Руководство по формированию, освидетельствованию, ремонту и осмотру колесных пар специального подвижного состава



страница1/3
Дата05.06.2016
Размер0.55 Mb.
ТипРуководство
  1   2   3


УТВЕРЖДАЮ
Вице-президент ОАО "РЖД"
по пути и путевому хозяйству-
ЦПО-39/50 начальник Департамента

пути и сооружений

С.Ю. Иванов

РУКОВОДСТВО по формированию, освидетельствованию, ремонту и осмотру колесных пар специального подвижного состава

2003 г.

РАЗРАБОТАНО Государственным унитарным предприятием Проектно-технологическо-конструкторское бюро по пути и путевым машинам МПС

России (ГУП ПТКБ ЦП МПС России)
Главный инженер М.А. Володин

Заведующий отделом по разработке ремонтной

документации на путевые машины и механизмы М.Г. Амигут

Ведущий конструктор С.И. Патешенков

Инженер-конструктор Ю.С. Максюта

СОГЛАСОВАНО



Заместитель начальника Департамента пути

и сооружений ОАО "Российские железные дороги"


В.Б. Каменский

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


I. Общие положения 1

  1. Основные технические данные колесных пар и их элементов 2

  2. Виды, сроки, порядок осмотра и освидетельствования колесных пар 11




  1. Основные положения 11

  2. Осмотр колесных пар под СПС 12

  3. Обыкновенное освидетельствование колесных пар 13

  4. Полное освидетельствование колесных пар 14

IV. Основные требования, предъявляемые к колесным парам в эксплуатации 15

V. Ремонт и формирование колесных пар 17



  1. Виды ремонта колесных пар 17

  2. Подготовка колесных пар к ремонту 18

  3. Обработка новых и старогодных осей 19

  4. Обработка новых и старогодных колес 20

  5. Обработка зубчатых колес 21

  6. Монтаж опорных подшипников осевых редукторов 22

  7. Расточка и насадка (смена) бандажей 23

  8. Прессовые работы 26

  9. Тепловой метод формирования и ремонта колесных пар 38




  1. Обточка поверхностей ободов колес в сборе с осью 38

  2. Сварочные и наплавочные работы 39

  3. Дефектоскопирование колесных пар 39

  4. Маркировка и клеймение колесных пар и их элементов 41

  5. Окраска колесных пар 46




  1. Транспортирование, хранение колесных пар и их элементов 47

  2. Порядок учета и исключения колесных пар из инвентаря 48

Стр.

Приложения 51


Приложение №1 Перечень оборудования, необходимый предпри-
ятию для проведения ремонта колесных пар со
сменой элементов 52

Приложение №2 Перечень оборудования, необходимый предпри-


ятию для проведения ремонта колесных пар без
смены элементов 53
Приложение №3 Паспорт на колесную пару 54
Приложение №4 Перечень основного измерительного инструмента

и приборов и сроки их периодических поверок 66


Приложение №5 Форма удостоверения на право производства осви-
детельствования колесных пар 69
Приложение №6 Сводная таблица допускаемых размеров и предельных

отклонений размеров колесных пар при ремонте 70


Приложение №7 Дефекты колесных пар и способы их устранения 74
Приложение №8 Величины конечных усилий запрессовки при фор-
мировании колесных пар 85

Приложение №9 Журнал регистрации неразрушающего контроля де-


талей специального подвижного состава 88

Приложение №10 Книга регистрации освидетельствования колес-


ных пар специального подвижного состава 90
Приложение J№11 Акт на исключение колесных пар из инвентаря 93

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Руководство по формированию, освидетельствованию, ремонту и ос­мотру колесных пар специального подвижного состава (далее - Руководство) определяет порядок формирования, освидетельствования, ремонта и осмотра колесных пар специального подвижного состава (далее - колесные пары), их транспортирования, хранения, учета и исключения из инвентаря и устанавлива­ет нормы и требования, которым колесные пары должны удовлетворять.

  2. Настоящее Руководство распространяется на колесные пары серийно выпускаемого специального подвижного состава (далее - СПС), а также снятого в настоящее время с производства, но находящегося в эксплуатации. Руково­дство распространяется на колесные пары СПС, приведенного в таблицах 1 и 2.

Руководство не распространяется на вагонные колесные пары, а также на ко­лесные пары СПС иностранного производства, кроме указанных в таблицах 1 и 2.

  1. Осмотр, освидетельствование, ремонт и формирование вагонных колес­ных пар специальных вагонов путевого хозяйства и вагонных колесных пар СПС должны производится в соответствии с требованиями Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар, утвер­жденной МПС СССР 31 декабря 1976 г. № ЦВ/3429.

  2. Эксплуатационная и ремонтная документация на колесные пары СПС должна соответствовать требованиям настоящего Руководства.

  3. В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных до­рог Российской Федерации, утвержденным МПС России 26 мая 2000 г.

№ ЦРБ-756 каждая колесная пара СПС должна соответствовать техническим требованиям, предусмотренным настоящим Руководством. Выполнение на­стоящего Руководства обязательно для всех работников, связанных с осмотром, освидетельствованием, ремонтом и формированием колесных пар СПС.

  1. Колесная пара должна обеспечить безотказную работу в течение срока ее службы от формирования до очередного освидетельствования. Гарантийные сроки службы на отдельные элементы и собранную колесную пару устанавли­ваются нормативно-технической документацией.

  1. Каждая колесная пара должна иметь четко поставленную маркировку о времени и месте формирования, полного освидетельствования.

Кроме того, элементы колесной пары должны иметь знаки и клейма, уста­новленные соответствующими стандартами, техническими условиями и на­стоящем Руководством.

  1. Производить формирование, ремонт и освидетельствование колесных пар имеет право предприятие, получившее разрешение на проведение форми­рования, ремонта, освидетельствования и обязательный минимум оборудова­ния, перечень которого приведен в приложениях №1 и №2 к настоящему Руко­водству, приспособлений и измерительного инструмента.

  2. На каждую сформированную колесную пару должен составляться пас­порт (формуляр) по форме, приведенной в приложении №3 к настоящему Руко­водству. При отсутствии паспорта (формуляра) подкатка колесной пары под СПС запрещается.

1.10. Измерение колесных пар и их элементов должно производиться стан-
дартными и специальными измерительными инструментами, перечень которых
приведен в приложении №4 к настоящему Руководству.

Применяемые при формировании, освидетельствовании, ремонте и осмот­ре колесных пар измерительные инструменты и приборы должны быть в пол­ной исправности, содержаться в чистоте и подвергаться периодическим повер­кам в установленном порядке.



II. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ КОЛЕСНЫХ ПАР И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ

2.1. На СПС применяются следующие колесные пары с буксами на под­шипниках качения:

с цельнокатаными колесами диаметром 950 мм по кругу катания, шейками оси диаметром 135 мм и подшипниками на втулочной посадке;

с цельнокатаными колесами диаметром 950 мм по кругу катания, шейками оси диаметром 120 мм и подшипниками на горячей посадке;

с цельнокатаными колесами диаметром 950 мм по кругу катания, шейками оси диаметром 130 мм и подшипниками на горячей посадке;

с цельнокатаными и составными колесами диаметром 1050 мм по кругу катания, шейками оси диаметром 160 мм и 120 мм и подшипниками на горячей посадке;

с цельнокатаными колесами диаметром 710 мм и 730 мм по кругу катания, шейками оси диаметром 90 мм, 100 мм, 110 мм и 120 мм с подшипниками на горячей посадке;

с цельнокатаными колесами диаметром 900 мм по кругу катания и шейка­ми оси диаметром 120 мм под подшипники на втулочной посадке;

с составными колесами диаметром 960 мм по кругу катания, с буксовыми шейками оси диаметром 130 мм под подшипники на горячей посадке;

с составными колесами диаметром 950 мм и 600 мм по кругу катания, с буксовыми шейками оси диаметром 85 мм и 120 мм;

с цельнокатаными колесами диаметром 1050 мм по кругу катания и шири­ной обода 140 мм, шейками оси диаметром 160 мм под подшипники на горячей посадке;

с цельнокатаными колесами диаметром 920 мм по кругу катания, шейками оси диаметром 150 мм с подшипниками на горячей посадке;

с цельнокатаными колесами диаметром 840 мм и 860 мм по кругу ка­тания, шейками оси диаметром 130 мм с подшипниками на горячей посад­ке.


  1. Перечисленные колесные пары имеют конструктивные отличия в за­висимости от их назначения - приводные или неприводные. Основные типы ко­лесных пар приведены на рисунке 1. На приводных колесных парах монтирует­ся осевой редуктор.

  2. Типы колес и их основные размеры приведены на рисунке 2 и в таблице 1.

  3. Типы осей и их основные размеры приведены на рисунке 3 и в таблице 2.

  4. Профиль поверхности катания колеса должен соответствовать требова­ниям ГОСТ 9036, ГОСТ 11018 и требованиям конструкторской документации на колесную пару. Профили поверхности катания колес приведены на рисунке 4.

2.6. Для проверки колесных пар, установки их на станках при механиче­ской обработке и ремонте, каждая ось должна иметь на торцах центровые от­верстия.
а)




7Z

а)



а)

L1

L2





б)



Рисунок 4 - Профили поверхности катания колес

а) по ГОСТ 9036; б) по ГОСТ 11018

D1 - диаметр колеса по кругу катания; B2 - ширина обода колеса








* на ТЭУ-630 допускается применение составных колес с диаметром D2 = 900-014 мм.

** на ПРСМ-4 допускается применение колес с диаметром D3=194 мм. *** на РМ76, РМ80 допускается применение колес с D1=950±0,2 мм; D2=810-10 мм; D3=190 мм; В1=190+2 мм; В2=130+3 мм

**** на АГД-1М допускается применение колес с диаметром D3=156 мм.










III. ВИДЫ, СРОКИ, ПОРЯДОК ОСМОТРА И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВА­НИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР

3.1. Основные положения

  1. Для проверки состояния и своевременного изъятия из эксплуатации колесных пар, угрожающих безопасности движения, а также для контроля за качеством подкатываемых и отремонтированных колесных пар установлена система их осмотра и освидетельствования, состоящая из:

осмотра колесных пар под СПС; обыкновенного освидетельствования; полного освидетельствования.

  1. Осмотр колесных пар под СПС, находящимся в эксплуатации, и при проведении технических обслуживаний должны производить машинисты и водители СПС, а при текущем и среднем ремонте первого объема также ра­ботники предприятий приписки СПС или работники ремонтных предприятий под непосредственным руководством и контролем мастера или бригадира.

Указанные лица должны один раз в два года сдавать экзамены на знание должностных инструкций в комиссиях предприятий, с участием ревизора ОАО "РЖД" по безопасности движения специального подвижного состава.

  1. Обыкновенное и полное освидетельствование колесных пар должны производить лица, сдавшие экзамены на знание настоящего Руководства, Руко­водства по осмотру, ревизии и ремонту букс специального подвижного состава и технологического процесса и получившие право на выполнение этих работ.

  2. Удостоверение на право производства освидетельствования колес­ных пар должны иметь:

на предприятиях, производящих ремонт колесных пар со сменой элемен­тов, - главные инженеры и их заместители, начальники колесных цехов или участков и их заместители, начальники отделов технического контроля (далее -ОТК) и их заместители, технологи, мастера, бригадиры, контролеры ОТК ко­лесных цехов, а так же инспектора-приемщики ОАО "РЖД";

на предприятиях, производящих ремонт колесных пар без смены элемен­тов, - главные инженеры, заместители начальника по ремонту мастера, брига­диры и технологи, производящие освидетельствование колесных пар, а также приемщики;

на предприятиях, производящих формирование колесных пар - главные инженеры и их заместители, начальники, заместители начальников и мастера цехов-изготовителей колесных пар, начальники ОТК и их заместители, инже­неры-технологи, мастера, бригадиры, контролеры ОТК колесных цехов, а так же инспектора-приемщики ОАО "РЖД".


  1. Прием экзаменов с выдачей удостоверения на право производства освидетельствования колесных пар у инспекторов-приемщиков ОАО "РЖД", главных инженеров и их заместителей на предприятиях, производящих форми­рование и ремонт колесных пар со сменой элементов, должна осуществлять ко­миссия в составе главного инженера железной дороги-филиала ОАО "РЖД" и дорожного ревизора ОАО "РЖД" по безопасности движения специального под­вижного состава.

Других работников, связанных с формированием, ремонтом, освидетельст­вованием и осмотром колесных пар, должна экзаменовать комиссия в составе начальника или заместителя начальника отдела пути отделения железной доро­ги-филиала ОАО "РЖД" и ревизора ОАО "РЖД" по безопасности движения специального подвижного состава. При отсутствии на железной дороге отделе­ния, порядок приема экзаменов на право производства освидетельствования ко­лесных пар у категорий работников, указанных в настоящем пункте, должен определять главный инженер железной дороги-филиала ОАО "РЖД".

  1. Работники, имеющие право на освидетельствование колесных пар, должны подвергаться не реже одного раза в два года повторным экзаменам те­ми же комиссиями. Результаты экзаменов должны оформляться протоколом с выдачей удостоверения установленного образца. Форма удостоверения приве­дена в приложении №5 к настоящему Руководству.

3.2. Осмотр колесных пар под СПС

3.2.1. Осмотр колесных пар под СПС производить ежесменно перед выез­дом на место производства работ, на месте производства работ во время оста­новок, при проведении технических обслуживаний, при текущем ремонте СПС и среднем ремонте первого объема.

3.2.2. При осмотре колесных пар под СПС проверить техническое состоя­ние их элементов, доступных осмотру, в том числе:

на бандажах и ободах цельнокатаных колес: отсутствие трещин, ползунов (выбоин), плен, раздавленностей, вмятин, отколов, раковин, выщербин недо­пустимых размеров, ослабление бандажа на ободе колесного центра остукива-нием молотком, сдвиг бандажа по контрольным меткам, предельный прокат, вертикальный подрез гребня, ослабление бандажного кольца остукиванием мо­лотком, остроконечный накат;

на колесных центрах и цельнокатаных колесах - отсутствие трещин, при­знаков ослабления или сдвига ступиц на оси;

на открытых частях осей - отсутствие трещин, плен, протертых мест, элек-троожега и других дефектов.

Отсутствие нагрева букс определять при остановках и после прибытия СПС с места производства работ.

3.3. Обыкновенное освидетельствование колесных пар


  1. Обыкновенное освидетельствование колесных пар производить при среднем ремонте СПС и среднем ремонте второго объема, а также при подкат­ке колесных пар под СПС, если подкатываемая колесная пара не была в экс­плуатации более двух лет после формирования (последнего полного освиде­тельствования), или более одного года после последнего обыкновенного осви­детельствования.

Проверку даты формирования и освидетельствования производить по пас­портным данным и клеймам на торце оси.

  1. При обыкновенном освидетельствовании колесных пар должны быть выполнены все проверки, предусмотренные их осмотром под СПС, и дополни­тельно проведена:

очистка от грязи и смазки; мойка в моечной машине;

проверка наличия установленных клейм и знаков; проверка магнитным дефектоскопом открытых частей оси;

проверка соответствия размеров колесной пары допускаемым размерам при ремонте, приведенным в приложении №6 к настоящему Руководству; промежуточная ревизия букс;

частичная разборка осевого редуктора и проверка магнитным дефектоско­пом зубьев зубчатых колес;

обкатка колесной пары с осевым редуктором и буксовыми узлами; запись в паспорте (формуляре) на колесную пару, книге регистрации осви­детельствования колесных пар специального подвижного состава и журна­ле регистрации неразрушающего контроля деталей специального подвиж­ного состава.

3.3.3. После обыкновенного освидетельствования знаки маркировки и клеймения на колесные пары не наносить.



3.4. Полное освидетельствование колесных пар

3.4.1. Полное освидетельствование производить:

при ремонте колесных пар со сменой элементов;

при капитальном и капитально-восстановительном ремонте СПС;

после крушения, аварии или схода с рельсов;

через одну обточку по предельному прокату или через две обточки по другим неисправностям ободов цельнокатаных колес;

при неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования на торце оси колесной пары дату и номер предприятия устанавливают по паспорту (формуляру) колесной пары. Если подошел срок, производят полное освидетельствование колесной пары, если срок не наступил, восстанавливают дату последнего полного освидетельствования. При невозможности установ­ления даты производят полное освидетельствование колесной пары.

3.4.2. При полном освидетельствовании колесных пар должны быть выпол­нены все операции, предусмотренные обыкновенным освидетельствованием, и дополнительно проведены:

разборка осевого редуктора;

демонтаж букс с роликовыми подшипниками и их полная ревизия; очистка колесной пары от краски; проверка магнитным дефектоскопом:

поверхности оси по всей длине перед формированием колесной пары;

подступичных частей оси и посадочной поверхности оси под зубчатое колесо перед запрессовкой снятых элементов;

буксовых шеек и предподступичных частей оси со снятием внутрен­них и лабиринтных колец или внутренних колец роликовых подшип­ников на горячей посадке без снятия их с шейки оси;

зубьев зубчатых колес;

внутренней обработанной поверхности бандажа перед установкой и поверхность бандажа в местах обжима бурта; проверка ультразвуковым дефектоскопом: оси колесной пары; гребня колеса после наплавки; проверка ультразвуковым или вихретоковым дефектоскопом:

обода колеса, приободной зоны диска с обеих сторон колеса, зоны пе­рехода от диска к ступице с обеих сторон колеса, кромки ступицы с обеих сторон колеса; нанесение клейм и знаков полного освидетельствования (формирования). 3.4.3. Предприятия, выполняющие ремонт колесных пар со сменой элемен­тов и полное освидетельствование, должны быть оборудованы устройствами, позволяющими производить очистку элементов колесной пары от старой крас­ки до металла.

Разрешается производить очистку колесных пар металлическими щетками.
IV. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОЛЕС­НЫМ ПАРАМ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
4.1. Для поддержания колесных пар СПС в эксплуатации в работоспособ­ном состоянии, колесные пары должны подвергаться осмотру под СПС.

Запрещается выпускать в эксплуатацию СПС с колесными парами, имею­щими трещины в любой части колесной пары, а также при наличии следующих износов и дефектов:

равномерного проката по кругу катания более 8 мм;

неравномерного проката более 2 мм;

разности прокатов у левого и правого колеса более 1 мм;

толщине гребня более 33 мм для колесных пар отечественного производства, и более 34 мм для колесных пар иностранного производства или менее 25 мм. Измерение производить на расстоянии 18 мм от вершины гребня при высоте гребня 28 мм, а у колесных пар с высотой гребня 30 мм - на расстоянии 20 мм от вершины гребня;

вертикального подреза гребня высотой более 18 мм;

ползуна (выбоины) на поверхности катания глубиной более 1 мм;

остроконечного наката гребня;

местного увеличения ширины обода (бандажа) колеса (раздавливание) бо­лее 6 мм;

"навара" высотой более 1 мм;

поверхностного откола наружной грани обода колеса, включая местный откол кругового наплыва, глубиной (по радиусу колеса) более 10 мм, или если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм, или если в по­врежденном месте независимо от размеров откола имеется трещина, распро­страняющаяся в глубь металла;

ослабления или сдвига ступицы колеса на оси;

ослабления или сдвига бандажа на ободе колесного центра;

ослабления бандажного кольца более чем в трех местах по его окружности, ослабления суммарной длиной ослабленного места более 30 % общей длины окружности кольца, а также ослабления расположенного ближе 100 мм от зам­ка кольца;

выщербины или раковины на поверхности катания глубиной более 3 мм или длиной у приводных колесных пар более 10 мм, а у неприводных - более 25 мм; потертости любой части оси глубиной более 2,5 мм;

кольцевых выработок на поверхности катания у основания гребня глуби­ной более 1 мм, на поверхности с конусностью 1:3,5 глубиной более 2 мм или шириной более 15 мм;

следов электродугового ожога в любой части оси;

ширины обода колеса менее 127 мм для колес с В2 = 130, 132 мм;

менее 129 мм для колес с В2 = 135 мм;

менее 135 мм для колес с В2 = 140 мм; толщины обода колеса менее 22 мм для колес с D1 = 710; 730 мм,

менее 27 мм для колес с D1 = 900; 920, 950; 1050 мм; толщине бандажа составного колеса менее 32 мм для колеса с D1 = 600 мм,



менее 47 мм для колеса с D1 = 950 мм.

  1. Основные дефекты колесных пар и способы их устранения приведены в приложении №7 к настоящему Руководству.

  2. При обнаружении у колесных пар ползуна глубиной от 1 до 2 мм СПС допускается довести до ближайшего пункта технического обслуживания со скоростью не выше 15 км/ч, а при величине ползуна от 2 до 4 мм - со скоростью 10 км/ч, где колесную пару заменить. При ползуне свыше 4 мм разрешается следование со скоростью 10 км/ч при условии вывешивания или исключения возможности вращения колесной пары.

  3. Дефекты колесных пар, обнаруженные при осмотрах, должны быть за­писаны в журнал технического состояния СПС.


Каталог: scb -> uploaded
uploaded -> Производственно
uploaded -> ГОгоаМЯтай
uploaded -> Учебно-методический кабинет
uploaded -> Электровозы нового поколения (виртуальная тематическая подборка) «Северо-Кавказская железная дорога»
uploaded -> Описание и работа системы в режиме автоведения Назначение системы
uploaded -> Микропроцессорная унифицированная система автоматической блокировки
uploaded -> Микропроцессорная система числовой кодовой автоблокировки
uploaded -> Аварийный режим возбуждения тягового генератора
uploaded -> Рекомендации по монтажу элементов системы автоматизации диагностироваия и контроля устройств сцб


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница