«Салют, победа!»



Скачать 147.72 Kb.
Дата02.03.2016
Размер147.72 Kb.
ТипМетодическая разработка
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В.Яковлева»

(ГОУ СПО «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»)



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеклассного мероприятия

Тема: «САЛЮТ, ПОБЕДА!».

Разработчики:

Вешкина Татьяна Николаевна
Петухова Марина Евгеньевна

Челябинск, 2015


Цели мероприятия:

- Расширение знаний студентов о Великой Отечественной войне;
- Формирование познавательного интереса к теме ВОВ, через использование
различных видов деятельности;

- Формирование у обучающихся гражданских и патриотических качеств, активной социальной позиции, уважения к истории, традициям и культуре России;



- Создание условий для воспитания уважительного отношения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла;

- Создание условий для формирования интереса к прошлому нашего города, края, страны; приобщение и привлечение внимания обучающихся к героическому прошлому России;


- Содействие патриотическому воспитанию: воспитание чувства гордости за народ, победивший в войне.


- Создание условий для активного стремления утверждать в отношениях между людьми гуманные отношения; противодействовать жестокости, агрессивности.
- Создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей обучающихся, навыков выразительного чтения.
Материальное обеспечение:
• видеозаписи песен о Великой Отечественной войне;

• презентация по теме;


• компьютер, медиапроектор, экран.
Время проведения:
40 минут.
План мероприятия
1. Организационный момент -1 мин.
2. Вступительное слово - 2 мин.
3. Экспедция 1 «Оружие победы» - 15 мин.
4. Экспедиция 2 «Военная медицина».

5. Экспедиция 3. «Человек на войне. Повседневность военного времени»

6. Викторина - 5 мин.
7.Рефлексия. Подведение итогов - 3 мин

Ход мероприятия.

Слайд 1. Заставка «САЛЮТ, ПОБЕДА!» (посвящается всем тем, кто приближал Победу…).

Преподаватель истории: 70 лет... Дорога длиною в жизнь отделяет нас от героического подвига нашего народа в борьбе за мир на Земле. Все меньше остается тех, кто своим самоотверженным трудом спас человечество - фронтовиков, партизан, тружеников тыла.

Уважаемые гости, наша встреча посвящена Дню Победы и мы проведем ее в виде экспедиции в прошлое. На встречу, мы пригласили 3 группы исследователей, изучавших события той войны и сейчас они познакомят нас с военной медициной и оружием победы, расскажут о человеке на войне, повседневности военного времени.


Преподаватель химии: Победа досталось нашему народу ценой титанических усилий. Свой вклад внесли и военные, и рабочие тыла, и даже дети. Но нам хотелось бы обратить внимание на достижения ученых (в том числе химиков) в годы Великой Отечественной войны…

Слайд 2. Война для советского народа началась 22 июня 1941 г., а уже 23 июня 1941 года состоялось заседание Президиума Академии наук. Учёные заявили, что отдадут «все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом».

Слайд 3. Лучшая Песня о Великой Победе 1945 года

Слайд 4. Преподаватель истории. Значительную роль в театре военных действий играет техника. Поэтому, наша Первая экспедиция называется «Оружие Победы».

Слайд 5. Фрагмент песни с видео "Спасибо Т-34"

Выступают экспедиция 1 "Оружие Победы"

Слайд 6. Студент 1.

Осенью 1941 г., когда враг был уже в пригородах Москвы, а западные и южные районы страны были оккупированы, Урал стал одной из главных кузниц оружия для фронта. В то время стояла задача создать танк, который не боялся бы ни пулемета, ни колючей проволоки. Машина должна была сочетать такие качества как – мощность огня, скорость, прочность брони.



Слайд 7. Студент 2

Нашим конструкторам во главе с М. И. Кошкиным удалось создать лучший танк периода Второй мировой войны. В осеннюю распутицу, когда немецкие танки безнадежно вязли в грязи, Т-34 оставался единственным танком, которому было не страшно бездорожье. Этот танк имел минимальный вес, оказывал сравнительно небольшое давление (0,65/см₂ вместо 1кг/см₂) на грунт, был очень маневренный. Башня танка поворачивалась с рекордной скоростью: она делала полный оборот за 10 секунд вместо обычных 35 секунд.

Броня с повышенным содержанием никеля не только оказалась самой прочной, но и имела самые выгодные углы наклона, поэтому была неуязвимой.

Слайд 8. Студент 3

Производство «тридцатьчетверок», как их называли, было налажено в самые короткие сроки, хотя ценой тому были дни и ночи напряженного труда. Люди, у которых в холодном цехе пальцы примерзали к металлу, неделями не покидали рабочих мест и в конце декабря 1941 г. отправили на фронт первый эшелон с боевыми машинами.



Слайд 9. Маршал И. С. Конев писал: «Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным".
Слайд 10. Звучит песня о летчиках - истребителях
Слайд 11. Преподаватель химии. Следующая страница экспедиции рассказывает об авиации, которая также нуждалась в помощи ученых.
Студент 4 Враги были уверены, что наш воздушный флот разбит в первые часы войны. Но уже в начале боевых действий им пришлось убедиться в том, что русские обладают новейшими самолетами.

Слайд 12-13. В военные годы были созданы истребители высокого класса Ла – 3, – 5, – 7(конструктор С.А. Лавочкин), обладающие высокой огневой мощью; Як – 3(конструктор А.С. Яковлев), Ил – 2(С.В. Ильюшин), Ту – 2 (А.Н. Туполев). За время войны скорость истребителей возросла на 25%, дальность полета на 300%, скороподъёмность – на 200%. 4

Слайд 14. Студент 1. Для производства новых типов самолетов нужны были лёгкие нержавеющие жаропрочные стали. На основе магния и алюминия были изготовлены сверхлёгкие сплавы для самолётостроения, например бериллиевая бронза (сплав меди, бериллия, никеля и кобальта). А сплав бериллия, магния, алюминия и титана использовали при создании ракет и авиационных пулемётов, разработанных в первые в годы войны. 5

Слайд 15. Студент 2. Для авиации и другой военной техники необходимы были моторные масла и высокооктановое топливо. Исследования в этом направлении велись под руководством С.С. Намёткина и К.П. Лавровского. Они разработали антидетонатор – тетраэтилсвинец, используемый в этих целях до сих пор.

Слайд 16. Студент 3. Для загущения масел С.Н. Жуков предложил применять высокомолекулярные присадки. Небольшая добавка таких присадок позволяла использовать масла в зимний период. Н.Д. Зелинский получил синтетический бензин, который по качеству превосходил бензин из нефти и позволил увеличить скорость самолётов.

Слайд 17. Студент 4. Трудная задача стояла перед войсками противовоздушной обороны. На нашу Родину были брошены тысячи самолетов, пилоты которых уже имели опыт войны в Европе. Для защиты городов использовали все возможные средства. Так, помимо зенитных орудий небо над городами защищали наполненные водородом шары - аэростаты, которые мешали пикированию немецких бомбардировщиков.

Ночью вражеских пилотов ослепляли специальными составами, содержащими соли щёлочноземельных металлов, окрашивающих пламя в яркие цвета. Соединения стронция применяют для получения красных огней, а соли кальция для кирпично-красного цвета.



Гражданское население (наши сверстники) дежурило во время бомбежек на крышах домов, чтобы гасить зажигательные бомбы. Начинка этих бомб состояла из смеси порошков алюминия, магния, оксида железа (III), а детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. Такую бомбу нельзя было тушить водой, так как магний активно взаимодействует с ней. Тушили, используя сухой песок, землю.
Слайд 18 Видео «Никто не забыт, ничто не забыто! Памяти великой победы"
Слайд 19. Преподаватель истории. Следующая страница экспедиции посвящается Артиллерии.
Студент 1. В начале 1941 года появилась боевая машина БМ-13, получившая название "катюша". На грузовике стоял пакет из 16 направляющих в виде легких рельс, за 8-10 секунд выпускавший 1248 кг взрывчатки на дистанцию до 9 км. Машина переводилась в боевое положение за 2-3 минуты. Дав залп, она уходила из - под огня для перезарядки. Точность огня достигалась при помощи оперения в хвосте снаряда. За годы войны «катюша» всё более совершенствовалась, в итоге получили 72 – зарядную установку со снарядами, обладающими сильным разрывным действием. Их эффективность заключалась в особом составе пороха снарядов, секрет которого немцы так и не могли разгадать.

Студент 2. Продукция химической промышленности была нужна повсеместно: не хватало обмундирования, продовольствия, боеприпасов и особенно противотанковых средств. На одном из военных заводов в два дня наладили выпуск бутылок с зажигательной смесью – бутылок КС (Качурина – Солодовникова). В бутылку заливали бензин, керосин или масло и резинкой прикрепляли к ней три ампулы, содержащие серную кислоту, хлорат калия и сахарную пудру. Эти три компонента составляли запал. Когда бутылка разбивалась, разбивались и ампулы. Начиналась бурная реакция, в результате которой загоралось содержимое бутылки.

Слайд 20. Академик Ю.Г. Мамедалиев в 1941 г. выполнил работу по синтезу толуола. Его использовали для получения тротила. Тротил со щелочами образует соли, которые легко взрываются при механических воздействиях. Материал использовали для производства взрывчатых веществ, зарядов к разрывным снарядам, подводным минам, торпедам.

Слайд 21 Фрагмент "Солдаты милосердия" (канал ОТР, 2005г.)
Слайд 22. Преподаватель химии. Следующая страница экспедиции посвящена медицине. Открытия химиков помогли спасти тысячи раненых и больных людей.

Выступает экспедиция 2 "Военная медицина"

Слайд 23. Студент 1. За редким исключением, медсанбат — это палатки. Душная жара летом, холод, несмотря на печи, зимой. Стены и пол закрываются стерильными простынями. Операционные столы — роскошь. Гораздо чаще раненых оперируют на носилках, уложенных на козлы.

Слайд 24. Для освещения использовались, как правило, керосиновые лампы. При возможности — пользовались электрическим светом, в крайних случаях оперировали при свечах. Ввиду огнеопасности эфира, приходилось строго соблюдать меры пожарной безопасности. Если обстановка позволяла — около окна или двери ставили машину и включали фары.

Слайд 25 - 26. Студент 2. Порой не хватало и перевязочного материала — бинты стирали, стерилизовали и использовали снова. После операции медработники мыли скальпели, ножницы, иглы, сами заново их точили… Истории болезни писали на газетах, клочках бумаги. Собаки в годы войны помогали санитарам. На поле боя никто не обращал внимания на бегающего пса, в то время как он спасал раненых, выискивая их среди убитых.

Слайд 27. Студент 3. При ранении возникала опасность нагноения, а порой заражения или гангрены...

В 1942 году Зинаида Ермольева синтезировала свой отечественный пенициллин. Профессором В.А.Кудрявцевым в качестве средства остановки кровотечений был предложен препарат тромбин. Мельников Николай Николаевич получил препарат гексахлоран - основу дуста, применяемую для борьбы с сыпным тифом, переносимым вшами.



Учеными А. Е. Фаворским и М.Ф. Шостаковским был изготовлен бальзам для заживления ран, спасавший солдат от ожогов, обморожения, от осложнений при огнестрельных ранениях.
Слайд 28. Студент 4. В сентябре 1941 г. была организована группа переливания крови, в ее обязанность помимо получения, хранения и рассылки крови, входила организация донорства при всех лечебных учреждениях, особенно в армейском районе.

Ленинградские доноры дали фронту за время войны 144 тыс. литров крови и около 4 тыс. доз сухой плазмы…

Слайд 29. Преподаватель химии. На заключительном этапе войны медицинская помощь в Советской Армии достигла высокого уровня организации. Такой медицинской системы не имела ни одна армия, участвующая во второй мировой войне.

Сейчас мы проведем небольшую викторину и проверим, как вы внимательно слушали

Викторина

  1. «Говорит пехота: Чистая работа! Где ударит «Катя», фрицу не пролезть. Воевать охота, — говорит пехота, — Раз у нас такая пушка есть!». Эти стихи написаны военврачом С.Семиным на фронте в июле 1942 г. О каком оружии говорится в этих строках?
    Ответ. Оружие — «катюша». «Катюши» — реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды.

  2. Назовите маршала, который считал танк Т-34, самой лучшей боевой машиной.

Ответ: И.С. Конев.

  1. Где и каким образом в годы войны применялся водород?

Ответ. Водород применялся для наполнения аэростатов заграждения и наблюдения.

  1. Какой металл называют крылатым и почему?

Ответ: Алюминий использовали для производства корпусов самолетов.

  1. Назовите средство для заживления ран.

Ответ: бальзам Шостаковского.
Слайд 30. Видеофрагмент рекламы РЖД.

Слайд 31. Преподаватель истории. Следующая экспедиция расскажет нам о жизни человека на войне и в тылу, повседневности военного времени.

Выступает экспедиция 3. «Человек на войне. Повседневность военного времени».

Слайд 32 - 33. Студент 1. Условия повседневного уклада являлись важнейшим фактором войны. Фронтовой быт—это не только выполнение бойцами служебных обязанностей: несение караульной службы, ремонт техники, рытье окопов, строительство укреплений. Это еще и часы отдыха и досуга, которые уходили на повседневные заботы: устройство жилья, питание, починка обмундирования, стирка, баня, разговоры с боевыми товарищами, письма, посылки из дома, фронтовые концерты. Быт солдат времен войны сильно различался. Тяжелее всего положение было на передовой.


Слайд- 34 – 35 – 36 - . Студент 2. Продовольственная проблема в армии решалась значительно лучше, чем в тылу, ведь вся страна работала в первую очередь для фронта.

У всего личного состава Красной Армии рацион был одинаков, различались только нормы выдачи. В наших военных частях обязательно горячая пища выдавалась утром до рассвета и вечером после заката. Любимыми блюдами, которые готовились на полевой кухне, были: кулеш – жидкая каша с мясом, борщ, щи, тушёный картофель, гречка с мясом. Причем, из мяса была преимущественно говядина, и употреблялась она в варёном или тушёном виде. Выдавались продукты и трёхдневным сухим пайком.

Фронтовые пекари пекли хлеб прямо на полях сражений — в земляных печах, устроенных прямо в грунте. Порой — под обстрелом.

Слайд. 37 -38 – 39. Студент 3. Не лучше питались и те, кто остался в тылу. По рецепту, разработанному Московским технологическим институтом пищевой промышленности, в «рабочий хлеб» добавляли картошку и даже картофельные очистки, отруби, тот же жмых, макуху, а также крапиву, лебеду. Страшно подумать, но даже такого хлеба, наполовину состоящего из практически несъедобных примесей — обойной пыли, отрубей, целлюлозы, опилок, жмыха и пр., не хватало.

Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни. В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.



Слайд -40 - 41 Студент 1. Нехватку сахара граждане научились компенсировать, изготовляя из тыквы и свеклы самодельный мармелад. Кашу, например, варили из семян лебеды, лепёшки пекли из конского щавеля. Вместо чая использовали листья черной смородины, сушеную морковь и прочие травы.  Люди страшно голодали, употребляли в пищу травы, отруби, очистки.

Правительство старалось помочь тем, что выпускали небольшие брошюрки, в которых разъяснялось, какими травами можно питаться, какими нет, а также, какие «блюда» из них готовить. 



Слайд 42. Студент 3 . У солдата все с собой в вещмешке. РАССКАЗЫВАЕТ И ПОКАЗЫВАЕТ.

Документы, фото родных, письма – это на груди (достает и показывает). Убирает обратно и хлопает по карману.

Показывает содержимое вещмешка:

Ложка, кружка, табак (папиросы россыпью). Если выдавали сухой паек – консервы, хлеб (полбулки ржаного) или сухари, смена чистого или грязного белья, сувениры войны (обычно немецкое оружие), саперная лопатка и нож. У большинства советских солдат вместо сапог на ногах были обмотки. Наша каска была лучше, ее делали из особой марки стали: пластичной, в тоже время твердой, пуленепробиваемой. Не раз после боя видели убитых немцев в наших касках. Советское руководство использовало бывшие запасники царской армии. Это саперные лопатки образца 1914 года, фляги 1912 года, железные кружки. Плотную шинель русские солдаты носили с собой в любое время года, используя ее и как одеяло, и как форму в зависимости от ситуации».

В отличие от нас немцы были одеты крайне легко - шинели, пилотки, сапоги. В особо лютые морозы они укутывались в шерстяные платки, обматывали ноги тряпками, газетами, лишь бы спастись от обморожения. Так было в начале войны под Москвой и позднее — под Сталинградом. Немцы так и не смогли привыкнуть к русскому климату.

Все вещевое имущество солдата записывалось в красноармейскую книжку.



Слайд 43-44. Студент 2. Выживали, как могли. Зубы чистили обычным углем. Вместо мыла использовали щелок, который изготавливали из настоя древесной золы. Девушки и женщины обрабатывали волосы настоями трав, красили луковой шелухой для золотистого оттенка, а чтобы стать блондинкой использовали смесь ромашки и шафрана. Из-за отсутствия электричества и керосина приходилось освещать своё жильё «жировиками» и лучинами.

"Еще находили силы после работы идти на вечерку. В животе щавель булькает, как вода в бутылке. А мы ничего, танцуем босиком под балалайку. А утром в 7 часов – уже на работе, и до захода солнца – в поле".
Преподаватель истории. В 2014 году в одном из архивов нашей области, было найдено письмо Евдокии Шевченко. Давайте его прочтем.
Слайд 45. Студент 3. Письмо из прошлого.

Здравствуйте, дорогие наши потомки! Пишу вам от имени всех тех, кто защищает Родину на фронте и трудится в тылу.


Пишу письмо блеклыми чернилами, так что если что-то с трудом читается, не взыщите… других у меня нет. Письмо мое отражение нашей жизни.
Что ж это я?! Не представилась.… Зовут меня Дуся. Приехала я из села Лебедевка в Челябинск. Закончила учебу в кулинарном училище, и дали мне направление на завод ЧТЗ в заводскую столовую – поваром. Но директор вызвал меня и сказал, что, так как я самая образованная, то и назначают меня бригадиром поваров.
Жить мне пока негде, да и некогда. Завод работает круглосуточно, в три смены, рабочих не хватает и многие остаются работать сверхурочно, не уходя домой, поспят в раздевалке и снова к станкам. Люди работают на износ, стараются перевыполнить план, воодушевляемся лозунгом «Все для фронта, все для Победы!».
Кормим рабочих кашами на воде, супами без мяса, в основном простой немудреной пищей. Так же в запасах осталась консервы с тушенкой, но мы их отправляем на фронт, им нужнее.

В данный момент веду учет продуктов, занимаюсь калькуляцией, составлением меню, хотя какое – там меню…. все однообразно… сейчас каждая крошка на счету. Стараюсь кормить как можно лучше, но особо не из чего… Недовольных нашим питанием нет, все рабочие благодарны, ведь на фронте еще тяжелее, все это понимают. Жалко рабочих, ведь это в основном подростки, женщины, старики.

Устаю, иногда валюсь с ног, но кормить рабочих необходимо, это моя первоочередная задача, от этого наша Победа зависит.
С завода никуда не ухожу, ответственность огромная на мне, весь спрос с меня.
Тяжело сейчас.… нет не физически, а морально, людям постоянно приходят похоронки, но, несмотря на боль и отчаянье они продолжают работать. Я вот жду весточки от братьев, но пока ничего…

Народ верит, что Победа будет за нами! Осталось совсем чуть-чуть! Я знаю, мы победим! Мы победим ради вас, наши дорогие потомки.



Шевченко Евдокия Денисовна, октябрь 1942.

Преподаватель химии. История военных лет показала, что ученые сыграли огромную роль в создании оборонной мощи страны во время Великой Отечественной войны.

Слайд 46. Преподаватель истории. Их деятельность - это образец беззаветного служения своей Родине и своему народу, самоотверженного и напряженного творческого труда. Наш долг хранить память о героическом прошлом эпохи Великой Отечественной войны...НЕ ПОЗВОЛЯТЬ ПЕРЕПИСЫВАТЬ ИСТОРИЮ НАШЕЙ РОДИНЫ.
Слайд 47. Клип "НЕ СПЕШИ", группа МУРАКАМИ.
Слайд 48. РЕФЛЕКСИЯ!!!

Хотелось бы узнать какое впечатление оставила наша встреча.

Что запомнилось вам? Что особенно произвело впечатление?


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница