Розділ 1 Економіка природокористування і еколого-економічні проблеми



Скачать 318.13 Kb.
Дата08.06.2016
Размер318.13 Kb.


Розділ 1 Економіка природокористування і еколого-економічні проблеми




УДК 33:502/504
Р.А. Перелет1

Экосистемный подход к управлению природопользованием

и природоохранной деятельностью



В статье рассмотрены вопросы эволюции от моноресурсного к экосистемному подходу в природопользовании, основные тенденции в воздействии экономической деятельности на экосистемы и сокращение биоразнообразия. Рассмотрены определение, применение, реализация и стимулирование перехода к экосистемному подходу. Приведен пример реализации экосистемного подхода на примере экосистемы Арктики.


Эволюция от моноресурсного к экосистемному подходу в природопользовании

В разработке государственной политики по решению глобальных проблем наряду с последствиями изменения климата огромное значение уделяется проблеме сохранения и устойчивого (неистощительного) использования живого природного капитала, основанного на сохранении биоразнообразия. Этому уделялось особое внимание на Конференции по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.), которая поставила задачу добиться существенного снижения нынешних темпов утраты биологического разнообразия к 2010 году. На это и направлена сегодня деятельность всех государств – участников конференции, включая Россию, в рамках Конвенции по биоразнообразию.

Моноресурсный подход к управлению экосистемами преобладал в практике природопользования до последнего времени и продолжает использоваться в России даже сегодня.

Однако в последнее десятилетие, когда говорят об "управлении лесными угодьями" и о "лесной политике", речь, как правило, уже не идет об "управлении запасами древесины". Все больше осознается, что лес – это нечто гораздо большее, чем просто источник древесины. Он выполняет жизненно важные функции, являясь лесной экосистемой, "продукция" которой – ягоды, грибы, кедровые и другие орехи, медицинские и ароматические растения, ценные виды животных и птиц. Лес выступает средоточием биологического разнообразия. Кроме того, лесные экосистемы оказывают "услуги" – защищают земли от эрозии, способствуют фильтрации дождевой воды, питающей подземные водоносные слои, и символизируют собой целый ряд личных и коллективных ценностей для всех, кто попадает в лес. Лес – это часть пейзажа и природного наследия, "визитная карточка" той или иной территории. Все это он дает при одном условии: при гарантии его собственного здоровья и устойчивого развития.

Что же касается рек, то здесь по-прежнему пока преобладает представление о воде как о ресурсе, и мы еще очень далеки от понимания того, что реки – это нечто большее, чем природные трубы с H2O. Рамочная водная директива, действующая на территории Европейского Союза с 2000 г., требует пересмотра отношения к воде как к гидроресурсу и перехода к управлению реками как экосистемами. Рамочная директива отражает радикально новый взгляд в Европе на вопросы управления водными ресурсами. Этот новый экосистемный подход, основанный на новых стратегиях управления спросом и сбережения ресурсов, пришел на смену традиционному подходу, основанному на стратегиях управления предложением и на массовых государственных субсидиях. Европейская декларация о новой культуре водопользования, подписанная в Мадриде в феврале 2005 года сотней университетских преподавателей и экспертов по вопросам управления водными ресурсами, является еще одним важным шагом в этом направлении.

Основной целью управления живыми морскими ресурсами в Норвегии является создание условий для их рационального использования, т.е. приспособление промышленного промысла к возможностям воспроизводства этих популяций. Такая политика соответствует международным требованиям, зафиксированным в таких соглашениях, как Конвенция ООН по морскому праву, соглашения ООН в области контроля за рыбными популяциями и принятый в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Свод правил, регулирующих деятельность комитетов по рыболовству.

В силу сложившейся традиции рыбные популяции контролировались как один коммерчески важный биологический вид. Однако один биологический вид может оказать серьёзное воздействие на ряд других видов: например, как треска, так и норвежская нерестующая весной сельдь питаются по большей части мойвой, которая водится в водах Баренцева моря. Стада китов и тюленей устраивают крупные набеги на популяции различных видов рыб и живых организмов, которыми они питаются. Температурные условия и прочие климатические факторы также влияют на миграцию и развитие различных популяций. В настоящее время экосистемный подход широко применяется в сфере осуществления контроля над рыбным промыслом. Это означает, что такой контроль не только учитывает, каким образом промышленный промысел влияет на размер и развитие рыбных популяций, но и какое влияние оказывает рыбный промысел на морскую экосистему в целом и каким образом отражается изменение морской экосистемы на живых морских ресурсах (1).

В Стратегическом плане по защите Арктической морской среды Арктического совета (2004 г.) отмечается, что деятельностью людей, влияющей на морскую среду Севера, надлежит управлять таким образом, чтобы способствовать сохранению и защите среды, биологическому разнообразию и устойчивому развитию. Этого можно достичь, применяя управленческий подход на основе экосистем, который включает рассмотрение нескольких ключевых характеристик, таких, как разные масштабы природопользования, долгосрочные перспективы, люди как неотъемлемая часть экосистемы, адаптивное управление и устойчивый потенциал производства товаров и услуг (2).



Экосистемный подход находит все больше сторонников, особенно сейчас, когда концепция "горячих точек" недавно подверглась резкой критике после выявления отсутствия сходства в расположении между "горячими точками", полученными с использованием различных критериев. Некоторые эксперты даже заявили о нецелесообразности использования "горячих точек" в биоразнообразии, так как концентрация внимания на "горячих точках" приводит к игнорированию очень важных для человечества экосистем. Картографирование "горячих точек" для глобального биоразнообразия сравнивают с "установкой антенны на автомобиле с неработающим двигателем". Затраты в территории, где находится больше всего видов на грани исчезновения, не представляют собой наилучший путь действий, так как часто вероятность добиться успеха на таких территориях чрезвычайно мала в связи со значительной нагрузкой от экономической деятельности, которую нельзя прекратить, или коррумпированностью местных чиновников. Основные усилия надо направлять на достижение благополучия людей и наиболее полное использование экосистемных услуг, которые обычно недооцениваются (3).

Основные тенденции в воздействии экономической деятельности

на экосистемы и сокращение биоразнообразия

В отношении наземных экосистем самой серьезной проблемой на протяжении последних 50 лет считают изменение растительного покрова. Изменение в характере землепользования останется согласно прогнозам одним из основных факторов, вызывающих сокращение биоразнообразия, особенно вследствие расширения сельскохозяйственного производства за счет вырубки лесов.

В отношении морских экосистем самым серьезным фактором прямого действия, вызывающим изменения на протяжении последних 50 лет, является чрезмерная эксплуатация ресурсов. Уловы рыбы в глобальном масштабе возросли до рекордных уровней в конце 80-х годов, а сейчас идут на убыль, несмотря на наращивание промышленных усилий, которые наносят серьезный вред морскому биоразнообразию во многих районах мира, зачастую оказывая значительное потенциальное воздействие на продовольственную обеспеченность.

В отношении внутренних пресноводных экосистем (в зависимости от региона) самыми серьезными прямыми факторами, вызывающими изменения на протяжении последних 50 лет, являются физические изменения, изменения водного режима, инвазивные виды, загрязнение окружающей среды, заиливание и эвтрофикация. Такие нагрузки будут, по всей вероятности, усиливаться, поскольку потребности в воде продолжают расти.



Изменение глобального климата, выявленное в прошлом веке, уже оказало ощутимое воздействие на биоразнообразие и, судя по прогнозам, это воздействие усилится в будущем. В рамках выполненной ООН оценки экосистем на пороге тысячелетия прогнозируется повышение средней глобальной температуры на более чем 2°С по сравнению с доиндустриальным уровнем, что окажет значительное негативное воздействие на экосистемы в глобальном масштабе.

Постоянно возрастает угроза интродукции инвазивных чужеродных видов в результате роста транспорта, туризма и торговли в связи с глобализацией. (4) Все указанные факторы, негативно воздействующие на экосистемы, вызвали необходимость перехода к экосистемному подходу в природопользовании.


Определение экосистемного подхода

Биоразнообразие вносит прямой (посредством "снабженческих" экосистемных услуг – продукции экосистем, услуг регулирования природных процессов и духовных/рекреационных услуг) и косвенный (посредством поддержания этих экосистемных услуг) вклад в благосостояние людей, включая обеспеченность продовольствием и одеждой, качество жизни, здоровье, социальные отношения и свободу выбора и действий. На протяжении прошлого века многие люди получали значительные выгоды от преобразования естественных экосистем в экосистемы, в которых преобладает антропогенная деятельность, и от эксплуатации биоразнообразия. В то же время возникшее сокращение биоразнообразия и изменения в экосистемных услугах часто приводили к ухудшению благополучия других людей и повергали некоторые социальные группы в крайнюю бедность.

Применение более совершенных методов оценки ценности и получение более точной информации об экосистемных услугах позволяют сделать вывод о том, что хотя многие частные лица и компании получают выгоды от сбора и реализации биоресурсов, а также извлечения невозобновимых ресурсов с сопровождающимися нарушением и загрязнением экосистем эта деятельность, как правило, приводит к потере биоразнообразия. Издержки, которые несет общество в связи с такими изменениями, зачастую намного превышают выгоды. Даже в тех случаях, когда мы не располагаем исчерпывающими знаниями о выгодах и издержках, все равно может быть оправдано применение предусмотрительного подхода, если издержки, связанные с изменением экосистем, могут быть высокими или если изменения носят необратимый характер.

В Конвенции по биологическому разнообразию (1982 г.) "экосистема" определяется как "динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также их неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое" (Статья 2). "Устойчивое использование" означает использование компонентов биологического разнообразия таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия, тем самым сохраняя его способность удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений и отвечать их чаяниям. Аддис-абебские принципы устойчивого использования биоразнобразия (2003 г.) явились новым шагом в понимании этой компоненты стратегии сохранения биоразнообразия (5).



Экосистемный подход был официально принят на Пятой конференции сторон Конвенции по биоразнообразию (КБР), прошедшей в мае 2000 г. в Найроби (6). Описать его можно как стратегию комплексного управления земельными, водными и живыми ресурсами, направленную на их охрану и устойчивое использование на основе принципа справедливости. Таким образом, экосистемный подход позволяет сбалансировать три задачи КБР (охрана, устойчивое использование, справедливое распределение выгод, получаемых в результате использования биологических ресурсов). Его 12 принципов и 5 указаний к действию в совокупности образуют инструмент принятия самых разнообразных решений: от местных лесохозяйственных проектов до лесного ландшафтного планирования, разработки лесной политики и законодательства.

Экосистемный подход, предусмотренный в Конвенции по биоразнообразию, – это средство, позволяющее рассматривать взаимосвязи внутри экосистем с другими системами и людьми, для которых экосистемы являются местом жительства и средством к существованию. Он предполагает переход от однобокого рассмотрения рыночно ценных видов – например, подходу к лесам исключительно как источнику древесины – к многостороннему взгляду, работе в различных пространственно-временных масштабах, использованию всех имеющихся знаний и привлечению соответствующих заинтересованных сторон. Этот подход призван обеспечить долгосрочную устойчивость биологического разнообразия и существенное развитие сегодняшнего понимания устойчивого природопользования.



Основные принципы и методические указания данного подхода следующие. Любые решения принимаются на основе общественного выбора. Экосистемы имеют сложную и динамичную природу, процессы, происходящие в них, часто нелинейные и их последствия могут проявиться через какое-то время. Человек не владеет полной информацией и не имеет полного понимания относительно функционирования экосистем. Необходимо использовать любую доступную информацию и привлекать все заинтересованные стороны. Необходимо использовать адаптивное управление, основными целями которого должны стать сохранение структуры и функционирования экосистем, умение управлять процессами, происходящими в них. При принятии решений необходимо в числе прочего учитывать экономическую ситуацию на данной территории, влияние на другие экосистемы и понимать, что изменения неизбежны. Решения должны быть максимально децентрализованными, долгосрочными, просчитанными в соответствующих пространственно-временных масштабах вне зависимости от возможных границ юрисдикции и должны быть направлены на увеличение разделения выгод (7).

Экосистемный подход предполагает исследования функциональных связей живых организмов между собой и с окружающей средой, а также факторов, нарушающих саморегуляцию экосистемы и ведущих ее к дисбалансу. Этот подход необходим при разработке стратегии хозяйственного использования экосистем. В экосистемном подходе важное место занимает концепция гомеостаза (саморегуляции) для оценки антропогенного воздействия на процессы, регулирующие целостность экономики. При изучении экологии сообществ главное внимание уделяется биотическим компонентам экосистем, определению и описанию видового состава, факторам, лимитирующим их распространение (биотическим, абиотическим и антропогенным).

Экосистемный подход (ЭП) связан с тем, каким образом использование человеком экосистем затрагивает их функционирование и производительность.

  • При ЭП экосистемы рассматриваются комплексно. В настоящее время, управление экосистемами связано, как правило, с их использованием для получения одного доминирующего экосистемного товара или услуги, например, рыбы, древесины или гидроэлектроэнергии. При этом нет полного понимания, как экосистемы реагируют на такую деятельность. Может быть, при таком подходе мы на самом деле теряем товары и услуги, более ценные, чем те, которые мы получаем и которые еще не ценятся рынком, например, биоразнообразие и борьба с наводнениями. При ЭП рассматривается весь спектр возможных товаров и услуг и делается попытка оптимизировать множество благ, предоставляемых данной экосистемой, а также другими экосистемами. Цель ЭП состоит в том, чтобы добиться эффективного, четко прослеживаемого и неистощительного (устойчивого) функционирования экосистем.

  • При ЭП происходит переориентация границ, которые традиционно определяют наше управление экосистемами. ЭП подчеркивает системный подход, признавая, что экосистемы функционируют как целостные объекты и управлять ими необходимо именно как таковыми, а не их отдельными частями. Таким образом, при ЭП рассмотрение экосистем ведется за рамками традиционных юридически созданных границ, так как экосистемы часто пересекают государственные границы.

  • ЭП учитывает долговременные процессы. При этом уделяется внимание процессам в экосистемах на микроуровне, но они рассматриваются в широкой перспективе, включающей целые ландшафты в пространстве и десятилетия во времени.

  • ЭП включает людей. Наряду с экологической информацией уделяется внимание социально-экономической информации. Именно таким образом в явном виде человеческие потребности увязываются с биологической способностью экосистем удовлетворять эти потребности. И хотя при ЭП внимательно следят за процессами в экосистемах и биологическими порогами, все же имеется место для человеческой модификации экосистем.

  • ЭП предназначен для поддержания продуктивного потенциала экосистем. Он не ограничен только производственными функциями экосистем. Производство товаров и услуг как естественный результат деятельности здоровой экосистемы не рассматривается как конечная цель. В рамках этого подхода управление экосистемами не считается успешным, если при этом не сохраняется или не увеличивается способность экосистемы создавать желательные выгоды в будущем.

  • Экосистемный подход не означает отказа от других подходов к управлению и сохранению экосистем, таких, как биосферные заповедники, охраняемые территории и программы по сохранению отдельных биологических видов, которые реализуются в рамках существующей национальной политики и законодательных актов. ЭП мог бы использовать все эти подходы и другие методологии для случаев сложных ситуаций. Не существует какого-то одного способа реализации ЭП, так как он зависит от местных, областных, национальных, региональных или глобальных условий.

Применение экосистемного подхода

Не существует универсального способа применения принципов ЭП, но необходимы действия в некоторых из следующих областей.



  • Ликвидация недостающих знаний об экосистемах. Для эффективного управления экосистемами требуются знания об их функционировании и их текущем состоянии. Наличие подробных знаний об экосистемах позволяет нам судить об их продуктивной способности, о воздействии нашей деятельности и ее долгосрочных последствиях.

  • Ведение общественного диалога о противоречивости человеческой деятельности с экосистемами и о экосистемной политике. Знание экосистемных процессов и условий существенно, но это обеспечивает лишь основу для основанной на эффективной информации политики, направленной на управление ресурсами. При ЭП цели экосистемного управления устанавливаются на основе обсуждения с информированным населением его потребностей и того, что мы хотим получить от экосистем, как должны быть распределены выгоды и на что мы можем пойти в затратах и компромиссах между нашими потребностями и возможностями экосистем их удовлетворить.

  • Установление количественно выраженной ценности экосистемных услуг. Недооценка услуг экосистем была одним из главных факторов, лежащих в основе многих близоруких методов управления в прошлом. Таким образом, существенным элементом ЭП является возможность дать населению, правительствам и промышленности установить более точные ценности услуг экосистем, так, чтобы эти ценности могли быть включены в процесс планирования деятельности с экосистемами.

  • Вовлечение местного населения в управление экосистемами. Примеры многих стран мира показывают, что местные общины являются часто самыми благоразумными менеджерами экосистем. Их знание экосистем и прямая заинтересованность в сохранении их здоровья могут быть исключительно ценными для обеспечения долгосрочного управления экосистемами. Вовлечение местных общин в управление экосистемами может также способствовать более равноправному распределению выгод и затрат использования экосистемы.

  • Оценка потенциала для восстановления экосистем. Восстановление экосистемы – не новая идея, но за прошлые 20 лет улучшились научные основания для их восстановления. Интерес к восстановлению экосистем резко возрос, также как и расходы на эту деятельность. Однако не имеется ни надежной оценки общей деградации экосистем в мире, ни понимания того, какую часть этой деградации можно ликвидировать путем усилий по восстановлению экосистем.

  • Учет факторов городского планирования в управлении экосистемами. Урбанизация и стиль потребления жителей городов оказывают в настоящее время весьма значительное давление на экосистемы. Должным образом управляемые городские поселения могут уменьшить это давление путем экономии за счет масштабов роста жилья, транспортных систем и использования энергии. В рациональном управлении экосистемами не должно быть места игнорированию роли городов или рассмотрению их в качестве периферийного фактора.

  • Внедрение новых подходов к паркам и защищенным областям. ЭП связан с принятием новых мер по сочетанию действий человека с целями сохранения экосистем. Парки и природоохранные территории должны являться составной частью целостной стратегии управления ландшафтами, которая включает экологически приемлемую деятельность человека. В некоторых случаях эти территории и объекты могут быть физически соединены через ландшафтные коридоры таким образом, чтобы первоначальный пространственный характер экосистемы мог и далее функционировать. (8)

Реализация экосистемного подхода

Приведем несколько примеров активизации деятельности по использованию экосистемного подхода.



Экосистемный подход стал главной частью международных планов действий. В решении V/6 Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии (пятое совещание в 2000 г.) этот подход характеризуется как "стратегия комплексного управления земельными, водными и живыми ресурсами, которые обеспечивают их сохранение и устойчивое использование на справедливой основе".

Экосистемный подход, утвержденный в решении VI/6, обеспечивает структуру для разработки и реализации полного диапазона необходимых мер реагирования: от тех, которые прямо нацелены на удовлетворение потребностей в сохранении и устойчивом использовании биоразнообразия, до тех, принятие которых необходимо для устранения других косвенных и прямых приводных механизмов, оказывающих воздействие на экосистемы UNEP/CBD/SBSTTA/11/7.

В решении VII/11 (п. 8) конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии (7-е совещание в 2004 г.) отмечается касательно экосистемного подхода, что помимо устойчивого управления лесными ресурсами некоторые существующие подходы, относящиеся также к другим природоохранным конвенциям, включая управление экосистемами, комплексное управление речным бассейном, комплексное управление морскими и прибрежными зонами и ответственные подходы в области рыбного хозяйства, могут быть совместимыми с использованием экосистемного подхода Конвенции и помогать в его осуществлении в различных секторах или биомах. Осуществлению экосистемного подхода в различных секторах могут способствовать подходы и средства, конкретно разработанные для таких секторов.

На 8-й специальной сессии Совета управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП, 2004 г.), Глобальном форуме по окружающей среде на уровне министров (Чеджу, Республика Корея) министры подчеркнули, что комплексное управление водными ресурсами должно включать экосистемный подход как основу достижения целей развития на следующее тысячелетие (приняты генеральной ассамблеей ООН в 2000 г.) и целевых показателей Всемирной конференции на высшем уровне по устойчивому развитию. Для этого требуются участие региональных и местных властей, частного сектора, гражданского общества и местных общин, особенно женщин; активная поддержка международного сообщества в области наращивания потенциала, передачи технологии и международного финансирования; и сотрудничество со всеми соответствующими партнерами.

В 1999 г. началась разработка проекта Глобального экологического фонда (ГЭФ) "Интегрированный экосистемный подход к сохранению биоразнообразия и минимизации фрагментации мест обитаний в Российской Арктике". В основе этого проекта были следующие положения. Управление должно соответствовать «экосистемному» подходу. В идеале такой подход учитывает все тонкие и сложные зависимости между организмами (всех размеров) и физическими процессами (например, течениями и температурой моря), составляющими морскую экосистему. Экосистемный подход концентрируется не только на регулировании промысла определенных видов, но и на обеспечении того, чтобы промысел не оказывал отрицательного воздействия на виды, связанные с целевыми видами или зависящие от них. Учитывая присущие экосистемному подходу сложности, не удивительно, что организации, занимающиеся управлением промыслом, обычно игнорируют экосистемные вопросы и уделяют основное внимание видам, являющимся объектами конкретных промыслов.

В 2002 г. Всемирный саммит по устойчивому развитию (ВСУР, Йоханнесбург) отметил, что антропогенные угрозы биоразнообразию требуют принятия безотлагательных мер, а условием достижения прогресса в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия является экосистемный подход, изложенный в решениях, принятых в рамках Конвенции о биоразнообразии. ВСУР приветствовал в своем заключительном документе (пп. 30d, 36c) внедрение к 2010 году экосистемного подхода, принимая во внимание Рейкьявикскую декларацию по ответственному рыболовству в морской экосистеме и решение V/6 конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии.

В 2002 г. в Декларации третьей министерской сессии Арктического совета (Инари) была дана положительная оценка проекту ГЭФ “Комплексный экосистемный подход к сохранению биоразнообразия и уменьшению нарушений биотопов в Российской Арктике” (ECORA) как комплексного экосистемного подхода к управлению природными ресурсами, в рамках которого отдельные люди и общины повышают свою способность принимать ответственные решения, касающиеся их природной среды обитания (9).

В 2004 г. в Рейкьявикской декларации в отношении Стратегического плана по защите арктической морской среды (АМСП) было отмечено, что в основу АМСП положен экосистемный подход, и был высказан призыв к государствам-членам, рабочим группам Арктического совета и соответствующим региональным и международным органам поощрять применение этого подхода в отношении арктической морской среды.

Комиссия по Балтийскому морю поставила своей целью внедрить экосистемный подход к 2010 г. Начиная с 70-х годов ХЕЛКОМ использовал комплексный подход к восстановлению и защите морской окружающей среды района Балтийского моря, учитывая всю экосистему, а также экономические, социальные, рекреационные и культурные потребности населения, живущего в прибрежных государствах (10).

В августе 2005 г. в Мурманске проходил 11-й Российско-норвежский научный симпозиум, посвященный управлению морскими биоресурсами Баренцева моря. В выступлениях участников симпозиума прозвучала критика позиции Консультативного комитета по управлению промыслом Международного совета по исследованию моря (ИКЕС), предлагающего промысел трески около 400 тысяч тонн, исходя только из популяции трески, т.е. использования видового подхода. Экосистемный подход, получивший на симпозиуме признание большинства, предполагает в данном случае учет многих параметров: положение хищников, планктона, мойвы, которой питается треска, и других. Одними из принципов экосистемного подхода являются длительные выловы, основанные на долговременных позициях, сохранение рыбных запасов, постоянный мониторинг экологического состояния окружающей среды и поддержание здоровой экосистемы (11).


Экосистемный подход в управлении морскими экосистемами Арктики
Арктический совет в марте 2004 года рассмотрел Стратегический план по защите Арктической морской среды. В его основу положен сценарий возможного потепления в Арктике в связи с глобальным изменением климата и расширения экономической деятельности в этом регионе.

Возрастающая доступность и морской транспорт в Арктике требуют большей морской поддержки и приводят к возросшему риску для окружающей среды. Это может также оказать большое положительное влияние, создать значительные возможности для социального и экономического развития. Повышенные возможности для добычи и разработки ресурсов, морского транспорта и рыбного промысла приведут к возросшим объёмам капиталовложений и повысят требования к инфраструктуре всего региона.

Стратегический план будет способствовать такому развитию на основе устойчивости, а также последовательному и активному разрешению связанных с этим проблем для окружающей среды и общественности.

Открытие северного коридора с востока на запад, связывающего Европу с Азией по полярному маршруту, обладает привлекательностью для грузоотправителей с точки зрения экономии времени и затрат. В свою очередь, увеличение объёмов перевозок приведёт к повышенным требованиям ледокольного обеспечения в течение нескольких десятилетий. Размещение навигационных приборов, управление потоками судов, инспектирование судов на соответствие техническим требованиям и соображения безопасности повысят спрос на национальные морские ресурсы. Более свободный доступ приведёт к сокращению стоимости перевозимых на Север товаров, будет способствовать развитию прибрежных населенных пунктов и инфраструктуры и создаст возможности дополнительной занятости населения. По мере создания более благоприятных условий произойдёт разработка минеральных ресурсов, развитие туризма и промыслового рыболовства.

Сокращение ледового покрытия акватории Северного Ледовитого океана сократит значительное ограничение по добыче нефти и газа и приведёт тем самым к сокращению эксплуатационных расходов и повысит конкурентоспособность северных углеводородов.

Потепление и развитие экономического потенциала вызовут проблемы здоровья и благосостояния населения в Арктике.

Воздействие загрязняющих веществ на окружающую среду и здоровье населения Арктики остаётся одним из высших приоритетов.

Источники и пути распространения этих загрязняющих веществ находятся как внутри, так и за пределами этого региона. В арктических морских и наземных животных, которые употребляются в пищу коренными народностями и другими жителями Севера, накапливаются многочисленные стойкие органические загрязняющие вещества и тяжёлые металлы, возникающие в результате промышленной и сельскохозяйственной деятельности, осуществляемой намного южнее, однако переносимых и аккумулируемых в пищевой цепи.

Более того, многие действующие и бесхозные военные и промышленные объекты оставили в арктическом регионе «наследие» в виде загрязняющих веществ и загрязненной окружающей среды. Эти объекты могут представлять собой значительные проблемы и потенциально вносить свой вклад в ухудшение местной и региональной окружающей среды. Проблема оказывается ещё более серьёзной в условиях отмечаемой тенденции потепления Арктики, что приводит к ускоренному выбросу и распространению веществ в окружающей среде.

Многочисленные посёлки и поселения, промышленные объекты в водосборном бассейне Северного Ледовитого океана обладают неадекватными системами очистки сбросов. С ростом населения эта ситуация только обострится. Ключевая цель стратегического плана заключается в решении вопросов загрязнения среды путем содействия растущему пониманию появления и концентрации загрязняющих веществ и информирования об этом общественности, путем повышения сознательности и улучшения выбора продуктов питания.

В Стратегическом плане по защите арктической морской среды признаётся необходимость на основе международных соглашений способствовать глобальному контролю и сокращению производства, выпуска и использования в Арктике признанных опасными химических веществ.

Арктика представляет собой огромную проблему для правительств. Они обязаны рассматривать воздействие технологического и экономического прогресса на культуру и традиционный образ жизни коренных народностей, которые до последнего времени были хотя бы отчасти защищены самой природой экстремальной среды обитания.

Коренные народности – давние обитатели Арктики, поэтому их необходимо информировать и привлекать к разработке регионального подхода к изменяющейся окружающей среде. Они относительно немногочисленны, но они – лицо Севера, и их желание жить в гармонии с окружающей средой олицетворяет наши заявленные цели устойчивости и управления на основе экосистемного подхода.


Комплексный экосистемный подход

к современному управлению морями Арктики

На природу Арктики влияют такие экологические стресс-факторы, как низкие температуры и короткий вегетационный период. Биологические виды близки к пределам своего распространения и экосистемы тонко сбалансированы. Арктические экосистемы, как правило, относительно просты и биологическое разнообразие не столь развито, как в умеренных и тропических экосистемах. Однако в некоторых районах биологическое разнообразие и плотность популяций в высшей степени высоки.

Арктическое биологическое разнообразие характеризуется свойственными данной местности биологическими видами, видами с уникальной генетической вариацией и мигрирующими видами. Арктическое биологическое разнообразие важно на местном уровне, на национальном уровне и на глобальном уровне. На фоне изменяющегося климата и изменяющихся экологических систем, а также возросшей экономической активности стратегический план обязательно должен быть направлен на обеспечение естественной способности воспроизводства и биологического разнообразия арктических экосистем.

В рамках экосистемного подхода и комплексного управления необходимо рассматривать виды деятельности человека, экологические процессы и окружающую среду целостно и всесторонне. Ни один из сценариев нельзя рассматривать изолированно. Экосистемный подход требует, чтобы отраслевое управление осуществлялось таким образом, чтобы защитить природную среду, свести к минимуму воздействие на окружающую среду и интегрировать идеи во всех экологических и социально-экономических областях. Действия необходимо концентрировать на реалистичных и практических мероприятиях, направленных на сокращение ущерба окружающей среде, на защиту биологического разнообразия, содействие здоровью и благополучию местных сообществ и на управление видами деятельности, связанными с ресурсами.

Для того чтобы эти действия увенчались успехом, необходимо улучшать понимание экосистемных процессов, совершенствовать системы мониторинга, прогнозирования и отчётности, прояснять цели, развивать инфраструктуру, использовать самые прогрессивные методы работы, интегрировать процесс принятия решений и применять солидный, скоординированный региональный подход.

Экосистемный подход в рамках Стратегического плана Арктического совета (16) предусматривает следующую деятельность:

• разработку экосистемных целей управления;

•оптимальное использование полезных научных, технических и традиционных экологических знаний и рекомендаций по структуре и функциям экосистемы;

• интегрированную комплексную экспертную оценку;

• координированный и комплексный мониторинг;

• участие всех заинтересованных сторон, в частности сообществ коренных народностей и других жителей Арктики;

• комплексное планирование, принятие крупномасштабных решений, контроль и отслеживание их выполнения.

В настоящее время имеется возможность подготовиться к возрастающему объёму активности в Арктике путём разработки регионального подхода, который позволит добиться максимальных выгод и решать задачи сокращения загрязнения и риска воздействия на окружающую среду, сохранить арктическую флору и фауну, защитить традиционный образ жизни и культурные обычаи коренного населения, способствовать благосостоянию сообществ коренных народностей и других жителей Арктики, смягчить воздействие изменения климата и поддерживать устойчивое использование морских ресурсов.



Рисунок 1 – Схема реализации экосистемного подхода в управлении природопользованием
Представляется полезным для Арктического региона опыт международного сотрудничества по Антарктике в области использования экосистемного подхода.

Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ) была пионером в разработке экосистемного подхода к регулированию промысла. Этот подход не концентрируется исключительно на промышленных видах, а ставит целью предотвратить пагубное воздействие промысла на «зависимые и связанные» виды. При применении экосистемного подхода АНТКОМ преодолевает трудность описания сложных морских экосистем, допуская, что в системе доминирует комплекс видов, наиболее важных в трофической цепи.

В отличие от других многосторонних соглашений по рыболовству Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики занимается не только регулированием рыбного промысла, но также отвечает за сохранение экосистемы. Такой «экосистемный подход», рассматривающий весь Южный океан как комплекс взаимосвязанных экосистем, отличает Конвенцию от других многосторонних соглашений по рыболовству.

Экосистемный подход не концентрируется исключительно на видах, являющихся объектом промысла, но также ищет пути во избежание ситуаций, в которых промысел оказывает неблагоприятное воздействие на «зависящие от них и связанные с ними виды», т.е. на животных, с которыми человек конкурирует за пищевые ресурсы.

Осуществляя экосистемный подход, АНТКОМ озабочен «косвенным» воздействием промысла, т.е. что изъятие потребляемого вида (криля) на одном трофическом уровне может косвенно повлиять на другие трофические уровни, такие, как морские птицы или млекопитающие.

Регулирование больших и комплексных морских экосистем, однако, является задачей, для решения которой в настоящее время мы не обладаем ни достаточными знаниями, ни адекватными средствами. Вместо этого подход АНТКОМа заключается в регулировании человеческой деятельности (т.е. промысла), так что можно избежать вредоносных изменений в экосистеме Антарктики.

В применении экосистемного подхода АНТКОМ решил преодолеть трудность описания морских экосистем во всей их сложности через предположение, что регулируемая система представляет собой комплекс видов, являющихся наиболее важными в трофической цепи (так называемые виды-индикаторы), или запасы в пределах в какой-то степени произвольно определяемого географического региона (района управления).

Одним из ключевых шагов в развитии реально осуществимого подхода к управлению морскими живыми ресурсами является четкое определение целей. АНТКОМ, как и другие международные конвенции по регулированию промысла морских животных, излагает общие цели, которые воплощают собой важные принципы, но они не всегда могут получить четкую научную интерпретацию.

Применение экосистемного подхода к управлению создает новые научные проблемы. Как отмечено выше, это задача, которая должна выполняться в системе с высоким уровнем сложности, даже когда рассматривается только несколько основных потребляемых видов и видов-хищников и их взаимодействие с окружающей средой. Ситуация также усложняется тем, что научные исследования должны проводиться в суровых и отдаленных местах, с ограниченным научным и материально-техническим обеспечением. В целях преодоления этих трудностей АНТКОМ начал разрабатывать стратегическое моделирование с использованием компьютерных методов для установления научных приоритетов, а также развития и оценки вариантов управления. Стратегическое моделирование основывается на интеграции существующих компьютерных моделей, используемых АНТКОМом, с новыми моделями, которые затем могут быть связаны вместе для создания моделей экосистемы (12).

Меры по реализации экосистемного подхода

На основе документа ООН "Оценка экосистем на пороге нового тысячелетия" был определен ряд мер по реализации экосистемного подхода (13):



A. Меры реагирования, нацеленные главным образом на сохранение биоразнообразия:

  • создание охраняемых районов, включая морские охраняемые районы;

  • охрана видов и меры по восстановлению видов, находящихся под угрозой исчезновения;

  • сохранение генетического разнообразия in-situ и ex-situ (внутри и вне систем обитания видов);

  • восстановление экосистем.

B. Меры реагирования, нацеленные главным образом на обеспечение устойчивого использования:

  • взимание платы за использование биоразнообразия и за экосистемные услуги и организация рынков их сбыта;

  • включение соображений сохранения биоразнообразия в практику управления другими секторами, такими как, сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство;

  • получение выгод местными общинами.

C. Комплексные меры реагирования, нацеленные одновременно на сохранение и устойчивое использование биоразнообразия:

  • расширение координации взаимодействия среди многосторонних экологических соглашений и между экологическими соглашениями и другими международными экономическими и социальными учреждениями;

  • осведомленность общественности, связь и просвещение;

  • расширение человеческого и организационного потенциала для проведения оценки воздействия экосистемных изменений на благосостояние людей и для принятия мер по результатам таких оценок;

  • усиление интеграции отраслевых мер реагирования.

D. Меры реагирования, нацеленные на устранение прямых и косвенных приводных механизмов, вызывающих изменения, и на создание стимулирующих условий:

  • устранение субсидий, стимулирующих чрезмерное использование экосистемных услуг (и по возможности использование данных субсидий для оплаты нетоварных экосистемных услуг);

  • устойчивая интенсификация сельского хозяйства;

  • устранение неустойчивых структур потребления;

  • замедление изменений климата и адаптация к ним;

  • замедление глобальных темпов сброса биогенных веществ;

  • корректировка сбоев рыночного механизма и учет внешних экологических последствий, которые ведут к деградации экосистемных услуг;

  • интегрирование сохранения биоразнообразия и планирования развития;

  • повышение прозрачности и отчетности деятельности государственного и частного секторов в области принятия решений, оказывающих воздействие на экосистемы, в том числе посредством более широкого участия соответствующих субъектов деятельности в процессе принятия решений;

  • необходимость распространения научных заключений и данных среди всех слоев общества.

Меры по реализации экосистемного подхода в Арктике

В рамках Арктического совета были подготовлены предложения о реализации решений Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге на втором и последующих этапах выполнения Плана действий Арктического совета по устойчивому развитию – 10 марта 2004 г.:

- поощрять внедрение к 2010 году экосистемного подхода в Арктике, принимая во внимание Рейкьявикскую декларацию (19) по ответственному рыболовству в морской экосистеме и решение 6-й Конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии; (п.30D);

- для достижения устойчивого рыболовства в Арктике необходимо предпринять на всех уровнях следующие меры (п.31):



  • сохранить или восстановить запасы до уровней, которые могли бы обеспечивать максимальный устойчивый улов, в отношении истощенных запасов в безотлагательном порядке и, где это возможно, не позднее чем к 2015 году (п. 31а);

  • разработать и осуществить в неотложном порядке национальные планы действий для выполнения международных планов действий Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, в частности Международного плана действий по управлению рыбопромысловым потенциалом к 2005 году и Международного плана действий по предотвращению, предупреждению и искоренению незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла в 2004-2005 годах (п. 31D);

- разработать и содействовать применению различных подходов и инструментов, включая экосистемный подход, ликвидацию в Арктическом регионе вредных методов рыбного промысла, создание охраняемых морских районов в соответствии с международным правом и на основе научной информации, включая репрезентативные сети, к 2012 году, а также закрытие на определенное время в целях охраны мест нереста рыбы; надлежащее землепользование в прибрежных районах; планирование использования ресурсов водосборных бассейнов и включение охраны морских и прибрежных районов в число ключевых задач (п.32с) (12,15).

Меры стимулирования перехода к экосистемному подходу





  1. Проведение стоимостной оценки, как правило, ориентируется на определение ценности товаров и услуг, обеспечиваемых ресурсами и функциями биоразнообразия, так называемыми экосистемными услугами. В то время как методы проведения оценки предусматривают определение ценности в денежном выражении, это отнюдь не означает, что во внимание принимаются только услуги, обеспечивающие поступление прямых денежных выгод. Применение оценочных методов необходимо для определения стоимости нетоварных экосистемных услуг, поскольку в противном случае данные услуги не будут учитываться в процессе принятия решений частным и государственным секторами. Концепция полной экономической ценности (ПЭЦ) представляет собой стандартную структуру, в рамках которой приводится описание различных типов экономической ценности, приписываемой природным ресурсам. Она состоит из ценности использования (ценность прямого, косвенного и отложенного использования) и неиспользования (ценность существования и завещательная ценность) ресурса. Ввиду их ограниченной пригодности для выявления и проведения оценки тех функций биоразнообразия, которые являются ключевыми для выживания глобальных экосистем, включая людей, при использовании оценочных инструментов основное внимание обычно направлено на определение ценности относительно небольших (постепенно нарастающих) изменений в экосистемных услугах, которые являются результатом (или будут являться результатом) принимаемых управленческих решений или других видов антропогенной деятельности.

  2. В последние два десятилетия предпринимались многочисленные попытки на национальном и международном уровнях включать внешние (неучтенные в себестоимости) экологические последствия экономической деятельности в счета национального дохода, в том числе через сателлитные счета, и применять показатели экологической амортизации, чтобы отразить экологические потери, вызываемые в результате экономической деятельности. Такие показатели могут послужить основой для установления приоритетов в национальной экологической политике и концентрации усилий для смягчения или нейтрализации результатов экологически вредной деятельности. Разработка корректировки с учетом биоразнообразия для счетов национального дохода представляется одним из важных средств обеспечения более эффективного учета аспекта утраты биоразнообразия в процессе разработки макроэкономической политики.

  3. Привлечение к работе по оценке экосистем хозяйствующих субъектов, а также коренного и местного населения (общины) (14).



    Рисунок 2 – Связь проблем изменения климата и потери биоразнообразия



    Рисунок 3 – Возможный международный механизм стимулирования

    решения проблемы потери биоразнообразия

    Разработка протокола о сохранении и устойчивом использовании биоразнообразия, аналогичного Киотскому протоколу (рис. 2, 3), в результате которого государства-экологические доноры, сохранившие экологические услуги для глобальной биосферы (международного сообщества), смогли бы получать компенсацию от стран, на территории которых исчерпана ассимиляционная способность экосистем (18).



  1. Decisions adopted by the Conference of the Parties to the Convention on biological diversity at its fifth meeting, Decision V/6, UNEP/CBD/COP/5/23, Nairobi, 15-26 May 2000:

  2. Dollars and sense. NATURE, Vol. 437, 29 September 2005, pp. 614- 616.

  3. http://www.scidev.net/pdffiles/nature/437614a.pdf).

  4. http://www.arctic-council.org/files/infopage/87/2ndDraftRussian.pdf

  5. http://www.ln.mid.ru/dip_vest.nsf/0/41a83fb64831dfa9c3256c9900332231?)

  6. UNEP/CBD/SBSTTA/11/7 31 August 2005. http://www.biodiv.org/doc/meetings/sbstta/sbstta-11/official/sbstta-11-07-ru.doc)

  7. UNEP/CBD/SBSTTA/11/9 19 September 2005) http://www.biodiv.org/doc/meetings/sbstta/sbstta-11/official/sbstta-11-09-ru.doc

  8. Аналитический обзор материалов ХЕЛКОМ в отношении Европейской морской стратегии – http://www.helcom.ru/doc/7.pdf.)

  9. АНТКОМ. Подход к управлению (под редакцией К.-Г. Кока) www.ccamlr.org/pu/r/pubs/am/management.pdf

  10. Гудрун Хенне (Gudrun Henne). Экосистемный подход. "Гринпис"

  11. Значение итогов оценки экосистем на пороге тысячелетия для будущей работы в рамках Конвенции по биологическому разнообразию. UNEP/CBD/SBSTTA/11/7 31 August 2005)

  12. Конвенция по биологическому разнообразию (1982 г.) www.biodiv.org/doc/meetings/sbstta/ sbstta-06/official/sbstta-06-12-add1-ru.pdf

  13. "Оценка экосистем на пороге нового тысячелетия". http://www.ccamlr.org/pu/r/pubs/am/man-ant/understanding.pdf)

  14. Контроль над живыми морскими ресурсами в Норвегии, Общество и политика, 2005- http://www.norvegia.ru/policy/trade/marine/marine.htm)

  15. Пятая конференция сторон Конвенции по биоразнообразию (КБР), прошедшей в мае 2000 г. в Найроби (решение V/6, www.biodiv.org/programmes/cross-cutting/ecosystem/default.asp)

  16. Стратегический план по защите Арктической морской среды. Арктический совет. Март
    2004 г.

  17. Участники симпозиума в Мурманске поддержали экосистемный подход. http://www.regnum.ru/news/498210.html)

  18. R.Perelet. New economic tools to conserve biodiversity – the NIS perspective. IUCN Regional Office for Europe Bulletin, v.7, 2005, pp. 12-13,

  19. http://www.iucn.org/places/europe/rofe/documents/Rofe%20News_Vol7_english.pdf

  20. Рейкъявикская декларация Арктического совета. 2004г. http://www.ln.mid.ru/ns-dipecon.nsf/0/62d0dab05a64e8c2c3256f6300312bc2?OpenDocument http://www.arctictoday.ru/council/sovet/656.html


Получено 15.02.2006 г.
Р.О. Перелет

Екосистемний підхід до управління

природокористуванням і природоохоронною діяльністю

У статті розглянуто питання еволюції від моноресурсного до екосистемного підходу в природокористуванні, основні тенденції у дії економічної діяльності на екосистеми і скорочення біорізноманітності. Розглянуто визначення, застосування, реалізація і стимулювання переходу до екосистемного підходу. Наведено приклад реалізації екосистемного підходу на прикладі екосистеми Арктики.

1Перелет Ренат Алексеевич, академик Российской экологической академии, доцент РАГС, в.н.с. Института системного анализа РАН.
© Р.А. Перелет, 2006



Механізм регулювання економіки, 2006, № 1

Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> С. Я. Гончарова-Грабовская
123456789 -> 1. общие положения цель практических занятий
123456789 -> 40 – летию кафедры тэлаиад мгту га посвящается
123456789 -> Лекция Общее устройство авиамоделей. Материалы для авиамоделирования
123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
123456789 -> Методические указания по проведению практических занятий на тему: "Особенности конструкции и технической эксплуатации планера самолета"
123456789 -> Задачах: а определение терминов «концепт» и«концепто-сфера»
123456789 -> Восстановление твердых тканей зубов вкладками и штифтовыми конструкциями
123456789 -> Фольклорное наследие александра потебни
123456789 -> Сердечно-сосудистые заболевания и сахарный диабет


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница