Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников сп



страница1/28
Дата07.02.2019
Размер1.49 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


З. Е. Агранович

В помощь логопедам и родителям

Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников

СПб. 2007

В пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста как в случае речевой патологии, так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.

Дидактический материал (45 тем) построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам чтения и письма.

Книга великолепно проиллюстрирована и снабжена наглядным материалом что поможет более успешному усвоению детьми знаний.

Адресована родителям, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений.

ОГЛАВЛЕНИЕ


От автора 4

Тема № 1. Звук и буква У 10

Тема № 2. Звук и буква А 14

Тема № 3. Звук и буква И 18

Тема № 4. Звук и буква О 21

Тема №5. Звуки [А], [У], [И], [О] 25

Тема №6. Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М 28

Тема №7. Звуки [Д], [Д']; [Д] — [Д'].


Буква Д 34

Тема № 8. Звук и буква Ы 39

Тема № 9. Звуки и буквы Ы — И 42

Тема № 10. Звуки [Т], [Т']; [Т] — [Т']. Буква Т 44

Тема № 11. Звуки [Т] — [Д], [Т'] — [Д'] 50

Тема № 12. Звуки [Б], [Б']; [Б] — [Б']. Буква Б 53

Тема № 13. Звуки [П], [П']; [П] — [П']. Буква П 57

Тема № 14. Звуки [Б] — [П]; [Б'] — [П'] 62

Тема № 15. Звуки [В], [В']; [В] — [В']. Буква В 65

Тема № 16. Звуки [Ф], [Ф']; [Ф] — [Ф']. Буква Ф 70

Тема № 17. Звуки [В] — [Ф]; [В'] — [Ф'] 74

Тема № 18. Звуки [Н], [Н']; [Н] — [Н']. Буква Н 78

Тема № 19. Звуки [К], [К']; [К] — [К']. Буква К 83

АЛФАВИТ 84

Тема №20. Звуки [Г], [Г']; [Г] — [Г']. Буква Г 89

Тема № 21. Звуки [X], [X']; [X] — [X']. Буква X 92

Тема №22. Звуки [К] — [Г], [К'] — [Г']; [К] — [X], [К'] — [X'] 97

Тема № 23. Звуки [П] — [Т] — [К] 102

Тема № 24. Звук и буква Э 105

Тема №25. Звуки [С], [С']; [С] — [С']. Буква С 108

Тема №26. Звуки [З], [З']; [З] — [З']. Буква З 114

Тема №27. Звуки [С] — [З], [С'] — [З'] 119

Тема № 28. Звук и буква Ц 123

Тема № 29. Звуки [Ц] — [С] 127

Тема № 30. Звук и буква Ш 129

Тема №31. Звук и буква Ж 133

Тема № 32. Звуки [Ш] — [Ж] 137

Тема № 33. Звуки [С] — [Ш] 139

Тема № 34. Звуки [З] — [Ж] 142

Тема № 35. Звук и буква Ч 145

Тема № 36. Звуки [Ч] — [Т'] 149

Тема № 37. Звук и буква Щ 151

Тема № 38. Звуки [Ч] — [Щ] 154

Тема №39. Звуки [Ш] — [Щ]. Буквы Ш — Щ 157

Тема № 40. Звуки [Щ] — [С'] 159

Тема № 41. Звук и буква Й 161

Тема № 42. Буквы Я, Е, Ё, И, Ю, Ь 164

Тема №43. Звуки [Л], [Л']; [Л] — [Л']; [Л'] — [Й].


Буква Л 168

Тема №44. Звуки [Р], [Р']; [Р] — [Р']. Буква Р 174

Тема №45. Звуки [Л] — [Р], [Л'] — [Р'] 179

АЛФАВИТ 184

АЛФАВИТ 184




От автора


Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

При логопедическом обследовании дошкольников специалистами нередко выявляются дети 6—7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: [В] — [В'], [Б] — [П], [З] — [Ж] и т. д.); неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дизорфографии и дислексии).

В данном пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста в процессе ознакомления их со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР), так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.

Дидактический материал построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом.

В пособии представлено 45 конспектов занятий по ознакомлению со звуками и буквами русского языка, изучение которых начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном плане. Взрослый знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. (Например, тема: «Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М». Ребенок знакомится с твердым согласным звуком [М], мягким согласным звуком [М'], учится дифференцировать звуки [М] — [М'] на слух и в произношении, запоминает букву, которой на письме обозначают звуки [М] и [М'].)

Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому родителям и педагогам необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов — карточки.

Для обозначения гласных звуков — красные кружки; для обозначения согласных твердых звонких звуков — синие кружки с наклеенными колокольчиками; согласных твердых глухих звуков — синие кружки без колокольчиков; согласных мягких звонких звуков — зеленые кружки с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков — зеленые кружки без колокольчиков (см. цветную вклейку).

Карточка и кружки могут быть использованы следующим образом.

Сначала взрослый показывает ребенку карточку и объясняет, где расположено начало, где — середина, а где — конец слова.

ёёё6


Нахождение места звука [А] в словах с помощью карточки и красного кружка:

АИСТ МАК РУКА

ёёё7

Составление схемы слова КОЖА с помощью кружков:



1 — синий кружок (звук [К] — согласный, твердый, глухой). 2, 4 — красные кружки (звуки [О], [А] — гласные). 3 — синий кружок с колокольчиком (звук [Ж] — согласный, твердый, звонкий).

Повышению эффективности занятий будет способствовать и использование материалов, представленных в разделах: «Веселая азбука», «Игры с буквами», «Схемы предлогов», «Схемы разбора предложений» и на цветной вклейке, которые помогут уточнить представления ребенка о звуках и буквах; помогут ребенку лучше усвоить значение предлогов и определить их место в предложении; научиться соблюдать границы предложения при письме; познакомят с правилами правописания слов в предложении.

При выполнении предложенных в конспектах заданий у ребенка развивается «языковое чутье», он начинает размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим значениями слова. Помимо этого, под руководством взрослого ребенок учится читать и писать печатными буквами короткие слова и предложения. (Для выполнения письменных работ рекомендуется завести тетрадь в крупную клетку.)

Надо отметить, что весь материал, предложенный для чтения и письма, подобран таким образом, что его написание полностью совпадает с произношением, что так важно на начальных этапах обучения грамоте, особенно для детей с речевой патологией. В процессе занятий ребенок знакомится с элементарными правилами правописания: раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением прописной буквы в начале предложения и в написании собственного имени, двумя способами обозначения мягкости согласных на письме, написанием буквы И после букв Ж и Ш. В ходе обучения письму закрепляется навык предварительного анализа слова и последующего его чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем написано, а затем прочитано ребенком. Только в этом случае дошкольник усвоит навыки планирующей и контролирующей деятельности, которые при самостоятельном письме в школе позволят избежать дисграфии.

В основу пособия положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала. Автор надеется, что книга поможет родителям, логопедам и воспитателям ДОУ в работе по формированию фонематических процессов у детей, познакомит с формами организации и методикой проведения занятий.

В процессе занятий с детьми родителями и педагогами должны соблюдаться следующие правила:

1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку.

2. За одно занятие не следует давать больше 2—5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка).

3. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20—25 минут.

4. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.

5. Всю работу по формированию у ребенка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом, обращаться к нему при всех затруднениях.

Целью данного пособия является привлечение родителей под руководством логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников.

Предложенный дидактический материал может быть использован логопедами при проведении занятий, родителями — при самостоятельных занятиях с детьми или по заданию логопеда, воспитателями ДОУ компенсирующего вида — при проведении коррекционных занятий, воспитателями массовых ДОУ — при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница