Руководство сюжетно-ролевой игрой в младшем дошкольном возрасте. Опыт работы воспитателя мадоу №39



Скачать 134.12 Kb.
Дата29.07.2016
Размер134.12 Kb.
ТипРуководство
Руководство сюжетно-ролевой игрой в младшем дошкольном возрасте.

Опыт работы воспитателя МАДОУ №39

Лупеко Е.В.

Я работаю воспитателем детского сада уже 32 года. За это долгое время моей работы, конечно, многое в нашей жизни изменилось. Жизнь стала более динамичной, появилось много технических новшеств, расширилось влияние на людей средств массовой информации, изменились принципы построения общества и много другое. Под влиянием всего этого, изменились и сами дети и их родители. И, конечно, это не могло не отразиться на сюжетно-ролевых играх детей, ведь именно в них они и отражают окружающую действительность и пытаются посредством игровых действий адаптироваться в ней. Неизменным осталось только одно: игра – была, есть, и будет основным видом деятельности ребёнка.



Текущая реальность была такова, что система дошкольного воспитания деформирована влиянием школы. В детских садах произошла подмена игры учебной работой. Результативность работы детского сада проверялась через призму оценки учителями того, насколько ребенок подготовлен к школе. Такое положение неправомерно ни с точки зрения возрастной психологии, ни с позиции реальных потребностей детей. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Всё это мы должны были учитывать и при организации сюжетно-ролевых игр дошкольников.

Набирая детей в младшую группу, мы, прежде всего, позаботились об организации предметного пространства: подобрали игровую мебель в соответствии с возрастом детей и предполагаемыми сюжетами игр, пополнили атрибутику, продумали что, где и как удобнее разместить.

Возраст детей был около 3-ёх лет. Кому-то 3 уже исполнилось, а кому-то не хватало нескольких месяцев. Конечно, говорить о полноценной сюжетно-ролевой игре в этом возрасте ещё рано, но как раз в это время начинают проявляться её зачатки. Дети, которые до этого играли в основном рядом, уже начинают играть вместе, обычно это пока ещё только пара играющих детей.

И ещё одна особенность данного возраста состоит в том, что дети, привыкшие к общению с мамой, папой и другими членами семьи, больше, чем со сверстниками, тяготеют к контакту со взрослым и в условиях детского сада.

Поэтому, я сначала вовлекала ребёнка в игровые действия со мной, выбирая самые простые и доступные для него сюжеты, а затем старалась, чтобы он перенёс те игровые действия на кого-то из своих товарищей.

Так, например, я садилась на стульчик в «парикмахерской» и говорила, глядя в зеркало: « Ой, Настя, что-то я совсем разлохматилась и волосы уже какие-то грязные… Может, ты приведешь меня в порядок?» Настя радостно брала шампунь, «мыла» мне голову, причёсывала. Большинство детей внимательно наблюдали за происходящим. «Ты как настоящий парикмахер. Вот как ловко у тебя всё получается. А ты была в парикмахерской? Как одет парикмахер?- уточняла я. ( Дети группы рассказывали о своем посещении парикмахерской, выясняя, что парикмахер одет в специальную одежду). - Давай, мы тебе тоже наденем передничек и шапочку». В общем-то, дети хорошо играют и без специальной одежды, но иногда она может стать самой причиной для того, чтоб начать именно эту игру. Однако при отсутствии игровых навыков, облачение в форму приведёт только к самолюбованию себя в новом облике. Другие дети, наблюдавшие игру, тоже хотят взять на себя роль парикмахера. «Хорошо, пусть теперь парикмахером будет Полина». Так, несколько детей пробуют себя в этой роли в игре со взрослым.



img_20150818_094142.jpg

Что бы ребёнок почувствовал удовлетворение от проделанного, обязательно хвалю его, восхищаюсь результатом и в определённый момент, говорю, что у меня уже всё в порядке, а ты сделай теперь прическу кому-нибудь из ребят.



img_20150818_095335.jpg

Малыши, уже получившие навык данной игры, охотно играют друг с другом. Так как речь детей в 3 года ещё очень несовершенна, важно, похваливая детей, как можно чаще произносить название исполняемой ими роли, комментировать игровые действия, для того, чтобы вводить все эти понятия в словарный запас ребёнка, который он в дальнейшем будет активно использовать.

Аналогично прошу детей приготовить мне какое-то блюдо, «полечить пальчик», «сделать укол», или произвести ещё какие-то действия, относящиеся к игре « Больница», и так переключаю потом на аналогичную игру с товарищем.

Такие сюжеты, как «Готовим обед», «Кормим дочку ( или другого персонажа)», «Укладываем спать» и т. п., можно вначале обыгрывать с помощью игрушек. В данных играх, ребёнку не нужен реальный партнёр, поэтому они подходят на начальных этапах застенчивым и замкнутым детям.

Вообще, на данном, подготовительном этапе, самое главное, сформировать у детей умение играть друг с другом, заложить у них основы дружбы и взаимопонимания, дать понять и почувствовать, что вместе играть интереснее.

Вместе с тем, детей уже нужно приучать бережно относиться к игровому материалу, хранить его в определённом месте и использовать по назначению. Нет, это вовсе не означает, что ребёнок не может «превратить» кирпичик из строительного набора в мороженное или сотовый телефон. Как раз такое творчество и проявление фантазии я только приветствую. Но вот если он берёт шприц из набора для больницы и устрашающе бегает с ним за кем-нибудь, то здесь уже провожу с ребёнком соответствующую разъяснительную беседу.

На этапе формирования игровых действий у малышей, часто приходится сталкиваться и с такими ситуациями, когда кто-то врывается в чужую игру, портит ход её действий или ломает подготовленный интерьер. Здесь приходится не только объяснять малышу, что надо уважать желания других детей, но и помочь ему самому организовать собственную игровую деятельность. Создавшему конфликт, показываю, как много ещё интересного есть в нашей группе и, если он сам не выберет занятие по душе, то вовлекаю в игру вместе со мной, учитывая его интересы.

В более старшем возрасте, такие ситуации можно решить по-другому. Сначала предлагаю ребёнку исправить, то, что он натворил, а затем пытаюсь включить его в сюжет игры. Например: девочки уложили кукол спать, застелили постельку, накрыли одеялами. А Артём подбежал и сорвал всё с кроватки. « Артём, зачем же ты обижаешь девочек? Ведь они потом не захотят с тобой дружить, - говорю я.- Давай, мы с тобой сейчас всё исправим». А затем обращаюсь к девочкам: « Какие у вас хорошие дети. А Артём теперь тоже научился их спать укладывать. Давайте, он будет вашим папой? Пока дети уснули, папа сходит в магазин за продуктами, а вы пока накроете на стол, а потом все вместе поужинаете». Как правило, дети соглашаются. Ведь при таком подходе и сюжет девочек получает дальнейшее развитие, и Артём, который и вредничал-то только потому, что не мог найти себе занятие, оказывается вовлечённым в игру.

В плане поучительности того, как не надо поступать с другими, всегда читаю детям рассказы Е. Пермяка «Самое страшное» и В. Осеевой «Волшебное слово».

Когда дети уже освоят самые первые навыки совместной игры, переходим к расширению и развитию её сюжетов. Иногда для этого достаточно внести новые игровые атрибуты, как, например, в игре «Парикмахерская», и к привычным расческам, шампуням, фенам, добавить бигуди, баночки с «кремом», «лак для ногтей».

Дети уже представляют, как этим пользоваться и активно включаются в работу.

img_20150818_095436.jpg

img_20150818_101028.jpg

Тогда беседуем с детьми о том, что все эти процедуры проходят уже не в парикмахерской, а в салоне красоты. Разговариваем о том, какие услуги там ещё предлагают. Мои дети сами предложили делать татуировки с помощью наклеек из детских книжек. Это и подтверждает то, что не только взрослый вносит что-то новое в игру детей, но и сами дети проявляют в ней своё творчество. Ведь сюжетно-ролевая игра отражает наблюдения детей в реальной жизни, их желания и стремления. И, конечно, ещё лет 10 тому назад «Парикмахерская» осталась бы только «Парикмахерской», а уж ни о каком тату-салоне и речи быть не могло.

С появлением новых услуг, увеличилось количество желающих их посетить. Пришлось ввести персонажа, который будет вести запись к мастеру, помогать в выборе процедур, принимать оплату.

img_20150818_100826.jpg

В старших группах можно добавить проведение массажа, оборудовав для этого место с помощью передвижной кушетки и ширмы. Можно ввести и роль директора салона, но лучше, если эту роль возьмёт на себя педагог, с разрешения детей, для упорядочения игрового процесса со слиянием нескольких сюжетов, так как для детей такие роли оказываются всегда малопривлекательными. В силу особенностей возраста, им всё же больше нравится производить действия с предметами и атрибутами.

Игры «Семья» и «Дом» получили несколько иное своё развитие. Сюжеты этих игр предполагают совмещение их с такими играми, как «Магазин» (нужно что-то купить к обеду и т. п.), «Больница» ( заболел кто-то из членов семьи), «Детский сад», « Такси» и другие. Каждая из этих игр в отдельности имеет очень непродолжительное действие, но объединенные общей задачей, они могут продолжаться довольно длительно. И не всегда для исполнения ролей здесь нужны разные участники, которые сидят и ожидают, когда по ходу сюжета вызовут такси или доктора. В «доктора» или «таксиста» может тут же «переквалифицироваться» сам «папа», а «мама» стать «воспитательницей», так как уже говорилось о том, что детям сложно объединяться для игры достаточно большими группами. Но переключение игровых сюжетов является для детей достаточно сложным, особенно в младшем дошкольном возрасте, поэтому требует подсказок со стороны воспитателя.

Какие же методы и приёмы руководства игрой детей я использую в своей работе?

Приемы прямого руководства.:

- включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

- обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

- вопросы и просьбы

- поощрение

-побуждения к высказываниям

- помощь воспитателя для объединения в игре

- вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога.

Приемы косвенного руководства:

-организация предметно-игровой среды ( размещение игрового оборудования и материала, подбор игрушек и атрибутов)

- создать игровую ситуацию

- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательности

-игры по ознакомлению с различными профессиями

- чтение художественных произведений, драматизация сказок

- наблюдение за играми других детей

- изготовление детьми атрибутов для игр

-организация игр обучающего характера:

- привлечение в игру малоактивных детей.

-помощь взрослого ( помочь распределить роли, спланировать ход игры, последовательность действий, помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре).

Рассмотрим подробнее, как применение различных приёмов руководства помогало изменять сюжет игры «Корабль».



  1. Организация игровой среды: макет штурвала; изготовление атрибутов: бескозырки, воротнички, фуражка для капитана. Игровое действие: ребёнок надевает бескозырку, крутит штурвал. Вопросы: кто ты? Что делаешь? Предлагаю взять на корабль пассажира-игрушку.

img_20150818_113437.jpg

  1. Организация предметно-игровой среды: вместе с родителями делаем на участке детского сада модель корабля. Рассказываю детям о пассажирских кораблях, сопровождая рассказ показом иллюстраций. Смотрим серии мультфильмов «Рассказы старого моряка», http://okno.ru/media/cache/my_thumb/uploads/images/video/image/48/2748/334555_35327935.jpg выясняем, что штурвал крутит рулевой, а приказы отдаёт капитан. Помогаю детям распределить роли и предлагаю поиграть в «Пассажирский корабль.

img_20150818_112200.jpg

  1. Смотрим мультфильм « Волшебник изумрудного города. Фильм 7». Обсуждаем, какие приключения могут случиться с мореплавателями, когда они сойдут на берег, придумываем свои сюжеты. Вовремя следующей игры в «Корабль» ( дети уже сами объединяются для игры, распределяют роли ) спрашиваю: « А куда плывёт ваш корабль?». Среди нескольких предложений, выбирают Африку, так как предварительно я читала им стихотворение К. Чуковского « Бармалей». Уточняю, что они будут в Африке делать? ( Лазать по пальмам, есть бананы, играть с обезьянами, загорать, кататься на жирафах).

img_20150818_113237.jpg

  1. Читаем стихотворение Э. Успенского «Разноцветная семейка». Рассматриваем в книге картинки с изображением морских обитателей. Создаю предметно-игровую среду: имитирую море с его обитателями. При следующей высадке на берег, предлагаю детям погулять по берегу и рассмотреть обитателей подводного мира. Ввожу в игру новый элемент: возвращение на корабль по звонку колокола. Рассказываю детям о том, что капитан подаёт команды в специальный рупор, что дальние предметы рассматривают в бинокль или подзорную трубу. Вместе с детьми ищем игрушки-заменители. Находим разноцветные формочки-вкладыши в виде удлинённого усечённого конуса, которые заменяют сразу и то и другое.

img_20150818_111807.jpg

  1. Продолжаем смотреть мультфильмы о моряках: « Шесть Иванов – шесть капитанов», «Балерина на корабле». Рассказываю детям о роли сигнальщика, обсуждаем, чем можно сигналить, выбираем флажки, помогаю распределить роли, становиться сигнальщиками по очереди, так как роль вызывает большой интерес у детей.

img_20150818_111138.jpg

  1. Дети уже сами неплохо организовывают игру. Становлюсь её участником – пассажиром корабля. В какой- то момент, создаю ситуацию, как будто я нечаянно упала в море. Прошу о помощи. Дети протягивают руки и помогают вернуться на корабль. «Хорошо, что я умею плавать, -говорю я. – Но вы всё равно молодцы, что подняли меня на борт. А кто знает, что помогает вытащить человека из воды?» Выясняем назначение спасательного круга, придумываем сделать его из обруча. Дети уже сами обыгрывают ситуацию «Человек за бортом».

img_20150818_112446.jpg

  1. Рассматриваем с детьми иллюстрации в книгах и журналах с

изображением военных кораблей, разговариваем о защитниках Родины, о службе в Армии, смотрим мультфильм

«Аврора». Вношу атрибуты военной тематики. Обыгрываем сюжет «Военные моряки».



img_20150818_113029.jpg

  1. По мере взросления детей и формирования у них конструктивных навыков, предлагаю построить корабль в группе из крупного строителя. Теперь уже дети могут определиться с выбором, какой это будет корабль: пассажирский, грузовой, военный. В соответствии с их замыслом, помогаю им определиться с планом постройки, на начальных этапах принимаю участие в строительстве. В данном случае корабль решили сделать пассажирским, а матросы будут ловить рыбу. Предлагаю детям при сходе на берег рыбу приготовить и устроить праздничный ужин. В старших группах к праздничному ужину, можно добавить концерт, на корабле ввести роль кока, судового доктора, изготовить вместе с детьми бинокли ( для этого хорошо подойдут тубы от туалетной бумаги ).

img_20150824_091656.jpg

img_20150824_091944.jpg

Надо отметить, что изначально, на построенном на уличной площадке корабле были мачты и флаги. Но, в связи с техническими работами на участке, они были сломаны. И пока мы собирались их восстановить, могли наблюдать, как данная постройка становилась для детей то кораблём, то автобусом, то машиной, а то и вовсе, девочки развешивали на ней покрывала, а иногда даже и без них,

приносили посуду и формочки из песочных наборов, и играли в «Дом». Таким образом, постройка стала многофункциональной, и мы решили не возвращать ей первоначальный вид. Порой задуманный нами «корабль» становился пристанищем для различных животных ( кошек, собачек и других ), роль которых выполняли сами дети. С самого поступления в группу, наши дети очень любили играть не только с игрушечными животными, но и сами «превращаться» в какого-нибудь зверька. Простой игровой атрибут – коробочка или пакетик из-под корма для кошек или собак подталкивал их к этому. Например, один из играющих становился на четвереньки (собачка), лаял, а другой насыпал ему корм, отдавал различные команды. Здесь пригодились и маски-шапочки, которые я уже давно придумала, как изготовить быстро и без больших затрат. Просто пришивали голову от старых мягких игрушек к повязке для волос – вот и готов образ персонажа.

img_20150827_160737.jpg

Поддерживая интерес детей к теме животных, игру «Зоопарк» мы оформили в виде проекта. Дети узнали много нового о содержании, кормлении и уходе за животными, научились строить вольеры и обыгрывать сюжеты с помощью игрушек.



img_20150130_093701.jpg

Следующим был проект игры «Ветеринарная клиника».



img_20150130_094521.jpg

Здесь ребята освоили сюжеты помощи заболевшим питомцам. Затем был игровой проект « Издательство журнала». Было решено сделать журнал о различных профессиях. Конечно, в средней группе рисунки к журналу были ещё очень несовершенны. Но тем не менее, дети получили представление о профессии журналиста, научились задавать вопросы по теме, освоили определённые речевые конструкции. Более яркие странички о профессиях они подготовили дома вместе с родителями. ( Конспекты всех этих проектов прилагаются).



img_20150824_094149.jpg

Все три игровых сюжета я объединила в открытом просмотре сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная лечебница».

До начала просмотра ребята начали игру в «Зоопарк»: построили вольеры, разместили зверушек, подготовили корм для них и предметы для ухода за животными. Затем я предложила поиграть в «Ветлечебницу». Распределили роли, создали нужную обстановку, выбрали питомцев.

img_20150130_094620.jpg

До начала просмотра ребята начали игру в «Зоопарк»: построили вольеры, разместили зверушек, подготовили корм для них и предметы для ухода за животными. Затем я предложила поиграть в «Ветлечебницу». Распределили роли, создали нужную обстановку, выбрали питомцев. Сразу обговорили, что по ходу игры зазвонит телефон и, играющие в зоопарк вызовут доктора к заболевшему зверю. А в это время в клинику придут корреспонденты журнала «В мире животных» и будут брать интервью у посетителей клиники. Все три игры проходили параллельно и в какой-то момент объединялись общим сюжетом. После посещения «Ветлечебницы» дети продолжали игру со своими питомцами: кормили их, выгуливали, купали, причёсывали, дрессировали. А корреспонденты журнала рисовали для него иллюстрации. Когда же «доктор» принял всех посетителей, предложила играющим девочкам покормить его обедом. Часть детей переключилась на игру «Дом». Игра получилась очень содержательной.

В средней группе мы разработали перспективный план по сюжетно-ролевым играм. Но, конечно, выполнить его в точности невозможно. Можно прекрасно научить ребёнка играть в ту или иную игру, но его игровые желания предугадать нельзя. Ведь, например, если кто-то тяготеет к химии, вряд ли станет увлеченно заниматься математикой. А детская фантазия тем более безгранична, а, значит, мы должны быть готовы помочь им развить любой игровой сюжет. Кстати, дети очень редко обозначают название игры, в которую собираются играть. Они просто называют игровые действия и выбирают роль. В средней группе у наших детей, особенно у девочек, была очень популярна игра, которую мы назвали «Пикник». Они наряжались в шляпы и другие одежды, расстилали покрывала, набирали продукты. Часто под конец игры просили включить им музыку, и всё заканчивалось танцами.

img_20150227_102842.jpg

В этой игре я тоже иногда начинала принимать участие. Придумывали, из чего нам сделать костёр, как пожарить шашлык ( нанизывали на палочку обрывки цветной бумаги, «фотографировались», «звонили» маме и т. п. ).

Сейчас во многих фильмах, мультфильмах и даже детских передачах, много показывают пиратов, продают много пиратской атрибутики. Конечно, дети тоже несут это в свою игру. Здесь стараюсь смягчить сюжет игры, сделать «пиратов» не злыми, а просто занимающимися поиском сокровищ.

И, конечно, формирование игровых навыков невозможно без работы с родителями. Консультации на стендах, выступление на родительском собрании, просмотр игр детей в записи и, конечно же индивидуальные беседы – всё это способствовало тому, что игровые навыки детей совершенствовались и в кругу семьи.



Вместе с тем, анкетирование родителей показало, что дома дети больше играют в конструктивные и настольно-печатные игры. В связи с чем было решено продолжить работу с родителями по активизации сюжетных игр дома.

К. Д. Ушинский сказал: «В игре дитя живёт, и следы этой жизни остаются в нём глубже, чем настоящая жизнь». При правильном руководстве игрой, следы эти будут самыми глубокими и поведут ребёнка по жизни в нужном направлении.
Каталог: uploads -> 3000 -> 2741 -> section -> 262768 -> metodkopilka
3000 -> Программа «Авиамоделирование»
3000 -> Испугались две де-воч-ки и маль-чик по-шли в лес. Там они со-би-ра-ли о-ре-хи. Вдруг кто-то выс-ко-чил из-под кус-та. Де-воч-ки ис-пу-га-лись и по-бе-жа-ли. Од-на де-воч-ка у-ро-ни-ла кор-зин-ку с о-ре-ха-ми
3000 -> Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка
3000 -> «творческая работа музыканта над произведением»
3000 -> Учебный план начального общего образования 2014-2015 учебный год Компонент образовательного учреждения Количество 2-х классов -3
3000 -> Управление образования Администрации городского округа Электросталь
3000 -> Программное обеспечение по предметам учебного плана маоу «сош №13 с уиоп» на 2015 2016 учебный год. Программное обеспечение учебного материала в начальной школе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница