение

10 мин

слушание

Презентация, сопровождающая информационное сообщение

8 мин

Особенности организации отдельных этапов обучающего семинара

слушание

Презентация, сопровождающая информационное сообщение

15 мин

изучение демонстрационного материала

Презентация, сопровождающая информационное сообщение

15 мин

слушание

Презентация, сопровождающая информационное сообщение, раздаточный материал

7 мин

Подготовка методических материалов к занятию

слушание

Презентация, сопровождающая информационное сообщение

3 мин

изучение демонстрационного материала

Раздаточный материал

15 мин

Подведение итогов семинара

Слушание, вопросы (по желанию), фронтальная беседа

Презентация, сопровождающая информационное сообщение

13 мин




2ч 10 мин



© Е.Ю. Абрамова, кандидат психологических наук, доцент, начальник отдела подбора и оценки кадров управления

государственной службы и кадровой политики

Правительства области, 2015

(4852) 401 579 abramova@region.adm.yar.ru





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница