Сборнике «Мировая художественная культура. Методика преподавания»



Скачать 158.57 Kb.
Дата07.03.2016
Размер158.57 Kb.
ТипСборник
Система интегрированных уроков в 9,10,11 классах опубликована в сборнике «Мировая художественная культура. Методика преподавания», - Екатеринбург: МУ ИМЦ Екатеринбургский Дом учителя, 2006.

Поэма "Реквием" -

вершина творчества А.А. Ахматовой 30-х годов XX века.

Конспект интегрированного урока литературы и музыки в 11 классе.


Ахматова есть бережливая наследница всех драгоценнейших богатств русской словесной культуры. У нее много предков: и Пушкин, и Баратынский, и Анненский.

Е.К. Францман


Цель:


Через анализ художественного своеобразия поэмы “Реквием” показать учащимся, что А.А.Ахматова является бережливой наследницей богатств русской литературы.

Задачи:


  1. Познакомить учащихся с жанровыми особенностями поэмы как лиро-эпического произведения и плача как образца одного из видов УНТ.

  2. Выявить специфические особенности произведений А. А. Ахматовой на примере поэмы “Реквием”.

  3. Способствовать формированию гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей.

  4. Максимально используя связь художественного слова, музыки, живописи, создать ситуацию эмоционального переживания, потрясения.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина, А. А. Ахматовой, изображение памятника матери, свечи, гвоздики, репродукции картин, таблички с терминами, план урока, тема и эпиграф на табличках, раскладушки "Я плакальщиц стаю веду за собой" и "А не дописанную мной страницу, божественно спокойна и легка, допишет Музы смуглая рука."

I. Два поэта. Звучит "Реквием" Моцарта (часть 7).

1. Зажигаем свечу. На фоне музыки ученик читает "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" А.С. Пушкина.

2. Зажигаем свечу у портрета А.А. Ахматовой. На фоне музыки (часть 5) ученица читает фрагмент из поэмы "Реквием": "А если когда-нибудь в этой стране воздвигнуть надумают памятник мне..." Свет включаем, когда закончилась музыка.

3. Учитель:

а) Памятник А.С. Пушкина и памятник А.А. Ахматовой разделяет столетие, но и сегодня они привлекают наше внимание. Почему? (Во-первых, нерукотворными памятниками поэта становится их творчество, в котором каждый из них проявляет себя как поэт, гражданин, личность, во-вторых, и Пушкин, и Ахматова признают за собой право на память потомков, потому что их поэзия обращена к каждому из нас).

б) "Я была тогда с моим народом",- говорит А.А. Ахматова в эпиграфе


к поэме, о которой пойдет сегодня речь.

Тема урока: "Мне памятником будут эти строки". В. Шекспир. (Поэма "Реквием" - вершина творчества А.А. Ахматовой 30-х годов XX века). В качестве эпиграфа мы взяли строки (зачитать на доске).

Цель урока: через анализ художественного своеобразия и жанровых особенностей показать, что Ахматова, действительно, является бережливой наследницей богатств русской литературы.

Наш урок пройдет в форме диалога между творческими группами, участники которых попытались выявить связь между "Реквиемом" Ахматовой, творчеством Пушкина и УНТ. Работа каждого будет оценена.




Обратимся к плану урока (на доске написан план).

  1. Два поэта.

  2. Смысл названия поэмы.

  3. Композиция.

  4. Три лика лирической героини.

  5. Особенности сюжета.

  6. О вечном.



II. Смысл названия поэмы.

Учитель:

Название произведения, как правило, отражает в прямой или косвенной форме суть идейно-художественного замысла автора. Почему Анна Андреевна называет свою поэму "Реквием"?



I группа учащихся.

  1. Реквием (от латинского слова - "покой") - заупокойная месса. Это хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего. Это название рождает у нас определенные ассоциации.

  2. Сценка из драмы А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери".

С. - Что ты сегодня пасмурен?

М. - Я? Нет!

С. -Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?

Обед хороший, славное вино.

А ты молчишь и хмуришься.

М. - Признаться,

Мой Реквием меня тревожит.

С. - А! Ты сочиняешь Реквием? Давно ли?

М. -Давно, недели три. Но странный случай.

Не сказывал тебе я?

С. - Нет.

М. -Так слушай.

Недели три тому, пришел я поздно домой. Сказали мне, что заходил за мною кто-то. Отчего - не знаю, всю ночь я думал: кто бы это был? И что ему во мне? Назавтра тот же зашел и не застал опять меня. На третий день играл я на полу с моим мальчишкой. Кликнули меня, я вышел. Человек, одетый в черном, учтиво поклонившись, заказал мне Реквием и скрылся. Сел тотчас и стал писать - и с той поры за мною не заходил мой черный человек. А я и рад: мне было б жаль расстаться с моей работой, хоть совсем готов уж Реквием.


  1. Звучит Реквием. На фоне музыки ученица читает "Вместо предисловия" из "Реквиема" А.А. Ахматовой.



  1. Фрагмент анализа текста:

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.
Строки посвящения перекликаются с известными пушкинскими строчками. Мы попадаем в город, но это не град Петра, любимый А.С.Пушкиным, а Ленинград, который “ненужным привеском болтался возле тюрем своих”, это “одичалая столица”, в которой жители “мертвых бездыханней’’.

А.С. Пушкин называл 19 век жестоким, но он уступает 20-му веку, чудовищно жестокому:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Появляется образ застывшего времени – времени эпохи Большого Террора. Мрачная картина вызывает у нас ассоциации с Апокалипсисом и по масштабу всеобщего страдания, и по ощущению наступивших ’’последних времен’’, за которыми возможна или смерть, или страшный Суд.

II группа учащихся.

Из всех видов похоронного плача Ахматова избирает материнскую причеть как самую драматическую, так как в этом плаче есть две центральные фигуры - плакальщица и усопший, мать и сын. (На доске появляется оформление).





Но Реквием - это название того католического ритуала, аналогом которого в русской православной традиции выступает плач. Издавна на Руси в моменты наивысшей опасности и горя вдруг неожиданно и поразительно красиво начинает звучать голос женщины. Русские женские плачи - не только изъявление чувств, но и осмысление совершившегося. Помните, в «Слове о полку Игореве» на стены Путивля всходит Ярославна и плачет не только по Игорю, но и по его воинам.



III. Композиция.

Учитель:

До сих пор вызывает споры вопрос о жанре данного


произведения. Что это: лирический цикл или поэма?
Обратимся к композиции.
Ученица:

«Реквием» состоит из 6 частей: эпиграфа, вместо предисловия, посвящение: вступление: основная часть (главы 1-Х.), эпилог. В результате работы, растянувшейся на четверть века, восстановился традиционный состав романтической поэмы (вспомним «южные поэмы» А.С. Пушкина). По мнению исследователя Манна, «вся хитрость конструкции романтической поэмы заключалась в самом параллелизме двух линий - «авторской» и «эпической»






Поэма







/










Лирическое начало ческое начало




Эпическое начало

(показать на доске).

Лирическое начало в «Реквиеме» проявляется в эпиграфе, вместо предисловия, после вступления и эпилоге. Эпическое начало - в основной части.



IV. ИО3-1. Три лика лирической героини.

Нам кажется убедительной точка зрения Н.Л. Лейдермана, который обращает наше внимание на образ лирической героини «Реквиема» (смотри опорную схему).



Во-первых, Л.Г. выступает в роли автора поэмы, который в трудное время находится вместе с народом, там, "где мой народ, к несчастью, был".

Во-вторых, Л.Г. выступает в роли матери, переживающей потерю сына, именно о Льве Николаевиче Гумилеве написала в 1916 году Марина Цветаева: "Имя его Лев" (смотри раскладушку).

В-третьих, Л.Г. выступает в роли плакальщицы, творящей обряд отпевания. Сигналом плача является диалог, во время которого автор получает заказ - описать это. И женщина, одна из миллионов матерей, чьи сыновья были брошены в сталинские застенки, облачается в оде­жду плакальщицы, входит в образ вопленицы.



Дополнение к ответу:

Я хочу уточнить, что сын Анны Андреевны и Николая Степановича Лев Гумилев, студент исторического факультета ЛТУ, был арестован трижды. Первый раз 22 октября 1935 года как "участник антисоветской террористической группы". В этот раз Ахматовой удалось вырвать сына из тюрьмы довольно быстро: уже в ноябре он был освобожден из-под стражи. Второй раз Лев Николаевич был арестован в марте 1938 года и был приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет.

В 1949 году Льва арестовали в третий раз, приговорили к расстрелу, который заменили потом ссылкой.

Вина Льва Николаевича ни раз не была доказана. В 1956 и 1975 годах - его полностью реабилитировали.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что лирическая героиня "Реквиема" очень необычна, она имеет три лика, выступает в трех образах, которые перетекают друг в друга, а каждая из ролей мотивирует отдельную сюжетную линию.


  1. А теперь обратимся к сюжету. Каковы же его особенности?

ИОЗ-2. При подготовке своего ответа я тоже использовал работу Н.Л. Лейдермана "Бремя и величие скорби". Он говорит, что в "Реквиеме" не один, а три сюжетных пласта, они как бы лежат друг на друге, и каждый последний просвечивает сквозь предыдущий.

Первый сюжет - это сюжет ареста и осуждения сына. Здесь все сверхреально: арест - тюрьма - приговор. "Уводили тебя на рассвете", "17 месяцев кричу...", "Я увидела верх шапки голубой".

Второй сюжет - это сюжет материнской причети, плача, и он строится в соответствии с традициями обрядовой поэзии. Ахматова не пропускает ни одной фазы похоронного обряда.

Учитель. Давай попросим твоих товарищей найти примеры в тексте.

Ученики:

а) плач-оповещение - "Это было..."

б) плач при выносе - "Уводили тебя на рассвете...", "За тобой, как на выносе, шла..."

в) плач при опускании гроба - "И упало каменное слово на мою еще живую грудь..."

г) поминальный плач - "Опять поминальный приблизился час".

Учитель. Несколько вопросов участникам группы с целью проверки качества домашнего задания.

Благодаря каким деталям сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего ("За тобой, как на выносе, шла" - сравнение, плакали дети, свеча, холод иконки, пот на челе. «Пусть черные сукна покроют и пусть унесут фонари»).

Материнское горе выражается при помощи образа воя, плача и при помощи образа слезы. Почему появляется образ "под кремлевскими стенами выть"? (Эти слова рождают исторические ассоциации - вспоминается картина Сурикова "Утро стрелецкой казни". С конца 20-х и до конца 30-х годов Сталину льстило сравнение его тиранического правления со временами Петра Великого. Жесточайшее подавление стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий. В 1935 году Ахматова поехала в Москву, чтобы передать письмо Сталину. Для этого нужно было прийти к 10 часам утра к кремлевской стене).

Мы говорили о близости “ Реквиема” и УНТ. Но в фольклоре это образ слезы "горючей", а у Ахматовой - "Горячей слезой новогодний лед прожигать". В чем отличие? Случайно ли это?

("Горячая слеза" Ахматовой не столько горькая, оплакивающая сколько способная растопить все преграды, обжечь жаром сердца ощущением сиюминутного горя).

Третий сюжет - это сюжет болезни матери. Цепь плачей составляющих канон материнской причети, превратилась под nepoм А. Ахматовой в изощренный психологический сюжет - в исповедь – самоанализ.


1й пласт

Сюжет об аресте и осуждении сына

2й пласт

Сюжет материнской причети

3й пласт

Сюжет о болезни матери, со-умирании
Особенности сюжета

Учитель:(обращаясь к группе).

Восстановим основную канву психологического сюжета.



Учиники:

1. Тема болезни матери начинается сразу за сценой ареста сына которая заканчивается воем. При построении 2-ой главки Ахматова использует прием, характерный для УНТ - психологический параллелизм.

Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень.

Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.



  1. Глава III очень короткая - строфа состоит из сбивчивых фраз потому что происходящее настолько ужасно, что сознание его отторгает, не пускает внутрь себя.

  2. По контрасту возвращается память к своему беззаботному прошлому

Показать бы тебе, насмешнице,

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью...

В этой же главке и сожаление об утрате состоявшегося счастья, и укор себе.



Фрагмент литературно- музыкальной композиции.

1. Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пышные цветы,

И звон кадильный и следы

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда.

Легкие летят недели,

Что случилось, не пойму,

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ноги белые глядели,

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком

О твоем кресте высоком

И о смерти говорят.

2. Вокальный ансамбль исполняет

песню Шебалина "Думы матери о сыне".

Мать послала к сыну думы ранней ранью.

Возвращались эти думы к ней ветрами.

Мать послала к сыну слезы

Запечалясь.

Темной тучей эти слезы возвращались.

Мать послала к сыну песню,

Ждет ответа.

Черным вороном вернулась песня эта.

Прилетает ворон, крячет у колодца:

''Ты не жди напрасно сына,

Не вернется''.

3. И упало каменное слово

На мою еще живую грудь

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

4. Действия героини носят противоестественный характер:

память убить нельзя. Понимая это, героиня обращается к смерти:



  1. Ты все равно придешь – зачем же не теперь?

Я жду тебя, мне очень трудно.

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудной.

Ворвись отравленным снарядом,

Иль с гирькой подкрадись,

Как опытный бандит,

Иль отрави тифозным чадом.

Иль сказочкой, придуманной тобой

И всем до тошноты знакомой, -

Чтоб я увидела верх шапки голубой

И бледного от страха управдома.

Мне все равно теперь.



Учитель.


Главка IX, казалось бы, завершает сюжет болезни матери: “безумие крылом души накрыло половину”, “манит в черную долину”, в долину смерти, где не будет ничего – автор подчеркивает эту мысль, используя повтор:

Ни сына страшные глаза -

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза, Ни час тюремного свиданья, Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдаленный легкий звук –

Слова последних утешений.

Не будет ничего, что поддерживало рассудок и жизнь матери, но А.А. Ахматова вводит и X главку. Какова ее роль в поэме?

( Эта 2-х частная миниатюра - прямое обращение к евангельской проблематике - является кульминацией.

Появление религиозной образности подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страданий матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии; страдания сына - с муками Христа, распинаемого на кресте.



  • Почему "небеса расплавились в огне"?

  • Это знак величайшей катастрофы, всемирно-исторической трагедии, какой является смерть Мессии. Речь идет не о предстоящем воскресении из мертвых, трагедия переживается в земных категориях - страданиях, безнадежности отчаяния. И слова, произносимые Христом накануне своей человеческой смерти, вполне земные, обращенные к Богу, - упрек, горькое сетование о своем одиночестве, покинутости, беспомощности. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости, призыв к успокоению ввиду непоправимости, необратимости случившегося.

Учитель.

В I четверостишье в центре внимания "треугольник" - "Святое семейство" (понимание нетрадиционно): Бог-отец, Богоматерь и Сын Человеческий.

Какой треугольник перед нами во втором четверостишье?

- Возлюбленная, любимый Ученик и любящая мать:



Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Горе возлюбленной экспрессивно, наглядно - это истерика неутешного горя женщины, горе мужчины - интеллектуала молчаливо. Что же касается горя матери, то о нем вообще ничего невозможно сказать. Масштабы ее страданий несопоставимы ни с женским, ни с мужским: это беспредельное и невыразимое горе, ее утрата невосполнима, потому что это ее единственный сын и потому что этот сын Бог, единственный на все времена спаситель. Распятие в "Реквиеме" -вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающий мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного сына - на небытие.



VI. О вечном.

1. Учитель.

Подведем итоги нашего диалога. Удалось ли нам доказать, что Ахматова, действительно, является "бережливой наследницей богатств русской словесной культуры"?

I группа. Да, мы доказали, что Ахматова в поэме "Реквием" является наследницей следующих традиций УТН:


  1. Она использует жанр плача, материнской причети, соблюдая все фазы похоронного обряда.

  2. Мотив смерти трактуется как уход в землю.

  3. Она вводит образы горя, плача, слезы, камня.

  4. Автор использует прием психологического параллелизма, прием контраста, постоянные эпитеты (горючая слеза, окаменелое страдание), а также слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сынок).

II группа. В результате своей работы мы обнаружили в "Реквиеме" А.А. Ахматовой следующие пушкинские традиции:

  1. Географические переклички. Царское село, юг, Петербург.

  2. Жанр лиро-эпической поэмы.

  3. Мотив смерти как заключительный акт творчества и уход в землю.

  4. Пушкинские образы: "жестокий век", "каторжные норы", "смертельная тоска".

  5. Ахматова, как и Пушкин, проявляет интерес к истории.

  6. И Пушкин, и Ахматова обращаются к библейскому сюжету.

  7. В "Реквиеме" чувствуется пушкинская мера во всем: сдержанность в использовании изобразительно-выразительных средств языка (совершенно нет гипербол).

  8. Учитель. В чем проявляется новаторство Ахматовой?

9. Ученики делают вывод. Она "скрестила" жанр лиро-эпической поэмы с плачем и наполнила "Реквием" новым содержанием. И в эпилоге мы снова слышим голос автора, напоминающий нам о трагедии народа, трагедии поколения, трагедии матери, сквозь времена скорбящей о потерянном ребенке.

Звучит голос Ахматовой "Эпилог".

Луч света освещает скульптуру матери, изображенной на листе ватмана. Вокальный ансамбль исполняет песню Л. Мартынова "Горстка пепла".

Звездами струится высь ночная,

Тени на шоссе легли устало.

Мать, из глыбы камня оживая,

Ровно в полночь сходит с пьедестала.

Горстку пепла к сердцу прижимая,

Размыкает каменные губы:

"Спи, моя кровинка, баю-баю.

Это гром не пушечные гулы."

Ночью ходит мать по Хиросиме,

Бухенвальд проходит и Освенцим

И скорбит о дочери и сыне,

Горстку пепла прижимая к сердцу.

А-а-а! Казненные, восстаньте!

А-а-а Сожженные, воспряньте!

А-а! Проснитесь ото сна!

А-а! Заря уже видна!

В Бухенвальде слышен звон набата.

В Питчуписи вновь скрипят колодцы.

Но встает, встает, встает расплата,

И восстать над смертью жизнь клянется!

Новый день под дымом не померкнет.

Как надежда, матери он светел.

Мать стоит перед своей деревней,



В каменной горсти сжимая пепел.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница